Научная статья на тему 'Компьютерные игры как фактор формирования аддиктивного поведения студентов'

Компьютерные игры как фактор формирования аддиктивного поведения студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1626
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровая интернет-зависимость / аддиктивное поведение / студенческая молодежь / типология компьютерных игр / профилактика интернет-зависимости / Internet Gaming addiction / addictive behavior / students typology of computer games / the prevention of Internet addiction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тулегенова А. Г.

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема игровой интернет-зависимости в среде студенческой молодежи. Автор анализирует теоретические и практические аспекты влияния компьютерных игр на становление личности молодого человека и формирование у него аддиктивного поведения; рассматривает типологию компьютерных игр; освещает основные направления, методы и средства профилактики интернет-зависимости у изучаемой категории населения РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer games as a factor of formation of addictive students behavior

The article considers relevant for today problem of Internet addiction in the environment of students. The author analyzes theoretical and practical aspects of the influence of computer games on the personality of the young man and the formation of his addictive behavior; considers the types of computer games; highlights the main trends, methods, and means of prevention of Internet addiction in the studied population of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Компьютерные игры как фактор формирования аддиктивного поведения студентов»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 4. С. 107-118.

УДК 378.17

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Тулегенова А.Г.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

E-mail: tylegenov@rambler.ru

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема игровой интернет-зависимости в среде студенческой молодежи. Автор анализирует теоретические и практические аспекты влияния компьютерных игр на становление личности молодого человека и формирование у него аддиктивного поведения; рассматривает типологию компьютерных игр; освещает основные направления, методы и средства профилактики интернет-зависимости у изучаемой категории населения РФ. Ключевые слова: игровая интернет-зависимость, аддиктивное поведение, студенческая молодежь, типология компьютерных игр, профилактика интернет-зависимости.

ВВЕДЕНИЕ.

Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 до 2008 год число Интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 31 % (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории - с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек.[15].

Популярными на сегодняшний день стали различные социальные сети, такие как vkontakte, «одноклассники» «Мой мир», «Мой круг», «Соратники», «Мир тесен» и многие другие, а также программа для общения ICQ. . Многих захватыватили так называемые on-line игры, где участники в режиме реального времени действуют через созданный ими образ своего героя - ведут войны, отправляются в квесты, выполняют миссии. Участники при этом могут общаться между собой, объединяться в группы и армии. Это такие игры, как, например, «PerfectWorld» («Идеальный мир»), «WorldofWarcraft» («Мир Варкрафта»), «Lineage 2» («Происхождение 2») и другие.

В связи со значительно возросшей в последнее время компьютеризацией российского общества остро встала проблема патологического использования Интернета. В зарубежной литературе конца 80-х годов прошлого столетия она была обозначенна Иваном Голдбергом и Кимберли Янг как проблема Интернет-зависимости. Под Интернет-зависимостью психологи понимают "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line".1

На английском языке порочные, болезненные пристрастия называются addiction, отсюда возник термин «аддиктивное поведение». Сам термин «аддикция» стали использовать как равнозначный термину «зависимость».

Интернет-зависимость (интернет-аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Создаваемая компьютером реальность изменяет психическое состояние человека, чем пользуются склонные к интернет-аддикции личности. Описание характерного внешнего вида находящегося в изменённом состоянии сознания (психологическом трансе) компьютерного пользователя, склонного к аддикции, приводится в работе Е.А.Петренко: [14]: застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители. Становится понятным, почему доктор И.Голдберг, автор термина «Интернет-зависимость», характеризует Интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности» [5 ]. Согласно К. Янг, [18] признаками сформировавшейся интернет-аддикции, являются:

- всепоглощенность Интернетом;

- потребность проводить в Сети все больше и больше времени;

- повторные попытки уменьшить использование Интернета;

- возникновение симптомов отмены, причиняющих беспокойство при прекращении пользования Интернетом;

- проблемы контролирования времени;

- проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);

- ложь по поводу времени, проведенного в сети;

- изменение настроения посредством использования Интернета.

Этим же автором были выделены пять основных типов Интернет-зависимости: киберсексуальная; пристрастие к виртуальным знакомствам; навязчивая потребность в Сети; информационная перегрузка и, наконец, компьютерная зависимость, включающая в себя болезненное пристрастие к компьютерным играм.

