Научная статья на тему 'Композиционный анализ изделий по орнаментальным мотивам слуцких поясов'

Композиционный анализ изделий по орнаментальным мотивам слуцких поясов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слуцкие пояса / орнамент / композиция / сувенирная продукция / национальный бренд / slutsk belts / ornament / composition / souvenirs / national brand

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович

В статье рассмотрена продукция, направленная на создание белорусского национального куль-турного бренда, который можно тиражировать в различных вариациях. Внешний вид штучных изделий пред-ставляет собой своего рода развитие темы поясов. Анализ исторических поясов определил направление для организации композиционной структуры и пластических форм в следующих типах сувенирной продукции: закладка для книг, шарф, панно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composition Analysis of Products by Ornamental Slusky Belts Motives

The article describes the products aimed at creating a Belarusian national cultural brand that can be replicated in various variations. The appearance of piece products represents a kind of development of the theme of belts. The analysis of historical belts determined the direction for organizing the compositional structure and plastic forms in the following types of souvenirs: bookmark, scarf, panel.

Текст научной работы на тему «Композиционный анализ изделий по орнаментальным мотивам слуцких поясов»

УДК 677.024 https://doi.org/10.24411/2617-1503-2018-12019

Композиционный анализ изделий по орнаментальным

мотивам слуцких поясов

Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамовича Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь

8E-mail: abramovich@vstu.by

Аннотация. В статье рассмотрена продукция, направленная на создание белорусского национального культурного бренда, который можно тиражировать в различных вариациях. Внешний вид штучных изделий представляет собой своего рода развитие темы поясов. Анализ исторических поясов определил направление для организации композиционной структуры и пластических форм в следующих типах сувенирной продукции: закладка для книг, шарф, панно.

Ключевые слова: слуцкие пояса, орнамент, композиция, сувенирная продукция, национальный бренд.

Composition Analysis of Products by Ornamental Slusky Belts

Motives

G. Kazarnovskaya, N. Abramovich Vitebsk state technological university, Republic of Belarus 8E-mail: abramovich@vstu.by

Annotation. The article describes the products aimed at creating a Belarusian national cultural brand that can be replicated in various variations. The appearance of piece products represents a kind of development of the theme of belts. The analysis of historical belts determined the direction for organizing the compositional structure and plastic forms in the following types of souvenirs: bookmark, scarf, panel.

Key words: slutsk belts, ornament, composition, souvenirs, national brand.

В результате бесконечных смешений и нова-торств, скоротечных процессов, гибких, изменчивых в диалоге и взаимоотношениях культур остро встает проблема глобализации не только индустриальной и рыночной, но и культурной сферы. Историко-культурное наследие выходит на передний план как источник развития разнообразных национальных культур. Целью проведенной работы является продолжение культурных традиций, возрождение национальных символов в качестве сувенирной продукции по орнаментальным мотивам белорусского достояния - слуцких поясов.

Работа с традицией очень ответственна: богатая и насыщенная сама по себе, она диктует жесткие ограничения для проявления креативности, ставит в узкие рамки, заставляет находить компромисс между копией и новаторством. В случае, когда создается совершенно новая композиция, теряется характерная образность пояса, его узнаваемая стилистика. Это составляет сложную задачу визуальной концепции: не уйти в полное копирование, но и сохранить образную узнаваемость исторического источника [1].

Внешний вид штучных изделий представляет собой своего рода развитие темы поясов. Форма объектов - вытянутый по вертикали прямоугольник, ком-

позиционная организация заполняющих элементов статичная и характеризуется наличием вертикальной и горизонтальной симметрий. Пластика заполняющих элементов криволинейная, статичная, большинство симметричны по горизонтали и вертикали.

Анализ исторических поясов определил одно из направлений для организации композиционной структуры и пластических форм в типе сувенирной продукции - закладка для книг. В качестве источника орнаментальных форм и базовой композиции послужил пояс слуцкого типа, изготовленный во второй половине 18 века. Этот пояс хранится в музее древне-белорусской культуры при ГНУ центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.

