Научная статья на тему 'Конфессиональная толерантность в исламе на примере Узбекистана'

Конфессиональная толерантность в исламе на примере Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1024
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOLERANCE / IDEA / ISLAM / RELIGION / CIVILIZATION / MENTALITY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИДЕЯ / ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кулуева Флора Гайнитдиновна

В статье говорится, что толерантность признак цивилизованности, высокой духовности и культуры. Следует напомнить, что терпимость является самым главным идеалом ислама, и ислам всегда констатировал и подтверждал факт сосуществования разных цивилизаций, религий, народов и культур. Для искоренения исламофобии необходимо разъяснять суть ислама как религии мира, добра и терпимости ислам религия веротерпимости, истоки которой берут начало в Коране и жизненной практике Пророка Мухаммада. Толерантное отношение к инакомыслию не является тезисом, привнесённым в ислам из других вероучений и идеологий. Это не дань западной демократии, признающей плюрализм мнений в его самых крайних проявлениях. Мусульмане уважительно относятся к последователям различных конфессий, потому что общественные отношения в исламе строятся лишь на принципе справедливости и милосердия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная толерантность в исламе на примере Узбекистана»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

CONFESSIONAL TOLERANCE IN ISLAM ON THE EXAMPLE

OF UZBEKISTAN Kuluyeva F.G. (Republic of Uzbekistan) Email: Kuluyeva443@scientifictext.ru

Kuluyeva Flora Gainitdinovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND NATIONAL IDEA, FACULTY OF SOCIAL AND HUMAN SCIENCES, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article says that tolerance is a sign of civilization, high spirituality and culture. It should be recalled that tolerance is the main ideal of Islam, and Islam has always stated and confirmed the fact of the coexistence of different civilizations, religions, peoples and cultures. To eradicate Islamophobia, it is necessary to clarify the essence of Islam as a religion of peace, goodness and tolerance Islam is a religion of toleration, the origins of which originate in the Quran and the life practice of the Prophet Muhammad. A tolerant attitude toward dissent is not a thesis introduced into Islam from other creeds and ideologies. This is not a tribute to Western democracy, which recognizes pluralism of opinions in its most extreme forms. Muslims respect the followers of various faiths because social relations in Islam are based only on the principle of justice and mercy. Keywords: tolerance, idea, Islam, religion, civilization, mentality.

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ИСЛАМЕ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА Кулуева Ф.Г. (Республика Узбекистан)

Кулуева Флора Гайнитдиновна - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и национальной идеи, факультет социально-гуманитарных наук, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится, что толерантность - признак цивилизованности, высокой духовности и культуры. Следует напомнить, что терпимость является самым главным идеалом ислама, и ислам всегда констатировал и подтверждал факт сосуществования разных цивилизаций, религий, народов и культур. Для искоренения исламофобии необходимо разъяснять суть ислама как религии мира, добра и терпимости ислам — религия веротерпимости, истоки которой берут начало в Коране и жизненной практике Пророка Мухаммада. Толерантное отношение к инакомыслию не является тезисом, привнесённым в ислам из других вероучений и идеологий. Это не дань западной демократии, признающей плюрализм мнений в его самых крайних проявлениях. Мусульмане уважительно относятся к последователям различных конфессий, потому что общественные отношения в исламе строятся лишь на принципе справедливости и милосердия.

Ключевые слова: толерантность, идея, ислам, религия, цивилизация, менталитет.

Развитие каждой страны, ее место в мировом сообществе в первую очередь определяет то, насколько прочны в ней мир и согласие, крепок дух толерантности. Политика Узбекистана, являющегося одним из центров исламской культуры, строится, прежде всего, на основах межрелигиозного и межнационального согласия. Уважение к другим культурам, языкам, верованиям и традициям на протяжении многих веков передается как духовная ценность от поколения к поколению. Толерантность, в своем

широком смысле, имеет несколько аспектов. Из них имеет особое значение религиозный. Межрелигиозная толерантность в нашем крае имеет многовековую историю, то есть она для Узбекистана глубокая традиция.

Важный источник мирного сосуществования наций и национальностей на земле Узбекистана основывается на особом менталитете узбекского народа. Что же лежит в основе специфических особенностей менталитета народа? Это, прежде всего, исторический опыт народа, сложившийся на протяжении веков, система обычаев, традиций.