Широкая распространенность этих игр и превращение таковых в основную форму досуга детей и подростков объясняют научный интерес к заявленной теме. Сегодня влияние компьютерных игр на развитие и становление личности - одна из наиболее популярных и противоречивых областей психолого-педагогических, медицинских и социологических исследований. Как отмечают разработчики данной проблемы (Ю.Д. Бабаева, А.В. Войскунский, Ю.М. Евстигнеева, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин, Л.И. Шакирова, А.Г., Ю.В. Фомичева и др.) широкий доступ к компьютерам, распространение Интернета привели к возникновению и стремительному росту числа случаев компьютерной игровой зависимости среди детей, подростков и юношества. Негативное воздействие компьютерной игровой зависимости, обусловливая социально-психологическую дезадаптацию личности, создает реальную социальную угрозу психическому здоровью молодежи. При этом с ростом игрового опыта взаимосвязь между личностными особенностями и игровой компьютерной активностью усиливается. Компьютер начинат выступать в роли своеобразного средства ухода от болезненных переживаний и причиняющего эти переживания окружения. Нарушение социально-психологических установок личности при игровой компьютерной зависимости приводит к разрушению социального поведения, межличностным и внутриличностным конфликтам, вовлечению человека в асоциальное и преступное поведение [3]. При этом в

теоретических подходах к исследованию данной проблемы можно выделить две противоречивые точки зрения. Так, теория социального научения утверждает, что компьютерные игры, содержащие модели агрессивного поведения, влияют на формирование чувства враждебности у ребенка, и что в дальнейшем подобные модели будут воспроизводиться им в реальности. Согласно же психоаналитическим теориям, компьютерная игра может иметь эффект катарсиса и выступать средством «самотерапии».

Попытка вскрыть психологические механизмы образования болезненного пристрастия к ролевым компьютерным играм представлена в работе М.С.Иванова [11].

Социокультурные обстоятельства, формирующие азартно-игровую зависимость и пути социальной реабилитации игрозависимой личности раскрываются в исследовании Ю.В.Шепель [17]. Однако данные, приведенные в исследовании, получены на примере населения Эстонии, социокультурные особенности которой отличаются от условий РФ.

Эскиз модели воздействия компьютерной игры на психику игрока предлагает

В. В.Гудимов [4]. При этом автор указывает на следующие важные свойства компьютерной игровой реальности: 1) обратимость хода событий; 2) возможность выбрать уровень сложности и вытекающая отсюда предсказуемость игры; 3) внетелесность (игровая реальность почти полностью вытесняет телесные моменты зрелищными); 4) заданность игровой миссии (сюжета).

По мнению ряда авторов ( В.А.Бурова, А.Г.Войскунский, В.Д.Гатальский, Р.М.Грановская, Д.А.Данилов, Д.В.Денисова, Ц.П.Короленко, В.В.Орлова и др.) компьютерная игровая зависимость может рассматриваться как один из вариантов патологического (аномального) развития личности, которое помимо труднопреодолимого влечения к игре, характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия. При этом некоторые синдромы проявления игровой зависимости сходны с проявлениями других видов зависимости: патологическое влечение, абстинентный синдром и пр. [1]. Таким образом, можно сказать, что игромания в настоящее время рассматривается как серьезная социальная и психологическая проблема наряду с такими проблемами как наркомания, алкоголизм, токсикомания и требует соответствующего вмешательства и разрешения. Однако, систематизированные исследования распространенности компьютерной игровой зависимости в молодежной среде не в полной мере представлены в научной литературе. Требует дальнейшего изучения механизм формирования игровой аддикции у молодых людей в возрасте 18-25 лет. Не достаточно изучены психологические особенности личностей различным уровнем игровой зависимости. Отсутствуют обучающие пособия и рекомендации, в которых были бы систематизированы сведения о видах профилактической работы с молодежью, зависимой от компьютерных игр; не вполне разработаны индивидуальные программы социальной профилактики и психологической помощи таким лицам. Решение этих задач является чрезвычайно важным в изменившихся социально-экономических условиях, т.к. существовавший до сих пор арсенал воспитательных, религиозных, административных, юридических методов

коррекции зависимого поведения оказался недостаточно эффективным. Противоречия между реальными потребностями государства в здоровом молодом поколении и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса игровой компьютерной зависимости молодежи обозначили актуальность заявленной проблемы и определили цель данной статьи - рассмотреть характеристику игровой компьютерной зависимости, динамику ее развития по отношению к студенческой аудитории, проанализировать меры профилактики данного вида зависимости.

