Научная статья на тему 'Компоненты психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа'

Компоненты психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1501
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОФЕССИИ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО ТИПА / INTERACTION OF PERSONALITY AND PROFESSION / PROFESSIONAL DESTRUCTIONS / EMOTIONAL EXHAUSTION / SELF-APPRAISAL OF PROFESSIONAL EFFICIENCY / SUBJECT-OBJECT TYPE OF PROFESSIONS / DEPERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буянкина Марина Александровна

В настоящее время исследование синдрома психического выгорания направлено на его проявления в профессиях субъект-объектного типа, которое заключается в иной представленности уровней и компонентов психического выгорания по сравнению с профессиями субъект-субъектного типа. В нашем исследовании установлено преобладание компонента «деперсонализация» по сравнению с другими компонентами выгорания, заключающееся в циничном отношении к профессиональным обязанностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychic burnout components in professions of subjectobject type

Currently, studies of the psychic burnout syndrome are focused on its manifestation in professions of the subject-object type featuring a different representation of psychic burnout levels and components as compared to professions of subjectsubject type. In this study, we state predominance of depersonalization component in comparison with other burnout components consisting in cynical attitude towards professional duties.

Текст научной работы на тему «Компоненты психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа»

между тремя кластерами (с аутентичным, само-отчужденным и самоотстраненным образом Я) по фактору идентичности выявлены, однако их недостаточно, чтобы признать личностную идентичность важнейшей составляющей самоотчуж-дения. Кроме того, идентичность слабо коррелирует с переменными, составляющими ведущие кластеры. Возможно, что утрата личностной идентичности - это, скорее, не причина и не фактор самоотчуждения, а следствие его.

Таким образом, по итогам проведенного исследования, представляется возможным заключить следующее:

1. Стержневой составляющей самоотчужде-ния личности выступает смыслоутрата.

2. Взаимосвязь самоотчуждения и образа Я личности проявляется в двух различных вариантах:

а) самоотчужденного образа Я, для которого характерно осознанное негативное восприятие своих собственных качеств и переживание смыс-лоутраты;

б) самоотстраненного образа Я, которому

присуща бессознательная изоляция отдельных составляющих личности, угрожающих относительному психологическому благополучию.

Библиографический список

1. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. -Киев: София; М.: ИД «Гелиос», 2002. - 256 с.

2. Нартова-Бочавер С. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

3. Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научнопрактическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007. - С. 97-100.

4. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: Дис. ... канд. псих. наук. - М., 2007. - 180 с.

5. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ 1983. - 288 с.

6. Янов А. Первичный крик. - М.: АСТ Москва, 2009. - 606 с.

УДК 15

Буянкина Марина Александровна

Владимирский государственный гуманитарный университет

buhome@mail.ru

КОМПОНЕНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИЯХ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО ТИПА

В настоящее время исследование синдрома психического выгорания направлено на его проявления в профессиях субъект-объектного типа, которое заключается в иной представленности уровней и компонентов психического выгорания по сравнению с профессиями субъект-субъектного типа. В нашем исследовании установлено преобладание компонента «деперсонализация» по сравнению с другими компонентами выгорания, заключающееся в циничном отношении к профессиональным обязанностям.

Ключевые слова: взаимодействие личности и профессии, профессиональные деструкции, компоненты психического выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, самооценка профессиональной эффективности, профессии субъект-объектного типа.

В условиях современного общества проблема взаимодействия личности и профессии приобретает особую актуальность. Это обусловлено интенсификацией профессиональной деятельности, требованиями точности, исполнительности, умением соответствовать быстро меняющимся условиям профессии, что приводит к повышению стрессогенной нагрузки и как результат к негативному влиянию профессии на личность. Наиболее распространенным вариантом последствий такой ситуации являются профессиональные деструкции, типич-

ным представителем которых является синдром психического выгорания.

Под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, первоначально установленного в профессиях субъект-субъектного типа, но затем выявленного и в профессиях субъект-объектного типа. К настоящему времени в психологической литературе имеется общая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру.

