Научная статья на тему 'Конкурентоспособность региона: содержание, факторы, политика'

Конкурентоспособность региона: содержание, факторы, политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11047
926
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
регион / конкуренция / конкурентоспособность / конкуренция по местоположению / экзогенные факторы конкурентоспособности региона / эндогенные факторы конкурентоспособности региона / region / competition / competitiveness / location based competition / exogenous factors of regional competitiveness / endogenous factors of regional competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаститко Андрей Евгеньевич

Сформулирована рамочная концепция конкурентоспособности региона. Раскрыто содержания понятия конкурентоспособности региона, дана классификация факторов конкурентоспособности. Сформулированы подходы к формированию показателей конкурентоспособности региона. Выделены три группы инструментов, посредством которых можно воздействовать на конкурентоспособность региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаститко Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a framework conception of regional competitiveness. The notion of regional competitiveness as well as approaches to the classification of competitiveness factors are considered in detail. The author elaborates a set of indicators of regional competitiveness. The article also discusses three groups of factors which can influence the competitiveness of any region.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность региона: содержание, факторы, политика»

УДК: 332.145

А. Е. Шаститко

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

РЕГИОНА:

СОДЕРЖАНИЕ, ФАКТОРЫ, ПОЛИТИКА

«5»

Сформулирована рамочная концепция конкурентоспособности региона. Раскрыто содержание понятия конкурентоспособности региона, дана классификация факторов конкурентоспособности. Сформулированы подходы к формированию показателей конкурентоспособности региона. Выделены три группы инструментов, посредством которых можно воздействовать на конкурентоспособность региона.

The article describes a framework conception of regional competitiveness. The notion of

regional competitiveness as well as approaches to the classification of competitiveness factors are considered in detail. The author elaborates a set of indicators of regional competitiveness. The article also discusses three groups of factors which can influence the competitiveness of any region.

Ключевые слова: регион, конкуренция, конкурентоспособность, конкуренция по местоположению, экзогенные факторы конкурентоспособности региона, эндогенные факторы конкурентоспособности региона.

Key words: region, competition, competitiveness, location based competition, exogenous factors of regional competitiveness, endogenous factors of regional competitiveness.

Введение

Конкурентоспособность — популярное понятие, используемое экономистами и лицами, принимающими политические решения, для обоснования мероприятий, которые должны быть реализованы в целях улучшения положения объекта мероприятий относительно других объектов, обладающих аналогичными характеристиками с точки зрения результатов функционирования данного класса объектов. Проблематика конкурентоспособности подвержена в меньшей степени перепадам внимания исследователей и политиков, чем вопросы конкурентной и промышленной политики — направлений деятельности органов государственной власти, тесно связанных с решением проблемы повышений конкурентоспособности российских товаров, товаропроизводителей, отраслей российской экономики, российских регионов и экономики России в целом.

Поскольку упомянутые понятия в дальнейшем также понадобятся, отметим, что промышленная политика — комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности определенной категории произ-

водителей (например, отечественных производителей!) или произведенной на территории страны (региона) товара (услуги) посредством управления ресурсами — располагаемыми государством или теми ресурсами, на решения по поводу использования которых в частном секторе государство также может оказать предсказуемо существенное влияние. В свою очередь конкурентная политика — установление (изменение) правил и создание (поддержание/изменение) механизмов, обеспечивающих их, направленные на поддержание и развитие конкуренции с целью обеспечения эффективного использования ресурсов. В промышленной политике основной акцент сделан на ресурсах, тогда как в конкурентной политике — на стимулах. Для конкурентоспособности важно и то и другое.

Вместе с тем, несмотря на широкое использование понятий конку-рентоспобности вообще и конкурентоспособности региона в частности, часто возникают довольно серьезные затруднения с операционализа-цией данного понятия, что выражается в первую очередь в наполнении его различным содержанием. Иными словами, все употребляют понятие конкурентоспособности, но очень часто затрудняются объяснить, что имеют в виду, используя данное понятие как в экономических дискуссиях, так и политической риторике.

Феномен конкурентоспособности региона обладает комплексом характеристик, каждая из которых имеет существенное значение для понимания указанного явления в целом. Действительно, данный феномен вряд ли может быть рассмотрен вне определения соответствующего контекста взаимодействия между субъектами, определения характеристик самих субъектов, а так же идентификации критериев, по которым оценивается уровень конкурентоспособности, так же как и его изменение. Указанные аспекты тесно переплетены, вот почему упорядоченное представление об их сопряженности является важным моментом для формирования целостного представления о конкурентоспособности любого субъекта вообще (в том числе фирмы, организации, национальной экономики и т. д.) и региона в частности.

Основная цель данной статьи — сформулировать рамочную концепцию конкурентоспособности региона. «Рамочность» концепции предполагает в первую очередь обозначение общих вопросов конкурентоспособности региона, которые должны быть конкретизированы применительно к той или иной территории (региону или группе регионов).

Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса задач, включая:

1 Мы не будем рассматривать вопрос о критериях определения принадлежности производителей к категории отечественных. Отметим лишь, что он не относится к числу тривиальных, так как сам факт производства товаров и услуг на определенной территории (в данном случае - в России или на территории определенного региона) еще не является достаточным основанием относить его к отечественному или региональному производителю, даже если применять критерий «локализации по добавленной стоимости».

— объяснение ключевых компонентов теории конкуренции по местоположению;

— раскрытие содержания конкурентоспособности территории как аналитического инструментария выработки стратегии регионального развития;

— определение факторов конкурентоспособности региона;

— подходы к формированию показателей конкурентоспособности региона и использование неквантифицированных характеристик конкурентоспособности региона.

Мы будем исходить из того, что регион — это относительно обособленная территория с набором характеристик, значимых с точки зрения условий экономических обменов вообще и предпринимательской деятельности в частности, но в то же время не обладающая такими атрибутами национального суверенитета, как собственная валюта, вооруженные силы, система судопроизводства, внешняя политика (включая определение условий внешней торговли), и, соответственно, не предоставляющая такие услуги, как обеспечение национальной безопасности, макроэкономической стабильности.

Обособленность территории может проявляться в разных формах, начиная от существования таможенных границ де-факто или де-юре и заканчивая просто фактом регистрации предприятия как юридического лица на той или иной территории. Подчеркнем, что регионы могут различаться отдельными характеристиками институциональной среды в той части, которая соответствует возможностям региональных властей устанавливать формальные правила, а также механизмов, обеспечивающих соблюдение всей системы правил — формальных и неформальных — на данной территории.

Конкуренция по местоположению

Понимание конкурентоспособности региона как одной из его важных характеристик во многом зависит от содержания, которое вкладывается в понятие конкуренции, так как конкурентоспособность фактически относится к субъекту и/или результату его деятельности, тогда как конкуренция — это ситуация или процесс, в котором конкурентоспособность проявляется (и/или формируется) вне зависимости от того, к какой категории субъектов относятся участники конкуренции (хозяйствующие субъекты, национальные экономики, регионы и т. д.).

Иными словами, конкурентоспособность проявляется в том, что субъект, чья конкурентоспособность характеризуется, занимает преимущественное положение по отношению к другим субъектам или как минимум не ухудшает свое положение по отношению к другим субъектам (конкурентам). Вот почему важно понимать, что существуют сопряженность понятий конкуренции и конкурентоспособности, а также самостоятельный вопрос идентификации (в том числе количественной) степени преимущественности (посредством набора показателей).

Вот почему установление содержания и возможных форм конкуренции — важное условие системного определения и исследования проблем конкурентоспособности. Прежде чем говорить о видах конкуренции, отметим, что само понимание конкуренции также разнообразно. Однако в нашу задачу не входит подробный разбор содержания данного понятия и вытекающего из выбранного варианта определения основных следствий. Мы остановимся на двух вариантах определения конкуренции — статическом и динамическом, понимая, что само разграничение также условно.

В соответствии со статическим подходом конкуренция — это ситуация, в которой достижение цели одним субъектом в одно и то же время эффективно ограничивается стремлением к достижению цели другим субъектом. Другими словами, ключевой признак статической конкуренции — недоступность одной и той же единицы «блага» для нескольких субъектов одновременно. Напомним, что такое (доступность одной и той же единицы для разных субъектов) возможно, если благо является общественным2). Однако если это ограничение зависит от выбранных стратегий как данным субъектом, так и его конкурентами, то статическую конкуренцию будет крайне сложно отличить от динамической, если только не использовать такие специфические характеристики, как нововведения.

В соответствии с динамическим подходом конкуренция — это процесс обнаружения новых возможностей использования известных ресурсов, а также процесс открытия или создания новых ресурсов [4]. Поскольку обнаружение новых возможностей сопряжено с использованием информации и обменом знаниями в обществе, то конкуренцию можно рассматривать так же, как процесс выявления и обмена знаниями или информацией о качестве, альтернативах использования различных ресурсов в разных возможных вариантах применения [1, с. 316]. С этой точки зрения та территория, на которой действуют хозяйствующие субъекты с сильными стимулами, нацеленными на нахождение новых возможностей использования известных ресурсов и выявление новых ресурсов, обладают более высокой конкурентоспособностью, чем территории со слабыми стимулами хозяйствующих субъектов.

В дальнейшем мы не будет делать принципиальных различий в объяснении различных аспектов конкурентоспособности через призму разных вариантов определения конкуренции, если иное не будет оговорено особо.

Формы конкуренции, которые наиболее широко представлены в литературе, исследующей организацию рынков, многообразны. В частно-

2 Один из отличительных признаков — неконкурентность в потреблении. Например, появление дополнительного зрителя на фейерверке не приводит к его недоступности как зрелища для других. Строго говоря, данное благо может быть отнесено к «перегружаемым» общественным, когда после определенного предела предельные издержки предоставления данной услуги начинают расти. В этом случае более корректно было бы говорить о таком благе, как клубном.

сти, в экономической теории известно разграничение конкуренции на следующие типы: ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную, текущую и межвременную, товарную и по местоположению, ex ante и ex post, за рынок и на рынке, фактическую и потенциальную. Такие типологии позволяют выявить и параллельные аспекты конкурентоспособности, что, однако, не входит в задачи данной статьи.

Как содержание конкуренции, так и характеристики конкурентоспособности во многом зависят от свойств продукта, который является результатом функционирования соответствующего субъекта-участника конкуренции. Если продукт (например, новая компьютерная программа) легко пересекает границы, а зафиксировать сам факт его производства на территории страны требует значительных издержек, то значение будут иметь другие факторы конкурентоспособности региона, связанные, к примеру, с качеством жизни непосредственного производителя данного продукта.

