Научная статья на тему 'Комплексное энергои ресурсосбережение при использовании контактных газопаровых турбинных установок на морских объектах'

Комплексное энергои ресурсосбережение при использовании контактных газопаровых турбинных установок на морских объектах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
87
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / КОНТАКТНАЯ ГАЗОПАРОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА / INDICES / ENERGY SAVING / A CONTACTGAS-STEAM TURBINE PLANT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кузнецова С. А., Мовчан С. Н., Чобенко В. Н., Шевцов А. П.

Определено влияние конструктивного исполнения газотурбинного двигателя и системы охлаждения на показатели энергосбережения контактной газопаротурбинной установки в условиях морского базирования и эксплуатации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кузнецова С. А., Мовчан С. Н., Чобенко В. Н., Шевцов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of design of gas-turbine engine and cooling system on energy saving indices of contact gas-steam turbine plant in conditions of marine referencing and maintenance is defined

Текст научной работы на тему «Комплексное энергои ресурсосбережение при использовании контактных газопаровых турбинных установок на морских объектах»

10. Kizuka N., et al., "Test Results of Closed Circuit Cooled Blades for 1700°C Hydrogen -Fueled Combustion Gas Turbines" IGTC 99 Kobe TS-10 pp 343-350.

11. Glezer B. et al., "A Novel Technique for the Internal Blade Cooling" ASME Paper № 96- GT-181.

12. Халатов А.А., Борисов И.И., Шевцов С.В, «Тепломассобмен и теплогидравлическая эффективность вихревых и закрученных потоков».- Киев, - 2005. - 500с.

13. Glezer B. et al., "Heat Transfer in a Rotating Radial Channel with Swirling Internal Flow" ASME Paper № 98- GT-214.

Визначено вплив конструктивного вико-нання газотурбтного двигуна i системи охо-лодження на показники енергозбереження контактно1 газопаротурбiнноï установки в умовах морського базування i експлуатацй

Ключовi слова: показники, енергозбереження, контактна газопаротурбтна установка

Определено влияние конструктивного исполнения газотурбинного двигателя и системы охлаждения на показатели энергосбережения контактной газопаротурбинной установки в условиях морского базирования и эксплуатации

Ключевые слова: показатели, энергосбережение, контактная газопаротурбинная установка

Effect of design of gas-turbine engine and cooling system on energy saving indices of contact gas-steam turbine plant in conditions of marine referencing and maintenance is defined Key words: indices, energy saving, a contact gas-steam turbine plant

■о о

УДК 621.431.74:621.438

КОМПЛЕКСНОЕ ЭНЕРГО-И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОНТАКТНЫХ ГАЗОПАРОВЫХ ТУРБИННЫХ УСТАНОВОК НА МОРСКИХ ОБЪЕКТАХ

С.А. Кузнецова

Кандидат технических наук, ведущий научный

сотрудник* С.Н. Мовчан Начальник отдела** Контактный тел.: 8 (0512)49-74-36 В.Н . Чобенко Начальник отдела ЦНИОКР** Контактный тел.: 8 (0512)49-74-19 **ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» Октябрьский проспект, 42а, г. Николаев, Украина, 54018 Е-mail — spe@mashproekt.nikolaev.ua А.П. Шевцов Доктор технических наук, профессор, ведущий научный

сотрудник* *ОАО «НЭТ» а/я 17, г.Николаев, Украина, 54030 Контактный тел.: 8 (0512) 35-32-98 Е-mail — aootnet@ukr.net

Постановка проблемы и ее связь с важными научными и практическими заданиями

Ограниченность ресурсов жидких и газообразных топлив на материковой части Украины вызывает необ-

ходимость увеличения объемов добычи, переработки и транспортирования этих энергоносителей на континентальном шельфе Черного и Азовского морей. Проблемы энергосбережения и экологии при добыче и транспортировке газа и нефти в морских условиях требуют

создания морских объектов с высокоэффективными, компактными, маневренными и безопасными энергетическими установками высокой агрегатной мощности.

