Научная статья на тему 'Комплексное использование оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании девушек 10-11 классов'

Комплексное использование оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании девушек 10-11 классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
639
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кравчук Т. А., Сусолина Е. С.

Использование средств оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании девушек 10-11 классов для формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кравчук Т. А., Сусолина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании девушек 10-11 классов»

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВУШЕК 10-11 КЛАССОВ

Т.А. Кравчук, Е.С. Сусолина СибГУФК, г. Омск

Использование средств оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании девушек 10-11 классов для формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Ухудшение функционального состояния школьников ставит перед государством проблему необходимости коренного изменения стратегии физического воспитания и образования, укрепления здоровья детей и подростков [1-4, 7].

Современное состояние школьного образования характеризуется постоянным увеличением учебных нагрузок на фоне выраженного психоэмоционального напряжения, низкой двигательной активностью учащихся, что, в свою очередь, ведет к систематическому нарушению основных элементов режима дня школьников: сокращаются средняя продолжительность сна, время пребывания на открытом воздухе и занятия физической культурой. Такая ситуация усложняется социально-экономическим кризисом в стране, снижением жизненного уровня населения, ухудшением экологической, криминогенной обстановки и т. п. Все это создает предпосылки к хроническому утомлению и переутомлению, снижению показателей успеваемости, физического развития и, в конечном счете - снижению качества здоровья. Одна из главнейших задач физической культуры - выработать у учащихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом, сформировать привычку вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), приобретать знания в образовательной области «Физическая культура».

Однако, как показывает практика, для большинства детей физическое воспитание ограничивается уроками физической культуры, где в должной мере задачи по формированию здорового образа жизни не ставятся. Не разрабатываются и практически не используются уже имеющиеся материалы по рациональному питанию, закаливанию, самоконтролю, умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

В связи с изложенным, продолжает оставаться актуальной проблема соответствия содержания программы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ их интересам, мотивам и желаниям двигательной деятельности, поиска средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у занимающихся к урокам физической культуры.

Методика

В результате предварительного исследования (300 школьниц 10-11классов школ Омска) нами определено, что уже с 10 класса у девушек наблюдаются нарушения осанки, ожирение, у девушек 10-11 классов процент жира в организме превышает норму у 75 %, это связано с малоподвижным образом жизни. В процессе обучения в 10-11 классах у старшеклассниц отмечается высокая умственная деятельность более 8 часов, что связано с окончание школы и поступлением в вузы. Девушки 10-11 классов свой досуг проводят в кругу друзей, всего 16 % старшеклассниц в свободное время занимаются физической культурой, остальные занимаются ею только на уроках. В результате анкетирования нами отмечен низкий интерес девушек 10-11 класса к урокам физической культуры, им не нравятся программа и методы обучения (50%), занятия на улице (32 %). В связи с этим посещаемость и двигательная активность на уроках низкая. Старшеклассницы (33 %) в этом возрасте заботятся о своей фигуре, хотят изменить ее, поэтому из предложенных видов физической культуры у них вызывают интерес занятия оздоровительными видами гимнастик (аэробика, шейпинг и др.).

Нами разработана программа предмета «Физическая культура» для девушек 10-11 классов, основанная на оздоровительных видах гимнастики. Составляя учебную программу, мы ориентировались на то, что в старшем школьном возрасте необходимо научить способам творческого применения полученных знаний, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, составлять комплексы упражнений, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности. Для обоснования разработанной программы проведен педагогический эксперимент, в котором апробировались разные варианты сочетания средств оздоровительных видов гимнастики (табл. 1).

В контрольной группе уроки физической культуры проводились по общепринятой программе [3]. В экспериментальной группе 1 часть уроков проходила по программе аэробики [7]. В экспериментальной группе 2 программа, разработанная нами, ориентирована на снижение веса, уменьшение количества жира в организме, форми-

рование фигуры, осанки, повышение уровня физической подготовленности средствами аэробики и шейпинга в двухлетний период.

