Научная статья на тему 'Компоненты структуры понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни'

Компоненты структуры понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
811
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ / СИТУАЦИЯ / КОНФЛИКТ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / СТРУКТУРА ПОНИМАНИЯ КОНФЛИКТА / UNDERSTANDING / SITUATION / CONFLICT / YOUNG MARRIED COUPLE / STRUCTURE OF CONFLICT UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винивидова Екатерина Погосовна

Представлены результаты исследования по выявлению структуры понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни, которая предполагает наличие когнитивного, эмоционально-оценочного и ценностно-ориентировочного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE COMPONENTS OF CONFLICT SITUATION UNDERSTANDING BY YOUNG MARRIED COUPLES WITH DIFFERENT MARRIED-LIFE EXPERIENCE

In this article the author represents the research results. This research concerns a structure of conflict situation understanding by young married couples. The structure implies cognitive, emotive and value components.

Текст научной работы на тему «Компоненты структуры понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни»

психология

УДК 173.7:316.482

Е.П. ВИНИВИДОВА

КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПОНИМАНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ МОЛОДЫМИ СУПРУГАМИ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Ключевые слова: понимание, ситуация, конфликт, молодая семья, структура понимания конфликта.

Представлены результаты исследования по выявлению структуры понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни, которая предполагает наличие когнитивного, эмоционально-оценочного и ценностно-ориентировочного компонентов.

Е.Р. VINIVIDOVA

STRUCTURE COMPONENTS OF CONFLICT SITUATION UNDERSTANDING BY YOUNG MARRIED COUPLES WITH DIFFERENT MARRIED-LIFE EXPERIENCE

Key words: understanding, situation, conflict, young married couple, structure of conflict understanding.

In this article the author represents the research results. This research concerns a structure of conflict situation understanding by young married couples. The structure implies cognitive, emotive and value components.

Конфликты и конфликтные ситуации совершенно по-разному понимаются и воспринимаются молодыми супругами с разным стажем семейной жизни. Они имеют практическое значение для развития семьи, так как ведут или к конструктивному разрешению конфликта, или к последующему разрушению семьи. Исход зависит от понимания текущих конфликтных ситуаций и возможностей их разрешения семьей. Данный аспект проблемы наиболее полно отражает необходимость рассмотрения специфики понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни. Применительно к обсуждаемой нами теме важно было бы понять, как человек понимает и анализирует ситуацию, сложившуюся в его отношениях с супругом(й), по каким признакам оценивает ситуацию как конфликтную и какие факторы на это влияют.

Поскольку в психологии познания понимание рассматривается как мыслительная процедура, направленная не столько на получение нового знания, сколько на смыслообразование, приписывание смысла знанию, полученному в процессе мыслительной деятельности, то в исследовании мы анализируем не отношение, а именно понимание супругами конфликтной ситуации.

Процесс понимания относится нами к восприятию в широком смысле (восприятие в широком смысле - одна из форм отражения человеком мира, которая неразрывно связана с осмыслением, эмоциональной оценкой, личностными особенностями, мотивами и установками). В данном исследовании понимание конфликта рассматривается нами через социальную ситуацию, которая, на наш взгляд, имеет определенную структуру.

Не претендуя на законченность, проанализировав большой объем научной литературы, мы полагаем, что конфликты молодых супругов могут быть выражены через следующую структуру понимания конфликта как социальной ситуации.

Понимание конфликтной ситуации молодыми супругами предполагает наличие следующих структурных компонентов:

- когнитивный компонент понимания конфликтной ситуации представляет собой совокупность новых знаний, складывающихся из различных представлений супругов о целях и причинах конфликта, о способах разрешения кон-

фликта. Человек посредством понимания/восприятия конфликтной ситуации стремится к осмыслению различных последствий конфликта, выработке собственного способа реагирования на данную ситуацию;

- эмоционально-оценочный компонент отражает рефлексивность знаний и представлений человека в отношении возникшей конфликтной ситуации. Нередко данный компонент включает в себя способность субъекта проблемной ситуации четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

- ценностно-ориентировочный компонент понимания конфликтной ситуации отражает систему ценностей супругов. Воспринимая себя и другого участника конфликта, человек создает особое видение создавшейся ситуации через призму ценностных ориентаций.

