Научная статья на тему 'Комплекс педагогических условий формирования гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов педвузов'

Комплекс педагогических условий формирования гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов педвузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожейкина А. В.

Дается характеристика гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности будущих учителей, его структура. Представлены педагогические условия его формирования, способствующие самореализации личности в профессиональной деятельности. Проблема рассматривается с позиций личностно ориентированного с учетом гендерных аспектов, личностно-деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс педагогических условий формирования гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов педвузов»

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ

© Ворожейкина А.В.*

Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск

Дается характеристика гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности будущих учителей, его структура. Представлены педагогические условия его формирования, способствующие самореализации личности в профессиональной деятельности. Проблема рассматривается с позиций личностно ориентированного с учетом гендерных аспектов, личностно-деятельностного подходов.

Социокультурные тенденции современного профессионального образования актуализируют потребность в разработке гендерных аспектов подготовки будущих педагогов, в том числе и в формировании индивидуального стиля педагогической деятельности.

В нашем исследовании мы говорим о необходимости формирования гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности, который определяем как интегративную характеристику личности педагога, отражающую его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное поведение, в соответствии с гендерной идентичностью субъектов взаимодействия, обеспечивающую высокий уровень их самореализации и результативности профессионально-педагогической деятельности.

При разработке комплекса условий мы исходим из теоретической модели формирования гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов педвузов, представленной нами в виде структурных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, креативно-деятельностного. Поскольку все структурные элементы профессионального стиля находятся в тесном единстве и взаимодействии, и формирование каждого из них нельзя рассматривать в отрыве от остальных, при разработке комплекса условий мы исходим из того, что предложенные нами условия должны обеспечивать эффективное формирование, как отдельных компонентов, так и профессионального стиля будущих педагогов в целом.

♦ Доцент кафедры Психологии, кандидат педагогических наук

Под педагогическими условиями формирования профессионального стиля будущих педагогов мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит процесс формирования гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов педвузов. Педагогические условия выступают необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов, которые учитываются при организации образовательного процесса и позволяют обеспечить высокий уровень сформированности профессионального стиля будущих педагогов.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта профессиональной подготовки будущих педагогов, мы считаем, что условиями, обеспечивающими формирование гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности будущих педагогов, являются:

- насыщение образовательного пространства педвуза с учетом тендерной специфики педагогической деятельности;

- формирование у студентов установки на саморазвитие гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности путем стимулирования их рефлексивной позиции.

Теоретическое исследование нашей проблемы позволило установить, что формирование гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности определяется взаимодополнительностью нормативно заданного и индивидуально избирательного компонентов учебно-познавательной деятельности студентов.

Насыщение образовательного пространства педвуза с учетом гендер-ной специфики педагогической деятельности способствует формированию гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов через ценности, идеи, теоретические положения гендерной теории, в соответствии с которой выстраивается процесс профессиональной подготовки учителя.

Формирование профессионального стиля будущего педагога невозможно без профессионального знания. Профессиональное знание складывается из ряда дисциплин, основой которого является общая теория, а также совокупности частных дисциплин, которые изучают отдельные стороны профессиональной деятельности.

Формирование гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов педвуза в нашем исследовании представлена насыщением гендерной проблематикой психолого-педагогических дисциплин, изучаемых в вузе и программой спецкурса «Гендерно-ориентированный стиль педагогической деятельности». Требования к дисциплине сформулированы на основе Государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника, а также работ по гендерной проблематике (Т.В. Бен-дас, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, И. С. Кон, Л.В. Штылевой и др.) и по про-

блемам индивидуального стиля деятельности педагога (Г.А. Берулава, В.П. Бедерханова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, Л.М. Митина, и др.). Во введении описаны особенности дисциплины с целью формирования первичного представления о курсе и положительной мотивации. Цели и задачи курса представлены в виде требований к конечному уровню сформированности гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов. Темы лекций имеют обзорный характер, основное время дисциплины посвящено практическим занятиям. Программа имеет в своем составе систему контрольных тестов, как по каждой теме, так и по курсу в целом.

Изучение спецкурса «Гендерно-ориентированный стиль педагогической деятельности» способствует формированию самосознания с гендер-ных позиций, развитию рефлексивных способностей студентов, формированию творческой активности в профессиональной деятельности.

