Научная статья на тему 'Компоненты педагогической модели формирования культуры межличностного и делового общения студентов будущих государственных служащих'

Компоненты педагогической модели формирования культуры межличностного и делового общения студентов будущих государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL MODEL / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / THE COMPONENTS OF A MODEL / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL COMPETENCES / ИН ТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина С.С.

Статья посвящена описанию педагогической модели формирования культуры межличностного и делового общения студентов будущих государственных служащих для направления подготовки бакалавр «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE COMPONENTS OF A PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPING INTERPERSONAL AND BUSINESS COMMUNICATIONAL CULTURE OF STUDENTS FUTURE CIVIL SERVANTS

The article is devoted to the description of a pedagogical model of developing interpersonal and business communicational culture of students future civil servants.

Текст научной работы на тему «Компоненты педагогической модели формирования культуры межличностного и делового общения студентов будущих государственных служащих»

КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

THE COMPONENTS OF A PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPING INTERPERSONAL AND BUSINESS COMMUNICATIONAL CULTURE OF STUDENTS - FUTURE CIVIL SERVANTS

С. С. Лопатина

Статья посвящена описанию педагогической модели формирования культуры межличностного и делового общения студентов - будущих государственных служащих для направления подготовки бакалавр «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом».

Ключевые слова: педагогическая модель, компоненты модели, общекультурные компетенции, интерактивные методы обучения.

Умение общаться для государственных служащих -это значит владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работы в группе, уметь использовать различные социальные роли, способность к пониманию и сопереживанию с другими людьми. Поэтому актуальным является создание педагогической модели формирования культуры межличностного и делового общения студентов, будущих государственных служащих [1, с. 16].

Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С. И. Архангельского, Ю. А. Конаржевского и многих других исследователей. В концептуальном построении педагогической модели мы руководствовались трудами М. М. Бахтина, В. П. Бес-палько, А. И. Бурова, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Н. М. Лей-зерова, Е. В. Романова, достижениями психолого-педагогической мысли В. С. Библера, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова.

В нашей модели формирования культуры межличностного и делового общения студентов - будущих государственных служащих можно выделить четыре функциональных компонента: 1) проектировочный; 2) конструктивный; 3) организаторский и 4) коммуникативный.

1. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения. Задача - овладение студентами профессиональными и общекультурными компетенциями, которые помогут сформировать навыки межличностного и делового общения студентов - будущих государственных служащих. В рамках данного компонента мы изучили общекультурные и профессиональные компетенции для направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Кроме того, нами были определены уровни сформированности куль-

S. S. Lopatina

The article is devoted to the description of a pedagogical model of developing interpersonal and business communicational culture of students - future civil servants.

Keywords: pedagogical model, the components of a model, common cultural competences, interactive teaching methods.

туры межличностного и делового общения студентов -будущих государственных служащих: общительность в широком смысле этого слова или желание контактировать; коммуникативные и организационные способности; оценка самоконтроля в общении; умение излагать свои мысли; умение служащих слушать и слышать других; уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения; уровень владения речевой культурой; уровень умения выступать перед аудиторией, вести телефонные и другие виды переговоров; уровень этикета в умении представлений и знакомств; уровень конфликтности; умение видеть и избегать манипуляций в общении [2, с. 8].

2. Конструктивный компонент - это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания. Нами был разработан цикл лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Культура межличностного и делового общения». Возрастающий поток информации требует таких форм обучения, которые позволяли бы за короткое время давать обучающимся большой объем компетенций, иметь возможность обеспечить высокий уровень присвоения обучающимися изучаемого материала и закрепить его на практике. Считаем необходимым воспитывать в студентах интерактивность [3, с. 20]. Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек). Цель интерактивности:

• привлечь внимание к сложным проблемам;

• предложить не пассивно слушать и записывать готовое знание, а приходить к знанию на основе работы своего мозга.

Методы активного обучения - это совокупность педагогических действий и приемов, направленных на орга-

низацию учебного процесса и условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному изучению и освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Методы активного обучения направлены:

• на активизацию понимания цели,

• на активизацию воли, мотивации,

• на активизацию мышления,

• на активизацию профессионального общения.

Появление методов активного обучения связано со

стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению учебно-воспитательных профессиональных целей. Каждый метод обучения характеризуется следующими признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Принципы интерактивного обучения:

• диалогическое взаимодействие;

• работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

• активно-ролевая деятельность;

• тренинговая организация обучения.

Центральное место занимает не только отдельный обучающийся как индивид, а учебная группа взаимодействующих, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Был разработан цикл занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, учебное пособие по дисциплине, в котором обобщены теоретические сведения.

Кроме того, разработаны и представлены рекомендации для придания ряду дисциплин коммуникативной направленности, разработаны и представлены рекомендации для доработки заданий к различным видам практик.

3. Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия со студентами. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.

