Научная статья на тему 'Композиционные особенности архитектуры советского неоклассицизма(на примере Свердловска)'

Композиционные особенности архитектуры советского неоклассицизма(на примере Свердловска) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
980
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ / КОМПОЗИЦИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ / SOVIET NEOCLASSICISM / COMPOSITION / REGULARITIES OF FORMATION / HERITAGE MONUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иовлева Елена Валентиновна

В статье рассматриваются закономерности композиции архитектурных объектов неоклассицизма 1930-1950-х годов и особенности их формирования на примере г. Свердловска. Автором выявлены тенденции и своеобразный стиль композиционного мышления архитекторов данного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONAL CHARACTERISTICS OF THE ARCHITECTURE OF THE SOVIET NEOCLASSICISM (ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK)

The article discusses the patterns of the composition of architectural objects neoclassical 1930‘s 1950‘s and peculiarities of their formation on the example of Sverdlovsk. The author identified trends and distinctive style of compositional thinking architects of this period.

Текст научной работы на тему «Композиционные особенности архитектуры советского неоклассицизма(на примере Свердловска)»

УДК 72.01 ИОВЛЕВА Е. В.

Композиционные особенности архитектуры советского неоклассицизма (на примере Cвердловска)

В статье рассматриваются закономерности композиции архитектурных объектов неоклассицизма 1930-1950-х годов и особенности их формирования на примере г. Свердловска. Автором выявлены тенденции и своеобразный стиль композиционного мышления архитекторов данного периода.

Ключевые слова: советский неоклассицизм, композиция, закономерности формообразования, культурно-историческая ценность памятников архитектуры.

IOVLEVA E. V.

COMPOSITIONAL CHARACTERISTICS OF THE ARCHITECTURE OF THE SOVIET NEOCLASSICISM (ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK)

The article discusses the patterns of the composition of architectural objects neoclassical 1930's — 1950's and peculiarities of their formation on the example of Sverdlovsk. The author identified trends and distinctive style of compositional thinking architects of this period.

Keywords: soviet neoclassicism, composition, regularities offormation, heritage monuments.

Иовлева Елена

Валентиновна

кандидат архитектуры, доцент ФГОУ ВПО УралГАХА, доцент кафедры основ архитектурного проектирования

e-mail: viovlev@mail.ru

«Прошлое — трамплин для будущего», — утверждал Кендзо Танге [1, 410]. Эта фраза становится одной из доминант архитектурного сознания современной России. Знаковым явлением, подтверждающим ее, послужила расчистка комплекса ВДНХ от рыночного мусора и курс на восстановление изначальной культурной, функциональной и символической роли этого шедевра сталинской эпохи. Архитектурные памятники минувших лет ценны не только как составляющие мировой культуры [2]. История их формирования демонстрирует особенности изменения ценностей архитектурной профессии. Эти ценности проявлялись в стиле композиционного мышления, в методах и приемах формообразования.

Изучению особенностей советской неоклассики посвящено немало работ. В них рассматривается творчество отдельных мастеров, влияние идеологии, закономерности развития архитектуры столичных городов [2-4]. Однако вопросам изучения характерных для данного стиля композиционных приемов и методов в региональной архитектуре уделено недостаточное внимание.

Цель данной статьи — раскрыть композиционные закономерности архитектуры советского неоклассицизма и особенности их формирования на примере Свердловска 1930-1950-х гг.

Указанные особенности развивались под прямым влиянием социально-экономических факторов. В частности, в Свердловске архитектура неоклассицизма в предвоенные годы развивалась неравномерно, с отставанием от столицы и имела свои отличия [5]. Это проявилось, прежде всего, в установке власти на диспропорциональное увеличение доли промышленной инфрастуктуры по сравнению со сферой гражданского строительства, а также характерной для региона необходимости экономии средств, противоречащей пышности и помпезности стиля, приведшей к сосуществованию «дворцов» и трущоб в виде жилых бараков. Слабая в ряде случаев подготовка архитекторов, искреннее увлечение конструктивизмом, нежелание менять стиль работы, а также общий темп развития профессионального сознания вели к торможению в становлении и утверждении стиля.

