Научная статья на тему 'Комплексный подход к определению налоговых стимулов повышения инвестиционно-инновационной активности экономических субъектов'

Комплексный подход к определению налоговых стимулов повышения инвестиционно-инновационной активности экономических субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростелкина И.А.

Проблемы создания эффективных экономических условий для увеличения объемов инвестиционной деятельности, развития перспективных направлений инвестиций остаются актуальными, несмотря на то, что проводится большая исследовательская и методическая работа по анализу инвестиционного процесса. В статье рассмотрен комплексный подход к определению налоговых стимулов повышения инвестиционно-инновационной активности экономических субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к определению налоговых стимулов повышения инвестиционно-инновационной активности экономических субъектов»

26 (116) - 2012

Бюджетная политика

УДК 336.027

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ*

И. А. КОРОСТЕЛКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Е-таП: сакуга_04@таП. ги Государственный университет -учебно-научно-производственный комплекс,

г. Орел

Проблемы создания эффективных экономических условий для увеличения объемов инвестиционной деятельности, развития перспективных направлений инвестиций остаются актуальными, несмотря на то, что проводится большая исследовательская и методическая работа по анализу инвестиционного процесса. В статье рассмотрен комплексный подход к определению налоговых стимулов повышения инвестиционно-инновационной активности экономических субъектов.

Ключевые слова: комплексный подход, налоговое стимулирование, экономический субъект, инвестиционно-инновационная деятельность.

Современные условия хозяйствования характеризуются большим дефицитом долгосрочных ресурсов на рынке капитала вследствие значительного

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при государственном университете - учебно-научно-производственном комплексе, г Орел.

отстранения государства от воспроизводственного процесса и высокой стоимости заемного капитала, что делает собственные средства производителей единственным доступным и реальным источником финансирования разнообразных инвестиционных проектов. В данном аспекте сдерживающим фактором инвестиционной активности экономического субъекта является недостаток финансовых ресурсов, и прежде всего собственных, что вызвано возрастающей налоговой нагрузкой.

Согласно данным, полученным в ходе изучения и анализа зарубежного опыта по проблеме привлечения инвестиций в экономику, можно свидетельствовать, что огромное практическое значение для стимулирования роста инвестиционной активности в регионе имеет эффективная система налоговых льгот, поскольку именно налоговые льготы затрагивают долгосрочный период.

Для повышения качества и усиления налогового администрирования в регионах России в области предоставления налоговых льгот различным экономическим субъектам автор предлагает:

- по видам экономической деятельности в разрезе отдельных льгот осуществлять оценку величины (объема) налоговых льгот;

- в отношении всех действующих и планируемых к введению налоговых льгот устанавливать важнейшие критерии оценки их эффективности;

- принимая к учету бюджетную и социальную эффективности инвестиционных проектов, а также их соответствие приоритетным направлениям развития области, формализовать механизм их отбора для предоставления налоговой льготы;

- обосновать и утвердить систему критериев, позволяющих определить возникновение оснований для досрочного прекращения налоговой льготы.

Промышленность является тем основным сектором экономики, на который должна быть направлена работа региональных органов власти по активизации инвестиционной деятельности и стимулированию притока капитала в сферу материального производства. Особый интерес представляют его структурные части, накопившие наиболее ценный потенциал и имеющие перспективы по созданию высококонкурентоспособной продукции.

Разрабатывая и используя различные инструменты налогового регулирования инвестиционной деятельности, регионы создают инвесторам благоприятный инвестиционный климат, характеризующийся привлекательными условиями инвестирования.

При этом необходимо уделять внимание проработке следующих принципов активизации инвестиционной деятельности для обеспечения значительного и устойчивого роста инвестиционной активности в регионе на базе принципиально новой государственной стратегии:

1) использование инструментов финансового менеджмента, т. е. оптимальное сочетание разнообразных методов хозяйствования с применением наиболее эффективных форм и методов государственного инвестиционного регулирования;

2) применение методов государственного экономического стимулирования инвестиционно активных предприятий;

3) комплексность и системность финансирования инвестиционной деятельности предприятий;

4) наращивание объемов государственного финансирования инновационных проектов с высокой степенью окупаемости, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона.