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ

ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ

В сознании большинства людей зависимость ассоциируется прежде всего с употреблением алкоголя и наркотических веществ. Однако под аддиктивным поведением (от англ. - addiction - склонность, пагубная привычка) специалисты понимают любую навязчивую привычку, которая довлеет над поведением. Вероятность аддикции есть там, где наблюдается зацикленность индивида исключительно на одном аспекте жизни, где аддикт, т.е.человек подверженный аддиктивному поведению, демонстрирует один и тот же паттерн поведенческой реакции. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Поведение человека подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном, измененном мире. Он не только не решает своих насущных проблем, но и останавливается в своем развитии, вплоть до деградации.

Как было сказано ранее, интернет-зависимость является одним из многочисленных проявлений аддиктивного поведения. Динамика развития компьютерной зависимости, отмечает А.Ф.Федоров [16], повторяет динамику развития химической зависимости:

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать ее вкус", получает удовольствие от игры и стремится повторить действия, доставляющие удовольствие и удовлетворяющие потребность в принятии роли. Стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако на этой стадии игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре еще не сформирована. Игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - игры в компьютерные игры. Структура данного вида потребности сложна и зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре - это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.Отсутствие постоянного доступа к компьютеру порождает состояние

фрустрации и вызывает активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется серьезными изменениями в ценностно-смысловой сфере личности. Социализированной форме этой стадии присуще поддержание социальных контактов с социумом, хотя и в основном с такими же игровыми фанатами. Такая форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная Для людей с индивидуализированной формой зависимости перспективы оторваться от реальности, "уйти" в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Потребность в игре переходит на уровнь базовых физиологических потребностей. Игра становится наркотиком.

4. Стадия привязанности. Характеризуется угасанием игровой активности человека и сдвигом психологического содержания личности в сторону нормы, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм субъект не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Время от времени возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, вследствие появления новых интересных игр. Но, после того, как игра "постигается" человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень.

В отличии от химической зависимости компьютерная зависимость редко перерастает в хроническую. Пик зависимости, указывает автор, приходится на подростковый и юношеский возраст. «С взрослением, повышением образования, становлением как личности, т. е. с приобретением жизненного опыта происходит переоценка ценностей, зависимость идет на спад и фиксируется на определенном уровне. Хроническую компьютерную зависимость можно наблюдать у инфантильных и «трудоголических» личностей, первые не хотят покидать виртуальность, а вторые не могут жить без общения с компьютером» [16, с.786]. По мнению А.Ф.Федорова, интернет-зависимости более подвержены гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, а главным фактором благодаря которому у молодых людей возникает интернет-зависимость, является нехватка живого общения с реальными людьми.

В исследовании В. Гриффита [6] было выделено два типа мотивов, заставляющих детей и подростков вновь и вновь обращаться к компьютерной игре. Игроки с первым типом играют ради удовольствия от самой игры и ради результата Их привлекает возможное соперничество с другими игроками и вероятность удовлетворения мотива достижения. При этом типе мотивации, отмечает Д.Е.Забелина [10] игра сочетается с другими видами деятельности, ребенок нормально общается с окружающими, а к компьютерной игре обращается во время отдыха, досуга. Для игроков со вторым типом мотивации, указывает автор, игра становится формой эскапизма. Именно этот тип привыкания к игре и уход в

реальность игры привлекает внимание не только психологов, но и психиатров. Причиной такого увлечения компьютерными играми, по мнению Д.Е.Забелиной, может стать неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, сложные отношения с родителями и сверстниками, т.е. игра в таких случаях является формой реакции на стресс и способом ухода от действительности. Развитие аддиктивных потребностей начинается, как правило, в подростковом возрасте и принимает впоследствии у многих людей устойчивые формы. Что касается динамики развития компьютерной зависимости, то она, по мнению А.Г.Иншакова [12], имеет следующий вид: вначале влечения идет этап адаптации, человек «входит во вкус». Затем наступает период быстрого формирования зависимости. Величина зависимости достигает некоторой точки максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и средовых факторов. Далее сила зависимости на какое-то время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени. Как отмечают испытуемые, убывание степени зависимости связанно с процессом становления их личности, повышением образовательного уровня и жизненного опыта (возраст испытуемых от 18 до 35 лет).

