Научная статья на тему 'Конфессиональная журналистика как средство формирования нравственных ориентиров молодежной аудитории Поволжского региона'

Конфессиональная журналистика как средство формирования нравственных ориентиров молодежной аудитории Поволжского региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
888
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонова В. И.

В статье аргументируются предметно-функциональная сущность конфессиональных СМИ, их роль в процессе формирования нравственных ориентиров региональной молодежной аудитории. Выявляется современная инфраструктурная типология религиозной прессы, функционирующей в стране и некоторых субъектах Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Confessional Journalism as a Means of Forming Moral Guidelines for the Youth of the Povolzhsky Region

In the article the author gives some arguments to the favor of the object-functional concept of confessional journalism, its role in the process of forming moral guidelines for the youth. The article reveals the typology of religious press in the country and compares it with those in some regions of Russia

Текст научной работы на тему «Конфессиональная журналистика как средство формирования нравственных ориентиров молодежной аудитории Поволжского региона»

течение 5 лет, к концу 11-го класса из 1 267 подростков экспериментальных классов городских и сельских школ 78 % учащихся имели высокий уровень воспитанности, 22 % — средний. Ни у одного ученика не был выявлен низкий уровень

воспитанности. Это свидетельствует о том, что примененные педагогами формы и методы воспитательной работы оказались оправданными и эффективными, способствовали формированию у подростков нравственной устойчивости.

Поступила 08.02.06.

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ ПОВОЛЖСКОГО РЕГИОНА

В. И. Антонова, доцент кафедры теории и практики региональной журналистики МГУ нм. Н. 77. Огарева

В статье аргументируются предметно-функциональная сущность конфессиональных СМИ, их роль в процессе формирования нравственных ориентиров региональной молодежной аудитории. Выявляется современная инфраструктурная типология религиозной прессы, функционирующей в стране и некоторых субъектах Российской Федерации.

Сегодня не требует доказательства тот факт, что СМИ являются разновидностью идеолого-практической деятельности по внедрению в массовое сознание оценок текущих общественно значимых явлений. Конфессиональная журналистика выражает данные оценки прежде всего с нравственных мировоззренческих позиций различных вероучений. В конфессиональной прессе как сегменте системы полифонических коммуникативных средств массовой информации России получает освещение комплекс вопросов, связанных с культурой, экономикой, различными научными проектами и социально-политическими прогнозами в обществе, а также с духовным и нравственным его состоянием. В общем понимании задачами конфессиональной журналистики являются приобщение аудитории к категориальным принципам определенной религии, рассмотрение совокупности вопросов культурного, нравственного, социального, национального, экономического характера на основе конкретных религиозных традиций. В более узком понимании ее функционирование

предполагает всестороннее, последовательное освещение религиозных критериев культурного, нравственного воспитания как общероссийского, так и регионального масштабов.

К современным религиозным проблемам, существующим в России, можно отнести секуляризацию общества, возрастание бездуховности массового сознания, принижение роли религиозных институтов. Конфессиональная пресса, функционирующая на территории современного Российского государства, дифференцированного на субъекты федерации, является одним из факторов, способствующих решению этих проблем.

Российская конфессиональная печать, отвергнутая тоталитарным государством в начале прошлого столетия, а сегодня находящаяся на стадии постна-тального возрождения, заявляет о себе в современных средствах массовой коммуникации как глобальная кумулятивная автономия, содействующая формированию категориальных нравственных позиций молодого поколения страны. Молодежная аудитория СМИ Поволжского ре-© В. И. Антонова, 2006

гиона, пока еще неосознанно руководствуясь нравственными принципами духовного возрождения, не имеет полного представления об этимологической сущности соответствующих интроспективным мироощущениям населения конфессий, их взаимосвязи, исторической взаимообусловленности.

