Лингвистика
Ю.В. Родионова
Компонентный состав предложений
со значением покрытия объекта
(на материале произведений А.П. Чехова)
В статье описывается компонентный состав структурной схемы предложений со значением покрытия, определяемой основными признаками понятийной категории покрытия, с учетом ее лексического наполнения. В результате анализа предложений со значением покрытия мы выделили структурную схему «кто покрывает что чем». Эту схему формируют четыре компонента: «предикат» - «субъект» - «объект покрываемый» - «материал покрывающий».
Ключевые слова: структурная схема, лексическое наполнение, концептуальные признаки, субъект, предикат, объект.
Цель данного исследования - описать компонентный состав структурной схемы предложений со значением покрытия, определяемой основными признаками понятийной категории покрытия, с учетом ее лексического наполнения.
В результате анализа предложений со значением покрытия мы выделили структурную схему «кто покрывает что чем» - знак типовой пропозиции «покрытие предмета». Эту схему формируют четыре словоформы со следующими значениями:
1) предикат;
2) субъект;
3) объект покрываемый;
4) объект покрывающий.
Руководствуясь словарной дефиницией лексемы «покрытие», толкуемой как физическое действие по глаголу «покрыть» (покрыть в значении «закрыть чем-л. положенным сверху; накрыть»), мы вычленили 1000 предложений, структурообразующий компонент которых имеет сему «покрытие» [2, с. 252-253].
Работа с текстами произведений А.П. Чехова позволила нам выявить лексико-грамматическую группу глаголов, в содержательной структуре которых имеется сема «покрытие», выявить лексическое значение этих глаголов, подтверждающее наличие интересующей нас семы.
На основе данных толкового словаря С.И. Ожегова нами были выявлены следующие глаголы со значение покрытия объекта: покрыть, закрыть, прикрыть, покрасить, побелить, пудриться, укрыться, постлать, посыпать, застлать, закоптить, разложить, подложить, индеветь, запятнать, засыпать, запорошить, набросить, накинуть, накрыть и др.
С учетом формы покрываемого предмета перечисленные выше глаголы неоднородны. Можно выделить два типа предложений: 1) предложения, отображающие ситуацию покрытия на плоскости/поверхности (по горизонтали или вертикали) объекта и 2) предложения, отображающие ситуацию кругового покрытия или покрытия объекта со всех сторон.
В предложениях первого типа человек, явление природы, растительность или неодушевленный предмет покрывает кого-либо, что-либо, наружную поверхность чего-либо или покрывается чем-либо, каким-либо средством покрытия или собой сверху, вдоль, сплошь по всей поверхности. Основные предикаты: наносить, покрыть, положить, брызгать, мазать, засыпать. Например: Собрав карточки и перетасовав, он
Филологические
науки
Лингвистика
разложил («покрыл ими поверхность стола») их по столу и начал объяснять («Хамелеон»); Волдырев вернулся к столу и положил («покрыл книгу зеленой бумажкой») на раскрытую книгу зеленую бумажку («Шведская спичка»).
В предложениях второй группы человек или неодушевленный предмет покрывает кого-либо, что-либо или себя чем-либо, все вокруг, располагая его по кругу или спирали, т.е. покрывает объект со всех сторон. Основные предикаты: заворачивать, обматывать, одеть, надеть. Например: Он быстро оделся («покрыл себя верхней одеждой») и, брезгливо сторонясь Паши, направился к двери и вышел («Хористка»).
Покрытие - это физическое действие, и, как любое физическое действие, оно характеризуется активностью и целенаправленностью, что отражено в содержательной структуре выявленных нами глаголов с семой «покрытие».