Нужно отметить, что большинство народа Узбекистана на первое место ставит не своё личное благополучие, а заботу о здоровье и благосостоянии своей семьи, родственников, близких и соседей. Это высшая духовная ценность человека. Наш народ никогда не ставил себя выше других народов, проявлял по отношению к другим нациям, представителям других конфессий должное уважение.

Данная черта менталитета узбекистанцев формировалась на протяжении многих веков, когда на древней и благодатной земле Узбекистана жили представители самобытных культур и цивилизаций, что способствовало формированию особого менталитета нашего народа, отличающегося добротой, миролюбием, открытостью, широтой и щедростью души.

В последние годы СМИ пытаются навязать стереотип религиозной интолерантности в исламе. Исламофобия представляет собой крайне опасное явление, способствующее укреплению мифа об исламе как о религии, ставшей идеальной почвой для терроризма.

Для искоренения исламофобии необходимо разъяснять суть ислама как религии мира, добра и терпимости Ислам — религия веротерпимости, истоки которой берут начало в Коране и жизненной практике Пророка Мухаммада. Толерантное отношение к инакомыслию не является тезисом, привнесённым в ислам из других вероучений и идеологий. Это не дань западной демократии, признающей плюрализм мнений в его самых крайних проявлениях. Мусульмане уважительно относятся к последователям различных конфессий потому, что общественные отношения в исламе строятся лишь на принципе справедливости и милосердия.

Ислам утверждает, что все религии имеют общий источник - религию Авраама - и делает принятие ее нравственно обязательным для добросовестных последователей Моисея, Христа и Мухаммада. Мухаммад решительно отклоняет от себя притязание быть первым провозвестником ислама. «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее«.

Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует.

Терпимость, как основа межкультурного и межконфессионального диалога, фундамент толерантного общества, всегда занимала ключевое место в исламском политическом мировоззрении.

Ислам рассматривает свободу вероисповедания как неотъемлемое право человека, обладающего сознанием и волей. Толерантность мусульманской религии по отношению к иноверцам доказывает тот факт, что в арабском халифате, так же как и в Османской империи, отношение к немусульманам было довольно терпимым. Республика Узбекистан является суверенным демократическим государством светского характера. Данное понимание закреплено в основном законе государства - Конституции Республики Узбекистан, где сказано: «Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений» (ст. 61).

В Конституции также определено, что «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения» (ст. 18), «Свобода совести гарантируется для всех. Каждый

имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов» (ст. 31).

Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», принятый 1 мая 1998 года, является основным нормативно-правовым документом регулирования взаимоотношений с религиозными организациями в Республике Узбекистан. Данный закон развивает и уточняет конституционные нормы о свободе совести и религиозных организациях.

На территории республики свою деятельность проводят 2238 религиозных организаций, относящиеся к 16 различным конфессиям, из них 157 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, одно общество кришнаитов, один буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана. Верующие свободно отмечают свои религиозные праздники. Ежегодно все более масштабно празднуются «Курбан-хаит« и «Рамадан-хаит» - у мусульман, «Пасха» и «Рождество» - у христиан, «Пейсах», «Пурим» и «Ханука» - у иудеев. В дни религиозных праздников представители различных конфессий взаимно посещают друг друга и принимают участие в их праздновании.

Каждый год верующие совершают паломничество к святым местам - мусульмане в Саудовскую Аравию, христиане - в Россию, Грецию и Израиль, иудеи - в Израиль. Более 90 процентов населения республики исповедует ислам, около 4 процентов — православие, остальные являются представителями других конфессий. Для гармонизации взаимоотношений государства и религий при правительстве республики функционирует специальный орган — Комитет по делам религий. Система религиозного обучения в Узбекистане включает в себя Ташкентский исламский институт, 9 медресе, православную и протестантскую семинарии. Все эти учебные заведения воспитывают духовно богатое поколение в духе межрелигиозного и национального согласия, межконфессиональной толерантности. На базе Исламской академии Узбекистана и Ташкентского исламского университета создана Международная исламская академия Узбекистана.

