Научная статья на тему 'Конференция «Ананьевские чтения-2013 - психология в здравоохранении»: продолжение традиций'

Конференция «Ананьевские чтения-2013 - психология в здравоохранении»: продолжение традиций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / INTERNATIONAL CONFERENCE / "АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ" / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH PSYCHOLOGY / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / CLINICAL PSYCHOLOGY / ПСИХОСОМАТИКА / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / SOCIALLY SIGNIFICANT DISEASES / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ЗДОРОВЬЕ ПРОФЕССИОНАЛА / PROFESSIONAL HEALTH / ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ / AGE-RELATED ASPECTS / "ANANIEV READINGS" / PSYCHOSOMATIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щелкова Ольга Юрьевна

Статья посвящена итогам международной научной конференции «Ананьевские чтения», проходившей 22-24 октября 2013 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В работе конференции приняли участие более 500 человек из различных городов России и пяти зарубежных стран. Состоялись два пленарных заседания, заседания тринадцати секций, шесть круглых столов, вечерняя лекция, мастер-класс, встреча выпускников факультета психологии 1973 г. Название конференции «Психология в здравоохранении» задало основной вектор ее работы: обсуждались психологические аспекты поддержания и охраны психического и физического здоровья человека, профилактика состояний психической дезадаптации, невротических и психосоматических расстройств, саморазрушающих форм поведения и социально значимых заболеваний. Эти вопросы рассматривались в контексте современной биопсихосоциальной и адаптационной модели здоровья человека и затрагивали различные возрастные, профессиональные, социальные группы населения. Научная программа конференции позволила проанализировать современное состояние и внести существенный вклад в определение перспектив развития психологии здоровья, клинической психологии и психофизиологии, современной психологии в целом на основе изучения отечественного и зарубежного опыта. Были сформулированы задачи, стоящие перед психологами в новых, динамически меняющихся общественных условиях современной России, подчеркнута важность интеграции в этих условиях теоретического и практического психологического знания, междисциплинарных и международных исследований. Библиогр. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щелкова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANANIEV READINGS-2013 - PSYCHOLOGY IN HEALTH CARE: CONTINUING THE TRADITIONS

The article is devoted to the results of the international scientific conference entitled “Ananiev readings”, which was held at Saint-Petersburg State University Department of Psychology on October 22-24, 2013. The conference was attended by more than 500 people from different cities of Russia and 5 foreign countries. It had 2 plenary sessions, 13 section meetings, 6 round-table discussions, an evening lecture, a master class, a meeting of St.-Petersburg State University Department of Psychology 1973 graduates. The name of the conference “Psychology in Health Care” defined the main direction of its work: psychological aspects of maintaining and protecting mental and physical health, the prevention of mental maladjustment states, neurotic and psychosomatic disorders, self-destructive forms of behavior and socially significant diseases. These aspects have been considered in the context of modern biopsychosocial and adaptational model of human health and concerned different age, professional and social groups. Th e scientific program of the conference allowed to analyze the current situation and make a significant contribution in determining the prospects for development of health psychology, clinical psychology, psychophysiology and modern psychology in general, based on the study of Russian and foreign experience. The main tasks facing psychologists under new, dynamically changing social conditions of modern Russia were defined and the importance of integrating these conditions, theoretical and practical psychological knowledge, interdisciplinary and international research was emphasized. Refs1.

Текст научной работы на тему «Конференция «Ананьевские чтения-2013 - психология в здравоохранении»: продолжение традиций»

2014 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 16 Вып. 2

КОНФЕРЕНЦИЯ «АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2013 — ПСИХОЛОГИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

УДК 159.9 О. Ю. Щелкова

КОНФЕРЕНЦИЯ «АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2013 —

ПСИХОЛОГИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»: ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ*

Статья посвящена итогам международной научной конференции «Ананьевские чтения», проходившей 22-24 октября 2013 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В работе конференции приняли участие более 500 человек из различных городов России и пяти зарубежных стран. Состоялись два пленарных заседания, заседания тринадцати секций, шесть круглых столов, вечерняя лекция, мастер-класс, встреча выпускников факультета психологии 1973 г.

Название конференции — «Психология в здравоохранении» — задало основной вектор ее работы: обсуждались психологические аспекты поддержания и охраны психического и физического здоровья человека, профилактика состояний психической дезадаптации, невротических и психосоматических расстройств, саморазрушающих форм поведения и социально значимых заболеваний. Эти вопросы рассматривались в контексте современной биопсихосоциальной и адаптационной модели здоровья человека и затрагивали различные возрастные, профессиональные, социальные группы населения.

Научная программа конференции позволила проанализировать современное состояние и внести существенный вклад в определение перспектив развития психологии здоровья, клинической психологии и психофизиологии, современной психологии в целом на основе изучения отечественного и зарубежного опыта. Были сформулированы задачи, стоящие перед психологами в новых, динамически меняющихся общественных условиях современной России, подчеркнута важность интеграции в этих условиях теоретического и практического психологического знания, междисциплинарных и международных исследований. Библиогр. 1.

Ключевые слова: международная конференция, «Ананьевские чтения», психология здоровья, клиническая психология, психосоматика, социально значимые заболевания, профилактика, здоровье профессионала, возрастные аспекты.

O. Yu. Shchelkova

ANANIEV READINGS-2013 — PSYCHOLOGY IN HEALTH CARE: CONTINUING THE TRADITIONS

The article is devoted to the results of the international scientific conference entitled "Ananiev readings", which was held at Saint-Petersburg State University Department of Psychology on October 22-24, 2013. The conference was attended by more than 500 people from different cities of Russia and 5 foreign

Щелкова Ольга Юрьевна — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; Olga.psy.pu@mail.ru

Shchelkova Olga Yuryevna — Doctor of Psychology, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; Olga.psy.pu@mail.ru

* Автор благодарит научных руководителей и секретарей всех секций и круглых столов конференции за содержательные отчеты, положенные в основу настоящей статьи.