В третьей экспериментальной группе в течение первого года программа была направлена на

Результаты исследования

Разработанную программу мы внедряли в течение 2-х лет в 4-х группах (66 чел.) в гимназии № 139 г. Омска. В процессе педагогического эксперимента определялась динамика личностных особенностей, интересов и мотивов, уровня физического развития по антропометрии и физической подготовленности, функционального состояния, посещаемость уроков физкультуры девушек 10-11 классов.

В контрольной группе достоверные изменения личности девушек 11 классов после двух лет обучения наблюдались в основном в коммуникативных и интеллектуальных особенностях, во всех экспериментальных группах были отмечены достоверные изменения в уверенности в себе, самоконтроле в результате занятий оздоровительными видами гимнастики.

Уроки физической культуры по экспериментальной программе понравились 86 % старшеклассницам, в 10 классе интерес вызывали занятия аэробикой, шейпингом, в 11 классе также фитнессом, йогой и др. Посещаемость уроков физической культуры после эксперимента стала 84 %. Девушки стали заботиться о своем здоровье, хотя желание изменить фигуру осталось лидирующим. Мы отмечаем положительное влияние экспериментальной программы на сознание девушек, повышение интереса к средствам физической культуры, ценностное отношение к ней.

В контрольной группе обучение по общепринятой программе за два года привело к достоверным (Р < 0,05) изменениям в физическом развитии девушек: увеличение содержания жира в организме, обхватов ягодиц, бедер и шеи, про-

снижение количества жира в организме средствами аэробики, шейпинга и фитнесса, а программа второго года ориентировалась на совершенствование фигуры старшеклассниц, повышение уровня физической подготовленности.

изошло снижение шейпинг-рейтинга фигуры. Таким образом, традиционная программа физического воспитания в школе не оказывает воздействия на формирование фигуры девушек 10-11 классов. В физическом развитии наибольшие изменения произошли в экспериментальной группе 3, достоверно (Р < 0,05-0,001) уменьшилось содержание жира в организме (в %), увеличилась мышечная масса, шейпинг-рейтинг фигуры, обхваты плеча, груди сверху, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии.

В экспериментальных группах 1 и 2 так же увеличилась безжировая масса, а в экспериментальной группе 1 снизилось содержание процента жира в организме. Таким образом, наиболее эффективное комплексное воздействие на фигуру девушек 10-11 классов оказала программа экспериментальной группы 3, которая на втором году обучения направлена на силовую нагрузку.

Существенные отличия произошли в составе тела. По данным научно-методической литературы норма количества жира в женском организме составляет 18-24,5 % [5, 6 и др.].

До эксперимента во всех группах процент жира был выше нормы 28,3-29,2 %, после эксперимента в контрольной группе этот показатель увеличился - 30,7 %, а во всех экспериментальных группах достоверно уменьшился и стал соответствовать норме (22,5-25 %).

Сравнивая программы экспериментальных групп, по результатам антропометрии мы делаем вывод, что программа экспериментальной группы 1 влияет на состав областей бедра, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), программа 2 - области

Таблица 1

Распределение учебного времени по разделам программы в 10-11 классах____________________

№ п/п Раздел Часы

КГ ЭГ1 ЭГ2 ЭГЗ

1. Базовый 54 34 36 42

1.1 Основы знаний В процессе урока Выделены в отдельные теоретические занятия

1.2 Способы двигательной деятельности:

1.2.1 Спортивные игры 18 17 - -

1.2.2 Легкая атлетика 18 17 - -

1.2.3 Лыжная подготовка 18 - - -

1.2.4 Оздоровительные виды гимнастики: - -

Шейпинг - 28 22

Фитнесс - - 12

Восточные виды гимнастики 8 8

2. Вариативный 14 34 32 26

2.1 Гимнастика 14 - -

2.2 Аэробика - 34 32 26

риментальных группах - 27-31 %, в контрольной группе темпы прироста - 7 %. Сочетание средств аэробики, шейпинга, фитнесса в экспериментальных группах 2 и 3 достоверно влияют на силу мышц живота.

В скоростно-силовых качествах достоверные изменения произошли только в экспериментальной группе 3 (Р < 0,05), темпы прироста -9 %, в остальных группах темпы прироста от 2,5 до 3%.