Цели педагогического образования и «модельные» характеристики учителя могут задаваться социумом и тем самым выступать как нечто внешнее по отношению к студенту, а могут формироваться на уровне субъективной реальности и определять индивидуальную стратегию профессионального развития. Педагогическое влияние с позиций личностно ориентированного подхода характеризуется субъект-субъектным взаимодействием, активизирующим у студента отношение к себе, как к источнику своего профессионально-личностного развития, что обусловило выбор второго педагогического условия формирования гендерно-ориентирован-ного стиля будущих педагогов - формирование у студентов установки на саморазвитие гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности путем стимулирования их рефлексивной позиции.

Выделяя данное условие, мы исходили из следующих положений. Во-первых, современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». В связи этим главная цель современной системы образования -создание условий, стимулирующих стремление личности к физическому и душевному здоровью, самоопределению, самопознанию, самосовершенствованию, самоактуализации, т.е. к саморазвитию [6].

Во-вторых, важнейшим компонентом творческой направленности личности является ее ориентация на саморазвитие. Доказано, что в сфере профессиональной деятельности наблюдается зависимость: эффективность профессионального творчества положительно и значимо коррелирует с установкой личности на самосовершенствование и саморазвитие [1].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что направленность на саморазвитие - центральное звено, на которое можно опираться при формировании гендерно-ориентированного стиля будущего педагога.

При рассмотрении процесса саморазвития ученые выделяют, по крайней мере, два существенных признака: 1) изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя; 2) изменения происходят не только в структурных компонентах сознания (мотивах, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах и т.д.), но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, самореализации, самоуправлении и т.д. [1].

Главным механизмом, как развития, так и саморазвития личности является разрешение противоречий. При этом, если развитие - это процесс разрешения внутренних противоречий, который чаще всего протекает спонтанно, то саморазвитие - это процесс целенаправленного, осознаваемого разрешения противоречий, который детерминируется самим субъектом. [1, С. 40]. Концепция саморазвития как формы самовыражения личности находит свое отражение в следующих научных идеях: человек -активный субъект, познающий и преобразующий мир и самого себя в деятельности; самореализация личности осуществляется в творческой деятельности.

Логично предположить, что если мы ставим целью процесса формирования гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов обеспечение установки на саморазвитие, то только вооружить их знаниями, умениями, навыками и включить в деятельность недостаточно. Необходимо инициировать выход студентов в рефлексивную позицию.

Кузьминой Н.В. и ее последователями было сформулировано существенное для нашего исследования положение о важной роли собственной личностной позиции к совершенствованию своего профессионального мастерства, установки на анализ и осмысление процесса и результата своей деятельности. Отмечается, что понимание человеком своей индивидуальности, достоинств и недостатков лежит в основе сознательного и целенаправленного управления им собственной деятельностью [5].

Профессиональная рефлексия, по мнению А.Я. Найна, связана с личностной зрелостью и профессиональным развитием, она не столько констатирует наличие или отсутствие профессиональных качеств, сколько стимулирует их развитие, обогащение, усиление [7]. Способность педагога ориентироваться не только на результат своего труда, но и на приемы снятия профессиональных проблем, рассматривается Э.Ф. Зеером как условие развития профессионализма [2].

Итак, в современной науке рефлексивная позиция рассматривается как процесс оценки внутренних психических актов и состояний, что предполагает достаточную зрелость субъекта; как механизм взаимопонимания, т.е. осмысление субъектом того, как понимаются его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления; как процесс

познания собственных индивидуально психологических особенностей и адекватное восприятие окружающей действительности.

Таким образом, важнейшим методическим механизмом формирования у студентов установки на саморазвитие гендерно-ориентированного стиля выступает стимулирование выхода студентов в рефлексивную позицию. Потенциальные возможности будущего учителя позволяют ему успешно самореализоваться в педагогической деятельности, обогатить педагогическую культуру своим творчеством. При выявлении педагогических условий формирования гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов мы учитывали социальный заказ общества, официальные документы, степень разработанности проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе, критерии и уровни сформиро-ванности гендерно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов с опорой на личностно ориентированный с учетом гендерных аспектов, личностно-деятельностный подходы.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновац. курс. Кн. 1 / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 577 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. - 480 с.

3. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: Учеб. пособие. - М.; Белгород: Изд-во БГУ, 1999. - 244 с.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. - 278 с.

5. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985.

6. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: ФЛИНТА: Моск. соц.-психол. ин-та, 1998. - 200 с.

7. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. - 328 с.

8. Шаршов И.А. Проблема саморазвития и культура личности // Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Монография / Под ред. проф. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БГУ, 1999. -С. 21-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.