Исходя из результатов исследования А. Г. Иншакова , можно предположить, что пик игровой компьютерной зависимости наблюдается у молодых людей в возрасте 18-25 лет и приходится на годы их студенчества. Данное предположение подтверждается результатами, полученными в исследовании А.Ф.Федорова. Результаты исследования выявили следующее: «100 % студентов группы имеют в пользовании личный компьютер; 6 % группы используют компьютер в учебных целях; 95 % для просмотра фильмов в онлайн-режиме, перекачивания видеоклипов; общения со сверстниками, «бродяжничества» в социальных и прочих сетях по Интернету; 45 % увлекаются ролевыми играми. Среднее время использования компьютера 3-4 часа в сутки обычно в вечернее и ночное время суток. Только 6 % студентов используют компьютер в учебных целях при выполнении домашних самостоятельных заданий» [16, с.787.]. Эти данные близки к статистическим данным, полученным нами 2012 году при обследовании студентов 1-го курса физического факультета ТНУ им.В.И.Вернадского и позволяют сделать вывод о том, что значительная часть современных студентов подвержены игровой компьютерной Интернет-зависимости. Постоянная потребность в информации, высокий уровень познавательной мотивации, высокая социальная активность и временной цейтнот - вот факторы, которые формируют из студентов основную массу пользователей «Всемирной паутины». Частое обращение к услугам Интернет, лёгкость в пользовании его возможностями, простота и необременительность общения в сети, полнота и доступность хранящейся там информации, большой каталог развлечений и возможностей «Всемирной паутины» становятся основными причинами Интернет-зависимости студентов.

Являясь одной из социально опасных аддиктивных форм поведения игровая интернет зависимость обусловливает развитие психопатологических изменений личности, ведет к нарушениям социальных норм поведения, правонарушениям и самоубийствам [10].

М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для Интернет-зависимости [9]. Психологические симптомы:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- невозможность остановиться;

- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

- пренебрежение семьей и друзьями;

- ощущение пустоты, раздражение, возникающие во время любой деятельности, не связанной с компьютером;

- скрывание от работодателей или членов семьи правды о своей деятельности;

- проблемы с работой или учебой.

- Физические симптомы:

- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

- сухость в глазах;

- головные боли, мигрени;

- боли в спине;

- нерегулярное питание, пропуск приемов пиши;

- пренебрежение личной гигиеной;

- расстройства сна, изменение режима сна.

Опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости), согласно исследованиям К. Янг, являются [18]:

1) Навязчивое желание проверить e-mail;

2) Постоянное желание следующего выхода в Интернет;

3) Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4) Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Более развернутую систему признаков, по которым можно судить об интернет-зависимости, приводит И. Голдберг [5]. По мнению автора, констатировать интернет - зависимость можно при наличии 3 следующих пунктов:

1) Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает;

2) Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается;

3) Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет, приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в промежутке от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет, фантазии и мечты об Интернет, произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Такие эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться или сократить время пребывания в сети, указывают на его психологическую зависимость от Интернета и на языке психиатрии называются "синдром отказа" или "абстинентный синдром". В данном случае он отличается от "абстинентного синдрома" курильщиков, наркоманов, алкоголиков и переедающих людей (обжор) тем, что у них развивается не только психологическая, но и физическая зависимость к вредным веществам и их отмена переживается намного тяжелее. Преимущество Интернет - зависимости в отсутствии физиологического компонента. Синдром отмены вызывает у пользователя снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности [5].

Согласно анализу литературы компьютерные игры делятся на неролевые и ролевые. Такая классификация является очень важной, ввиду того что психологическая зависимость имеет существенные различия и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр. Основной особенностью ролевых игр является наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина "вхождения" в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности [9].Условно ролевые игры можно разделить на три категории:2

Игры от первого лица. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» «своего» компьютерного героя провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль.

Игры от третьего лица. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями «своего» компьютерного героя..

Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль.

