Научная статья на тему 'Конкурентоспособность хлебопекарного предприятия'

Конкурентоспособность хлебопекарного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / COMPETITIVENESS OF ORGANIZATION / ХЛЕБОПЕКАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / BAKERY PRODUCTS / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / FOOD INDUSTRY / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / MANPOWER RESOURCES / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MARKETING RESEARCH / ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ERGONOMIE INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджибек Виктория Павловна

Когда предприятие вступает в рыночную конкурентную борьбу, ему помогают факторы конкурентоспособности, отличающее это предприятие от конкурентов. Конкурентоспособность определяется целым рядом макроэкономических, микроэкономических и социальных факторов. В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности хлебопекарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджибек Виктория Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of a Bakery Enterprise

When a company enters the market competition, these are competitiveness factors that distinguish it from its competitors and help to compete. Competitiveness is determined by a number of macroeconomic, microeconomic and social factors. The article considers the competitiveness factors for bakeries.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность хлебопекарного предприятия»

Гаджибек Виктория Павловна

аспирантка, Институт экономики и управления,

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный

университет, г. Владивосток

vg79@bk.ru

конкурентоспособность

хлебопекарного

предприятия

_Аннотация

Когда предприятие вступает в рыночную конкурентную борьбу, ему помогают факторы конкурентоспособности, отличающее это предприятие от конкурентов. Конкурентоспособность определяется целым рядом макроэкономических, микроэкономических и социальных факторов. В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности хлебопекарных предприятий.

Ключевые слова: конкурентоспособность организации, хлебопекарная продукция, пищевая промышленность, трудовые ресурсы, маркетинговые исследования, эргономические показатели

Традиционно в экономической литературе выделяют три фактора производства: трудовые, природные и денежные ресурсы. Рассмотрим три уровня факторов формирования кон-курентоспособностихлебопекарного предприятия.

Первый уровень - конкурентоспособность продукции, на которую оказывают влияние две группы факторов. К первой группе относятся факторы, выступающие при производстве продукции хлебопекарных предприятий и создании ее качественных характеристик (потребительских свойств). Ко второй - маркетинговые факторы:

- методы продвижения продукции на рынке;

- торговая марка;

- деловая репутация предприятия;

- изменение структуры потребления;

- поведение конкурентов;

- упаковка;

- реклама.

Второй уровень связан с внутренними факторами, к которым относятся:

- качество потенциала организации;

- сила конкуренции на рынках покупателей и продавцов.

Третий уровень (внешний) характеризуется факторами, определяющими качество управления конкурентоспособностью отрасли.

Факторы конкурентоспособности хлебопекарной продукции

На рис. 1. (см. ниже) представлены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий хлебопекарной промышленности. Такое потребительское свойство продукции, как цена, является одним из основополагающих факторов, определяющих намерение покупателя приобрести продукцию. Цена продукции хлебопекарного предприятия может быть представлена следующей формулой:

Ц = С + П + НДС,

где

Ц- отпускная цена предприятия-изготовителя на продукцию; С- себестоимость продукции; П - прибыль;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Цена является одним из решающих факторов, определяющих намерения покупателя приобрести продукцию. Если на продукцию даже самого высокого качества установить предельно высокую цену, то шансы реализовать такую продукцию практически равны

нулю. Фактор цены будет обеспечивать конкурентоспособность продукции при оптимальном соотношении интересов производителя в получении прибыли и покупателя в приобретении продукции достаточного уровня качества по доступной цене (1, с. 30]. Особенностью хлебопекарной продукции является ее универсальность, то есть взаимозаменяемость в пределах сорта и вида. Поэтому предприятие, производящее качественную продукцию, будет более успешным в конкурентной борьбе. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта необходимо пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Все факторы, влияющие на качество продукции, можно свести к двум совокупностям: факторы внешней и внутренней среды (см. рис. 2 на с. 94). К основным внутренним факторам, влияющим на качество хлебопекарной продукции, можно отнести: уровень материально-технической базы; квалификация работников, уровень организации производства, уровень контроля качества.

Внешние факторы

Рис. 1. Основные факторы конкурентоспособности хлебопекарного предприятия

Государственное регулирование: нормативные и законодательные акты, государственные и отраслевые стандарты

Качество хлебопекарной продукции

Уровень материально-технической базы, квалификация персонала, уровень контроля качества, экологические и органолептические параметры

Рис. 2. Основные параметры, определяющие качество хлебопекарной продукции

Вкусовые достоинства и упаковка

В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические.

Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма. Эргономические показатели определяют гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические и другие требования. Для пищевых продуктов, и в частности для хлебопекарной продукции, важное значение имеют вкусовые достоинства. Ведь именно потребитель после дегустации определяет, будет ли совершена повторная покупка этого продукта. В качественном продукте не должно быть посторонних привкусов и запахов, вкус и запах должны быть приятными, свойственными сорту продукта. Оценка органолептических показателей носит субъективный характер, то

есть зависит от особенностей органов чувств человека, его вкусов, предпочтений, сложившихся традиций в питании (2, с. 75].

Для успешного продвижения продукции на рынке необходимо использовать маркетинговые методы мотивации покупателя приобрести продукцию. Упаковка товара является не только способом защиты продукции, но и частью маркетинговой стратегии предприятия. Упаковка хлебопекарной продукции призвана выполнять несколько функций, из которых четыре наиболее значимые: защитная, увеличение срока хранения, информационная и маркетинговая. При использовании упаковки становится возможным увеличение сроков реализации хлебобулочных изделий.

Эффективная организация производства

Среди внутренних факторов целесообразно выделить группу факторов, определяющих эффективность производства. Они отражают отношения между отдельными продуцентами, а также отношения между участниками

производственного процесса в рамках предприятия, складывающиеся в результате стремления товаропроизводителей минимизировать затраты производственных ресурсов на выпуск продукции.

В тесной взаимосвязи с этой группой факторов проявляется действие и такого фактора конкурентоспособности, как организация производства. Самой общей закономерностью влияния внутрифирменной организации производства на конкурентоспособность является необходимость соответствия способа организации производства избранной рыночной стратегии. Чем более унифицированную продукцию и в больших масштабах выпускает предприятие, тем более выгодна ему оказывается жесткая схема организации производства, ориентированная на минимизацию издержек. Немаловажная роль в повышении эффективности производства, по нашему мнению, принадлежит технологическим факторам, включающим в себя технический уровень и собственно технологию производства (то есть способ преобразования факторов производства в конечный или промежуточный продукт). Причем, в настоящее время большое значение придается ресурсосберегающим технологиям. Сейчас перед российскими предприятиями пищевой промышленности возникла проблема технического перевооружения - замены устаревшего оборудования и внедрения новых высокотехнологичных основных фондов.

Старые технологии и специфика хлебопекарного производства

Предприятия хлебопекарной промышленности, обладающие значительным опытом и традициями производства, работают по отлаженным схемам,

которые не всегда являются оптимальными. Это приводит к снижению экономической эффективности. Эксплуатация существующих мощностей ведет к негативным тенденциям в производстве, к которым относятся:

- значительные финансовые издержки за счет потерь сырья и снижения качества готовой продукции;

- увеличение расхода электроэнергии и топлива;

- повышение трудоемкости производственного процесса. Производство конкурентоспособной продукции возможно только за счет применения технологических процессов, отвечающих современному мировому уровню развития отрасли. Нельзя недооценивать и роль внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Роль властных структур может быть положительной или отрицательной и заключаться в том, что она оказывает влияние:

- на параметры факторов - через субсидии, политику в отношении рынка капитала и др.;

- на параметры спроса - путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок;

- на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков -посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;

- на стратегию предприятий, их структуру и соперничество - через налоговую политику, антимонопольное зако-

вложенные в хлебопекарное производство капиталы приносят невысокую отдачу

нодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д.

Подчеркивая важность внешних факторов, следует отметить, что хлебопекарные предприятия в условиях рынка занимают особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Причины этого - в естественной специфике хлебопекарного производства.

Вложенные в хлебопекарное производство капиталы приносят невысокую отдачу. Многие виды продукции в данной отрасли - скоропортящиеся. Кроме того, хлебопекарное производство характеризуется повышенными

издержками хранения и реализации продукции. Более того, на сегодняшний день эта отрасль отстает в технологическом плане от многих других секторов пищевой промышленности.

Литература

1. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 174 с.

2. Сердюкова Е.С. Анализ эффективности функционирования хлебопекарных предприятий в условиях управления ресурсами резервных фондов. Дисс. ... канд. экон. наук. - Новосибирск, 2005.

Victoria P. Gadjibek

Postgraduate Student, Institute of Economics and Management, Senior Lecturer, Chair of Accounting, Analysis and Audit, Far Eastern State Technical Fisheries University, Vladivostok

Competitiveness of a Bakery Enterprise

_Abstract

When a company enters the market competition, these are competitiveness factors that distinguish it from its competitors and help to compete. Competitiveness is determined by a number of macroeconomic, microeconomic and social factors. The article considers the competitiveness factors for bakeries.

Keywords: competitiveness of organization, bakery products, food industry, manpower resources, marketing research, ergonomic indicators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.