Наиболее полно этим требованиям могут удовлетворить контактные газопаровые турбинные установка (КГПТУ) с подачей пара непосредственно в камеру сгорания газотурбинного двигателя (ГТД). Такие установки объединяют положительные свойства паротурбинной установки (ПТУ) (низкие энергетические затраты на сжатие и высокая энергоемкость рабочего тела) и газотурбинной установки (ГТУ) (высокая температура рабочего тела на входе в турбину и компактность).

В настоящее время КГПТУ находят применение в промышленности и энергетике. Опыт эксплуатации КГПТУ в составе газоперекачивающей установки ГПУ-16К на ГКС «Ставищенская» и КГПТУ-25, как энергетической установки мощностью 25 МВт, позволяет рассматривать их как перспективные для применения в составе энергетических установок на морских платформах и плавучих электростанциях.

Поэтому создание КГПТУ для эксплуатации на морских объектах и судах является актуальной и важной научно-технической проблемой.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы

К настоящему времени опубликованные работы [1, 2, 3, 4, 5] освещают результаты эксплуатации и дальнейшего совершенствования КГПТУ наземного базирования. Исследования КГПТУ, для морских объектов и судов, малочисленны [6, 7, 8, 9] и их результаты относятся к исследованию обобщенных тепловых схем судовых энергетических установок.

Результаты [8] характеризуют общие подходы и рекомендации по созданию КГПТУ на базе ГТД различных кинематических схем, характеристики КГПТУ в широком диапазоне изменения рабочих режимов и внешних условий с учетом совместной работы ГТД и котла-утилизатора (КУ) при подаче пара в камеру сгорания газотурбинного двигателя.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящена данная статья

В проведенных исследованиях отсутствует решение проблемы комплексного энерго- и ресурсосбережения при использовании контактных газопаровых турбинных установок в составе энергетических установок на морских транспортирующих основаниях, плавучих электростанциях и судах.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является обоснование целесообразности применения КГПТУ в составе энергетических установок морских транспортирующих оснований, плавучих электростанций и судов при комплексном обеспечении механической работой, электрической энергией и теплотой в виде насыщенного пара и горячей воды технологических и судовых нужд.

Достижение указанной цели сводиться к решению следующих задач:

- определению влияния конструктивного исполнения КГПТУ в условиях морского базирования на их технико-экономические показатели;

- определению влияния конструктивного исполнения элементов охлаждающе-дегазирующей системы КГПТУ в условиях морского базирования на показатели энергосбережения при эксплуатации;

- определению показателей энергосбережения при использовании дополнительно сгенерированной воды для хозяйственно-бытовых нужд;

- определению массогабаритных показателей КГПТУ и их компоновок в составе энергетических установок морских объектов.

Изложение основного материала исследований с полным обоснованием полученных научных результатов

Определение влияния конструктивного исполнения КГПТУ в условиях морского базирования на их технико-экономические показатели.

Главная энергетическая установка морского транспортирующего основания обеспечивает транспортировку жидкого или газообразного энергоносителя с моря на континент.

Нагнетатели газа и нефти могут иметь механический или электрический привод в зависимости от конструкции и технических параметров. Поэтому возможны следующие варианты конструктивного исполнения КГПТУ как привода:

- ГТД одновальной кинематической схемы с блокированной силовой турбиной;

- ГТД двухвальной кинематической схемы со свободной силовой турбиной;

- ГТД трехвальной кинематической схемы со свободной силовой турбиной.

Сравнение показателей КГПТУ, созданных на базе ГТД различных кинематических схем, свидетельствует о том, что при одинаковой мощности базовых ГТД, они отличаются.

КГПТУ на базе одновального блокированного ГТД имеет наибольшую мощность, а КГПТУ на базе трех-вального ГТД со свободной турбиной - наивысший КПД.

