Научная статья на тему 'Компоненты туристской индустрии как факторы конкурентоспособности дестинации'

Компоненты туристской индустрии как факторы конкурентоспособности дестинации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2850
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ / КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудецкий Дмитрий Юрьевич

В статье уделяется внимание вопросам туристской индустрии, в частности ее толкованию как в российских, так и международных нормативно-правовых актах, а также раскрывается современное понимание этой отрасли. Выделяются основные компоненты туристской индустрии, описывается основная модель организации туристской индустрии, в том числе на региональном уровне, базирующаяся исходя из теории и практики отечественных исследований на рекреационно-географической модели, признавая при этом ограниченность рекреационно-географического и социально-географического подходов. Автором обращается внимание на то, что туристская инфраструктура входит в состав детерминанты факторных условий конкурентного ромба М. Портера и тем самым оказывает влияние на повышение уровня конкурентоспособности дестинации на туристическом рынке, выделяя в качестве основополагающего экономического принципа редкость и уникальность туристских ресурсов. Приводится схема формирования конкурентных преимуществ на базе компонентов туристской индустрии, их качественный и количественный состав, зависящий от туристских ресурсов дестинации, от их специфики, рекреационной емкости и возможности рекреационной нагрузки. При этом обращается внимание на тот факт, что расширение туристской инфраструктуры дестинации имеет пределы, определяемые возможностями рекреационной нагрузки на туристские ресурсы данной территории. Компоненты туристской индустрии прямо или опосредованно оказывают влияние на туристические услуги, под которыми понимается целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов, и которые могут быть дифференцированы на две основные категории типичные и нетипичные, что свидетельствует о существовании межотраслевых хозяйственных связей и взаимодействии туризма со смежными отраслями национальной экономики и дает основания выделять две основные группы хозяйственных связей. Рассмотрение дестинации как принимающего субъекта показывает компоненты туристской индустрии дестинации как форму сбыта региональных товаров и услуг, что подразумевает необходимое комплексное развитие туристской инфраструктуры. Комплексность и взаимоувязанность услуг повышает качество отдыха туристов, уровень жизни местного населения, что свидетельствует о развитии дестинации в целом. Компоненты туристской индустрии должны по своему количественному и качественному составу соответствовать потребностям дестинации, тем самым определяя ее виды. Исследованиями выявлены эффекты, являющиеся следствием изменения качества туристических услуг дестинации, и определено их влияние на экономику дестинации, обусловливая планирование деятельности предприятий сферы услуг и предоставление высокого качества услуг, что является основным конкурентным преимуществом дестинации и основным путем повышения ее конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты туристской индустрии как факторы конкурентоспособности дестинации»