Самые высокие темпы прироста выносливости нами отмечены в экспериментальных группах 1 и 3 - 20 и 25 % соответственно. Таким образом, в выносливости во всех экспериментальных группах большинство оценок стало отличными (59-70 %), среднегрупповые показатели достоверно изменились. Это связано с тем, что на уроках использовались средства аэробики, фитнесса.

Таблица 2

Динамика уровня физической подготовленности во всех группах до, в процессе и после эксперимента

Группа До экспер. После 1 года После экспер. % До экспер. После 1 года После экспер. %

Стандартные тесты (В .И. Лях, 1996) Специальные тесты (И.В. Прохорцев, 1993)

Прыжок в длину, см Полуприсед, кол-во раз

КГ 160,1 ± 15,5 163,6 ±17,3 164,1 ± 19,6 2,5 192,0 ±32,6 214,1 ±23,1* 243,2 ± 30,0*** 23,5

ЭГ1 163,3 ±11,5 166,3 ± 15,5 168,5 ± 14,1 3,1 177,1 ± 37,3 223,3 ± 45,0** 266,8 ±30,2*** 40,4

ЭГ2 164,5 ± 9,7 167,0 ±10,6 169,8 ± 10,0 3,2 142,3 ±7,1 191,9 ±31,5*** 194,8 ±44,2*** 31,1

ЭГЗ 164,3 ±11,0 176,6 ±17,4 179,1 ± 16,5* 8,6 156,4 ±21,2 231,9 ±49,3*** 276,3 ± 36,2*** 55,4

Челночный бег, с Наклон назад из положения лежа, кол-во раз

КГ 10,3 ± 0,9 10,0 ±0,5 10,1 ±0,9 1 85,4 ±21,4 97,6 ± 12,3 102,3 ± 8,1 18,0

ЭГ1 10,0 ±0,7 9,6 ± 0,5** 9,6 ±0,5* 4,1 77,8 ±13,2 93,6 ±14,5 108,5 ± 25,9 22,2

ЭГ2 10,6 ± 1,9 10,0 ±0,5 9,9 ± 0,4 6,8 85,6 ±18,5 112,1 ±34,7 115,2 ±33,1 29,5

ЭГЗ 9,9 ±0,9 9,9 ± 1,3 9,7 ± 0,9 2 82,8 ± 17,2 122,7 ±31,3*** 149,4 ±23,9*** 57,4

Сед из положения лежа, 30 с Мах ногами лежа, кол-во раз

КГ 18,7 ±4,7 19,1 ± 3,4 20 ±4,3 6,7 74,0 ± 10,1 77,6 ±7,2 82,1 ± 9,0 10,4

ЭГ1 16,2 ±1,7 20,7 ±1,8*** 21,3 ± 1,7*** 27,2 71,2 ± 14,6 77,8 ± 14,7* 91,1 ±21,4** 24,5

ЭГ2 16,8 ± 2,7 20,6 ± 1,8*** 22,5 ± 2,5*** 29 65,6 ± 15 88,2 ±21,5* 95,9 ±20,8*** 37,5

ЭГЗ 16,8 ± 2,6 22,2 ± 2,7*** 22,9 ± 2,3*** 30,7 69,1 ±25,4 91,6 ±15,9*** 101,4 ±13,0*** 37,9

6-минутный бег, м Сгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

КГ 1081,3 ± 203,2 1137,5 ±212,5 1168,8 ±198,2 7,8 7,6 ± 2,9 10,9 ±3,7** 14,8 ±5,2*** 64,3

ЭГ1 1106,3 ±184,3 1162,5 ±241,9 1350,0 ±275,7* 19,8 6,8 ± 3,5 17,3 ± 3,6 17,9 ±3,3*** 89,9

ЭГ2 1055,9 ± 193,6 1229,4 ±189,6* 1300,0 ±183,7*** 20,7 6,2 ± 2,6 15,2 ±7,3*** 18,8 ±5,5*** 100,8

ЭГЗ 1088,2 ±202,7 1294,1 ±222,1* 1400,0 ± 200,0*** 25,1 6,8 ± 5,3 17,6 ±4,6*** 24,4 ± 5,4*** 112,8

Наклон стоя, см

КГ 12,3 ± 5,1 11,7 ±4,6 11,3 ±5,0 8,5 ЭГ2 13,1 ±4,9 15,2 ±3,7 17,2 ± 4,0* 27,1

ЭГ1 10,0 ±5,3 14,2 ± 5,5* 15,1 ±5,2* 40,6 ЭГЗ 11,2 ±7,5 * -н 00 Т*Н 19,4 ± 4,9*** 53,6

бедра, туловища с боку, живота, программа 3 комплексно воздействует на области бедра, ягодиц, талии, груди, спины и жизненную емкость легких.

