Научная статья на тему 'Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования'

Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1639
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щипова О. В.

В статье анализируются компоненты социально-педагогического сопровождения, раскрывается характеристика компонентов социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щипова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF SECONDARY VOCATIONAL TRAINING

The article analyzes the components of social and pedagogical support, reveals the characteristics of components of social and pedagogical support of students of establishments of secondary vocational training.

Текст научной работы на тему «Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования»

УДК 373.6./9

О.В. Щипова*

КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются компоненты социально-педагогического сопровождения, раскрывается характеристика компонентов социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, компоненты социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.

Система отечественного среднего профессионального образования прошла долгий путь становления и развития в течение многих десятилетий. Однако в новых социально-экономических условиях она оказалась не в состоянии полностью удовлетворять многоаспектные запросы общества, решать весьма сложные задачи воспитания обучающихся [4, с. 38]. Актуальным становится модернизация педагогического процесса, его методов, приемов, средств и содержания, реорганизация социально-педагогического сопровождения, его компонентов. По мнению М.Д. Горячева, новое содержание процесса организации социально-педагогической деятельности требует адекватных средств, форм и методов реализации в профессиональной деятельности педагогических работников различных специальностей [2].

К.М. Павлова считает, что социально-педагогическое сопровождение состоит из следующих компонентов:

— аксиологический, который включает в себя ценностную значимость сопровождения воспитанника, обеспечение его целесообразной социализации;

— когнитивный, который заключается в знании существа и особенностей социально-педагогического сопровождения;

— технологический, включающий владение технологией сопровождения;

— результативный, который характеризуется целесообразностью сопровождения по отношению к конкретному воспитаннику.

В своем исследовании социально-педагогического сопровождения детей-сирот в детском медицинском учреждении А.В. Мальцева выделяет три компонента социально-педагогического сопровождения: диагностический, деятельностный и результативный. Диагностический компонент социально-педагогического сопровождения включает в себя выявление, диагностику, персонификацию и учет детей, оставшихся без попечения родителей. На основании результатов диагностики и заключений специалистов составляется индивидуальная программа социально-педагогического сопровождения [6, с. 13].

Деятельностный компонент социально-педагогического сопровождения направлен на реализацию индивидуальной программы ребенка-сироты, в ходе которой происходит обретение личностью статуса социального субъекта, формирование у нее чувства

* © Щипова О.В., 2013

Щипова Ольга Владимировна (shipowa_olja@mail.ru), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов

учреждений среднего профессионального образования 161

социальной ответственности. Эффективность социально-педагогического сопровождения заключается в способности создавать благоприятные условия для формирования субъектного статуса у детей-сирот, выработки их активной жизненной позиции и умения принимать ответственность и совершать выбор в критических ситуациях.

Результативный компонент социально-педагогического сопровождения включает адекватное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведение итогов и результатов проведенной работы.

A.B. Мальцева считает, что компоненты социально-педагогического сопровождения одновременно являются его этапами. Мы не согласны с мнением A.B. Мальцевой, так как компонент социально-педагогического сопровождения — это его составная часть, элемент, в свою очередь, этап социально-педагогического сопровождения — это период в социально-педагогическом сопровождении, который по своему характеру и результатам отличается от предыдущих и последующих периодов социально-педагогического сопровождения, которые необходимо рассматривать в определенной последовательности. Однако выделение данных компонентов социально-педагогического сопровождения недостаточно раскрывают его сущность.

Е.С. Лунева под социально-педагогическим сопровождением понимает особый вид взаимодействия педагогов и школьников, который способствует формированию гибкого социального поведения воспитанников, необходимого для конструктивного разрешения противоречий, возникающих в общении со сверстниками. Она выделяет в социально-педагогическом сопровождении следующие этапы: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и аналитико-результативный.