Если за точку отсчета принять конкуренцию между хозяйствующими субъектами на рынке, а также предположить, что принадлежность субъектов к одному и тому же рынку (с точки зрения продуктовых и географических границ) фактически означает одинаковость местоположения, то в этом случае данный фактор не имеет самостоятельного значения с точки зрения конкуренции. Ослабление этой предпосылки приводит к тому, что:

1) местоположение может оказывать влияние на условия реальной конкуренции (и, соответственно, конкурентоспособность производителя);

2) местоположение должно учитываться при оценке потенциальной конкуренции и соответствующей ей потенциальной конкурентоспособности.

Второй аспект важен в том случае, если субъекты не вступают друг с другом в прямую конкуренцию, так как работают на разные рынки, но параметры их деятельности являются сопоставимыми, так же как и результаты. Этот механизм известен как эталонная конкуренция [5].

Экономическая деятельность вообще и предпринимательская в частности осуществляется в определенных координатах времени и места. Значимость территориальной принадлежности, когда один и тот же субъект не может располагаться на разных территориях, иными словами, когда одно и то же юридическое лицо зарегистрировано в разных регионах и не может одновременно через одни и те же подразделения осуществлять одну и ту же деятельность в разных регионах, является материальной основой конкуренции по местоположению.

В чистом виде конкуренция по местоположению действует следующим образом. Предположим, что есть несколько обособленных территорий, между которыми случайным образом распределены экономические единицы, производящие стоимость. Каждая единица — центр принятия решений, в которых воплощаются интересы субъекта, контролирующего данную единицу.

Если условия взаимодействия с другими экономическими единицами, а также между рассматриваемой единицей и субъектом, контро-

лирующим данную территорию, оказываются менее благоприятными, чем на другой территории, то у лица, принимающего решения в данной экономической единице, возникают стимулы к перемещению деятельности на другую территорию. При прочих равных условиях, чем благоприятнее условия предпринимательской деятельности в регионе, тем больше предпринимателей будет вести свой бизнес в данном регионе. Причем важно отметить, что вовсе необязательно речь идет именно о межрегиональном перемещении бизнеса. Конкуренция может осуществляться и косвенным образом, когда развитие бизнеса происходит за счет принятия решений теми, кто живет в том или ином регионе, открыть (или, наоборот, закрыть) свой собственный бизнес3. В результате увеличивается количество регистраций и бизнесов в расчете на фиксированное число жителей (как правило, на 1000 человек).

Понятно, что для того чтобы конкуренция по местоположению работала, должны быть выполнены многочисленные условия, которые сводятся в конечном счете к тому, что ожидаемая чистая выгода от перемещения с одной территории на другую (с учетом дисконтирования) должна быть не меньше, чем издержки переключения, то есть те затраты, которые должен понести указанный субъект для того, чтобы перевести свой бизнес с одной территории на другую. В противном случае только значительная степень дифференциации условий ведения бизнеса (ухудшение условий в контрольном регионе) может побудить участников хозяйственной деятельности сменить место ее ведения.

Издержки переключения имеют принципиальное значение для обеспечения действенности конкуренции ex post, то есть для тех хозяйствующих субъектов, которые уже закрепились на территории одного из рассматриваемых регионов. Действенность конкуренции ex post во многом зависит от уровня развития инфраструктурных рынков, в том числе рынков купли-продажи бизнеса (особенно если речь идет о малом и среднем бизнесе, который практически не использует фондовые механизмы) [3], жилья и другой недвижимости, рынка труда, а также предоставляемых на региональном уровне государственных услуг. Функционирование инфраструктурных рынков сопряжено с физическим перемещением в пространстве участников экономической деятельности (в экономической теории такого рода перемещение в контексте конкуренции называется «голосованием ногами»).

Кроме того, следует учитывать еще две возможности — переключение на теневую схему деятельности, а также выход из бизнеса. В этом случае конкурентоспособность региона как таковая должна быть отделена от конкурентоспособности формальных институтов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов, в отличие от

3 Важно сделать одну оговорку: здесь мы не рассматриваем вопросы специализации той или иной территории на производстве того или иного класса продуктов, по умолчанию полагая, что сравнительные преимущества имеют значение, но не являются единственным фактором, определяющим экономический профиль территории.

институтов, которые регламентируют аналогичную деятельность, но уже вне поля государственного регулирования и гарантий безопасности прав собственности и контрактных прав.

Подчеркнем также, что на категориальном уровне следует проводить различия между привлекательностью (конкурентоспособностью) региона для ведения предпринимательской деятельности и для проживания (потребления свободного времени). Чем лучше развита транспортная инфраструктура, чем значительнее дифференциация соседних регионов по условиям жизни (стоимость и качество жилья, экология и т. д.), тем актуальнее данное различие.

Конкурентоспособность территории

Понимание содержания конкурентоспособности территории во многом зависит от того, какой контекст при этом используется. Очевидно, что, исследуя межрегиональные связи, в первую очередь возникает тезис об основах межстрановой, межрегиональной и, вообще, межтерриториальной торговли. С этой точки зрения фундаментальной основой объяснения направления движения товаров (а также ресурсов, если принимать во внимание экспорт товара с высокой долей издержек, связанных с использованием ресурса, например электричество через алюминий) и соответственно специализации, являются сравнительные преимущества, основанные на различиях в альтернативных издержках производства товаров на соответствующих территориях.

При всей сложности современной теории международной торговли базовая идея проста. Территории (страны, регионы) технически могут производить одно и то же (или достаточно сильно пересекающееся) множество товаров. Однако увеличение объема выпуска одного и того же товара будет сопряжено с различными объемами сокращения производства других товаров для разных стран.

Вместе с тем следует принимать во внимание два важных обстоятельства, которые сопряжены с пониманием содержания конкурентоспособности региона и условий ее повышения.

Во-первых, в теоретических моделях сравнительные преимущества являются исходными условиями в объяснении направления и масштабов торговли между территориями. Вместе с тем на практике выявление сравнительных преимуществ в многоотраслевой экономике — это самостоятельный вопрос. Соответственно, чем точнее механизм, с помощью которого выявляются сравнительные преимущества, тем выше конкурентоспособность соответствующей территории. Однако следует признать, что в двусторонней торговле неадекватность в выявлении сравнительных преимуществ может негативно сказаться и на партнерах в торговле.

Во-вторых, можно представить себе достаточно уникальный, но вместе с тем важный случай, когда для двух стран альтернативные издержки производства фиксированного набора видов товаров одинаковы. Различия лишь в прямых издержках, связанных с производитель-

ностью факторов производства. Означает ли это, что две страны (два региона) в равной степени конкурентоспособны? Причем понятно, что существенными являются различия в производительности труда, проистекающие от особенностей регионов, например регулятивного режима. Применяя критерии эталонной конкуренции, можно дать однозначно отрицательный ответ.

Конкурентоспособность — относительная (сопоставительная) характеристика субъекта фактической или потенциальной конкуренции вне зависимости от характеристики конкуренции. Как следует из вышеизложенного, необходимо различать конкурентоспособность отдельного хозяйствующего субъекта (отрасли) и конкурентоспособность региона. С точки зрения схемы функционирования рыночного механизма конкурентоспособность региона производна от конкурентоспособности работающих в нем предприятий. Чем выше (ниже) конкурентоспособность предприятий, тем, при прочих равных условиях, выше (ниже) конкурентоспособность региона. В свою очередь в первом приближении конкурентоспособность предприятия выражается в том, с какой производительностью используются факторы производства, каковы цены на эти факторы. Однако следует учитывать, что предприятия разнообразны как в отраслевом разрезе, так и с точки зрения размеров, организационно-правовых форм. Вот почему указанное соотношение сложнее.

Кроме того, в экономической литературе не существует единообразного представления о конкурентоспособности отдельного хозяйствующего субъекта, отрасли или национальной экономики. В работе Е. Г. Ясина и А. А. Яковлева предложено рабочее определение конкурентоспособности товаров и услуг, которое сводится к «способности продавать их (товары и услуги. — А. Ш.) по рыночным ценам с нормальной прибылью» [7, с. 8]. По умолчанию предполагается, что хозяйствующий субъект выживает на рынке в долгосрочном плане только тогда, когда его полные средние издержки не ниже рыночной цены, что соответствует условиям равновесия на конкурентном рынке.

Однако, как уже было показано выше, статический вариант определения конкуренции не является единственно возможным. В принципе можно выделить пять основных подходов к решению вопроса об опе-рационализации концепции конкурентоспособности4.

1. Простой подход, основанный на сравнении отдельных традиционно используемых косвенных показателей производительности и конкурентоспособности на уровне отрасли и национальных экономик.

2. Подход, основанный на четырехфакторной модели конкурентных преимуществ национальных экономик М. Портера.

3. Подход, основанный на оценке неэффективности функционирования фирмы (по сравнению с наилучшей существующей практикой) и

4 Эти результаты были получены на основе исследования, выполненного фондом «Бюро экономического анализа» в 2001 году.

построении регрессионной модели, объясняющей причины неэффективности (модель OCRA).

4. Проверка гипотез о направлениях специализации труда как факторов повышения конкурентоспособности фирм.

5. Подход, основанный на расчете показателей конкурентоспособности отрасли/фирмы через показатели конкурентоспособности товаров.

Подчеркнем, что здесь используются названия, которые не являются общепринятыми, но отражают суть, основную характеристику представляемой методики.

Задача разработки концепции конкурентоспособности региона, несмотря на сравнительную простоту общей идеи, которая может быть заложена в основу данной концепции, на самом деле может оказаться гораздо более сложной, чем для отдельной отрасли или субъекта.

Конкурентоспособность по местоположению, что в первом приближении фактически и означает конкурентоспособность региона, может быть рассмотрена через призму контрактных отношений между предпринимателем (инвестором) и региональными властями. Это вовсе не означает, что такого рода контракт обязательно должен существовать в явной форме (юридически обязывающий контракт). Как правило, речь идет о неявном, имплицитном контракте, который вместе с тем можно реконструировать с помощью инструментов экономического анализа.

