Научная статья на тему 'Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки'

Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20385
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнейченко Наталья Викторовна

Конкурентоспособность специалиста является в настоящее время основным требованием к его подготовке. Предлагаемая модель специалиста представляет собой описание совокупности его качеств, раскрывающих профессиональную, социальную и личностную компетентность и обеспечивающих успешное выполнение задач, возникших в производственной и гуманитарной деятельности, а также его самообучение и саморазвитие с учетом динамичности развития организации и общества. Только интеграция профессиональной, социальной и личностной компетентности может обеспечить современному выпускнику профессионального учебного заведения конкурентоспособность на рынке труда. Библиогр. 7. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays competitiveness of the specialist is the main requirement to his training. The given model of the specialist is a description of the number of his qualities, showing professional, social and personal competence and providing successful performance of the output and liberal program, and it also reveals his self-instruction and self-development, taking into account the dynamics of organization and society development. The very integration of professional, social and personal competence can provide a present-day graduate of professional educational institution with competitiveness on the labour market.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки»

ББК 74.5:65.42

Н. В. Корнейченко Астраханский государственный политехнический колледж

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЕГО ПОДГОТОВКИ

Каждое учебное заведение России вступило в систему рыночных отношений с разным стартовым капиталом и вынуждено как бы заново подтверждать целесообразность своего существования.

Одним из важных критериев деятельности является качество выпускаемого продукта, товара - выпускника - будущего специалиста.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. В настоящее время, в период кризисного этапа развития народного хозяйства, и в ближайшем будущем на рынке труда, по прогнозам специалистов, будет иметь место превышения предложения над спросом. Фактом является то, что динамика спроса на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России на рынке труда вступила в противоречие с традиционно сложившейся структурой их подготовки, с номенклатурой специальностей и специализаций, с длительным периодом подготовки конкретного специалиста. Последнее проявляется в том, что студенты хотят получить дополнительные умения. Их интересы смещаются в область экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранных языков.

Реагируя на эти требования, изучая конъюнктуру рынка труда, учебные заведения должны исследовать не только экономические, но и социальные, психологические, политические факторы. То же самое приходится сейчас делать каждому человеку, особенно выпускнику, на индивидуальном уровне в силу ситуации, сложившейся на рынке труда.

Вышесказанное даёт основание для исследования проблемы, выделения и формирования комплекса качеств будущего специалиста, который позволил бы ему эффективно конкурировать на рынке труда и реализовать свой потенциал.

Решение этой проблемы возможно, когда в образовательном процессе будет сознательно развиваться комплексная личностная потребность в соединении узкого профессионализма и универсализма. Такое оптимальное сочетание может обеспечить личности и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда, а учебным заведениям - конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг.

Если проблема профессионализма всегда была в центре внимания отечественной системы образования, то другие параметры успешного поведения, в числе которых и конкурентоспособность, не были предметом целенаправленного формирования и развития в профессиональной школе.

Рынок вносит принципиальные изменения в систему взаимоотношения сфер образования и производства и предъявляет новые требования к личности, которая должна быть заинтересована в получении образования на уровне высших мировых достижений. Поэтому подготовку будущего специалиста в настоящее время необходимо рассматривать сквозь призму требований, предъявляемых рынком:

1) к профессиональному образованию;

2) к личности;

3) к производству.

Особенностями рыночных отношений, оказывающих влияние на изменение роли, места, содержание и организацию профессионального образования, являются:

- острая заинтересованность всех отраслей народного хозяйства в высококвалифицированных, профессионально компетентных рабочих и специалистах именно того профиля, который нужен в настоящее время;

- конкуренция работников на фоне безработицы, которая выдвигает требования не к формально полученному образованию, а к действительной квалификации, отражающейся в реальных знаниях, умениях, навыках и других качествах личности;

- новые взаимоотношения системы профессионального образования с наукой (особенно экономической, педагогической, психологической).