28

© Иовлева Е. В., 2015

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2015

Иллюстрация 1. Городская клиническая больница № 1 г. Сверд- Иллюстрация 2. Городская клиническая больница № 1. 2014 г ловска. 1940-е гг. Арх.: А. И. Югов, Г А. Голубев Арх.: А. И. Югов, Г А. Голубев. Фото Е. В. Иовлевой

Инерция реального проектно-строительного процесса поддерживалась разрывом во времени, требующемся для формирования общественного и профессионального архитектурного сознания. Это разрывы, необходимые для отражения идеологической программы — в проектной и, соответственно, проектной программы — в программе реализации (строительства). В то же время командный стиль управления способствовал ускоренному внедрению новых для того времени подходов к формированию архитектурной среды. Данное обстоятельство приводило к тому, что архитектурно-художественное решение объектов изменялось в процессе строительства. В Свердловске появилось много зданий, несущих черты конструктивизма и неоклассицизма. Развитие стиля неоклассицизм в архитектуре проходило волнообразно: первая довоенная волна — это фазы экспансии и утверждения стиля; период войны — пауза; вторая волна — фазы послевоенного расцвета и затухания. За это время сформировались и ярко проявились особенности стиля, способствовавшие тому, что памятники советской неоклассики до сих пор формируют основу облика города. Эти объекты представлены в разных типах жилых, общественных и производственных зданий (Иллюстрации 1-3).

С созданием и работой местного отделения Союза советских архитекторов архитектурная деятельность стала постепенно восприниматься как работа по организации целостной пространственной среды, начиная с генплана города и заканчивая отдельной деталью. Можно говорить о тенденции формирования комплексного подхода к развитию застройки Свердловска уже в тот пе-

риод. Следствием этого стало формирование архитектурных ансамблей в центральных частях города и его районов.

Непреходящая ценность архитектурных ансамблей этого периода связана не только с их культурно-историческим потенциалом, но и с обогащением палитры профессиональных средств. Вопросы разработки композиции архитектурных объектов занимали ведущее место в деятельности свердловских архитекторов в 1930-1950-е гг. Это создание сооружений в соответствии с требованиями образности и выразительности, композиционного совершенства, целостности, синтеза искусств.

Данные тенденции формирования архитектурных объектов социалистического неоклассицизма в конкретных условиях г. Свердловска 1930-1950-х гг. проявились много-планово. Они отразили как общие, универсальные композиционные особенности стиля, так и местные, региональные. Среди общих закономерностей необходимо выделить, прежде всего, иерархичность, представительность, монументальность, декоративность, ансамблевость и театральность.

Иерархичность в архитектуре рассматриваемого стиля начала проявляться на поздних этапах развития, когда началась широкая комплексная застройка. Дифференцировались общественные пространства: проспекты, улицы, площади, бульвары, скверы. Главный проспект — улица Ленина получила композиционное завершение соответствующим стилю приемом — замкнутой статичной перспективой. С одной стороны проспект замкнули площадь и здание УПИ, с другой — площадь Коммунаров. Главная площадь города была

в 1954 г. акцентирована многоярусной башенной композицией здания горсовета (Иллюстрация 1). Площади районного значения выделяются соответствующей застройкой, в которой доминируют дворцы культуры или административные здания. К этим сооружениям, как правило, ведут главные улицы районов. Так реализуется принцип представительности.

Среди приемов создания композиции объектов выделяются такие, как создание и четкое выявление осей, акцентирование входов порталами, применение элементов ландшафтной архитектуры и скульптуры. Важным приемом стало использование крупного масштаба и массивных форм при разработке общественных зданий, что повышало монументальность этих объектов по сравнению с жильем. В композиционных решениях наблюдается тяга к классической тектонике фасадов: появляется крупный ордер с высотой колонн в несколько этажей (здание Уральского индустриального института (ныне УрФУ) (Иллюстрация 2).