Синдром психического выгорания включает в себя три составляющих: эмоциональное истощение,

деперсонализацию и снижение самооценки профессиональной эффективности. Под эмоциональным истощением понимается чувство усталости, вызванное профессиональной деятельностью. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и к объектам своего труда. Самооценка профессиональной эффективности представляет собой чувство профессиональной некомпетентности в сфере своей деятельности и осознание неуспеха в ней. Эти компоненты психического выгорания по-разному проявляются в профессиях субъект-субъектного и субъект-объектного типа.

Проблема субъект-объектных отношений и оценка их эффективности определяется тем, что субъект-объектные отношения и формирующая их деятельность имеют комплексный характер и протекают как под непосредственным влиянием со стороны среды, так и конкретного носителя знаний. На сегодня изучение данной проблемы характеризуется тем, что под структурной организацией субъект-объектных отношений понимается сложная система взаимообусловленных отношений сторон, которая направлена на получение определенного позитивного результата.

Исследованию причин возникновения выгорания в субъект-объектных типах профессиональной деятельности, как общепрофессионального феномена, посвящен ряд отечественных и зарубежных работ. Возникновение синдрома психического выгорания в профессиях субъект-объек-тного типа рассматривается в исследованиях С.П. Безносова, Е.М. Борисовой, Т.В. Большаковой, Н.С. Водопьяновой, А.В. Карпова, С.Л. Лень-кова, В.Е. Орла, А.А. Рукавишникова, а также в работах зарубежных авторов: Е. Brondolo, V Collins,

S.L. Dolan, D. Gould.

В отечественной литературе примерами изучения проявления выгорания в несоциальной сфере могут выступать работы по анализу феномена «излетанности» в летной деятельности, а также работников основного производства в металлургии [4].

Происхождение и возникновение феномена выгорания, отмечает Т.И. Ронгинская, объясняется определенными различиями в эмоционально-мотивационной сфере личности и организационными факторами. Проанализировав фазы развития синдрома выгорания, она пришла к выводу, что сильная зависимость от работы приводит к полному разочарованию и ощущению бесполезности своей деятельности [5].

Индивидуального подхода в описании психического выгорания придерживается Т.В. Форма-нюк. Она выделяет три фактора развития психического выгорания: личностный, ролевой и организационный [8].

Рассматривая специфику феномена психического выгорания в управленческой деятельности Ю.Г Тихонова, в качестве возможных источников выгорания, выделяет факторы напряженности и повышенной стрессогенности профессиональной деятельности, которые дополняются фактором самостоятельности и независимости работника и возможности принимать важные решения [6].

В исследованиях зарубежных авторов отмечается, что профессиональный стресс может способствовать развитию выгорания в таких областях «несоциальной сферы» как тяжелая и легкая промышленность, в частности отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, работников телефонных компаний и некоторых других [9; 10; 11].

Зарубежные авторы, в частности М. Лейтер и Р Харви установили, что различные характеристики организационной среды (кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п.) могут влиять на возникновение и развитие психического выгорания сотрудников [10].

Связь выгорания с административными, управленческими и коммуникативными особенностями организации установили Б. Перлман и Е. Хартман. На связь выгорания с организационным стрессом указывают К. Маслак, М.П. Лейтер, В.Б. Шауфелли, С. Чернисс, Р.Т. Голимбиевский [9; 10; 11].

Обобщая точки зрения зарубежных авторов можно утверждать, что психическое выгорание является результатом несоответствия между личностью и работой. Это привело к появлению новых подходов в понимании выгорания, где его предлагается рассматривать как социальное явление, как результат взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Сравнительный анализ развития психического выгорания у представителей разных профессиональных групп показывает, что выгорание обуславливается не отдельным фактором, а целым его комплексом. Анализ влияния отдельных независимых факторов, позволяет утверждать, что это может быть отражением совокупного влияния профессии, ее социального статуса, престижа в обществе и других характеристик.