Различие в показателях КГПТУ вызвано отличием аналогичных показателей базовых ГТД и различием их кинематических схем. Для определения влияния кинематической схемы ГТД на параметры КГПТУ сравнение характеристик КГПТУ выполнено в относительных параметрах.

На рис.1 представлена зависимость относительного КПД КГПТУ от относительной мощности. Относительные значения КПД и мощности определены по следующим зависимостям:

П =

П КГПТУ . N = ^ КГПТУ

п

БАЗ ГТД

N

БАЗ ГТД

где п КгпТУ, ^ГПТУ - соответственно КПД и мощность КГПТУ; п БАЗ, ^аз - соответственно КПД и мощность базового ГТД.

КГПТУ на базе одновального блокированного ГТД имеет большую мощность как при работе с подачей пара, так и без подачи пара в КС. Это объясняется применением в рассматриваемом случае турбины базового ГТД без изменения ее пропускной способности. С другой стороны применение турбины базового ГТД приводит к некоторому снижению ее КПД при работе с большими количествами пара и смещению точки на характеристике компрессора в зону меньших значений КПД, что ведет к уменьшению КПД КГПТУ.

Вследствие этого в диапазоне режимов относительной мощности 1,15 < N < 1,48 КПД КГПТУ остается практи-

чески постоянным и не увеличивается с увеличением режима работы.

КГПТУ на базе двухвального и трехвального ГТД со свободными турбинами близки по мощности и экономичности. При работе без подачи пара в КС мощность КГПТУ на базе двухвального ГТД со свободной турбиной несколько выше, чем у КГПТУ на базе трехвального ГТД со свободной турбиной. Это объясняется увеличением пропускной способности турбины высокого давления трехвального ГТД со свободной турбиной для работы с подачей пара в КС и, как следствие, более низкой температурой газа на входе в турбину высокого давления.

Рис. 1. Зависимость относительного КПД (П ) КГПТУ от относительной мощности ( N ) при работе с

подачей и без подачи пара в КС:----с подачей пара в КС;---- без подачи пара в КС;

1 — одновальный блокированный ГТД; 2 — двухвальный ГТД со свободной турбиной; 3 — трехвальный ГТД

со свободной турбиной

Сравнение экономичности КГПТУ, созданных на базе ГТД различных схем, показывает, что на промежуточных режимах работы КГПТУ на базе ГТД со свободной турбиной, как и ГТД простого цикла, имеют более высокую экономичность по сравнению с КГПТУ на базе блокированного ГТД.

Сравнение экономичности КГПТУ и ГТД простого цикла одинаковой кинематической схемы по-

казывает, что относительная экономичность КГПТУ при работе с подачей пара в КС на промежуточных режимах работы несколько выше, чем у ГТД простого цикла (рис.2).

Сравнительная оценка экономичности КГПТУ и ГТД простого цикла равной мощности показывает, что КПД КГПТУ выше КПД ГТД простого цикла во всем диапазоне рабочих режимов от холостого хода до

0 0.2 0.4 0.6 0.8 N1

Рис. 2. Зависимость относительного _КПД (П) КГПТУ при работе с подачей пара в КС и ГТД простого цикла от относительной мощности (N):----КГПТУ с подачей пара в КС;---- ГТД простого цикла

номинального, как при работе КГПТУ с подачей пара, так и без подачи пара в КС. На рис. 3 представлена зависимость относительного КПД КГПТУ и ГТД простого цикла от относительной мощности.

Как видно из рисунка, КПД КГПТУ превышает КПД ГТД ПЦ более, чем на 20% относительных на режимах работы КГПТУ с подачей пара в КС и до 10% относительных на режимах работы КГПТУ без подачи пара в КС.

0 0.2 0.4 0.6 0.8 N1

Рис. 3.

