Научная статья на тему 'Конкурентоспособность инвестиционного климата и пути его улучшения'

Конкурентоспособность инвестиционного климата и пути его улучшения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОР / ИНСТРУМЕНТ / INVESTMENTS / INVESTMENT CLIMATE / COMPETITIVENESS / FACTOR / INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурков Алексей Александрович

В статье рассмотрена конкурентоспособность основных составляющих инвестиционного климата экономики РФ и ее сравнение со странами БРИК. В статье предложены ряд мер, которые окажут позитивное воздействие на проблемные направления инвестиционного климата. Основные решения лежат в области институционально-правовых и налоговых мер, особое внимание надлежит уделить созданию стимулов в области адм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competitiveness of the investment climate and ways to improve it

The article describes the basic components of competitive investment climate in the Russian economy and its comparison with the BRIC countries. The article suggests several measures that will have a positive impact on the problem areas of the investment climate. The main solutions lie in the institutional, legal and fiscal measures, particular attention should be paid to creating incentives for administrative staff in attracting investment

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность инвестиционного климата и пути его улучшения»

15.9.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ

Бурков Алексей Александрович, соискатель, Российский Государственный Социальный Университет.

burkov85@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена конкурентоспособность основных составляющих инвестиционного климата экономики РФ и ее сравнение со странами БРИК. В статье предложены ряд мер, которые окажут позитивное воздействие на проблемные направления инвестиционного климата. Основные решения лежат в области институционально-правовых и налоговых мер, особое внимание надлежит уделить созданию стимулов в области административного аппарата в привлечении инвестиций.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, конкурентоспособность, фактор, инструмент.

THE COMPETITIVENESS OF THE INVESTMENT CLIMATE AND WAYS TO IMPROVE IT

Burkov Alexey, applicant, Russian State Social University.

burkov85@mail.ru

Annotation: The article describes the basic components of competitive investment climate in the Russian economy and its comparison with the BRIC countries. The article suggests several measures that will have a positive impact on the problem areas of the investment climate. The main solutions lie in the institutional, legal and fiscal measures, particular attention should be paid to creating incentives for administrative staff in attracting investment.

Keywords: investments, investment climate, competitiveness, factor, instrument.

Инвестиционный климат Российской Федерации объективно неблагоприятен для масштабного притока инвестиций. Это находит свое отражение в невысоких темпах экономического роста, макроэкономических показателях, низкой производительности отраслей, социальных проблемах. В различных рейтингах посвященных инвестиционному климату или динамике инвестиций наша страна занимает скромные позиции. Для наглядного отражения положения принципиально важных для инвестора показателей имеет смысл построить радар конкурентоспособности инвестиционного климата. Радар основан на исследованиях Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Индекса экономической свободы. Данные индексы используют информацию различных рейтинговых агентств, наиболее известные из которых исследования Всемирного банка, МВФ, Индекс восприятия коррупции компании Трансперенси Интернэшнл. Индексы использованы не полностью, взяты отдельные слагаемые агрегируемые компоненты индексов, коррелирующие с факторами инвестиционного климата на макроуровне. На радаре представлены следующие лучи - базовые макроэкономические показатели, размер рынка, инфраструктура, макроэкономическая среда, эффективность товарного рынка, свобода бизнеса, свобода инвестиций, финансовая свобода, права собственности, свобода от коррупции, совершенство бизнеса. Базовые индикаторы включают в себя - ВВП, ВВП на капитал, доля в мировом ВВП, количество населения. Размер рынка - импорт и экспорт товаров и услуг в процентах от ВВП, паритет покупательской способности к ВВП, размер внешнего

