Научная статья на тему 'Композиционные особенности традиционного бурятского костюма'

Композиционные особенности традиционного бурятского костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1911
837
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бурятский костюм / декор / Композиция / орнамент / Семантика / традиции / ЦВЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андрейко Юлия Сергеевна

Статья посвящена исследованию принципов композиционного решения бурятского костюма прослеживаются взаимосвязи на уровне структурных элементов композиции и целого. Рассматривается семантическая и художественная согласованность мужского и женского костюмов, костюмов семьи в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиционные особенности традиционного бурятского костюма»

Terra Humana

168 УДК 74 ББК 82.12

Ю.С. Андрейко

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО БУРЯТСКОГО КОСТЮМА

Статья посвящена исследованию принципов композиционного решения бурятского костюма; прослеживаются взаимосвязи на уровне структурных элементов композиции и целого. Рассматривается семантическая и художественная согласованность мужского и женского костюмов, костюмов семьи в целом.

Ключевые слова:

бурятский костюм, декор, композиция, орнамент, семантика, традиции, цвет.

Сегодня, после почти векового перерыва, традиционный костюм вновь входит в повседневный обиход, становится своеобразным символом возрождения этнокультурных традиций народов Сибири. За последние два десятилетия окрепли и получили серьезное развитие такие направления как реконструкция традиционного костюма, создание театрального бурятского костюма, создание современного повседневного и праздничного, а также авторского костюма с использованием национальных традиций. Для успешного функционирования этих направлений художественного творчества необходимо тщательное изучение семантики костюма в ее взаимосвязи с законами композиции, что позволит лучше понять наследие традиционной культуры.

Силуэт традиционного бурятского костюма по форме напоминает трапецию; это обусловлено тем, что полуприлегающая к фигуре одежда с расширенным книзу подолом была удобна в быту и для верховой езды. Головной убор восточных бурят был конусообразным, тем самым, подчиняясь общему силуэту и усиливая трапециевидную форму. Бурятскому костюму свойственны: оправданная кочевым образом жизни лаконичность форм, естественная связь цвета и декора с назначением деталей и их символикой [7, с. 112]. Формы одежды, обуви, головных уборов не монолитны, а, как правило, состояли из целого ряда составных частей. Их расчлененность была обусловлена строением тела человека и его динамикой, связана с технологией изготовления и особенностями материала.

Конструкция костюма создается из отдельных частей или объектов. Линии, по которым проходит сопряжение - швы, прорези, вытачки. В традиционном бурятском костюме места соединения лифа с низом платья, рукавов в области плеча и локтя, швы на головном уборе и обуви всегда декорировались контрастной тесь-

мой, поскольку считалось, что, если целостность ткани была нарушена, через швы могут проникнуть злые духи. Этот способ декорирования придавал костюму линейную конструктивность.

Масштаб элементов и деталей костюма в целом соразмерен человеческому телу, однако для бурятского костюма характерны монументальность формы, крупные членения и локальность цветовых пятен. Укрупненными были и украшения.

Композиция традиционного бурятского костюма статична и подчинена вертикально-горизонтальному членению, описываемому как структура мирового древа. Верхнему миру соответствовал головной убор, среднему - верхняя одежда, нижнему - обувь. Сам человек выступал отражением и воплощением структуры мирового древа - позвоночник ассоциировался с мировым столпом, опорой мира. Халат как модель являлся связующим звеном между Небом - Творцом и Матерью - Землей, а безрукавка - его защитой, «оберегом» [6, с. 39]. В женском костюме безрукавка наделялась магической охранной функцией. Считалось, что она защищает самые значимые участки тела - молочные железы.

Горизонталь в женском костюме подчеркивалась краем платья, полосами декора по нижнему краю безрукавки, по манжетам, линии пояса, по вороту, на головном уборе. Вертикаль - передним краем безрукавки, линией силуэта от плеча до подола, свисающими украшениями - коралловыми подвесками, монетками, пуговицами, косами в накосниках, поясными украшениями, конусообразным головным убором. В мужском костюме горизонталь выделялась околышком шапки, поясом, манжетами, верхним краем одежды, вертикаль подчеркивалась в основном головным убором, свисающими концами пояса, и предметами, прикрепленными к нему - ножом и огнивом.