Зависимость относительного КПД (П ) КГПТУ и ГТД простого цикла от относительной мощности (N ): 1 — КГПТУ; 2 — ГТД простого цикла;----КГПТУ с подачей пара в КС;---- без подачи пара в КС

ДА[л,кВт-ч 28

26

24

22

20

5

Определение влияния конструктивного исполнения элементов охлаждающе-дега-зирующей системы КГПТУ в условиях морского базирования на энергосбережение при эксплуатации.

Дополнительное повышение эффективности энергосбережения в КГПТУ возможно за счет снижения потребления электрической энергии элементами охлаждающе-дегазирующей системы контактного конденсатора: циркуляционными насосами и насосами водо-водяных охладителей. Снижение потребляемой электрической энергии осуществляется, во-первых, за счет снижения расхода воды на контактный конденсатор и более низких температур циркуляционной воды, и, во-вторых, более высокой эффективности теплопередачи в водо-водяных охладителях.

Снижение потребления электрической энергии А циркуляционными насосами охлаждающе-дегазирующей системы контактного конденсатора от температуры наружного воздуха приведено на рис.4. Температуры воды Черного моря соответствующие температурам наружного воздуха определялись как среднемесячные значения в течении года. Определение снижения потребления энергии производилось с учетом компенсации потерь при продувках утилизационного котла и производства необходимого количества опресненной воды для бытовых нужд. Снижение потребления электрической энергии определялось, как разность мощностей циркуляционных насосов КГПТУ при работе в континентальных и морских условиях.

Представленные результаты показывают, что применение КГПТУ в морских условиях позволит за 6000

4.В. 5 С

10

15

20

25

30

Рис.4. Зависимость снижения потребления электроэнергии циркуляционными насосами от температуры наружного воздуха для водо-водяных охладителей: 1 — с гладкотрубной поверхностью, 2 — с профилированной поверхностью

часов работы сократить расход электроэнергии на 120000 ...170000 кВт-ч.

Снижение энергопотребления в водо-водяных охладителях возможно за счет интенсификации процессов теплопередачи при применении профилированных поверхностей.

Для оценки экономии потребления электрической энергии при применении профилированных поверхностей проведено моделирование течения в водо-водяном охладителе судовом кожухотрубчатом с прямыми трубами типа ОКН 220-1050-2 с количеством ходов охлаждающей воды 2 и охлаждаемой воды 8 [10].

Исходя из результатов моделирования следует, что снижение потребления электрической энергии насосами водо-водяных охладителей составляет 60000...90000 кВт-ч в год.

Тогда, суммарное снижение потребления электрической энергии циркуляционными насосами и насосами водо-водяных охладителей достигает 180000.260000 кВт-ч в год.

Определение показателей энергосбережения при использовании дополнительно сгенерированной воды для хозяйственно-бытовых нужд.

КГПТУ генерируют воду, которая может быть использована для хозяйственно-бытовых нужд на морском объекте. Это позволяет дополнительно сократить затраты электрической энергии на работу опреснительных установок.

Исходя из времени работы установки в течение года (6000 часов), состава команды морского объекта (60 или 80 человек) и норм потребления опресненной воды (4.8 кг/ч на одного человека) ее количество составляет соответственно 1440.2880 и 1920.3840 т в год. Для получения такого количества опресненной воды в утилизационных опреснительных установок типа Д-4У затрачивается 1800.5600 кВт-ч в год. По этому, отбор указанного выше объема опресненной воды из охлаждающе-дегазирующей системы контактного конденсатора КГПТУ дополнительно к 180000. 260000 кВт-ч в год экономит 1800.5600 кВт-ч в год, т.е. всего 181800.265600 кВт-ч в год.

Определение массогабаритных показателей КГПТУ и их компоновок в составе энергетических установок морских объектов.