Поскольку прямые инвестиции, если не принимать в расчет выданные кредиты, предполагают их большую или меньшую территориальную закрепленность, особенно если речь идет о строительстве зданий и сооружений, а также установке труднотранспортируемого в пространстве оборудования, то для инвестора принципиальное значение имеет не только предлагаемые условия, но и гарантии, что (а) они не будут изменяться, (б) заявленные условия будут соответствовать фактическому режиму (правила и механизмы, обеспечивающие их соблюдение, будут соответствовать друг другу). Иными словами, для региональных властей — это проблема обеспечения достоверности обязательств. Причем де-факто правом на оценку степени достоверности такого рода обязательств обладают участники хозяйственной деятельности. Эта достоверность состоит как минимум из двух частей. Первая связана с достоверностью обязательств региональных властей относительно создаваемых условий ими самими, а также достоверности обязательств властей более высокого уровня, которые в терминах классификации факторов конкурентоспособности могут быть отнесены к экзогенным.

Вместе с тем, как и в любых контрактных отношениях, проблемы, возникающие с формулированием обязательств, а также обеспечением их соблюдения, являются обоюдными. Вот почему выполняемость соглашения предполагает, что достоверность обязательств относительно предлагаемого режима предпринимательской деятельности дополняется действенными ограничениями недобросовестного поведения со

стороны хозяйствующих субъектов, которые в первую очередь выражаются в высокой вероятности пресечения нарушений установленных правил, включая защиту от недобросовестной конкуренции.

Конкурентоспособность региона тесно переплетается с его экономическим развитием. Вот почему соотношение между двумя феноменами требует специального внимания.

Если рассматривать конкуренцию между регионами за привлечение предпринимательской активности, направленной на создание стоимости, то экономическое развитие может быть представлено как следствие такого рода конкуренции. Соответственно, конкурентоспособность и экономическое развитие региона связаны положительно.

Следует проводить различие между экономическим развитием и экономическим ростом, что обусловлено, прежде всего, возможностями изменений в результирующих макроэкономических показателях, в первую очередь валового регионального продукта, без нововведений как ключевой характеристикой экономического развития. Иными словами, экономический рост возможен за счет увеличения количества ресурсов, интенсивности их использования, тогда как технология может оставаться неизменной, так же как и ассортиментный ряд производимой продукции, применяемые организационные формы, набор используемых ресурсов, а также состав рынков товаров и услуг, на которые работают хозяйствующие субъекты. В такой ситуации вряд ли стоит ожидать повышения конкурентоспособности без экономического развития, даже если наблюдается экономический рост.

Конкурентоспособность, определенная через выживание субъекта на рынке, не связана однозначно с эффективностью (по крайней мере, в краткосрочной перспективе). Это может быть обусловлено тем, что субъекты, конкурирующие друг с другом, могут обладать принципиально различными запасами ресурсов.

Рассмотрим более подробно соотношение между конкурентоспособностью и экономическим развитием. На первый взгляд соотношение между ними достаточно простое и однозначное. Чем выше конкурентоспособность, тем быстрее экономическое развитие. И наоборот, чем быстрее экономическое развитие, тем выше конкурентоспособность. Вместе с тем при анализе соотношения между двумя феноменами следует учитывать ряд обстоятельств.

1. Определение конкурентоспособности, как правило, предполагает соотнесение одного субъекта с другим в один и тот же момент времени, так как конкуренция происходит в режиме реального времени. В свою очередь экономическое развитие определяется через соотнесение последовательно возникающих состояний одного и того же объекта. Исключение составляет межвременная конкуренция, когда хозяйствующий субъект фактически конкурирует сам с собой, поставляя на рынок товары длительного пользования.

2. Возможно определение конкурентоспособности товаропроизводителей вне экономического развития как ситуации, в которой отсутст-

вуют новые комбинации по Шумпетеру, являющиеся важными признаками экономического развития. Понятно, что это лишь теоретическая абстракция, которая показывает, что один феномен (конкурентоспособность) нетождествен другому (экономическое развитие).

3. Вместе с тем повышение конкурентоспособности имеет еще более сложное соотношение с экономическим развитием, так как большое значение имеет способ повышения конкурентоспособности. Если он сопряжен с созданием стимулов хозяйствующих субъектов изыскивать новые способы производительного использования известных ограниченных ресурсов и/или открывать новые ресурсы, то в этом случае факторы повышения конкурентоспособности являются одновременно и факторами экономического развития. В то же время если повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а также территорий обусловлено промышленной политикой, выражающейся в целенаправленном перераспределении ограниченных ресурсов в пользу определенных категорий отраслей, производителей, то в результате искажения стимулов данные факторы, повышая вроде бы конкурентоспособность товаров, вместе с тем не создают достаточных стимулов для экономического развития.

Основной вывод состоит в том, что содержание экономического развития региона, рассмотренное в контексте конкуренции между регионами в сфере развития предпринимательской деятельности, ориентированной на создание стоимости, и содержание конкурентоспособности региона в значительной мере пересекаются.

Факторы конкурентоспособности региона

Если конкурентоспособность региона — это относительная характеристика той или иной территории, определенная в контексте конкуренции как какого-то процесса, то обстоятельства, действия людей (групп), людей, влияющих на указанную характеристику региона, будут определяться как факторы конкурентоспособности.

Принимая во внимание тесную взаимосвязь и вместе с тем неоднозначность соотношения между экономическим развитием и конкурентоспособностью региона, необходимо отметить, что рассмотренное выше соотношение отражается и на факторах соответственно экономического развития и конкурентоспособности.

Работа по классификации факторов экономического развития региона была выполнена Л. Григорьевым и Ю. Урожаевой [2]. В соответствии с предложенной классификацией выделены три группы факторов: «естественные» (объективные), внешние по отношению к региону, институциональные. Принимая за основу предложенную классификацию, вместе с тем следует отметить, что она не соответствует требованиям теоретической классификации, так как недостаточно четко определены основания и множества факторов в рамках групп, которые могут частично совпадать. Данное обстоятельство будет учтено в даль-

нейшем изложении вопроса о факторах конкурентоспособности региона.

В той мере, в какой конкурентоспособность региона (ее повышение или поддержание на высоком уровне) является целью социально-экономической политики, возникает практический вопрос, каким образом данная цель может быть достигнута.

В качестве рабочих критериев можно выделить несколько критериев классификации:

1) уровень значимости фактора;

2) зависимость фактора от решений, принимаемых субъектами социально-экономической политики на уровне региона;

3) по срокам действия (кратко-, средне- и долгосрочные).

Далее основное внимание уделяется экзогенным и эндогенным факторам конкурентоспособности, то есть факторам из второй группы. Вот почему здесь мы кратко остановимся на двух других вариантах классификации. С точки зрения влияния на уровень конкурентоспособности, разумеется, факторы неравнозначны. Например, если рассматривать изменение ВВП как отражение предпринимательской активности, то в числе таких факторов, как человеческий капитал, макроэкономическая политика, качество институтов, последний оказывается наиболее суще-ственным5 [9]. Напомним, что институтами называются правила (формальные и неформальные), а также механизмы, обеспечивающие их соблюдение, которые включают механизмы, связанные с применением санкций к нарушителям. Соответственно, если сопоставлять на достаточно длинном временном интервале относительную динамику реального ВВП в расчете на душу, то она в значительной мере будет отражать соотношение качества институтов. Однако и здесь следует учитывать третий критерий классификации: данные факторы могут приводить к разным результатам на временном интервале различной длины. В частности, в краткосрочной перспективе вполне могут оказаться более значимыми именно макроэкономические факторы (например, изменение обменного курса).

Экзогенными называются такие факторы конкурентоспособности региона, изменение значения которых не является прямым следствием решений и действий субъектов экономической политики на уровне соответствующего региона.

К экзогенным факторам относятся, прежде всего, институциональные условия ведения экономической деятельности, которые отражены в федеральных законах, а также связаны с механизмами, обеспечивающими соблюдение этих законов посредством организаций федерального уровня, в том числе с территориально распределенной сетью. Следует сделать лишь одну оговорку: если тот или иной регион не является доминирующим в плане формирования системообразующих правил игры.

5 Правда, следует отметить, что некоторые исследователи указывают на взаимосвязанность макроэкономической политики и качества институтов.

Большое значение имеют интеграционные процессы в экономике, которые выводят за пределы отдельного региона также решения, связанные с развитием бизнеса. Прежде всего это касается крупных интегрированных бизнес-групп (ИБГ). С одной стороны, решения, принимаемые в ИБГ, затрагивают сразу множество регионов, так что влияние на поведение той или иной ИБГ, предполагающее достижение определенной «критической массы», сопряжено с решением проблемы коллективного действия заинтересованных регионов. Однако, как правило, стратегические решения ИБГ принимают вне контекста взаимодействия с группой заинтересованных регионов.

В то же время большое значение может иметь и такой фактор, как количество ИБГ, чьи интересы представлены в регионе, а также месторасположение штаб-квартиры. Присутствие большого количества ИБГ в регионе значительно ослабляет проблему зависимости принимаемых на уровне региона решений от интересов отдельной ИБГ, особенно если ИБГ разнородны.

Другая группа экзогенных факторов связана с состоянием ключевых ресурсов до принятия решений субъектами, действующими в регионе и влияющими на его конкурентоспособность. Это связано с тем, что история имеет значение, проявляющееся во влиянии на конкурентоспособность различных форм накопленного капитала — человеческого, физического, а также социального, если под последним подразумевать совокупность институтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, еще одна группа сопряжена с изменениями, которые экзо-генны и по отношению к действиям федерального центра, и по отношению к поведению подавляющего большинства ИБГ. В частности, речь идет об изменениях на мировых рынках товаров, являющихся важной компонентой производства в соответствующем регионе и экспорта из страны. Для России это прежде всего энергоносители (нефть и газ), а также продукция черной и цветной металлургии. Правда, следует учитывать, что в рамках достаточно узкого продуктового сегмента возможно влияние решений игроков в рамках национальной экономики на условия экономических обменов в масштабах мирового рынка, что в свою очередь может оказывать обратное влияние на конкурентоспособность того или иного региона.

Итак, к экзогенным факторам можно отнести:

1) решения федерального центра (в том числе решения о девальвации национальной валюты, приватизации или национализации тех или иных объектов);

2) решения, принимаемые в интегрированных бизнес-группах, чья деятельность осуществляется одновременно во многих регионах;

3) накопленные характеристики факторов производства (основной капитал, человеческий капитал, природные ресурсы, организационный капитал);

4) изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках.

Все факторы, перечисленные выше, не являются экзогенными по определению, если, например, тот или иной регион самостоятельно или в коалиции с другими регионами в состоянии влиять на решение значимых для рассматриваемого региона вопросов (например, формирование промышленной политики).