Когнитивный компонент включает в себя такие составляющие, как смысл понятия «конфликт» и анализ понимания конкретной конфликтной ситуации.

Выделяя составляющую когнитивного компонента «смысл понятия "конфликт"», мы опираемся на мнение А.И. Тащевой [Цит. по: 1. С. 145] том, что «интерпретация человеком понятия «конфликт» позволяет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам».

Для осуществления контроля и оценки степени понимания супругами конфликтной ситуации мы используем анализ конфликтной ситуации, руководствуясь следующими оценочными показателями:

- видение и распознавание объективных и индивидуальных смысловых контекстов участников ситуации;

- умение устанавливать причинно-следственные связи возникшей ситуации с другими событиями;

- использование жизненного опыта;

- стремление творчески разрешить ситуацию;

- понимание/восприятие себя в конфликтной ситуации и то, как ее понимают другие.

К основным составляющим эмоционально-оценочного компонента структуры понимания конфликтной ситуации, на наш взгляд, следует отнести: оценку конфликта, активность во время конфликта, отношение к партнеру во время конфликта.

- Оценка конфликта - видение (восприятие) конфликта как негативного или позитивного;

- активность во время конфликта - степень проявления эмоций во время конфликта, особенности поведения субъекта конфликта;

- отношение к партнеру - отношение субъекта к партнеру во время конфликта.

Немаловажно отметить то, что понимание обязательно включает представление понимающего субъекта о должном, сопоставление понимаемого с ценностными представлениями и ориентациями понимающего субъекта. Следовательно, существует определенная необходимость рассмотрения ценностных ориентаций как составляющей ценностно-ориентировочного компонента структуры понимания конфликтной ситуации.

Образ жизни молодых семей отличается динамизмом. Среди основных его моментов исследователи называют многоплановость ценностных ориентаций, что можно проследить как во внешних, так и во внутренних областях их жизнедеятельности. Имеются различия в соотношении значимости для супругов материального и духовного богатства, степени ценности обычаев и традиций в моделях взаимозависимости.

Для выявления особенностей компонентов структуры понимания конфликта как социальной ситуации на каждом из этапов молодого супружества мы выделили 3 группы семей: 1) с семейным стажем до 1 года (выборку составили 34 семьи); 2) с семейным стажем от 1 года до 3 лет (выборку составили 36 семей); 3) с семейным стажем от 3 лет до 5 лет (выборку составила 31 семья).

В рамках исследования структурных составляющих когнитивного и эмо-ционально-оценочного ценностно-ориентировочного компонентов были использованы следующие методики: «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» А.И. Тащевой [2. С. 38], «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой [3. С. 486-497] и «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной [4].

После проведения экспериментального исследования нами были получены следующие выводы:

Понимание конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни выражается через три критерия эмоционально-оценочного компонента: «оценка конфликта», «активность во время конфликта», «отношение к партнеру во время конфликта». Полученные результаты эмпирического исследования позволяют говорить о влиянии стажа семейной жизни молодых супругов на их восприятие и понимание конфликтной ситуации. Эти выводы относятся как к характеристикам, придаваемым конфликту супругами, так и к пониманию конфликтной ситуации, которые наиболее полно отражают особенности когнитивного компонента и его составляющих «смысл понятия "конфликт"» и «анализ понимания конфликтной ситуации». Наблюдается несовпадение восприятия конфликтной ситуации супругами со стажем совместной жизни до одного года и от трех до пяти лет. Наиболее согласованное понимание конфликтной ситуации зафиксировано у супругов, проживших в браке от одного года до трех лет. Их определения конфликта несут одинаковую эмоциональную нагрузку и являются синонимами. В том числе анализ понимания конкретной конфликтной ситуации показал стремление супругов к конструктивному разрешению конфликта. Что же касается групп молодых супругов, проживших в браке до одного года и от трех до пяти лет, то можно сделать вывод о том, что определения конфликта сопровождаются разностью мнений. Анализ восприятия конкретной конфликтной ситуации говорит о нежелании, а нередко и неумении урегулирования конфликтной ситуации в семье.

