Научная статья на тему 'Конкурентоспособность как процесс и результат'

Конкурентоспособность как процесс и результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2741
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федермеер Елена Александровна

В статье раскрывается сущность и содержание конкурентоспособности, анализируется ее место в системе категорий конкуренции. Основное внимание уделяется выявлению конкурентоспособности как процесса и результата, рассмотрению основных подходов к ее исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AS A FACTOR AND RESULT

The article disclosures the essence and content of competitiveness, analyses its place in the system of competition categories. The main attention is paid for identification of competitiveness as a process and result, the major approaches of research are also considered.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность как процесс и результат»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ

Е.А. ФЕДЕРМЕЕР

Воронежский государственный университет Ул. Хользунова, д. 40, 394086, Воронеж, Россия

В статье раскрывается сущность и содержание конкурентоспособности, анализируется ее место в системе категорий конкуренции. Основное внимание уделяется выявлению конкурентоспособности как процесса и результата, рассмотрению основных подходов к ее исследованию.

Проблема конкуренции и конкурентоспособности является одной из основополагающих тем в экономической теории. Мы ставим перед собой задачу показать место конкурентоспособности в системе категорий конкуренции, раскрыть ее сущность и содержание, обобщить существующие подходы и выработать свою точку зрения. В работе четко прослеживается логика построения от анализа положений известных экономистов до выявления элементов конкурентоспособности и воздействия на них различных факторов. Обосновывается процессно-результатный подход к определению конкурентоспособности: две фазы прохождения конкурентоспособности как процесса, черты, функции, элементы. Получением научного результата является выход на определение направлений воздействия факторов конкурентоспособности на ее элементы. Поскольку и теория и практика показывают, что конкурентоспособность является важнейшим свойством конкуренции, то анализ ее сущности и факторов повышения следует проводить с позиций ее взаимосвязи с конкурентными процессами.

Основные подходы к исследованию конкурентоспособности

Впервые теорию конкуренции обобщил А. Смит. Им предложено обоснование конкуренции как соперничества товаропроизводителей, существующего посредством рынка, которое образует их внешнюю связь. «Когда количество доставленного на рынок товара не покрывает действенного спроса, лица... не могут получить того количества товара, какое им нужно. В таком случае, не желая совсем остаться без товара, некоторые из таких лиц предпочитают заплатить за него несколько больше. Среди них сейчас же начнется конкуренция, и рыночная цена поднимется сравнительно с естественной ценой более или менее в зависимости от того, в какой мере недостаток предложения либо богатство и расточительность покупателей, разогреют пыл соперничества» [4]. Он говорил, что «невидимая рука» управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди, стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества [6]. Конкуренция, по Смиту, предполагает внешние рыночные взаимосвязи, которые возникают по отношению к рынку; внутренние для фирмы процессы как фактор конкурентной борьбы Смит не рассматривает. Цена является определяющим элементом конку-

ренции. Таким образом, уже к концу 18 века сложилась определенная концепция конкуренции, в основе которой лежал главный принцип «невидимой руки» или идеального плана развития экономики. Следовательно, по Смиту, интересы товаропроизводителей движут ими, чтобы реализовать свои преимущества в конкуренции. Здесь уже заложены предпосылки конкурентоспособности, выраженные в соперничестве между товаропроизводителями ради собственных интересов. Инструментом же конкурентоспособных товаропроизводителей выступает цена, с помощью которой можно реализовать свои преимущества. По Смиту, естественная цена основывается на затратах предпринимателей, а рыночная цена - на конкуренции.

Д. Рикардо исходил из того, что «пока между странами сохраняются хоть какие-либо различия в ценах, каждая из них будет располагать сравнительным преимуществом перед другой страной и, таким образом, возможностью торговли с нею» [3]. Можно предположить, что Рикардо отталкивался от конкурентных преимуществ, говоря о перемещении фондов. Конкурентоспособным будет тот товаропроизводитель, который имеет конкурентные преимущества в одной отрасли, но не имеет в другой и пытается реализовать их там, где более выгодно, также посредством цены.