Пояса Слуцкой мануфактуры с отделкой голов в виде букетов цветов составляли самую значительную часть продукции знаменитой персиарни. Об этом свидетельствует большое количество сохраненных к нашему времени самих поясов и их фрагментов, включенных в литургическое облачение, а также известны примеры повторений изделий слуцких мастеров на других предприятиях. Определение «букет» применительно к поясам достаточно условно. Оно основывается на внешнем сходстве двух цветочных

композиций, построенных с выявленной вертикальной осью симметрии, которая могла трактоваться как стебелек или росток, что вырастает со срезанного дерева или земли [2, 3].

Мотив букета был более удачным в художественных отношениях, поскольку позволял формировать пластично завершенные композиции голов поясов, использовать самые разнообразные варианты в стилизации природных форм, включать в отделку разномасштабные образы не только цветов, но и бутонов, листьев, ветвей [4].

В отличие от исторического пояса, орнаментальные мотивы которого использовались, в закладке отсутствуют полосы в середнике. В качестве головы представлена метка 8ЬиСК. В качестве орнамента

используются характерные для всего декоративно-прикладного искусства Беларуси реалистические черты в трактовке растительных композиций с введением мотивов местной флоры - васильков, незабудок, клевера, дубовых листьев (рис. 1).

Представленный образец имеет ширину 14 см. Второй вариант рисунка предполагает меньшую ширину - 5 см. При таком размере сохранить при воспроизведении в материале читабельность орнамента весьма сложно, если сохранять композиционную схему самого пояса. Поэтому ширина изделия обусловила решение ее внешнего облика. Рисунок характеризуется наличием большого числа мелких тонких элементов различного цвета (рис. 2).

Рисунок 1 - Орнаментальные мотивы местной флоры в изделии «Закладка для книг»

Рисунок 2 - Второй вариант «Закладки для книг» с использованием орнамента пояса слуцкого типа,

изготовленного во второй половине 18 века

Структура разработанных изделий полностью соответствует своему мотиву. В строении участвуют две системы нитей основы и шесть систем нитей утка. На поверхности изделия присутствует 15 цветовых и ткацких эффектов [5, 6].

Характер рисунка следующей закладки более приближен к организации композиционной схемы поясов. Выполнялся рисунок на базе стилизации исторического пояса, наработанного на РУП «Слуцкие пояса» и утвержденного в качестве копии слуцкого пояса на заседании научно-экспертного совета по отнесению образцов продукции к аналогам, копиям, художественным стилизациям слуцких поясов. Как и в предыдущем случае, разработано два варианта рисунка под разную ширину закладки (рис. 3).

Декор голов строится на метке MEFECIT SLUCIAE и является смысловым акцентом закладки. На поясах это особые метки слуцких мастеров: во

времена Речи Посполитой - на латинице, позже на кириллице: SLUCK, SLUCIAE, SLUCIAE FECIT, MEFECIT SLUCIAE («Меня сделал Слуцк»).

Середник решен посредством чередования полос двух видов: декорированной растительно-цветочным бегунком, заполненной волнообразной цепочкой мелких цветов и узких вытянутых листьев и орнаментированной геометрическими элементами. Орнаментальные полосы имеют полоски окантовки, затканные мелкими ромбами. В композиции пояса использовано противопоставление геометрических и растительных орнаментов. Этот же прием заложен в решении композиции закладки [7]. В строении участвуют две системы нитей основы и пять систем нитей утка. Длина закладки соответствует ширине заправки ткацкого станка и нарабатывается с теми же параметрами, что и пояс, являющийся мотивом. На поверхности

изделия присутствует 8 цветовых и ткацких эффек- тов.

