Научная статья на тему 'Конфликтологическая компетентность в условиях взаимодействия субъектов образования'

Конфликтологическая компетентность в условиях взаимодействия субъектов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОН-ФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TEACHER’S PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / CONFLICTOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байчорова Альбина Михайловна, Чомаева Гоккаджан Азретовна

В статье обосновывается необходимость повышения конфликтологической грамотности работников образования. Авторами статьи конфликтологическая компетентность рассматривается как важная составляющая профессиональной подготовки педагога, анализируется понятие «компетентность» и его уровни, структура конфликтологической компетентности педагога как информационно-регуляторной подсистемы профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байчорова Альбина Михайловна, Чомаева Гоккаджан Азретовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the need for improving the conflictological literacy of educa-tional workers. Conflictological competence is considered as an inherent component of professional training, the concept “competence” and its levels, the structure of con-flictological competence of a teacher have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая компетентность в условиях взаимодействия субъектов образования»

УДК 378.1 ББК 74.58 Б-18

Байчорова Альбина Михайловна, ассистент кафедры психологии Карачаево-

Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, е-mail:

albinab78@mail.ru;

Чомаева Гоккаджан Азретовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, е-mail: gokkaian.ch@mail.ru

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

В статье обосновывается необходимость повышения конфликтологической грамотности работников образования. Авторами статьи конфликтологическая компетентность рассматривается как важная составляющая профессиональной подготовки педагога, анализируется понятие «компетентность» и его уровни, структура конфликтологической компетентности педагога как информационно-регуляторной подсистемы профессионализма.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, компетентность,

компетентностный подход, конфликтологическая компетентность, кон-фликтологическая культура.

Baychorova Albina Mikhailovna, assistant of the Department of Psychology of Karachay-Cherkess state university named after U. D. Aliyev, tel.: 89283816244, e-mail: albinab78@mail.ru

Chomayeva Gokkadzhan Azretovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Psychology of Karachay-Cherkess state university named after U. D. Aliyev, tel.: 89289267454, E-mail: gokkajan .ch@,mail

CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATION

(reviewed)

The article proves the need for improving the conflictological literacy of educa-tional workers. Conflictological competence is considered as an inherent component of professional training, the concept “competence ” and its levels, the structure of con-flictological competence of a teacher have been analyzed.

Keywords: teacher’s professional training, competence, competence approach, conflictological competence, conflictological culture.

В настоящее время социально-экономические условия, развитие конкуренции на рынке труда предъявляют повышенные требования к профессиональному уровню выпускаемых специалистов. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов позволяет по-новому взглянуть на проблему качества подготовки специалистов. Складывается определенная система взаимодействия образовательного учреждения с институтами рынка труда, органами власти, общественными организациями, которое основано на реализации всех его сторон. В современном обществе возрастает роль психологических знаний педагога в связи с процессами демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, а также в связи с повышением требований к качеству образования. Специфика трудовой деятельности современных работников отечественной системы образования определяет условия, методы и средства формирования конфликтологической компетентности педагога. Сама профессиональная деятельность так же как бы задает направление

развитию личности. Отрицательным моментом при этом становится возможность появления так называемых профессиональных деформаций личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения огрубляются и переносятся вовне, осложняя взаимодействие человека с другими людьми. Наиболее известны выявленные психологами профессиональные деформации личности учителя: авторитарность, категоричность суждений, назидательная манера общения. Следовательно, профессия способна воздействовать на структурные и функциональные свойства личности. Для выявления особенностей влияния профессиональной деятельности на личность педагога важно теоретически и эмпирически исследовать этот процесс. Макс Вебер в своих работах отмечал, что «тип профессий человек-человек (к которому, несомненно, относится педагогическая деятельность) предполагает наличие не только личностных качеств, необходимых для разрешения противоречий, но и таких умений и навыков, которые позволили бы предупредить, избежать конфликт, а если это невозможно, то минимизировать его последствия» [1].

В настоящее время конфликтологическая компетентность педагога является обязательным условием успешного выполнения профессиональных обязанностей и одним из важнейших показателей его психологической подготовки.