Изучая проблему социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни, С.А. Анисютиной были выделены следующие компоненты содержания социально-педагогического сопровождения:

1) интерактивный компонент, предусматривающий взаимодействие социального педагога, родителей и подростка, предполагающее свободный вариативный выбор субъектами деятельности, направленной на формирование социально одобряемого опыта подростка;

2) средовой компонент, предусматривающий создание оптимальных средовых условий становления социальной позиции семьянина, предполагающее анализ и оптимизацию окружающей подростка социальной среды;

3) профилактический компонент, включающий в себя развитие у подростка способности противостоять десоциализирующим влияниям внешнего окружения [1, с. 29].

Данные компоненты социально-педагогического сопровождения реализуются опосредованно, в процессе реализации направлений подготовки подростков к семенной жизни: информационном, ценностно-аксиологическом, личностно-формирующем и компетентностно-ролевом. B каждом из направлений подготовки осуществляются все 3 компонента сопровождения.

На наш взгляд, целесообразно выделить также коррекционный компонент социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни, который будет направлен на изменение отрицательных установок, представлений о семейной жизни.

По мнению О.А. Сергеевой, социально-педагогическое сопровождение учебного процесса состоит из эмоционального, когнитивного и поведенческо-волевого компонентов. B своих исследованиях О.А. Сергеева уделяет большую роль эмоциональному компоненту социально-педагогического сопровождения учебного процесса. Она считает, что эмоциональный компонент характеризует состояние личности, ее переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями. Как элемент педагогического сопровождения учебного процесса, эмо-

циональный компонент предполагает реализацию целенаправленного эмоционального воздействия на школьников с целью развития определенный личностныгх качеств и формирования у них позитивного отношения к учебной деятельности. Поскольку суть технологии сопровождения заключается в усилении позитивных факторов и нейтрализации негативных, то формирование умения управлять эмоциями становится особенно актуальным. При этом необходимо отметить, что помощь и поддержка (составляющие социально-педагогического сопровождения) важны для учащегося не только во время поиска решения в сложной «эмоциональной» ситуации, но и в процессе формирования способов реагирования с целью предупреждения возникновения негативных ситуаций. Решению вышеназванных задач способствует эмоциональная среда.

O.A. Кононова, исследуя проблему социально-педагогического сопровождения межнационального общения курсантов в военном вузе, пришла к выводу о целесообразном выделении следующих компонентов социально-педагогического сопровождения:

1) концептуально-целевой, содержащий социально-педагогическую цель, задачи и принципы сопровождения (непрерытности, системности и преемственности сопровождения, взаимодействия субъектов социально-педагогического сопровождения межнационального общения курсантов, гуманизма, социального закаливания, оптимистической стратегии (М.И. Рожков), учета этнических и национальных особенностей при организации совместной деятельности курсантов);

2) содержательно-процессуальный, характеризующийся развивающей, создающей условия для самоопределения курсантов, коррекционной, диагностической, прогностической, просветительской, формирующей, организационной функциями;

3) аналитико-результативный, включающий отслеживание и оценку результатов сопровождения [5, с. 241].

Мы согласны с мнением O.A. Кононовой, выщеление данныгх компонентов социально-педагогического сопровождения является целесообразным и может быть использовано в других исследованиях социально-педагогического сопровождения.

C.B. Сергеева, O.A. Воскрекасенко отмечают, что сопровождение включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный. Целевой компонент включает цель, задачи и ведущие принципы. В свою очередь содержательный компонент — основные направления и содержание деятельности субъектов образовательного процесса. Операционно-деятельнос-тный — основные формы, методы, приемы и средства. Оценочно-результативный компонент — критерии, показатели, уровни сформированности качеств субъектов, а также результат [7, с. 153].

С точки зрения Л.А. Жилиной, социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в условиях вуза состоит из структурно-организационного, технологического, программно-методического, диагностического компонентов [3, с. 359].

Необходимо отметить, что структурно-организационный компонент социально-педагогического сопровождения обеспечивает взаимодействие всех субъектов сопровождения, его целью является преодоления проблем дезадаптации.

