Научная статья на тему 'Компьютерные технологии в развитии профессиональных качеств студентов-дизайнеров'

Компьютерные технологии в развитии профессиональных качеств студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЧЕРТЕЖ / ARCHICAD / COMPUTER TECHNOLOGIES / COMPETENCY / DESIGN WORK / DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгайцева Ю.И.

В статье рассматривается одно из главных профессиональных качеств студентов-дизайнеров владение компьютерными технологиями. Использование графических программ позволяет создавать проекты, отвечающие современным требованиям. В статье приведена последовательность проектирования интерьера с использованием программы ArchiCAD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE COMPETENCY OF THE STUDENTS OF DESIGN

The article deals with the one of the relevant aspect of competency of the students of design acquirement of the computer technologies. Using graphical programs allows creating the projects conformed to the contemporary requirements. The order of interior design using ArchiCAD is described in the article.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в развитии профессиональных качеств студентов-дизайнеров»

УДК 004.921 ПИЛЮГАЙЦЕВА Ю.И.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: pilugaiceva@yandex,ru

UDC 004.921

PILYIGAITSEVA J.I.

Candidate of pedagogical sciences, Senior teacher, Department of arts and crafts and technical graphics,

Orel State University E-mail: pilugaiceva @yandex. ru

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE COMPETENCY OF THE STUDENTS OF DESIGN

В статье рассматривается одно из главных профессиональных качеств студентов-дизайнеров - владение компьютерными технологиями. Использование графических программ позволяет создавать проекты, отвечающие современным требованиям. В статье приведена последовательность проектирования интеръера с использованием программы ArchiCAD.

Ключевые слова: компьютерные технологии, профессиональные качества, проектирование, чертеж, ArchiCAD.

The article deals with the one of the relevant aspect of competency of the students of design - acquirement of the computer technologies. Using graphical programs allows creating the projects conformed to the contemporary requirements. The order of interior design using ArchiCAD is described in the article.

Keywords: computer technologies, competency, design work, drawing, ArchiCAD.

Основой успешной трудовой деятельности специалиста в области дизайна выступают его личностные и профессиональные качества, которые являются определяющими факторами продуктивности деятельности и качества продукта в ее результате. В связи с этим одна из основных целей образовательного процесса - необходимость подготовки квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией, готового к творческому росту, мобильности в профессиональной сфере, целенаправленной реализации своих возможностей в деятельности дизайнера.

Степень профессионализма дизайнера зависит, во-первых, от уровня освоения умений, связанных непосредственно с проектированием какого-либо объекта: знания основ конструирования, современных материалов, методов проектирования и т.д. Во-вторых, успешность деятельности дизайнера определяется уровнем развития его коммуникативных навыков, поскольку процесс проектирования постоянно сопровождается общением с заказчиками и представителями строительных фирм. В соответствии со спецификой деятельности дизайнера можно выделить следующие профессиональные качества, которыми должен обладать студент-дизайнер для успешного решения профессиональных задач:

- наблюдательность, сосредоточенность, способность работать с большим объемом информации;

- коммуникабельность, умение работать в команде, ответственность;

- аналитический склад ума, широкий кругозор;

- развитое воображение, образное мышление, способность находить оригинальные решения в стандартных ситуациях;

- эстетический и художественный вкус, развитые творческие способности, владение компьютерными программами.

Для развития профессиональных качеств в процессе обучения студенты-дизайнеры изучают комплекс самых различных предметов: культурологию, историю, педагогику и психологию, философию, правоведение, социологию и т.д. Основой профессиональной подготовки дизайнеров являются специальные дисциплины, такие как: рисунок и живопись, проектирование, история искусств, история дизайна, информационные технологии, компьютерная графика. Также студенты в процессе обучения изучают основы производственного мастерства, макетирование и конструирование, садово-парковое проектирование. На занятиях студенты знакомятся с современными методами проектирования, формами ведения проектов, современными технологиями производства и конструктивными решениями, особенностями общения с заказчиками и коллегами. В процессе изучения стилей в дизайне и архитектуре, основ композиции, цветоведения и колористики, методов проектирования, компьютерных программ студенты развивают профессионально значимые качества, необходимые для выполнения дизайн-проектов.