рынка. Далее идет раздел «инфраструктура» - показатели по грузоподъемности и возможностям авиаперевозок, мобильной и городской связи, качеству дорог, т.е. инфраструктурная обеспеченность страны. Макроэкономическая среда - баланс государственного бюджета, национальные сбережения, процентные ставки, государственный долг, кредитный рейтинг страны. Эффективность товарного рынка включает в себя показатели как количество налогов и обязательных взносов, сумму пяти основных различных видов налогов и взносов: прибыль или подоходного налога, взносов на социальные нужды, трудовые налоги, налоги на имущество, НДС и проч., так же сюда относятся тарифные ставки экспорта и импорта. Существенным элементом является совершенство бизнеса из Индекса глобальной конкурентоспособности - качество и количество поставщиков в стране, развитие и взаимодействие кластеров, инновационная/природная основа конкуренции, ширина цепочки компаний в области создания стоимости товара (цепочка это цикл производства от разработки, проектирования, выпуска на заводах и заканчивая дизайном, сервисом, маркетингом и т.д.) Другими словами ширина цепочки компаний показывает насколько страна и ее фирмы задействованы в создании того или иного продукта. Так же совершенство бизнеса учитывает степень контроля национальных компаний мирового сбыта продукции, степень сложности трудовых процессов (от простого производства до производства с большой долей высоких технологий), развитость маркетинга и децентрализацию принятия управленческих решений. В общем, данный показатель в значительной степени отражает степень развитости инновационной экономики, конкурентоспособности отраслей с высокой добавочной стоимостью1. Свобода бизнеса это количественная величина отражения степени легкости открытия, ведения и сворачивания бизнеса, эффективности управления и регулирования со стороны государства. Свобода инвестиций - оценка условий для перемещения капитала из разных отраслей, возможности по перемещению инвестиций из/в различные отрасли в т.ч. закрытые, особенности перевода/ограничения средств, платежей, операций с валютой. Финансовая свобода - мера банковской эффективности, а также степень независимости от государственного контроля и вмешательства в финансовый сектор. Права собственности отражают степень возможностей законных способов защитить частную собственность. Данный компонент индекса также оценивает вероятность экспроприации частной собственности, независимость судебной власти, коррупции в судебной системе, соблюдение правительством законов, а так же возможности предприятий и частных лиц для обеспечения соблюдения контрактов. Следующий важный нам компонент индекса - свобода от коррупции, отражающая степень воздействия данного явления на бизнес. Из индекса экономической свободы для социально политических факторов необходимо взять индекс свободы труда - соотношение минимальной зарплаты к средней добавленной стоимости на каждого сотрудника, препятствия в найме дополнительных работников, количество часов, механизм увольнения и сокращения лишних сотрудников, сумма обязательно-

1 Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011-2012 гг., 2011, [Электронный ресурс] http://gtmarket.ru/news/state/2011/09/07/3330 (дата обращения

13.12.2011).

го выходного пособия2. Подытоживая предлагаемый набор показателей для радара инвестиционного климата можно сказать, что он отражает основные факторы для инвестора на макроуровне.

Целевой инвестиционный климат построен на эталонных показателях. Эталонные показатели отражают инновационно - ориентированную экономику, которой присуще высокая эффективность высокотехнологичных отраслей и развитые институты.

водов. Во-первых, практическая значимость радара заключается в том, что рейтинги составляются каждый год, а значит, все движения РФ по рейтингу будут находить отражение в радаре. Следовательно, радар может быть своего рода барометром инвестиционной ситуации в стране. Во-вторых, для сравнения автор взял партнеров РФ по БРИК. По радару можно судить об отставании РФ от своих конкурентов по институционально-правовым положениям, таким как свобода от коррупции, свобода инвестиций, финансовой свободы, правам собственности. Финансово-

экономические показатели на данный момент сильно уступают по таким показателям как эффективность товарного рынка. Совершенство бизнеса в целом показывает, что в РФ не сложились отрасли, обеспечивающие весь или существенный цикл создания конкурентных продуктов по сравнению с конкурентами. В заключение автор хочет подчеркнуть, что РФ потенциально в состоянии конкурировать с другими развивающимися экономиками, нивелировать разрыв от конкурентов при условии институциональных реформ.

В связи с вышеизложенным, автор предлагает разобрать ряд мер, которые помогут точечно улучшить каждый компонент радара. На сегодняшний день не поднимался и не обсуждался вопрос об ответственности региональных властей за привлечение инвестиций, хотя в ряде стран продвижение чиновника по карьерной лестнице тесно привязано к привлечению инвестиций и инвестиционным климатом в подотчетной ему территории. Если привлечение инвестиций осознается правительством как серьезная и масштабная работа, то имеет смысл разработать систему мотивации госчиновников для привлечения инвестиций. Нынешнее правительство опирается в изменении инвестиционного климата на правильный базисный постулат - предпринимательская активность это главный драйвер в создании новой экономики, однако добывающие компании и бюрократический аппарат не за-

2 Рейтинг экономической свободы стран мира на 2011 год, The Heritage Foundation [Электронный ресурс] http://gtmarket.ru/news/state/2011/01/13/2758 (дата обращения

13.12.2011).