Таким образом, классики указали на первые предпосылки конкурентоспособности, выражающиеся в разнице цен. Они выделяют две среды - естественную и рыночную, в которых соответственно формируются естественная и рыночная цены. Естественная цена отражает затраты на производство, а рыночная цена зависит от механизмов спроса и предложения. Классиками закладываются предпосылки конкурентоспособности, которые выражаются в стремлении участников рынка производить товары или услуги по более низкой естественной цене и реализовывать их по более высокой рыночной, с целью получения наибольшей прибыли.

Фридрих А. Хайек в смысл конкуренции вкладывает следующее: «Конкуренция - это не то же самое, что называется так в обыденном языке... Конкуренция по своей природе - есть динамичный процесс, неотъемлемые особенности которого отбрасываются допущениями, лежащими в основании статического анализа» [8]. Динамичный процесс предполагает развитие и конкуренции, и конкурентоспособности фирм, когда они в этих условиях совершенствуют свое производство.

М. Портер основал стратегическую теорию конкуренции и конкурентных преимуществ на теории отраслевых рынков. Для него бесспорно, что именно анализ отрасли должен играть ключевую роль в исследовании проблемы конкуренции и конкурентоспособности.

По М. Портеру, конкуренция - это процесс, «процесс динамичный и развивающийся, при котором появляются новые возможности для фирмы проявить свои конкурентные преимущества» [2].

Такое выражение сути конкуренции дает возможность определить составляющие конкурентной среды. По нашему мнению, это - появление новых конкурентов, товаров, услуг на определенном рынке, а также соперничество между уже имеющимися конкурентами. Сравнительное преимущество переходит в конкурентное преимущество, что, в свою очередь, создает конкурентоспособность в производстве и на рынке. В связи с этим происходит формирование конкурентной среды, которая развивает конкуренцию. Взаимосвязь этих внешних явлений позволяет судить о становлении конкуренции и конкурентоспособности как неотъемлемом свойстве конкуренции. Результат конкуренции будет определяться вследствие воздействия на нее конкурентоспособности.

Анализ положений западных экономистов позволяет обобщить их взгляды на предпосылки, образующие конкурентоспособность. Они применяют принцип сравнимости затрат на производство товаров и принцип сравнимости рынков, который заключается в том, что при большем количестве участников рынка возникает больше предпосылок для развития конкурентоспособности. Они утверждают, что конкурентное преимущество того или иного субъекта рынка в определенной степени выявляет его конкурентоспособность.

Отечественные экономисты рассматривают конкурентоспособность как многосторонний процесс, в котором важная роль отводится конкуренции. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «...свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [7]. Конкурентоспособность понимается как способность объекта (товара или услуги) выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

Следовательно, конкуренция как процесс начинается с производства, где фирмы формируют свои сравнительные преимущества, которые затем закрепляются в конкурентных преимуществах, определяющих положение товаропроизводителей на рынке.

Обобщая вышеизложенное, заключим, что конкуренция, как динамичный процесс соперничества между субъектами рынка, направленный на развитие экономики, неразрывна с конкурентоспособностью. Мы делаем попытку обосновать тот факт, что конкурентоспособность является свойством конкуренции в обобщении и систематизации высказываний представителей классической экономической школы, западных и отечественных экономистов. Наш подход заключается в выявлении конкурентоспособности исходя из двоякого понятия конкурентоспособности как процесса и как результата, а именно обосновании процессно-результатного подхода к раскрытию конкурентоспособности как экономического явления.

Конкурентоспособность как процесс и его проявления

Центральным объектом в нашей статье является национальная экономика, которую предполагается рассматривать на разных уровнях ее проявления: товара, фирмы, страны, региона. Различия между ними состоят в конкурентных преимуществах, через элементы. Можно представить конкурентоспособность в двух аспектах: как процесс и как результат, которыми обладают хозяйствующие субъекты.