Признак «активность», реализуемый глаголами действия-покрытия, предполагает наличие субъекта, мыслящего, ставящего перед собой цель и идущего к ее достижению, субъекта, производящего действие, агенса. В нашей картотеке агенс, как правило, представлен:
- конкретно-референтным личным именем или таксономическим номинантом, соотнесенным с конкретным лицом, например: Когда девочки вышли, Панауров отложил («покрыл газетой что-то») в сторону газету («Три года»); Макар взял рассыльную книгу, надел («покрыл голову шапкой») шапку, но в казначейство не пошел, а спрятался под лестницей: он знал, что бунт будет... («Депутат, или повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало»);
- реже - родовым именем существительным, например: Жена покормила его, дала опохмелиться и уложила («покрыла постель телом») в постель («Беда»); Отец надел («покрыл нос очками») очки («Радость»). Однако в позиции субъекта могут функционировать не только личные имена, но и номинанты природных явлений, которые в силу своей онтологической природы не могут осуществить целенаправленных контролируемых действий. Примерами таких номинантов могут служить следующие глаголы, выявленные в произведениях А.П. Чехова: сыпать, запорошить, накрапывать, падать, запылить. Например: Мир освещался звездами, которые [звезды - Ю.Р.] всплошную усыпали («звезды покрыли небо») все небо («Святою ночью»); Накрапывал («покрывая, смачивал собой землю») мелкий дождь («Шведская спичка»). Занимая позицию логического субъекта, они представляют средство покрытия, а не агенс, это обусловливается спецификой данного типа предложений: природные явления происходят без инициативы человека.
Кроме вышеперечисленных, в материалах нашей картотеки были выделены предложения со значением покрытия объекта, где субъект представлен имплицитно, формируя либо структурно неполные предложения, например: Сказал это, заплакал («покрыл лицо слезами») и опять замолчал на неделю («Упразднили!»), либо специфический тип односоставного предложения, в котором семантика и форма выражения предиката указывают на производителя действия, например: Наплюй! (производителем действия-покрытия является собеседник) («Водевиль»); Наложишь их полную тарелку, поперчишь, укропцем с петрушкой посыплешь и ... нет слов выразить! (обобщенное лицо) («Невидимые миру слезы»).
Активность процесса физического действия-покрытия предопределяет наличие двух следующих объектов:
1) «страдающий» объект, подвергающийся покрытию;
2) объект - материал, средство покрытия.
Оба объекта могут быть представлены либо частью тела человека, либо неодушевленным предметом. «Страдающий» объект чаще всего представлен существительным в форме винительного падежа: Какая, однако, здесь глушь! - думал землемер, стараясь прикрыть («покрыл воротником уши») свои уши воротником от шинели («Пересолил»); В столовой она оклеила («покрыла стены картинками») стены лубочными картинками, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе («Попрыгунья»). Объект как материал покрытия может быть представлен как формой винительного, так и формой творительного падежа, например: Привидения - предрассудок, плод умов недозрелых, но, тем не менее, все-таки Васкин натянул («покрыл голову одеялом») на голову одеяло и плотнее закрыл глаза («Нервы»); Он помог Егорушке раздеться, дал ему подушку и укрыл («покрыл человека одеялом») его одеялом («Степь»).
Исключением являются предложения, формируемые глаголами краснеть, покраснеть в значении «покрыться румянцем», в содержательной структуре которых отсутствуют семы «активность» и «целенаправленность». Они свидетельствуют об изменении психического состояния субъекта, его дискомфорте, в результате чего произошли изменения в цвете его кожного покрова, как правило, лица. Именно с этой целью и используются данные предикаты в произведениях А. П. Чехова: он акцентирует внимание на изменении в состоянии внутреннего мира героя, его переживаниях, а не на процессе, действии. Например: Папаша мой улыбнулся, приятно покраснел и засеменил вокруг стола («Торжество победителя»); Ванда поглядела на серьезное лицо горничной, на сытую фигуру Финкеля, который, по-видимому, не узнавал ее, и покраснела...
Филологические
науки
Лингвистика
(«Знакомый мужчина»). Это свойство названных предикатов отличает их от других предикатов с семой «покрытие» и предопределяет отсутствие позиции объекта в пропозиции «психическое состояние субъекта» и соответственно - позиции объектива в структурной схеме, реализующей данную пропозицию.
Конститутивность признаков активности и направленности на объект процесса покрытия подтверждается также пропозицией ситуации покрытия, представленной четырьмя компонентами: «агенс» - «действие-покрытие» - «объект покрываемый» - «материал покрывающий». Эти же признаки формируют ядро концептуальных признаков понятийной категории «покрытие» и обусловливают четырехкомпонентность структурной схемы: «кто покрывает что чем».
Библиографический список
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М., 1999.
2. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под. ред. А.П. Евгеньевой. М., 19811984.
3. Чехов А.П. Соч. в четырех томах. Т. I, II. Рассказы и повести 1888-1895. М., 1984.