Поскольку феномен психического выгорания является общепрофессиональным, В.Е. Орел указывает на схожесть структуры психического выгорания в профессиях обоих типов, при этом он отмечает, что формирование структуры выгорания в профессиях субъект-объектного типа имеет свою специфику, в зависимости от содержания профессиональной деятельности, где основные компоненты выгорания ранжированы отлично от профессий субъект-субъектного типа. При этом компонент эмоционального истощения доминирует над деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений. Специфика также заключается в меньшей степени выраженности и силе проявления данных компонентов по сравнению с профессиями субъект-субъектного типа [2].

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что в профессиях субъект-объектного типа, в отличие от профессий субъект-субъектного типа, возникновение синдрома психического выгорания связанно с индивидуализацией личности по отношению к профессиональной деятельности. В то время как в профессиях субъект-субъектного типа важную роль играют межличностные отношения сотрудников и коллективное принятие решений.

Имеющиеся на данный момент, исследования причин возникновения синдрома психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа посвящены в основном его возникновению в профессиях субъект-объектного типа узкой специализации и направленности. Проявление выгорания в профессиях субъект-объектного типа заклю-

чается в усталости, вызванной собственной работой, в потере человеком удовлетворения от своей профессиональной деятельности, в снижении мотивации в профессиональной сфере, эмоциональном, психическом и физическом истощении.

Таким образом, в профессиях субъект-объек-тного типа существует своя специфика проявления и протекания синдрома психического выгорания, проявляющаяся через его компоненты: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Существующие научные данные уточнялись и расширялись путем эмпирического исследования среди сотрудников различных организаций центрального региона России, содержание профессиональной деятельности которых относится к профессиям субъект-объектного типа. При этом предполагалось, что психическое выгорание в профессиях субъект-объектного типа сохраняет ряд общих характеристик, но в тоже время имеется определенная специфика выгорания в профессиях этого типа, которая приводит к изменению степени выраженности компонентов психического выгорания.

В качестве инструмента измерения психического выгорания применялась методика «Maslach Burnout Inventory-General Survey» (MBI-GS) в адаптации В.Е. Орла и А.А. Рукавишникова [3]. Теоретическое обоснование методики опирается на трехкомпонентную модель выгорания, предложенную С. Maslach и S. Jackson, в которой выделяются: эмоциональное истощение, деперсо-

Уровни

"1II

"3"

"4"

средние

Компоненты

Условные обозначения:

ЭИ - эмоциональное истощение ДП - деперсонализация ПЭ - профессиональная эффективность Рис. 1. Компоненты психического выгорания в организациях

нализация, редукция профессиональных достижений. Совокупность этих компонентов обусловлена различным вкладом каждого из них в структуру синдрома психического выгорания, что позволяет обнаружить, чувства и переживания сотрудников, в процессе выполнения их профессиональной деятельности.

С целью выявления уровня значимости компонентов психического выгорания, было опрошено 278 сотрудников дорожно-строительных, энергетических и организаций технического сервиса.

Сравнительная оценка компонентов психического выгорания в исследуемых организациях приведена на рисунке 1.

Сравнительный анализ компонентов психического выгорания показывает, что три организации («1», «2», «4») имеют сходные уровни психического выгорания по всем компонентом, а в организации «3» два компонента (Эмоциональное истощение и Деперсонализация) находятся на более высоком уровне, что связано со спецификой профессиональной деятельности в сфере оказания услуг.

Расчет средних значений компонентов психического выгорания в исследуемой выборке, представлен на рисунке 2.

Анализ данных нашего исследования показывает что, в профессиях субъект-объектного типа, наиболее представлен компонент Деперсонализация. При этом средние значения находятся на низком уровне, что отражает нацеленность сотрудников на взаимодействие с окружающими людьми. Они имеют обширные рабочие контакты, чутко реагирует на оценки со стороны, их

мнение об окружающих людей отличается диф-ференцированностью и адекватностью. Они охотно принимают проблемы окружающих на себя, и стремятся помочь в их разрешении.

Компонент Эмоциональное Истощение находится на втором месте по степени интенсивности, что соответствует низкому уровню развития и говорит об отсутствии чувства усталости, эмоциональной пустоты и сниженного настроения. Сотрудники могут продуктивно работать длительное время, без утомления. Они энергичны и активны в контактах с окружающими людьми, ориентированы на решение профессиональных проблем и проблем коллег.