Одним из основных инструментов для развития про-

© Пилюгайцева Ю.И. © Pilyigaitseva J.I.

фессиональных качеств на современном этапе являются компьютерные технологии. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе уже на протяжении длительного времени является обязательным компонентом учебного процесса. В соответствии с современными требованиями к уровню подготовки студентов и требованиями работодателей студенты-дизайнеры должны владеть несколькими компьютерными программами для решения профессиональных задач на высоком уровне.

Одним из направлений деятельности дизайнера является проектирование интерьеров. Для выполнения проектов интерьера студенты должны владеть программами двухмерного и трехмерного компьютерного моделирования. Для выполнения чертежей можно использовать программу ArchiCAD. Для представления проекта в 3D. кроме ArchiCAD, можно применить такие программы как Cinema 4D, Blender, 3D Studio Max, Autodesk Maya.

Деятельность дизайнера интерьеров заключается в создании проекта предметно-пространственной среды. Процесс подготовки проекта включает в себя несколько этапов, а именно:

- анкетирование заказчиков, составление функциональной программы на основе задания на проектирование, определение концепции интерьера;

- подбор аналогового материала и изучение нормативной документации (СНиП, ГОСТ);

- выполнение эскизов, набросков, чертежей планов, перспективы, раскрывающих основную идею, выполнение визуализации проекта;

- подбор отделочных материалов, осветительных установок, декора, текстиля;

- представление проекта.

Рассмотрим возможности программы ArchiCAD на первых этапах проектирования интерьера - выполнении обмерочного плана, плана пола с расстановкой мебели и оборудования, плана потолка с осветительными установками, а также возможности программы в визуализации.

Основными особенностями программы ArchiCAD являются «встроенная технология "виртуальное здание", возможность создания сметных строений и чертежей, а также презентаций фотореалистичных проектов» [4, с. 256]. В процессе работы в программе возможно создание не только чертежей, но и комплекта строительно-технической документации.

При построении плана интерьера используются стандартные библиотечные элементы - стены, окна, двери, плиты перекрытия. Для оформления планов в соответствии с ГОСТами и правилами оформления архитектурно-строительных чертежей в ArchiCAD предусмотрены инструменты черчения: линии, штриховки, дуги, размерные линии (линейные, радиальные и угловые размеры), выносные надписи, отметки уровня, координационные оси. Для расстановки мебели и оборудования, источников света используются библиотеки ArchiCAD, либо стандартные, либо устанавливаемые

пользователем. Каждый элемент имеет настройки - общие и специальные параметры, позволяющие создавать индивидуальные проектные решения (рис.1).

а ■ ; / " " -!- -!' ■ - — ■ £м'.1 I - ■ ^ I г * - .

4 1

ж

•о — -> -

к — ■I — Я

о —

£1 а

л — i

г -

ПЛАН nD/IA h 1;75

Во ° ¡Ц

©

%

»—

—f.-■ * — *

;

Рис. 1. Построение плана пола с расстановкой мебели и оборудования в программе АгсЫСАБ.

АгсЫСАО автоматически на основе плана выстраивает фасады, разрезы, развертки стен, а также объемное решение (рис.2).

Рис. 2. Построение объемного решения интерьера в программе ArchiCAD.

Для получения реалистичного изображения перспективы интерьера используется визуализация (рендеринг), которая необходима для того, чтобы наглядно представить замысел проекта. Визуализация позволяет получить трехмерное изображение на основе плана. В ArchiCAD для выполнения визуализации следует назначить всем объектам используемые в проекте материалы, на плане пола установить камеры, а также отрегулировать настройки источников освещения. Принцип визуализации в ArchiCAD основан на механизме Light Works Rendering Engine (рис.3).

Результатом визуализации является фотореалистичное изображение интерьера, на котором отображены используемые в проекте материалы, текстуры, условия освещения (тени, блики, отражения). Реалистичность изображения зависит от настроек визуализации - расстановки камер, настроек освещения, размера и качества изображения (рис. 4).