Динамика согласованности ценностных ориентаций, характеризующая ценностно-ориентировочный компонент структуры понимания конфликтной ситуации также зависит от стажа совместной жизни супругов. Наибольшее согласие в значимости ценностных ориентаций для молодых супругов выявлено у семей со стажем совместной жизни от одного года до трех лет. Немалое значение супруги уделяют личным ценностям внутри семейной сферы: развитию себя, духовному удовлетворению. Рассогласованность в значимости семейных ценностей наблюдается у семей, проживших в браке до одного года (в таких сферах семейной жизни, как интимно-сексуальная, личностная идентификация, родительско-воспитательная, эмоционально-психотерапевтичес-кая). Для супругов внутри сферы семейной жизни имеют значение и сохранение собственной индивидуальности, и активные социальные контакты. Это можно объяснить трудностями выработки семейного уклада, нарушением ожиданий и т.д. У семей, проживших в браке от трех до пяти лет, также наблюдается рассогласованность в значимости семейных ценностей (в таких сферах семейной жизни, как эмоционально-психотерапевтическая, личностная идентификация, хозяйственно-бытовая, интимно-сексуальная. Внутри

сферы семейной жизни возрастает важность материального достатка семьи и социальная активность супругов. Это происходит в связи со снижением значимости для супругов интересов и потребностей партнера и т.д.

Вышеприведенные данные подтверждают наличие различных компонентов в понимании конфликтной ситуации, определяющих специфику понимания конфликта и его зависимость от стажа семейной жизни.

В настоящее время практически не существует исследований, в которых бы анализировалось понимание конфликтной ситуации. В частности, почти полностью отсутствуют работы, посвященные пониманию ситуаций конфликта молодыми супругами. Тем не менее можно предположить, что объяснительный потенциал такого понятия, как «конфликтная ситуация», после его разработки окажется высоким, поскольку «конфликтная ситуация» - это не просто ситуация, а определенный тип ситуаций, которые можно отнести к числу трудных для человека, понимание и объяснение которых оправданно и необходимо для прогнозирования, диагностики и коррекции конфликтных ситуаций, которые, безусловно, имеют место в молодых семьях.

Литература

1. Гоишина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 464с.

2. Меньшикова АЛ. Социально-психологические особенности конфликтной ситуации. СПб.: СПбМАПО, 1999.55 с.

3. Практикум по общей, экспериментальной психологии: учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачев-ский [и др.]; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2003. 560с.

4. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psytest.info/node/38.

ВИНИВИДОВА ЕКАТЕРИНА ПОГОСОВНА - соискатель учёной степени кандидата психологических наук, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (Vinigret28@mail.ru).

VINIVIDOVA EKATERINA POGOSOVNA - competitor of scientific degree of Psychological Sciences Candidate, Mordovian State University, Russia, Saransk.

УДК 159.9.

M.A. ОДИНЦОВА

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «ЖЕРТВА»

(в религии, философии, психологии)

Ключевые слова: феномен «жертва», религия, философия, психология.

Дан обобщающий анализ подходов к понятию «жертва» в религии, философии и психологии. Обозначена проблема определения понятия «жертва» в психологии и намечены пути дальнейших исследований в этой области.

М.А. ODINTSOVA

THE ANALYSIS OF APPROACHES TO CONCEPT «VICTIM» (IN RELIGION, PHILOSOPHY, PSYCHOLOGY)

Key words: phenomenon «victim», religion, philosophy, psychology.

Analysis a concept «victim» in religion, philosophy and psychology. Is designated the problem of concept of «a victim» in psychology. Is designated way of the further researches in this area.

Феномен «жертвы» в современном мире продуцируется потоком трудных жизненных ситуаций, которые все чаще и чаще заявляют о себе и не могут не сказаться на психическом здоровье современного человека. Сегодня мы являемся очевидцами появления разнообразных типов «жертв» - это жертвы терактов, жертвы техногенных и экологических катастроф, жертвы кризисов, войн и т.д. «Жертвами» объявляют себя социальные слои, этносы, нации и даже государства. Наконец, жертвой считает себя каждый человек, попавший в ту или иную трудную жизненную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.