Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
Сиволапова Елена Николаевна
заместитель заведующего МБДОУ детский сад комбинированного вида «Журавушка» ХМАО-Югра, Тюменская область Сургутский район г. Лянтор [email protected]
J V.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ц__________________________________________г
Аннотация. В статье автором представлен комплексный подход в оздоровлении дошкольников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Журавушка», г. Лянтор.
Ключевые слова: здоровье детей, факторы риска, обучение, гимнастика, адаптация, нетрадиционные способы оздоровления детей, ароматерапия, музыкотерапия, коррекция.
За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов:
- дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах. Быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха и т.д.;
- ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее светомерцающее, электроннолучевое, «метало - звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);
- значительное ограничение двигательной активности;
- социальная напряженность в обществе.
Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Но, однако, одной из причин является невнимание взрослых к здоровью детей [12]. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.
В связи с вышесказанным проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Именно в дошкольном периоде идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Исходя из этого, ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного и реабилитационного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение их заболеваемости [9] .
Актуальность здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Опираясь на инновационные здоровьесберегающие методики и теоретические основы, нами был разработан и апробирован комплекс форм и методов оздоровления воспитанников детского сада [9,10] .
Цель нашего исследования: сохранить и укрепить здоровье детей, сформировать у воспитанников основу здорового образа жизни и ответственного отношения к сохранению собственного здоровья.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. создание материально-технической базы в дошкольном учреждении для осуществления оздоровительной деятельности;
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
9
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
2. разработка и внедрение в деятельность МБДОУ комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни у участников процесса;
3. включение в деятельность МБДОУ коррекционных и реабилитационных мероприятий;
4. повышение роли семьи в решении задач оздоровительного характера.
Для решения цели и задач системы были разработаны и апробированы формы и методы оздоровления детей по разделам с указанием содержания, возрастных групп, периодичностью выполнения, ответственных и сроков выполнения: оптимизация режима; организация двигательного режима; гигиенические и водные процедуры; световоздушные ванны; охрана психического здоровья; профилактика заболеваемости; оздоровление фитонцидами, ароматерапия; закаливание с учетом состояния здоровья ребенка; лечебно-оздоровительная работа; работа с детьми, имеющими нарушение осанки, плоскостопие; реабилитационная терапия после перенесенного заболевания; работа с «трудными детьми».
В детском саду разработаны и применяются три режима дня по всем возрастным группам: режим дня в зимний период, осенне - весенний режим дня, летний режим дня. Оптимальный режим дня имеет первостепенное значение и является сам по себе воспитывающим, оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала - покой и движение. Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей движениями, может привести к отрицательному результату. Каждое оздоровительно-воспитательное мероприятие с детьми проводится не по принуждению, а с их желанием и интересом, учитывая возрастные особенности, используя много игр и игровых ситуаций.
Основными видами совместной деятельности детей и взрослых в работе являются как традиционные, так и нетрадиционные способы оздоровления [2] .
Одним из традиционных способов достижения цели являются закаливание и профилактика простудных заболеваний. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчив не только к резким изменениям температуры, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
В нашем детском саду используется целый комплекс закаливающих процедур. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы -солнце, воздух и вода в сочетании с достаточным двигательным режимом [6] .
Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику проводит инструктор по физической культуре. У всех без исключения, детей, есть спортивная форма, это - трикотажные шорты и майка. На зарядку дети идут босиком. С этого (помимо физического развития) уже начинается закаливание. Облегченная одежда,
босые ноги и, что важно, это ни кому не противопоказано (в отличие от закаливания обливанием холодной водой), но укрепляет организм.
После зарядки в этой же форме дети проходят в умывальную комнату, где есть все необходимое для проведения процедуры обливания водой: поддон, резиновые коврики, ведро для воды, пластмассовый ковш, фланелевые дорожки, по которым дети с мокрыми ногами идут в группу на ковер. Пока дети на зарядке, младший воспитатель готовит все для обливания ног. Ноги обливаются холодной водой (начальная температура воды 35-33 градуса, постепенно температура воды снижается до 25-20 градусов) и дети по фланелевым дорожкам идут в группу и двигаются произвольно под веселую музыку до полного согревания и высыхания ног (танцы, прыжки, бег). Обливание ног холодной водой - серьезное закаливание, и у некоторых детей есть противопоказания (период адаптации, в также после перенесенного заболевания). Для контроля за этим ведется специальная тетрадь, в которой помечается, при согласовании с врачом, кому показано полное закаливание, а кому закаливание показано щадящее. При этом, важно отметить, что даже если ребенку в данный момент нельзя обливать ноги водой, он вместе со всеми проходит в умывальную комнату, как все проходит всю процедуру, кроме обливания водой. То есть, заходит в поддон и выходит в группу, где вместе со всеми детьми двигается под музыку. Это делается для того, чтобы организм реагировал на процедуру на рефлекторном уровне. То есть ребенок не получил ковш воды, а организм помнит и реагирует - возникает условный рефлекс, и когда ограничения снимаются, организм не получает стресса.