В Самарканде функционирует Международный центр Имама Бухари. За годы независимости были построены и отреставрированы не только мусульманские святыни, но и десятки церквей, синагог и молельных домов. К их числу относятся православные храмы в Ташкенте, Самарканде, Навои, католический костел и буддийский храм в Ташкенте и армяно-апостольская церковь в Самарканде и в Ташкенте.

21 декабря 2017 в ООН была принята по инициативе Узбекистана резолюция «Просвещение и религиозная толерантность» для обеспечения мира, спокойствия и религиозной толерантности. Резолюция подтверждает активную поддержку религиозно-просветительских инициатив Президента Узбекистана Ш. Мирзиеёва, нашим народом и международным сообществом. Резолюция «Просвещение и религиозная толерантность», направленная на решение таких острых на сегодняшний день проблем, волнующих мировое сообщество, как терроризм, экстремизм, насилие, нетерпимость, пропагандирует науку и просвещение, справедливое и толерантное отношение к другим и политику миролюбия.

Список литературы /References

1. Конституция РУз; Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», 2015.

2. Закон РУз «О свободе совести и религиозных организациях». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://products.norma.uz/ (дата обращения: 08.02.2019).

3. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997. С. 80.

4. Мирзиёев Ш.М. Эркин ва фаровон, демократик Узбекистан давлатини мард ва олижаноб халкимиз билан бирга курамиз «Адолат» газетаси. 2016-йил, 16-декабр. № 53 (1117). Б. 2.

5. Коран. Перевод Кулиева. Все суры. Falaq. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ruhttps://quran-online.ru/ (дата обращения: 08.02.2019).

6. Хадис от ибн 'Аббаса, св. хадисов Муслима. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mahalla1.ru/youtube-video/health-and-fitness/dva-kachestva-lyubimye-bogom.php/ (дата обращения: 08.02.2019).

7. Резолюция ООН «Просвещение и религиозная толерантность». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muslim.uz/ (дата обращения: 08.02.2019).

Список литературы на английском языке /References in English

1. Constitution of the Republic of Uzbekistan; Constitution of the Republic of Uzbekistan. T.: «Uzbekistan», 2015.

2. The Law of the Republic of Uzbekistan "On Freedom of Conscience and Religious Organizations". [Electronic resource]. URL: https://products.norma.uz/ (date of acces: 09.02.2019).

3. Karimov and A. Uzbekistan on the threshold of the 21st century: threats to security, conditions and guarantees of progress. Tashkent, 1997. Р. 80.

4. Mirziyoev Sh.M. Erkin wa Faravon, Democratic Uzbekistan, Davlatini Mard Wa Olijanob Chalimim Bilan Birg Kuramiz Adolat Gazette, 2016, December 16 No. 53 (1117). B. 2.

5. Quran. Translation of Kuliev. All suras are Falaq. [Electronic resource]. URL: Ruhttps: //quran-online.ru/ (date of acces: 09.02.2019).

6. Hadith from ibn Abbas, of sv. Muslim Hadith. [Electronic resource]. URL: http://mahalla1.ru/youtube-video/health-and-fitness/dva-kachestva-lyubimyebogom.php/ (date of acces: 09.02.2019).

7. UN Resolution "Enlightenment and Religious Tolerance". [Electronic resource]. URL: http://muslim.uz/ (date of acces: 09.02.2019).

TERRORISM IS A SOCIAL PHENOMENON, NOT A RELIGIOUS Rasulova M.A. (Republic of Uzbekistan) Email: Rasulova443@scientifictext.ru

Rasulova Madina Askhatovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND THE NATIONAL IDEA, FACULTY OF SOCIAL AND HUMAN SCIENCES, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article says that today terrorism is comparable to a well-thought-out business. He has neither religion, nor a nation, only lowly goals — power, huge money, power, and heightened fear of humanity. And the zombie young people with subversive belts, who are inspired by the thought of the need for the honorable death of a shahid, cannot be equated with the adherents of the Islamic religion. Terrorism, as a specific phenomenon of social and political life, has its long history, without knowledge of which it is difficult to understand the sources and basic concepts of terrorism.

Terrorism is a constant companion of mankind. As early as the 1st century AD, a sexton of the Sikarii acted in Judea (Sika - a dagger or a short sword), which destroyed representatives of the Jewish nobility who collaborated with the Romans. Keywords: terrorism, fear, power, humanity, history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.