Декоративность реализовывалась в полном соответствии с принципом иерархичности и представительности. Здания и комплексы общегородского значения декорировались не только более богато, но и с соответствующей символикой государственной власти и атрибутами классических форм. Для важных государственных учреждений — это более сложные и значимые символы: государственные гербы и другие геральдические формы, элементы коринфского и композитного ордеров. Основу декора составляли детали ордерных систем, фактурно обработанные поверхности, скульптурные барельефы, орнаменты, выполненные на основе интерпретации клас-

Иллюстрация 3. Гостиница «Мадрид» на Уралмаше. 1937 г. Иллюстрация 4. Кинотеатр «Темп». 1940-е гг. Интерьеры архи-

Арх.: В. В. Безруков, П. В. Оранский тек-гора М. В. рейшера

сических форм. На уровне локальных построек, чаще всего жилых комплексов, декоративность выражалась с демонстративной нарочитостью: фасады, выходящие на улицы и проспекты, имели богатую деталировку и качественную отделку, чаще всего — декоративной штукатуркой, а дворовые фасады имели аскетичный вид или вовсе не оштукатуривались. Декоративность и «фасадность» стали отражением идеологии и политики, экономики и уровня строительного производства: дворцы культуры соседствовали с жилыми бараками, помпезный пышно декорированный фасад — со скромной отделкой интерьеров, декоративная лепнина на главном фасаде — с неоштукатуренными поверхностями дворовых фасадов.

Декоративность стиля напрямую указывала на его театральность. В композиции комплексов просматривается определенная, связанная с конкретной функцией сценарность, а участникам большого спектакля жизни отводилась каждому своя роль; кому — главного героя, кому — статиста, а кому и зрителя. Архитектурное пространство стало пространством представлений. Особое внимание на этой архитектурной сцене уделялось организации движения — процессиям: процессия-демонстрация перед зданием горсовета, процессия-подход к одному из крупнейших в стране вузу — Уральскому индустриальному институту (ныне УрФУ).

Театральность архитектуры неоклассицизма напрямую связана с ее многозначностью, присутствием элементов мистификации. Например, бани на ул. Первомайской имеют необычно экстравагантный фасад (Иллюстрация 3). Пышнотелые прянично-лубочные формы гротескного плана отражают явно ироническое отношение авторов к происходящему внутри храма чистоты процессу. Момент игры и мистификация, свойственная данному стилю, проявляется многопланово: это гипертрофированные по сравнению с классическими постройками пропорции и масштаб, декоративно-наигранная тектоничность и почти бутафорская пластика.

В отличие от предыдущих особенностей неоклассицизма реализация принципа ансамблевости оказалась для архитектуры Свердловска 1930-1950-х гг. практически недостижимой. О реализации этой идеи на уровне города (вспомним идею И. В. Жолтовского о городе-ансамбле) не могло быть и речи по известным причинам экономического и социально-политического плана. На уровне отдельных комплексов помешали те же причины, а также отсутствие единовременности в реализации замыслов зодчих, слабая материально-строительная

база, недостаточная развитость всех средств организации среды: материально-конструктивных, изобразительных, декоративных. Это заметил Я. А. Корнфельд и отразил в докладе на собрании свердловских архитекторов: «Самое больное место Свердловска — полное отсутствие чувства ансамбля для каждой отдельной застройки, полное отсутствие связи между общими задачами города и каждой отдельной застройки» [5, 45]. В то же время в тогдашнем Свердловске можно видеть отдельные комплексы с признаками ансамблевости. Это, прежде всего, упомянутый комплекс УрФУ на проспекте Ленина, детский дом «Исток» в поселке Кольцово, Центральный парк культуры и отдыха, городской стадион, предза-

Иллюстрация 5. Фойе кинотеатра «Темп».