Эти принципы уже находят применение в ряде регионов РФ, однако их использование носит разрозненный, некомплексный характер, что снижает их синергетический эффект. Добиться увеличения инвестиционной активности экономического субъекта можно сочетанием двух направлений.

Во-первых, уменьшением налоговой нагрузки для использования высвобождающихся финансовых ресурсов, направляемых на развитие и совершенствование производства. Во-вторых, экономическим стимулированием предприятий к инвестиционному использованию как собственного, так и привлекаемого финансового потенциала.

Первое направление обеспечивается мерами по оптимизации числа налогов и уровней налоговых ставок, а второе - путем формирования эффективного механизма налоговых льгот, освобождений и отсрочек, предназначенных для активных инвесторов.

С другой стороны, государство как институт власти должно поддерживать различные направления инвестиционной деятельности путем формирования и предоставления государственных гарантий, финансирования приоритетных инвестиционных проектов и программ, организации и обеспечения непрерывного контроля за целевым использованием ресурсов, предназначенных для осуществления инвестиционной деятельности (например, амортизационных отчислений).

Наращивание инвестиционной активности и рост собственных средств хозяйствующих субъектов будут обеспечены мерами государства, направленными на снижение уровня налоговой нагрузки путем разработки и предоставления адекватной системы налогового льготирования.

Таким образом, правильно разработанная и функционирующая многоуровневая налоговая политика в отношении стимулирования инвестиционной деятельности, эффективное обеспечение гарантий и иных мер государственной поддержки инвесторов в регионе, а также наличие необходимой инфраструктуры будут способствовать качественно новому привлечению значительных финансовых ресурсов на предприятия реального сектора экономики. Существующая мультирежимная модель для предприятий различных видов экономической деятельности способствует не только росту инвестиций в регионе, но и повышению налоговых поступлений в бюджет. Это доказывает как опыт ряда зарубежных стран, так и опыт некоторых российских регионов.

Налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства, хотя и имеют косвенный характер, тем не менее всегда являются весьма существенным фактором при принятии коммерческих, в том числе инвестиционных, решений. Признание роли налогов в стимулировании инновационного направления развития российской экономики прослеживается во всех документах, принимаемых законодательными и исполнительными органами власти в последнее время.

Переход организации на инновационный путь развития невозможен без технического перевооружения производства, научных разработок и соответствующего вложения значительных финансовых ресурсов. Поэтому под стимулированием инновационной активности предприятий следует подразумевать стимулирование не только производства новой продукции и использования новых технологий, но и научно-исследовательской деятельности.

Поскольку налоги являются важнейшим механизмом государственного воздействия, задача повышения инновационной и прежде всего инвестиционной активности хозяйствующих субъектов не может быть решена без выработки эффективных инструментов налогового регулирования - налоговых льгот и преференций [4].

Дополнительные финансовые ресурсы на развитие, расширение, модернизацию и обновление производства, научные исследования организации могут получить в результате предоставления целевых налоговых льгот, снижения налоговых ставок по основным налогам или освобождения от уплаты отдельных налогов. Эффективность применения в налоговой политике той или иной формы стимулирования зависит в первую очередь от условий, на которых данная поддержка предоставляется, а также уровня сознательности налогоплательщиков и их готовности направить дополнительно полученные финансовые ресурсы на инновационные или иные определенные государством цели.

Не последнюю роль играет и экономическое содержание применяемых форм налогового стимулирования. Поэтому введение той или иной формы налогового стимулирования инновационной деятельности должно строиться на глубоком экономическом анализе и точном расчете [6].

В начале формирования российской налоговой системы основной формой налогового стимулирования инновационной активности предприятий было предоставление целевых налоговых льгот, в

первую очередь по налогу на прибыль. С началом разработки и принятия части второй Налогового кодекса РФ был взят курс на преимущественное использование такой формы налогового стимулирования, как пониженная налоговая ставка. В последующем применение налоговых льгот, в том числе и имеющих целевой характер, было признано неэффективным.