Конкурентоспособность как процесс проходит две фазы: фаза производства и фаза обмена. Каждая из них характеризуется своими чертами. Фаза производства, где закладываются основы конкурентоспособности в виде сравнительных преимуществ, характеризуется как начальная стадия, как исходная основа, выражающая производственную среду фирмы. Данной фазе присущи следующие черты:

- динамичность. Имеет смысл рассматривать конкурентоспособность лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры, на которую должны ориентироваться производители;

- стадийность. Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар в момент создания;

- рациональность. Конкурентоспособность характеризуется более рациональным использованием ресурсов;

Фаза обмена, на которой конкурентоспособность имеет в своей основе конкурентные преимущества, характеризуется следующими чертами:

- результативность. Характеризует то, насколько эффективно товаропроизводители функционируют на рынке, выявление их успешности;

- неравномерность. Проблема конкурентоспособности относится лишь к нестационарному недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

- периодичность. Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка;

- полезность продукта для потребителя. Конкурентоспособность продукции -это мера ее привлекательности для потребителя, привлекательность продукции зависит как от вида продукции, так и типа ее потребителя;

- целевая (для фирмы). Цели функционирования фирмы состоят в получении и максимизации прибыли, которые находятся в системе «цена-качество».

Выделяемые нами две фазы - производство и обмен - выступают как процесс в целом. Это процесс изменения и превращения основ конкурентоспособности как сравнительных преимуществ в производстве и образование ее как результат за счет конкурентных преимуществ на самом рынке.

«Конкурентное преимущество - преимущество, приобретаемое компанией над конкурентами, посредством предложения потребителям большей ценности либо за счет предложения товаров и услуг по более низким по сравнению с конкурентами ценам, либо за счет' предоставления потребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены на товары и услуги» [9].

Мы понимаем под конкурентным преимуществом превосходство над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности, которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, рыночная доля, объем продаж). Можно сделать вывод, что приобретенное преимущество будет лежать в основе конкурентоспособности компании, выражающееся в способности фирмы функционировать на рынке, а сравнительное преимущество дает возможность оценить конкурентоспособность фирмы в производстве. Данные предположения позволят утверждать о неразрывной связи конкуренции, конкурентоспособности, конкурентных и сравнительных преимуществ. Конкурентоспособность делает конкуренцию более качественной, а, следовательно, результаты конкурентной борьбы будут направлены на получение более высоких доходов.

Рис. 1. Конкурентоспособность в системе категорий конкуренции

На рис. 1 автором разработана и показана взаимосвязь данных понятий, характеризующая процесс от производства до получения конечного результата. Конкурентоспособный товар обладает разной степенью сравнительных преимуществ (в производстве) и конкурентных преимуществ (на рынке).

Сравнительное преимущество переходит в конкурентное преимущество, что, в свою очередь, создает конкурентоспособность в производстве и на рынке. В связи с этим происходит формирование конкурентной среды, которая развивает конкуренцию. Взаимосвязь этих внешних явлений позволяет судить о становлении конкурентоспособности как неотъемлемом свойстве конкуренции. Результат конкуренции будет определяться вследствие воздействия на нее конкурентоспособности.

Сущность конкурентоспособности, как и любой экономической категории, проявляется через функции. На наш взгляд, основные функции конкурентоспособности:

1. Стимулирующая. Конкурентоспособность выполняет эту функцию как относительно экономики в целом, так и применительно к отдельному предприятию отрасли. Она проявляется в двух направлениях: в снижении издержек производства и в повышении качества изделий. Эти направления показывают выход на сравнительные преимущества. Важным является то, что эта функция направлена на создание сравнительных преимуществ в производстве. Конкурентоспособность стимулирует деятельность фирм на снижение издержек производства за счет производительности труда, на повышение качества за счет внедрения новых технологий, ресурсов, сырья, материалов.