Эти особенности рынка ведут к коренным изменениям в сфере образования:

- повышению роли гибких и динамичных образовательных структур;

- пересмотру системы критериев оценки личностных и профессиональных качеств выпускников на всех ступенях образования;

- пересмотру системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров;

- акцентированию внимания на гуманитарных аспектах образования - формировании личностных качеств человека, особенно важных в условиях рыночных отношений: ответственность, долг, профессионализм, инициатива, профессиональная мобильность.

Исследования, проводимые в Институте среднего профессионального образования РАО [1-3], показали, что изменение требований к специалистам определяется в первую очередь технологическим переоснащением производства на базе широкого внедрения автоматизированных систем, средств вычислительной техники и повышением интеллектуализации труда. На современном этапе развития рыночных отношений появляются принципиально новые направления деятельности специалистов среднего звена, связанные с внедрением различных форм хозяйственного расчёта и требующие конкретных экономических, правовых, коммуникативных и других знаний и умений.

Необходимость в конкурентоспособных, мобильных специалистах обусловливает подготовку специалистов широкого профиля, в основе которой лежит функциональный подход в связи с быстрой сменой не только объектов, но и средств труда и материалов. Современный специалист должен хорошо знать принципы и уметь выполнять расчетно-конструкторские, проектно-технологические, испытательно-исследовательские и другие виды работ, а круг объектов, с которыми он будет связан, может меняться довольно часто.

Конкурентоспособность специалиста ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и личной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области -это уверенность в своих силах.

К настоящему времени сформировалось три взгляда на проблему конкурентоспособности выпускника колледжа.

Сторонники первой точки зрения считают, что понятие конкурентоспособности применимо к выпускникам профессиональной школы всех уровней (начальная, средняя, высшая). По их мнению, конкурентоспособность может проявляться только в реальной профессиональной деятельности, а не в учебной и учебно-профессиональной. Поэтому в модели содержания профессионального образования приоритетными должны быть общеобразовательная (общенаучная) подготовка и воспитание личностных качеств студентов.

Представители второй точки зрения полагают, что конкурентоспособность выпускника должна быть основным показателем успешности его подготовки, откуда вытекает приоритетность содержания профессиональной подготовки.

Очевидно, что изложенные точки зрения носят полярный характер, а поэтому ограничены и не могут адекватно способствовать подготовке конкурентоспособного выпускника профессионального учебного заведения. Более приемлемым представляется третий подход, предполагающий рассмотрение конкурентоспособности как интегрированного результата качественного общего и профессионального образования и высокой квалификации. Отсутствие или низкий уровень квалификации не позволят выпускнику успешно вступить на рынок труда. Недостаток же образования станет препятствием к профессиональному росту в условиях стремительного изменения технологий.

В системе уровней профессионального мастерства компетентность является промежуточным звеном между исполнительностью и совершенством. Используя экономическую категорию компетентности, её можно определить как необходимое условие «конвертируемости» специалиста. Но и это не вносит ясности в определение данного понятия.

Теоретическое осмысление содержание понятия «компетентность» привело исследователей к следующим выводам.

Во-первых, компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией и успешное применение знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием.

Во-вторых, «компетентность» - не просто обладание знаниями (в таких случаях мы обычно говорим об эрудиции), а, скорее, потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, поэтому компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

Иными словами, компетентный человек должен не только знать существо проблемы, но и уметь решить её практически, т. е. владеть методом («знание плюс умение») решения. В зависимости от обстоятельств решения проблемы компетентный специалист может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время. Гибкость метода - второе важное условие компетентности.

В-третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но неэффективные решения, т. е. критическое мышление.

Содержание понятия «компетентность» включает в себя следующие основные признаки:

1) мобильность знания;

2) гибкость метода;

3) критичность мышления.

Как видно из проведённого анализа, профессиональная компетентность предусматривает прежде всего формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления. В это понятие не включаются личностные качества специалиста, опыт его социализации в процессе учёбы. Понятие «конкурентоспособный специалист» включает в себя, кроме тех параметров, которые входят в состав понятия «профессиональная компетентность», ещё и личностные качества специалиста, где главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах, которая приобретается в процессе социализации личности.

