Научная статья на тему 'Комплексное использование приемов педагогических технологий при работе с лексикой текста'

Комплексное использование приемов педагогических технологий при работе с лексикой текста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / РАБОТА С ТЕКСТОМ / ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / VOCABULARY / TEXT WORK / TEXTUAL EXERCISES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева А.В.

Данная статья раскрывает особенности работы с текстом при обучении РКИ. Автор статьи предлагает собственную классификацию дотекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий. Интерес в выделенной классификации представляет то, что она основана на использовании педагогических технологий, таких как игровая технология, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX USAGE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES METHODS WHILE WORKING WITH TEXT VOCABULARY

The article reveals characteristics of text work while teaching RAFL. The author of the article suggests her own classifi cation of before-textual, textual and after-textual exercises. The classifi cation is interesting because it is based on the usage of such pedagogical technologies as game technology, cooperative learning, the technology of critical thinking development.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование приемов педагогических технологий при работе с лексикой текста»

7. Ukraine. The Ministry of Education of Ukraine. On approval of the Regulations of holding practice of students of higher educational establishments of Ukraine: Order of 08.04.1993, № 93.

8. Ukraine. Ministry of Education and Science, Youth and Sports of Ukraine. Methodical recommendations on program practices of students in higher educational institutions of Ukraine.http://www.mon.gov.ua/ *

9. FalinskayaZ.Z. Practical training of future social workers in higher education: dis. ... Cand. ped. Sciences. - Lviv, 2006. - 284 p.

10. YareskoE.V. Social advertising as a way of socio-pedagogical influence / / Social advertising in modern society: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, December 2, 2011. - Kharkov: Institute of Social Policy in the region, in 2011. - P. 18-19.

УДК 378.02:37.016

UDC 378.02:37.016

А.В. КОВАЛЕВА

аспирант кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Е-mail: ania.kovaleva@gmail.com

A.V. KOVALEVA

postgraduate student of the Department of Methodology, Psychology and Pedagogy, Russian language state university named after A.S. Pushkin Е-mail: ania.kovaleva@gmail.com

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ЛЕКСИКОЙ ТЕКСТА

THE COMPLEX USAGE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES METHODS WHILE WORKING

WITH TEXT VOCABULARY

Данная статья раскрывает особенности работы с текстом при обучении РКИ. Автор статьи предлагает собственную классификацию дотекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий. Интерес в выделенной классификации представляет то, что она основана на использовании педагогических технологий, таких как игровая технология, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления.

Ключевые слова: лексика, работа с текстом, текстовые задания, педагогические технологии.

The article reveals characteristics of text work while teaching RAFL. The author of the article suggests her own classification of before-textual, textual and after-textual exercises. The classification is interesting because it is based on the usage of such pedagogical technologies as game technology, cooperative learning, the technology of critical thinking development.

Keywords: vocabulary, text work, textual exercises, pedagogical technologies.

Основной вопрос, который мы ставим в данной статье, звучит следующим образом: как можно использовать приемы педагогических технологий при работе с текстом?

Текст как особое средство овладения иностранным языком занимает в практике преподавания РКИ исключительное место в силу его информативности, цельности, образности и коммуникативной направленности. Многие методисты подчеркивали важную роль текстов в овладении РКИ. Так, Б.М. Гаспаров (1996) считает текст речевым опытом человека, а процесс познания текстов - взаимодействием одного языкового мира личности с другим. Другой исследователь М.М. Бахтин (1996) представляет процесс изучения текстов как творческое освоение «чужих слов». По Л.С. Выготскому (1991), понимание текста подобно решению задачи по математике и состоит в правильном отборе и восприятии всех составляющих коммуникативной ситуации. Коммуникативную направленность и

образность текста подчеркивали и такие исследователи, как В.В. Виноградов и Б. А. Ларин. [4]

Актуальная тенденция на сегодняшний день - это представление лексики в текстах. Для целей накопления словарного запаса текст - устный или письменный - имеет гораздо больше преимуществ, чем изучение слов с помощью списков. В пользу данного утверждения говорит тот факт, что слова, представляемые и изучаемые в контексте, имеют большую ценность, поскольку учащиеся могут понять не только их значение, но и типичные для слов сочетания и грамматические структуры. Кроме того, в тексте проявляются внутренние связи слов и так называемые лексические поля. В наибольшей степени это проявляется в аутентичных текстах, т.е. тех, которые не были специально разработаны для целей обучения.