Интересно, что в халатах южных и хоринских бурят прослеживалась только вертикаль, а в одежде западных бурят была представлена еще и горизонталь, где «север» и «юг» - это переднее и заднее полотнище, «восток» и «запад» - левый и правый рукава, а лиф - место пересечения вертикальной и горизонтальной плоскости - центр. Диагонали в крое костюма практически отсутствовали, динамика создавалась только декором на груди (эн-гэре), расположенном от пояса до плеча, с правого нижнего угла на левый верхний. Три ступени энгера создавали диагональное движение.

В бурятском костюме четко прослеживалась зеркальная симметрия - образец устойчивости, соразмерности и целесообразности. Асимметрия проявлялась только в ступенчатом декоре на груди и в запахе полы на одну сторону.

По представлениям западных бурят на западе жили добрые боги (Тэнгери), а на востоке - злые, и это, предположительно, нашло отражение в запахе левой полы на правую. Застегивая одежду слева направо, человек защищал себя от злых духов, а, расстегивая, - открывался западу - добрым духам, и при этом оставался закрытым от востока.

При запахе левой полы на правую образовывался карман, что было удобно в быту и давало возможность правой рукой класть и доставать вещи из-за пазухи, кроме этого глубокий запах помогал лучше сохранить тепло.

Ритм в женском костюме задавался полосами разной толщины контрастного по цвету и фактуре материала. Они располагались по низу платья, шубы, безрукавки, рукавов, в области локтя и плеча, по краям полочек, нашивались в форме ступеней на груди. Такое членение женского костюма было не случайно, так как девичий костюм был (как и мужской) - цельнокроеный, что указывало на принадлежность девушки к роду отца, а после свадьбы женщина проходила обряд инициации - ритуальной смерти и нового рождения, уже в семье мужа. Ее костюм как бы «расчленяли» и «соединяли» заново. Поэтому костюм замужней женщины шился не из одного, а из нескольких кусков ткани [3, с. 56].

Для изготовления платьев часто использовались ткани, привозимые из Китая, вышитые ажурным ритмически повторяющимся геометрическим или растительным орнаментом. Ритм в украшениях и орнаментах был тесно связан с символикой чисел. Так, единица - это единое

целое; число два символизировало дуальность мира; три - трехчастное членение мира (верхний, средний и нижний); четыре - стороны света; пять - стороны света и человека в центре. Восемь и девять - означали солнце и луну. Солнце изображали восьмью концентрическими кругами, а луну девятью. Девять - мужское начало, восемь - женское. [4, с. 115].

Для бурятского костюма было свойственно сочетание в одном изделии большого количества разнофактурных материалов, создававших контраст - мягкий блестящий шелк соседствовал с рельефной фактурой меха, изысканная парча удачно сочеталась с плотным сукном и глубоким тоном бархата.

Важным аспектом композиции являлся цвет, причем, важен был не только цвет одежды, но и цвет обуви, головного убора, пояса и других предметов, дополняющих костюм. В мужском костюме преобладали синие, черные, коричневые, темнозеленые, иногда бордовые цвета; в женском костюме - голубые, светло-зеленые, красные, бирюзовые, изумрудные, синие и бордовые. Костюмы девушек шили из голубой, светло-зеленой или белой ткани, замужних женщин - из контрастных красных, бирюзовых, изумрудных, синих и бордовых тканей. В костюме пожилых женщин преобладали цвета сдержанные: коричневые, темно-бордовые, темно-зеленые, темно-синие.

Сочетание цветов часто было основано на эффекте резкого противопоставления черного и белого, синего и красного, красного и белого. Можно сказать, что одним из традиционных принципов цветовой организации костюма являлся принцип контрастности. Чаще всего в женском костюме основные цвета халата (платья) и безрукавки обогащались двумя-тремя дополнительными цветами декора и украшений. Халат являлся фоном для безрукавки, а она, в свою очередь, служила фоном для вышивки, нашивок и, конечно же, для украшений.

У предбайкальских бурят излюбленными цветами женского костюма были охристые и коричневые, для отделки использовались полосы желтого, красного и синего цветов. В Забайкалье преобладал синий цвет костюма с декоративной трехцветной отделкой черным, красным и желтым.