Одним из параметров эффективной коммуникации преподавателя и студентов является оценивание работы студентов с помощью модульно-рейтинговой системы. Кроме того, нужно быть активным, позитивно настроенным, хвалить и выслушивать студентов, ставить трудные, но выполнимые задачи, ставить ближние и дальние цели, вовлекать студентов в процесс моделирования курса [4, с. 300]. Задача преподавателя - помочь процессу обмена информацией:

• выявление многообразия точек зрения;

• обращение к личному опыту и его взаимообогащение участников;

• поддержка активности участников;

• соединение теории и практики;

• облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

• поощрение творчества участников.

4. Организаторский компонент - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Методы интерактивного обучения меняют взаимодействие с профессорско-преподавательском составом: его активность уступает место активности студентов.

Задача - создавать условия для их инициативы, побуждать обучаемых к самостоятельному поиску, которые должны быть полноправными участниками обучения. В рамках данного компонента рассматриваем используемые нами методы обучения: деловая игра - имитационная, организационно-деятельностная, проективная, ролевая; диспут, групповая дискуссия; исследовательский метод - дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи); метод проектов - проектирование в образовательном процессе - целенаправленная учебная деятельность, совершаемая в специально организованных условиях, обеспечивающих студенту возможность действовать самостоятельно, от поиска проблемы, организации и планирования деятельности по ее решению до предъявления найденного способа ее решения для публичной оценки.

Процесс проектного обучения студентов:

• Проведение теоретических занятий (лекции, тренинги).

• Формирование студенческих проектных команд (СПК).

• Определение СПК проблемной области.

• Закрепление за СПК тьютора (наставника, ментора).

• Самостоятельная организация и планирование деятельности СПК по решению проблемы.

• Разработка СПК проекта.

• Тьюторское сопровождение деятельности СПК.

Публичная презентация, защита и оценка проекта,

разработанного СПК. Студенческая проектная команда (5-10 человек) - генераторы идей, способные проявлять творческую инициативу, выдвигать оригинальные идеи; шесть шляп мышления (групповая работа по проектированию внедрения чего-либо в процесс обучения с точки зрения различных субъектов: студенты, родители, работодатели; преподаватели; партнеры, администрация; ТРИЗ (теория решения изобретательских задач); кейс-метод (кейс-стади); моделирование ситуаций с поиском альтернативных решений - анализ реальных производственных ситуаций, с которыми учащийся столкнется в своей будущей профессиональной деятельности; имитационное моделирование; метод «погружения»; проблемно-поисковый; метод импровизации (творчества); компьютерные симуляции; всевозможные модификации «мозгового штурма»: конференции идей, коллективные записные книжки, метод анализа практических ситуаций и др.; круглые столы - об-

Таблица

Показатели сформированности коммуникативной компетентности в контрольной и экспериментальной

группах

Показатели сформированности коммуникативной компетентности студентов Контрольная группа Экспериментальная группа

Интегральный компонент 3,34 3,51

Когнитивный компонент 3,59 3,70

Деятельностный компонент 3,67 3,99

Личностно-мотивационный компонент 3,50 3,87

суждение; дебаты; Open Space (Открытое пространство); интерактивная экскурсия; метод ментальных карт; мастерская будущего; формат международного кафе; диалог идей - легализованный шпионаж; метод случайных слов; карусель; дерево решений; займи позицию (да - нет); армрестлинг; дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу; тренинг [5, с. 12].

Опытно-экспериментальное исследование было проведено в Сибирском институте управления - филиале РАНХ и ГС при президенте РФ. В группе, к которой была применена педагогическая модель формирования культуры межличностного и делового общения студентов - будущих государственных служащих, результаты сформированности коммуникативной компетентности выше (см. таблицу).

Современный выпускник высшего учебного заведения, в том числе будущий государственный служащий, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, должен обладать многими знаниями и умениями в области культуры общения. Поэтому сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в

него содержания, предусматривающего обучения студента общению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностно-го подхода) // Высш. образование в России. 2004. № 11.С.17-22.

2. Приказ министерства образования об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта от 17 января 2011 г. № 41.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 26.

4. Колтунова, М. В. Деловое общение : нормы, риторика, этикет: учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. М.: Логос, 2005. 312 с.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апр.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONDITIONS OF FORMATION OF CIVICISM FOR STUDENTS OF THE INITIAL VOCATIONAL TRAINING

О. А. Портнова

В статье рассматриваются вопросы создания условий воспитания гражданственности в подразделении начального профессионального образования на примере профессионального училища № 3 города Калуги. Выделены отдельные компоненты процесса формирования гражданственности и модель воспитания в целом.

O. A. Portnova

The article contains the question of creating conditions for training of civil consciousness in the subdivision of the initial vocational training with an example of work with students of Kaluga professional school No. 3. It outlines the individual components of the formation of civicism and a model for upbringing as a whole.

Ключевые слова: гражданственность, учебно-познавательная деятельность, интериоризация, общекультурная компетентность, правосознание.

Keywords: civicism, educational and cognitive activity, interiorization, overall cultural competence, legal consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.