Научная статья на тему 'Комплексный учебный словарь собственных имён как форма представления фрагмента нормативно-научной картины мира'

Комплексный учебный словарь собственных имён как форма представления фрагмента нормативно-научной картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКОГРАФИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ / ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / НОРМАТИВНО-НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / COMPREHENSIVE LEARNER'S DICTIONARY / LEXICOGRAPHY / GENERAL SCIENTIFIC KNOWLEDGE / STANDARD SCIENTIFIC WORLD-IMAGE / PROPER NAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимчук Нина Алексеевна

В статье рассматривается проблема создания учебных словарей, ориентированных на описание языковых единиц носителей общеобязательного научного знания. Возможный подход к построению словаря такого рода описывается на примере комплексного учебного ономастического словаря, единицами описания в котором служат имена собственные, выявленные на основе анализа текстов школьных учебников и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE LEARNER'S DICTIONARY OF PROPER NAMES REPRESENTING A FRAGMENT OF SCIENTIFIC WORLD-IMAGE

The paper deals with compiling learner's dictionaries focused on linguistic units reflecting general scientific knowledge. A possibility for compiling a dictionary of the kind is shown by the example of a comprehensive learner's dictionary of proper names that are revealed in the analysis of school text books and programs.

Текст научной работы на тему «Комплексный учебный словарь собственных имён как форма представления фрагмента нормативно-научной картины мира»

© 2011

Н. А. Максимчук

КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ СОБСТВЕННЫХ ИМЁН КАК ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРАГМЕНТА НОРМАТИВНО-НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

В статье рассматривается проблема создания учебных словарей, ориентированных на описание языковых единиц — носителей общеобязательного научного знания. Возможный подход к построению словаря такого рода описывается на примере комплексного учебного ономастического словаря, единицами описания в котором служат имена собственные, выявленные на основе анализа текстов школьных учебников и программ.

Ключевые слова: лексикография, комплексный учебный словарь, общеобязательное научное знание, нормативно-научная картина мира, имя собственное.

Одной из актуальных проблем современного информационного общества является разработка способов организации, структурирования и представления знаний с учётом условий, целей, форм их функционирования и использования. Важнейшей задачей в рамках названной проблемы можно считать поиск оптимального соотношения формы и содержания знания, функционирующего в образовательной сфере. Поскольку основным средством накопления, хранения и передачи знаний являются единицы естественного языка, то очевидно, что одна из центральных позиций в решении этой задачи принадлежит словарям (этим, не в последнюю очередь, объясняется и наблюдаемый уже не одно десятилетие лексикографический бум). Интенсификация когнитивной функции учебного словаря требует новых лексикографических решений.

В процессе формирования современной языковой личности важнейшее место занимает общеобязательное научное знание, т. е. сведения, отобранные и одобренные обществом для сообщения их человеку в процессе его обучения в общеобразовательной школе. В роли опорных единиц — основных носителей общеобязательного научного знания выступают термин и имя собственное, совокупность которых отражает содержание общего образования, формирующее нормативно-научную картину мира (ННКМ) [Максимчук 2002].

Продуктивным способом концентрированного представления содержания образования может служить комплексное лексикографическое описание массива опорных единиц ННКМ, что обеспечит возможность получения информации о совокупном общеобязательном научном знании, представленном в структурированном и потому обозримом виде.

Разработку концепции словарей, ориентированных на содержание нормативно-научной картины мира русской языковой личности, следует отнести сегодня к числу актуальных задач учебной лексикографии. Рассмотрим возможный подход к созданию учебных словарей, отражающих фрагменты ННКМ, на примере «Комплексного учебного словаря собственных имён».