Композиционно организованная форма костюма обязательно должна иметь композиционный центр - место сосредоточения основных важнейших связей между всеми элементами, акцент или доминанта в це-

Общество

Terra Humana

17G

лостной композиции. В бурятском женском костюме эту роль играли украшения.

Выделение композиционного центра в костюме символично выражало мировоззренческие представления, обусловленные мифологической семантикой. Композиционные акценты (украшения) располагались в районе наиболее значимых женских органов (в области груди, в районе живота и ниже), защищали владелицу от злых духов, это было связано с репродуктивной магией, направленной на обеспечение молодой женщины плодовитостью на сакральном уровне, а также отображало космологические идеи о структуре мира.

Смысловой и композиционный центры в традиционном женском костюме объединялись в один. В костюме восточных буряток центр - это особое украшение, серебреная ладанка в виде круга или прямоугольника - (гуу); у западных бурят - это центральная круглая бляха (холоопши). И гуу, и холо-опши располагались в области солнечного сплетения - там, где помещалась душа, жизненные силы, дыхание. Часто появлялся второй центр - это серебряное навершие головного убора (дэнзэ), украшенное красным кораллом, оно символизировало солнце, а так же сообщало о социальном статусе. Роль второго композиционного центра мог играть крупный камень на повязке (дару-улге), напоминающей высокую корону, по цвету отличавшийся от остальных камней и расположенный в середине лба - там, где концентрируется сознание, мысли. Таким образом, композиционные центры совпадали с самыми значимыми участками тела и символизировали сущность человека (душу) и ее проявление в мире (сознание). Семантические доминанты были воплощены художественными средствами, делая костюм произведением декоративно-прикладного искусства.

В мужском костюме композиционным центром был пояс - одно из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства. К поясу прикреплялись нож, огниво, кисет с трубкой.

Ярко были выражены цветовые акценты в мужском костюме восточных бурят -это красная нить на головном уборе, контрастные полосы энгэра, пояс.

Декорировали костюм особой отделкой - вышивкой (тамбурным швом, крестом, гладью, стебельчатым швом), аппликацией (из ткани, меха, тесьмы, бахромы), нашивками (пуговиц, монет, полудрагоценных камней). Цвет декора, как правило, был контрастным по отношению к фону. Так, например, вышивка выполнялась в основ-

ном желтыми, оранжевыми, красными и зелеными шелковыми нитками по темному фону черного бархата, густо-синего плиса, темно-зеленого сукна, благодаря чему орнаментальные композиции имели простое и ясное решение. Функциональным назначением орнаментов и узоров были: защита, благие пожелания и украшение.

Мужской костюм отличался от женского скупым декором, наличием пояса, небольшим количеством украшений (накос-ные серебряные пластины с коралловыми вставками, кольца и перстни, кисет для табака, трубка, приборы для чистки трубки и нож в ножнах). Конструкция мужского костюма на протяжении всей жизни не менялась, возраст подчеркивался лишь цветом ткани.

Как женщины, так и мужчины носили украшения, которые играли роль амулетов-оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой. Особо ярко это прослеживалось в костюме замужней женщины.

Украшения были разнообразные - головные, накосные, ушные, височные, височно-нагрудные, наплечные, поясные и для рук. Композиционно они подчеркивают вертикальную ось костюма, придавая ему дополнительную стройность.

Бляхи и подвески украшений, как мужских, так и женских, тяготели к замкнутым формам круга, полусферы, как в общей композиции, так и в различных её фрагментах и деталях. Возможно, это было связано с символикой сферы, как небосвода, верхушек сопок, солнца.

Традиционный бурятский костюм был рассчитан на несколько планов восприятия, что характерно для культуры кочевых племен. При взгляде на человека с дальнего расстояния костюм был виден целиком, считывалась общая о нем информация - силуэт, форма, цвет. При приближении поле зрения сужалось, зато появлялась возможность рассмотреть детали, орнамент, нашивки. Во время общения внимание сосредотачивалось на лице собеседника, которое в женском костюме обрамляли украшения - навершие и бусины на даруулге сверху, гуу или ряды хоолоп-ши снизу, коралловые низки, накосники, круглые бляхи с боков. Движение взгляда здесь напоминало путешествие из макрокосмоса в микрокосмос, от общей картины мира к внутренней сути человека.

