Научная статья на тему 'Комплексный подход к оценке внутрисменных режимов труда на угольных шахтах Кузбасса'

Комплексный подход к оценке внутрисменных режимов труда на угольных шахтах Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к оценке внутрисменных режимов труда на угольных шахтах Кузбасса»

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Давыдова Н.Н.

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

КОМПЛЕКСНЫЙ подход к оценке внутрисме

еННЫХ РЕЖИМОВ ТРУДА НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ КУЗБАССА

Работа в подземных условиях сопряжена с интенсивным воздействием на подземных горнорабочих шахтной среды, среднесменных доз факторов (пыль, шум, вибрация, пластовые и взрывные газы), физических и нервно-эмоциональных нагрузок, которые значительно превышают допустимые значения. Поэтому возникает необходимость, наряду с мероприятиями по нормализации санитарно-гигиенических условий труда, использовать рациональные режимы труда и отдыха.

В цель работы входила комплексная оценка существующих внутрисменных режимов труда на шахтах и выработка рекомендаций по их оптимизации.

Методические подходы предусматривали оценку составляющих режимов труда (количество смен в течение суток, продолжительность рабочей смены, длительность рабочей недели, время и продолжительность перерывов при различных темпах выполнения работ, длительность сверхурочных работ), учет суммарных нагрузок факторов производственной среды, изучение заболеваемости работающих.

В Кузбассе работа шахтеров осуществляется по

4-дневнему скользящему графику с двумя выходными днями, утренней ремонтно-профилактической и тремя добычными сменами. Рабочий день 1-й смены продолжается с 8 до 14 час, 2-й — с 14 до 20, 3-й — с 20 до 2, 4-й — с 2 до 8 часов. Два часа в среднем расходуются для доставки горнорабочих до лавы и обратно. У ИТР рабочий день не нормирован, для начальников участков он составляет 11,5-12 часов, их помощников — 10 часов, горных мастеров — 8,59 часов с ежедневным пребыванием в шахтах по 5057,1 % от указанного времени.

Поскольку регламентированные перерывы отсутствуют в виду особенностей организации технологического процесса, представляла интерес оценка режимов саморегуляции трудовой деятельности при заданном, принудительном и свободном темпе работы. Фактические исследования показали, что в заданном темпе протекает трудовая деятельность горнорабочих проходческих участков. Темп определяется обязательной необходимостью прохождения не менее 2,5 кругов выемки горной массы с креплением призабойного пространства. Саморегуляция затрагивает, в первую очередь, длительность периодов работы. Судя по этому показателю, в динамике смены у машинистов горно-выемочных машин (МГВМ) проходческих участков, время непрерывной работы колеблется от 11 до 5,9 мин, у проходчиков — от 22,8 до 15 мин. Время отдыха, по мере нарастания функциональной нагрузки, в 1-й группе увеличивалось с 2,1 до 4 мин, во 2-й — с 4,4 до 13 мин. МГВМ путем саморегуляции трудовой деятельности поддерживали функциональное рав-

новесие организма в течение 3-х часов, проходчики, соответственно, 2-х часов.

На очистных участках темп работы принудительный, определяется планом суточной добычи угля, скоростью работы комбайна. На изучаемых шахтах скорости работы комбайнов по выемке угля чаще составляли 2,3-3,7 м/мин, при зачистке дорожек —

5-6,6 м/мин, при креплении — 1,9-9,8 м/мин. Время непрерывной работы у МГВМ очистных комплексов составляло 24-17 мин, машинистов крепи —

21,4-11 мин, ГРОЗов — 8,1-4,6 мин. Величина времени отдыха, по мере нарастания утомления, у МГВМ колебалась в динамике смены от 5 до 11 мин, у машинистов крепи — от 2 до 12, ГРОЗов — от 2,2 до 4 мин. Высокий темп работы сохранялся у МГВМ в первые 3 часа работы, у машинистов крепи и ГРОЗов — в первые 2 часа работы, затем темп падал. Непрерывная работа сводилась после каждого рабочего действия к 2,2-6-кратному увеличению времени отдыха.

Во всех вспомогательных профессиональных группах (горнорабочие, электрослесари, ИТР основных и вспомогательных участков) темп работы относительно свободный. Однако следует отметить, что у машинистов подъема и опрокида свободный темп в середине смены сочетается с высокой загруженностью в начале и конце смены.