5

countries. It had 2 plenary sessions, 13 section meetings, 6 round-table discussions, an evening lecture, a master class, a meeting of St.-Petersburg State University Department of Psychology 1973 graduates . The name of the conference - "Psychology in Health Care" - defined the main direction of its work: psychological aspects of maintaining and protecting mental and physical health, the prevention of mental maladjustment states, neurotic and psychosomatic disorders, self-destructive forms of behavior and socially significant diseases. These aspects have been considered in the context of modern biopsycho-social and adaptational model of human health and concerned different age, professional and social groups. The scientific program of the conference allowed to analyze the current situation and make a significant contribution in determining the prospects for development of health psychology, clinical psychology, psychophysiology and modern psychology in general, based on the study of Russian and foreign experience. The main tasks facing psychologists under new, dynamically changing social conditions of modern Russia were defined and the importance of integrating these conditions, theoretical and practical psychological knowledge, interdisciplinary and international research was emphasized. Refsl.

Keywords: international conference, "Ananiev Readings", health psychology, clinical psychology, psychosomatic, socially significant diseases, prevention, professional health, age-related aspects.

22-24 октября 2013 г. в стенах Санкт-Петербургского государственного университета состоялась научно-практическая конференция «Ананьевские чтения-2013». Название конференции — «Психология в здравоохранении» — задало основной вектор ее работы: обсуждались психологические аспекты поддержания и охраны психического и физического здоровья человека, профилактика состояний психической дезадаптации, невротических и психосоматических расстройств, саморазрушающих форм поведения. Эти вопросы рассматривались в контексте современной биопсихосоциальной и адаптационной модели здоровья человека.

Открывал пленарное заседание доклад проректора СПбГУ проф. Л. А. Цветковой «Междисциплинарный подход к изучению здоровья», в котором были изложены современные отечественные и зарубежные теории и определения здоровья, показана роль психологических и социальных факторов его сохранения, представлены результаты масштабного лонгитюдного исследования факторов наркотизации студентов вузов, а также верифицированная программа ее профилактики. Эту тему продолжил доклад декана факультета психологии СПбГУ А. В. Шаболтас «Актуальные проблемы психологии здоровья в России», в котором особое внимание уделялось программам профилактики социально значимых заболеваний, был представлен опыт совместных с зарубежными учеными исследований факторов превенции ВИЧ и аддиктивных форм поведения.

Большой интерес вызвал доклад проф. Р. Ж. Мухамедрахимова «Психическое здоровье детей с опытом депривации в раннем детстве», в котором было подробно освещено положение дел в области психического здоровья детей, воспитывающихся вне родительской семьи, а также опыт работы по организации учреждений, изучению детей с опытом ранней депривации и оптимизации здоровья детей из групп социального и медицинского риска. В этом же русле прозвучал доклад Г. Л. Исури-ной «Методология разработки профилактических программ в области здоровья (на примере профилактики ФАС)», в котором были отражены научные подходы к профилактике последствий употребления алкоголя во время беременности для нейро-развития ребенка, представлены результаты научного исследования женщин различных социальных групп, разработанные программы профилактики беременных и тренинговые программы для врачей акушеров-гинекологов.

Вопросы профилактики, выявления и лечения психических и психосоматических расстройств были отражены в докладах проф. С. Л. Соловьевой «Критерии

6

нормы в клинической психологии» и проф. Э. Г. Эйдемиллера «Интеграционные процессы в современной психотерапии: теория и практика». Два сообщения представляли фундаментальную науку, без которой невозможно рассмотрение прикладных вопросов профилактики нарушений и сохранения здоровья населения: это доклад проф. В. Д. Балина «Психофизиологические механизмы формирования психических состояний» и совместный доклад кандидата психол. наук Т. В. Черед-никовой и проф. Л. И. Вассермана «Информационная теория психики Л. М. Веккера и актуальные вопросы нейропсихологии внимания» — дань памяти выдающемуся ученому, профессору Льву Марковичу Веккеру, долгие годы работавшему в стенах Ленинградского государственного университета.

Более детальное обсуждение роли психологии в здравоохранении и медицине состоялось на секционных заседаниях. Заседания шести из тринадцати секций и три круглых стола были непосредственно посвящены этой проблематике; в ходе их работы были заслушаны доклады как ведущих специалистов, так и молодых ученых. На остальных заседаниях обсуждались вопросы, касающиеся поддержания здоровья различных возрастных и профессиональных групп населения, социальных и психологических факторов, определяющих здоровье человека, и факторов риска его нарушений.

В работе секции «Теоретические и практические проблемы клинической психологии» теоретическое направление исследований было представлено в трех докладах. Они были посвящены психологическим аспектам взаимодействия врача и пациентов с позиций ситуационного подхода (В. В. Одинцова, СПбГУ), анализу перфек-ционизма как возможного источника аффективных (тревожных и депрессивных) расстройств (А. С. Проскурня). Особо следует выделить доклад доцента кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена Е. Е. Малковой «Тревога как ресурс адаптивного развития личности (на модели исследования детей и подростков)». Это был обстоятельный научный доклад, в полной мере соответствующий научным критериям и актуальный по своему теоретическому и практическому содержанию. Поисковые эмпирические психологические исследования были представлены в остальных докладах, в которых, в частности, рассматривался риск нарушений психической адаптации у лиц молодого возраста с тенденциями к аддиктивному и суицидальному поведению, а также у матерей подростков с делинквентным поведением — темы весьма актуальные с точки зрения психопрофилактики и психологической помощи.