Рассматривая украшение или орнамент мы обнаружим те же композиционные принципы - наличие центра, симметрию, конт-

Костюм западных бурят XIX в. (рисунок автора)

Костюм восточных бурят XIX в. (рисунок автора)

Костюм девушки (восточные буряты) (рисунок автора)

Общество

Terra Humana

раст цветовых сочетаний и т. д. Отдельные элементы традиционного костюма усиливали действие всего образа и смысла в целом. Они были объединены своим практическим назначением, стилевым решением и, в то же время, общим семантическим значением.

Мужской и женский костюм композиционно взаимно дополняли друг друга. По силуэту костюмы были схожи - цельны, монолитны, имели трапециевидную форму, но по внутреннему заполнению они были контрастны - женский сложносоставной, дробный, а мужской - цельный, локальный. Дробность женского подчеркивалась многокомпонентностью одежды, кроем (одежда отрезная по талии, составные рукава), декором. Цвета мужского бурятского костюма были темными, а женского - яркими и насыщенными.

Противопоставление и взаимообога-щение двух костюмов происходило и на сакральном уровне, как взаимосвязи двух противоположностей - Неба и Земли, хаоса и порядка, общего и частного; считалось, что на таком взаимодействии строились все законы Вселенной.

Детский костюм по крою был подобен мужскому и так же локален по цвету. В то же время, по величине он небольшой, поэтому по размеру элементов одежды он был ближе к женскому. Иными словами, детский костюм являл собой нечто среднее между мужским и женским. На сакральном уровне ребенок имел связь с Верхним миром, откуда недавно и пришел, в отличие от взрослых, прошедших инициацию и твердо стоящих на земле. Получается, что к диалектическому противопоставлению мужского и женского костюма в горизонтальной плоскости, добавляется вертикаль,

верхняя точка которой, - детский костюм, а нижняя - костюм старухи (костюм мужчины с возрастом не менялся), т.е. пожилого человека, готовящегося перейти в Нижний мир и стать Предком. Таким образом, костюмы одной семьи образовывали ансамбль, объединенный общим пластическим решением и семантическим смыслом, и, в то же время, каждый из них нес индивидуальную информационную нагрузку.

Когда собирались члены целого рода (во время праздников или ритуалов), система взаимодействия костюмов значительно усложнялась. Системообразующим элементом выступал центр, вокруг которого, как будто концентрическими кругами, группировалось окружение. Например, во время свадьбы центром являлись молодожены, вторые по значимости были их родители и т.д. На ежегодных праздниках организующим центром был глава рода, далее шли старейшие и знатные мужчины, их семьи, и т.д. Из общего ансамбля также можно выделять отдельные группы костюмов, к примеру, по половому, возрастному или имущественному признаку. Такие группы вступают в диалог уже как структурные единицы. Продолжая аналогию графического отображения семантического и композиционного взаимодействия костюмов, можно сказать, что к горизонтали и вертикали добавляется новая координата пространства, и система становится трехмерной.

Проанализировав традиционный костюм бурят, можно сделать вывод, что композиция традиционного костюма бурят в своей основе имеет принцип совпадения художественного, утилитарного, семантического аспектов, составляющих неразрывное (синкретичное) целое.

Список литературы:

[1] Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. - 144 с.

[2] Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М.: Наука, 1988. - 200 с.

[3] Николаева Д.А. Отражение возрастного статуса в женской одежде восточных бурят // Мир Центральной Азии: Культурология. Философия. Источниковедение Материалы междунар. науч. конф. -Улан-Удэ, 2002. -52-58 с.

[4] Обряды в традиционной культуре бурят / Отв. ред. Т.Д. Скрынникова: Российская академия наук, Сибирское отд-ние, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. - М. : Восточная литература, 2002 - 220 с.

[5] Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары : Учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Триада плюс, 2002. - 311 с.

[6] Самбуева СБ. Символика традиционного бурятского женского костюма. - Улан-Удэ: Изд- во Бурят. госуниверситета, 2004. - 90 с.

[7] Санжеева Л.В. Модель мира в традиционной культуре бурят Х1Х-ХХ вв. - Улан-Удэ, 2006 - 195 с.

[8] Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. - Новосибирск: Наука, 1988. -106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.