МЕГЕС1Т : БШС1/Е ; 1 » »ру ^ ♦ ♦ » I 1 щ $ 1 и и ♦♦♦♦♦♦♦♦ : МЕРЕС1Т : 5ШС1£

♦ ♦ ♦ ♦ -ЕЩ-) ♦ ♦ « Й !?1 ♦ »мм » » ♦ » » ♦ » 11 . А » ¡Я 1 уЛЛ 1 ЩЛ 1 Щ Р в щ ЛЧ < ; 4 : ооз ♦ Г~ГП ♦ —Я * * * *

Рисунок 3 - «Закладки для книг» по орнаментальным мотивам стилизации исторического пояса

Разработаны рисунки для коврика под мышь. В качестве мотива взят рисунок головы слуцкого пояса «венково-медальонного» типа. Среднюю часть медальонов образовывали мотивы цветов и листьев, также сгруппированные в виде овалов. По своей массе они складывали доминирующие и хорошо видимые ажурные пятна - темные на светлом фоне или светлые на темном. Их внешний контур - это относительно большие образы многолепестковых цветов с «сердечками» и точечными серединками, вытканными через отступ к внешней стороне голов поясов и размещенными по линии овала на горизонтальных и вертикальных осях симметрии. Аналогичный прием использовался в центральных частях медальонов, которые трактовались как овальные розетки много-

угольных очертаний с объединенными в одну композицию образами листьев и зубчатых ажурных фестонов. Орнаментация голов поясов с медальонами подчинена закономерностям ритмичного чередования размеров отдельных элементов и деталей от самых крупных к мелким формам. В композиционном построении медальонов прослеживается направленность стилизованных образов цветов, листьев, стебельков, ростков от центра к сторонам, преобладают извилисто-ломаные линии [8].

Разработаны два варианта рисунков с одинаковыми композиционными схемами, рисунком, строением, но с разными размерами по высоте (рис. 4). Ширина изделий составляет половину ширины заправки ткацкого станка.

Рисунок 4 - Коврик под мышь слуцкого пояса «венково-медальонного» типа

В строении участвуют две системы нитей основы и шесть систем нитей утка. Нарабатывается с теми же параметрами, что и пояс, являющийся мотивом. На поверхности изделия присутствует 11 цветовых и ткацких эффектов [9, 10].

Разработана коллекция сувенирных шарфов. Один из рисунков внедрен в производство (рис. 5).

Коллекция представляет собой взгляд на тему поясов с точки зрения современного человека и является попыткой решения задачи использования изделий, несущий характер знаковой исторической вещи в быту на данном этапе развития общества. Размер наработанного шарфа 200х300 см. Композиционная схема статична, симметрична по вертикали и горизонтали, имеет две головы, середник и кайму «бордюры». Композиционный центр расположен на концах: крупные контрастные по отношению к фону декоративные композиции букетов. Замкнутость композиции, помимо ярко выраженной горизонтальной и вертикальной каймы, обеспечивается явно симметричным ритмом полос, различных по оттенку, в местах смены цвета утков. Графическая трактовка мотивов - линейно-пятновое решение. Контуры элементов - это линии с переменным радиусом кривизны, формирующие симметричные блоки. Мотивы

используются как растительные, так и геометрические. Композиции букетов составлены из симметрично расположенных изображений цветов, листьев, бутонов, перенесенных из исторического слуцкого пояса, трансформированных из элементов пояса и трансформированных по образу и характеру элементов пояса. Натуральные шелковые нити, из которых вырабатывалось изделие, очень тонкие - линейная плотность в среднем равна 20 текс. Это позволило получить очень мелкий и тонкий рисунок. Эскиз рисунка во всю величину представлен ниже (рис. 6).

Представленное изделие имеет свое уникальное строение, базирующееся на наработках аналогов исторических поясов, однако имеющее свои характерные черты. По структуре спроектированное изделие -уточный гобелен. Назначение изделия подчеркнуто его строением, в котором принимают участие две системы основных нитей - прижимная и настилочная коричневого цвета и всего лишь три системы нитей утка, что придает большую легкость изделию и соответствует его функциональности. Участки шарфа с замененными утками имеют легкое отличие в оттенке, что придает шарфу небольшую ритмично-организованную полосатость, характерную для многих видов изделий данного типа.

Рисунок 5 - Фрагмент шарфа, лицевая и изнаночная стороны

Рисунок 6 - Эскиз рисунка шарфа

Такое решение вычленяет изделие из композиционного построения исторических поясов, придает большую художественность и утилитарность. Шарф характеризуется наличием пяти ткацких, включая кромку, эффектов и четырех цветовых [11].