Доклады, представленные на заседании секции «Природа психосоматического взаимодействия и психология телесности», были распределены по нескольким направлениям, что способствовало активной и плодотворной дискуссии по каждому из докладов. Это следующие направления: теория и методология изучения психосоматического взаимодействия, психогинекология, психокардиология, психодерматология, психоонкология. Сотрудниками СПбГУ была представлена оригинальная модель для изучения психосоматических взаимосвязей у здорового и больного человека, показана ее связь с классическими работами по психосоматике и междисциплинарный характер предлагаемого подхода. Эффективность модели продемонстрирована на примере изучения особенностей психосоматического взаимодействия у женщин, страдающих бесплодием (А. М. Жирков). Близкие подходы были представлены в теоретическом докладе, посвященном психосоматическому взаимодействию при развитии онкологических заболеваний (Е. В. Степанчук). Два доклада

7

были посвящены вопросам психокардиологии (М. В. Яковлева). Оригинальные данные о природе и особенностях психосоматических проявлений нарушения сердечного ритма (Е. Н. Беляева) были дополнены сообщением о личностно-мотива-ционных факторах приверженности лечению после высокотехнологичного лечения ИБС (М. В. Яковлева). Три доклада были посвящены психологии телесности и отношению к смерти в молодом и в пожилом возрасте (В. М. Бызова, Е. А. Сергеева, К. Р. Левченко). Авторами показано, что отношение к своему телу формируется под влиянием как соматических, так и психологических механизмов. Такая взаимосвязь прослеживается на протяжении всей жизни и влияет на отношение человека к смерти. В докладах, посвященных психоонкологии, рассматривались факторы психологического стресса, определяющие качество жизни и эмоциональные нарушения онкологических больных. При этом выделены новые направления изучения когнитивной сферы у онкологических больных. Проблема психодерматологии рассмотрена на примере атопического дерматита (Н. С. Невзорова) и псориаза (Л. В. Куликов). Участники заседания выразили удовлетворение тем, что впервые в программе конференции появилась секция, посвященная вопросам психосоматики и телесности, а также уверенность, что данная секция станет традиционной. В ходе дискуссии отмечен высокий уровень докладов, некоторые из которых уже апробированы на международных конференциях за рубежом, указано на значение рассмотренных вопросов для практической деятельности психологов, совершенствования междисциплинарных учебных программ в области здравоохранения и повышения качества научных исследований здоровья и болезней человека.

В рамках секции «Детская клиническая психология: проблемы и перспективы» — самой значительной по количеству участников и длительности заседаний — были представлены доклады, отражающие два основных направления исследований в этой области: 1) методологические и методические проблемы детской клинической психологии: доклады «Актуальные задачи клинической психологии семьи и детства» (И. М. Никольская), «Современные проблемы психического дизонтогенеза в клинической психологии» (Н. В. Зверева, И. Ф. Рощина), «Принципы психокоррекцион-ной работы с семьей ребенка с отклонением в развитии» (Ю. М. Миланич), а также доклады по проблеме методического обеспечения психологических исследований в детский клинической психологии (А. С. Тысячинюк, С. В. Краюнюков); 2) психологические исследования и психологическая помощь семьям с детьми с нарушениями в развитии: доклады «Проблемы внутрисемейной мотивации и воспитания приемного ребенка» (Л. С. Печникова, Т. Б. Жуйкова), «Программа ранней помощи семьям, воспитывающим детей с церебрально-структурными изменениями» (В. В. Лорер), «Психолого-психиатрическая помощь детям, пережившим высококонфликтный развод родителей» (Горьковая И. А.), «Привязанность. Профилактика нарушений. Музыкальная терапия» (М. Н. Рибаупьере, Германия) и др. Наибольшее внимание в докладах и дискуссии было уделено необходимости междисциплинарного подхода к решению научно-практических проблем данной области, что позволило бы развивать службы ранней помощи ребенку с проблемами в развитии и его семье на основе последних теоретических и эмпирических исследований. Подчеркивалось, что в связи с актуальностью проблем детской клинической психологии и ранней помощи необходимо усиливать обеспечение этого направления научными кадрами и экспериментальным оборудованием, а также методической литературой. Среди

8

теоретико-методологических вопросов обсуждались проблемы сужения предмета детской клинической психологии и недостаточной реализации онтогенетического принципа исследований в этой области; было высказано мнение о целесообразности выделения такого нового направления детской клинической психологии, как клиническая психология семьи детей с проблемами в развитии.

В ходе работы секции «Психологические проблемы профилактики социально значимых заболеваний и поведенческих расстройств» были доложены результаты российских и зарубежных исследований в области превенции социально значимых заболеваний, таких как заболевания, передающиеся половым путем, ВИЧ-инфекция и др. Темой исследований являлись также факторы, влияющие на распространение таких заболеваний в обществе, например рискованное сексуальное поведение, употребление алкоголя или наркотиков. В докладах специалистов Санкт-Петербургского городского центра профилактики СПИД были представлены данные, касающиеся вторичной профилактики, т. е. был проведен анализ поведения пациентов с ВИЧ-инфекцией и выявлены психологические феномены, влияющие на качество жизни и состояние здоровья пациентов (О. В. Кольцова). Кроме того, в докладах были отражены результаты исследований динамики когнитивной сферы ВИЧ-инфицированных в зависимости от прогрессирования заболевания (А. В. Гай-сина). Докладчики из университетов США рассказали о результатах международных и кросс-культурных исследований, осветив современные подходы к первичной профилактике ВИЧ и других социально значимых заболеваний (К. Мид). Кроме того, были изложены данные комплексного анализа социальных и поведенческих факторов, влияющих на возникновение и развитие социальных эпидемий (Р. Хаймер). Обобщая представленные материалы, можно сделать вывод о том, что исследования в обозначенной области развиваются в двух направлениях: 1) изучение социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение и развитие эпидемий социально значимых заболеваний, таких как употребление алкоголя, наркотиков, рискованное сексуальное поведение, социальная дискриминация и маргинализация; 2) изучение факторов, влияющих на продолжительность и качество жизни ВИЧ-инфицированных. Следует особо отметить дизайн представленных исследований: это рандомизированные лонгитюдные проекты, направленные на измерение эффективности поведенческих профилактических программ, построенных на основании сравнительного исследования поведения участников контрольной и экспериментальной групп. Работа секции проходила на русском и английском языках с синхронным переводом.

