Научная статья на тему 'Конкурентоспособность и влияющие на нее факторы на рынке железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов'

Конкурентоспособность и влияющие на нее факторы на рынке железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2408
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ ГРУЗОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК КОНТЕЙНЕРОПРИГОДНЫХ ГРУЗОВ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Ирина Назаровна, Перминова Анастасия Андреевна

Выделены преимущества использования контейнерных перевозок. Рассмотрены основные факторы конкурентоспособности на рынке железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов. Представлен алгоритм оценки конкурентоспособности транспортной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AND INFLUENCING FACTORS IN THE MARKET OF RAIL TRANSPORTATION OF CONTAINERIZABLE GOODS

Advantages of using of container at international transportation are allocated. The main factors of competitiveness in the market of rail transportation of containerizable goods are considered. The algorithm of an assessment of transport production’s competitiveness is presented.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность и влияющие на нее факторы на рынке железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов»

УДК 656.2.073.235:005.336

ан. Козлова КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ВЛИЯЮЩИЕ

А.А. Перминова НА НЕЕ ФАКТОРЫ НА РЫНКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ПЕРЕВОЗОК КОНТЕЙНЕРОПРИГОДНЫХ ГРУЗОВ

Аннотация. Выделены преимущества использования контейнерных перевозок. Рассмотрены основные факторы конкурентоспособности на рынке железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов. Представлен алгоритм оценки конкурентоспособности транспортной продукции.

Ключевые слова: контейнеризация грузов, конкурентоспособность железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов, оценка конкурентоспособности транспортной продукции, факторы конкурентоспособности.

COMPETITIVENESS AND INFLUENCING FACTORS IN THE MARKET OF RAIL TRANSPORTATION OF CONTAINERIZABLE GOODS

Annotation. Advantages of using of container at international transportation are allocated. The main factors of competitiveness in the market of rail transportation of containerizable goods are considered. The algorithm of an assessment of transport production's competitiveness is presented.

Keywords: containerization of freights, competitiveness of rail transportation of containerizable freights, assessment of competitiveness of transport production, competitiveness factors.

Совершенствование транспортных технологий в современных рыночных условиях невозможно без повышения качества обслуживания, ускорения сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и предоставления более конкурентоспособных транспортных услуг. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность компании, позволяет своевременно выявлять предпочтения грузоотправителей и грузополучателей, отслеживать появления на транспортном рынке новых участников перевозочного процесса.

При организации перевозок контейнеропригодных грузов железнодорожный транспорт работает в условиях возрастающей конкуренции с автомобильным и морским транспортом. Однако ввиду слабой развитости транспортной инфраструктуры в РФ автотранспорт используют преимущественно во внутренних перевозках на расстояния малой и средней дальности (до 2000 км), а также на международных направлениях между Россией и Западной Европой. Таким образом, доставлять продукцию в контейнерах по автомобильным дорогам России может быть выгоднее только по европейской части России до Урала. Дальше эти перевозки не конкурентны по цене с железнодорожными перевозками.

Наиболее сильные позиции на глобальном транспортном рынке занимают дальние морские перевозки (англ. deep sea). Морской транспорт составляет ценовую конкуренцию железнодорожному транспорту, когда речь идет о междупортовых перевозках контейнеропригодных грузов на большие расстояния. Однако следует учитывать, что не всегда и не везде применим морской транспорт. Основным конкурентным преимуществом железнодорожных перевозок перед морскими является скорость доставки грузов, так как на железных дорогах существуют потенциальные возможности для увеличения скорости доставки контейнеров, связанные с совершенствованием количественных и качественных характеристик российской железной дороги.

Контейнерные перевозки - относительно молодой для России вид доставки грузов. В связи с этим железнодорожные контейнерные перевозки еще недостаточно развиты и не в полной мере соответствуют рыночным требованиям по уровню конкурентоспособности. Это приводит к тому, что зна-

Irina Kozlova Anastasia Perminova

© Козлова И.Н., Перминова А.А., 2015

чительные объемы контейнеропригодных грузов перевозятся другими видами транспорта. Повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов позволит добиться обеспечения качественного транспортного обслуживания, удовлетворения потребностей грузовладельцев и получения максимально полезного эффекта [2]. Для достижения поставленных целей необходимо осуществление мероприятий, направленных на удержание и укрепление устойчивых позиций в сфере перевозок контейнеропригодных грузов [3].