Исследователи говорят о необходимости формирования социальной компетентности специалиста, понимая под ней совокупность знаний, умений и навыков, необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме (в семье, трудовом коллективе, малой группе и т. д.) [4], разрабатываются психолого-педагогические средства и условия социального становления школьников [5], рабочих и специалистов среднего звена [6], специалистов высшей квалификации.

Наконец, в последние годы одной из парадигм развития педагогического звания стало личностно-ориентированное обучение, педагогика индивидуальности. В этих концепциях внимание акцентируется на формировании личностных и индивидуальных свойств и качеств человека, будущего специалиста, его, если можно так сказать, личностной и индивидуальной компетентности.

Таким образом, одни исследователи говорят о профессиональной, другие - социальной, а третьи - личностной компетентности будущих специалистов. При этом в каждом из подходов делается акцент лишь на одной стороне проблемы, другие остаются в тени. Такие подходы оправданны, поскольку исследователь не может охватить одновременно все аспекты, связанные с требованиями к будущему специалисту. В то же время в реальной практике подготовки специалистов ориентация на реализацию таких моноориентированных моделей (формирование либо профессиональной, либо социальной, либо личностной компетентности) ведёт к тому, что, например, выпускник профессионального учебного заведения может обладать глубокими и широкими профессиональными знаниями и умениями, но одновременно испытывать серьёзные проблемы во взаимодействии с людьми. Заметим: опросы руководителей фирм показывают, что важными качествами при приёме на работу они считают следующие: порядочность, обязательность, надёжность, чёткость, коммуникабельность. Но именно на формирование этих черт у будущих специалистов при их подготовке практически не обращается внимания, мало разработаны эти вопросы и в теории.

С нашей точки зрения, подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование в единстве его компетентности в сфере профессиональной, в сфере социальной и личностной. Только интеграция профессиональной, социальной и личностной компетентности может обеспечить современному выпускнику профессионального учебного заведения конкурентоспособность на рынке труда.

Конкурентоспособность специалиста мы понимаем как относительную и обобщенную характеристику выпускника профессионального учебного заведения, являющуюся результатом интеграции его профессиональной, социальной и личностной компетентности, обеспечивающей ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускником аналогичных учебных заведений (рис.).

Конкурентноспособный специалист

'Т'

\ Социальная адоптация

и социалиазация личности

Социальная среда -----^------------

Профессиональная компентентность

Механизм воспитательного воздействия на основе демократизации и гуманизации жизнедеятельности учащихся

Л

Мобильность знаний

Способность к самовыражению и саморазвитию

Г ибкость метода

Критичность мышления

Основные компоненты конкурентоспособного специалиста

Основываясь на вышеуказанной схеме, мы возьмём на себя смелость обобщённо сформулировать понятие «конкурентоспособный специалист».

Конкурентоспособный специалист - это профессионал, готовый адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения и выполнения задачи.

Какими качествами должен обладать конкурентоспособный выпускник профессионального учебного заведения?

Исследователи выделяют различные требования к качествам конкурентоспособного выпускника. Характеризуя конкурентоспособного выпускника технического колледжа, выделяют следующие качества: компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений, достоинство и личная ответственность, способность к защите своих прав и свобод. Отметим, что выделенные качества действительно являются очень важными для обеспечения конкурентоспособности. Однако возникает вопрос: почему именно они, что лежит в основе их выделения? Знание требований, предъявляемых рынком к выпускникам учебного заведения, позволяет разработать и обосновать конкретные модели конкурентоспособного специалиста по различным профессиям и специальностям.

Модель выступает в качестве ориентира функционирования образовательных структур и является основанием для проектирования всей образовательной деятельности инженерно-педогогического коллектива.

Проблема разработки модели специалиста не нова. Ей посвящены десятки научных исследований с использованием различных концептуальных подходов, но она с новой силой встаёт в настоящее время - эпоху кардинальных изменений.

