Научная статья на тему 'Конкурентоспособность и адаптационный потенциал предприятия'

Конкурентоспособность и адаптационный потенциал предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2625
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПАНИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ / НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / COMPANY''S ADAPTIVE CAPACITY / COMPETITIVE ABILITY OF AN ENTERPRISE / ADAPTABILITY / COMPETITION / FACTORS OF COMPETITIVE ENVIRONMENT / OIL AND GAS PRODUCER / BRANCH AFFILIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зяблицкая Наталья Викторовна

Статья посвящена исследованию категорий «адаптационный потенциал» и «конкурентоспособность предприятия». Автором предложено собственное определение понятия «конкурентоспособность». Выявлено, что в настоящее время залогом успешной работы на рынке и качественного развития отечественных предприятий являются достаточно высокий уровень адаптивности, конкурентоспособности и наличие конкурентных преимуществ. В работе представлена модель, отражающая тесное диалектическое единство факторов базирования и факторов внешней конкурентной среды на примере нефтегазодобывающей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ABILITY AND ADAPTIVE CAPACITY OF AN ENTERPRISE

The article deals with the categories of “adaptive capacity” and “competitive ability”. The author suggests an original definition of the competitive ability. It is stated, that at present the key to successful operation in the market and effective development of domestic enterprises is a high level of adaptability, competitiveness and availability of competitive advantages. The paper presents a model that reflects the close dialectical unity of basing factors and factors of external competitive environment by case of the oil and gas producing company.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность и адаптационный потенциал предприятия»

УДК 338.62

Зяблицкая Наталья Викторовна

доктор экономических наук, заведующий кафедрой общепрофессиональных и специальных дисциплин по экономике филиала Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) в г. Нижневартовске

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Zyablitskaya Natalya Viktorovna

D.Phil. in Economics, Head of the General Vocational and Special Economic Disciplines Subdepartment, Nizhnevartovsk branch of Southern Ural State National Research University

COMPETITIVE ABILITY AND ADAPTIVE CAPACITY OF AN ENTERPRISE

Аннотация:

Статья посвящена исследованию категорий «адаптационный потенциал» и «конкурентоспособность предприятия». Автором предложено собственное определение понятия «конкурентоспособность». Выявлено, что в настоящее время залогом успешной работы на рынке и качественного развития отечественных предприятий являются достаточно высокий уровень адаптивности, конкурентоспособности и наличие конкурентных преимуществ. В работе представлена модель, отражающая тесное диалектическое единство факторов базирования и факторов внешней конкурентной среды на примере нефтегазодобывающей компании.

Ключевые слова:

адаптационный потенциал компании, конкурентоспособность предприятия, адаптивность, конкуренция, факторы конкурентной среды, нефтегазодобывающая компания, отраслевая принадлежность.

Summary:

The article deals with the categories of "adaptive capacity" and "competitive ability". The author suggests an original definition of the competitive ability. It is stated, that at present the key to successful operation in the market and effective development of domestic enterprises is a high level of adaptability, competitiveness and availability of competitive advantages. The paper presents a model that reflects the close dialectical unity of basing factors and factors of external competitive environment by case of the oil and gas producing company.

Keywords:

company's adaptive capacity, competitive ability of an enterprise, adaptability, competition, factors of competitive environment, oil and gas producer, branch affiliation.

В современных условиях хозяйствования, учитывая глобализацию и интернационализацию производства, модернизацию и инновационную направленность функционирования социально-экономической системы, основополагающим критерием, объективно проецирующим эффективность предприятия и востребованность выпускаемой продукции, успешность адаптации к организационному окружению, является конкурентоспособность.

Анализ отечественных и зарубежных источников литературы показал, что на сегодняшний день единого подхода к трактовке понятия «конкурентоспособность» не существует. Основоположниками базовых теоретических положений о сущности конкурентной борьбы и движущих ею силах выступают представители классической политической экономии А. Смит и Д. Рикардо (середина XVIII в.).