Эндогенными называются такие факторы конкурентоспособности региона, изменение значения которых является прямым следствием решений и действий субъектов экономической политики на уровне соответствующего региона.

В качестве важнейшего комплексного эндогенного фактора конкурентоспособности региона можно выделить социально-экономическую политику властей, влияющую как на цену, которую участники экономического обмена должны платить за потребление услуг, предоставляемых региональными властями (институциональная инфраструктура, вещественная инфраструктура), так и на качество указанных услуг. Отметим в этой связи, что снижение цены в форме ослабления налогового бремени может рассматриваться как фактор повышения конкурентоспособности региона, который вместе с тем может перевешиваться действием факторов, направленных в другую сторону. Во-первых, за счет низкого качества предоставляемых услуг, особенно общественных благ и государственных услуг. Во-вторых, за счет ухудшения характеристик конкурентоспособности в будущем (ухудшение состояния региональных общественных финансов).

Есть другой аспект влияния социально-экономической политики на конкурентоспособность региона. Наиболее четко он прослеживается через соотношение промышленной и конкурентной политики. Промышленная политика состоит в целенаправленном перераспределении ресурсов в пользу отдельных отраслей или группы предприятий. В то же время конкурентная политика нацелена на формирование стимулов хозяйствующих субъектов в плане генерирования нововведений (технологических, продуктовых, организационных) посредством создания и поддержания условий конкуренции на целевых рынках.

Строго говоря, создание формальных институтов — единственный подконтрольный властям фактор, влияющий на конкурентоспособность региона через стимулы тех экономических агентов, которые принимают решения, связанные с созданием стоимости, а также (если такой способ поведения будет предпочтительнее) ее перераспределение и даже уничтожение. С этой точки зрения конкурентоспособность по местоположению — это, прежде всего, конкурентоспособность институтов (национальных и региональных).

В соответствии с подходом, предложенным Е. Г. Ясиным и А. А. Яковлевым, конкурентоспособность институтов — соответствие формальных и неформальных институтов страны — законодательства, норм и традиций поведения, распоряжения властью, степени свободы,

радиуса доверия требованиям производства конкурентоспособных товаров и услуг. В связи с представленным определением отметим следующее [7, с. 8].

1. Можно говорить не только о конкурентоспособности национальных, но и региональных институтов.

2. Следует ограничиться формальными и неформальными правилами, регламентирующими взаимодействие между хозяйствующими субъектами, а также взаимодействие хозяйствующих субъектов с органами государственной власти.

3. В качестве особого компонента институтов следует рассматривать механизмы, обеспечивающие соблюдение установленных правил. Предписания относительно разрешенных (запрещенных) видов действий могут соответствовать лучшей практике. Однако этого недостаточно для адекватной настройки стимулов.

Показатели конкурентоспособности региона

Действие факторов конкурентоспособности региона имеют своим результатом характеристики региона, которые в разделе «Конкурентоспособность территории» были проанализированы в контексте определения качественных характеристик, влияющих на стимулы лиц, принимающих хозяйственные решения. Вместе с тем в целях операционали-зации данной концепции важным представляется решение задачи вычленения показателей конкурентоспособности.

Поскольку показателей конкурентоспособности, так же как и факторов, достаточно много, возникает вопрос об их упорядочении и соотнесении друг с другом. Сначала рассматривается вопрос о частных показателях конкурентоспособности, которые отражают отдельные аспекты функционирования субъекта конкуренции. Затем поставлена проблема построения обобщающего показателя конкурентоспособности.

Частным называется такой показатель конкурентоспособности региона, который отражает отдельные аспекты (подмножество аспектов) конкуренции по местоположению.

В соответствии с существующими стандартными подходами к количественной оценке конкурентоспособности можно выделить следующие частные показатели: 1) уровень производительности труда,

2) издержки на рабочую силу в расчете на единицу продукции, 3) коэффициент выявленных сравнительных преимуществ.

Если брать за точку отсчета теорию международной торговли, то ключевым является показатель, связанный со сравнительными преимуществами страны (региона). Во многих исследованиях используется коэффициент выявленных сравнительных преимуществ, который рассчитывается как соотношение доли данной страны (региона) на мировом (национальном) рынке данного товара (экспорт) к доле данной

страны в импорте соответствующего товара (ввозе из других регионов) [7, с. 16].

Технически этот коэффициент может быть построен следующим образом [8]:

(

яслг =

X,

100,

V ,=1 ,=1 ;

где ЯСЛ1 — коэффициент выявленных сравнительных преимуществ,

X,

п

X

теоретически изменяющийся от -100 до 100, ------г----доля страны в

М,

мировом экспорте,-----------------------доля страны в мировом импорте.

I

М,

Отметим сразу, что для регионов этот показатель практически неприменим ввиду отсутствия адекватной статистики по межрегиональному перемещению товаров (без пересечения национальных границ).

В числе показателей, отражающих отдельные аспекты конкурентоспособности региона, могут быть также текущие прямые инвестиции, изменение численности малых предприятий в расчете на 1000 человек (с поправкой на долю неработающих МСП), фактически отражающий интенсивность процесса регистрации.

Чем больше количество МСП в расчете на душу населения, тем, при прочих равных условиях, более конкурентоспособен соответствующий регион. Напомним, что большое значения в сформулированном тезисе имеет принцип «прочих равных условий».

Очевидно, что «следы» конкурентоспособности региона можно обнаружить и ретроспективно, если предположить, что динамика ключевых показателей является следствием конкуренции по местоположению. Это касается, прежде всего, таких показателей, как ВРП, в том числе ВРП на душу населения, текущие инвестиции и др.

В числе наиболее очевидных для применения показателей конкурентоспособности — величина добавленной стоимости в расчете на одного работающего. Поскольку результативность экономической деятельности оценивается через созданную стоимость, то чем больше созданной на территории региона стоимости, тем, при прочих равных условиях, более конкурентоспособны предприятия, работающие в данном регионе, тем, соответственно, более конкурентоспособен регион (если использовать логику сопряженности конкуренции по местоположению и конкурентоспособности региона, с одной стороны, и производность конкурентоспособности региона от конкурентоспособности производящейся на территории данного региона продукции — с другой). Однако данные по добавленной стоимости не на уровне отдельного пред-

М

г =1

г=1

приятия, а в региональном разрезе, как правило, недоступны или для их вычленения необходимо проводить крайне трудоемкую работу с имеющейся статистикой.

Обобщающим называется такой показатель конкурентоспособности, который учитывает все основные ее аспекты. Обобщенный показатель конкурентоспособности вряд ли может иметь какую-то размерность Скорее всего это число, так же как, например, показатель эластичности. Подходы к конструированию механизма получения этого числа могут быть разные.

1. Один вариант — на основе вычленения основных факторов, влияющих на конкурентоспособность, оценки их значения, а также установления весов каждого из факторов, выводится средняя для всей совокупности. Если значение показателя для отдельного региона превышает значение средней, то считается, что регион конкурентоспособен.

2. Другой вариант — выбор в качестве точки отсчета лучшего значения из выбранной совокупности и сопоставление с ним конкретного значения, полученного для изучаемого региона. В этом случае значение показателя не может быть больше единицы, хотя возможна ситуация, когда его значение будет равно 1 (для региона-лидера).

3. Третий вариант — в качестве точки отсчета выбраны максимально возможные значения показателей, тогда как фактические значения для каждого региона указывают на отклонения, обусловленные неиспользованными резервами. В этом случае для всех регионов нормированный показатель будет меньше единицы (включая регион-лидер).

Один из перспективных вариантов формирования обобщающего показателя конкурентоспособности — формирование рейтинга конкурентоспособности региона по аналогии с международными рейтингами, в которых ранжированы страны на основе взвешивания статистических показателей, а также показателей, полученных на основе специальных опросов. В числе таких индексов, например, индекс глобальной конкурентоспособности, индекс конкурентоспособности частного бизнеса, разрабатываемые экспертами Всемирного экономического форума, а также индекс конкурентоспособности национальной экономики Института развития управления [6, с. 10].

В числе важных показателей и характеристик региона, которые сопряжены с его конкурентоспособностью, но вместе с тем не исчерпывают его содержание, хотя и используются как самостоятельные характеристики региона, можно отметить инвестиционную привлекательность региона и состояние региональных бюджетов, отраженное в рейтингах платежеспособности.

В практике сравнительной оценки региона достаточно часто используются различного рода рейтинги, позволяющие упорядочить регионы в соответствии с установленными критериями.

Следует отметить, что рейтинг инвестиционной привлекательности может указывать на отраслевую принадлежность региона, если предположить, что на мировых рынках существует сравнительно устойчивая благоприятная конъюнктура на товары, которые соответствуют специализации данного региона. Вот почему между уровнем инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона хотя и возможна положительная корреляция, но вместе с тем она может и не быть такой сильной, как это представляется на первый взгляд.

Поскольку субъектом конкуренции по местоположению непосредственно является регион, то большое значение имеет состояние регионального бюджета как отражение не только текущего, но и будущего режима предпринимательской деятельности в данном регионе. Действительно, если бюджет региона сводится со значительным дефицитом, который финансируется с помощью заимствований на финансовом рынке, а финансирование среднесрочных и долгосрочных программ осуществляется за счет «коротких» денег, то с точки зрения привлекательности такой регион, при прочих равных условиях, будет проигрывать.

Повышение конкурентоспособности региона мерами социально-экономической политики на региональном уровне

Понимание содержания конкурентоспособности в позитивном плане имеет большое значение для разработки мер социально-экономической политики как на уровне экономики в целом, так и отдельного региона с учетом набора экзогенных и эндогенных факторов (переменных).

Так же как и для национального правительства, для регионального можно выделить три группы инструментов, посредством которых можно воздействовать на конкурентоспособность региона.

1. Меры общего характера, направленные на укрепление региональной экономики и ее позиций в системе национального и мирового хозяйства, ведущие в конечном счете к повышению конкурентоспособности фирм и их продукции. Меры такого рода создают базис конкурентоспособности экономики страны и региона. Среди мер общего характера можно выделить прежде всего институциональные рамки ведения хозяйственной деятельности, относящиеся к формированию условий предпринимательской деятельности безотносительно ожидаемых выигрышей конкретных групп хозяйствующих субъектов.