Между тем для организаций, имеющих решающее значение для перехода российской экономики на инновационное развитие, прибыль и амортизация являются единственными источниками развития, если не считать возможные бюджетные вливания. Налоговая политика в данной области с 2008 г. стала опять меняться: начался постепенный возврат к смешанной форме налогового стимулирования инвестиционно-инновационной активности предприятий. В частности, с 2006 г. налогоплательщикам вернули часть инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль в форме инвестиционной премии. Кроме этого, была предоставлена возможность равномерного (в течение одного года) отнесения на расходы при расчете налога на прибыль затрат на осуществление любых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе не давших положительного результата. Одновременно введено освобождение на пять лет от налога на имущество организаций и земельного налога налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон [5].

Дополнительные меры по созданию благоприятных налоговых условий для стимулирования инновационной деятельности предприятий предусмотрены Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», в соответствии с которым предприятиям, занимающимся финансированием инновационной деятельности, предоставлялись льготы по НДС, налогу на прибыль и упрощенной системе налогообложения. В частности, с 1 января 2008 г. была освобождена от НДС реализация исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности, а также на их использование.

Одним из малоисследованных перспективных направлений стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности является механизм применения профессиональных налоговых вычетов,

предоставляемых творческим работникам, а также лицам, создающим научные труды и разработки, лицам, делающим открытия и изобретения, промышленные образцы, применение которых делает эти виды деятельности привлекательнее для населения [4]. Отдельные нормы Налогового кодекса РФ могут косвенно стимулировать изобретательскую и инновационную активность (рис. 1).

В качестве налоговых стимулов, повышающих изобретательскую, инновационную активность предприятий, косвенно могут выступать разрабатываемые регионами Российской Федерации стратегии (планы, программы) научно-технического и инновационного развития [3]. Результатом грамотно разработанных программ должен стать стабильный рост бюджетных доходов (и, как следствие, налоговых платежей), а также благоприятные тенденции в динамике показателей социально-экономического развития конкретного региона. Однако каждый ин-

новационный проект требует существенных затрат на его реализацию, поэтому в первые годы расходы могут значительно превышать доходы, полученные в результате осуществления таких инновационных стратегий. Главной задачей специалистов в этом случае является расчет экономической эффективности такой программы (чтобы она покрывала все произведенные расходы и приносила определенную прибыль и выгоду для региона) [2].

Для того чтобы понять важность применения налоговых стимулов для инвестиционно-инновационного развития предприятий, необходимо определить зависимость между налоговыми поступлениями в бюджет и объемом выпущенных инновационных товаров, работ, услуг. Для этого на основании ключевых показателей состояния и развития науки определено место регионов Центрального федерального округа Российской Федерации в развитии их научно-технического потенциала.

Рис. 1. Некоторые косвенные меры стимулирования инвестиционно-инновационной активности предприятий

технического потенциала. Москва и Московская область являются главными научными центрами и по своему инновационному развитию опережают все регионы страны.

В соответствии с данными о численности организаций и работников, выполнявших научные исследования и разработки, Орловская область занимает четырнадцатое место среди регионов Центрального федерального округа. Это может быть связано с тем, что регион неэффективно использует налоговые стимулы для осуществления предприятиями инновационных мероприятий. Однако в регионе имеются предпосылки для активизации инновационного процесса, а именно: значительный производственный потенциал, активная работа вузов, различные налоговые преференции для развития предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.

На предприятиях промышленности, в научных организациях и вузах области в последние годы отмечается активизация процессов создания и освоения научных и технических новинок, что является индикатором состояния экономики (бюджетной и налоговой систем), в частности, конкурентоспособности выпускаемой продукции (табл. 1).

Перечень использованных предприятиями Орловской области передовых производственных технологий за 2008-2010 гг. представлен в табл. 2.