Анализ показывает, что при всём кажущемся разнообразии подходов основу создания модели специалиста составляет профессиографический подход. Концентрация усилия на узкопрагматическом участке деятельности специалиста оставила в стороне самого человека с его потребностями. Из поля зрения исчез феномен становления профессиональной личности, её самосознания, профессионализма, межличностных отношений, т. е. система детерминант, обусловливающих профессиональный рост и его этапы.

Попытки создания целостной модели специалиста путём объединения различных точек зрения привели к обратному результату: вместо четкого образа возникло расплывчатое нечто, претендующее называться специалистом. Нужно признать, что нет смысла полностью отвергать профессиографический подход, но нельзя использовать его как универсальный метод - необходимо определить область его целесообразного применения.

Перед всеми, кто в настоящее время занимается созданием модели специалиста, стоят следующие вопросы:

1. Каким должно быть сочетание в модели профессиональных и личностных качеств?

2. Как учесть не только статические компоненты свойств личности, необходимые представителям всех специальностей, но и динамические?

3. Как организовать управляющие воздействия в процессе материализации модели для достижения необходимых результатов?

В публикациях последних лет по этому поводу появились различные точки зрения. Использование метода программно-целевого планирования позволяет отразить в модели специалиста структуру деятельности, включающую в себя 3 компонента:

1) личностный;

2) функциональный;

3) предметный (при ведущей роли первого и второго).

Анализ целостной профессиональной деятельности, осуществлённый А. Щипилиной [7], позволил выйти на обобщённые (комплексные) профессиональные задачи и проблемные ситуации, определяющие состав учебного плана. Разложение комплексных проблем на конкретные учебные задачи является при этом условием разработки содержания и объёма учебных дисциплин учебного плана, а также объема учебных программ. Полученная таким образом модель отражает существенные черты, характеристики потенциала специалиста в их взаимозависимости.

Сама модель не может быть получена изначально как нечто самодостаточное. Она нуждается в некотором внешнем по отношению к ней обосновании, дающем возможность «вывести» с большей или меньшей вероятностью необходимые характеристики модели:

1) модель должна включать в себя такие компоненты, которые непосредственно и достаточно однозначно влияют на эффективность профессиональной деятельности;

2) модель должна иметь такую структуру, которая легко диагностируется и контролируется на всех стадиях профессионализации;

3) модель должна обеспечивать не только контроль за процессом становления профессионала, но и создавать возможности для активного вмешательства в ходе профессионализации с целью коррекции и формирования соответствующих компонентов.

Для решения проблемы подготовки будущего конкурентоспособного специалиста требуется подход, который интегрировал бы лучше стороны известных подходов. Поскольку важной особенностью всех существующих подходов является их комплементарность, дополнительность по отношению друг к другу, постольку наибольшую эффективность они приобретают в интеграции.

При разработке модели специалиста необходимо уточнить смысл понятия «модель специалиста» в соответствии с принятой учебным заведением концепцией подготовки специалиста. Учитывая сказанное, а также опираясь на наше понимание конкурентоспособности, мы считаем, что модель конкурентоспособного специалиста - это цель для построения процесса его подготовки, критерии качества подготовки и развития его личности как субъекта социальнопрофессиональной деятельности.

С учётом вышеизложенного педагогическим коллективом Астраханского государственного политехнического колледжа с участием учёных, педагогов-практиков и студентов была разработана модель выпускника учебного заведения, определяющая его место на рынке труда.

Модель специалиста представляет собой описание совокупности его качеств, раскрывающих профессиональную, социальную и личностную компетентность и обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной и гуманитарной деятельности, а также его самообучение и саморазвитие с учётом динамичности развития организации и общества.

Учитывая, что колледж осуществляет подготовку по нескольким профилям, разработаны модели выпускника по двум специальностям: товаровед, менеджер.

Товаровед

Уровень общего образования, требуемого для получения профессии, - среднее полное.

Уровень профессионального образования - среднее профессиональное.

Требования к личности товароведа. Специалист должен обладать следующим рядом личностных качеств: сочетание профессионализма с высокой нравственностью и общей культурой. Он должен уметь творчески работать, быть склонным к инновационным решениям производственных задач, обладать широтой интересов, гибкостью в отношениях с людьми, энергичностью и высокой работоспособностью. Коммерсант должен уметь давать себе объективную самооценку, уметь влиять на других людей.