Рис. 5. Общее расположение оборудования на морском объекте:

1-КГПТУ, 2 —электротехнический отсек, 3 —якорные лебедки, 4- буровые насосы, 5-котельное оборудование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы по данному исследованию и перспективы дальнейшего развития данного направления

1. Результаты исследования основных характеристик КГПТУ при использовании ее в качестве энергетической установки морского объекта подтверждают, что мощность КГПТУ при работе с подачей пара в КС на 40^50% больше мощности базового ГТД, а КПД КГПТУ превышает КПД базового ГТД на 17^23%. При работе без подачи пара в камеру сгорания КГПТУ с измененными турбинами имеет мощность на 25^30% меньше мощности базового ГТД.

2. КПД КГПТУ превышает КПД ГТД простого цикла равной мощности во всем диапазоне рабочих режимов от холостого хода до номинального. При работе с подачей пара в камеру сгорания превышение составляет более 20% (отн.), при работе без подачи пара в КС - до 10% (отн.).

3. Суммарная экономия потребления электрической энергии при эксплуатации КГПТУ в морских условиях достигает 181800.265600 кВт-ч в год при этом циркуляционными насосами и насосами водо-во-дяных охладителей-180000.260000 кВт-ч в год и при обеспечения опресненной водой бытовых нужд команды - 1800.5600 кВт-ч в год.

Литература

1. Коломеев B.M., Ксендзюк M.B., Романов B.B., Мовчан С.М.,

Шевцов А.П., Кузнецова С.А., Дикий М.О. ГПУ-16К : До-слщно-промислова експлуатащя, мiжвiдомчi приймальш випробування, перспективи використання // Нафтова i газова промисловють, Науково-виробничий журнал. -КиТв. - 2006, - №4, С. 38-40.

2. Избаш B.^, Кучерук H.B., Мовчан С.Н., Филоненко A.A.,

Шевцов A.^, Кузнецова СА. Опыт эксплуатации и пути совершенствования газоперекачивающей установки ГПУ-16К и ее составных частей // Промышленная теплотехника, ИГГФ HAH Украины. - 2007. - T. 29, № 7. - С. 120-124.

3. Кучеренко О.С., Мовчан С.Н., Романов B.B., Чобенко B.H.,

Кузнецова CA., Шевцов A.^ Контактные газопаротурбинные установки "Bодолей" - состояние и перспективы.- Сучасш технологи в машинобудуванш: зб. наук. праць.-Bип.2.-Харкiв: HTy "ХП1". - 2008. - С. 197-209.

4. Чобенко B.H. Расчетно-экспериментальное исследование

характеристик контактных газопаротурбинных установок «водолей» // Сборник научных трудов Николаевского университета кораблестроения. -2004 г. -№5, - С. 69-78.

5. S.N. Movchan, V.V. Rovanov, V.N. Chobenko, A.P. Shevtsov.

Contact steam-and-gas turbine units of the «AQUARIUS» type. The present status & future prospects Proceedings of ASME Turbo Expo 2009: GT 2009-60339. Ю. Бондин, С. Мовчан, С. Чернов, A. Шевцов Совершенствование корабельных энергетических установок // Bо-енный парад. - Москва. - 2005. - №2 (68). - С.54-56.

7. Кузнецова СА., Кузнецов B.B. Енергозбереження при ек-

сплуатаци' TOA на морських об'ектах видобутку та транс-портування природного газу // Енергетика: економжа, технологи', еколопя, Науковий журнал. HTУУ „Кшвський полггехтчний шститут". - Кшв. - 2008.- №2. - С. 39-43.

8. Чобенко B^. Особенности создания КГПTУ на безе

серийного ГГД // Tехногенна безпека. Hауковi пращ ЧДУ iм. Петра Могили - Миколшв. - 2005. -№61.- С. 193-197.

9. Исаков БЛ., Чобенко B.^, Палиенко RB. Состояние и перспективы развития корабельной газотурбинной энергетики // Механика, энергетика, экология. Bестник СевЭТУ. Bbm. 87 - Севастополь. - 2008. - С. 56-61.

10. ОCT 5.4254-86. Охладители масла и воды судовые кожу-хотрубчатые с прямыми трубами.-71 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.