За исследуемый период большую долю в использованных передовых технологиях занимали производство, обработка и сборка. Меньше всего предприятиями использовались нанотехнологии, которые в общем объеме использованных инноваций за последние годы составили всего 0,08-0,09 %. Второе место по частоте использования передовых технологий занимают связь и управление. В общем числе использованных передовых технологий наблюдается стабильный рост.

Еще одним индикатором развития инновационной активности предприятий является объем отгруженных товаров инновационного характера (табл. 3).

Увеличение объемов выпуска инновационных товаров, работ и услуг требует постоянного увеличения затрат промышленных предприятий на технологические инновации. Кроме собственных средств организации используют и другие источники финансирования (табл. 4).

За 2003-2010 гг. главным источником финансирования технологических инноваций являлись исключительно собственные средства предприятий Орловской области. Важным и существенным источником в 2001-2002 гг. были иностранные инвестиции, которые составили 65 % от всей суммы произведенных затрат в 2001 г. и 53 % - в 2002 г.

Таблица 1

Количество организаций Орловской области, использовавших налоговые преференции при создании передовых производственных технологий в 2003-2010 гг.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Организации, создававшие передовые производственные технологии 1 1 3 4 2 5 4 1

Организации, использовавшие передовые производственные технологии 40 43 45 54 60 66 66 71

Технология 2008 2009 2010

Количество % Количество Количество

Передовые производственные технологии, всего 1 070 100 1 131 100 1 265 100

В том числе:

- проектирование и инжиниринг 169 15,8 184 16,3 191 15,1

- производство, обработка и сборка 512 47,9 528 46,7 644 50,9

- автоматизированная транспортировка материалов и деталей 17 1,6 14 1,2 14 1,1

- аппаратура автоматизированного наблюдения 60 5,6 65 5,8 70 5,5

- связь и управление 293 27,4 312 27,6 313 24,7

- производственные информационные системы 14 1,3 19 1,7 22 1,7

- интегрированное управление и контроль 5 0,5 8 0,7 10 0,8

- нанотехнологии - - 1 0,09 1 0,08

Таблица 2

Количество использованных передовых производственных технологий в Орловской области в 2008-2010 гг.

Таблица 3

Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг по видам экономической деятельности в Орловской области за 2008-2010 гг.

Абсолютное изменение

Вид экономической 2008 2009 2010 к предыдущему году,

деятельности млн руб.

Млн руб. % Млн руб. Млн руб. 2009 2010

Объем инновационных товаров, 2 514,1 100 4 109,8 100 892,5 100 1 595,7 -3 217,3

всего

В том числе:

- обрабатывающие производства 1 377,7 54,8 4 109,8 100 892,5 100 2 732,1 -3 217,3

- производство и распределение 1 136,4 45,2 - - - - -1 136,4 -

электроэнергии, газа и воды

Таблица 4

Затраты предприятий Орловской области на технологические инновации по источникам финансирования за 2001-2010 гг., млн руб.

Источник финансирования 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Собственные средства 130 219,4 200,7 253,4 456 260,6 305 1 104,8 1 039,9 617

Средства федерального бюджета 11,1 5,8 - 0,7 1,7 2,5 18 42 - -

Средства бюджета области и местных бюджетов 3,9 0,3 3 1,1 - - 0,5 1,4 - -

Иностранные инвестиции 303,2 256,8 - - - - - - - -

Прочие средства 14,8 5,3 12,2 6,5 2,3 0,8 67,7 12,2 8,5 100,7

Всего... 463 487,6 215,9 261,7 460 263,9 391,2 1160,4 1 048,4 717,7

Благодаря заинтересованности иностранных инвесторов на развитие технологических инноваций было направлено 463 и 487,6 млн руб. за 2001 и 2002 гг. соответственно. Значительными источниками финансирования технологических инноваций в период с 2003 по 2008 г. были средства, выделяемые федеральным бюджетом, бюджетом области и местными бюджетами, а также прочие средства.

Общая сумма затрат на развитие технологических инноваций достигла максимального значения в 2008 г. и составила 1 160,4 млн руб. Минимальное значение наблюдается в 2003 г., что связано с прекращением поступления иностранных инвестиций. В целом значительный рост совокупных затрат начинается с 2008 г.