Секция «Теория и практика психотерапии и психологического консультирования» традиционно вызвала большой интерес участников конференции. В этом году секция была посвящена памяти выдающегося ученого, одного из основателей отечественной медицинской психологии и психотерапии Бориса Дмитриевича Карвасар-ского. Вниманию участников были предложены доклады, затрагивающие теоретические и практические вопросы психотерапии и психологического консультирования и отражающие результаты работы с пациентами различного профиля — психосоматического, онкологического (О. В. Ушакова, М. В. Вагайцева), нервно-психического (А. Б. Холмогорова, О. Д. Пуговкина), с алкогольной зависимостью (С. Ф. Иванова) — в рамках таких направлений, как арт-терапия (Н. Ю. Оганесян, В. В. Грига-люнайте-Плерпене), экзистенциальная (Н. А. Русина) и когнитивно-поведенческая

9

терапия, психодрама (О. Н. Богомягкова), канистерапия (Л. В. Хозяинова). В докладах были представлены данные эмпирических исследований и разработанные на их основании программы проведения психотерапии и консультирования клиентов с описанием результатов уже проведенных сессий, а также обрисованы сложности, с которыми сталкивается в практике психотерапевт и психолог-консультант, и предложены способы их разрешения. В дискуссии было отмечено, что в настоящее время возрастает интерес к проблемам интегративной модели психотерапии, подразумевающей объединение разных теоретических систем психотерапии. Вместе с тем одной из актуальных проблем является вопрос, возможно ли существование подобной модели как таковой.

Участники секции «Современные проблемы психофизиологии (роль нейрофизиологических процессов в механизмах психических явлений в норме и патологии)» обсуждали вопросы, которые сегодня находятся в фокусе внимания психофизиологических исследований. Это проблемы, связанные с психосоматической медициной, возрастной психофизиологией в аспектах индивидуализации и повышения качества процесса обучения, порогами восприятия и оптимизацией деятельности человека в ситуациях временно-информационного стресса; актуальными задачами являются разработка направления когнитивной психофизиологии и исследований в духе нейрокогнитивной науки, разработка новых методов диагностики и анализа психофизиологических данных, изучение влияния экологических факторов на психофизиологический статус человека. Именно эти темы были затронуты в докладах и обсуждались в ходе работы секции. В дискуссии было высказано мнение, согласно которому основная задача психофизиологических исследований состоит в объяснении того, как то или иное поведение отражается в системной интегративной деятельности головного мозга, в паттернах функциональной активации и в особенностях межрегиональных отношений в дистанто разобщенных церебральных структурах, в изменениях интегративных психофизиологических показателей; при этом должны быть учтены внутренние, а также внешние средовые факторы.

Доклады, заслушанные на других секциях конференции, не имели непосредственного отношения к клинической практике психологов, однако в них на высоком теоретическом и эмпирическом уровне рассматривались проблемы, тесно связанные с задачами поддержания психического и морально-нравственного здоровья населения и профилактики состояний психической дезадаптации.

Так, в рамках секции «Возрастные аспекты психологического здоровья личности» были представлены и обсуждены доклады «Особенности возрастных кризисов в разные периоды онтогенеза и критерии благополучного протекания детских кризисов» (Л. А. Головей, В. Е. Василенко), «Проблемы перинатальной психологии: самоотношение и отношение к беременности и будущему ребёнку у беременных женщин» (С. С. Савенышева), «Проблема психологического здоровья студентов и школьников, формирование произвольности поведения и деятельности у школьников как фактора их психологического благополучия» (Н. Н. Петрова, Е. Ю. Березняк), «Особенности эмоционально-личностной сферы подростков из патронатной семьи» (Т. А. Попова), «Семья как фактор формирования позитивной идентичности и межличностных отношений у подростков (Е. А. Антонова, Е. Н. Кутеева), «Проблема психологического благополучия и субъектности в зрелом возрасте, психофизиологический компонент в структуре профессионального развития»

10

(О. В. Оконешникова, М. Д. Петраш). В этих докладах нашли отражение наиболее актуальные, с точки зрения мировой науки и практики, проблемы: роль семьи в психическом развитии ребенка, материнское отношение как фактор психического развития ребёнка на разных этапах онтогенеза, включая период пренатального развития; особенности психического развития детей, связанные с семейной ситуацией, разными условиями воспитания; потенциалы раннего детства, вопросы раннего развития и его последствий; психологическая помощь детям, подросткам и взрослым в трудных и кризисных ситуациях; психологическое благополучие человека, его факторы и критерии; проблема личностной зрелости; психологическая помощь пожилым людям, факторы, влияющие на субъективное качество жизни в позднем возрасте. Следует отметить, что вопросы, которые здесь обсуждались, имеют универсальный характер и потому были затронуты и в работе других секций. Это хорошо иллюстрирует проблема семьи (родительской и приемной), ее роли в формировании психогений и дезадаптивного поведения ребенка или, напротив, в формировании здоровой и гармоничной личности. Так, участниками секции была показана роль семьи в формировании позитивной идентичности и пространства межличностных отношений у подростков, отражены особенности эмоционально-личностной сферы подростков из патронатной семьи, благоприятные изменения, а также основные проблемы и страхи подростков, оказавшихся в патронатных семьях.

