Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. ООО применяет УСН (объект налогообложения — «доходы минус расходы»). Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий труда работников и поддержания помещения в чистоте ООО приобретает хозяйственные товары и товары бытовой химии: туалетную бумагу, одноразовые бумажные полотенца, салфетки, туалетное мыло, губки для посуды, салфетки из нетканого материала, чистящие средства, пакеты для мусора, освежители воздуха. Вправе ли ООО учесть указанные затраты в качестве материальных расходов в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ? Установлены ли нормы списания в расходы указанных затрат?

Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Причем перечень указанных расходов является исчерпывающим.

При этом вышеназванные расходы принимаются в целях налогообложения при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Согласно подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Кодекса расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.

На основании подп. 2 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Расходы налогоплательщиков на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии

(туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, туалетного мыла, губок для посуды, салфеток, чистящих средств и т. д.) относятся к расходам на хозяйственные нужды. В этой связи указанные обоснованные и документально подтвержденные расходы уменьшают налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения.

Что касается норм списания в расходы вышеназванных затрат, то стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 Кодекса).

Основание: письмо Минфина России от 01.09.2006 № 03-11-04/2/182.

Вопрос. Организация планирует осуществлять в принадлежащем ей помещении услуги общественного питания через бар. В этом же помещении предполагается организовать бильярдный зал, отделенный от бара легкой перегородкой. При этом посетители бара смогут с напитками и закусками входить в бильярдный зал. Подлежит ли переводу на ЕНВДдеятельность по организации общественного питания в баре с оказанием услуг по предоставлению посетителям бильярда, если общая площадь бара и бильярдного зала превышает 150 м2?

Ответ. В соответствии с подп 8 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслу-39 БУХГАЛТЕР И ЗАКОН

живания посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания.

Для целей гл. 26.3 Кодекса оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.

Согласно ст. 346.27 Кодекса объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, является здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Согласно Классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к услугам общественного питания относятся в том числе оказываемые организациями общественного питания услуги по предоставлению посетителям бильярда.

Как следует из вопроса, организация планирует осуществлять в принадлежащем ей помещении услуги общественного питания через бар. В этом же помещении планируется организовать бильярдный зал, отделенный от бара легкой перегородкой. При этом посетители бара могут с напитками и закусками входить в бильярдный зал. В связи с этим в общую площадь зала обслуживания посетителей бара включаются площадь бара и площадь бильярдного зала.

В связи с тем что площадь зала обслуживания посетителей бара, определенная в указанном порядке, превышает 150 м2, предпринимательская деятельность организации по организации общественного питания в баре с оказанием услуг досуга посетителям (бильярда) должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения.

Основание: письмо Минфина России от 31.08.2006 № 03-11-04/3/399.

Вопрос. Может ли организация, осуществляющая деятельность в сфере общественного питания через торговые автоматы на территории семи административно-территориальных образований одного городского округа, встать на учет в качестве плательщика ЕНвД в одной из налоговых инспекций округа ? Следует ли в таком случае заполнять разд. 2 декларации по ЕНвДпо каждому административно-территориаль -ному образованию, имеющему код ОКАТО?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом.

Согласно п. 2 указанной статьи Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления и производить уплату единого налога, введенного в муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

В связи с этим организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания через торговые автоматы, расположенные на территории одного городского округа, разбитой на семь административно-территориальных образований, имеющих свой код ОКАТО и подконтрольных семи налоговым инспекциям, должна осуществить постановку на налоговый учет в качестве налогоплательщика единого налога в одной из налоговых инспекций этого городского округа.

Если государственная регистрация организации осуществлена в одной из налоговых инспекций городского округа, то и постановка на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход должна осуществляться в этой налоговой инспекции.

Если значения корректирующего коэффициента К2, установленные нормативным актом представительного органа городского образования по районам городского округа, различны, то разд. 2 налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход заполняется по каждому административно-территориальному образованию места осуществления предпринимательской деятельности (места расположения торговых автоматов), имеющему код ОКАТО.

Если значения корректирующего коэффициента К2 установлены в целом по городскому округу, то при заполнении разд. 2 налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход учитываются показатели в целом по организации.

Основание: письмо Минфина России от 31.08.2006 № 03-11-04/3/397.

Вопрос. Учитываются ли в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты арендатора на ремонт арендованного основного средства?Каким образомучитываютсярас-ходы капитального характера в виде неотделимых улучшений в арендованные основные средства?

Ответ. В соответствии со ст. 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Положение ст. 260 Кодекса применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между сторонами возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Что касается расходов капитального характера в виде неотделимых улучшений в арендованные основные средства, то в соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2006 г) амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Согласно ст. 258 Кодекса капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Учитывая изложенное, расходы арендатора в виде капитальных вложений, осуществленные с согласия арендодателя в объект основных средств, стоимость которых не возмещается арендодателем, включаются в стоимость основного средства и амортизируется арендатором в порядке, установленном гл. 25 Кодекса, до окончания действия договора аренды. При этом норма амортизации

рассчитывается в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизируемые группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

По окончании срока договора аренды арендатор должен прекратить начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений.

Однако в случае, если долгосрочный договор аренды будет пролонгирован, организация может продолжать начисление амортизации в установленном порядке.

Основание: письмо Минфина России от 28.08.2006 № 03-03-04/1/640.

Вопрос. Организация оказывает услуги по техобслуживанию и ремонту легковых автомобилей и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Также организация осуществляет гарантийное обслуживание автомобилей на основании договоров с заводами-изготовителями. Могут ли услуги по гарантийному обслуживанию легковых автомобилей быть переведены на уплату ЕНВД?

Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Как следует из вопроса, организация оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, в том числе гарантийному.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

Оказываемые организацией услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей предусмотрены ОКУН (код 017000), в том числе услуги по гарантийному обслуживанию и ремонту (код 017619).

При этом оплата услуг по гарантийному обслуживанию легковых автомобилей заводами — изготовителями этих автомобилей не является основанием для принятия решения о неотнесении услуг по гарантийному обслуживанию к услугам по техническому обслуживанию. Следовательно, указанные услуги могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

Основание: письмо Минфина России от 25.08.2006 № 03-11-04/3/387.

Вопрос. возможно ли применение организацией (ООО) УСН при условии, что более 25 % уставного капитала ООО будет принадлежать паевому инвестиционному фонду, который в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001№ 156- ФЗ « Об инвестиционных фондах» не является юридическим лицом?

Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация (общество с ограниченной ответственностью) решила перейти на упрощенную систему налогообложения, при этом более 25 % уставного капитала будет принадлежать паевому инвестиционному фонду.

В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %.

Статьей 11 Кодекса установлено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Данная норма основана на положении п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которой предусмотрено, что участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» паевой инвестиционный фонд (далее — ПИФ) — это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФы не являются юридическими лицами.

Таким образом, в силу специфики организационно-правовой формы ПИФа (отсутствие статуса юридического лица) и учитывая, что ПИФ не является организацией, он не может являться участником общества с ограниченной ответственностью, в том числе применяющего упрощенную систему налогообложения.

Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» доверительное управление ПИФом осуществляет управляющая компания путем совершения

любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.

Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим ПИФ, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.

При этом управляющая компания вправе от своего имени и в качестве доверительного управляющего выступить в качестве участника общества с ограниченной ответственностью. В случае если доля управляющей компании в обществе будет составлять более 25 %, то такое общество не может применять упрощенную систему налогообложения (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса).

Основание: письмо Минфина России от 24.08.2006 № 03-11-04/2/179.

Вопрос. ООО применяет УСН и осуществляет деятельность по приему платежей от населения за услуги мобильной связи с использованием автоматов самообслуживания. Информация о поступлении денег в автоматы приходит в режиме он-лайн. Три раза в неделю к автоматам выезжает сотрудник и производит инкассацию денег, что подтверждается чеком, который выдает автомат. инкассированные деньги учитываются в кассе организации. Принимая во внимание специфику данного вида деятельности, что будет являться датой получения доходов?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса в целях применения упрощенной системы налогообложения датой получения доходов налогоплательщиками признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Спецификой предпринимательской деятельности ООО, связанной с приемом платежей от населения за услуги мобильной связи, предусмотрен такой вид погашения задолженности (оплаты), как прием денежных средств за данные услуги через автомат самообслуживания.

В описанной ситуации датой получения доходов ООО, применяющим упрощенную систему налогообложения, является день поступления платежей за услуги мобильной связи в автоматы самообслуживания.

Основание: письмо Минфина России от 24.08.2006 № 03-11-04/2/178.

Вопрос. Согласно п. 24Порядка заполнения налоговой декларации по ЕНВД, утвержденного приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8, по строке 030 разд. 3 декларации отражается сумма выплаченных работникам из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности. Следует ли учитывать по данной строке декларации суммы НДФЛ, начисленного на выплаченные пособия работникам?

Ответ. В соответствии с п. 24 разд. V Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н, в строке 030 разд. 3 налоговой декларации отражается сумма выплаченных в течение налогового периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход. При этом суммы пособий, выплаченные организацией работникам, учитываются в целях п. 2 ст. 346.32 Кодекса с суммами начисленного налога на доходы физических лиц.

Основание: письмо Минфина России от 23.08.2006 № 03-11-04/3/381.

Вопрос. Крестьянское хозяйство, зарегистрированное в качестве юридического лица с 1992г., с 01.01.2004г. уплачивает ЕСХН. В настоящее время крестьянское хозяйство решило преобразоваться в крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ), осуществляющее деятельность без образования юридического лица. Будет ли глава КФХ являться правопреемником крестьянского хозяйства—юридического лица? Вправе ли глава КФХ учесть при определении налоговой базы по ЕСХН за 2006 г. расходы, понесенные реорганизованным крестьянским хозяйством? Возникнет ли доход от реализации, подлежащий обложению ЕСХН, при передаче права собственности на имущество крестьянского хозяйства главе КФХ?

Ответ. В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно пп. 2 и 3 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ,

регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В связи с этим при преобразовании юридического лица — крестьянского (фермерского) хозяйства в крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющее деятельность без образования юридического лица, права и обязанности реорганизованного крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица переходят к предпринимателю — главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Пунктом 9 ст. 50 Кодекса установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Поэтому при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу за 2006 г. индивидуальным предпринимателем — главой крестьянского (фермерского) хозяйства, образованного на базе реорганизованного крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица в 2006 г., следует учитывать расходы, предусмотренные ст. 346.5 Кодекса, осуществленные реорганизованным крестьянским (фермерским) хозяйством, являвшимся юридическим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом налогоплательщиками не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 251 Кодекса в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации.

Следовательно, при передаче права собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица индивидуальному предпринимателю — главе крестьянского (фермерского) хозяйства доходов от реализации у крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица и у индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства, подлежащих налогообложению единым сельскохозяйственным налогом, не образуется.

Основание: письмо Минфина России от 21.08.2006 № 03-11-04/1/14.

Е.В. Зернова Проект "КонсультантБухгалтер» 15.09.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.