К ключевым факторам, обусловливающим возможность множественности трактовок данного понятия, принято относить разнородные, а в некоторых моментах диаметральные исходные позиции ученых-экономистов, а также факт того, что в качестве производителя ими рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом.

Безусловно, конкурентоспособность предприятия - сложный, интегральный показатель, который формируется под воздействием множества факторов, оказывающих значительное влияние на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. В силу данных обстоятельств исследователи, изучающие различные стороны конкурентоспособности, отыскивая ее источники и устанавливая определяющие ее факторы, достаточно разноречиво определяют рассматриваемое понятие. Так, например, в отечественной экономической литературе встречаются следующие определения конкурентоспособности предприятия.

Т.Ю. Адаева трактует конкурентоспособность предприятия как способность выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции [1]. Действительно, с одной стороны, в современных условиях хозяйствования эффективная производственная деятельность предприятия напрямую

зависит от своевременной адаптации к непрерывно трансформирующимся условиям конкурентоспособности выпускаемой продукции, а с другой стороны, успешность этого процесса обусловливает дальнейшее конкурентоспособное функционирование и устойчивое развитие на рынке.

Кроме того, по мнению многих ученых, например П.В. Забелина, существенное воздействие на определение сущности конкурентоспособности оказывают прежде всего инвестиционные и финансовые факторы [2]. Так, в авторской интерпретации конкурентоспособности предприятия П.В. Забелин делает акцент на способности предприятия в первую очередь приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности.

Другие российские экономисты, А.А. Рудычев и И.И. Пичурин, детально исследовавшие конкурентоспособность в различных ее плоскостях, придерживаются несколько иной точки зрения, расценивая в качестве наиболее весомых требований для достижения конкурентоспособности использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

В частности, в толковании А.А. Рудычева конкурентоспособность организации представляет собой реальную способность компании в существующих для нее условиях проектировать, изготавливать, продвигать и распределять те товары и услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары (услуги) конкурентов [3].

Известный английский ученый М. Портер, специализирующийся на изучении экономической конкуренции, в своем фундаментальном труде «Международная конкуренция» (The Competitive Advantage of Nations) рассматривает понятие конкурентоспособности как свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений [4].

Приведенные определения, отражая различия в воззрениях экономистов, в той или иной мере дают представление о конкурентоспособности хозяйствующего субъекта лишь в различных аспектах и недостаточно исчерпывающе отвечают требованиям системности и комплексности. Соответственно, они несовершенно раскрывают эту категорию с точки зрения сущности конкуренции и целеполагания, не учитывая отраслевую специфику деятельности организации, ориентируясь при этом преимущественно на конъюнктурные факторы, которые не являются определяющими, например, для нефтегазодобывающих компаний.

Опираясь на трактовку понятия «конкуренция», которое, по нашему мнению, наиболее целостно интерпретируется как экономическое явление, определяющее деятельность конкретных хозяйствующих субъектов на рынке, отметим, что она существенно отражает комплексный подход, учитывающий и поведенческую, и структурную, и функциональную стороны этой сложной категории.

Следовательно, в рамках данного подхода конкуренция может быть определена как совокупность экономических отношений, возникающих вследствие рыночного соперничества хозяйствующих единиц, заинтересованных в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующей достижению этой цели. Конкретизируя цель, констатируем, что рыночная конкуренция есть борьба за устойчивое и растущее признание потребителей, результатом которой являются получение прибыли и нарастание ее объемов. При этом деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется в условиях ограниченности как ресурсов, необходимых для производства продукции (здесь и далее под продукцией понимаются любые производимые и / или реализуемые товары, выполняемые работы либо оказываемые услуги), так и спроса на эту продукцию со стороны потребителей.

Учитывая диалектическое единство вышеизложенных категорий, предложим следующее определение конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия есть реальная и потенциальная способность хозяйствующего субъекта удовлетворять конкретные потребности на рынке, опосредуемая более эффективным, в сравнении с конкурентами, использованием ограниченных экономических ресурсов.