Короткие маленькие тексты идеальны для использования на уроке, так как в них может содержаться богатый лексический и грамматический материал, при этом

© А.В. Ковалева © A.V. Kovaleva

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

учащимся не требуется запоминать длинные и многословные фразы. Обучение на коротких текстах - это хорошая подготовка к независимому чтению и аудированию, а также обеспечение образцов для построения собственных устных (говорение) и письменных (письмо) текстов. [7]

Тексты для чтения могут быть учебными (специально адаптированными для целей обучения) и аутентичными. Тексты, собранные для целей изучения языка, трактуются как «корпус текстов». На сегодняшний момент такие тексты собираются в электронном виде и включают в себя как письменные, так и устные тексты от академических до статей из газет и журналов. Польза корпуса текстов для преподавателя и учащихся заключается в том, что они обеспечивают их легкодоступной информацией о реальном языковом использовании, частотности употребления и сочетаемости. [7]

Однако все это не значит, что нужно использовать корпусы текстов без обработки. В целях облегчения процесса обучения преподаватели должны отбирать, адаптировать и дополнять тексты, чтобы их можно было оптимально использовать для учащихся. Работа с текстами становится возможной с помощью использования такого инструмента, как упражнения. По традиционной классификации, широко используемой в современной методике, при работе с текстом выделяют следующие группы заданий:

1. дотекстовые (предтекстовые);

2. притекстовые;

3. послетекстовые.

Целью дотекстовых упражнений является снятие лингвострановедческих и лексико-грамматических трудностей при дальнейшем чтении и восприятии текста, а также создание устойчивой мотивации чтения текста. Притекстовая работа - это основной этап работы над текстом, включающий в себя непосредственное восприятие текста, которое реализуется в сознательном осмыслении всех ключевых фрагментов текста и тщательной работе с каждой смысловой частью текста (абзацем или группой абзацев). Послетекстовая работа продолжает притекстовую и ориентирована на более глубокое понимание информации, заложенной в тексте, и формирование у учащихся личностного понимания прочитанного текста и его основной идеи. Как правило, такая традиционная работа с текстом построена в виде эвристической беседы преподавателя и учащихся по заранее подготовленным преподавателем вопросам к тексту. [1] Мы предлагаем разнообразить варианты работы с лексикой текста, основанные на активном использовании приемов педагогических технологий.

Прежде всего, при работе с текстом мы предлагаем выделять внутри традиционных групп подгруппы заданий, ориентированных на конкретную цель и выполняемых с помощью приемов определенных технологий обучения:

1. Дотекстовая работа:

а) активизация пройденной ранее лексики;

б) отработка понимания лексического значения слова;

в) отработка автоматизации навыков использования в речи лексико-грамматической модели;

г) отработка речевых клише;

д) работа с дополнительной информацией о тексте.

2. Притекстовая работа:

а) понимание фактического содержания определенного фрагмента текста;

б) понимание смысловой значимости определенного фрагмента текста в общем замысле всего текста.

3. Послетекстовая работа:

а) понимание фактического содержания текста;

б) понимание сути текста, авторской идеи, замысла;

в) способность интерпретировать текст, творчески осмысливать его идею.

Для каждой из приведенных подгрупп заданий можно использовать определенные технологии обучения. Мы предлагаем в качестве примера использование таких технологий обучения, как игровая технология, технология развития критического мышления и технология обучения в сотрудничестве. Рассмотрим данные технологии подробнее.