Компьютерные программы в определенной степени облегчают процесс проектирования интерьера, поскольку они автоматически выстраивают объемные модели на основе плана. Можно сказать, что «современные технические средства оказывают значительное влияние на методы проектирования и архитектурную графику» [2, с. 268].

Однако не только техническая сторона процесса проектирования определяет качество получаемого продукта. При проектировании студенты ограничены функциональными возможностями программы и используемыми библиотечными элементами, но несмотря на это, при разработке концепции интерьера определяющим фактором должен быть именно дизайн помещения, а не ресурсы графических редакторов. Часто студенты увлекаются техническими вопросами выполнения какой-либо операции в программе, забывая об общей концепции интерьера, его стилевом решении. Большинство интерьеров, созданных с использованием компьютерных технологий, являются «безликими», они лишены индивидуальности. Для того чтобы проектные решения интерьеров были оригинальными. а готовые проекты были созданы на высоком профессиональном уровне, студентам-дизайнерам следует больше внимания уделять освоению таких категорий дизайна, как «стиль», «образ», «цветовая гармония». Для этого подготовка студентов «основывается на изучении специфики рисунка, живописи, черчения, начертательной геометрии, декоративно-прикладного искусства, истории искусства, истории дизайна и других спеццис-циплин, традиционно изучаемых на дизайнерских и художественно-графических факультетах» [3,с. 133]. Дня формирования представлений о качественном дизайне следует как можно чаще посещать различные выставки, как архитектурно-дизайнерские, так и художественные, мастер-классы, знакомиться с творчеством современных дизайнеров и мастеров прошлого, участвовать в различных конкурсах. Обогащение зрительного опыта и расширение кругозора в целом способствует поиску более оригинальных и интересных проектных решений в творческой практике. Воплотить свои идеи в дальнейшем возможно с использованием компьютерных технологий, но для того, чтобы готовый проект совпадал с задуманным, необходимо постоянно совершенствовать навыки работы с графическими редакторами.

Таким образом, проектирование интерьера с использованием компьютерных технологий позволяет создавать проекты, отвечающие современным требованиям. Владение графическими редакторами на хорошем уровне обуславливает уровень сформированное™ профессиональных качеств будущего специалиста, что во многом определяет успешность его будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, на современном этапе использование компьютерных технологий является одним из основных компонентов процесса обучения. В сочетании с традиционными методиками они значительно расширяют образовательные возможности, позволяя готовить студентов к реальным условиям их будущей профессиональной деятельности.

Рис. 3. Установка камер в программе ArchiCAD.

Рис. 4. Результат визуализации в программе ArchiCAD -реалистичное изображение перспективы интерьера.

Для редактирования итоговых изображений, полученных в результате визуализации в ArchiCAD. можно воспользоваться программой Adobe Photoshop CS. Например, в данном случае Adobe Photoshop CS использовался для деталировки перспективы - нанесения изображений на планшеты (рис.5).

Рис. 5. Постобработка перспективы интерьера в программе Adobe Photoshop CS.

Библиографический список

1. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. Спб.:БХВ Петербург, 2008. 560с.

2. Пилюгайцева ЮЛ. Работа с графическими программами в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению «Архитектура» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №5 (68). С.267-270.

3. Хворостов Д.А. Проблемы современного преподавания дизайна среды // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: периодический научный журнал. Вып. 12. Москва-Магнитогорск, 2015. С. 131-136.

4. Черникова ( AI. Лекция-визуализация в преподавании «Инженерной графики» // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 1 (70). С.255-256.

References

1. Mironov D.F. The computer graphics in design. Spb.: BHV Petersburg, 2008. 560p.

2. Pilyigaitseva J.I. Working with graphical programs during the training of: the vocational school specialists of architecture // Scientific Notes of Orel State University. Series «Humanities and social sciences». 2015. №5 (68). P.p267-270.

3. Khvorostov D.A. Problems of the modem teaching design of the environment // Contemporary tendencies of development of arts, crafts and design: periodical scientific journal. 2015. Vol. 12. Pp.131-136.

4. Chernikova SM. Lecture-imaging in teaching «Engineering graphics» // Scientific Notes of Orel State University. 2016. №1(70). Pp.255-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.