В Витебском художественном музее на выставке «Раритеты» были представлены экспонаты из собрания Музея старобелорусской культуры Центра иссле-

дований национальной культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Среди экспонатов был представлен и слуцкий пояс, датируемый второй половиной XVIII века, найденный в костеле города Глубокое Витебской области. Он и послужил основным источником вдохновения для коллекции. Один из рисунков панно выполнен в материале и внедрен в производство (рис. 7).

Рисунок 7 - Эскиз декоративного панно

Композиция и элементы панно максимально приближены к композиционному решению концов исторического пояса. Мотивы аутентичного пояса лишь немного переработаны, сохраняя общую композицию головы слуцкого пояса и свойственную ей пластику. Эскиз имеет статичную симметричную композиционную структуру. Центром панно являются два основных вертикальных мотива в виде расцветающих ветвей, которые образуют два медальона. Окружают центр композиции два вертикальных и два горизонтальных бордюра, на которых изображены стилизованные цветы, бутоны и ветви. Объединяющими элементами являются небольшие листочки и точки, которые расположены по центру и краям основного поля, окаймленного бордюрами. В нижних правом и левом углах каждого из панно присутствует изображение ткацкой метки SЬUCK.

Альтернативным вариантом использования панно может быть предложение его в качестве декора одежды, аксессуаров или мебели. Строение панно аналогично историческому поясу - две системы нитей основы и шесть систем нитей утка. На поверхности изделия присутствует 11 цветовых и ткацких эффектов.

Все представленные образцы штучных изделий внедрены в производство и выпускаются на РУП «Слуцкие пояса».

Разработанная продукция направлена на создание белорусского национального культурного бренда, символа, который можно тиражировать в различных вариациях, параллельно с возрождением аналогов аутентичных слуцких поясов, развивая ассортимент сувенирной продукции. Назначение разработанного ассортимента штучных изделий - определить вид сувенирной продукции, призванной напоминать о художественных шедеврах прошлого белорусской земли [12].

Отношение к слуцким поясам должно не ограничиваться музейной и искусствоведческой ветвями, а основываться на принципе диалога истории и современности. Возвращение древних памятников отечественного художественного ткачества к новой жизни не может основываться только на простом копировании и повторении первообразов. В настоящее время любые изделия по мотивам слуцких поясов очень востребованы и стремительно набирают былую популярность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казарновская, Г. В. Технология слуцких поясов на современном ткацком оборудовании / Г. В. Казар-новская // Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой : международная научная конференция, Минск, 9-11 октября 2012 г. - Минск, 2012. - С. 217-221.

2. Лазука, Б. А. Слуцкие пояса: возрождение традиций / Б. А. Лазука. - Минск : Беларусь, 2013. - 127 с.

3. Слуция паясы i лтгурпчнае аддзенне : каталог выстауш / аутары тэкстау, склад. Эва Арл1ньска-Мяноуска [i шш.] ; фота П. Лпер, Д. Казлоу. - Мшск : Першая узорная друкарня, 2014. - 81 с.

4. Слуцшя паясы // Спадчына. - 1997. - № 3. - С. 140-142.

5. Казарновская, Г. В. Разработка технологии исторического аналога лионского пояса / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович // Материалы докладов 47 международной научно-технической конференции преподавателей и студентов / УО «ВГТУ». - Витебск, 2014. - С. 390-392.

6. Казарновская, Г. В. Особенности структуры лионского пояса / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович // Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности : материалы докладов международной научно-технической конференции, 26-27 ноября 2014 г. / УО «ВГТУ». - Витебск, 2014. - С. 157-159.

7. Казарновская, Г. В. Производство слуцких поясов на современном ткацком оборудовании / Г. В. Ка-зарновская, Н. А. Абрамович // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2015.

- Вып. 28. - С. 71-78.

8. Казарновская, Г. В. Реконструкция кунтушевого слуцкого пояса из собрания национального музея в Варшаве / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович // Новое в технике и технологии в текстильной и легкой промышленности : материалы докладов международной научно-технической конференции, Витебск, 25-26 ноября 2015 г. / УО «ВГТУ». - Витебск, 2015. - С. 50-52.