Наиболее опасными с позиции формирования аддиктивного поведения являются онлайн-игры, в которых присутствует механизм имитации реального общения и реальной деятельности. Такой виртуальный мир может затянуть человека куда быстрее, чем обычный чат или социальная сеть. Обширные функции онлайн общения и чата придают таким играм социальный аспект, отсутствующей в оффлайне, и конкурентный характер совместной деятельности против других игроков, что практически не дает шансов выйти из игры. Игроки, которые впали в зависимость, имеют явные признаки наркомании. Как и наркоманы, игроки, которые играют почти каждый день в течение длительного периода времени (более 4 часов), чувствуют беспокойство или раздражительность, если они не могут играть, ради игры они жертвуют любой другой социальной деятельностью. К основным признакам игровой интернет зависимости можно отнести: озабоченность игрой,

2 Типология ролевых компьютерных игр приводится по А.Г.Иншакову.

ложь или утаивание участия в игре, сложности и непослушание в вопросах распорядка и планирования времени, самоизоляцию от семьи и друзей.

2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ

ЗАВИСИМОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ

Признавая остроту проблемы распространения компьютерной игромании как контркультурного явления и понимая опасность формирования у студентов игровой компьютерной зависимости, следует признать и необходимость ее профилактики. Под профилактикой компьютерной зависимости О.В.Литвиненко, понимает разработку и реализацию дифференцированных мер превенции на общественном, социально-средовом и индивидуальном уровнях в виде специальных психопрофилактических программ, направленных на усиление факторов защиты и снижение факторов риска формирования компьютерной игровой зависимости [13]. Одну из первых программ терапии патологических азартных игроков разработал доктор Крамер в Бруклине (США). Она рассчитана на внебольничную помощь игрокам и их семьям. В отличие от зарубежной в российской науке практически нет специальныхразработок и публикаций, посвященных избавлению от азартно-игровой зависимости. Исключение составляют работы Ц. П. Короленко, В. В. Зайцева, А. Ф.Шайдулиной. В. В. Зайцев представил научно-профилактическую программу, в которой учитываются не только стадии игровой зависимости, но и описанные им же фазы игрового цикла. Рекомендации по предупреждению игровой интернет зависимости приводятся и в работе А.Ф.Федорова [16]. Они таковы:

1. Организовать диагностическую работу по выявлению учащихся группы риска путем постоянного психологического тестирования.

2. Организовать информационно-просветительную работу со студентами, родителями по угрозам и последствиям компьютерной игровой зависимости, в частности используя материал данной статьи.

3.Провести научно-практическую конференцию в колледже на тему «Компьютерная Интернет-зависимость подрастающего поколения».

4. Студентов группы риска привлекать к участию в художественной самодеятельности, творческой работе в кружках технического творчества, спортивных секциях, активному посещению театров, выставок по профилю специальности.

5.Внести коррективы в учебные программы соответствующих дисциплин по изучению проблемы компьютерной Интернет-зависимости студентов отделения.

Специальным объектом изучения профилактика интернет-зависимости у студентов выступает в диссертационном исследовании М.И.Дрепы. Исходя из актуальности проблемы, автор ставит вопрос о разработке адекватных мероприятий и соответствующих средств деятельности, направленных на предупреждение и предотвращение данного вида зависимости. [8]. Разработанная М.И.Дрепой программа профилактики интернет-зависимости у студентов включает в себя три основных компонента (образовательный; психологический, предусматривающий изменение психологических характеристик личности интернет-зависимых студентов и социальный, представляющий собой помощь в социальной адаптации

студентов) и предполагает проведение 29 занятий, разработанных диссертантом. М.И.Дрепа делает вывлод о том, что систематическая работа по профилактике интернет-зависимости является психологическим условием прекращения ее прогрессирования3.

Организация работы по профилактике Интернет-зависимости у молодежи требует создания ряда педагогических условий, способствующих эффективности проводимых мероприятий. К числу таких условий Т.В.Боброва [2, с.9] относит:

- формирование ценностного отношения к условиям реальной действительности как результат и следствие социального опыта личности;

- использование потенциалов влияния молодежных общественных объединений;

- интеграцию усилий социальных институтов в разработке и реализации профилактических программ для молодежи;

- подготовку кадров в молодежной среде для реализации профилактических программ;

- развитие волонтерского движения на базе молодежных общественных объединений.