Компоненты туристской индустрии как факторы конкурентоспособности дестинации

Дмитрий Юрьевич Дудецкий, аспирант, МФПУ «Синергия», г. Москва, Россия

Аннотация. В статье уделяется внимание вопросам туристской индустрии, в частности ее толкованию как в российских, так и международных нормативно-правовых актах, а также раскрывается современное понимание этой отрасли. Выделяются основные компоненты туристской индустрии, описывается основная модель организации туристской индустрии, в том числе на региональном уровне, базирующаяся исходя из теории и практики отечественных исследований на рекреационно-географической модели, признавая при этом ограниченность рекреационно-географического и социально-географического подходов. Автором обращается внимание на то, что туристская инфраструктура входит в состав детерминанты факторных условий конкурентного ромба М. Портера и тем самым оказывает влияние на повышение уровня конкурентоспособности дестинации на туристическом рынке, выделяя в качестве основополагающего экономического принципа редкость и уникальность туристских ресурсов. Приводится схема формирования конкурентных преимуществ на базе компонентов туристской индустрии, их качественный и количественный состав, зависящий от туристских ресурсов дестинации, от их специфики, рекреационной емкости и возможности рекреационной нагрузки. При этом обращается внимание на тот факт, что расширение туристской инфраструктуры дестинации имеет пределы, определяемые возможностями рекреационной нагрузки на туристские ресурсы данной территории. Компоненты туристской индустрии прямо или опосредованно оказывают влияние на туристические услуги, под которыми понимается целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов, и которые могут быть дифференцированы на две основные категории - типичные и нетипичные, что свидетельствует о существовании межотраслевых хозяйственных связей и взаимодействии туризма со смежными отраслями национальной экономики и дает основания выделять две основные группы хозяйственных связей. Рассмотрение дестинации как принимающего субъекта показывает компоненты туристской индустрии дестинации как форму сбыта региональных товаров и услуг, что подразумевает необходимое комплексное развитие туристской инфраструктуры. Комплексность и взаимоувязанность услуг повышает качество отдыха туристов, уровень жизни местного населения, что свидетельствует о развитии дестинации в целом. Компоненты туристской индустрии должны по своему количественному и качественному составу соответствовать потребностям дестинации, тем самым определяя ее виды. Исследованиями выявлены эффекты, являющиеся следствием изменения качества туристических услуг дестинации, и определено их влияние на экономику дестинации, обусловливая планирование деятельности предприятий сферы услуг и предоставление высокого качества услуг, что является основным конкурентным преимуществом дестинации и основным путем повышения ее конкурентоспособности.

Ключевые слова: туристская дестинация, конкурентоспособность, компоненты туристской индустрии, качество предоставления услуг, туристская инфраструктура.

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [18], туристская индустрия представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристических информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Конференция ООН по торговле и развитию включает в туристскую индустрию совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, участвующих в создании товаров и услуг для путешественников [19].

В более широком аспекте туристская индустрия в современном понимании рассматривается как взаимоувязанная система хозяйствующих субъектов, предоставляющих туристам необходимые для потребления в процессе совершения тура (или туристической поездки) и достаточные для осуществления процесса тура туристические услуги, работы и товары [4].

Основными компонентами туристской индустрии являются организаторы туризма (туроператоры и турагентства), предприятия гостиничной индустрии, предприятия транспорта, система общественного питания в лице, предприятия аттракций и развлечений, производственные туристические предприятия, занимающиеся производством туристских сувениров и туристского снаряжения, банки и иные учреждения, оказывающие финансовые услуги, страховые организации, информационные центры, предприятия бытовых услуг, инфраструктура туризма в виде комплекса инженерно-технических сооружений и коммуникационных сетей, а также смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих надлежащее использование туристских ресурсов в целях туризма и жизнедеятельность предприятий индустрии туризма [4].

С точки зрения организации туристской индустрии, в том числе на региональном уровне, теория и практика отечественных исследований в течение длительного периода базировались на рекреационно-географической модели [9], которая представляла туристскую деятельность на данной территории как сложную, управляемую, частично самоуправляемую социальную и демэкологическую 1 модель. Заметное место в

1 Демэкология, или экология популяций, - раздел общей экологии, изучающий динамику численности популяций, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения. В рамках

теоретических исследованиях занимал социально-географический подход, который предусматривал не только наличие природно-ландшафтной среды отдыха, но учитывал и физиологически комфортные условия пребывания человека, привлекательность культурно-исторических и развлекательно-досуговых объектов [10].

Современные представления о туристской индустрии в условиях рыночной экономики признают ограниченность рекреационно-географического и социально-географического подходов к изучению экономического аспекта хозяйственного механизма функционирования туристической дестинации на региональном уровне [1; 17].

Туристская инфраструктура входит в состав детерминанты факторных условий конкурентного ромба М. Портера, то есть, согласно его теории конкурентных преимуществ, оказывает влияние на повышение уровня конкурентоспособности дестинации на туристическом рынке.

Основополагающий экономический принцип редкости и уникальности туристских ресурсов указывает на туристские ресурсы как на источник конкурентных преимуществ на туристическом рынке при условии их доступности и возможности их посещения путем получения услуг, оказываемых туристской индустрией. При этом, чем выше уровень развития туристской инфраструктуры дестинации, тем более весомым становится конкурентное преимущество в виде редкого или уникального туристского ресурса.