Наиболее низкие значения выявлены в компоненте Профессиональной Эффективности, что также свидетельствует о низком уровне выраженности данного компонента. Такие сотрудники включены в работу, заинтересованы в результатах своего труда и постоянном совершенствовании профессионального мастерства. Степень оценки успешности и профессиональной компетентности достаточно высокая, профессию и собственный вклад они оценивают положительно.

Но в то же время уровни выраженности всех компонентов выгорания отличаются от нормы.

Таким образом, психическое выгорание в профессиях субъект-объектного типа находится по всем компонентам на низком уровне, что свидетельствует о начальных этапах развития психического выгорания. При этом психическое выгорание максимально проявляется в Деперсонализации, периодическом появлении нежелания взаимодействовать с окружающими людьми. Та-

Уровни

25

20

15

10

5

0

20,8 21,1

10,4

эмоциональное деперсонализация профессиональная истощение эффективность

Компоненты

Рис. 2. Средние значения компонентов психического выгорания

кое взаимодействие вызывает чувство раздражения и сопровождается отсутствием интереса к этим людям.

Сходные реакции выявляются также и в компоненте Эмоционального Истощения, где время от времени обнаруживаются начальные признаки выгорания, такие как усталость, опустошенность, сниженное настроение.

В минимальной степени выгорание представлено в компоненте Профессиональная Эффективность, что говорит об интересе сотрудников к процессу и результатам своей деятельности и его высокой оценке.

Сравнение полученных нами результатов с имеющимися в психологической литературе данными, показывает, что в рамках данного исследования выявлена специфика психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа, которая заключается в меньшей степени выраженности и проявлении данных компонентов, по сравнению с профессиями субъект-субъектного типа.

Это положение соотносится с фактами установленными В.Е. Орлом, который указывает, что выгорание в профессиях «субъект-объектного» типа проявляется на иных уровнях и изменении общей иерархии компонентов выгорания [2].

В тоже время, уровни проявления компонентов психического выгорания отличаются от представленных В.Е. Орлом, утверждающим, что компонент Эмоционального Истощения доминируют над другими в структуре выгорания. По данным нашего исследования наиболее выражен компонент Деперсонализация. При этом уровень его значительно ниже, чем в профессиях субъект-субъектного типа. В тоже время компонент Эмоциональное Истощение занимает второе место по интенсивности, а наиболее низкие значения выявлены в компоненте Профессиональная Эффективность.

Несовпадение результатов нашего исследования с имеющимися в научной литературе данными, указывает на важность и все еще недостаточную разработанность проблемы психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа, что подтверждает теоретическую и практическую значимость проделанного исследования и предполагает продолжение работы в этом направлении.

Библиографический список

1. Карпов А.В., Леньков С.Л. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера: монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. - 448 с.

2. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.

3. Орёл В.Е., Рукавишников А.А. Адаптация методики диагностики феномена психического выгорания // Общество, образование, человек. -Ярославль: ЯГПУ, 1999. - С. 164-166.

4. Пономаренко В.А. Воспитание духовной культуры летчика-профессионала // Труды общества расследователей авиационных происшествий. - М., 1996. - Вып.7. - С. 40-49.

5. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - №>3. - С. 85-95.

6. Тернопол В.Я. Структурно-психологические закономерности субъектных детерминант профессиональной адаптации: Дис. ... канд. пси-хол. наук, 2001. - 223 с.

7. Тихонова Ю.Г. Феномен психического выгорания и его специфика в управленческой деятельности // Проблемы общей и организационной психологии / под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: Яросл. гос. ун.-т, 1999. - С. 185-190.

8. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. -1994. - №> 6. - С. 57-64.

9. Cherniss C. Role of professional self-efficacy in the etiology and amelioration of burnout // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington DC: Taylor & Francis, 1993. - P 135-149.

10. Maslach C., Leiter M.P. The Truth about Burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, C.A.: Jossey-Bass, 1997. - 186 p.

11. Schaufeli W.B., van Dierendonck D. The construct validity of two burnout measures // Journal of Organizational Behavior. - 1993. -Vol. 14. - P. 631-647.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.