Оценка уровня развития физических качеств проводилась по стандартным и специальным тестам (табл. 2). Разницу между группами определяли по ^критерию Стьюдента. Большинство испытуемых (90,7 %) имеют одинаковые результаты (Р >

0,05) до эксперимента. В контрольной группе достоверно каждый год увеличивалась силовая выносливость мышц ног и динамическая сила рук (Р < 0,01). В экспериментальных группах каждый год увеличивалась физическая подготовленность девушек. Достоверно (Р < 0,05-0,001) из 8 показателей изменились в ЭГ1 - 7, в ЭГ2 - 6, в ЭГЗ - 8 показателей.

Большие темпы прироста скоростной выносливости мышц живота наблюдались во всех экспе-

% - темпы прироста

Темпы прироста гибкости достоверно наблюдаются во всех экспериментальных группах, но наибольшие в первой и третьей - 41 и 54 % соответственно. Такие высокие темпы прироста связаны с тем, что на многих занятиях в заключительной части использовались средства для развития гибкости - тонический стретчинг, йога и др. Рассмотрим изменения в специальных тестах, так при оценке силовой выносливости ног после эксперимента во всех экспериментальных группах преобладали отличные оценки - 82-100 %. После эксперимента во всех обследованных группах бы-

ли достоверные отличия с контрольной группой; в экспериментальной группе 3 еще и с 1 и 2 экспериментальными группами, что говорит о том, что в экспериментальной группе 3 среднее групповое значение этого показателя намного выше всех групп (276,3 ± 36,2). Наибольшие темпы прироста наблюдаются в экспериментальных группах 1 и 3 -40,4 и 55,4 % соответственно, что связано с целенаправленным развитием выносливости в целом, так и отдельных мышечных групп во время выполнения комплексов по аэробике и специальных упражнений шейпинга, фитнесса.

В силовой выносливости мышц брюшного пресса во всех группах преобладали удовлетворительные оценки - 41-81 %. После эксперимента в контрольной группе остались удовлетворительные оценки у 75%. В экспериментальных группах 1 и 2 в основном стали хорошие оценки у 56 и 52% соответственно, а в экспериментальной группе 3 - у 76 %. Достоверные темпы прироста 38 % наблюдаются в экспериментальных группах, что связано с тем, что в шейпинге и фитнессе большое внимание уделяется области живота, как генетически предрасположенной к отложению жира.

В динамической силе мышц рук до эксперимента во всех группах преобладали удовлетворительные оценки - 56-81 %. После эксперимента во всех группах у большинства оценки стали отличными - 56-94 %.

Наибольшие темпы прироста наблюдаются в экспериментальных группах 2 и 3 - 101 и 113 % соответственно. Достоверные изменения в силе рук произошли во всех экспериментальных группах, помимо этого в экспериментальной группе 3 достоверные отличия наблюдались и с другими группами.

В силе мышц спины до обследования в контрольной и экспериментальной группе 2 преобладали хорошие оценки - 44 и 59 % соответственно. В группах 1 и 3 у большинства тестируемых наблюдаются удовлетворительные оценки - 56 и 47 % соответственно. После эксперимента в контрольной и экспериментальных группах 1 и 2 в основном отмечены хорошие оценки - 8, 62 и 59 % соответственно. В экспериментальной группе 3 у 94 % выявлены отличные оценки. Большие темпы прироста наблюдаются в этой же группе - 57,4 %, так же как и достоверные изменения после эксперимента со всеми группами.