Ключевыми факторами роста конкурентоспособности железнодорожных перевозок контейне-ропригодных грузов являются скорость и надежность доставки грузов в контейнерах. Контейнерные перевозки представляют собой один из самых экономичных и безопасных способов доставки грузов, так как нет стадии перетарки груза при смене вида транспорта. Отсюда ускоряются темпы погрузоч-но-разгрузочных работ, значительно сокращается время простаивания транспорта и, как следствие, значительно снижаются себестоимость перевозок и сроки доставки грузов.

Наряду с контейнерным видом доставки грузов существуют альтернативные способы доставки грузов по железной дороге. Под альтернативным способом транспортировки грузов понимается доставка контейнеропригодных грузов железнодорожным транспортом в вагонах и полувагонах. Полувагон - это железнодорожный грузовой открытый без крыши вагон с высокими бортами. Это традиционный способ перевозки тяжеловесных грузов. Кузов полувагона не имеет крыши, что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Однако полувагон не защищает груз от атмосферных осадков и других климатических явлений. Возникает явное преимущество в пользу использования контейнера для перевозки груза, так как контейнер защищает содержимое груза от ветра, дождя и воровства.

Контейнерный способ - наиболее безопасный способ перевозки по сравнению с вагонами и полувагонами. Однако для того чтобы контейнер стал привычным способом доставки любого груза, будь то крупногабаритный или тяжеловесный, необходимо, чтобы произошел качественный скачок на основе его широкого применения.

Таким образом, железнодорожный транспорт в сфере перевозок контейнеропригодных грузов в условиях рыночной экономики конкурирует с альтернативными видами транспорта (доставка грузов в контейнерах автомобильным и морским транспортом), а также с альтернативными способами транспортировки контейнеропригодных грузов (перевозка груза железнодорожным транспортом в вагоне или полувагоне).

Повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов невозможно без исследования состояния рынка железнодорожных перевозок. Проведение мероприятий по оценке конкурентоспособности транспортных услуг позволяет своевременно вырабатывать меры по ее увеличению.

Под конкурентоспособностью транспортного предприятия понимается способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках грузов, что позволяет занимать ведущее место на рынке транспортных услуг и получать сверхприбыль.

Оценка конкурентоспособности предприятия всегда предполагает необходимость сравнения с другими предприятиями. Конкуренция на транспорте - это соперничество транспортных предприятий за наиболее выгодные условия осуществления перевозок, освоение новых рынков и получение максимальной выгоды. Кроме того, конкуренция на транспорте - это борьба грузовладельцев за получение максимально полезного эффекта благодаря применению современных, эффективных технологий, повышения качества перевозок, их надежности и скорости транспортировки груза.

Под транспортной продукцией понимается перевозка как процесс, а также сопутствующие работы и услуги, оказываемые транспортными организациями во время перевозочного процесса [5]. Перевозка грузов является основным видом услуг. В качестве дополнительных услуг транспортных

организаций можно выделить: погрузочно-разгрузочные услуги, услуги по хранению грузов, услуги по подготовке грузов к перевозке, предоставление подвижного состава в аренду, транспортно-экспедиционные услуги, дополнительные услуги (информационные, услуги страхования и др.).

В современных условиях одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы является предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению его конкурентного статуса.

Для предприятия железнодорожного транспорта конкурентоспособность - это способность не только конкурировать с другими предприятиями на рынке, но и соответствовать требованиям потребителей. Кроме того, все более актуальной становится способность предприятия успевать за всеми изменениями, которые происходят в мире, и предугадывать, какие новые товары, услуги, технологии будут востребованы [6].

Алгоритм оценки конкурентоспособности транспортной продукции состоит из нескольких этапов. Вначале исследуется состояние рынка и устанавливается степень удовлетворения потребностей клиентуры по сравнению с идеальным продуктом (вариантом транспортного обслуживания). Для этого проводится информационный мониторинг функционирования всех конкурирующих субъектов в сегменте, оценивается существующий уровень конкурентоспособности в данном сегменте: собственного и конкурентов. Производится оценка качества уровня затрат транспортной организации, оценка качества транспортного обслуживания, эксплуатационной работы, экономико-технологического потенциала, в том числе уровень пропускной и провозной способности. Также важно оценить степень финансовой устойчивости транспортной организации, осуществляющей свою деятельность в сегменте, что является одним из главных критериев определения конкурентоспособности субъекта.

Выделение конкурентных преимуществ является важным механизмом управления конкурентоспособностью, позволяющим оценить степень конкуренции для последующего определения методов ведения конкурентной борьбы, а также выделить качественные характеристики (например, сохранность груза, сроки доставки), варьирование которыми позволит повысить конкурентоспособность. Выявление ценовых преимуществ связано со снижением тарифов и себестоимости перевозки, в том числе стоимости дополнительных услуг.