2. Инновационная. Заключается в реализации в производстве результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать потребительский эффект, связанный с качественными параметрами приобретаемой продукции. Она непосредственно вытекает из первой функции. Эта функция позволяет осуществлять успешные нововведения, заставляет внедрять новые разработки, создавать новые продукты, что обеспечивает эффективное функционирование фирмам и повышение их конкурентоспособности.

3. Эффективная. Соотношение эффекта и затрат дает возможность создать условия для повышения результата (объем, качество продукции), с одной стороны, а с другой - для снижения затрат и издержек. Функция ориентирована на получение результатов хозяйственной деятельности субъектов, на получение качественного продукта. Создавая конкурентоспособную продукцию, фирма имеет возможность получить большую прибыль. В результате повышения производительности, проявление эффективной функции заключается в получении дохода.

4. Дифференцирующая. Конкурентоспособность дифференцирует производителей, выявляет конкурентоспособные и неконкурентоспособные товары и хозяйствующие субъекты по сравнительным преимуществам, систематизирует их. Следовательно, кто обладает высокой конкурентоспособностью, получает прибыль, развивается, а те, которые обладают низкой конкурентоспособностью, - проигрывают, разоряются, становятся банкротами. Дифференциация - это способность обеспечивать покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

5. Преобразующая. Характеризует преобразование развития конкуренции благодаря повышению конкурентоспособности агентов рынка. Более высокая конкурентоспособность изменяет в лучшую сторону конкурентную среду, тем самым развивает конкуренцию, начиная с производства и переходя к рынку. Она усилива-

ет борьбу производителей, побуждает повышать качество и снижать цены. Происходит преобразование, качественное совершенствование конкуренции.

Раскрытие сущности конкурентоспособности предполагает познание ее как целостной системы со многими взаимосвязями и взаимоотношениями, обеспечивающими процессы постоянного изменения и развития данного явления.

Среди экономических отношений, образующих конкурентоспособность, важную роль играют конкурентные отношения. Они включают в себя производственные конкурентные отношения и рыночные конкурентные отношения.

Производственные конкурентные отношения возникают в процессе производства по поводу сравнительных преимуществ. Они могут быть определены как отношения, возникающие по поводу установления равновесия или неравновесия на рынке, образования конкурентной или монопольной цены, а следовательно, прибыли. Они связаны с рыночным обменом, ценообразованием и поэтому их результатом является конкуренция [1].

Рыночные и производственные конкурентные отношения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Но при этом производственные конкурентные отношения являются первичными, поскольку именно они непосредственно определяются отношениями частной собственности, тогда как рыночные конкурентные отношения связаны с собственностью опосредованно, через взаимосвязь с производственными конкурентными отношениями. При этом «отношения собственности воздействуют на формирование конкурентной среды и рыночных отношений не непосредственно, а опосредованно, через производственные отношения. В то же время рыночные отношения активно влияют на характер функционирования производственных отношений» [1].

Следовательно, конкурентоспособность как экономическая категория выражает совокупность конкурентных отношений (производственных конкурентных и рыночных конкурентных), возникающих между хозяйствующими субъектами по созданию условий для повышения сравнительных и конкурентных преимуществ, обеспечивающих их высокую конкурентоспособность на соответствующем рынке товаров и услуг, для получения лучших результатов в процессе конкуренции.

Таким образом, конкурентоспособность начинается с производства, где посредством производственных конкурентных отношений создаются условия для сравнительных преимуществ, которые впоследствии перейдут в конкурентные преимущества. Это происходит в связи с развитием производственных отношений в рыночные конкурентные отношения. На данном этапе процесс конкурентоспособности завершается. Соответственно, основные характерные черты конкурентоспособности обнаруживают, с одной стороны, ее общность, как с производством, так и с обменом, а с другой - показывают особое место конкурентоспособности в системе экономических отношений.