интересованы в модернизации. В ходе исследования автор установил, что существует и другой драйвер роста, который пока не задействован. Это мотивированность федеральных и региональных чиновников в осуществлении преобразования инвестиционного климата. В условиях коррупции, бюрократических и административных барьеров необходимо создать заинтересованность среди административного аппарата в инвестициях. Именно увязка карьерного роста и преференций чиновника с привлечением инвестиций неизменно сыграла серьезную позитивную роль в таких странах как КНР и Сингапур. Тем более, надо полагать, что привлечение инвестиций и получение за это бонусов и сверхдоходов это более безопасно и выгодно чем коррупционная деятельность.

Комиссии по модернизации и правительству необходимо разработать целевые ориентиры выполнения по инвестициям в каждый регион и систему мотивации по привлечению. В зависимости от выполнения планов по привлечению инвестиций должна зависеть дальнейшая карьера чиновника и его продвижение по карьерной лестнице. Те регионы, в которых ответственные за инвестиции климат чиновники добились большего успеха, должны законодательно иметь преференции по карьерному росту. Практика бизнеса накопила большое количество материальных и нематериальных стимулов для мотивации: вознаграждения, поощрения и благодарности, опционы и акции, комиссионные. Система мотивации чиновника в привлечении инвестиций должна быть приближена к практике мотивации в крупных западных компаниях и инвестиционных банках. Данная система должна выглядеть примерно следующим образом:

1. Выполнение годового плана по привлечению инвесторов в подотчетный регион, не более 15 процентов от годового оклада чиновника - «Pay for Performance» -«плата за исполнение». Значительное перевыполнение должно премироваться дополнительно в соответствии с градацией перевыполнения.

2. Сопровождение и поддержка реализации инвестпроекта в течение срока реализации. На этот период необходимо распределить бонус ответственному чиновнику по мере ввода производственных мощностей, которые начнут генерировать денежные потоки, приносить общественные блага населению. Если же окупаемость ожидается в более длительный период (специфика ряда высокотехнологичных проектов - альтернативной энергетики, нано- и биотехнологий и т.д.) есть смысл предложить акции или опционы госкомпаний -ценные бумаги «голубых фишек» из специализированного пула для данных целей (например, монополий Газпрома, РЖД и т.д.) или же акций реализующей инвестпроект компании. При такой схеме формально чиновник никаких выплат в денежной форме получать не будет, однако у него будет стимул доводить каждый инвестиционный проект до успешного результата. Компания принимает решение о безвозмездном предоставлении сотруднику в собственность ему права приобрести пакет акций оговоренного размера. Таким образом, инвестиционные госчиновники должны стать своего рода заинтересованными менеджерами по проектному финансированию с государственной стороны, а не формальными участниками или коррупционерами.

В улучшении финансовой свободы - в целях расширения кредитования банками промышленности предполагается увеличить уставной капитал Банка Развития расширить и поощрить деятельность фондов прямых инвестиций, кредитных кооперативов, чья деятельность

в РФ пока существенно отстает от западных практик, расширение рынка микрофинансирования малого и среднего бизнеса. В целях свободы инвестиций представляется очевидным, реформа фондового рынка, а именно упрощение процедуры эмиссии и поправки в закон об инсайде. В области инфраструктуры важные решения лежат в государственно-частном партнерстве. Наиболее успешной практикой партнерства в РФ является Санкт-Петербург, поэтому необходимо на основе закона «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» и его опыта разрабатывать и улучшать законодательные документы для остальных регионов страны. Необходимо снизить количество требуемых документов и проверок для таких форм как концессии и совместные предприятия. Решения в области свободы труда лежат в области грантовой деятельности на получение западного образования для госслужащих, максимальная интенсификация институтов и отраслей промышленности, переход на систему ВУЗ -НИИ - Завод/внедрение/коммерциализация, оптимизации миграционного режима, популяризации системы образовательных кредитов.