Конкуренция является важным мотивирующим и регулирующим фактором, который заставляет предприятия применять передовые технологии, которые способны повысить качество выпускаемой продукции. Конкуренция является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития и функционирования транспортной системы. Конкуренция - двигатель научно-технического прогресса, важнейшее условие повышения эффективности работы транспортных предприятий. Конкуренция способствует повышению производительности труда, совершенствованию технологии и организации производства и сбыта [1].

При исследовании вопроса повышения уровня конкурентоспособности продукции можно рассматривать динамичные и статичные факторы конкурентоспособности [4]. Динамичные факторы конкурентоспособности - это факторы времени, неопределенности внешней среды и риска неэтичности бизнес-партнеров. Статичными факторами являются качество и цена товара (величина тарифа), затраты на эксплуатацию товара (стоимость дополнительных услуг, предоставляемых грузовладельцам) и качество сервиса товара на конкретном рынке (качество транспортного обслуживания). В свою очередь, перечисленные статичные факторы зависят от внешних и внутренних факторов конкурентоспособности [4].

К внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность транспортной продукции в секторе грузовых перевозок, относятся следующие группы факторов: организационные, финансовые

факторы, технические, пространственные, кадровые, информационные ресурсы, экономико-технологический потенциал. Организационными факторами является стратегия развития предприятия и его организационная структура. К финансовым факторам в первую очередь относят тарифную политику предприятия и наличие собственных/заемных средств, которые, в свою очередь, определяют финансовую устойчивость предприятия. К техническим ресурсам предприятия относят его производственные мощности. Пространственные ресурсы - это уровень развития транспортной инфраструктуры и возможности расширения транспортной сети для обеспечения транспортной доступности всех регионов страны. Кадровые ресурсы - это сотрудники компании, их состав, численность и профессиональный уровень. Информационные ресурсы, главным образом, обеспечивают уровень развития информационных технологий, применяемых на предприятии. И наконец, экономико-технологический потенциал отвечает за технологию построения перевозочного процесса и качество транспортного обслуживания клиентов (сохранность, своевременность, безопасность).

Рассмотрим внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. К первой группе внешних факторов относятся экономические факторы. Это внешнеэкономическая стратегия страны (например, участие во Всемирной торговой организации), состояние финансовой системы страны, конъюнктура мирового рынка и т.д. Вторая группа внешних факторов - правовые факторы, которые представлены законодательством, регламентирующим экономическую и транспортную деятельность субъектов рыночных отношений. К следующей группе внешних факторов относят социальные факторы, которые отвечают за стабильность и уровень жизни населения. Немаловажными факторами внешней среды являются правовые факторы, которые отвечают за национальную безопасность страны, ограничения и эмбарго (например, установление санкций, запрещающих доставку некоторых видов товаров из ряда стран Европейского Союза). Экологические факторы - это требования экологической безопасности транспортных средств. Следующим внешним фактором, влияющим на конкурентоспособность предприятия, является наличие конкурентной среды, конкурентов, которые готовы предложить другие виды транспорта, альтернативные маршруты доставки и способы транспортировки грузов.

Уровень конкурентоспособности предприятия во многом определяется именно внешними факторами. Оказывать влияние на изменение внешних факторов транспортные компании не могут, однако они могут контролировать и корректировать внутренние факторы в зависимости от изменения внешних условий.

Таким образом, для эффективного управления конкурентоспособностью необходимо регулярно проводить мониторинг факторов, повышающих конкурентоспособность.

Библиографический список

1. Мачерет, Д. А. Сущность конкуренции и ключевые условия ее развития на транспортной инфраструктуре / Д. А. Мачерет // Вектор транспорта. - 2014. - № 1. - С. 18-21.

2. Сакульева, Т. Н. Проблемы и перспективы развития транспортного коридора «Транссиб» / Т. Н. Сакулье-ва, Н. С. Матвеева // Вестник транспорта. - 2014. - № 11. - С. 8-15.

3. Сакульева, Т. Н. Стратегические ориентиры развития транспорта России уточняются / Т. Н. Сакульева // Вестник транспорта. - 2015. - № 2. - С. 20-25.

4. Терёшина, Н. П. Управление конкурентоспособностью железнодорожных перевозок / Н. П. Терёшина, А. В. Шобанов, А. В. Рышков. - М. : ВИНИТИ РАН, 2005. - 240 с.

5. Терёшина, Н. П. Экономика железнодорожного транспорта : учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терёшина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков [и др.] ; под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Три-хункова. - М. : УМЦ ЖДТ, 2006. - 801 с. - ISBN 5-89035-329-2.

6. Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса. - М. : ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. - 676 с. - ISBN 978-5-89035-621-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.