Более того, на наш взгляд, важно отметить относительность представления о конкурентоспособности, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других, что в свою очередь порождает необходимость дифференциации конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран становится очевидным, что конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.

По мнению таких авторов, как В.К. Сенчагов и А.Н. Захаров, всё многообразие конкурентных отношений осуществляется на следующих стержневых уровнях [5]:

1) микроконкурентные виды продукции, производства, предприятия;

2) мезоотрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;

3) макронароднохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции и т. п.

Отметим, что конкурентоспособность предприятия является интегральным показателем,

значение которого находится в непосредственной зависимости от множества факторов, которые, по нашему мнению, целесообразно объединить в два конститутивных блока.

Первый блок, являясь отражением системы детерминантов в теории конкурентных преимуществ М. Портера, представляет собой совокупность факторов базирования предприятия. Второй блок, характеризуя влияние факторов конкурентной среды, в которой функционирует предприятие, соответствует модели пяти сил рыночной конкуренции.

Тесное диалектическое единство факторов базирования и факторов конкурентной среды на примере нефтегазодобывающей компании наглядно представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Источники конкурентоспособности нефтегазодобывающего предприятия

Исходя из взаимосвязей основополагающих блоков факторов конкурентоспособности предприятия, отраженных на рисунке, делаем вывод, что из числа факторов внешнего конкурентного окружения на формирование операционной эффективности в большей степени оказывают влияние государственная налоговая политика, а также надежность деловых связей; на формирование стратегического позиционирования - ослабление входных отраслевых барьеров и возможность создания товаров-субститутов. Среди базисных факторов на формирование операционной эффективности в большей степени оказывают влияние ресурсное обеспечение производства, корреляционные, содействующие и сопутствующие организации; на формирование стратегического позиционирования - динамика цен, миссия и организационная структура компании. Исключение составляет соперничество среди существующих конкурентов. Указанный фактор присутствует среди обоих блоков факторов и оказывает влияние на формирование обоих источников конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, воздействуя друг на друга, вытекая один из другого, отмеченные блоки факторов формируют два источника конкурентоспособности предприятия: операционную эффективность и стратегическое позиционирование.

Операционная эффективность вбирает в себя комплексную оценку выполнения предприятием тех или иных видов деятельности, позволяющих наиболее рационально использовать имеющийся у него ресурсный потенциал, адаптируясь к определенной группе экзогенных и эндогенных факторов конкретной отраслевой среды. Так, например, в контексте нефтегазовой отрасли

речь идет о государственной налоговой политике и надежности хозяйственных связей, то есть уровень операционной эффективности нефтегазодобывающего предприятия в значительной степени зависит от факторов внешнего конкурентного окружения.

В свою очередь, стратегическое позиционирование предприятия главным образом диктуется базисными факторами, причем в большей мере динамикой мировых цен на нефть и газ, а также курсом валют. В связи с чем стержневым фактором, определяющим способность корпораций конкурировать и занимать предельно выгодные позиции на сырьевом рынке, определяется снижение суммарных производственных затрат, поскольку угроза появления товаров-заменителей и новых конкурентов на данном этапе развития отрасли не представляется внушительной.

В то же время неправомерно утверждать, что какой-либо из факторов участвует в формировании только одного источника конкурентоспособности и не оказывает влияния на другой. Дело в том, что содержание факторов и характер их влияния на конкурентоспособность предприятия таковы, что каждый из них воздействует сразу же на несколько аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, вследствие чего нельзя рассматривать влияние какого-либо одного из факторов изолированно от воздействия других на деятельность хозяйствующего субъекта в целом. Следовательно, рассмотренные блоки факторов конкурентоспособности предприятия представляют собой единую систему. Эти блоки и составляющие их элементы, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой создается и функционирует предприятие. Как известно, признаками системы являются следующие:

- поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

- поведение каждого элемента и их воздействие на целое взаимозависимы, то есть каждый элемент влияет на целое не самостоятельно, а во взаимодействии хотя бы еще с одним элементом;

- в системе нет таких подгрупп элементов, которые влияли бы на целое независимо от других элементов, то есть не бывает полной автономии;

- система - это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части; если части отделить от системы, то они теряют некоторые из своих свойств;

- система обладает свойствами, которые отсутствуют у ее части.