На рисунке 1 представлена схема формирования конкурентных преимуществ на базе компонентов туристской индустрии.

Туристские ресурсы

Доступность и возможность посещения

Источник конкурентных преимуществ

Условие конкурентных преимуществ

Оказание туристских услуг

Г А Туристская индустрия

V Туристская

инфраструктура

Фактор конкурентных преимуществ

Рисунок 1 - Схема формирования конкурентных преимуществ на базе компонентов туристской индустрии

демэкологии выясняются условия, при которых формируются популяции. Изучает факторы, влияющие на отношения между организмами, живущими на данной территории.

Количественный и качественный состав компонентов туристской индустрии существенным образом зависит от туристских ресурсов дестинации, от их специфики, рекреационной емкости и возможности рекреационной нагрузки [8]. Направления развития компонентов туристской индустрии, симбатность их развития или необходимость опережающего развития отдельных компонентов также определяются составом и спецификой туристских ресурсов дестинации [12].

Выявленные приоритетные виды туризма в дестинации определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры. При этом следует принимать во внимание на тот факт, что расширение туристской инфраструктуры дестинации имеет пределы, определяемые возможностями рекреационной нагрузки на туристские ресурсы данной территории. Разнообразие компонентов туристской индустрии, уровень сложности туристской индустрии зависит от специфики дестинации. Например, если дестинация расположена на побережье, то, как правило, необходимым элементом инфраструктуры является причал и стоянка для яхт, в то время как дестинация, расположенная в горной местности, нуждается в канатной дороге. Вместе с тем, безусловно, обе указанные дестинации нуждаются в средствах размещения и предприятиях питания.

Компоненты туристской индустрии прямо или опосредованно оказывают влияние на туристические услуги, под которыми понимается целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов, и которые могут быть дифференцированы на две основные категории - типичные и нетипичные туристические услуги.

К категории типичных туристических услуг относятся следующие услуги:

- посреднические и организационные услуги туроператоров и туристических агентств;

- услуги перевозок всеми видами транспортных средств (в том числе как местные перевозки в виде обслуживания экскурсий или трансферов, так и дальнемагистральные перевозки);

- услуги коллективных и индивидуальных средств размещения;

- услуги питания;

- услуги аттракций и развлечений (в том числе экскурсионные);

- информационные услуги;

- услуги по реализации туристских сувениров и туристского снаряжения;

- специализированные услуги (спортивные, оздоровительные, медицинские, образовательные).

К категории нетипичных туристических услуг относят услуги и работы, необходимые человеку вне зависимости от его статуса туриста. К числу нетипичных туристических услуг относятся следующие услуги:

- коммунальные услуги;

- услуги коммуникации (телефон, телевидение, радио, интернет);

- бытовые услуги (услуги парикмахерских, прачечных, химчисток, ремонт обуви);

- банковские и иные финансовые услуги (обмен валюты, дорожных чеков);

- услуги страхования;

- охранные услуги;

- торговые услуги;

- прокат автомобилей; и др.

Наличие широкого перечня доступных нетипичных услуг прямо или опосредованно способствует повышению потребления типичных туристических услуг.

Факт признания наличия типичных и нетипичных услуг в функционировании туристской отрасли свидетельствует о существовании межотраслевых хозяйственных связей и взаимодействии туризма со смежными отраслями национальной экономики [9]. Анализ последовательности технологических операций в структуре рекреационного хозяйства дестинации дает основания выделять две основные группы хозяйственных связей [2; 16]:

- структурообразующие связи, отражающие виды деятельности, специализированные на оказании рекреационных услуг (организаторы туризма, средства размещения, предприятия питания);

- жизнеобеспечивающие связи, отражающие виды деятельности, профильные для отдельных отраслей хозяйствования (коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь, торговля и др.).

Рассмотрение дестинации как принимающего субъекта [15] (в отличие от региона отправления туристов) показывает компоненты туристской индустрии дестинации как форму сбыта региональных товаров и услуг.

