Научная статья на тему 'Конкурентоспособность как системная категория эффективности производства овощей защищённого грунта'

Конкурентоспособность как системная категория эффективности производства овощей защищённого грунта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ОВОЩЕВОДСТВО ЗАЩИЩЁННОГО ГРУНТА / COMPETITIVENESS / SYSTEM / COMPETITIVE ADVANTAGES / PRODUCTION EFFICIENCY / VEGETABLES GROWING ON PROTECTED LAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чазова Ирина Юрьевна

Рассматривается конкурентоспособность предприятия по производству овощей защищённого грунта как система, состоящая из элементов, взаимодействующих факторов и потенциальных возможностей предприятия. Выделены инструменты реализации концепции конкурентоспособности предприятия. Предложена методика оценки конкурентных возможностей предприятия по производству овощной продукции защищённого грунта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AS THE SYSTEM CATEGORY OF EFFICIENT VEGETABLES PRODUCTION ON PROTECTED GROUND

Competitive capacity of an enterprise growing vegetables on protected ground is considered as a system consisting of elements, interacting factors and potentials of this enterprise. The instruments of realization the concept of the enterprise competitiveness are designated. The methods to evaluate the competitive capacities of an enterprise producing vegetables on protected lands are suggested.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность как системная категория эффективности производства овощей защищённого грунта»

Конкурентоспособность как системная категория эффективности производства овощей защищённого грунта

И.Ю. Чазова, к.э.н, Удмуртский ГУ

В производстве овощной продукции защищённого грунта проблема повышения конкурентоспособности предприятий приобретает всё большую актуальность. Для выживания в конкурентной борьбе и усиления позиций предприятиям необходимо активно наращивать конкурентные преимущества, обеспечивая их стойкий и уникальный характер. Это возможно только при постоянном совершенствовании технологий производства овощей защищённого грунта, что предусматривает переход от инноваций как разового явления к всестороннему широкому их использованию.

Г.Л. Азоев и Г.А. Фатхутдинов рассматривают конкурентоспособность предприятия как возможность выпускать конкурентоспособную продукцию (услуги), или как конкурентоспособность продукции [1].

Е.А. Хартман характеризует конкурентоспособность предприятия как систему, содержащую

непрерывно взаимодействующие факторы, как возможность предприятия сохранять или расширять конкурентные позиции на целевом рынке в процессе адаптации к переменчивой конкурентной среде функционирования через соотношение цена/качество продукции как точки пересечения интересов производителя и потребителя, показывающей момент согласованности между предложением и спросом [2].

Открытость российской экономики для иностранных компаний способствует усилению конкурентной борьбы между предприятиями — производителями овощной продукции защищённого грунта. По прогнозам специалистов, Россия на протяжении ещё 10—15 лет сохранит статус импортёра овощей защищённого грунта [3].

Конкурентоспособность предприятий по производству овощной продукции защищённого грунта во многом определяется устойчивостью предприятия на рынке и объёмами площадей, занятых под тепличные культуры, а также

углублением специализации и концентрации производства.

Исследования, проведённые учёными, свидетельствуют о том, что углубление специализации и усиление концентрации производства до определённого оптимального уровня способствуют повышению его конкурентоспособности. Концентрация тепличного производства влияет на экономическую эффективность деятельности тепличных комбинатов. Чем крупнее хозяйство, тем эффективнее производство продукции овощеводства защищённого грунта. В крупных тепличных комбинатах лучше используются основные и оборотные производственные фонды, создаются необходимые предпосылки и условия для внедрения интенсивных технологий, повышения урожайности и производительности труда, снижения себестоимости продукции и повышения уровня рентабельности. В таблице показано влияние размеров производства на экономическую эффективность и конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, в настоящее время на российском рынке защищённого грунта насчитывается около 200 тепличных комбинатов разных размеров. Подавляющее большинство — 87% (174 комбината) — имеют площадь защищённого грунта до 11 га, что позволяет им поставлять на рынок в среднем до 300 тыс. т тепличной продукции. Основными конкурентоспособными участниками российского рынка овощеводства защищённого грунта являются тепличные комбинаты площадью от 12 до 144 га, которые поставляют на рынок до 50% валового сбора тепличных овощей в России.

Конкурентоспособность характеризуется достаточной гибкостью и умением адаптироваться к изменениям внешних и внутренних экономических условий, а также является отражением успеха (неудач) всех подразделений деятельности предприятия. Однако вышеупомянутые определения не раскрывают основного требования к современному развитию предприятий по производству овощей защищённого грунта, а именно необходимость инновационной направленности их деятельности.

Предлагаемая нами концепция конкурентоспособности предприятий — производителей овощей защищённого грунта включает основные системообразующие элементы конкурентоспособности в виде ресурсных, управленческих и продуктовых конкурентных преимуществ, а также принципы, инструменты и критерии оценки её реализации.

Наиболее значимыми характеристиками конкурентных преимуществ являются уникальность и стойкость. Владение уникальными характеристиками предоставляет бесспорное преимущество над конкурентами. Задача предприятия заключается в защите, поддержании, сохранении и развитии уникальных конкурентных преимуществ.