Более общие проблемы, затрагивающие социальные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы здоровья человека, обсуждались на двух заседаниях секции «Социальная психология здоровья». Большой интерес вызвал доклад С. А. Варзина «Современное состояние здоровья населения России», благодаря которому участники ознакомились с основными показателями здоровья нации с точки зрения системы здравоохранения; в докладе также был поставлен вопрос о необходимости поддержки населения, в частности молодых женщин, со стороны государства. В докладе Л. В. Куликова «Социальная психология здоровья» был отражен такой актуальный аспект этой области психологии, как «духовность», выступающая в качестве высшей ценности человека; представлены полученные в исследовании данные о влиянии доминант в сфере ценностных ориентаций личности на переживание субъективного благополучия; особый интерес вызвали отмеченные в докладе различия между респондентами, ориентированными на ценность «Справедливость» и ценность «Деньги». Важная роль психологической характеристики «ассертивность» в поддержании психологического здоровья личности была показана в докладе В. П. Шейнова. Не менее важный психологический конструкт, имеющий отношение к здоровью нации, обсуждался в докладе доктора психологии И. Н. Ива-новой-Даниэльсон (Швеция) «Идентичность и показатель здоровья населения Швеции»: была представлена новая для нашей аудитории информация об основных противоречиях, существующих в контексте шведской идентичности, поставлен вопрос о дискриминации отдельных групп населения в системе здравоохранения Швеции. В докладе Н. А. Антоновой «Представление о подростковой девиантности студентов-первокурсников» было дано определение девиации как социального конструкта и приведены результаты сравнительного изучения представлений о девиантном поведении, имеющихся у студентов-первокурсников и учебно-воспитательного персонала. Проблемы психологии здоровья в контексте профессиональной деятельности обсуждались в выступлениях Л. И. Шумской «Ценности здоровья студентов как

11

формирующихся субъектов предпринимательства» (в докладе обозначены перспективы формирования на постсоветском пространстве новой социальной прослойки — предпринимателей, а также представлены результаты исследования ценностной направленности личности студента как формирующегося субъекта предпринимательской деятельности) и В. А. Чикер «Моббинг как социально-психологический феномен, определяющий здоровье сотрудников» (показана актуальность исследования в рамках современной социальной психологии моббинг-процессов, рассматривающихся в докладе на уровне личности, малых и больших групп).

Взаимосвязь здоровья, психологических и организационных аспектов профессиональной деятельности обсуждалась и на других секционных заседаниях. В наиболее полном виде эта связь отражена в докладах секции «Психология профессионального здоровья: вопросы теории, методологии и практики». В ходе работы секции отмечалось, что психология профессионального здоровья в России с каждым годом привлекает все большее внимание. Это находит свое отражение в увеличивающемся количестве участников секции, среди которых есть не только преподаватели и студенты, но и специалисты-практики (бизнес-тренеры и консультанты). В этом году в центре внимания секции находились преимущественно прикладные вопросы психологии профессионального здоровья. Работа началась со вступительного слова научного руководителя секции — проф. Г. С. Никифорова, в котором он обозначил актуальность разработки темы психологического обеспечения профессионального здоровья на всех этапах профессионального пути, начиная с выбора профессии (профессионального самоопределения) и заканчивая выходом на пенсию. Было сделано восемь докладов, в которых вниманию участников были предложены не только результаты эмпирических исследований, но и методические разработки в сфере психологии профессионального здоровья. Так, были представлены результаты разработки и апробации опросника, направленного на диагностику профессионального здоровья (В. А. Шаповал), а также опыт использования балинтовских групп в целях профилактики синдрома профессионального выгорания специалистов помогающих профессий (В. А. Винокур). В рамках секции также была организована дискуссия о роли психологов в решении вопросов профессионального здоровья в организациях и о необходимости пропагандировать возможности психологического подхода в профилактике профессиональных деструкций и решении вопросов стресс-менеджмента. В заключение было высказано намерение продолжить разработку названной проблемы в рамках следующих «Ананьевских чтений».

Не менее важные вопросы, связанные с обеспечением здоровья профессионала, обсуждали участники секции «Психологическое благополучие персонала в организации». Работа секции была направлена на анализ проблем, связанных с успешным функционированием современных организаций. Основное внимание было уделено феномену психологического благополучия работников и факторам, обусловливающим сохранение психического и физического здоровья, удовлетворенность персонала своим трудом, объективным и субъективным показателям успеха в профессиональной деятельности (М. А. Старикова). Было показано, что благоприятными предикторами психологического благополучия являются: карьерная «решительность», энтузиазм, активная жизненная позиция, профессиональная идентичность (Н. А. Пасхина, И. Н. Романько, Л. А. Верещагина). Рассматривались факторы, препятствующие профессиональной самореализации, например моббинг

12

(Р. З. Сабаничев). В представленных на секции докладах нашли отражение психологические аспекты деятельности широкого круга профессионалов — специалистов в области информационных технологий и телекоммуникаций, энергетиков, железнодорожников, медицинских работников. В ходе дискуссии высказывались мнения о том, что для повышения удовлетворенности работников трудом необходимо изучать их мотивационно-потребностную сферу и, ориентируясь на запросы и ожидания персонала, использовать адекватные этим запросам инструменты и приемы мотивирования. Сохранению психического здоровья работников способствует и «пресечение» различных форм психологического насилия в виде «травли» сотрудника или группы сотрудников со стороны как руководителей, так и персонала. Кроме того, для сохранения психического здоровья и психологического благополучия работника на этапе приема на работу с ним следует заключать, помимо трудового, еще и психологический контракт. Наличие психологического контракта повысит уверенность работника «в завтрашнем дне», снизит нагрузку на его эмоциональную сферу. Эта позиция была отражена, в частности, в докладе А. С. Лойккайнен.

