Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества во внешнеэкономической деятельности стран-членов Таможенного союза'

Конкурентные преимущества во внешнеэкономической деятельности стран-членов Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / CUSTOMS UNION / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Владислава Константиновна

в статье выделены конкурентные преимущества относительно Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан во внешнеэкономической деятельности, обозначены факторы, снижающие конкурентоспособность российских товаров и предложены направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьменко Владислава Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества во внешнеэкономической деятельности стран-членов Таможенного союза»

Конкурентные преимущества во внешнеэкономической деятельности стран-членов Таможенного союза Кузьменко В.К.

Кузьменко Владислава Константиновна /Kuzmenko Vladislava Konstantinovna - магистрант, экономический

факультет, кафедра экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, г. Москва

Аннотация: в статье выделены конкурентные преимущества относительно Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан во внешнеэкономической деятельности, обозначены факторы, снижающие конкурентоспособность российских товаров и предложены направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза. Abstract: the article highlights the competitive advantages of the Russian Federation with respect to the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan in foreign trade activities, identifies factors that reduce the competitiveness of Russian goods and suggests ways to improve the competitiveness of the Russian Federation in the functioning of the Customs Union.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, внешнеэкономическая деятельность, Таможенный союз.

Keywords: competitiveness, competitive advantage, trade, customs union.

В последние годы наблюдается интенсивное развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве: создание и становление Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, устранившего таможенные барьеры между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией; формирование Единого экономического пространства, обеспечивающее свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и представляющее собой важный этап в процессе формирования Евразийского экономического союза, который как объединение суверенных государств, планируется создать в 2015 году, а его создание значительно повысит статус государств-членов Таможенного Союза в международном сообществе (Договор о Евразийском экономическом союзе подписан 29 мая 2014 г.) [1].

В условиях интеграции изменилась структура взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза. Снизилась составляющая экспорта России, при увеличении доли Республик Беларусь и Казахстан. В части импорта наблюдается резкое снижение доли Республики Беларусь при повышении импортной составляющей России. Также обращает внимание и усиление провоза контрафактной продукции на территории государств-стран Таможенного союза.

Таможенный союз оказал как положительное влияние на торговое и экономическое сотрудничество России с сопредельными государствами, так и отрицательное, в части снижения финансового потенциала российской экономики.

В качестве положительных сторон Таможенного союза, способствующих конкурентоспособности экономики и развитию внешнеторговых связей следует выделить следующие:

- устранение таможенных барьеров между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией;

- отсутствие таможенного контроля товаров, перемещаемых в Таможенном союзе между государствами -участниками Таможенного союза;

- установление единых:

• мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в торговле с третьими странами;

• стандартов в сфере технического регулирования;

• системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Создание ЕЭП в условиях единой таможенной территории предполагает в части таможенных органов наличие унифицированных подходов в вопросах таможенного администрирования для обеспечения единых требований к участникам внешнеэкономической деятельности государств-членов ТС и создания равных условий ведения хозяйственной деятельности.

Однако практика реализации принятых решений в рамках ТС показывает расхождение подходов таможенных служб государств-членов ТС к вопросам применения таможенного законодательства ТС, что приводит к наличию факторов, формирующих неравные условия во внешнеэкономической деятельности стран-членов ТС.

Анализ исполнения таможенного законодательства ТС также подтверждает наличие таких условий, так как выявляет значительные изменения товаропотоков в рамках ТС за счет «перетока» из Российской Федерации в Республику Казахстан и Республику Беларусь таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Возможность свободного перемещения в рамках единой таможенной территории ТС товаров иностранного происхождения, имеющих статус товаров ТС, привела к тому, что таможенное декларирование целого ряда наименований товаров, ранее имевших значительную долю в объемах таможенного декларирования в российских таможенных органах, в 2013-2014 годах существенно сократилось.

Причиной возникновения указанной ситуации также является наличие в Республике Казахстан и Республике Беларусь наиболее выгодных условий, как для ведения хозяйственной деятельности в целом, так и при декларировании товаров в частности.