Для улучшения макроэкономической среды, эффективности потребительского рынка и общего ускорения экономики необходим налоговый маневр - в общем масштабе перенести налоговую нагрузку с заработной платы, высокотехнологичного оборудования, интеллектуальной собственности, добавленной стоимости, на налогообложения предметов роскоши, табачных и алкогольной продукции, продуктов, не имеющих существенного значения для внедрения инноваций. Так же довольно велики возможности корректировки налога на добычу полезных ископаемых применительно к месторождениям углеводородов с учетом их реальной стоимости, применение более ускоренного списания, чем сейчас в механизме ускоренной амортизации тоже может существенно повлиять на техническое переоснащение. Налог на добычу полезных ископаемых тоже увеличивался все эти годы параллельно росту сырьевых цен и, по сути, был привязан к цене за баррель. Наиболее существенный результат исследования с элементами научной новизны в области налогового стимулирования. Наиболее важный налог - налог на прибыль, предполагает получение инвестиционного налогового кредита в части налога на прибыль. Инвестиционный налоговый кредит не принес существенного роста инвестиций компаний3. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, данный кредит должен выдаваться на реализацию любых инвестиционных проектов в обрабатывающих или высокотехнологичных отраслях, с учетом формирования приоритетного перечня условий по деятельности проекта. При этом размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого организации при исследованиях и научных разработках, адекватно будет увеличить с 30% до 100% стоимости приобретенного оборудования. Целесообразно будет так же рассмотреть возможность применения образовательного налогового кредита для приоритетных отраслей промышленности, так как уровень профессионализма рабочего персонала в целом не устраивает инвесторов. Во-вторых, срок предоставления кредита составляет до 5 лет, срок должен быть увеличен и соотноситься со сроком

3 А.А.Галушка, А.Д. Голубович, А.Б. Идрисов, А. Осипов, Б.Ю. Титов, М. Шпигель, Е.Юрьев. Ежегодный экономический доклад общероссийской организации “Деловая Россия”. “Модернизация экономики России” 2010г. - С. 40-45.

окупаемости инвестпроекта. Окупаемость многих проектов, связанных с разработкой новых материалов и технологий может быть значительно выше 5 лет, что существенно ограничивает круг потенциальных заемщиков данного кредита. Очевидно, данная налоговая льгота наиболее удачно подходит для осуществления технической модернизации, однако капитальные вложения должны окупиться. В третьих, заемщик должен доказать свое право на пользование льготы. Автор предлагает рассматривать налоговый кредит как по аналогии с коммерческим кредитом потенциальный заемщик должен предоставить бизнес-план будущего проекта. Бизнес-план должен проходить проверку местными органами власти и лицензированными консультантами. С одной стороны это разумно, так как данные структуры знают специфику региона и его потребностей в инвестициях. Но с другой стороны это благоприятная почва для коррупционной составляющей. Налоговые органы могут не располагать квалифицированными кадрами и возможностями для экспертизы рисков инвестпроектов и бизнес-планов, более того это лежит вне компетенции налоговых органов. Представляется логичным законодательно закрепить аудит инвестпроектов и бизнес-планов за государственными финансовыми институтами, активно работающими в сфере корпоративного кредитования бизнеса или же оговорить в законе лимиты по собственным и заемным средствам в получении налогового кредита и закрепить аудит инвестпроекта за банком кредитором. Одновременно с этим следовало бы расширить и перечень федеральных налогов, за счет которых может быть выдан инвестиционный налоговый кредит. В частности, в этот перечень можно было бы включить акцизы, налог на добавленную стоимость, а также налог на добычу полезных ископаемых.

Теперь рассмотрим рассмотрению меры по решению проблем в области свободы от коррупции. Правительству необходимо менять само отношение к проблеме. Вырабатывать уважение, пиетет у населения к закону и неприятие взяток и подарков, активная работа с молодежью и создание меритократичной среды, независимость СМИ, чей вклад в борьбу с коррупцией поистине огромен. Правительство в борьбе с коррупцией должно опираться на союзника в обществе - растущий средний класс, образованная часть населения. Необходимо пересмотреть сам принцип набора чиновников на госслужбу, насаждать меритократичность, т.е. население должно понять, что у власти должны стоять наиболее одаренные и умные чиновники. Такую селекцию необходимо начинать со школы и продолжать в институте. В дальнейшем из таких людей создать органы по борьбе с коррупцией выплачивать им зарплату выше рыночной. Одновременно с этим усиливать контроль за такими органами при помощи общественных комиссий из представителей интеллигенции, юристов, журналистов, экономистов и прочими активистами, подчинить орган президенту. В дальнейшем практику взращивания будущих чиновников распространить на всю государственную машину. В целях профилактики коррупции необходимо максимально использовать действенный способ - прозрачность. Необходимо ввести расширенное обязательное опубликование бюджета в средствах массовой информации для каждого муниципального и регионального образования вплоть до указания расходования целевых сумм. Необходимо поэкспериментировать с частой ротацией кадров, год-полтора на одной должности, по-