Именно таким целым является система факторов конкурентоспособности предприятия, которая проявляется в результате сложного взаимодействия комплекса внешних и внутренних факторов конкурентной борьбы. Однако, как было отмечено выше, если рассматривать обозначенные блоки факторов конкурентоспособности предприятия с учетом конкретной отраслевой специфики деятельности субъекта хозяйствования, то их удельный вес в общей структуре может быть дифференцирован, поскольку, например, для нефтяных вертикально интегрированных корпораций в качестве доминирующего принято выделять блок факторов внешнего конкурентного окружения. При этом не стоит упускать из виду тот факт, что конкурентоспособность предприятия есть комплексное понятие, представляющее собой сложную систему факторов, и не определяется каким-либо одним или даже несколькими параметрами, а представляет собой систему множества факторов, уникальных в каждой конкретной ситуации. Причем система эта является открытой, а множество - нечетким. В ряде случаев тот или иной фактор может иметь решающее значение, однако таковым оно является только при данном сочетании всех прочих факторов и параметров. Подчас и вовсе невозможно однозначно определить, какой из факторов оказывает решающее влияние на конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, только глубокий анализ конкурентной среды конкретного хозяйствующего субъекта и условий его деятельности может позволить установить факторы, оказывающие наибольшее влияние на его конкурентоспособность. В контексте выделения данных факторов в обязательном порядке необходимо учитывать специфические особенности функционирования конкретных микроуровневых субъектов хозяйствования. Далее путем целенаправленного воздействия на эти факторы появляется возможность повысить конкурентоспособность предприятия.

Понятие конкурентоспособности предприятия тесно переплетается с понятием адаптационного потенциала, под которым подразумеваются совокупные возможности предприятия своевременно и полно реагировать на внутренние и внешние изменения посредством принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих устойчивое функционирование предприятия [6].

Исследуя данные категории, необходимо осознавать, что основой обеспечения конкурентоспособного функционирования и устойчивого развития на рынке определенных хозяйствующих субъектов выступает адаптационный потенциал компании [7]. То есть, воздействуя непосредственно на величину адаптационного потенциала предприятия, мы способствуем обеспечению и укреплению величины его конкурентоспособности. Поэтому сегодня существуют, на наш взгляд, недостаток исследований, проводимых в данном направлении, и объективная необходимость

выработки методики оценки конкурентоспособности конкретного микроуровневого субъекта хозяйствования с учетом совокупности влияющих на него факторов, в частности отраслевых особенностей его функционирования, и взаимосвязи с адаптационным потенциалом.

Таким образом, разница между понятиями конкурентоспособности и адаптационного потенциала применительно к конкретному хозяйствующему субъекту - это разница между способностями и возможностями. Способности могут быть большими, но не всегда возможности позволяют их реализовать и наоборот: иногда предприятия не способны воспользоваться имеющимися возможностями для обеспечения адаптационного развития посредством адаптивного управления. Поэтому данные категории тесно переплетаются, и их рассмотрение следует производить в неразрывной взаимосвязи с целью обеспечения эффективного функционирования и устойчивого развития на рынке.

Ссылки:

1. Адаева Т.Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия. Пенза, 2009.

2. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. М., 2008.

3. Рудычев A.A. Повышение конкурентоспособности строительных материалов на внешнем рынке. СПб., 1998.

4. Портер М. Конкуренция. М., 2000.

5. Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России // Бизнес и банки. 2003. № 43.

6. Зяблицкая Н.В. Адаптационный потенциал как экономическая категория // Экономика и экологический менеджмент. 2012. Вып. 1.

7. Зяблицкая Н.В. Оценка адаптационного потенциала промышленного предприятия в современных экономических условиях // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Информация. Телекоммуникации. Управление. 2010. Вып. 6 (112).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.