Сохранение здоровья профессионалов спорта было в числе тем, рассмотренных в докладах секции «Проблемы психологического сопровождения в физкультурно-оздоровительной деятельности». Некоторые доклады были посвящены формированию профессионально важных качеств спортсмена: свойств внимания, мотивацион-ной сферы, волевой регуляции и др. (В. А. Алборова, Д. В. Вдовина, М. Е. Лоскутова, В. Б. Токарева). Авторы старались отразить результаты, подтверждающие эффективность своих разработок в области совершенствования данных качеств с помощью компьютерных симуляторов, социально-психологических тренингов и др. В докладах, посвящённых вопросам психологического сопровождения, были представлены новые подходы к рассмотрению спортивно значимых ситуаций как кризисных (Г. В. Сытник, Е. Е. Хвацкая). Усиление клинической направленности исследований психологии спорта проявилось также в том, что в ряде выступлений были отражены результаты, характеризующие влияние акцентуаций на формирование профессионально важных качеств спортсмена. Большой интерес вызвал мастер-класс В. К. Сафонова «Экспресс-диагностика психического состояния спортсмена и формирование необходимых качеств внимания с использованием компьютерного комплекса "СК-201"», где участникам были продемонстрированы диагностические и коррек-ционные возможности современных компьютерных технологий. Важно отметить, что в ходе работы секции впервые прозвучали данные о психологической помощи спортсменам-инвалидам, об особенностях мотивации этих спортсменов. Кроме того, в отличие от предыдущих конференций, здесь обсуждались вопросы взаимодействия в триаде «спортсмен — тренер — родители» (не только «спортсмен — тренер»). По результатам обсуждений было предложено провести интернет-дискуссию по актуальным проблемам психологии спорта.

Актуальные исследования последних лет, связанные с изучением психологических факторов, влияющих на здоровье школьников (в том числе учащихся спортивных школ), студентов и преподавателей вузов, были отражены в докладах секции «Психолого-педагогические проблемы здоровьесберегающего образования». В докладе А. Н. Фоминовой «Развитие жизнестойкости личности ребенка в процессе обучения в школе» была обозначена роль социокультурной среды в развитии жизнестойкости, связанная с формированием значимых ценностей, идеалов, которые

13

являются опорой в решении жизненных задач. В докладе прозвучала мысль о том, что одной из наиболее актуальных задач, решаемых в условиях образовательной среды школы, следует считать развитие саногенного мышления учащегося, а также развитие у него рефлексии и самоанализа поведения, способствующих когнитивной гибкости в объяснении своих успехов и неудач, понимании неоднозначности происходящих явлений и событий. Теоретический обзор «Факторы риска нарушений здоровья преподавателей вузов», представленный Е. И. Петановой, отразил некоторые проблемы, связанные со здоровьем вузовских преподавателей наиболее продуктивного возраста (35-45 лет). Были представлены результаты эмпирического исследования, позволяющие расценивать особенности личности преподавателей как «потенциал риска» возникновения эмоционально-поведенческих ситуационных срывов или психологического истощения. В ходе дискуссии высказывались мнения о том, что выявленные в исследованиях взаимосвязи между особенностями личности субъектов образовательной среды и характерными для них симптомами нарушения психологического здоровья указывают на своевременность активного развития специализированных служб психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательной среды и актуальность разработки и внедрения программ, популяризирующих методы психопрофилактики нарушений здоровья и развивающих жизнестойкость личности. Также необходимы специализированные мониторинги функционального и психологического состояния здоровья преподавателей и учащихся, особенно в условиях учебного процесса и профессиональной деятельности.

Участниками многих секций (особенно секции «Социальная психология здоровья») обсуждалась взаимосвязь психологического здоровья с духовностью, нравственностью, ценностями личности. Эта проблема составила основное содержание докладов секции «Культура и здоровье», в которых обсуждались, в частности, следующие вопросы: влияние культуры на представления о телесном и душевном здоровье, путях обретения здоровья, образе целителя в истории культуры (М. В. Иванов, Е. С. Протанская, О. И. Даниленко); различия в понимании психологического благополучия — от трактовок, развиваемых в русле психоанализа, к взглядам экзистенциальных психологов и позициям, формирующимся в позитивной психологии (Н. В. Гришина); влияние культуры на деструктивное поведение личности, эстетизация самоубийства в массовой культуре (С. В. Кудряшов); отношение представителей разных поколений к психотерапевтическим возможностям культуры, в частности художественной литературы (Ю. Л. Проект); влияние культурной принадлежности на формирование идентичности современного человека (С. Д. Гуриева); механизмы формирования личной идентичности; культурно опосредованные формы «магического мышления» в когнитивном опыте личности (О. В. Щербакова). В ходе дискуссии было отмечено, что все перечисленные проблемы являются актуальными для психологической науки и практики. Отдельно следует упомянуть доклад о богатом эвристическом потенциале, который имеет для современной психологии индийская религиозная культура (С. Л. Бурмистров), и развернувшееся обсуждение опасности неквалифицированного использования психотехник, заимствованных из различных религиозных традиций.

Работа названных секций конференции была дополнена проведением шести круглых столов. Часть из них продолжала и углубляла обсуждение вопросов, встававших в ходе секционных дискуссий. Так, участниками круглого стола «Природа

14

психосоматических взаимосвязей в свете междисциплинарных тенденций развития науки» было продолжено обсуждение психосоматических моделей бесплодия и беременности, моделей стресса в психоонкологии, стратегий совладающего поведения у больных дерматитами, актуальных (новых) аспектов психоиммунноэндокриноло-гии, а также пациент-ориентированной медицины; значительное место в обсуждении заняли вопросы, касающиеся психологии телесности (в том числе детей), теории и практики телесно-ориентированной психотерапии.

Круглый стол «Актуальные вопросы экспертизы психического здоровья и поведенческих расстройств (психологические и комплексные экспертизы)» в определенной степени развивал тематику секции «Психологические проблемы профилактики социально значимых заболеваний и поведенческих расстройств». Однако здесь основной акцент был сделан на методическом обеспечении изучения личности с деструктивным поведением, в частности на возможности использования в этом процессе проективных методов психологической диагностики. Большой интерес вызвали результаты исследования психологических особенностей несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления, — особенностей характера, системы ценностей, детско-родительских отношений. Дискуссию вызвали вопросы, связанные с правовым статусом психолога-эксперта, а также этические проблемы, с которыми сталкивается эксперт при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Круглый стол «Психологическая помощь родственникам пострадавших» продолжил актуальную тему теории и методов психологического вмешательства (психотерапии и психологического консультирования). Поднятые вопросы касались особенностей психологической поддержки родственников онкологических пациентов на разных этапах заболевания, психологической и психофизиологической поддержки операторов атомных станций и членов их семей, оказания психологической помощи родителям в педиатрическом реанимационном отделении, личностной и семейной дисфункциональности как мишени психокоррекции при работе с родственниками больных героиновой наркоманией, психологической помощи родителям, чьи дети вовлечены в молодежное образование, временных критериев выраженности психосоматических последствий у комбатантов. Также обсуждалась проблема влияния негативных факторов социального окружения на здоровье мигрантов. Практически все доклады отражали актуальную в настоящее время проблему вторичной травматизации лиц, вовлеченных в кризисные и экстремальные ситуации, и оказания им психологической помощи. В выступлениях не только поднимались вопросы оказания психологической помощи, но и отмечались проблемы, связанные с неготовностью родственников к обращению за психологической помощью, отсутствием запроса на ее оказание и представлений о ее характере.