Максимальное значение объема отгрузки инновационных товаров, работ, услуг в размере 4 109,8 млн руб. приходится на 2009 г., т. е. на следующий год после осуществления существенных затрат на развитие технологических инноваций в сумме 1 160,4 млн руб. Следовательно, вложенные денежные средства различных уровней бюджетов были эффективно использованы предприятиями по целевому назначению. Полученный от реализации инновационных товаров, работ и услуг доход не только покрыл расходы, произ-

веденные в связи с развитием передовых технологий, но и практически в три раза превысил сумму вложенных денежных средств, что в свою очередь повысило размер налоговых поступлений в регионе [1].

Чтобы установить зависимость между увеличением объемов отгруженных инновационных товаров, работ и услуг и бюджетом региона, проанализируем динамику налоговых платежей в бюджет Орловской области за 2007-2010 гг. (табл. 5).

Сумма налоговых платежей, поступающих в бюджет, имеет прямую зависимость с объемом выпущенных инновационных товаров, работ, услуг. Максимальное значение как налоговых поступлений в размере 8 653 360 тыс. руб., так и объема отгруженных передовых технологий на сумму 4 109,8 млн руб. наблюдается в 2009 г.

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговые доходы Орловской области за 2007-2010гг.

Год Налоговый доход, тыс. руб. Темп прироста к предыдущему году, °%

2007 5 734816 -

2008 6 614 069 15,3

2009 8 653 360 30,8

2010 7 196 921 - 17

Таким образом, анализ инвестиционно-инновационной активности предприятий Орловской области свидетельствует о том, что в регионе имеются предпосылки для активизации инновационного процесса, а именно, присутствует значительный производственный потенциал, используются различные стимулирующие налоговые мероприятия: предоставляются льготы по налогам, инвестиционные налоговые кредиты, налоговые вычеты, освобождаются от налогообложения операции, связанные с инновационной деятельностью и т. д. Однако для того, чтобы повысить рейтинг инновационной активности среди регионов Центрального федерального округа, в Орловской области необходимо создать дополнительные налоговые послабления, целевые планы и программы, которые в последующем принесут областному бюджету дополнительные доходы.

Снижая налоговую нагрузку путем уменьшения налоговых ставок или предоставляя освобождение от уплаты какого-либо налога, государство не получает от налогоплательщика никаких платежей, при условии, что высвободившиеся дополнительные финансовые ресурсы будут направлены на развитие и модернизацию производства, обновление технологий и производимой продукции, научные исследования. Мировой опыт доказывает, что даже цивилизованные налогоплательщики в подобных случаях на цели экономического развития расходуют не более трети таких ресурсов. В отличие от стимулирования путем снижения ставок или освобождения от уплаты налога предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически 100 %-ное использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на цели, которые оно преследует.

Поэтому такие формы стимулирования, как снижение налоговых ставок и освобождение от уплаты налога, должны осуществляться для снижения налоговой нагрузки на экономику. При этом нужно учитывать, что только часть полученной экономии будет направлена налогоплательщиком на инновационное развитие [6].

Вместе с тем государство может и должно получать гарантированный экономический эффект и при снижении ставок по налогам, и при любой другой форме предоставления налоговых преференций. Для этого необходимо разработать программу мер налогового стимулирования инновационной деятельности, определив в ней не только основные пути поддержки российских налогоплательщиков -предприятий, но и систему гарантий использования

дополнительных финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение, в том числе на развитие и реализацию инновационных проектов. Таким образом, для того, чтобы реализовать данную идею на уровне Орловской области, необходимо начать с разработки такой программы развития инновационной деятельности региона, которая существенно повлияет на рост объема передовых технологий и, как следствие, повлечет повышение доходной части бюджета, преимущественно в форме налоговых изъятий.

Государственная поддержка субъектам инновационной деятельности в Орловской области, помимо предоставления налоговых преференций, осуществляется в различных формах (рис. 2).