Таким образом, оценка составляющих режима труда шахтеров выявила ряд гигиенических недостатков в их организации. Принятые за норму регулярные работы в воскресные дни добычных бригад и удлинение их рабочего дня на 2 часа, наличие сверхурочных работ у ИТР могут приводить к дестабилизации ритма труда, развитию переутомления. Существующие внутрисменные режимы саморегуляции работы и отдыха в производственных условиях при заданном или принудительном темпах работы не соответствуют физиологическим нормам и ограничены по времени, что снижает работоспособность шахтеров. Последние компенсируются сокращением длительности периодов работы в 1,5-1,9 раза и увеличением длительности отдыха, усилением утомительности выполняемых работ.

При оценке режимов труда учитывались условия труда по каждому вредному фактору в отдельности, а затем выявлялись лимитирующие вредные факторы и соответствующие ему показатели, которые принимались за окончательные для данной профессиональной группы.

В первую группу вошли машинисты проходческих и очистных участков. Так, средневзвешенные концентрации пыли достигали 230-260 мг/м3, в 43,2-52,3 раза превышая ПДК, эквивалентные уровни шума составляли 92-94 дБ, что выше допустимых на 12-14 дБ,

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ

эквивалентно-корректированные уровни виброскорости (102-106 дБ) превышали ПДУ на 1-5 дБ. Действие данных факторов составляло 27,5-49,2 % смены.

2-я группа представлена наиболее многочисленными профессиями — проходчиками и ГРОЗами комплексно-механизированных забоев. В процессе работы на них влияют пыль и шум. Средневзвешенные концентрации пыли колебались в пределах 185349 мг/м3 (46,3-58,2 ПДК), эквивалентные уровни шума были в 1,1 раза меньше (85-86 дБ), чем в первой группе работающих, но превышали нормативы на 5-6 дБ. С локальной низко-среднечастотной вибрацией они контактировали нерегулярно (12 раза в неделю).

3-ю группу составили горнорабочие, занятые буровзрывным способом отработки породы или угля (БВР), мастера-взрывники, которые подвергались сочетанному и комбинированному влиянию факторов производственной среды. Машинистам породопогрузочных и буровых установок свойственно комбинированное действие, с превышением в течение 33,3-55,6 % смены максимальных уровней пыли в 17,6-36 раз, шума — на 13-19 дБ, вибрации — на 2229 дБ. Сочетанное влияние условий труда наблюдалось среди проходчиков, ГРОЗов, мастеров-в-зрывников. Сменные нагрузки в 3-й группе были выше безопасных пределов по пыли в 15,3-20,7 раз, оксидам свинца — в 2,6, шуму и вибрации — на 1116 и 2-11 дБ, соответственно.

4-я группа сформирована вспомогательными профессиями подготовительных и очистных участков (ИТР, горнорабочие, электрослесари). Лимитирующими показателями в условиях их труда являются пыль (с превышением ПДК в 20,5-41,3 раза), шум (сменные значения выше на 12-14 дБ).

В 5-ю группу вошли подземные рабочие шахтного, шахтно-конвейерного транспорта (ШТ, ШКТ), РМУ, РВУ. Их условия труда определяют пыль, шум общая и локальная вибрация. В таких профессиях, как ИТР вспомогательных участков, машинисты опрокида, электрослесари ШТ, ШКТ — комбинированное действие пыли и шума. Среди работающих этой группы в целом за смену пылевой фактор был выше ПДК в 4-8 раз, по шуму — на 312 дБ, вибрация равнялась ПДУ.

Исследование заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ), проведенное на шахтах Кузбасса в среднем за 3 года, показало, что в соответствии с общепринятой классификацией [1], общие уровни нетрудоспособности выше средних по количеству случаев (114 ± 4,4 на 100 работающих) и высокие по количеству дней (1439 ± 90). На подготовительных участках ежегодно временно теряют трудоспособность 50-59 % работающих. Средняя длительность одного случая составляет

12,5-14,1 дня. Наиболее высокие случаи и дни нетрудоспособности имеют проходчики и горнорабочие. Поэтому существующий режим труда оценивается как «настораживающий» [2].

На очистных участках ЗВУТ имели 59,3-74,2 % работающих. Высокие уровни по числу случаев

ЗВУТ регистрировались среди ГРОЗ, по числу дней — у МГВМ очистных комплексов. Средняя длительность одного случая составляла, соответственно, 13,8 и 15,7 дней, что свидетельствует о «неприемлемом режиме» труда [2].

При буровзрывных работах обращает внимание профессия мастера-взрывника, так как процент болевших среди них составлял 72,7 %, а по числу случаев и дней был выше (на 24 и 48,6 %, соответственно), чем у машинистов буровых и породопогрузочных машин. Влияние профессионального воздействия на ЗВУТ по количеству болевших составило 44,8 %. Ниже ЗВУТ по всем показателям у занятых на участках шахтного и шахтно-конвейерного транспорта, ремонтно-монтажных и восстановительных работах. ЗВУТ имели 53,4-61,7 % работающих, при колебании средней длительности 1 случая 9,8-13,9 дней. Режим труда также следует считать переходным между «допустимым и настораживающим».