9. Казарновская, Г. В. Возрождение технологии изготовления слуцких поясов / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович // Сб. тезисов по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного дизайна», 20 апреля 2018 г. : в 2 т. Т. 2. - Киев : КНУТД, 2018. - С. 292-295

10. Казарновская, Г. В. Возрождение уникального феномена белорусского народного творчества - слуцких поясов / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК - 2018) : сборник материалов межвузовской (с международным участием) молодёжной научно-технической конференции. - Иваново : ИВГПУ, 2018. - С. 355-357.

11. Казарновская. Г. В. Современная трактовка мотивов слуцких поясов в сувенирной продукции / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович // Тезисы докладов III Международной научно-практической конференции «Современное состояние легкой и текстильной промышленности: инновации, эффективность, экологичность».

- Херсон, 2017. - С. 129-131.

12. Kazamovskaya, G. V. Revival of technologies and traditions of manufacturing slutsk belts and development of production of national souvenir products / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich // Education and science in the 21st century: articles of the International Scientific and Practical Conference, Vitebsk, October 31, 2017 / Vitebsk State Technological University. - Vitebsk, 2017. - Р. 48-51.

REFERENCES

1. Kazarnovskaya, G. V. Technology of Slutsk belts on modern weaving equipment / G. V. Kazarnovskaya // Art culture of Armenian communities on the lands of Rzeczpospolita: international scientific conference, Minsk, October 911, 2012. - Minsk, 2012. - P. 217-221.

2. Lazuka, B. Slutsk belts: the revival of traditions / B. Lazuka. - Minsk : Belarus, 2013. - 127 p.

3. Slutsk belts and the liturgical office: catalogue of exhibition / the authors of the texts composition Eva Orlin-ski-Manowska [et al.]; photo by P. Liger, D. Kozlov. - Minsk : first model printing house, 2014. - 81 p.

4. Slutsk belts // heritage. - 1997. - № 3. - P. 140-142.

5. Kazarnovskaya, G. V. Development of technology of the historical analogue of the Lyon belt / G. V. Ka-zarnovskaya, N. A. Abramovich // Proceedings of the reports of the 47th international scientific and technical conference of teachers and students / EI «VSTU». - Vitebsk, 2014. - P. 390-392.

6. Kazarnovskaya, G. V. Features of the structure of the Lyon belt / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich // Innovative technologies in the textile and light industry: materials of reports of the international scientific and technical conference, November 26-27, 2014 / EI «VSTU». - Vitebsk, 2014. - P. 157-159.

7. Kazarnovskaya, G. V. Production of Slutsk belts on modern weaving equipment / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich // Bulletin of the Vitebsk State Technological University. - 2015. - Vol. 28. - P. 71-78.

8. Kazarnovskaya, G. V. Reconstruction of the Slutsk belt from the collection of the National Museum in Warsaw / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich // International scientific-technical conference "New in technology and technology in textile and light industry", EI «VSTU». - Vitebsk, November 25-26, 2015.

9. Kazarnovskaya, G. V. Revival of manufacturing technology of Slutsk belts / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich // Sat Abstracts on the materials of the international scientific-practical conference «Actual problems of modern design», April 20, 2018 : in 2 vol. Vol. 2. - Kiev : KNUTD, 2018. - P. 292-295

10. Kazarnovskaya, G. V. Revival of the unique phenomenon of the Belarusian folk art - the Slutsk belts / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich // Young scientists - to the development of the National Technology Initiative (SEARCH - 2018) : collection of materials inter-university (with international participation) youth scientific and technical conference. - Ivanovo : IVGPU, 2018. - P. 355-357

11. Kazarnovskaya, G. V. Modern interpretation of the motives of Slutsk belts in souvenirs / G. V. Ka-zarnovskaya, N. A. Abramovich // Abstracts of the reports of the III International Scientific and Practical Conference "The Modern State of the Light and Textile Industries: Innovations, Efficiency, Sustainability". - Kherson, 2017. - P. 129-131.

12. Kazarnovskaya, G. V. Revival of technologies and traditions of manufacturing souvenir products / G. V. Ka-zarnovskaya, N. A. Abramovich // Education and science in the 21st century: articles of the International Scientific and Practical Conference, Vitebsk, October 31, 2017 / Vitebsk State Technological University. - Vitebsk, 2017. - P. 48-51.