Туристская инфраструктура, выполняя по отношению к туристским ресурсам функции вспомогательной или обеспечивающей подсистемы, одновременно играет роль активатора туристской индустрии региона [3], поскольку становится базисом для формирования вариативного туристского продукта, сочетающего туристические и дополнительные услуги и имеющего определенную рыночную стоимость. Необходимо комплексное развитие туристской инфраструктуры, включающей в себя не только

широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и транспорта, предприятий питания, индустрии развлечений, объектов туристического показа. Размещение вновь возводимых туристических комплексов должно учитывать как параметры туристического спроса по видам туризма, так и характер туристического предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения - в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью [11].

Туристская инфраструктура, рассматриваемая как подсистема туристической дестинации [14], является базой для организованного туризма, то есть обеспечивает увеличение туристского потока дестинации за счет эффекта мультипликатора.

Развитие основных туристических услуг стимулирует развитие дополнительных услуг. Комплексность и взаимоувязанность услуг повышает качество отдыха туристов, уровень жизни местного населения, что свидетельствует о развитии дестинации в целом [13].

Компоненты туристской индустрии должны по своему количественному и качественному составу соответствовать потребностям дестинации в предоставлении необходимого ассортимента и объема основных и дополнительных услуг, то есть обеспечивать баланс основных и дополнительных услуг. В зависимости от того, насколько сбалансированы ассортимент и объем оказываемых основных и дополнительных услуг, дестинации подразделяют на три вида, различающиеся по уровню их развития: потенциальные, развивающиеся и сформировавшиеся. Дестинации, относящиеся к развивающимся, в свою очередь, подразделяются на развивающиеся сбалансированно и развивающиеся деформированно. Очевидно, что дестинации, отнесенные к виду развивающихся деформированно, характеризуются низким уровнем конкурентоспособности.

Качество туристических услуг включает в себя три составляющие:

- материальную;

- функциональную сервисную;

- нравственно-этическую [6].

Предоставление услуг высокого качества предусматривает высокий, конкурентоспособный уровень всех трех составляющих.

Исследованиями выявлены эффекты, являющиеся следствием изменения качества туристических услуг дестинации, и определено их влияние на экономику дестинации [7]. В зависимости от того, повышается, понижается или остается на прежнем уровне качество услуг, предоставляемое предприятиями туристской инфраструктуры, наблюдаются различные последствия с точки зрения экономики и формирования факторов

конкурентоспособности дестинации. Поддержание определенного ожидаемого уровня качества услуг ведет к формированию сегмента лояльных потребителей, то есть тех, для кого данный уровень качества туристических услуг представляется ожидаемым, приемлемым и удовлетворяющим их притязания в вопросе качества. Отсутствие резких флуктуаций качества услуг как в лучшую, так и в худшую сторону исключает формирование как заниженных, так и завышенных оценок услуг со стороны туристов. Это позволяет планировать деятельность предприятий туристической дестинации, ориентируясь на сохранение достигнутого объема туристского потока. Снижение качества услуг на территории дестинации ведет к потере отдельных или всех сегментов потребителей, так как потребитель, привыкший получать в данной дестинации определенный уровень услуг, заметит снижение их качества, и, следовательно, оценит отрицательно. Снижение качества услуг приведет либо к отказу от посещения дестинации в дальнейшем, либо к формированию мнения о дестинации как о предоставляющей услуги более низкого и снижающегося качества. В этом случае дестинация утрачивает конкурентные преимущества вследствие ненадлежащего уровня функционирования компонентов туристской инфраструктуры. Повышение качества услуг, предоставляемых инфраструктурой дестинации, выступает в качестве дополнительного ресурса для развития отдельных видов туризма, например делового или VIP-туризма.

Развитие туристской индустрии дестинации до уровня предельной загрузки туристической и общей инфраструктуры, приводит к дополнительному освоению ресурсов объекта, территориальному расширению инфраструктуры, создавая новые маршруты, вторичные и первичные дестинации, позволяет получать прибыль и мультипликативный эффект [5].