Эффективность применения приемов игровой технологии1 при обучении лексике и в частности при работе с текстом неоспорима в силу следующих объективных причин:

- игра мотивирует деятельность, повышает интерес учащихся к учебному предмету, что способствует лучшему усвоению материала;

- игра снимает «психологические барьеры», подготавливая учащихся к речевому общению;

- игра создает атмосферу соревнования и конкуренции, давая возможность учащимся оценить себя на фоне других, благодаря чему мобилизуется творческий потенциал учащихся. [3]

Приемы игровой технологии можно применять на всех этапах работы с лексикой текста: в дотекстовой работе при активизации лексики, при тренировке навыков использования в речи определенной модели или клише эффективны игры-разминки, притекстовую или послетекстовую работу можно организовать как ролевую игру.

Авторами технологии развития критического мышления2 (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, 1997) были собраны и систематизированы методические приемы преподавания, которые могут быть эффективно использованы и при работе с текстом: кластер (ассоциограмма, карта понятий), сравнительная диаграмма и другие. [2; 5] Прием кластера (ассоциограммы) эффективен на этапе дотекстовой работы при активизации лексики или на этапе послетекстовой работы при обобщении изученного материала; такой прием, как сравнительная диаграмма, наравне с построением таблиц используется в послетекстовой работе для понимания фактического

1 Вопрос исследования роли игры в процессе социализации личности связан с именами таких отечественных и зарубежных ученых, как К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.

2 Критическое мышление авторы технологии понимают как сложный ментальный процесс, начинающийся с ознакомления с новой информацией и заканчивающийся принятием решения.

содержания или авторской идеи текста.

Технология обучения в сотрудничестве при работе с текстом может быть использована как форма организации работы учащихся. Такие виды обучения в сотрудничестве, как работа в малых группах, работа в парах, применимы на всех этапах работы с текстом, а такой методический прием, как «пила» (Jigsaw, 1978), разработанный Э. Аронсоном, и «пила-2» (Jigsaw-2, 1986), разработанный Р. Славиным, могут быть эффективно использованы при выполнении дотекстовых упражнений, в частности при работе с дополнительной информацией о тексте. Работа в команде учит учащихся помогать друг другу, сотрудничать, а не соперничать, вместе достигать поставленной цели. [6]

Нужно отдельно оговорить тот момент, что многие

из текстовых заданий, построенных на основе выделенных нами технологий, предполагают использование приемов нескольких технологий одновременно, например, игровые задания с делением на команды - это сплав игровой технологии и обучения в сотрудничестве.

Итак, в данной статье мы рассмотрели, каким образом можно использовать приемы педагогических технологий при работе с лексикой конкретного текста. Выделенные нами приемы эффективно используются на всех этапах обучения РКИ. Применение приемов педагогических технологий способствует лучшему усвоению учебного материала, в частности лексики, позволяет разнообразить процесс работы с текстом, стимулирует учащихся к активному участию в учебном процессе.

Библиографический список

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Издательство «Икар», 2009. С. 15-16, 205, 220.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. С. 43-47.

3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общ. ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». М.: ИКЦ «МарТ», 2004. С. 84-91.

4. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному/[под ред. А.Н. Щукина]. М.: Русский язык, 2003. С. 165-177.

5. СоосаарН., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. СПб., 2004. С. 5, 7, 38-39.

6. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Учебное пособие. М.: Филоматис, 2008. С. 131-132.

7. Tornbury S. How to teach vocabulary. Oxford, 2007. P. 53-58, 68-69.

References

1. AzimovE.G., Shchukin A.N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy [New methodic terms and concepts dictionary]. Moscow, 2009.

2. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Kriticheskoe myshleniye: tekhnologiya razvitiya [Critical thinking: technology of development]. Saint-Petersburg, 2003.

3. Kukushin V.S. Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical technologies]. Moscow, 2004.

4. Shchukin A.N. Prakticheskaya metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Practical methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow, 2003.

5. SoosaarN., ZamkovayaN. Interaktivnye metody prepodavaniya [Interactive methods of teaching]. Saint-Petersburg, 2004.

6. Shchukin A.N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannum yazykam [Modern intensive methods and technologies of foreign language teaching]. Moscow, 2008.

7. Tornbury S. How to teach vocabulary [Kak obuchat leksike]. Oxford, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.