Комплекс мероприятий, направленных на вторичную профилактику Интернет-зависимости студенческой молодежи, был предложен А.С.Дегтяревым [7]. Данные мероприятия позволяют предупредить переход социального отклонения, обусловленного игровой интернет-зависимостью, в устойчивую форму, что происходит путем развития социально адаптивных личностных стратегий взаимодействия и поведения.

ВЫВОДЫ

Неуклонно растущая компьютеризация российского общества актуализирует проблему патологического использования студенческой молодежью возможностей Интернета. В основе такого использования лежат: с одной стороны - увеличение количества пользователей Интернета студенческого возраста и разработка новых скоростных программ общения и виртуального взаимодействия, с другой стороны -недостаточная разработка комплексных мер по предупреждению и профилактике интернет-зависимости. Формирование игровой интернет-зависимости протекает в соответствии с динамикой, свойственной аддиактивному процессу и требует непристанного внимания со стороны педагогов, психологов, психотерапевтов. Дальнейшая разработка комплекса мер по предупреждению и коррекции данного рода девиации лежит в плоскости разработки системы использования объективных методик для своевременного выявления интернет-зависимых лиц; создания психокоррекционных программ для студентов со средней и высокой степенью

3 В своей практической деятельности по профилактике игровой интернет-зависимости у студентов мы использовали программу занятий, разработанную студенткой 3-го курса факультета психологии Тульского педагогического университета им. Л.Н.Толстого Сухарниковой Д.В. Результаты использования данной программы подтвердили ее эффективность.

зависимости; разработки профилактических программ на семейном и социальном

уровнях.

Список литературы

1. Бобров А.Е.,. Кузнецова-Морева Е.А Игровая зависимость: старая или новая проблема психиатрии? [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.mniip.org/news/detail.php?ID=1126

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Боброва, Т. В. Педагогические условия организации профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М.,2004. - 22 с.

3. Браславский П.И. Война и современные способы ее репрезентации// Толерантность: Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. Екатеринбург, 2003.

4. В.В.Гудимов Ребенок-геймер.-[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gudimow.ru/news/rebenok-gejmer

5. Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде.-[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm

6. Гриффит, В. Виртуальный мир рождает реальные болезни/ В. Гриффит// Финансовые известия. № 183, 1996. - с. 57-73.

7. Дегтерев А.С. Студенческая молодежь:проблемы зависимости [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.rusnauka.com/26_WP_2013/Psihologia/7_144648.doc.htm

8. Дрепа, М. И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов : дис. ... канд. псих. наук. - Ставрополь, 2009. - 254 с.

9. Егоров А. Ю. Интернет-зависимости // Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь, 2007. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html

10. Забелина Дина Евгеньевна Забелина Д. Е. Особенности эмоциональных реакций подростков с компьютерной игровой зависимостью / Д. Е. Забелина // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 81-84.

11. Иванов, М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Электронный ресурс].-Режим доступа:: http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict.shtml

12. Иншаков А. Г. Механизм формирования игровой зависимости у людей, увлеченных ролевыми онлайн играми / А. Г. Иншаков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — с. 34-38.

13. Литвиненко О. В.Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее профилактики: Автореф. дисс.канд. псих.наук.- СПб, 2008.- 24 с.

14. Петренко, Е. А. Иссдедование наличия признаков интернет-зависимости у студентов // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. —[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section002.html, свободный.

15. Сухарникова Д.В. Профилактика интернет-зависимости у студентов .-[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fpsliga.ru/referaty po pedagogike/kursovaya rabota profilaktika 2.html

16. Федоров А. Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков / А. Ф. Федоров, И. А. Власова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — с. 785-787.

17. Шепель, Ю.В. Азартные игры как инструмент разрушения общества //Власть. 2009. - №7 с. 61-65

18. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость// Мир Internet. 41.-[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. iworld.ru

Tulegenova A.G., Computer games as a factor of formation of addictive students behavior /

A.G.Tulegenova // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2014. - Vol. 27(66), No.4. - P.107 - 118.

The article considers relevant for today problem of Internet addiction in the environment of students. The author analyzes theoretical and practical aspects of the influence of computer games on the personality of the young man and the formation of his addictive behavior; considers the types of computer games; highlights the main trends, methods, and means of prevention of Internet addiction in the studied population of the Russian Federation.

Keywords: Internet Gaming addiction, addictive behavior, students typology of computer games, the prevention of Internet addiction.

Поступила в редакцию 01.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.