Россия — страна поликонфессио-нальная. На ее территории функционируют печатные органы традиционных для России конфессий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма. Сегодня заявляют

о себе издания католиков, протестантов и пр. Собственные печатные средства информации имеют также нетрадиционные религиозные организации: Свидетели Иеговы, Общество сознания Кришны, мормоны и т. д. Помимо церковных периодических изданий, учредителями и издателями которых являются те или иные церковные учреждения, газеты и журналы религиозного содержания издаются всевозможными общественно-политическими, общественно-религиозными движениями, фондами, нередко частными лицами.

Следует отметить, что развитие периодической печати тех или иных конфессий во многом определяется положением, официальным статусом соответствующей церкви в государстве и в обществе. Русская православная церковь (РПЦ) хотя и не является государственной, обладает несомненными преимуществами перед другими российскими конфессиональными организациями, что отражается как на объемах выпускаемой печатной продукции, так и на типологическом разнообразии изданий. Россия — признанный во всем мире центр православия, в ней год от года укрепляется позиция Русской православной церкви во главе с патриархом и управляющей структурой в лице Московского патриархата. Четко сконструирована вся система РПЦ. В соответствии с данной организационной структурой развивается и церковная печать, в сущности своей сохраняющая иерархический принцип: из-

дания Московского патриархата, издания митрополий и епархиальных управлений, издания монастырей, отдельных храмов, религиозных учебных заведений и т. д.

Среди многочисленных изданий, представляющих и поддерживающих РПЦ, особое место занимает ее официальная периодическая печать. Так, издательский отдел Московского патриархата выпускает официальный орган Русской православной церкви — ежемесячный «Журнал Московской Патриархии», а также газеты «Московский церковный вестник» (некоторое время претендовавшую на роль массовой общецерковной газеты, но этого статуса так пока и не достигшую), «Православная беседа», «Семейная православная газета», «Православный патриот», распространяющиеся не только в розницу, но и по подписке.

Мусульманская печать, являющаяся менее изученной областью в теории российской журналистики, занимает особое место в конфессиональной периодике России. Она лишь «приживается» в официальной инфраструктуре СМИ. Возрождение исламской журналистики в России в 1980—1990 гг. началось с публикаций материалов в этнорелигиозных изданиях. Затем появились тематические полосы, специальные выпуски, освещающие исламскую тему в различных светских газетах: «Татарские новости» (Москва); «Бугурусланская правда» (Оренбургская область) и др. В конце прошлого века вышел первый номер общероссийской газеты Духовного управления мусульман Европейской части России «Минбар Ислама» («Трибуна Ислама»). В то же время в Уфе возродилось издание газеты «Магълумат» («Хроника») — органа Центрального духовного управления мусульман России. Немало специализированных исламских изданий функционируют в южных регионах страны. По типологическим признакам, содержанию они полностью соответствуют принципам религиозной журналистики. На их полосах публикуются пятничные проповеди священнослужителей, мусуль-

манские календари с указанием времени постов, намазов, сведения о жизнедеятельности знаменитых мусульман. Сегодня на информационном рынке страны представлены многочисленные средства информации, учрежденные и изданные мечетями, общественными мусульманскими организациями, религиозными обществами.

По данным Госкомстата России на

1 января 2003 г. в Российской Федерации было зарегистрировано примерно 21 450 религиозных организаций. В это число вошли 450 централизованных религиозных организаций; 20 214 местных, 142 духовных образовательных учреждения, 501 монастырь и подворье, 95 религиозных учреждений. По конфессиям, последователями которых являются жители республик Поволжского региона, среди местных религиозных организаций на долю Русской православной церкви приходится 11 299; ислам — 3 467, буддизм— 218. Следует заметить, что на территории этого региона благополучно сосуществуют отличные друг от друга конфессиональные вероисповедания.

Обращаясь к истории взаимоотношений различных конфессий, подчеркнем, что в течение нескольких столетий христиане и мусульмане жили бок о бок на территории Азии, Африки и Европы. Две мировые религии — православие, ислам — долгое время оберегали себя от внешних влияний, свято хранили традиционные формы обрядовости и практику исповедания своих вер. Однако со времен Омейядов и Аббасидов, когда мусульманская цивилизация достигла апогея в своем развитии, начался интенсивный диалог между последователями двух религий.