Несмотря на наличие различных форм поддержки инновационной деятельности предприятий Орловской области, наиболее важную роль играют инструменты налоговой политики. Благодаря снижению налоговой нагрузки на предприятия, занимающиеся научно-технической и инновационной деятельностью, государство может стимулировать рост инновационной и инвестиционной активности региона, тем самым создавая благоприятную экономическую среду для увеличения налоговых поступлений.

Однако существующие налоговые стимулы, способствующие повышению инновационной активности предприятий, требуют значительных изменений для повышения их эффективности. Рекомендуется коренным образом изменить направления региональной налоговой политики в части регулирования и стимулирования инвестиционно-инновационных процессов. Она должна носить более активный характер, не просто создавая экономические условия и возможности для осуществления налогоплательщиками инновационной деятельности, а целенаправленно побуждать их проводить модернизацию и обновление производства.

Одним из средств целенаправленного побуждения предприятий Орловской области к проведению модернизации их производства является разработка инновационной программы развития региона. Чтобы смоделировать налоговый эффект от применения такой программы инновационного развития, воспользуемся результатами проводимой в Воронежской области целевой программы «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы».

Воронежская область является крупным научным центром и занимает третье место в Централь-

Рис. 2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий Орловской области

ном федеральном округе по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, а также по численности персонала, занятого в этом сегменте.

В регионе активно осуществляются мероприятия по стимулированию инновационной деятельности. Созданы «Воронежский межрегиональный центр развития малой авиации», «Межвузовский учебно-консалтинговый инновационный центр», государственное учреждение «Областной инновационный центр «Стратегия», «Воронежский центр микроэлектроники и нанотехнологий».

За время реализации областной целевой программы затраты на технологические инновации в Воронежской области увеличились в 6 раз, объем отгруженной инновационной продукции - в 7 раз,

количество объектов инновационной инфраструктуры - в 6 раз.

В областной реестр инновационных проектов и научно-технических разработок включено свыше 500 проектов. Более четверти из них предприятия уже реализуют за свой счет. Создается региональный венчурный фонд с уставным капиталом в размере 280 млн руб. В настоящее время сформирован перечень первоочередных проектов для венчурного инвестирования.

Анализ показателей промышленного потенциала Воронежской области за 2002-2008 гг. (2009 г. не анализируется в связи с тем, что в этом году наблюдается кризисное состояние в экономике страны, что является причиной низких значений показателей) приведен в табл. 6.

Таблица 6

Показатели промышленного потенциала Воронежской области за 2002-2008 гг.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Валовой региональный продукт, 88 151,6 100 143,3 117 197,6 133 586,6 166 176,5 228 666,4 289 300

млн руб.

Инвестиции в основной капитал, 15 964 19 585 21 846 28 652 38 867 65 319 94 168

млн руб.

Темп прироста ВРП, % - 13,6 17 14 24,4 37,6 26,5

Темп прироста инвестиций - 22,7 11,5 31,2 35,7 68,1 44,2

в основной капитал, %

Существенный эффект от реализации программы наблюдается уже в 2006 г., так как именно в этот период темп прироста валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал значительно возрастает до 24,4 и 35,7 % соответственно. Высокие значения данных показателей наблюдаются до 2008 г. (до конца действия целевой программы). Наибольшая инновационная активность предприятий Воронежской области наблюдается в

2007 г. - темпы прироста инвестиций в этом году составили 68,1 %, а ВРП - 37,6 %.

Исходя из полученных значений темпов прироста определим, как использование идентичной целевой программы могло бы отразиться на росте показателей промышленного потенциала Орловской области. В табл. 7 приведены данные по ВРП и инвестициям в основной капитал в Орловской области за 2002-2008 гг., а также рассчитаны эти же показатели с учетом коэффициентов прироста, полученных по Воронежской области.

В результате применения в Орловской области целевой программы, идентичной программе «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы», показатель «инвестиции в основной капитал» составил бы к

2008 г. 30 351 млн руб., что на 6 232 млн руб. больше, чем действительное значение, полученное по итогам 2008 г. Валовой региональный продукт Орловской

области к 2008 г. увеличился бы на 20 320 млн руб. по сравнению с действительным значением.