Максимчук Нина Алексеевна — доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания Смоленского государственного университета. Е-шаП: nmaximchuk@yandex.ru

Современная лексикография, ощущающая общие интеграционные тенденции в развитии науки, характеризуется появлением всё большего числа словарей комплексного типа: в их числе — толково-сочетаемостные, грамматико-слово-образовательные, грамматико-орфографические и др. [Торшина 1981; Панов, Те-кучёв 1991; Тихонов 2002; Гаршин, Морковкин 2009]. При этом комплексность как жанрообразующий признак словаря проявляется прежде всего в многоплановом характере информации, сопровождающей заголовочную единицу (см. [Денисов 1978; Лексическая основа 1984; Репкин 1995; Имена, имена, имена... 2000; Тихонов 2009; Борисова 2006] и др.). Формируется тип комплексных лингво-эн-циклопедических словарей.

Основная цель «Комплексного учебного словаря собственных имён» состоит в разностороннем описании ядра ономастической составляющей ННКМ с учётом потребностей и возможностей адресата и в форме, ориентированной на максимальное раскрытие учебно-познавательного потенциала имени собственного как опорной единицы ННКМ.

Новизна предлагаемого словаря заключается прежде всего в новизне самого объекта описания, поскольку общеобязательное научное знание (его составляющие) как целостная система, складывающаяся в нормативно-научную картину мира русской языковой личности, не подвергалось последовательному лексикографическому описанию.

Комплексный характер Словаря обусловлен как разнообразием включённых в него типов собственных имён (антропонимы, астронимы, космонимы, рели-гионимы, мифонимы, хрематонимы, политонимы, хрононимы, документонимы, литературные имена и некот. др.), так и разноплановостью информации, сопровождающей заголовочную единицу и формирующей её ассоциативно-культурный фон.

Двойственная природа имён собственных, с одной стороны, и свойства ННКМ — с другой, определяют потребность совмещения понятийно-системной и системно-языковой интерпретации заголовочных единиц Словаря, что формирует его лингво-энциклопедический характер.

В качестве заголовочных единиц Словаря выступают имена собственные, являющиеся носителями общеобязательной научной информации в структуре ННКМ.

Исходный лексический массив, из которого извлекались заголовочные единицы, представляет собой совокупный нормативно-научный текст школьных учебников и программ по всем предметам общего среднего образования конца ХХ — начала XXI в. Ономастические единицы были выделены из указанного лексического массива методом сплошной выборки. На основе полученной выборки была сформирована база данных, отражающая языковые, предметные и учебно-методические характеристики онимов — единиц ННКМ.

В основу выделения единиц Словаря положены две группы принципов.

Первую группу составляют объективные показатели значимости имени. Одним из них является сама включённость имени собственного в тексты программ и/или стабильных учебников. Этот принцип определяет общий состав ономастических единиц Словаря.

Следующий критерий — частотность (употребительность) — используется при установлении ядра и периферии ономастического наполнения Словаря. Показатель употребительности может быть абсолютным и относительным. Абсолютная употребительность характеризует имя в рамках макротекста, охватывающего всё содержание нормативно-научных текстов, представленных в общеобразовательных программах и учебниках и в дополнительных учебных и справочных материалах. Сравнивая абсолютные коэффициенты распределения частотных показателей в массивах словоупотреблений собственных имён в нормативно-научных текстах по разным предметам, отмечаем практически полное их совпадение (ср., напр, распределение словоупотреблений ИС в ННТ географии и истории: география: >100 — 0,6 %; >50 — 0,9 %; >10 — 8 %; >4 — 10 %; >1 — 28 %; 1 — 51 %; история: >100 — 0,4 %; >50 — 0,8 %; >10 — 7 %; >4 — 10 %; >1 — 28 %; 1 — 53 %).

Выводы, сделанные на материале этих предметов, справедливы и для других учебных областей, в которых имя собственное представлено достаточно широко.

Относительная употребительность имени — это показатель встречаемости имени в пределах текстов отдельной области знаний (учебника, программы и т. п.).

Показатель распространённости имени собственного указывает на количество предметных областей, учебников и программ, в нормативно-научных текстах которых встречается данный оним.

Ядро и периферия ономастического наполнения Словаря различаются показателем абсолютной употребительности в сочетании с показателем распространённости.