Весьма содержательным был диалог между мусульманами и православными и в императорской России в XIX в. На каждом историческом этапе главным принципом подобного диалога являлось признание другого таким, каков он есть. Этот принцип не вытекает из Священных Писаний. Он определяется богатством

реальной действительности, многообразием идей и культур народов. Как совершенно справедливо утверждает исследователь Жорж Ходр (Бейрут), имея в виду существование разных конфессий на территории любого государства, «нужно, чтобы каждый из нас признавал права другого и был столь же искренен по отношению к нему, как и по отношению к себе — продукту определенной религии и определенной культуры. Искреннее общение — ключ к дружбе»1.

Чувства религиозной принадлежности молодежной аудитории Поволжья обусловлены прежде всего национальной принадлежностью. Сегодня, как никогда, национальный менталитет обеспечивает национальное самосохранение, межнациональную солидарность и традиционность жизнедеятельности всего общества. Менталитет народов региона, способствующий относительной стабильности сосуществования разных наций и народностей, обеспечивает традиционность жизни и деятельности социальной общности, чувство групповой солидарности, ценностное единство, а возникающее под влиянием менталитета различие «мы — они» обусловливает поведение, направленное на самосохранение региональной общности. Среди факторов, формирующих менталитет какой-либо социальной общности (в данном случае — населения административно-территориального региона Поволжья), выделяются следующие: естественно-географические, социально-экономические, идеологические.

Одним из факторов, формирующих менталитет аудитории, служит господствующая на территории конкретной республики религия. Под ее влиянием складываются нравственные ценности, отношение к власти, к другой нации, к другой религии, отношение к отдельно взятому человеку. Правомерно высказывание

С. П. Дырина, исследующего проблемы единства и этнокультурного разнообразия, о том, что «выражением сущности менталитета любого народа является духовность, общественность, коллекти-

визм»1. Духовность, как и другие характеристики менталитета, означает стремление отдельной личности выходить за рамки собственной жизни для достижения высших, общих целей и задач. Конкретными проявлениями духовности выступают стремление к высокодуховным ценностям, терпение, самопожертвование, интернационализм. Конфессиональная пресса, как никакое другое средство информации, влияет на формирование нравственных ориентиров молодежной аудитории.

В современной статистике нет точных данных о принадлежности жителей республик Поволжского региона к каким-либо конфессиональным направлениям. Религия — дело частное и добровольное. Только от мироощущения конкретного человека зависит, приверженцем какой конфессии он является. И поскольку религиозная периодика не каталогизирована, исследовать издания религиозной направленности можно лишь на основе данных об этническом составе населения в каждой из республик. В данном случае, учитывая принадлежность аудитории к какой-либо национальности и тому или иному религиозному вектору, выделяем потенциальную и фактическую аудитории конфессиональных СМИ. Под потенциальной аудиторией понимается процент населения какой-либо конкретной нации от общего количественного состава населения республики. Составляющие этот процент люди могут являться последователями религии своей национальности по собственному желанию, а могут не являться ими. Фактическая аудитория — это часть населения, которую составляют приверженцы конкретной религии, регулярно выписывающие либо приобретающие религиозные издания той или иной конфессиональной линии. Так, например, если в Мордовии русские в общей численности населения занимают 60,8 %, а мордва — 32,6 %, то, следовательно, около 90 % населения республики — потенциальная аудитория христианских изданий. А чис-

ло подписчиков на религиозные издания («Епархиальные ведомости» и др.) будет доказательной парадигмой фактической аудитории. Татар в Мордовии проживает 4,95 %, это означает, что данный процент населения (условно) проповедует ислам.

В других республиках Поволжья этническая, а следовательно, и конфессиональная картина более разнородная. Например, в Республике Башкортостан русские в общем количестве населения составляют 39,3 %, башкиры — 21,9, татары — 28,4, чуваши — 3,0, марийцы — 2,7, калмыки — 0,8 %. Соответственно жители данной республики проповедуют христианство, ислам, буддизм.