После занятий и прогулки проводится второй блок оздоравливающих процедур. Придя с улицы, дети моют руки, пьют отвар из целебных трав (ромашка, крапива), затем усаживаются на ковер и проводится несколько упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н., упражнений Су-Джок [11]. Для этого используются вспомогательное оборудование: ленточки, шарики, летающие перышки, бабочки на ниточках для дыхательной гимнастики, колючие шарики и пружинки для Су-Джок терапии [11] .
Следующий большой блок закаливания проводится после сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в кроватках, далее небольшую гимнастику на ковре в спальне, затем проходят по колючим дорожкам к тазам с водой контрастной температуры, разделившись на две колонны. В специальных, промаркированных ведрах младший воспитатель готовит воду. Замеряет температуру. Конечная температура холодной воды 18 градусов, горячей 40. На каждой дорожке два таза с холодной водой, а между ними таз с горячей водой. Дети по два человека, по сигналу воспитателя становятся в холодную воду (2-3 секунды), затем по сигналу становятся в горячую воду (8-10 секунд), далее (2-3 секунды) в холодную и по фланелевым дорожкам проходят на ковер и выполняют движения
10
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
до тех пор, пока все дети не пройдут по тазам. Если есть дети, которым прописан щадящий режим, они становятся в конце колонн, и когда по тазам пройдут все здоровые дети, младший воспитатель уменьшает контраст температуры воды, добавляя в холодную воду горячую, в горячую - холодную. Затем сразу же все дети выходят в коридор на пробежку без препятствий или с препятствиями. Дети под музыку бегут змейкой, идут по канату, прыгают с кочки на кочку, подлезают под дугу, перепрыгивают через кубы. Для этого используются традиционное и нетрадиционное оборудование. Эта пробежка очень нравится детям. Они с удовольствием бегут, у них поднимается настроение, они окончательно просыпаются. Возвращаясь в группу, дети садятся на ковер «по-турецки», где воспитатель проводит комплекс дыхательной гимнастики, точечного массажа, ауриколотерапии, лечение голосом, звуком, пальчиковой гимнастики и Су-Джока.
Основным принципом системы закаливания является постепенное расширение зоны действия и увеличение времени проведения процедуры .
Одним из нетрадиционных способов оздоровления детей в детском саду являются ароматерапия, фитотерапия, босохождение по дорожке из морской соли [2] .
В системе проводится ароматерапия эфирными маслами пихты, сосны, лимона, эвкалипта, лаванды, можжевельника в осенне-весенний период, так как они обладают антивирусными свойствами. Для создания в группе положительной психоэмоциональной обстановки используются ароматические масла грейпфрута, апельсина, мандарина, лимона - эти масла прекрасно балансируют нервную систему, устраняют беспокойство, депрессию и приносят спокойствие и ясность, поднимают настроение у детей и взрослых. Аромакулоны, наполненные 2-3 каплями аромамасел дети с удовольствием носят в детском саду. В игровой форме применяются аромалампы в виде «бабочек», «сказочного лебедя», «веселого дельфинчика» в сочетании с разноцветными фонтанчиками и музыкальным сопровождением.
Уникальным является комплексное воздействие лекарственных растений за счет содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ. В этом случае используются сборы трав, обладающие противовоспалительными, бактерицидными, успокаивающими действиями. Во время дневного сна детям предлагаются травяные «подушечки» наполненные лавандой, можжевельником, хмелем для расслабления и повышения сопротивляемости организма стрессовым ситуациям. Особенно востребованными они становятся в период адаптации детей к дошкольному учреждению, так как улучшают сон, благоприятно сказываются на состоянии нервной системы, увеличивают продолжительность сна.
Для профилактики нарушений и укрепления опорно-двигательного аппарата, улучшения функций дыхания, повышения иммунитета и жизненного тонуса предлагаются детям валики из стружки целитель-
ного можжевельника и применяют их во время гимнастики после дневного сна, что позволяет:
■ улучшить дренажную функцию легких;
■ положительно влиять на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
■ наладить нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепить весь аппарат кровообращения;
■ повысить общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшить нервно-психическое состояние.