2. Государственная помощь в форме прямого содействия компа-ниям-изготовителям в осуществлении ими экспортной деятельности (дотации, налоговые льготы, освобождение от пошлин на импорт сырья и материалов, информационная поддержка экспортной деятельности).

Данное направление для региональных властей менее доступно, чем для федерального правительства (нет возможностей освобождать от пошлин на импорт сырья и материалов), а также сопряжено с риском применения в отношении их норм федерального закона «О защите конкуренции» в том случае, если в их действиях будет усмотрено ограничение конкуренции.

3. Меры, направленные на формирование спроса на продукцию региональных производителей в других регионах, а также внешних рынках (выставки, создание за границей или других регионах торгово-информационных центров и т. д.).

Указанные группы мер неравнозначны с точки зрения настройки адекватных стимулов. Вместе с тем эти группы формируют пространство выбора как в обычных условиях, так и в условиях кризиса. В этой связи следует отметить, что конкурентоспособность региона во многом будет зависеть от сбалансированности мер, направленных на повышение его конкурентоспособности.

Ввиду того, что конкурентоспособность региона производна от конкурентоспособности производимой на его территории продукции, то принципиальное значение имеет вопрос выбора стратегии повышения конкурентоспособности региона в контексте повышения конкурентоспособности отраслей. Понятно, что отдача от усилий, направленных на повышение конкурентоспособности отраслей, будет дифференцированной. Далее, вполне понятно, что рациональным было бы решать вопросы повышения конкурентоспобности региона, которая сопряжена с наибольшей отдачей от повышения конкурентоспособности соответствующей отрасли.

В связи с этим самостоятельным вопросом является группировка отраслей как с точки зрения потенциальной отдачи в плане повышения конкурентоспособности, так и в плане инструментов, которые могут быть использованы для ее повышения.

Проблемы с использованием показателей конкурентоспособности в качестве контрольных — это минимизация риска манипулирования ими. Попробуем объяснить суть проблемы. Предположим, что всеми игроками используется допущение, что предложенные показатели являются адекватными с точки зрения сравнительной оценки региона (его конкурентоспособности).

Если благосостояние того или иного игрока зависит от уровня или динамики данного показателя, то возникает стимул к его соответствующему изменению. Причем действующие лица будут искать способы достигнуть этой цели с наименьшими издержками.

Например, если в качестве контрольного брать динамику производительности труда, то это может, при прочих равных условиях, стимулировать к применению трудосберегающих, капиталоинтенсивных технологий. Вместе с тем в условиях, когда сравнительно дешевая рабочая сила является конкурентным преимуществом по ресурсам, выбор дан-

ного показателя может привести к снижению конкурентоспособности (по крайней мере, в ряде отраслей).

Оценка конкурентоспособности региона сопряжена с необходимостью учета факторов, квантифицировать которые в настоящее время либо невозможно, либо достаточно трудно.

Особенно это касается факторов, которые на самом деле являются сложноорганизованными. В их числе качество институциональной среды на региональном уровне, в том числе не только содержание законов, но и механизмы, обеспечивающие их соблюдение.

Понимание указанного обстоятельства позволит более осторожно относиться ко всем количественным оценкам конкурентоспособности и ее изменениям, с одной стороны, и будет стимулировать к поиску приемов квантификации «неколичественных» на данный момент факторов, с другой стороны.

Выводы

Изложение основных вопросов конкурентоспособности региона позволяют сделать следующие выводы.

1. Конкурентоспособность региона — важный аспект как уровня экономического развития, так и уровня жизни населения в соответствующем регионе. Вот почему повышение конкурентоспособности региона — важная и комплексная задача экономической политики как на федеральном, так и региональном уровнях.

2. В настоящее время не существует общепринятого, строгого и операционального определения понятия «конкурентоспособность», применимого для всех случаев эмпирических исследований в данной области. Это касается как определения данного понятия применительно к отдельным производителям или товарам, так и к отдельным регионам.

3. Вместе с тем конкурентоспособность в долгосрочном плане целесообразно рассматривать через призму настройки стимулов лиц, принимающих решения, на поиск новых возможностей использования известных ресурсов, а также выявление неизвестных ex ante ресурсов создания стоимости. Это относится и к хозяйствующим субъектам, и к лицам, принимающим решения, от которых зависит качество институциональной среды на соответствующей территории. Такой подход основан на сопряженности понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность».

4. Конкурентоспособность региона зависит от множества факторов, которые поддаются теоретической классификации. С точки зрения процесса принятия решений наиболее важными являются группы эндогенных и экзогенных факторов конкурентоспособности.

5. В прикладных исследованиях применяются разнообразные методики оценки конкурентоспособности на основе конструирования совокупности показателей, каждая из которых обладает сравнительными преимуществами и изъянами. В качестве наиболее распространенных

следует указать на такие показатели, как коэффициент выявленных сравнительных преимуществ, производительность труда и издержки на рабочую силу в расчете на единицу продукции. Выбор методики оценки конкурентоспособности зависит от поставленной цели, а также доступной информации. Причем следует учитывать, что доступная информация не всегда значима, а значимая информация не всегда доступна. Идеальной методики, применимой с одинаковым для всех случаев оценки конкурентоспособности, не выявлено.

6. Следует различать конкурентоспособность производителей в отрасли и на рынке. Если конкурентоспособность производителей на рынке непосредственно связана с уровнем удельных издержек, то конкурентоспособность в рамках отрасли (производящей разнородные и далеко не всегда легко взаимозаменяемые товары) — с дополнительным фактором — выбором специализации, адекватно отражающим сравнительные преимущества производителя. В свою очередь конкурентоспособность региона предполагает включение наряду с фактором издержек и специализации также и институциональные условия производства, что должно приводить к дифференциации издержек производителя ввиду не только естественных сравнительных преимуществ или преимуществ в организации, но вследствие различий в издержках, сопряженных с соблюдением обязательных требований, установленных государством (на федеральном и региональном уровнях).

Список литературы

1. Алчян А. А., Демсетц Г. Производство, стоимость информации и экономическая организация // Вехи экономической мысли. Т. 5: Теория отраслевых рынков / под ред. А. Г. Слуцкого. СПб., 2003.

2. Доклад на конференции ГУ-ВШЭ в 2004 году «Региональные особенности экономического подъема РФ в 1999—2003 гг.».

3. Механизмы купли и продажи бизнеса / под ред. А. Е. Шаститко. М., 2002.

4. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. 1989. № 12.

5. Шаститко А. Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. Бюро экономического анализа. М., 2000.

6. Шаститко А. Е. (ред). Обзор состояния делового климата в Российской Федерации / Общественная палата Российской Федерации. М., 2007.

7. Ясин Е. Г., Яковлев А. А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики. Начало проекта / Государственный университет-Высшая школа экономики. М., 2004.

8. Neven D. Trade Liberalization with Eastern Nations: How Sensitive? In: Faini R and Portes R (eds) European Union Trade with Eastern Europe: Adjustment and Opportunities. London, CEPR, 1995.

9. Stiglitz J., Hoff K. The Transition from Communism: A Diagrammatic Exposition of Obstacles to the Demand for the Rule of Law., March, 2004.

REGION AND REGIONALIZATION

Andrey Shastitko

COMPETITIVENESS OF THE REGION: CONTENT, FACTORS, POLICIES

The article describes a framework conception of regional competitiveness. The notion of

regional competitiveness as well as approaches to the classification of competitiveness factors are considered in detail. The author elaborates a set of indicators of regional competitiveness. The article also discusses three groups of factors which can influence the competitiveness of any region.

<P

Key words: region, competition, competitiveness, location based competition, exogenous factors of regional competitiveness, endogenous factors of regional competitiveness.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Competitiveness is a popular term which is used by economists, officials, and policy-makers to justify actions that should be implemented in order to improve the status of an object relative to other objects having similar characteristics, in terms of its performance compared to other objects of the same class. In particular, industrial policy is seen as a set of activities aimed at improving competitiveness of certain categories of producers (e. g. national producers), or goods (services)1 manufactured in the country (re-

However, despite the widespread use of the concept of competitiveness in general and that of competitiveness of the region in particular, there are often quite serious difficulties with offering an operational concept of competitiveness, especially when it concerns the content of the term.

The phenomenon of regional competitiveness implies a complex of characteristics, each of which is essential for understanding this phenomenon as a whole. Indeed, the phenomenon of competitiveness in the socio-economic system can hardly be considered outside the relevant context of interaction between the actors, without defining the characteristics of competitiveness, or without identification of the necessary criteria to assess the level of competitiveness or its modifications. These aspects are closely intertwined, that

1 We will not consider the criteria of belonging to the category of domestic producers. We will only note that it is not a trivial issue, because the mere fact that goods and services are produced on a specific territory (in this case in Russia or the territory of a region) is not a sufficient reason to qualify it as a domestic or regional producer.

gion).

is why an orderly presentation of their conjunction is essential for the formation of a unified vision of competitiveness of any subject in general (including companies, organizations, national economy, etc.), and the region in particular.

The main goal of this article is to formulate a framework of the concept of regional competitiveness. The “framework” of the concept implies, first and foremost, a number of general issues of regional competitiveness, which should be specified in relation to a specific territory (a region or a group of regions).

Achieving the goal involves a set of tasks, including:

• identification and description of the key components of the theory of competition by location;

• elaboration of the content of regional competitiveness as an analytical tool necessary to define a strategy for regional development;

• identification of the factors conditioning the competitiveness of a region;

• elaboration of regional competitiveness indicators;

• use of non-quantification characteristics of the region's competitiveness.

We will assume that a region is a relatively separate area with a set of

characteristics significant in terms of economic exchanges in general, and entrepreneurship, in particular, but at the same time not possessing such attributes of national sovereignty as its own currency, armed forces, foreign policy and, therefore, not providing services such as: national security and macroeconomic stability. Isolation of the territory may be manifested in different forms, ranging from the existence of customs borders, either de facto or de jure, to simply registration of a company as a legal entity in a given territory. It is necessary to emphasize that regions may differ in some individual characteristics of their institutional environment, for instance the capacity of regional authorities to establish formal rules and mechanisms and to ensure compliance with all these rules, both formal and informal.

1. Location-based competition

The understanding of the competitiveness of the region, as one of its important features, is largely dependent on the content of the notion of competition because competitiveness virtually refers to the subject and/or the result of a certain activity, while competition is a situation, or a process where this competitiveness occurs (and/or is formed) irrespective of the category of subjects, which participants of competition belong to (business entities, national economies, regions, etc.)