Специалист должен быть способным заниматься предпринимательской деятельностью, уметь принимать обдуманные, обоснованные решения, отвечать за себя и других, быть самостоятельным, аккуратным, честным, добросовестным, обладать быстрой реакцией.

Специальные требования. Коммерциализация предприятий и организаций повлекла за собой изменения формы собственности, в связи с чем чётко выделились основные требования к главной движущей силе данного процесса, т. е. к коммерсанту. Он должен обладать:

— сильной нервной системой;

— предметно-действенным практическим мышлением;

— абстрактным и логическим мышлением;

— творческим воображением.

Менеджер

Уровень общего образования, требуемого для получения профессии, - среднее общее.

Уровень профессионального образования - среднее профессиональное.

Требования к личности менеджера. Специалист должен обладать разносторонними знаниями, высокой профессиональной подготовкой. Он должен уметь принимать решения, руководить и быть лидером, общаться с людьми, побуждать людей к деятельности, разрешать конфликтные ситуации. Специалист-менеджер должен уметь подбирать и обучать подчиненных. Он должен обладать аналитическими способностями, широтой интересов, гибкостью в отношениях с людьми, уметь давать объективную оценку деятельности подчиненных и объективную самооценку.

Менеджер должен иметь высокую работоспособность, устойчивость к стрессам. Он должен быть самостоятельным, активным, ответственным, выдержанным.

Специальные требования. Менеджмент - это прежде всего воздействие на людей, технологические процессы, характер политических и экономических отношений с целью достижения поставленных перед организатором определенных целей. В связи с этим выделяют следующие профессионально важные психофизиологические качества менеджера:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) сила нервной системы;

2) абстракция и логика мышления;

3) объём внимания и быстрота памяти;

4) развитая речь и творческое воображение;

5) способность к организаторской деятельности.

Разработанные модели выпускников определили содержание, структуру, систему методов, средств и приёмов профессионального образования в колледже.

Наиболее востребованными учебными заведениями являются те из них, которые отвечают запросам личности и общества. Одной из особенностей таких учебных заведений стала их хозяйственно-коммерческая деятельность, позволяющая внедрять апробированные модели тех профессиональных образований, на которые в обществе существует спрос.

Общей чертой, характеризующей такие профессиональные образования, является мобильность участников педагогического процесса.

В условиях рыночной экономики в дальнейшем жизнеспособность учебного заведения будет определять степень подготовленности будущего специалиста, способность участвовать в производстве продукции, конкурентоспособной на рынке потребительских услуг. Конкурентоспособность будущего специалиста - цель и результат качества его подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мухамедзянова Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального в регионе. - Казань: ИСПО РАО, 2003. - 128 с.

2. Таланчук Н. М. Инновационные формы воспитания учащихся. - Казань: ИСПО РАО, 2005. - 44 с.

3. Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. - Казань: Карпол, 2002. - 216 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 2003. - С. 34-35.

5. Петровский А. В. Быть личностью. - М.: Педагогика, 2002. - 112 с.

6. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ: Учеб. пособие /

Г. В. Мухамедзянова, В. Ш. Масленникова, Т. М. Трегубова, В. П. Ширшов. - Казань: ИСПО РАО,

2004. - 112 с.

7. Шипилина Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете: Моногр. -Омск: ОГПУ,1998. - 294 с.

Статья поступила в редакцию 1.12. 2006

COMPETITIVENESS OF THE FUTURE SPECIALIST AS A RATE OF HIS TRAINING

N. V. Korneychenko

Nowadays competitiveness of the specialist is the main requirement to his training. The given model of the specialist is a description of the number of his qualities, showing professional, social and personal competence and providing successful performance of the output and liberal program, and it also reveals his self-instruction and self-development, taking into account the dynamics of organization and society development. The very integration of professional, social and personal competence can provide a present-day graduate of professional educational institution with competitiveness on the labour market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.