Конкурентоспособность как результат

Исходя из исследования сущности конкурентоспособности, подразумевающего эффективность производства и продажи продукции для двух взаимосвязанных субъектов, участвующих в данном процессе, потребителя и производителя, следует отметить, что среди черт конкурентоспособности мы выделяем относительность, изменчивость и противоречивость.

Нам представляется, что конкурентоспособность является характеристикой товара и может быть выражена только относительными величинами. Относительность категории «конкурентоспособность» характеризуется наличием двух сравни-

тельных позиций. Сравнительная позиция потребителя представляет собой процесс выбора необходимого изделия среди целого ряда аналогичных изделий и приобретения того из них, которое удовлетворяет потребность в максимальной степени. В данном случае происходит сравнение выбираемого объекта по качеству и цене. Покупатель учитывает конкретные потребительские свойства, выясняет степень соответствия изделия своей потребности, то есть измеряет в определенном смысле доступными ему способами уровень потребительского эффекта каждого из товаров и проводит сравнение этих эффектов. Однако, стремясь к получению изделия, обладающего наивысшим потребительским эффектом, покупатель не может абстрагироваться от величины своих затрат, необходимых для совершения покупки. Товар, у которого максимальный потребительский эффект на единицу затрат, при прочих равных условиях, является наивысшим по сравнению с аналогичными товарами, с точки зрения потребителя, наиболее конкурентоспособен.

Сравнительная позиция производителя несколько отличается от потребительской позиции несколькими моментами. Во-первых, сравнение объекта (товара или услуги) с аналогичными товарами потребителем преследует конечную цель, наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Производитель сравнивает объект (товар или услугу) как средство достижения главной цели, извлечения максимальной прибыли из производства данного товара. Во-вторых, потребитель сравнивает только объекты (товары и услуги), в то время как производитель - сам объект, а также конкурентов, потребителей, условия реализации на различных рынках.

Конкурентоспособность не является величиной постоянной, что вынуждает производителя постоянно контролировать положение своих товаров на рынке. Изменчивость исследуемой категории во времени тесно связана с концепцией «жизненного цикла» товара, которая достаточно широко используется в практике многих современных компаний. На протяжении всего жизненного цикла товара происходит изменение как величины конкурентоспособности, так и ее внутренней структуры за счет смещения акцентов эффективности продажи товара для потребителя или производителя. Изменение общей конкурентоспособности происходит в виде тенденции к понижению. Однако снижение конкурентоспособности свидетельствует о существовании повышающейся во времени, а также стабильной конкурентоспособности.

Противоречивость проявляется через совершенный объект, т.е. товар или услугу. Основное противоречие конкурентоспособности можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе проявления рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием:

• во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого как для потребителя, так и для производителя;

• во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса и отвечающих интересам потребителей и производителей;

• в-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя.

На основании обобщения научных представлений о субъектах и объектах конкурентоспособности предпринята попытка выявить признаки, которые характеризуют товар и фирму, а значит, содержательно раскрыть элементы конкурентоспособности.

Было выявлено наличие сравнительных преимуществ в производстве, следовательно, заключим, что конкурентные и сравнительные преимущества являются структурными элементами конкурентоспособности.

Субъекты (фирмы, отрасли, регионы, национальные хозяйства) включают в себя объекты (товары, услуги) и в то же время являются элементами конкурентоспособности.

С точки зрения качества продукции, необходимо учитывать характеристики товара, включая экономические (стоимостные), отражающие свойства данной вещи как таковой. Качество различают по уровню и по потребительной стоимости. Существуют идентичные товары разного уровня качества, которые удовлетворяют потребности потребителей. В выигрыше останутся более качественные товары, т.е. более конкурентоспособные по сравнению с аналогичными товарами. Потребительная стоимость объективно способна удовлетворять определенные, конкретные потребности. По потребительной стоимости предполагается наличие различных товаров, которые удовлетворяют разные потребности. Именно такой вид качества является доминирующим, так как покупатель стремится приобрести разные товары более высокого качества. Однако, хотя качество есть важнейшая характеристика товара, оно не может являться исчерпывающим критерием его конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара мы определяем как обладание товаром сравнительными характеристиками по отношению к товару-конкуренту, т.е. обладание конкурентными преимуществами. При этом уровень качества является одной из возможных характеристик, выражающих отличие данного товара от товара-конкурента.