In other words, competitiveness occurs when a subject, whose competitiveness is being characterized, is in a privileged position vis-à-vis other actors/ subjects or at least does not worsen its position in relation to other actors (competitors). That is why, it is important to understand that there is a conjunction between the notion of competition and competitiveness, and there is a separate issue of identification (including a quantitative one) of the degree of preponderance through a set of indicators.

That is why understanding the content and possible forms of competition creates an essential condition for giving a systemic definition and study of the problem of competitiveness. Before we touch upon various types of competition, it should be noted that the understanding of competition is also varied. However, our task does not include a detailed analysis of the content of competition and major consequences that the chosen definition implies. We will focus on two approaches to defining competition: the static and dynamic ones.

In accordance with the static approach, competition is a situation in which achievement of the goal by one subject is at the same time effectively limited by the competitor’s desire to achieve the same goal. To put

it otherwise, the key feature of static competition is inaccessibility of the same “benefit” for several subjects simultaneously. Though availability of the same benefit for different subjects is possible if the benefit is public (one of the distinguishing features is absence of competition in consumption. For example, the emergence of additional viewers of fireworks does not lead to inaccessibility of the fireworks as a spectacle for others2).

In accordance with the dynamic approach, competition is a process of discovering new opportunities for the use of the already known resources, as well as a process of using or creating new resources [4]. Since the discovery of new opportunities is often associated with the use of information and exchange of knowledge in society, competition can also be seen as a process of identifying and sharing knowledge and information about quality, and about alternatives to using various resources in various possible variants of their use [1, p. 316].

Unless it is specified otherwise, in future we will use the term competition in its static understanding, when dealing with the problem of competitiveness of the region without special emphasis on the composition and change of structure of the political market at the regional level. We will only note that the functioning of the political market may lead to both widening and narrowing of opportunities for entrepreneurial activities which are focused on creating value rather than its redistribution or destruction. It does not follow from what has been said that the dynamic approach to the definition of competition is inapplicable to the situation of interaction of economic agents on the goods and service market while determining competitiveness of the object under research.

Forms of competition, in the static sense, are manifold. In particular, it is well known that economic theory distinguishes between the following types of competition: price and non-price competition, fair and unfair, current and intertemporal, product and location, ex ante and ex post, for the market and in the market, as well as actual and potential ones.

Both the content of competition and competitive characteristics largely depend on the properties of the product, which is the result of performance of a corresponding subject, a party of competition. For example, if a product

2 Strictly speaking, this benefit can be attributed to the «transferred» to public, when after a certain point the marginal cost of providing this service begins growing.

(for example, a new computer programme) can easily cross the border but registering the very fact of its production in the country requires significant costs, then other factors of regional competitiveness such as, for example, quality of life of the product’s manufacturer will be of importance.

If we regard competition between economic agents in the market as a reference point and assume that the agents belong to the same market (in terms of their product and geographic boundaries), which actually means identical location, then this factor has no independent importance from the point of view of competition. Weakening of this assumptions leads to the following conclusions:

(1) location may affect the conditions of actual competition (and, consequently, the competitiveness of the producer);

(2) location should be taken into account when assessing potential competition and corresponding potential competitiveness.

The second point is important in case the actors do not compete directly as they work on different markets, but the parameters of their activities, as well as the results, are comparable. This mechanism is known as yardstick competition [5].

Economic activity in general and entrepreneurship in particular, occur at a certain time and in a certain place. Territorial identity, when the same entity can not be located in different areas, or in other words, when the same legal entity is registered in different regions and can not simultaneously carry out the same activity in different regions, is very important because it is a basis of location-based competition.

In its pure form, location-based competition will operate as follows. Let’s assume that there are some isolated areas among which there are some randomly distributed economic unit creating a certain value. Each economic unit is the centre of decision-making, and the decisions reflect the interests of the entity controlling the unit.

If the terms of interaction with other economic units and between this unit and the entity in control of the territory are less favourable than elsewhere, then for the decision maker in the given economic unit there emerge incentives for the relocation of its economic activity to another territory. All other things being equal, ceteris paribus, the more favourable the conditions of entrepreneurial activity in the region, the more entrepreneurs would run their business in the region. Moreover, it is important to note that this is not necessarily true only speaking about the transfer of a business from one region to another. Competition can also take place indirectly when business develops as a result of decisions made by those who live in this or that region and decide to set up their own business3. As a result, the number of business registration and the number of businesses per a fixed number of people (usually per 1000) grow.

3 It is important to make one reservation: we do not consider specific issues of specialization of a territory in production of a certain class of products; the default assumption is that comparative advantages are important, but are not a sole determinant of economic profile of the territory.

It is clear that for effective location-based competition, many conditions must be fulfilled. But the most important one is that the expected net profit from the transfer from one territory to another (taking into account the discount) must not be less than the cost of business transfer, that is, the costs to be paid by the specified entity to move the business from one territory to another.

The costs of business transfer are crucial to ensure the effectiveness of competition ex post, i.e., for those businesses that are already operating in the territory of one of the regions. The effectiveness of competition ex post depends largely on the development level of the markets infrastructure, including the markets for the buying/selling of businesses (especially when this is a small and medium size business, which practically does not use stock exchange mechanisms [3]), housing and other real estate, and labour. The functioning of infrastructure markets involves a physical movement of economic agents in territorial space (in economic theory, this kind of movement, in the context of competition, is called “voting with one’s feet”).

In addition, consideration should be given to two more options for a business — switching to the shadow scheme or abandoning business all together. In this case, the region's competitiveness as such should be separated from the competitiveness of formal institutions, regulating the activities of economic agents, and the competitiveness of similar institutions that regulate the same activity but are outside the framework of government regulations and security of property rights.

We would also like to emphasize that at the categorial level, there should be a distinction between attractiveness (competitiveness) of the region for entrepreneurship and that for living (free time consumption). The better the transportation infrastructure, the higher the differentiation of the neighbouring regions in their living conditions (the cost and quality of housing, environment, etc.), the more actual the distinction becomes.

2. Competitiveness of the territory

Understanding the notion of the competitiveness of the territory is largely dependent on the context it is used in. Obviously, while studying interregional links, first and foremost, there emerges a thesis of international, interregional and, in general, inter-territorial trade. From this perspective, the fundamental rationale behind the direction of the movement of goods and, respectively, specialization is comparative advantages resulting from different opportunities, alternative costs of goods production on these territories.

For all the complexity of modern theory of international trade, the basic idea is simple. Territories (countries, regions) can, technically speaking, produce the same (or quite intersecting) set of goods. However, an increase in the volume of production of the same product will be directly related to different levels of reduction in the production of other goods for different countries.

However, one should take into account two important considerations which are crucial for understanding the content of the region's competitiveness and conditions for its raising.

Firstly, in the theoretical models comparative advantages are initial conditions for explaining the direction and scale of trade between territories. However, in practice, identification of these comparative advantages in a complex, diversified economy is a separate issue. Accordingly, the more precise the mechanism with the help of which the comparative advantage is revealed, the higher the competitiveness of the territory is. However, one should admit that in bilateral trade, inadequacy in identifying the comparative advantage may have a negative impact on trade partners.

Secondly, one can imagine a fairly unique, but yet an important case when two countries' alternative costs of production of a fixed set of goods are the same. The differences are only in the direct costs associated with productivity factors. Does this mean that the two countries (or two regions) are equally competitive? It is clear that substantial differences in productivity come from the characteristics of the regions, for example, from the regulatory regime.

Competitiveness is a relative (comparative) characteristic of the subject of actual or potential competition, regardless of the characteristics of competition. As can be seen from the previous statement, it is necessary to distinguish between competitiveness of an individual business entity (industry) and the region's competitiveness. In terms of the market functioning scheme, competitiveness of the region derives from the competitiveness of its enterprises. The higher (lower) the competitiveness of enterprises, other things being equal, the higher (lower) the region's competitiveness is. In its turn, in the first approximation, competitiveness of an enterprise is expressed in terms of how efficiently the production factors are used and what the prices of these factors are. However, it should be born in mind that companies may belong to different sectors of economy; they may be different in size, and in their organizational and legal forms. That is why, the specified ratio is more complex in its character.

In addition, there is no uniform understanding of the competitiveness of a separate business, industry or national economy in economic literature. In Yassin and Yakovleva’s [7, p. 8] works there is a working definition of the competitiveness of goods and services, which is the “ability to sell them [goods and services — A. Sh.] at market prices getting normal profit”. By default, it is assumed that the long term survival of a business in the market is possible only if its average total costs are not lower than the market price, which corresponds to the conditions of equilibrium in a competitive market.

However, as it was already indicated above, the static approach to the definition of competition is not the only possible one. In principle, there are five basic approaches to resolve the issue of operationalization of the concept of competitiveness4:

4 These results were obtained based on a study carried out by the “Bureau of Economic Analysis” Foundation in 2001.

1. A simple approach based on a comparison of certain traditional separate indirect indicators of productivity and competitiveness at the level of an industry and national economies;

2. An approach based on the M. Porter’s competitive forces model identifying competitive advantages of national economies;

3. An approach based on an assessment of inefficiency of the firm (compared with best current practices) and a construction of a regression model so as to explain the reasons for such inefficiency (the OCRA model);

4. Hypotheses about the directions of labour specialization as a factor in improving the competitiveness of firms.

5. An approach based on the calculation of competitiveness indicators for the industry/company performance through the competitiveness of goods.

It should be noted that the names/terms used here, are not universally accepted but reflect the essence, the main characteristics of the described methodology.

The task of elaborating the concept of the region’s competitiveness, despite the relative simplicity of the general idea that can be laid at the foundation of this concept, in fact may prove much more difficult than competitiveness of a branch of industry or a business.

Competitive location, in the first approximation, actually means that the region is competitive; it can be viewed through the prism of contractual relationship between an entrepreneur (investor) and regional authorities. This does not mean that such a contract must exist explicitly. Typically, there is a hidden, implicit contract, which, however, can be reconstructed with the help of the tools of economic analysis.

Since direct investments, if we do not take into account bank loans, are subject to greater or lesser territorial fixedness, especially when it comes to the construction of buildings, as well as to installing equipment which is difficult to transport distance-wise, the principal concern for the investor is not only the proposed conditions, but also guarantees that (a) they will not change and (b) that the alleged conditions are consistent with the actual conditions (rules and mechanisms to ensure compliance with them will be consistent with each other). In other words, the task of regional authorities is to ensure credibility of their commitments. Moreover, de facto the right to assess reliability of this kind of promises is granted to business community.