Стойкость конкурентного преимущества предприятия по производству овощной продукции защищённого грунта предусматривает и сохранение этой стойкости в стратегической перспективе. Выделим следующие принципы концепции конкурентоспособности предприятия по производству овощной продукции защищённого грунта:

а) ориентация на постоянную поддержку и развитие конкурентных преимуществ предприятия;

б) комплексный характер направленности мероприятий достижения конкурентоспособности предприятия, который основывается на достижении ресурсных, управленческих и продуктовых конкурентных преимуществ;

в) учёт факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятия на входе в систему предприятия, в самой системе и на выходе;

г) определение инновационной составляющей развития предприятия как приоритетной для достижения стойкого и уникального характера конкурентоспособности;

д) концентрация усилий на развитии научнопроизводственной базы промышленного предприятия;

е) непрерывность учёта влияния внешней среды на функционирование тепличного предприятия и развитие возможности к адаптации

Влияние размеров производства на показатели экономической эффективности тепличных комбинатов

Группы тепличных комбинатов по площади, га Количество комбинатов Средний объём производства, тыс.т (на 1 комбинат) Средняя урожайность, кг/м2 Себестои- мость, руб./кг Уровень рентабельности, %

томаты огурцы

До 11 174 1,8 22,5 25,0 45,3 11,5

12-20 12 5,0 27,6 38,4 44,0 12,6

21-40 10 10,0 40,0 42,0 42,3 15

41-50 2 20,0 45,0 56,0 41,0 20

Свыше 50 2 40,0 38,0 42,0 39,5 25

КОНКУРЕНТНЫЙ ПЛАН

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ предприятия по производству овощей защищённого грунта

Информационно-аналитическое обеспечение.

Внешняя информация и внутренние учётные данные: прогнозная, плановая, учётная, нормативная и конкурентно-аналитическая информация для анализа и управления

Рис. - Методика оценки конкурентных возможностей предприятия по производству овощной продукции защищённого грунта

как основному свойству, которое обеспечивает реализацию инновационных изменений.

На конкурентоспособность влияет местонахождение предприятий по производству овощной продукции защищённого грунта. Исследование распределения промышленных теплиц по территории страны показывает, что в настоящее время оно ориентируется на наличие потребителей. Поэтому теплицы строятся чаще всего возле крупных городов. Однако последние тенденции тепличного рынка из-за высоких тарифов на электроэнергию свидетельствуют о явном тяготении новых проектов к более благоприятным в климатическом отношении регионам. Среди таких проектов, например, тепличный комплекс «Сельхозпроминвест» на 16 га по выращиванию роз в Краснодарском крае (первая очередь открыта в 2005 г.), тепличный овощной комплекс на 30 га в Астраханской области (инвестор — компания «Балтимор», план инвестиций — с 2008 г.).

В этих условиях особое значение приобретает использование специальных инструментов реализации концепции конкурентоспособности,

к которым относятся: создание банка новых идей для обеспечения непрерывности инновационного развития всех сфер деятельности предприятия; направление инвестиционных ресурсов на развитие научно-производственной базы предприятия по производству овощей защищённого грунта; разработка программы повышения конкурентоспособности предприятия, которая детализирует положения концепции; создание системы управления, имеющей такие характеристики, как: адаптивность, инновационность, ориентация корпоративной культуры на развитие, доминирование ценности знания; организация постоянного мониторинга внешней среды функционирования предприятия, в частности влияния государства, поставщиков ресурсов, конкурентов и др.

Изучение методик комплексной оценки конкурентоспособности тепличных предприятий показывает, что они не в полной мере учитывают особенности формирования экономических показателей для разных сегментов потребителей. Это обусловливает необходимость разработки адаптированной к современным условиям мето-

дики оценки конкурентоспособности овощной продукции защищённого грунта, которая точнее всего отражала бы её фактический уровень и стала действенным инструментом в управлении повышением конкурентоспособности на разных рынках. Мы считаем, что в основу методики может быть положена оценка конкурентных возможностей предприятия по производству овощной продукции защищённого грунта (рис.).

Эффективное управление предприятием в условиях рынка сводится к управлению его конкурентоспособностью (к оцениванию и анализу факторов, повышающих или снижающих конкурентоспособность предприятия, влияющих на выбор и реализацию соответствующей стратегии и тактики для достижения той или другой цели).

Основным направлением формирования и совершенствования системы управления конкурентоспособностью предприятия должен быть, на наш взгляд, акцент на стратегические приоритеты системы управления, поскольку именно здесь обеспечивается разработка и реализация перспективных конкурентных преимуществ. По-

теря подавляющим большинством предприятий своей конкурентоспособности свидетельствует о нехватке у них опыта формирования конкурентных стратегий.

Таким образом, рассматривая конкурентоспособность предприятия по производству овощей защищённого грунта как системную категорию, следует выделять и анализировать все её элементы в единстве внутренних и внешних связей. Только комплексный анализ и оценка конкурентных возможностей предприятия позволит определить такую позицию на рынке, которая позволит достичь поставленных целей, обеспечит стратегическое развитие и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Литература

1. Фатхутдинов Г.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. 886 с.

2. Хартман Е.А. Пути развития ассортиментной политики в глобальной конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 1. С. 68.

3. Кучеренко Т. Ситуация на рынке овощей защищённого грунта // Овощеводство [Электронный ресурс] // URL: http: // ovoschevodstvo.com/journal/browse/72011/article/529/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.