SPISOK LITERATURY

1. Kazarnovskaja, G. V. Tehnologija sluckih pojasov na sovremennom tkackom oborudovanii / G. V. Ka-zarnovskaja // Hudozhestvennaja kul'tura armjanskih obshhin na zemljah Rechi Pospolitoj : mezhdunarodnaja nauchna-ja konferencija, Minsk, 9-11 oktjabrja 2012 g. - Minsk, 2012. - S. 217-221.

2. Lazuka, B. A. Sluckie pojasa: vozrozhdenie tradicij / B. A. Lazuka. - Minsk : Belarus', 2013. - 127 s.

3. Sluckija pajasy i liturgichnae addzenne : katalog vystayki / aytary tjekstay, sklad. Jeva Arlin'ska -Mjanoyska [i insh.] ; fota P. Liger, D. Kazloy. - Minsk : Pershaja uzornaja drukarnja, 2014. - 81 s.

4. Sluckija pajasy // Spadchyna. - 1997. - № 3. - S. 140-142.

5. Kazarnovskaja, G. V. Razrabotka tehnologii istoricheskogo analoga lionskogo pojasa / G. V. Kazarnovskaja, N. A. Abramovich // Materialy dokladov 47 mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii prepodavatelej i stu-dentov / UO «VGTU». - Vitebsk, 2014. - S. 390-392.

6. Kazarnovskaja, G. V. Osobennosti struktury lionskogo pojasa / G. V. Kazarnovskaja, N. A. Abramovich // In-novacionnye tehnologii v tekstil'noj i legkoj promyshlennosti : materialy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, 26-27 nojabrja 2014 g. / UO «VGTU». - Vitebsk, 2014. - S. 157-159.

7. Kazarnovskaja, G. V. Proizvodstvo sluckih pojasov na sovremennom tkackom oborudovanii / G. V. Kazarnovskaja, N. A. Abramovich // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. - 2015. -Vyp. 28. - S. 71-78.

8. Kazarnovskaja, G. V. Rekonstrukcija kuntushevogo sluckogo pojasa iz sobranija nacional'nogo muzeja v Var-shave / G. V. Kazarnovskaja, N. A. Abramovich // Novoe v tehnike i tehnologii v tekstil'noj i legkoj promyshlennosti : materialy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, Vitebsk, 25-26 nojabrja 2015 g. / UO «VGTU». - Vitebsk, 2015. - S. 50-52.

9. Kazarnovskaja, G. V. Vozrozhdenie tehnologii izgotovlenija sluckih pojasov / G. V. Kazarnovskaja, N. A. Abramovich // Sb. tezisov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy sovremennogo dizajna», 20 aprelja 2018 g. : v 2 t. T. 2. - Kiev : KNUTD, 2018. - S. 292-295

10. Kazarnovskaja, G. V. Vozrozhdenie unikal'nogo fenomena belorusskogo narodnogo tvorchestva - sluckih pojasov / G. V. Kazarnovskaja, N. A. Abramovich // Molodye uchenye - razvitiju Nacional'noj tehnologicheskoj ini-ciativy (POISK - 2018) : sbornik materialov mezhvuzovskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) molodjozhnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. - Ivanovo : IVGPU, 2018. - S. 355-357.

11. Kazarnovskaja. G. V. Sovremennaja traktovka motivov sluckih pojasov v suvenirnoj produkcii / G. V. Kazarnovskaja, N. A. Abramovich // Tezisy dokladov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sov-remennoe sostojanie legkoj i tekstil'noj promyshlennosti: innovacii, jeffektivnost', jekologichnost'». - Herson, 2017. -S. 129-131.

12. Kazarnovskaya, G. V. Revival of technologies and traditions of manufacturing slutsk belts and development of production of national souvenir products / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich // Education and science in the 21st century: articles of the International Scientific and Practical Conference, Vitebsk, October 31, 2017 / Vitebsk State Technological University. - Vitebsk, 2017. - P. 48-51.

Статья поступила в редакцию 30.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.