Технологический компонент социально-педагогического сопровождения включает в себя отбор и разработку технологий социально-педагогического сопровождения, способствующих формированию у сопровождаемого активной стратегии преодоления жизненныгх трудностей и проблем, в том числе — технологию проектирования и отслеживания индивидуального образовательного маршрута студента-сироты.

Программно-методический компонент социально-педагогического сопровождения характеризуется отбором и разработкой учебных и воспитательных программ, кото-

Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов

учреждений среднего профессионального образования 163

рые обеспечивают успешную адаптацию студентов-сирот и вариативность образовательной среды вуза; включает программу адаптационной практики и программу работы социального педагога с педагогическим коллективом вуза, которая направлена на развитие профессиональной компетентности в сфере социально-педагогического сопровождения данной категории студенчества.

Диагностический компонент социально-педагогического сопровождения заключается в отборе диагностических методик развития личности студента-сироты, разработке диагностической карты сопровождаемого, организации мониторинга процесса адаптации, который включает систематическое отслеживание статусов (психологического, социального, педагогического) учащегося, и разработке системы оценки уровня адаптации.

Л.А. Жилина утверждает, что по содержанию деятельности все компоненты делятся на три блока, в соответствии с основными группами проблем, выявленными в ходе исследования у студентов-сирот: социальный, психологический, педагогический. Данные блоки направлены на создание условий, которые способствуют успешной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза.

Ж.А. Захарова, изучив проблему социально-педагогического сопровождения процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье, пришла к выводу, что социально-педагогическое сопровождение включает в себя целевой, ценностно-моти-вационный, содержательный, процессуальный, технологический и аналитико-резуль-тативный компоненты.

На основании проведенного анализа компоненты социально-педагогического сопровождения необходимо рассматривать как совокупность взаимосвязанных частей, включающих цель, субъектов анализируемого педагогического процесса, его содержание, формы, методы и средства; их содержание предполагает специальный подбор методического инструментария и организацию сотрудничества приемного ребенка, замещающих родителей, участие их в целеполагании, планировании, организации, регулировании и рефлексии итогов собственной жизнедеятельности.

Так же нам представляется целесообразным выделение следующих компонентов социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования: структурно-организационный, содержательный, процессуальный и аналитико-результативный.

Соглашаясь с точкой зрения Л.А. Жилиной, мы считаем, что структурно-организационный компонент социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования заключается в обеспечении взаимодействия субъектов сопровождения.

Содержательный компонент социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования включает в себя направления деятельности специалистов, обеспечивающих социально-педагогическое сопровождение, условия и принципы социально-педагогического сопровождения.

Процессуальный компонент социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования характеризуется этапами социально-педагогического сопровождения.

Аналитико-результативный компонент социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования включает в себя диагностику, анализ результатов социально-педагогического сопровождения.

Библиографический список

1. Анисютина С.А. Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 27—30.

2. Горячев М.Д. Профессиональная подготовка педагогических кадров (ретроспективный анализ) // Вестник СамГУ. 2012. № 5 (96). С. 17-20.

3. Жилина Л.А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в условиях вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 54. С. 357-360.

4. Иванушкина Е.В. Мониторинг готовности к инновационной деятельности у студентов учреждений среднего профессионального образования. Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы III международной научно-практической конференции. М.: Изд-во «Международный центр науки и образования», 2012. 152 с.

5. Кононова О.А. Социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов в военном вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2008. № 1. Т. 14. С. 239-242.

6. Мальцева А.В. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в детском медицинском учреждении // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4 (61). С. 11-14.

7. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Модель педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 152-159.

O.V. Shchipova*

COMPONENTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF SECONDARY VOCATIONAL TRAINING

The article analyzes the components of social and pedagogical support, reveals the characteristics of components of social and pedagogical support of students of establishments of secondary vocational training.

Key words: social and pedagogical support, components of social and pedagogical support of students of establishments of secondary vocational training.

* Shchipova Olga Vladimirovna (shipowa_olja@mail.ru), the Dept. of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.