Суммируя вышеперечисленные предположения, остается добавить, что, на наш взгляд, к основным элементам, образующим содержание конкурентоспособности, можно отнести следующие:

• субъекты (фирмы, отрасли, регионы, хозяйства);

• объекты (товары, услуги);

• сравнительные преимущества (в издержках, качестве);

• конкурентные преимущества.

Конкурентоспособность рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога, носит и производственный, и рыночный характер; непостоянна, изменяется во времени; может быть как ценовой, так и неценовой.

Рассмотрев элементы конкурентоспособности, можно показать, каким образом использовать факторы, влияющие на конкурентоспособность.

Факторы представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы, а также в стране ее базирования [10]. Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции, будут связаны как с производством, так и с приобретением ее конечным потребителем. Р. Фатхутдинов считает цену и качество товара или услуги главными факторами повышения конкурентоспособности. По его мнению, сюда также относится качество сервиса и затраты на использование товара.

Соответственно, чем ниже цена и выше качество продукции, тем она будет более конкурентоспособна. Со стороны потребителя высокое качество сервиса и

низкие затраты на использование товара будут свидетельствовать о конкурентоспособности товара или услуги.

Таким образом, нами были обобщены существующие подходы к определению конкурентоспособности и обоснован собственный процессно-результатный подход, который заключается в выявлении конкурентоспособности как сущности (по двум фазам ее прохождения) и содержания (характеристика черт, функций и элементов). Наглядно показано место конкурентоспособности в системе категорий конкуренции. Определены предпосылки необходимости воздействия факторов на элементы конкурентоспособности с целью ее повышения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корогодин И.Т. Конкурентные отношения в экономических системах: Концептуальные подходы к анализу // Экономическая система региона: Особенности конкурентных отношений. - Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2003. - С. 9.

2. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - С. 162.

3. Рикардо Д. Начала политической экономии (отдельные главы) // Классика экономической мысли. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2000. - С. 453.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М: Наука, 1992.-Кн. 1-3.-С. 175.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М: Наука, 1992. - Кн. 1-3. - С. 253.

6. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. - 2003. - № 1. - С. 33.

7. Фридрих А. Хайек. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2001.-С. 102-104.

8. Энциклопедия маркетинга // http://marketing.spb.ru/read/m3/5 .htm

9. Энциклопедия маркетинга // http://www.prosmi.ru/slovar/search.php

10. Официальный сайт Российской академии государственной службы при Президенте РФ // http://www.rags.ru/akadem/gossl2/24-2003/24-2003-29.html

11. Schuller R.S., Dowling P.J. and De Cieri H. An Integrative Framework of Strategic International Human Resource Management // International Journal of Human Resource Management. - 1993, December. - P. 717-764.

12. Sparrow P.R. and Hiltrop J-M. Redefining the Field of Human Resource Management: A Battle between National Mindsets and Forces of Business Transition? // Human Resource Management. - 1997. - 36 (2). - P. 201-219.

13. Stephen J. Perkins. Globalization the People Dimension. Human Resource Strategies for Global Expansion. - USA: Kogan Page Limited, 1999.

14. Torrington D.P. International Personnel Management, Hemel Hempstead: Prentice-Hall, 1994.

15. Материалы личного сайта Г. Хофстеда: feweb.uvt.nl/center/hofstede/index.htm

COMPETITIVENESS AS A FACTOR AND RESULT

E.A. FEDERMEER

Voronezh State University Kholzunova sir, 40, 394086, Voronezh, Russia

The article disclosures the essence and content of competitiveness, analyses its place in the system of competition categories. The main attention is paid for identification of competitiveness as a process and result, the major approaches of research are also considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.