Таким образом, тестирование физической подготовленности школьниц показало, что уровень развития двигательных качеств увеличился во всех группах, но в контрольной группе темпы прироста ниже. Наибольший прирост показателей произошел в экспериментальной группе 3. В группе 1 достоверные изменения произошли в координационных способностях, выносливости, силовой выносливости ног, силе рук, гибкости. В группе 2 - в силе и силовой выносливости мышц живота, силе рук, силовой выносливости ног, гибкости. В группе 3 произошли достоверные изменения в 8 тестах из 9 - в силе и силовой выносливости мышц живота, скоростно-силовых качествах, выносливости, силовой выносливости ног, силе рук и спины. Важным является то, что в экспериментальной группе 3 после эксперимента достоверные изменения наблюдаются в силе мышц спины, рук, силы мышц живота, гибкости в результате комплексного использования средств аэробики, шейпинга, фитнесса

Таким образом, разработанная нами программа физического воспитания девушек 10-11 классов,

основанная на оздоровительных видах гимнастики содержит:

- цель и задачи, направленные на формирование физической культуры личности, удовлетворение потребности в двигательной активности, формирование здорового образа жизни старшеклассниц;

- содержание учебного материала, распределенного на два раздела: основы знаний по здоровому образу жизни, вредные привычки, самоконтроль, построение частей урока по разным видам оздоровительной гимнастики, составление индивидуального меню и рациона питания при разных видах оздоровительной тренировки и способы физкультурной деятельности (аэробика, шейпинг, фитнесс, восточные виды гимнастики - дыхательная гимнастика, йога, стретчинг, калланетик);

- требования к умениям и знаниям девушек 10-11 классов по предмету физическая культура.

В результате экспериментальных воздействий в физическом развитии (антропометрии) во всех экспериментальных группах процент содержания жира в организме достоверно (Р < 0,05) уменьшился до физиологической нормы, а в контрольной увеличился до 31 %. Физическая подготовленность в результате эксперимента изменилась следующим образом:

- во всех экспериментальных группах произошли достоверные изменения (Р < 0,05), наибольшие в экспериментальной группе 3 - в восьми тестах из девяти;

- максимальные темпы прироста были в 7 тестах в экспериментальной группе 3 (25-113 %); средние в 6 тестах в экспериментальных группах 1 и 2 (20-41 %) и высокие в одном (90-100 %), по сравнению с низкими приростами (1-8 % в 5 тестах, средними (10-24 %) в трех тестах и высокими (64 %) - у контрольной группы.

В результате педагогического воздействия экспериментальной программы выявлены изменения в личности и мотивации девушек 10-11 классов: достоверно (Р < 0,05) изменился уровень самоконтроля, уверенности в себе в экспериментальных группах; увеличилось количество девушек, заботящихся о своем здоровье.

Наиболее эффективна программа, учитывающая личностные качества и мотивацию старшеклассниц, а так же их физическое развитие, подготовленность с сочетанием оздоровительных видов гимнастики (фитнесса, шейпинга и аэробики) предложенная в экспериментальной группе 3.

Литература

1. Волченкова Т.Г., Волынская М.М. Почему мы выбрали фитнес // «ЮНОСТЬ РОССИИ»: 60 лет детско-юношескому физкультурному движению в России: Материалы Всероссийской научно-практической конф-Екатеринбург, 2003. -С. 139-141.

Кравчук Т.А., Сусолина Е.С.

2. Комков А. Г. Социально-педагогичес-

кий мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры - 1998. — № 6. —

С. 2-7.

3. Лях В.К, Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996. -С. 106-204.

4. Михалев В.И. Современные проблемы формирования здоровья в деятельности общеоб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разовательной школы // Научные труды: Ежегодник. - Омск: СибГАФК, 1999. - С.3-6.

5. Прохорцев И. В., Пшендин А.К., Сергеева Е.В. Шейпинг - питание. - Ч. 2. - СПб.: МФШ, 1998. -164 с.

6. Скворцова Г.А. Шейпинг в школе // Физическая культура в школе. -1997. - №5. - С. 65-79.

7. Шабоха Е.Г., Соколов Г.Я. Учебная программа по специализации «аэробика» на факультете физической культуры // Состояние и пути развития многоуровнего физкультурного образования: труды Всероссийской научно-практ. конф., Тюмень, октябрь 1996. - Тюмень, 1996. - С. 133-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.