Furthermore, this reliability consists of at least two parts. The first relates to the reliability of the commitments of the regional authorities to create such conditions, whereas the second is the reliability of commitments of the authorities at a higher level, which, in terms of the classification factors of competitiveness, can be attributed to exogenous ones.

However, as in any contractual relationship, the problems arising from the formulation of commitments and ensuring compliance with them are reciprocal. That is why the fulfilment of any agreement implies that the reliability of commitments concerning the proposed entrepreneurial activity is complemented by measures of control and effective restrictions on misconduct and violations of the rules likely to be committed by economic entities.

Competitiveness of the region is closely intertwined with its economic development, so the relation between the two phenomena requires special attention.

If competition between regions for attracting business is aimed at creating value, then economic development can be regarded as a consequence of this kind of competition. Consequently, competitiveness and economic development of the region are positively linked.

A distinction should be drawn between economic development and economic growth, due to possible changes in the resulting macro-economic indicators in the first place, and the gross regional product, without innovation as a key feature of economic development. In other words, economic growth is only possible if there is an increasing the amount of resources and they are efficiently used, while technology may remain unchanged, so may the assortment range of products, acting organizational forms, a set of resources, as well as the market composition of goods and services that the regions use.

Competitiveness, defined as survival of a business entity on the market, is not linked explicitly to efficiency (at least in the short term perspective). This may be due to the fact that business actors, competing with each other, may have fundamentally different stocks of resources.

Let us consider in more detail the relationship between competitiveness and economic development. At first glance, the relationship between competitiveness and economic development is simple and unambiguous: the more competitive the region is, the faster its economic development and vice versa

— the faster the economic development, the higher the competitiveness. However, when analyzing the relationship between the two phenomena, a number of circumstances should be taken into account.

1. The definition of competitiveness, as a rule, implies a correlation of one entity and the other at the same point of time because competition takes place in real time. In its turn, economic development is determined by a correlation of successive emerging states of the same object. One exception is intertemporal competition, when a business entity actually competes with itself by supplying the market with durable goods.

2. It is also possible to define competitiveness of producers outside the context of economic development as situations in which, according to J. Schumpeter, there are no new combinations which are being important signs of economic development. It is clear that this is only a theoretical abstraction which shows that one phenomenon (competitiveness) is not identical to the other (economic development).

3. However, an increase of competitiveness is related in an even more complex way with economic development, because the way how to raise competitiveness is of great significance. If it involves the creation of incentives for economic agents to seek new ways of productive and efficient use of the existing limited resources, and/or discover new resources, in this case the factors enhancing competitiveness also act as economic development factors. But if an increase of competitiveness of business entities, as well as territories, is due to the industrial policy, resulting in a meaningful redistribution of scarce resources in favour of certain categories of industries or

producers, then as a consequence of distortion of incentives, these factors, which are seemingly increasing the competitiveness of goods, do not create sufficient incentives for economic development.

The main conclusion is that the content of economic development of the region, considered in the context of competition between regions in the field of business development and focused on creating value, and the content of competitiveness of the region largely overlap.

3. Factors of regional competitiveness

If competitiveness of the region is a relative characteristic of a territory, defined in the context of competition as a certain process, then circumstances, actions of people, or groups of people, who have an impact on the specified characteristics of the region will be defined as factors of competitiveness.

Taking into account a close interconnection and, at the same time, some ambiguity in the correlation between economic development and the competitiveness of the region, it should be noted that the relation between them, described in the previous section, is reflected in the factors of economic development and competitiveness, respectively.

The classification of economic development factors of the region was carried out by L. A. Grigoriev and Y. Urozhaeva [2]. In accordance with their classification, three groups of factors are identified: “natural” (objective), factors external to the region and institutional ones. Accepting the basis of the proposed classification, we would like to point out, however, that the above mentioned classification does not meet the requirements of the theoretical classification, since the classification grounds are not clearly defined and many factors within the groups may partly overlap. This fact will be taken into account in the further discussion of the issue of the factors of the competitiveness of the region. Since the region’s competitiveness (its increase or sustaining its high level) is the goal of socio-economic policies, there is also a practical question of how this goal can be achieved.

We can formulate several working criteria for a classification of the factors of the region’s competitiveness:

(1) the significance of the factor;

(2) the dependence of the factor on decisions taken by actors in the so-

cio-economic policies in the region;

(3) duration of the factor (short, medium and long term ones).

The following sections focus on the exogenous and endogenous factors of competitiveness, i. e. factors of the second group. That is why, in this

section we will briefly comment on two other groups as well. In terms of

their impact on the level of competitiveness, the factors are not equal. For example, if one considers the change in GDP as a reflection of entrepreneurial activity, then among such factors as human capital, macroeconomic policy, and the quality of institutions the latter is most significant5 [9]. By

5 Note that some researchers point to interdependence of macroeconomic policy and quality of institutions.

institutions we mean rules (formal and informal), as well as mechanisms to ensure compliance with them, including arrangements relating to the application of sanctions to violators. Accordingly, if one compares the relative dynamics of the GDP during a reasonably long period of time, it will broadly reflect the quality of institutions.

Exogenous factors are such factors of regional competitiveness, any change in which is not a direct consequence of economic decisions and actions, taken at the level of the region.

Exogenous factors include, first of all, institutional conditions of economic activity reflected in the federal laws; they are connected to mechanisms ensuring compliance with these laws through federal institutions and their territorial branches. There is only one limitation: if this region is not dominant in terms of creating system rules.

In this context decentralization and deregulation of economy can be important factors of enhancing competitiveness of peripheral regions, when the right to make meaningful decisions and the corresponding tax sources are delegated to the level of the region.

Integration processes in economies, that create a need for decisions related to business development at a larger scope than that of one particular region, are of great importance too. First of all, it refers to large integrated business groups (IBG). On the one hand, decisions concerning IBGs affect many regions at once, so the influence on the behaviour of any IBG, which presupposes reaching a certain “critical mass”, involves problems of a collective action of the regions concerned. However, as a rule, IBGs make strategic decisions without any interaction with a group of interested regions.

At the same time, the number of IBGs whose interests are represented in the region can be an important factor, just as important as the location of the headquarters. As it was already mentioned, the presence of a large number of IBGs in the region greatly diminishes the problem of dependence of regional decisions on the interests of one separate IBG, particularly if IBGs are heterogeneous.

Another group of exogenous factors is associated with the state of key resources before business entities, operating in the region and affecting its competitiveness, make a decision. This is due to the fact that the history of the region is important; it makes an impact on the competitiveness of different forms of accumulated capital — human, physical and social, if the latter implies a set of institutions.

Finally, another group of factors involves changes which are exogenous both, in relation to the actions of the federal government and in relation to the business behaviour of a vast majority of IBGs.

In particular, we are speaking about changes in the world commodity markets, as they are an important component of production in a corresponding region and export from the country in general. For Russia, this is, above all, energy (oil and gas), as well as products of ferrous and nonferrous metallurgy.

However, it should be understood that within a fairly narrow food segment there is a possibility of influence of the players’ decisions in the national economy, in terms of economic exchanges across the world market, which in its turn could have the opposite effect on the competitiveness of a region.

Thus, exogenous factors include:

(1) decisions of the federal government (including decision to devalue the national currency, decision about privatization or nationalization of certain objects);

(2) decisions made in integrated business groups, whose activities are carried out simultaneously in many regions;

(3) accumulated characteristics of production factors (fixed capital stock, human capital, natural resources, organizational capital);

(4) fluctuations in world commodity markets.

All the factors listed above are not exogenous by definition if, for example, a region itself or together with other regions can influence the decision of important issues for the region (e.g., elaboration of the regional industrial policy).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Endogenous factors are such factors of regional competitiveness, the change of value of which is a direct consequence of decisions and actions of the economic policy at the level of the region.

One of the most important endogenous factors of the competitiveness of the region is socio-economic policy of the authorities that affects the price, which economic agents have to pay for services provided by the regional authorities (institutional infrastructure, real infrastructure) and the quality of these services. It has to be noted that a reduction in prices in the form of easing the tax burden can be considered as a factor enhancing competitiveness of the region, which, nevertheless, can be outweighed by other factors; firstly, due to poor quality of services, especially public benefits, and secondly, due to diminishing competitiveness in the future (a decrease in regional public finance).

There is another aspect of the influence of socio-economic policies on the region's competitiveness. Most clearly it can be seen in the ratio of industrial and competition policies. Industrial policy is a redistribution of resources targeted at specific industries or groups of companies. Competition policy aims at creating incentives for economic agents in terms of generating innovation (technological, product, and organizational) by means of creation and maintenance of competitive conditions in the target markets.

Strictly speaking, the establishment of formal institutions is the only factor which the authorities can control. This factor affects the competitiveness of the region through incentives for those economic agents who make decisions related to the creation of value, and also (if it would be preferable), redistribution of value or even its destruction. From this perspective, location competitiveness is, above all, competitiveness of institutions (national and regional).

In accordance with the approach proposed by Yassin and Yakovleva [7, p. 8], the competitiveness of institutions is the compliance of formal and non-formal institutions in the country (laws, norms and traditions of behaviour of the authorities, use of power, degree of freedom, the radius of trust) with the requirements of production of competitive goods and services. In connection with the given definition it is important to say the following:

1. One can speak about not only the competitiveness of national institutions, but also regional institutions competitiveness;

2. It is necessary to confine to formal and informal rules governing the interaction between economic agents, as well as the interaction of economic agents with state authorities;

3. Mechanisms ensuring compliance with the established rules should be regarded as a special component of institutions. Rules for permitted (or prohibited) actions should be consistent with best practices. But this is not enough for the elaboration of adequate incentives.

4. Indicators of regional competitiveness

The effect of the factors of regional competitiveness determine the characteristics of the region, which were described in the second section in the context of determining the quality characteristics that affect the incentives of individuals taking economic decisions.

However, in order to operationalize this conception, it is important to identify indicators of competitiveness.

As there are many factors as well indicators of competitiveness, it is necessary to streamline them and analyze their relation to one another. The first subsection deals with specific indicators of competitiveness which reflect some aspects of the business agent’s performance. The second subsection deals with the problem of formulating a generalized indicator of competitiveness. The third subsection identifies indicators associated with competitiveness.

Specific indicator is an indicator of the region’s competitiveness, which reflects a subset of location competition aspects.