Среди круглых столов, непосредственно не связанных с работой секций, прежде всего следует отметить чрезвычайно важный с точки зрения сохранения традиций ленинградской-петербургской школы психологии круглый стол «Лаборатория дифференциальной психологии и антропологии Б. Г. Ананьева: 50 лет спустя», посвященный важной для истории психологии России дате создания Б. Г. Ананьевым лаборатории, послужившей базой для комплексных исследований человека в психологии. Участниками мероприятия были сотрудники, работавшие в лаборатории в 1960-е годы, когда ею руководил Б. Г. Ананьев (Н. А. Грищенко-Розе, В. Ю. Шайдаров,

15

В. Д. Балин, О. М. Анисимова), бывший заведующий лабораторией проф. В. Н. Ке-ласьев, директор НИИКСИ проф. В. Е. Семенов, ученые из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Таллина (Эстония), Гродно (Белоруссия). Выступавшие высоко оценили вклад лаборатории Б. Г. Ананьева в решение многих фундаментальных проблем психологии, таких как проблема индивидуальности и индивидуального психического развития, психология взрослых, природа возрастной динамики психофизиологических функций, цена интеллектуального напряжения; отмечалась и тесная связь научных исследований лаборатории с практикой. Р. Ж. Мухамедрахимов дал высокую оценку научному энтузиазму, который был характерен для исследовательской деятельности лаборатории времен Б. Г. Ананьева, вместе с тем обратив внимание на новые условия и более жесткие методические требования к комплексным исследованиям на современном этапе. В. Е. Семенов выступил за сохранение традиций отечественной науки, ее научных школ. О работе в лаборатории и ее первых сотрудниках тепло и с благодарностью вспоминали Л. А. Головей, Н. А. Грищенко-Розе, Л. Ф. Шеховцова, В. Д. Балин, В. Колга и др. Многие из выступавших высказывали сожаление по поводу свертывания в Санкт-Петербургском университете комплексных исследований индивидуальности. Особо подчеркивалось методологическое значение научно-исследовательской программы Б. Г. Ананьева. В связи с этим было высказано предложение организовать на факультете психологии СПбГУ систему постоянных научных семинаров и секцию по методологии и истории психологии в рамках «Ананьевских чтений-2014».

Важная для отечественной психологии дата была отмечена на заседании круглого стола «Акмеология здоровья и творческого долголетия» (к 90-летнему юбилею Н. В. Кузьминой). Сама Нина Васильевна Кузьмина выступила с докладом «Психологические факторы здоровья и творческого долголетия человека». В обсуждении индивидуально- и социально-психологических факторов профессионального и творческого долголетия приняли участие более 20 человек.

Серьезные проблемы, связанные с государственным подходом к обеспечению здоровья населения и ролью психологии в этом процессе, обсуждались участниками круглого стола «Политико-психологические аспекты здоровья россиян». В выступлении проф. О. С. Дейнеки на основе анализа стратегического документа «Концепция развития здравоохранения-2020» рассматривалась роль политико-психологического фактора в развитии системы российского здравоохранения. Были отмечены такие особенности этого документа, как дисбаланс в сторону преодоления текущих проблем при слабости превентивной политики, нацеленной на сохранение человеческого капитала; избыточность различий в ресурсной обеспеченности здравоохранения в регионах, точечный характер политики здравоохранения; дефицит мотивации чиновников в сфере здравоохранения и медицинских работников. В выступлении А. Е. Николаева были затронуты политико-психологические проблемы здравоохранения в контексте инвестиционной политики, распоряжения бюджетными средствами. Подчеркивался дефицит контроля ресурсов, указывались психологические причины положения, сложившегося в сфере предоставления медицинских услуг, такие как монопольный характер этой сферы, низкий уровень доверия государству и защищенности граждан. Были представлены материалы изучения морально-политических чувств студенческой молодежи (Е. Куртеева). Выступления отражали актуальность исследований в области политической психологии, связанных

16

с сохранением и развитием человеческого капитала, совершенствованием политики здравоохранения. Подчеркивалась недостаточность эмпирических исследований в этой области.

В программу конференции гармонично вписалась лекция зав. кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного университета, доцента М. А. Беребина «Об оптимистическом и пессимистическом сценариях развития клинической психологии в образовании и медицинской психологии в здравоохранении», в которой были затронуты актуальные проблемы подготовки психологических кадров для системы здравоохранения и медицины, а также проблемы, связанные с неопределенностью профессионального статуса таких специалистов.

Таким образом, каждое из мероприятий конференции «Ананьевские чте-ния-2013» в той или иной степени затрагивало вопросы психологии здоровья, клинической психологии, вопросы теории, практики и организации психологической помощи различным возрастным, социальным и профессиональным группам населения, детям и взрослым из групп повышенного риска, родственникам больных, другим категориям граждан, вопросы обучения психологов.