Ароматерапия и фитотерапия проводится с учетом медицинских показаний врачей городской больницы, по согласованию с врачом МБДОУ, под медицинским контролем и с письменного согласия родителей (законных представителей)воспитанников.
Одним из эффективных методов оздоровления детей дошкольного возраста является босохождение. Не секрет, что биологически активные точки на ступне ног связаны со всеми органами, и надавливание на них стимулирует функцию определенных органов. Летом хорошо пробежаться по росе, пройтись по земле босиком. Для холодного времени года актуальными являются «чудо дорожки» с использованием разнообразной цветовой гаммы и природного материала: пуговиц, пластмассовых крышек, косичек из веревки, рельефных фигурок из дерева. В комплекс закаливающих процедур после дневного сна включают босохождение по солевой дорожке. Морская соль содержит большое количество микроэлементов, таких как медь, цинк, кобальт и др., отличается высоким содержанием ионов, имеющих большое значение, такой же состав имеют лимфа и кровь человека. Все микроэлементы находятся в устойчивом соединении, быстро впитываются и разносятся по всему организму, благоприятно воздействуют на него. Морская соль не имеет противопоказаний. Она способствует заживлению ран, улучшает кровоснабжение тканей, стимулирует дыхательные и защитные функции эпидермиса, повышает иммунитет организма на генном уровне. Соотношение соли и воды (50граммов соли на один литр воды).
Широко используется музыкотерапия. Музыкотерапия - это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности [8]. Слушание правильно подобранной музыки повышай иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности.
Музыкальное воспитание ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
11
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка - это одно из средств физического воспитания детей. Этот вывод послужил стимулом для включения в воспитательно-оздоровительную систему здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательной деятельности музыкального воспитания:
Логопедические песенки-распевки - несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятиях, подготавливают голос к пению [7];
Артикуляционная гимнастика: основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание [1,4] .
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком [4] .
Игровой массаж. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уман-ской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез [3].
Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мьшление на основе устного русского народного творчества [3,5] .
Речевые игры. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декларируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности [4] .
Дыхательная гимнастика [11] .
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функций речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В системе используют упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной систем, развития певческих способностей детей.
Особое значение отводится коррекционной работе с детьми [1,4]:
- коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
- коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированным сводом стопы;
- работа с детьми, имеющими недостаточные показатели развития основных видов движений.
Особое внимание в МБДОУ уделяется детям, находящимся в периоде адаптации. Для прохождения более легкого адаптационного периода используется интерферонопрофилактика в течение 7-10 дней, полоскание зева отварами трав, сокращенное пребывание в ДОУ в течение 2-3 недель, увеличение времени пребывания на свежем воздухе, проведение аро-матерапии для санации воздуха в группах, спальнях, кабинетах, создание условий для психоэмоциональной разгрузки, музыкотерапия, общий расслабляющий массаж.
Помимо использования форм и методов оздоровления необходимо у ребенка вызвать интерес к собственному здоровью, желание его укрепить. Воспита-
12
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
ние здорового образа жизни проходит успешно, если ребенок будет:
> понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия;
> знать и соблюдать правила личной гигиены;
> понимать необходимость соблюдения режима дня;
> придерживаться правил здорового питания;
> понимать значение двигательной активности для развития здорового организма;
> знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
> использовать основные природные факторы, укрепляющие здоровье;
> знать, как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе доврачебную помощь;
> понимать, что некоторые привычки представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
> знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
> уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
> быть осторожным в общении с незнакомыми взрослыми людьми обоего пола, избегая возможных экстремальных ситуаций;
> уметь взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (комната, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
На основании этого были разработаны следующие направления работы воспитания потребности в здоровом образе жизни (схема1).
Для успешной реализации задач воспитательной системы с детьми разработано: перспективное планирование на учебный год специально организованной деятельности с детьми по формированию представлений и навыков здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей воспитанников; подобран практический материал: конспекты образовательной
Направление работы по
деятельности «Я и мое здоровье» для разных возрастных групп; перечень бесед; перечень творческих игр; перечень дидактических, развивающих игр и упражнений; материал для чтения детям (здоровый образ жизни в рифмах, пословицы и поговорки) .
Важное место в решении задач воспитательной системы занимает работа с родителями. Лишь при условии реализации преемственности работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами воспитательной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями алгоритм совместной воспитательно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей представлен следующим образом:
Анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа, организа-
Схема1
у детей здорового образа жизни
развитие обучение по уходу формирование формирование принятие
представлений за своим телом, элементарных привычки стойких
о строении навыкам оказания представлений ежедневных культурно-
собственного тела элементарной об окружающей физкультурных гигиенических
назначении органов помощи среде упражнений навыков
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
13
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
ции питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье.
Посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения оздоровительной работы и определения с учетом этого путей и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном учреждении.
Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.
Создание в дошкольном образовательном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур, разнообразных массажей, фито-, витамино-, водотерапии и т.п.) .
Участие медицинских работников, воспитателей и родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей.
Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного, сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т.д.
Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (разнообразные виды закаливания, массаж, ЛФК и т.д.) .
Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, и обучение их отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.) .
Создание семейных клубов по интересам: «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Папа, мама, я -спортивная семья» и т.п..
Организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото-, видеоконкур-
сов на лучший спортивный уголок в семье, интересных спортивных и подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, конкурсов, выставок работ, совместных проектов и т.п.) .
Освещение передового опыта семейного воспитания по оздоровительной работе на родительских собраниях, создание стенгазет для родителей и т.д.
Дошкольное учреждение в течение нескольких лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели - созданию единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад -семья.
Для привлечения родителей к активному участию в воспитательном процессе разработаны серии мероприятий и применяются следующие методы и формы взаимодействия: беседы; анкетирование; консультации; памятки; папки-передвижки; родительские собрания; лектории с привлечением специалистов; стенды; выставки; благодарственные письма; «Почтовый ящик» - для вопросов, предложений, советов от родителей; дни открытых дверей; совместные праздники и развлечения и т. д.
В процессе работы учитываются актуальные потребности родителей, способствующие формированию активной родительской позиции.
Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Для качественной оценки эффективности оздоровительной деятельности приняты следующие методы отслеживания результатов работы по схеме 2:
В процессе внедрения системы оздоровительных мероприятий, на основании данных мониторинга системы были отмечены положительные результаты: дети окрепли, стали более выносливыми, регулярные нагрузки циклического характера позволили добиться снижения заболеваемости во всех возрастных груп-
Схема 2
Методы измерения эффективности оздоровительной деятельности детей
медико-педагогический контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями (Зраза в год в каждой возрастной группе)
оценка культуры здоровья детей дошкольного возраста) (2 раза в год)
контроль за организацией оздоровительной работы
оценка эффективности оздоровления детей
14
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
пах, уменьшения количества пропусков по болезни. По итогам оценки культуры здоровья дошкольников наблюдается повышение уровня знаний, умений, навыков. В ходе анкетирования и интервьюирования выяснилось, что родители, став более информированными и заинтересованными в укреплении здоровья своих детей, стали больше уделять внимания оздоровлению не только детей, но и собственному здоровью. Увеличивается количество семей, посещающих физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжную базу, культурно-массовые мероприятия.
Литература
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.- М.: Гном, 2007.-204 с.
2. Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики.- М.: Гном, 2009.-213 с.
3. Метелкина Т. Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1.С.50-54.
4. Микляева Н.В., Полозова О. А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ,- М., 2006.
5. Надеева М. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 14-18.
6. Никитина Е.А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 48-53.
7. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.- М., 2007.
8. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Учебное пособие.- М.: «Владос», 2000.-327с.
9. Тараканова В. В., Бармакова Т.В. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме// Эксперимент и инновации в школе, 2014. № 3. С. 47-52.
10. Тараканова В. В., Соловьева Н.Г Здоровье современных подростков. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 4. С. 66-71.
11. ЩетининМ. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.- М.: Высшая школа, 2008.-231 с.
12. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа Здоровья: стратегия и тактика. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 31-34.
Дормидонтова Лариса Петровна
заведующая МБДОУ № 18 «Аленушка» канд. пед. наук, ст. преподаватель УлГПУ им. И. Н. Ульянова г. Ульяновск, Ульяновская область
J ^
ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Л__________________________________________г
Аннотация. В статье исследуются понятия «творчество», «креативность», «компоненты творческих способностей», рассматриваются различные трактовки понятия способности, выделяются уровни их развития.
Ключевые слова: творчество, креативность, способности, творческие способности, мотивация творчества, творческая деятельность.
Понимание природы творчества неотделимо от рассмотрения психолого-физиологических особенностей личности индивида. Понятие творчества предполагает личное начало и употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле «творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбина-
ции данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [1, с. 54-55]. Эта характеристика творчества, на взгляд Ю. А. Клейбер-га, имеет глубокий психологический смысл: личностный и процессуальный. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений. Во-вторых, изучение этих свойств
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
15