том на другой - чиновник просто не успевает сформировать вокруг себя коррупционную среду. Факт несоответствия богатства и уплаченных налогов необходимо легализовать как одно из доказательств виновности. Помимо деклараций о доходах чиновников и членах их семей необходимо требовать проверки наличия долгов у чиновников и их семей, участия их в бизнесе. В таких условиях будут эффективны классические инструменты как проведение кампаний борьбе с коррупцией, реализация понятной всем системы стимулов в правительстве, определения и продвижения и обучения лучших чиновников. Правительству важно запустить механизм самоочищения, однако в этом должно быть искренне заинтересовано руководство страны и желание начать чистку с самого высшего руководства4. Базисным элементом улучшения уголовно-правовой сферы становится защищенность предпринимателей не столько от недобросовестных контрагентов в рамках частноправовых способов защиты, сколько от порочных интересов сотрудников силовых ведомств, использующих уголовно - правовые методы воздействия на предпринимателей, от предвзятости судов и непрофессионального расследования. В этих целях необходим принцип - «за экономические преступления - экономические наказания». Необходимо сначала определить круг экономических преступлений и систему наказаний по ним, а так же не приговаривать к лишению свободы предпринимателя первый раз, исключая статьи грабеж, разбой, кража и т.д. Гораздо эффективнее будет штрафовать предпринимателя. Важно принять во внимание и тот факт, что в ходе расследований руководство компаний, в отношении которой идет расследование, может изолироваться под стражей и в таком случае не имеет доступа к внешнему миру. Это первый и наиболее частый признак рейдерства, поэтому в отношении экономических преступлений, исключая ряд вышеперечисленных нужно избрать временную меру пресечения подписку о невыезде или домашний арест с правом пользования средствами связи. Зачастую судьи не обладают необходимыми профессиональными навыками для качественного ведения трудоемких экономических дел, чаще всего они привлекаются следствием, чтобы подтвердить их выводы, а не с целью восстановить адекватную картину произошедшего. Решением будет ввести институт саморегулируемых организаций экспертов или разработать аккредитацию экспертов при Министерстве юстиции РФ, по всей стране должны быть созданы общественные советы при прокуратуре, при всех надзорных органах - общественные советы. В общем, контроль над надзорными органами должен быть усилен . Участники процесса должны иметь право ставить задачи для экспертизы, эксперты должны нести гражданскую ответственность за заключение, стороны процесса должны будут иметь возможность право отводить эксперта. Иностранным инвесторам необходимо дать возможность рассмотрения уголовных дел в международных судах. Наконец, требуется предоставление возможности предпринимателям рассматривать их споры с органами государственной власти и местного самоуправления в третейских судах, это не только повысит объективность принимаемых

4 Д.Фалалеев. Они побороли коррупцию, // ежемесячный журнал Harvard Business Review, 09.2007г.

5 А.А.Галушка, А.Д. Голубович, А.Б. Идрисов, А. Осипов, Б.Ю. Титов, М. Шпигель, Е.Юрьев. Ежегодный экономический доклад общероссийской организации “Деловая Россия”. “Модернизация экономики России” 2010г. - С. 40-45.

судебных решений, но и в долгосрочной перспективе будет способствовать изменению культуры судебного спора между бизнесом и властью с административной настройки на медиативную.

Непосредственно при работе с инвесторами надо сделать следующее. Института уполномоченных по инвестициям недостаточно для эффективной работы с инвесторами, необходимо создавать в каждом регионе советы по инвестициям во главе с губернатором для активной поддержки инвесторов. Так же туда должны входить представители бизнес сообщества, центральной администрации, экспертов. Данный совет должен обеспечивать оперативную связь инвесторов и руководства, решения возникающих проблем в режиме онлайн. Теперь необходимо поговорить о маркетинговой политике региона. В этой связи данному агентству необходимо заниматься повышением и рекламированием своего региона за рубежом, проводить презентации, вести поиск и привлечение инвесторов, разрабатывать и популяризировать направления инвестиций, данный совет должен назначать менеджеров по поддержке конкретных инвестиционных проектов. Роль такого менеджера должны исполнять либо члены региональной команды по привлечению инвестиций или сотрудники консалтинговых компаний в рамках государственно- частного партнерства. Необходима работа специального менеджера с каждым инвестором инвестиционного проекта, менеджер должен являться связующим звеном между инвестором и государственными органами. Такие услуги должны быть платные, но невысокие, так как выгода от присутствия инвестора на порядок выше. Имеет смысл апробировать такую практику в технопарках и российских СЭЗ, региональных кластерах, сроки регистрации бизнеса реально сократить путем создания одного окна для всего пакета документов и разрешений от инстанций. Инвестор должен иметь номера телефонов членов правительства и прямой доступ к губернатору и его заместителям, по запросам инвестора руководство должно публично отчитываться. В общем, поддержка инвесторов должна быть системной и перманентной.