В докладах молодых ученых председатели секций порой отмечали недостаток научной строгости, доказательности и общего методологического фундамента исследований. Критический анализ докладов, представленных на секции «Теория и практика психотерапии и психологического консультирования», позволил ее руководителям сделать заключение о том, что тематика этих докладов косвенно отражает состояние психологических вмешательств в клинической психологии и психиатрии нашей страны. Так, сообщения теоретико-методологического плана были единичными; преобладали доклады о собственном опыте психотерапевтической работы и психологического консультирования. При этом часто отмечалась стертость границ между психологическим консультированием и психотерапией. Выступления, касающиеся психотерапии, редко сопровождались указаниями на оценку её эффективности, механизмы действия, показания к применению. Доминировали практическая заинтересованность и реальные возможности учреждений, в особенности по отношению к проведению психотерапии. В то же время базовые, основные и дополнительные методы психотерапии, их взаимодействие обсуждались редко.

Участниками других секций также был высказан ряд замечаний и пожеланий, связанных с совершенствованием теории и практики психологической помощи. Например, при обсуждении проблем педагогической психологии было предложено создать специализированные службы психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательной среды и проводить специализированные монито-ринги функционального и психологического состояния здоровья преподавателей и учащихся, особенно в условиях учебного процесса и профессиональной деятельности.

Замечания и пожелания, высказанные в ходе конференции, имели вполне конкретный характер. Некоторые из них касались тесноты помещений, в которых проходили секционные заседания и круглые столы, что отчасти объясняется большим количеством участников, отражающим, в свою очередь, повышенный интерес коллег к конференции «Ананьевские чтения». Прозвучали предложения о проведении интернет-дискуссии по результатам конференции, организации на факультете психологии постоянных научных семинаров и секций по методологии и истории

17

психологии, подготовке серии публикаций по теме «О сценариях развития клинической психологии в образовании и медицинской психологии в здравоохранении», в том числе и для средств массовой информации.

На заключительном пленарном (торжественном) заседании руководители секций представили отчеты о работе секций, проанализировав основную тематику выступлений и обосновав принятые решения. В своем заключительном слове председатель организационного комитета конференции, декан факультета психологии СПбГУ А. В. Шаболтас положительно оценила работу всех секций и круглых столов. Были выделены задачи, стоящие перед психологами в новых, динамически меняющихся общественных условиях современной России, подчеркнута важность интеграции в этих условиях теоретического и практического психологического знания и междисциплинарных исследований.

В заключение хотелось бы отметить масштаб конференции. В ее работе приняли участие более 500 человек из Санкт-Петербурга и других городов России (Москва, Ростов-на-Дону, Краснодар, Курск, Новосибирск, Мурманск, Пермь, Набережные Челны, Тамбов, Казань, Сочи, Кострома, Самара, Владимир, Псков, Владикавказ, Екатеринбург, Томск, Челябинск, Ярославль, Магнитогорск, Кемерово, Барнаул, Кызыл и др.), а также из ряда зарубежных стран (Белоруссия, Украина, Эстония, Германия, США, Швеция и др.). Были широко представлены различные научные и образовательные учреждения, такие как Институт психологии РАН, Санкт-Петербургский, Казанский, Южно-Уральский, Кемеровский, Северо-Кавказский, Костромской, Кубанский, Псковский, Магнитогорский, Беларусский, Гродненский государственные университеты, Южный федеральный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Университет МВД РФ, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Военно-медицинская Академия им. С. М. Кирова, Пермский гуманитарно-педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, СГЗМУ им. И. И. Мечникова, Научный центр психического здоровья РАМН, Институт восточных рукописей РАН, Новосибирский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Казанский государственный медицинский университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Алтайская академия экономики и права, Институт экономики, управления и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский педагогический государственный университет, Уральская государственная медицинская академия, Русская христианская гуманитарная академия, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова,

18

Сибирский государственный медицинский университет, Московский НИИ психиатрии, Научный центр здоровья детей РАМН, Ярославская государственная медицинская академия, Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта, Академия психологии предпринимательства и менеджмента, Республиканский институт высшей школы (Беларусь), Киевский национальный университет (Украина), Мюнхенский Максимиллиановский университет (Германия), Стокгольмский институт повышения образования взрослых (Швеция), Йельский университет (США), Медицинская школа Дюкского университета (США).

Среди практических учреждений были представлены больницы и диспансеры Санкт-Петербурга и области, а также других городов, консультативные, профилактические центры, центры психолого-медико-социального сопровождения и другие учреждения, в том числе Городская психиатрическая больница № 6 г. Санкт-Петербурга, Психиатрическая больница святого Николая Чудотворца, Институт интегративной детской психотерапии «Генезис», Центр социальной помощи инвалидам и детям-инвалидам Невского района Санкт-Петербурга, Центр развития интеллектуально одаренной молодежи, Московская служба психологической помощи населению, Санкт-Петербургский городской Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.

В рамках конференции «Ананьевские чтения-2013 — Психология в здравоохранении» состоялось 2 пленарных заседания, 13 заседаний секций, 6 круглых столов. Среди других мероприятий конференции — вечерняя лекция, мастер-класс, встреча выпускников факультета психологии ЛГУ (ныне — СПбГУ) 1973 г. Некоторые заседания проводились на русском и английском языках с синхронным переводом.

Научная программа конференции позволила проанализировать современное состояние и внести существенный вклад в определение перспектив развития психологии здоровья, клинической психологии и психофизиологии, психологии в целом на основе отечественного и зарубежного опыта фундаментальных и прикладных исследований. Использование такой традиционной формы обмена научными и практическими знаниями, как конференция «Ананьевские чтения» в стенах Санкт-Петербургского государственного университета, должно способствовать кристаллизации кадрового потенциала психологов и повышению статуса психологии в стране.

Материалы конференции представлены в виде сборника тезисов докладов [1]. Литература

1. Ананьевские чтения-2013. Психология в здравоохранении: материалы науч. конф., 22-24 октября 2013 г. / отв. ред. О. Ю. Щелкова. СПб.: Скифия-принт, 2013. 598 с.

Статья поступила в редакцию 9 января 2014 г.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.