К сожалению, мы не располагаем данными о числе читателей религиозных изданий; подобная периодика часто носит продолжающийся характер (номер издается по мере накопления материала, стихийно), распространяется, как правило, в свободной продаже — в церквах, храмах, мечетях и пр. Многие религиозные печатные органы издаются на базе приходов, что также усложняет их систематизацию. Тем не менее в каталоге «Газеты и журналы России» за 2004 г. зафиксированы некоторые религиознопросветительские газеты, журналы и альманахи.

Несомненно, наиболее верующей аудиторией являются мусульмане. Магометанство — одна из древнейших конфессий; заповеди данного учения особенно усердно чтятся и хранятся жителями мусульманских республик. Религиозные приоритеты газет и журналов наиболее ярко выражены в исламских изданиях Татарии. Например, из общего числа печатных периодических и продолжающихся изданий республики более 40 в 13 регулярно освещаются вопросы и проблемы мусульманской веры, ислама. Это газеты «Татар иле» (этно-конфессиональ-ные темы), «Ислам нуры», «Вера», «Тэр-бия», «Дин вэ йола», «Дин вэ мэгыйшэт», «Иман / Вера»; журналы: «Мусульманский мир», «Моселман календаре»,

«Иман нуры», «Дини календарь», «Корь-ен китабы», «Наши соотечественники / Ватандашлар» и др. Интересно, что наравне с вопросами религии в этих СМИ отображаются и светские проблемы: бытовые, культурные, молодежные, женские вопросы; анализируются проблемы стариков, детей и инвалидов. Так, в журнале «Наши соотечественники / Ватандашлар» (5—11 ноября 2001 г.) содержится разнообразная информация: о книжной культуре литовских татар, об исламе и терроризме, о плюсах и минусах латинского алфавита, уроках татарского языка, об исламе в России и др.

В Республике Мордовия издается религиозная (православная) газета «Воскресенье» и журнал «Саранские епархиальные ведомости», на страницах которого публикуются проповеди, поучения монахов, чтения, послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия И, жития святых, служения. Здесь представлена также религиозная философия, духовная поэзия, беллетристика. В Чувашии к разряду религиознопросветительской журналистики принадлежит газета «Православная Чувашия», на полосах которой находят место не только религиозные, познавательные вопросы, но и светские проблемы. Менее выражена конфессиональная периодика в республиках Башкортостан, Марий Эл.

Очевидно, что в функционировании религиозных СМИ существуют немалые проблемы. Одной их основных причин «недостаточности», «недораспространен-ности» конфессиональной прессы на

уровне Поволжского региона является кадровый вопрос. Освещение религиозных тем доверить можно не всякому, а лишь высокообразованному журналисту, богослову, нравственные идеалы которого чисты, репутация безупречна. И хотя тип конфессиональных изданий еще полностью не сложился, как не укоренились пока в журналистике региона понятия «православная периодика», «исламская периодика», религиозные издания, поступающие в розничную продажу, постепенно входят в дома читателей, увеличивая тем самым свой ареал распространения.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, наблюдается процесс религиозного ренессанса. Представители всех религий активно участвуют в созидательных процессах, собирая значительные аудитории молодежи регионов страны. В средствах массовой коммуникации представители различных религий стремятся к аналитическому диалогу с молодежной аудиторией, взаимопониманию, осознавая, насколько это необходимо для культурного, нравственного выживания формирующегося поколения различных наций и народностей России, их сохранения и благополучия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1ХодрЖ. Христианско-мусульманский диалог: реальность и вадежда / Ж. Ходр // Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений : материалы VI Междунар. симп. 5—6 июня 2001 г. Н. Новгород, 2001. С, 33—34.

г Дырин С. П. О содержании понятия «менталитет социальной общности» / С. П. Дырин // Там же. С. 115.

Поступила 13.02.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.