Изучение отдельных факторов в условиях труда показало, что действие аэрозолей пыли, шума на 11,8 % работающих сочетается с действием вибрацией. Перечисленные факторы оказывают влияние на общие уровни ЗВУТ, как на случаи (30,8 %), так и на дни потери трудоспособности (19,2 %). Однако ЗВУТ шахтеров, контактирующих с пылью, шумом и локальной вибрацией, выше (по числу случаев на 1 работающего на 0,24, дней — 6,7). Пыль и шум являются определяющими в условиях труда 33,9 % подземных рабочих, у 23,9 % они усиливаются действием на организм взрывных газов и аэрозолей свинца. Последние приводят к регистрации большего количества случаев заболеваний (0,12 на 1 работающего) и числа дней потери трудоспособности (на 3,2 дня). На формирование общих уровней ЗВУТ работающих основных участков оказывали влияние принятые способы отработки, преимущественно на число случаев потери трудоспособности, в то время как вид используемой техники увеличивал количество дней нетрудоспособности. Более высокие показатели отмечались на комплексно механизированных участках, при обслуживании очистных комплексов и буровых кареток.

Вышеперечисленные закономерности, выявленные в условиях труда шахтеров, дали возможность корректировать существующие режимы труда путем определения допустимого время их действия, вида работ, рекомендуемого их чередования [3].

Основным параметром управления труда необходимо считать периоды непрерывной работы. Исследование частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, коэффициента импульса мышечной силы в динамике рабочей смены показало, что выполнение очень тяжелых операций (перенос и установка стоек, посадочной крепи, расчистка дорожек, подготовка ниш, крепление головки, обмотка кабеля) требует отдыха в течение 27-35 % времени выполнения работ; при работах тяжелых или приближающихся к тяжелым (пропуск угля, установка крепи, расштыбовка конвейера, зачистка лавы) вре-

О&Одициш

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

мя отдыха должно составлять 15-20 %, средней тяжести (управление комбайном, передвижка и крепление балки и др.) — 7,5-10 %.

С учетом действия лимитирующих показателей в условиях труда [3] было рассчитано, что для ИТР основных и вспомогательных участков время контакта с пылью в течение смены не должно превышать, соответственно, 0,4 и 2,5 часа. При проведении работ (зарядка шпуров, взрывание, бурение кареткой, погрузка горной массы) на БВ участках время одноразового непрерывного действия шума в сочетании с вибрацией не рекомендуется превышать 12,7 мин. В режимах рабочих циклов следует обеспечить соотношение времени работ в фактических и благоприятных условиях труда: для работ по погрузке и бурению — 1,0 : 1,8; доставке и бурению — 1,0 : 1,3; бурению — 1,0 : 2,0; доставке — 1,0 : 2,0.

ВЫВОДЫ:

1. Проведена оценка режимов труда шахтеров с учетом комплекса показателей: составляющих режимов труда, дозно-временных зависимостей воздействия вредных факторов производственной среды, физиологических исследований в течение смены, заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

2. Установлено, что 21,8 % подземных рабочих трудятся в «неприемлемых» внутрисменных режимах труда, 27,2 % — в «настораживающих» и 51 % — в переходных между «допустимым и настораживающим». Последнее ведет к высокой утомляемости работающих к концу смены, увеличению процента болеющих от 56,9 до 74,2 % и средней длительности одного случая заболевания с 12,6 до 15,7 дней.

3. Предлагается рационализация внутрисменных режимов труда шахтеров за счет увеличения длительности отдыха в зависимости от тяжести выполняемых работ, ограничения времени контакта с вредными факторами, чередования выполняемых операций.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Догле, Н.В. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (методы изучения) /Догле Н.В., Юркевич А.Я. - М., 1984. - 175 с.

2. Михайлуц, А.П. Гигиеническая оценка режимов труда работающих на химических производствах: Метод. реком. /Михайлуц А.П., Гурьянова Н.О., Першин А.Н. - Кемерово, 2004. - 11 с.

3. Гигиеническая оценка и разработка внутрисменных режимов труда при воздействии отдельных факторов производственной среды (аэрозоли, химические вещества, шум, вибрация) и факторов трудового процесса (тяжесть труда): Метод. реком. /А.П. Михайлуц, Н.Н. Давыдова, Н.О. Гурьянова и др. - Кемерово, 2004. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.