In accordance with the existing standard approaches used to quantify competitiveness, one can single out the following indicators: (1) productivity level (2) labour cost per production unit, (3) the coefficient of identified comparative advantages.

If the theory of international trade is taken as a starting point, then the key indicator is associated with the comparative advantages of the country (region). In research, the coefficient of identified comparative advantages is used; it is calculated as the ratio of the share of the country (region) in the world (national) market of the product (export) to the share of the country's imports of this product (import from other regions6 [7, p. 16]).

Mathematically, this coefficient can be represented as follows [8]:

RCAi = (Xi /E Xi — Mi/E Mi) ■ 100,

where RCAi is the coefficient of the identified comparative advantages which, theoretically, can change from -100 to 100, Xi/EXi is the country’s share of world export, Mi / EMi is the country’s share of world import.

It should be noted at once that this indicator is not practicable for regions for lack of adequate statistics on the movement of goods between regions (without crossing national borders).

6 Adjustment to the definition of the regional component is presented by the author of the article.

Among the indicators that reflect individual aspects of the region's competitiveness one can also take into account direct investments, changing numbers of small enterprises per 1000 inhabitants (adjusted for the proportion of non-operating SMEs), actually reflecting the intensity of the business registration process.

The greater the number of SMEs per capita, given all other conditions being equal, the more competitive the region is. In this thesis, the principle of “other conditions being equal” is essential. It is clear that “traces” of regional competitiveness can also be found in retrospect if we assume that the dynamics of key indicators is the result of location-based competition. This applies, above all, to such indicators as GRP, including GDP per capita, current investments and others.

Among the most obvious indicators of competitiveness to be applied is the amount of added value per worker. As the impact of economic activity is estimated through added value, thus the more value is added in the region, ceteris paribus, the more competitive the business operating in the region is, and, consequently, the more competitive the region is (if one uses the logic of competition by location in association with the region's competitiveness on the one hand, and the correlation between the region's competitiveness and competitiveness of the region's products, manufactured in the territory, on the other). However, in most cases data on added value is not available.

Generalized indicator of competitiveness is the one that takes into account all major aspects of competitiveness. The generalized indicator of competitiveness is unlikely to have any dimension: it is, probably, a numeral as is, for example, the indicator of elasticity. Approaches to the calculation mechanism of this numeral may be different.

1. One option: one can calculate the average fraction for the entire set of major factors affecting competitiveness, assessing the significance and role of each factor. If the value of this indicator for a particular region is above average, then the region is competitive.

2. Another option: choosing, as a starting point, the best value for the entire set and comparing it with specific values obtained for the region. In this case the value can not be greater than one (1), although it is possible that this value will be equal to 1 (for the leader region).

3. The third option: the reference point is maximum possible values of the indicators, whereas the actual values for each region indicate deviations due to the untapped reserves. In this case, the standard value would be less than one (1) for all regions (including the leader region).

Among important indicators and characteristics of the region (which are related to its competitiveness, but do not exhaust its full content, though they are used as stand-alone characteristics of this region), one can point out investment attractiveness of the region and the regional budgets reflected in the ratings of paying capacity.

In the comparative assessment of any region, various kinds of ratings are often used as they can help sort out the regions according to the established criteria.

It should be noted that investment attractiveness ratings may indicate the specialization of the region, if we assume that in the world markets there are relatively stable favourable conditions for goods that are consistent with the specialization of the region. That is why, there can be a positive correlation

between the level of investment attractiveness and competitiveness of the region but it is not as strong as it may seem at first glance.

As the region is the subject of location-based competition, the state of the regional budget is very important, because it reflects not only the current but also future regime of entrepreneurial activity in the region. Indeed, if the budget of the region is made with a significant deficit, and is financed through borrowings in the financial market and financing of medium-and long-term programmes is implemented through the “short” money, then in terms of attractiveness, ceteris paribus, the region will lose.

5. Enhancing competitiveness of the region with the help of measures of socioeconomic policies at the regional level

Understanding the content of competitiveness in positive terms is of great importance for the development of socio-economic policies, both at the level of economy as a whole and at the level of the region, given a set of exogenous and endogenous factors (variables). Interdependence of various aspects of competitiveness with social and economic policy has many important aspects, two of which we will pay special attention to.

There are three groups of tools, which can affect competitiveness of the region. They are applicable to both national governments as well as regional ones.

1. General measures to strengthen the regional economy and its position in national and world economy, leading eventually to an increase of competitiveness of firms and their products. Such measures shall provide the basis for competitiveness for national economy and that of the region. These general measures include, first and foremost, institutional framework for economic activities, related to the formation of business environment, regardless of the expected gains of specific groups of businesses.

2. State aid in the form of direct support to companies in their export activities (grants, tax incentives, exemption from import duties on raw materials, information support of export activities). For the regional government this direction is less accessible than for the federal government (there is no way to exempt from import duties on raw materials), as well as it involves the risk of applying to them the norms of the federal law “On protection of competition” in the event their activity restricts competition.

3. Measures aimed at creating demand for regional producers in other regions, as well as foreign markets (exhibitions, establishment abroad or in other regions trade and information centres, etc.)

These measures are not completely equivalent in terms of setting appropriate incentives. However, they form a space for choice both in normal conditions and in the conditions of a crisis. In this regard it should be noted that the region's competitiveness will largely depend on the balance of measures aimed at improving its competitiveness.

Given the fact that the competitiveness of the region derives from the competitiveness of products manufactured in its territory, identification of strategies for improving the region's competitiveness in the context of improving the competitiveness of the industries is of vital importance. It is clear that the impact of efforts aimed at improving competitiveness of indus-

tries will be different. Moreover, it is understandable that it is rational to resolve issues related to enhancement of competitiveness of the region, focusing on enhancement of competitiveness of the industry with a bigger competitiveness potential.

In this perspective there emerges a separate issue of a group of industries, both in terms of potential impact of improving competitiveness and in terms of tools that can be used to enhance this competitiveness.

Problems with the use of indicators of competitiveness in quality control actually minimize the risk of manipulating them. Let's try to explain the essence of the problem. Let’s assume that all players use the assumption that the proposed indicators are adequate, in terms of comparative assessment of the region (its competitiveness).

If the welfare of a player depends on the level or the dynamics of this indicator, there is a stimulus for a corresponding change of the indicator. Moreover, the actors will look for ways to achieve this goal with minimum expenditures. For example, if the dynamics of labour productivity is taken as a control indicator, it might, other things being equal, encourage the use of labour-saving, capital-intensive technologies. However, in the circumstances where a relatively cheap labour is a competitive advantage, in terms of resources, the choice of this indicator may lead to reduced competitiveness (at least in some areas).

The assessment of competitiveness of the region involves a necessity to take into account factors which are impossible or rather difficult to quantify.

This is especially true for factors that are actually very complicated, in terms of structure. Among them is the quality of the institutional environment at the regional level, including not only the content of laws, but also mechanisms ensuring compliance with them.

In this respect, so as to solve this issue, it is necessary to pay more attention to the characteristics of the institutional framework concerning the use of limited resources, paying special attention to the significance of each of the identified characteristics.

Understanding the above-mentioned issue will ensure more caution when applying all quantitative estimates of all changes in competitiveness and, on the one hand, will encouraged seeking methods of quantification for “non-quantifiable”, for the time being, factors, on the other hand.

Conclusions

The presented material on regional competitiveness provides the following conclusions:

1. Competitiveness of the region is an important component in explaining both the level of economic development and the living standards in the region. That is why improving competitiveness of the region is an important task of economic policy at both the federal and regional levels;

2. Currently there is no generally accepted, rigorous and operational definition of the term “competitiveness”, applicable to all cases of empirical research in this area. This concerns the definition of the term in relation to specific products or manufacturers, as well as to individual regions.

3. However, competitiveness in the long run should be considered through the prism of setting incentives for decision makers to seek new

areas, to use the already known resources, as well as to identify unknown ex ante resources of creating added value. This applies to business entities and to those decision makers who determine the quality of the institutional environment in the territory. This approach is based on interdependence of the notions “competition” and “competitiveness”.

4. Competitiveness of the region depends on many factors which can be classified. In terms of decision-making process the most important groups are endogenous and exogenous factors of competitiveness.

5. In applied research a variety of techniques are used to assess competitiveness on the basis of designing a set of indicators, each of which has comparative advantages and shortcomings. Among the most common are such indicators as a comparative advantage, productivity and cost of labour per unit of output. The choice of methods for assessing competitiveness depends on the objective and accessible information. It should be born in mind that available information is not always significant, and important information is not always available. The ideal method applicable to all cases of assessment of competitiveness has not been identified yet.

6. It is necessary to distinguish between competitiveness of manufacturers in the industry and market. If competitiveness of manufacturers in the market is directly linked to the level of unit costs, competitiveness within the industry (manufacturing heterogeneous and not always easily interchangeable commodities) is linked to an additional factor — the choice of specialization which adequately reflects the manufacturer’s comparative advantage. In its turn competitiveness of the region implies not only the cost factor but also specific institutional conditions of production, which should lead to differentiation of the producer’s costs not only because of natural comparative advantages or benefits in the organization, but because of differences in costs associated with compliance with the mandatory requirements established by the State (at the federal and regional levels).

Bibliography

1. Алчян А. А., Демсетц Г. Производство, стоимость информации и экономическая организация // Вехи экономической мысли. Т. 5: Теория отраслевых рынков / под ред. А. Г. Слуцкого. СПб., 2003.

2. Доклад на конференции ГУ-ВШЭ в 2004 году «Региональные особенности экономического подъема РФ в 1999—2003 гг.».

3. Механизмы купли и продажи бизнеса / под ред. А. Е. Шаститко. М., 2002.

4. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. 1989. № 12.

5. Шаститко А. Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. Бюро экономического анализа. М., 2000.

6. Шаститко А. Е. (ред). Обзор состояния делового климата в Российской Федерации / Общественная палата Российской Федерации. М., 2007.

7. Ясин Е. Г., Яковлев А. А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики. Начало проекта / Государственный университет-Высшая школа экономики. М., 2004.

8. Neven D. Trade Liberalization with Eastern Nations: How Sensitive? // Faini R and Portes R (eds) Eurropean Union Trade with Eastern Europe: Adjustment and Opportunities. London, CEPR, 1995.

9. Stiglitz J., Hoff K. The Transition from Communism: A Diagrammatic Exposition of Obstacles to the Demand for the Rule of Law., March, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.