Список литературы:

1. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011-2012 гг., 2011, [Электронный ресурс] http://gtmarket.ru/news/state/2011/09/07/3330 (дата обращения 13.12.2011).

2. А.А.Галушка, А.Д. Голубович, А.Б. Идрисов, А. Осипов, Б.Ю. Титов, М. Шпигель, Е.Юрьев. Ежегодный экономический доклад общероссийской организации “Деловая Россия”. “Модернизация экономики России” 2010г. - С. 40-45.

3. Голубович А.Д., А.Б. Идрисов, В.Л. Иноземцев, Б.Ю. Титов. М.М. Шпигель., Ежегодный экономический доклад общероссийская общественная организация “Деловая Россия” Выход из кризиса: отказ от сырьевой модели. Новая индустриализация Москва, 2009 год. [Электронный ресурс] http://www.deloros.ru/FILEB/doklad-2010.pdf С.41-43.

4. Н.Дряхлов, Е.Куприянов, Системы мотивации персонала в Западной Европе и США [Электронный ресурс] URL

http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_ 465/ (дата обращения 12.01.2012).

5. Рейтинг экономической свободы стран мира на 2011 год, The Heritage Foundation [Электронный ресурс] http://gtmarket.ru/news/state/2011/01/13/2758 (дата обращения 13.12.2011).

6. Российская экономическая школа и консалтинговая компания “Эрнст энд Янг” коллектив авторов, Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах,

[Электронный ресурс] 2011 г.

http://www.cefir.ru/download.php?id=2925 (дата обращения 11.07.2011)

7. Д.Фалалеев. Они побороли коррупцию, // ежемесячный журнал Harvard Business Review, 09.2007г.

Reference list:

1. World Economic Forum: Global Competitiveness ranking

2011-2012., 2011, [electronic resource]

http://gtmarket.ru/news/state/2011/09/07/3330 (date accessed 13/12/2011).

2. A.A.Galushka, A.D. Golubovic, A.B. Idrisov, A. Osipov, B.J. Titov, M. Spiegel, E.Yurev. The annual Economic Report of the all-Russian organization "Business Russia". "Modernization of Russian Economy" 2010. - S. 40-45.

3. Golubovic, A.D., A.B. Idrisov, V.L. Inozemtsev, B.J. Titov. MM Spiegel., Annual Economic Report All-Russian public organization "Business Russia" Out of the crisis: the refusal of the raw model. New industrialization, Moscow, 2009. [Electronic resource] http://www.deloros.ru/FILEB/doklad-2010.pdf p.41-43.

4. N.Dryahlov, E.Kupriyanov, motivation systems in Western Europe and the United States [electronic resource] URL http://www.iteam.ru/publications/human/section_48/article_ 465/ (date accessed 12/01/2012).

5. Rating of economic freedom in countries around the world in 2011, The Heritage Foundation [electronic resource] http://gtmarket.ru/news/state/2011/01/13/2758 (date accessed 13/12/2011).

6. New Economic School and consulting company "Ernst & Young" team of authors, measurement of business conditions in the Russian regions [electronic resource] 2011. http://www.cefir.ru/download.php?id=2925 (date accessed 07/11/2011)

7. D.Falaleev. They overcame corruption / / monthly Harvard Business Review, 09.2007g.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия на статью Буркова Алексея Алекеиндровича на тему Конкурентоспособность инвестиционного климата и пути ею улучшения.

Актуальность рецензируемой статьи не вызывает сомнении, очевидно, что совершенствование государственного регулирования в нгшравлеиин повышения благоприятного инвестиционною климата является приоритетным /цтя современной России. Как представляется, автор вполне обоснованно, рассмотрел конкурентоспособность основных составляющих инвестиционного климата экономики не только в России, но и провел сравнение со странами

В качестве положительного момента следует отметить, что автор не просто анализирует и выявляет негативные тенденции инвестиционного климата, но и на основе проведенного анализа предлагает рад конкретных мер, которые окажут позитивное воздействие на проблемные направления

Следует поддержать автора в его предложениях по активизации деятельности уполномоченных органов в области ипститу тшонально-п рава вых и налоговых мер, особое внимание надлежит уделить созданию стимулов в области административного аппарата в привлечении инвестиций.

Статья представляет собой законченное научное исследование с наличие элементов новизны и может быть рекомендована к публикации в журналах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.