ШЬ: Шр//ос1|^ап.пе1/рю18/рИо1оДеес1 (дата обращения: 01.12 .2014)

30

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2015

водская площадь Химмаша. К формальным признакам ансамблевости здесь можно отнести целостность функциональной и художественно-конструктивной систем, достаточно последовательное воплощение замысла архитекторов, крупномасштабность и развитость пространственной структуры объектов, наличие стилевого единства и синтеза искусств, хорошее благоустройство.

Сравнивая архитектуру Свердловска 1930-1950-х гг. со столичной, можно выявить черты, которые на фоне всеобщности и универсальности получили своеобразное выражение. Так, иерархичность носит не такой многоуровневый и ярко выраженный характер и проявляется в более скромной деталировке, умеренной крупности масштаба. Парадность и монументальность характерны только для наиболее значительных объектов общегородского значения. Ансамблевость провинциальной массовой архитектуры того периода носит фрагментарный характер. Можно указать только на ряд наиболее значительных объектов, несущих признаки ансамблевости, отражающие стремление к этому архитектурному идеалу. Архитектура зданий Свердловска характеризуется экономичностью решений объектов массового строительства. В композиционном построении отчетливо прослеживается использование типовых схем планировки, типовых схем фасадов и даже типовых декоративных элементов.

Ансамбли неоклассицизма 1930-1950-х гг. до сих пор формируют основу архитектурного облика многих городов России. Однако существование ряда подобных объектов стоит под угрозой. В Екатеринбурге, например, отношение общества к этим памятникам истории и культуры оставляет желать лучшего. Несмотря на их безусловную историческую и культурную ценность, они могут в планах быть приговорены к сносу (как знаменитая гостиница «Мадрид» на Уралмаше) или продолжают оставаться заброшенными, разрушающимися (как больница № 1 на ул. Саперов в г. Екатеринбурге) (Иллюстрации 4-5).

Для охраны подобных объектов необходима координация усилий специалистов и общественности по дальнейшей разработке и реализации государственных целевых программ сохранения исторического культурного наследия. В этих программах должны предусматриваться не только обследование, паспортизация и консервация объектов, но и включение их в полноценное функционирование путем грамотной реставрации и реконструкции.

Заключение

Рассмотрев особенности формирования архитектуры социалистического неоклассицизма 1930-1950-х гг. на примере Свердловска, можно сделать вывод о том, что архитектурные памятники имеют общие, характерные для стиля композиционные признаки (иерархичность, представительность, монументальность, декоративность, ансамблевость и театральность), явившиеся отражением идеологических, социально-экономических, политических и художественно-эстетических установок. В то же время объекты характеризуются особенностями, продиктованными местными условиями. Необходимость экономии средств, первоочередное внимание к развитию промышленности, инерция в развитии стиля способствовали контрастному решению центральных общегородских и периферийных объектов, использованию типовых схем планировки, решения фасадов и декора, умеренно крупного масштаба, созданию объектов с ярко выраженной декоративностью, появлению большого количества сооружений, сочетающих признаки конструктивизма и неоклассицизма. Проявлением указанных тенденций и условий стал своеобразный стиль

композиционного мышления архитекторов того периода, приемы и методы работы которых требуют, как и сами памятники, дальнейшего углубленного изучения. Необходима постановка наиболее ценных архитектурных объектов указанной эпохи на государственную охрану.

Список использованной литературы

1 Танге К. Творчество в современной архитектуре и традиции // Мастера современной архитектуры об архитектуре. М., 1972.

2 Барсуков Е. М. Архитектурные монументы тоталитарной эпохи // Архитектон. Известия вузов. 1994. № 3-4. С. 90-95.

3 Косенкова Ю. Л. Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / сост. и отв. ред. Ю. Л. Ко-сенкова. М., 2010.

4 Иовлева Е. В. Особенности развития архитектуры Екатеринбурга (Свердловска) в 1930-1950-е годы // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна : сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2004. С. 7-8.

5 Корнфельд Я. А. Архитектура Свердловска // Архитектура СССР. 1938. № 2. С. 44-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.