Однако при определенной разработанности вопросов подготовки будущих педагогов к разрешению различного рода конфликтов в современных исследованиях на должном уровне не представлены работы, отражающие целостную систему формирования конфликтологической компетентности в условиях высшего профессионального педагогического образования. В то же время следует отметить, что демократизация отечественного образовательного процесса, рост национального самосознания народов РФ обострили противоречия между потребностью и недостатком научных исследований, отражающих конфликтогенный потенциал современного образовательного поликультурного пространства и обосновывающих методы его минимизации. Сложившиеся противоречия вызывают необходимость исследования процесса формирования конфликтологической компетентности в системе профессионального педагогического образования, определения оптимальных психологических условий.

Компетентность - понятие многоуровневое. Её уровни - это восходящие ступени, качественные состояния, выделяемые и сопоставляемые по критерию качества имеющихся знаний, умений и профессиональных способностей. Уровни компетентности могут быть охарактеризованы исходя из общих представлений об уровнях познания и осмысления реалий, сопряженных с процессом профессиональной деятельности. В настоящее время набольшее распространение получила четырехуровневая классификация компетентности: допрофессиональный уровень, основанный на бытовом сознании и житейском опыте; теоретический уровень, основанный на понимании как результате освоения информации из соответствующей области знания; эмпирический уровень, основанный на опыте и наблюдении; креативный уровень, достигнутый в результате освоения теоретических знаний и практического опыта.

Конфликтологическую компетентность необходимо рассматривать как информационнорегуляторную подсистему профессионализма, связанную со следующей системой знаний:

- знания о причинах возникновения конфликта и закономерностях его развития;

- знания о поведении, общении и деятельности оппонентов в конфликтном противоборстве;

- знания психологических характеристик конфликтной личности.

Помимо знаний, составляющих гностический компонент, информационно-регуляторная подсистема профессионализма включает в себя умения регулировать процессы профессионального взаимодействия (общения, коллективной деятельности, взаимоотношения между субъектами образовательного процесса), преобразовывать конфликтогенные ситуации, направлять их в конструктивное русло, разрешать возникающие в процессе педагогической деятельности конфликты различных уровней и минимизировать их последствия.

Конфликтологическая компетентность педагога является составной частью конфликтологической культуры личности, которая выполняет ряд функций, позволяющих определить ее значимость в общей профессиональной культуре различных специалистов, деятельность которых зачастую осуществляется в конфликтогенной среде. К базовым функциям конфликтологической культуры Н.В. Самсонова относит следующие:

- описательная, заключающаяся в том, что данная категория позволяет обеспечить одинаковое понимание конфликтологической культуры специалиста как педагогического явления;

- объяснительная функция данной категории состоит в том, что она раскрывает генезис формирования конфликтологической культуры - от отдельных конфликтологических свойств личности и качеств до интегративных составляющих и становлению целостной конфликтологической культуры;

- прогнозирующая функция состоит в том, что она отражает современный образ специалиста, реализующего свои профессиональные функции в конфликтологической среде. Такой специалист характеризуется наличием конфликтогенных свойств и качеств, которые обеспечивают ему конфликтную позицию управляющего развитием конфликта и его элементов, самоуправляемого в нем. Будущий специалист уже в процессе конфликтологической подготовки должен научиться адекватно оценивать свои возможности во взаимодействии с педагогами и сокурсниками, прогнозировать развитие этих отношений, принимать управленческие решения, вырабатывать конструктивную конфликтологическую позицию, реализовывать конфликтные стратегии;

- методологическая функциональная позиция предполагает развитие целостной конфликтологической культуры специалиста, включающей гармоничное развитие конфликтологических свойств и качеств и проявление их во всех конфликтологических процессах применительно к различным типам конфликтных ситуаций и конфликтов, ко всем субъектам профессиональной деятельности;

- преобразующая функция категории конфликтологической культуры обусловлена ориентацией на внимание к интерпсихическому уровню регулирования конфликтной ситуации, обеспечивающему развитие целостной конфликтологической культуры личности [2].

Помимо основных функций конфликтологической культуры, которые определяют и функции всех ее подструктурных компонентов (конфликтологическая компетентность и конфликтологическая готовность), правомерно выделить следующие:

- гармонизация взаимоотношений субъектов профессиональной деятельности, согласование их взаимных действий;

- обеспечение эффективной профессиональной деятельности в условиях конфликта;

- преобразование конфликтогенной профессиональной ситуации с целью предупреждения последующих конфликтов [3].

