Научная статья на тему 'Композиция эвенкийского орнамента для нагрудного украшения'

Композиция эвенкийского орнамента для нагрудного украшения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
589
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНКИ / ОРНАМЕНТ / СИМВОЛИКА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / МЕТАЛЛ / EVENKI / ORNAMENT / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / METAL / SYMBOLIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маркова Т.Т., Сидорова Л.Е.

В статье рассматривается эвенкийский орнамент, его цветовая гамма. На основе изучения истории развития орнамента, предпринята попытка разработать эскиз стилизованного женского нагрудного украшения эвенков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиция эвенкийского орнамента для нагрудного украшения»

Маркова Т.Т.1, Сидорова Л.Е.2 ©

'Студент; 2к.п.н., доцент, кафедра технологии обработки драгоценных камней и металлов, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

КОМПОЗИЦИЯ ЭВЕНКИЙСКОГО ОРНАМЕНТА ДЛЯ НАГРУДНОГО УКРАШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается эвенкийский орнамент, его цветовая гамма. На основе изучения истории развития орнамента, предпринята попытка разработать эскиз стилизованного женского нагрудного украшения эвенков.

Ключевые слова: эвенки, орнамент, символика, декоративно-прикладное искусство, металл. Keywords: evenki, ornament, symbolic, decorative and applied arts, metal.

Путь к возрождению и дальнейшему развитию национальной культуры любого народа начинается с изучения традиционного искусства, являющегося своеобразным художественным индикатором родовой сущности этноса.

Эвенки - самый многочисленный этнос среди аборигенных народов Сибири и Дальнего Востока. Это сильный, трудолюбивый народ, народ-художник. Яркий пример тому самобытный, разнообразный по бытовому назначению, богатый декоративными отделками национальный костюм и аксессуары к нему [1].Богатство духовной культуры эвенкийского народа можно увидеть в его языке, традициях, обычаях и верованиях. Но, самым таинственным языком культуры каждого народа является молчаливый язык орнамента, который с давних времён считается зашифрованным текстом, своеобразным культурным феноменом нации. Эвенкийский орнамент строго геометричен, ясен по структуре и по форме, сложен и по своей композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арочек, кругов, чередующихся квадратов, треугольников, углов, прямоугольников, зигзага, крестообразных узоров. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно обогащают этот, простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам весьма нарядную внешность[1]. Для орнаментации эвенки применяли цветные сукна, кожу, бисер, мех, краски, олений волос и цветные нитки. Они украшали орнаментом предметы одежды, вьючные сумы, коврики, мешки, предметы из дерева, кости и металла.

Защитную роль в орнаменте эвенков играет и символика цвета. В цветовой гамме узоров этого народа обязательно присутствуют цвета солнца, земли, неба и снега. Соответственно в цветовой палитре эвенков наиболее часто встречаются жёлтый, золотистый, красный, коричневый, синий, зелёный и белый, чёрный, голубой цвета. Так цвета солнца (жёлтый, красный и золотой) несут тепло, жизнь и плодородие всему живому; цвета неба и воды (синий и голубой) указывают на духовный аспект жизни на небе и земле. Голубой и белый цвет являются образами снега, как символа чистоты и суровых испытаний. Отражение земного начала происходит у эвенков через коричневый, зелёный и черный цвет (цвета зелени и земли).

В обереговых целях эвенки воссоздавали в орнаменте модель мира своего народа. Например, в орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ Верхнего мира -Солнце. Оно изображается в виде концентрических кружков или кругов с точкой в центре. Эти же образы могли символизировать у эвенков звёзды и планеты (полярная звезда и Луна). Образ солнца часто располагается у эвенков на головной повязке, в области середины лба, на груди (нагрудный оберегающий талисман), наверху одежды (шея и грудь) и в других важных местах. Верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует у эвенков целый ряд символических мотивов и орнаментов. Например, крестообразная фигура на эвенкийском нагруднике - это изображение водоплавающей Птицы Гагары (пример обобщения образа живого существа (вид сверху). Она,

©© Маркова Т.Т., Сидорова Л.Е., 2014 г.

как лебедь, выбирает себе пару один раз и на всю жизнь. Поэтому гагара была символом любви и семейной верности[2].

Рис.1. Комплект женского украшения - нагрудное украшение.

Начельник и браслеты. Х.А. Бенчик

Художественной обработкой металла в той или оной степени занимались все народы Сибири. В XIX - начале XX вв. для изготовления украшений народы Сибири использовали различные металлы: медь (в основном ее сплавы), бронзу (сплав с оловом), латунь (сплав с цинком), серебро, олово, железо и в очень небольшом количестве золото. У всех народов Сибири в ювелирном производстве применялась также латунь. Этот материал был наиболее распространен у ненцев, энцев, селькупов, кетов, эвенков и эвенов. Художественная обработка металла у эвенков не получила широкого развития, хотя кузнецы-эвенки выделывали из меди, железа и серебра предметы утилитарного характера. Они знали способы литья, ковки, гравировки и штамповки.

Ассортимент художественных изделий из металла был невелик: медные маски, щипчики, бронзовые подвески для одежды, оловянные и свинцовые бляшки. Оловянные литые бляшки для украшения кафтанов и нагрудников в большинстве случаев имеют форму диска с равномерными выступами по краям. В центре дисков гравируется мотивы солнца в виде розетки с лучами вокруг, или крестообразные мотивы орнамента [4].

Таким образом, у народов Сибири и Дальнего Востока в той или иной степени были распространены практически все виды техники художественной обработки металла. Локальные особенности культ этнических групп обусловили различный уровень и специфику ремесленных традиций.

Проявленный интерес к народному декоративно - прикладному искусству эвенков послужил опорной точкой при выборе темы и стилистики проектируемого ювелирного изделия. Нами предпринята попытка разработать эскиз стилизованного женского нагрудного украшения эвенков. Эвенкийский женский нагрудник - это самая сложная по исполнению и декорированию часть костюма - обычно имел трапециевидную форму, расширяющуюся от верха к низу, и заканчивался внизу углом.

Рис.2. Эскиз стилизованного женского нагрудного украшения эвенков.

изайн Марковой Татьяны

Основным мотивом композиции украшения является стилизованная форма лапки гагары. Композиция изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей [4].

В дизайне данного украшения акцент сделано на орнаментику. Согласно с традициями древних, орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Преобладающим цветом у эвенков является голубой, синий и белый. По представлениям эвенков, голубой цвет означал Средний мир, голубое небо, синий - бездонный Космос с «голубым дыханием», был знаком расцвета жизни. Белый - цвет снега, символизирует Верхний мир, связан с окружающей средой и является символом жизни, счастья, всего светлого и хорошего.

Материалом для нагрудного украшения использовали серебро, в качестве декорирования служит эмаль. Форма художественного изделия простая и ясная, в основе композиции использована зеркальная симметрия. Динамика строится за счет игры цветовых пятен, ритма, круговых линий, наличия сквозных элементов, а также камушек-фианитов.

Литература

1. Иванова - Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо - Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, коряки). Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005г.10-11с.

2. Х.А. Бенчик. По воле судьбы (Традиции, обычаи и одежда кочевых народов Оленекского улуса). Якутск: НКИ «Бичик», 2006г.

3. Каплан Н.И. Народное декоративно - прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся. М. Просвещение, 1980.362с.

4. Сидорова Л.Е. Изучение дисциплины "Композиция" в цикле художественных дисциплин для подготовки студентов к профессиональной деятельности/ Наука и образование в жизни современного общества - Сборник . Тамбов, 2013. -С.128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.