Возможные значения показателей доходности бюджета (в том числе налоговых доходов), представлены в табл. 8.

Проведенные значения позволяют сделать вывод, что при использовании целевой инновационной программы станет возможным увеличение налоговых поступлений в бюджет Орловской области. Прогнозирование налоговых доходов Воронежской области на 2011 г. показало, что значение этого показателя составит около 31 050 100 тыс. руб. При этом темп прироста будет равен 34 %. Аналогичный показатель Орловской области с учетом темпа прироста составит 11 728 540 тыс. руб.

Графическое представление динамики налоговых платежей в бюджет Орловской области при использовании инновационной программы показано на рис. 3.

Полученные результаты подтверждают эффективность применения инновационной программы развития в качестве одного из способов увеличения налоговых поступлений в региональный бюджет. Однако разработка, применение и поддержка таких программ в Орловской области должны сопровождаться определенными преференциями со стороны налоговых органов, так как именно они в первую очередь заинтересованы в развитии инновационно-

Таблица 7

Предполагаемые значения показателей промышленного потенциала Орловской области за 2002-2008 гг., рассчитанные с учетом коэффициентов темпа прироста идентичных показателей Воронежской области, млн руб.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Валовой региональный продукт 35 657,4 42 073,3 46 042,3 53 181,9 64 801,6 79 790,5 96 669,9

Инвестиции в основной капитал 5 141 5 132 5 950 7 812 9 610 12 715 24 119

Валовой региональный продукт 35 657,4 40 507 47 393 54 028 67 211 92 482 116 990

с учетом темпа прироста

Инвестиции в основной капитал 5 141 6 308 7 033 9 227 12 521 21 048 30 351

с учетом темпа прироста

Таблица 8

Предполагаемые значения налоговых доходов Орловской области за 2004-2010 гг. с учетом коэффициента темпа прироста, рассчитанного по идентичным показателям

Воронежской области, тыс. руб.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Бюджетные доходы, всего 5 820 811 7 717 509 8 948 352 11 270 465 15 444 176 16 237 364 15 856 032

Налоговые доходы 2 995 531 4 815 544 5734816 6 614 069 8 653 360 7 370 975 7 157 123

Доходы бюджета 6 210 193 8 427 232 10 239 087 14 160 657 19 725 795 21 027 697 17 179 628

с учетом темпа прироста

Налоговые доходы 2 970 597 4 239 042 5 536 189 7 296 697 9 529 486 10 177 491 8 752 642

с учетом темпа прироста

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

2004

2010

О

2005 2006 2007 2008 2009 Фактические налоговые доходы бюджета ^ Налоговые доходы с учетом темпа прироста

Рис. 3. Динамика возможного изменения налоговых поступлений в бюджет Орловской области при внедрении инновационной программы развития экономических субъектов, млн руб.

го потенциала региона, который позволит в перспективе увеличить налоговые поступления.

Таким образом, только в условиях выработки целенаправленных мер по созданию системы налогового стимулирования и регулирования, при жестком контроле государства за эффективным использованием предоставляемых льгот и преференций может быть обеспечен переход экономических субъектов региона на инновационный путь развития.

Список литературы

1. Дрожжина И. А. Направления увеличения доходной части местных бюджетов за счет налоговых поступлений // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 4.

2. Лукьянова Т. Г. Перспективы повышения эффективности финансовой деятельности в новых экономических условиях // Налоги и финансовое право. 2007. № 2.

3. Лютиков А. М. Стимулирование предпринимательской активности // Финансы. 2007. № 9.

4. Пансков В. Г. О налоговой политике в контексте становления инновационной модели развития российской экономики // Налоговая политика и практика. 2008. № 6.

5. Салий В. В. Снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики как фактор развития инновационной деятельности предприятий в Российской Федерации // Экономические и гуманитарные науки. 2009. № 5.

6. Ушвицкий Л. И. Стимулирование инновационного развития: поиск оптимального механизма налогообложения // Налоговая политика. 2008. № 21.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.