Профессиональная деятельность может быть представлена через понимание взаимодействия, где в диалектическом единстве сосуществуют и совместные действия, и общение, и взаимоотношения. При этом, конфликтологическая культура и её основные функции также проявляются и в совместной деятельности, и в общении, и во взаимодействии. Следовательно, являясь структурным компонентом конфликтологической культуры, конфликтологическая компетентность становится базовым компонентом в современной системе профессиональной подготовки педагога, так как определяет личностное и профессиональное развитие студентов педагогических направлений, а также профессионально значимые качества специалиста.

Говоря о формировании конфликтологической компетентности педагога, мы должны исходить из того, что она обеспечивается наличием соответствующей структуры личности, адекватной данной профессиональной роли. Если структура личности не соответствует структуре

профессиональной роли, то выполнение педагогических функций в целом и такой важной функции, как минимизация конфликтогенного потенциала в образовательном пространстве, в частности, будет затруднено. Именно поэтому выявление структурных и функциональных свойств личности, в наибольшей степени соответствующих характеру той или иной профессиональной деятельности, является важной задачей не только на этапе выбора специальности, но и на этапе профессионального совершенствования.

Таким образом, процесс формирования конфликтологической компетентности педагогов тесно связан с личностным становлением и развитием, поэтому психологическую подготовку работников образования в системе высшей школы следует рассматривать лишь как один из этапов данного процесса. Этот процесс начинается с детства и продолжается на протяжении всей сознательной учебной и трудовой деятельности. Одним из структурных компонентов конфликтологической компетентности является осознанность выбора сферы деятельности, которая опирается на самостоятельный поиск смысла выполняемой работы в конкретной педагогической ситуации. Поэтому в основе конфликтологической компетентности лежит личностная и профессиональная самоидентификация педагога.

Конфликтологическая компетентность тесно переплетена с различными видами компетентностей, необходимыми для реализации профессиональной деятельности педагога в современном образовательном пространстве. Связи конфликтологической компетентности педагога с другими видами профессиональной и личностной компетентностей отражены на рисунке №1.

Конфликтологическая компетентность педагога характеризуется как способность к творческому и оригинальному подходу в решении профессиональных задач в конфликтногенной среде, позволяющая гармонизировать взаимоотношения субъектов образовательной деятельности, обеспечить эффективность профессиональной деятельности и профессионального становления.

Специалист, обладающий достаточным уровнем конфликтологической компетентности, готов осуществлять конструктивное профессиональное взаимодействие.

Рис. 1. Логическая связь различных видов компетентностей современного педагога

Таким образом, конфликтологическая компетентность - это высшая степень готовности к профессиональному взаимодействию в конфликтногенной среде, представляющая собой системное, многокомпонентное образование профессионально важных, социально-психологических, операциональных и поведенческих особенностей педагога, способствующее конструктивному разрешению конфликтов между субъектами образовательного пространства в условиях взаимодействия.

В заключение отметим, что реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании позволяет осуществить подготовку конкурентоспособного специалиста, способного

осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с внутригосударственными и мировыми стандартами, обладающего высоким уровнем, профессионально ценностными ориентациями, конфликтологическими, общекультурными и профессиональными компетенциями, готового к постоянному личностному и профессиональному росту. В полной мере реализовать компетентностный подход при подготовке будущих педагогов, возможно при условии углубления и расширения видов компетенций, их конкретизации, а также адаптации к требованиям педагогической сферы, общества. Конечный результат формирования компетентного специалиста в образования определяется уровнем развития культуры личности и в конечном итоге самого общества.

Литература:

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Вебер М. Избранные произведения; пер. А.Ф. Филиппова. Москва: Прогресс, 1999. С. 707-735.

2. Самсонова Н.В. Формирование конфликтологической культуры специалиста. Калининград, 2003. 47 с.

3. Самсонова Н.В. Конфликтологическая компетентность специалиста // Век XXI и культура. Казань: Изд-во КГТУ, 2000. С. 37-39..

References:

1. Weber M. Science as a calling and profession/Weber M. Selected works; transl. by A.F. Filippov. Moscow: Progress, 1999. P. 707-735.

2. Samsonova N.V. Formation of a conflictological culture of an expert. Kaliningrad, 2003. 47p.

3. Samsonova N. V. Conflictological competence of an expert// XXI century and culture. Kazan: Publishing house of KSTU, 2000. Page 37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.