Во вторую группу принципов отбора собственных имён для Словаря входят экспертная оценка и ассоциативно-тематическое выравнивание. Перед экспертами ставятся задачи установления достаточности / недостаточности списка исходных ономастических единиц разной предметной принадлежности и уточнения границ ядра и периферии как в рамках каждой ономастической структуры, так и в пределах всего ономастического наполнения Словаря. Такая процедура, с одной стороны, способствует более чёткому разграничению ядра и периферии в структуре общеобязательного знания, а с другой — даёт возможность включать в Словник содержательно значимые онимы, по каким-то причинам имеющие низкий индекс частотности / распространённости в исследованных источниках.

Тип словарной статьи определяется характером заголовочной единицы, т. е. степенью её информативности и местом в структуре той культурно-исторической или научной сферы, к которой она принадлежит. С определённой (и неизбежной) долей субъективности все рассматриваемые онимы могут быть отнесены к одному из трёх разрядов, которым соответствуют три типа базовых словарных статей, различающихся степенью полноты предлагаемой характеристики заголовочных единиц.

Особенностью структуры словарной статьи является выделение в ней двух словарных зон: зоны языковых сведений (ЯС) и зоны предметных сведений (ПС). Элементами зоны ЯС являются: 1) акцентологическая характеристика заголовочной единицы (для отдельных типов имён собственных — топонимов, антропонимов — возможно приведение написания заголовочной единицы на языке

оригинала); 2) грамматическая характеристика; 3) словообразовательное гнездо; 4) сопутствующие сведения (о переходе имени собственного в разряд нарицательных, о приобретении им символического значения и т. п.); 5) сведения о фразеологической (в широком смысле) ценности заголовочной единицы; 6) этимологическая характеристика.

Предметная зона словарной статьи строится в соответствии с типом и статусом заголовочной единицы.

Приведём в качестве иллюстрации два примера.

АВЕЛЬ

ПС. В Ветхом Завете второй сын Адама и Евы, "пастырь овец". Был убит своим старшим братом Каином из зависти, когда Бог принял жертву А. (первородными ягнятами его стада) и отверг жертву Каина ("от плодов земли").

ЯС. Род. Авел|я, м.

Перен. Авель — невинная жертва жестокости и вероломства.

|| прил. авелев.

" Где брат твой Авель? — вопрос, к-рый задали Каину, вернувшемуся после убийства брата.

Этим. ^ 'греч. Avel < евр. Хевел — букв. "дуновение, пар".

АДДЙС-АБЕБ|А (Addis-Ababa)

ПС. Город, столица (с 1889) Эфиопии, на Эфиопском нагорье (на выс. св. 2,4 т. м). Нас. — более 2,431 млн. ч. Основан в 1887.

ЯС. Род. Аддис-Абеб|ы,

|| прил. аддИс-абебск|ий.

Этим. ^ 'ахмар. addis — "новый", abeba — "цветок".

Такая организация статей позволяет использовать Словарь как справочное пособие для выяснения правильного написания, произношения и употребления имени собственного и его производных (в том числе — в составе фразеологических единиц), а также для получения общих сведений о носителе данного имени. Словарь может быть средством повторения и обобщения предметных знаний по различным школьным дисциплинам (дополнительные возможности для этого предоставляют сопровождающие Словарь именной и тематический указатели ономастических единиц, отражающие предметные связи единиц Словаря).

Словарь адресован, в первую очередь, учащимся старших классов общеобразовательных школ, однако он может быть полезен также учителям, студентам, в том числе — изучающим русский язык как иностранный, а также всем интересующимся именем.

Существенную помощь Словарь может оказать при анализе содержания школьного образования и его изменений, при создании разного рода учебной литературы, в которой имя собственное выполняет роль носителя общеобязательного знания.

ЛИТЕРАТУРА

Борисова И. Комплексный словарь русского языка. — М.: Литур, 2006. — 656 с.

Гаршин А. П., Морковкин В. В. Словарь химических терминов. — М.: Дрофа, 2009. — 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.