В Республике Казахстан и Республике Беларусь в настоящее время созданы наиболее выгодные условия для участников внешнеэкономической деятельности, чем в Российской Федерации.

В качестве факторов, способствующих развитию конкурентной привлекательности в Республике Казахстан, можно выделить следующие:

1) в условиях наличия в таможенном законодательстве Таможенного союза большого числа ссылок на национальные законодательства государств - членов Таможенного союза в Республике Казахстан сложились более «мягкие» по сравнению с Российской Федерацией условия для ведения предпринимательской деятельности;

2) в Республике Казахстан созданы максимально благоприятные условия для производственной деятельности казахстанских предприятий в виде предоставления различных государственных льгот, в том числе, таможенных и налоговых преференций;

3) различия в уровне таможенного администрирования таможенных служб Республики Казахстан и Российской Федерации. Таможенное декларирование «с колес» товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также «упрощенные» требования, предъявляемые казахстанскими таможенными органами к контролю таможенной стоимости товаров, документам, необходимым для таможенных целей, позволяют участникам ВЭД минимизировать причитающиеся к уплате суммы таможенных платежей.

В Республике Казахстан можно выделить следующие конкурентные преимущества:

• преимущества косвенного налогообложения;

• преимущества деятельности уполномоченных экономических операторов;

• преимущества при использовании таможенной процедуры свободного склада;

• преимущества при применении способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

• преимущества в предоставлении услуг таможенными представителями;

• низкие санкции за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза. В Республике Беларусь также можно выделить ряд конкурентных преимуществ:

- предоставление льгот по уплате НДС уполномоченным экономическим операторам,

- предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд,

- льготный режим налогообложения, действующий в свободных экономических зонах,

- применение национальных критериев обработки/переработки товаров, используемых при определении страны происхождения,

- отличительная практика применения нормативных правовых актов в сфере запретов и ограничений также создает конкурентные преимущества для декларирования иностранных товаров, предназначенных для российского рынка, в Республике Беларусь.

К факторам, снижающим конкурентоспособность российских товаров в едином таможенном пространстве, относятся:

• высокая налоговая нагрузка на внешнеэкономическую деятельность, производственный сектор экономики и бизнес;

• высокая цена на услуги таможенных представителей;

• контрабанда, характерная для экспорта и импорта товаров;

• усиление фискальной функции таможенных органов, в ущерб контролирующей и стимулирующей ведение бизнеса.

Названные диспропорции снижают конкурентоспособность российских товаров и позиции Российской Федерации в глобальной экономике, определяют развитие экономики по направлению расширения сырьевой ориентации.

Вышеперечисленные проблемы обусловливают необходимость изменения финансовой политики России, интегрированной в Таможенный союз и глобальную экономику, выработки системного подхода к исследованию конкурентоспособности экономики.

В условиях функционирования ТС и ЕЭП, в основе которых, лежат, в том числе, унифицированные нормы таможенного и смежных с ним законодательства, а также планирующегося создания Евразийского экономического союза [3] (ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ) [2], указанные выше диспропорции относительно ведения внешнеэкономической деятельности представляются вообще недопустимыми и за счет выбора участниками ВЭД для совершения таможенных операций Республику Казахстан или Республику Беларусь негативно сказываются на товарной структуре экспорта и импорта Российской Федерации.

В качестве направлений повышения конкурентоспособности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза следует выделить:

• снижение налоговой и таможенной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности;

• поддержка и стимулирование за счет налоговых льгот и кредитов отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;

• сокращение отсылочных норм таможенного кодекса Таможенного союза и унификация национальных законодательств стран-членов Таможенного союза;

• своевременное выявление внешних и внутренних факторов снижения конкурентоспособности.

Литература

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) // [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/, 13.11.2014 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии.

2. Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» //

СПС «КонсультантПлюс».

3. «Заявление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о

Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.