Системообразующим фактором дестинации является оказание туристической услуги. Как было показано выше, дестинация располагает ассортиментом услуг, которые предоставляются последовательно в ходе единого процесса обслуживания туриста, то есть в рамках единой технологии обслуживания. Таким образом, посредством самого процесса оказания услуги в рамках единой технологии обслуживания компоненты туристской индустрии встраиваются в единый процесс обслуживания туриста, что означает, что они становятся основным фактором обеспечения конкурентоспособности дестинации при условии предоставления туристических услуг высокого качества. Высокое качество услуг, предоставляемых туристской индустрией дестинации, является основным конкурентным преимуществом дестинации, а повышение качества предоставляемых туристических услуг является основным путем повышения конкурентоспособности дестинации.

Список литературы

1. Абдурахманов, Ш. М. Организационно-экономические основы развития туризма в регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ш. М. Абдурахманов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 23 с.

2. Азар, В. И. Экономика и организация туризма : Методологические вопросы /

B. И. Азар. - М. : Экономика, 1972. - 182 с.

3. Аристова, О. В. Стратегия управления организациями индустрии туризма в условиях нестабильности среды : дис. ... канд. экон. наук / О. В. Аристова. - М. : [Б. и.], 2001. - 167 с.

4. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. - Изд. 9-е, перераб. и доп. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2008. - 576 с.

5. Львова, Т. В. Влияние качества туристских услуг на экономику дестинации (на примере города-курорта Сочи) : дис. ... канд. экон. наук / Т. В. Львова. - Сочи : [Б. и.], 2011. - 261 с.

6. Львова, Т. В. Влияние качества туристских услуг, предоставляемых на территории дестинации, на экономику региона / Т. В. Львова // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : тр. II Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова, Геогр. фак., Москва, 20 апр. 2007 г. - М. : РИБ «Туризм», 2007. -336 с. - С. 321- 323.

7. Львова, Т. В. Оценка качества и конкурентоспособности услуг санаториев Сочинского региона как вида туризма / Т. В. Львова // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : тр. Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова, Геогр. фак., Москва, 2010 г. - СПб. : Д. А. Р. К., 2010. -

8. Мироненко, Н. С. Рекреационная география / Н. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов. - М. : МГУ, 1981. - 340 с.

9. Морозов, В. А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики / В. А. Морозов. - М. : Теис, 2004. - 192 с.

10. Мухина, Л. И. Принципы и методы технологической оценки природных комплексов / Л. И. Мухина. - М. : , 1973. -

11. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. : приказ Ростуризма от 6 мая 2008 № 51. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP; n=330989. -Загл. с экрана.

12. Основы стратегического планирования развития инфраструктуры регионального туристского комплекса / М. В. Виноградова, Н. П. Мазаева, В. В. Дрозд [и др.]. - М. : Инф.-внедр. Центр «Маркетинг», 2006. - 98 с.

13. Рябцов, А. А. Некоторые подходы к определению системообразующих факторов развития дестинации / А. А. Рябцов // Вестник СГУДиКД. - 2011. - № 4 (18). -

C. 319-321.

14. Саранча, М. А. Территориальная туристско-рекреационная система как комплексное общественно-природное образование / М. А. Саранча // Вестник Удмуртского университета. - 2010. - Вып. 3. - С. 58-67.

15. Тарасенок, А. И. Туристская дестинация как объект исследований геоэкономики туризма / А. И. Тарасенок // Экономическое образование и современные педагогические технологии. Экономика и предпринимательство : сб. науч. работ. - Вып. 2 / под общ. ред. В. В. Шевердова, Л. М. Специан. - Минск : БГПУ, 2008. - С. 160-167.

16. Твердохлебов, И. Т. Рекреационная география / И. Т. Твердохлебов. - М. : МГУ, 1981. - 208 с.

17. Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли : учеб. пособие / Д. С. Ушаков. - Ростов н/Д : Изд. центр «МарТ» : Феникс, 2010. - 446 с.

18. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-Ф3 от 24 ноября 1996 г. (в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ).

19. Smith, S. L. Tourism analysis / S. L. Smith. - 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.