Научная статья на тему 'Комплекс основных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Комплекс основных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2012
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / энергосбережение / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / энергосберегающие мероприятия / energy resources / energy saving technologies / energy saving measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Феноменов К. Н.

В статье показан анализ потерь энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Представлен разработанный автором комплекс мероприятий по энергосбережению в муниципальных учреждениях (больницы, школы, детские сады) и многоквартирных жилых домах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Petersburg State Institute of Service and Economy The article analyzes the losses of energy resources in the hosing economy and presents a complex of measures for energy saving in municipal organizations (i.e. hospitals, schools, kindergartens, etc.) and multi-apartment houses.

Текст научной работы на тему «Комплекс основных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве»

и контроля соблюдения ими жилищных стандартов, и целевого расходования средств, предоставляемых ГЖК. В случае выявления нарушений ГЖК должны будут иметь право приостановить финансирование, поставить вопрос о смене руководства социального домовладельца и т.д.

ГЖК должно также поощрять успешную деятельность социальных домовладельцев в городе Самара, обращаясь в Администрацию города с вопросом о выделении инновационных и поощрительных грантов за внедрение лучших достижений в деятельности этих организаций, осуществление информационной и методической помощи социальным домовладельцам.

Также в современных экономических условиях ГЖК должен выполнять следующие необходимые для развития рынка жилья города Самара функции:

- участие в содействии созданию организованного вторичного рынка ценных бумаг, связанных с осуществлением программ жилищно-ипотечного кредитования;

- участие в содействии секьюритизации и выпуску ценных бумаг, связанных с осуществлением программ жилищно-ипотечного кредитования;

- участие в программах по государственной поддержке тех категорий граждан, которые определены государством, как приоритетные в рамках осуществления своей региональной социальной политики;

- стимулирование жилищного строительства в городе Самара посредством рефинансирования кредитов, выдаваемых на стадии строительства, и их последующей секьюритизации;

- участие в создании и совершенствовании стандартов деятельности профессиональных участников строительного рынка и рынка жилья. В частности ГЖК здесь должно обеспечивать стандартизацию процедур выдачи, сопровождения и рефинансирования кредитов на стадии строительства и ипотечных кредитов под залог земли, включающих типовые соглашения, а также регулировать и уточнять требования ко всем участникам указанных рынков, в том числе индивидуальных застройщиков и некоммерческие объединения граждан.

Последним направлением повышения эффективности реализации механизма создания социального жилья должно стать учреждение Фонда содействия реформированию ЖКХ города (Фонда).

В своей деятельности Фонд будет осуществлять следующие функции:

- рассмотрение представленных заявок на софинансиро-вание мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда города (заявка);

- принятие решений о соответствии заявки требованиям, установленным законами города Самара в области решения жилищной проблемы;

- осуществление софинансирования реализации заявок;

- оказание методологической поддержки при подготовке заявок;

- осуществление мониторинга реализации предусмотренных в рамках заявок мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города.

Необходим контроль эффективности использования средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Самара. Для этого должно быть предусмотрено осуществление Фондом мониторинга реализации городских социальных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и городских социальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В отношении этих программ может приниматься решение об оказании финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Порядок расходования средств, направленных на решение жилищной проблемы должен определяться соответствующими городскими программами, исходя из необходимости, обеспечить максимально эффективное использование всех привлеченных инвестиционных ресурсов. Действие Фонда должно быть предусмотрено до полного выполнения своих функций в области совершенствования городского жилищно-коммунального хозяйства.

Литература

1. Аболин А.А. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг // ЖКХ. — 2002. — №5. — Ч. 2. — С.5-8.

2. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации. — М.: Изд-во «РАГС». 2006.

3. Виленчик В.И. Муниципальные облигации как инструмент управления развитием социальной сферы территории. — Препринт. — СПб, 2002.

4. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии / Науч. ред. О.П. Литовка. — СПб.: Наука, 2004.

5. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными проектами. — М.: Изд-во «Инфра-М». 2006.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ в жилищно-коммунальном хозяйстве

К.Н.Феноменов,

аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

drozdov_gd@mail.ru

В статье показан анализ потерь энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Представлен разработанный автором комплекс мероприятий по энергосбережению в муниципальных учреждениях (больницы, школы, детские сады) и многоквартирных жилых домах.

Ключевые слова: энергоресурсы, энергосбережение, энергосберегающие технологии, энергосберегающие мероприятия

УДК 330 ББК 65.01

Программа энергосбережения должна быть конкретной для ности. Между тем, при всей специфике существуют некоторые территориального образования, субъектов хозяйствования. По- общие положения. Прежде всего, следует понимать, что на пер-нятно, что каждый город в смысле рациональной организации вый план выдвигается задача по эффективному использованию работы по энергосбережению имеет индивидуальные особен- энергоресурсов, которая становится все существеннее по мере

роста дефицита топлива и его цены и ужесточения требований к качеству жилищно-коммунальных услуг.

В чем состоит наше понимание энергосбережения, рационализации использования энергоресурсов в отрасли?

Во-первых, экономия, полученная от энергосбережения, — это ресурс для возвращения инвестиций в развитие жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ).

Во-вторых, смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

В-третьих, повышение качества услуг, предоставляемых населению, их соответствие принятым стандартам.

В-четвертых, совершенствование взаимоотношений между поставщиками и их потребителями, в первую очередь, населением.

В-пятых, реализация конкретных мероприятий, имеющих своей целью снижение потребления ресурсов на единицу продукции (м2, Гкал и т. д.), создание системы учета ресурсов, максимально приближенной к потребителю и позволяющей четко определять объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепи — от производителя до потребителя.

Сектор многоквартирного жилья считается одной из самых проблемных областей в том, что касается экономии энергии. От 2/3 до 3/4 общего потребления энергии в жилищном секторе — это снабжение горячей водой и отопление. Основные факторы, которые влияют на потребность в отоплении, — это климат, размеры отапливаемых площадей, качество внешнего каркаса здания, система отопления и т.д. Большинство многоквартирных домов не отвечают современным требованиям энерго- и ресурсосбережения, так как построены они с учетом старых строительных норм. Энергосбережение в многоквартирном доме — это, прежде всего уменьшение потерь тепла за счет утепления полов, стен, потолков. Также сюда можно отнести переделку системы отопления, которая неэффективно расходует энергию, в такую, которая будет оптимально расходовать энергию, не нарушая при этом комфортные условия проживания. Решение проблем энергосбережения в многоквартирном доме также включает в себя:

— проведение энергетического аудита, который даст общую картину потерь тепла в доме и выявит слабые места, нуждающиеся в решении, и уже после этого решение этих проблем, выбор варианта, наиболее подходящего для того или иного дома;

— развитие образования в области энерго- и ресурсосбережения;

— сокращение потребления энергии в процессе эксплуатации дома;

— формирование энерго- и ресурсосберегающего поведения жильцов дома;

— развитие перспективных направлений строительства дома и эксплуатации жилья;

— повсеместное измерение потребления коммунальных ресурсов;

— оборудование системами водоснабжения (холодного и горячего), канализации, газоснабжения, устройство водопод-качек, бойлерных, газоходов;

— утепление многоквартирных домов (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство наружных тамбуров, оконные заполнения с тройным остеклением), что связано с отсутствием возможности утепления снаружи отдельно взятой стены, поэтому происходит утепление изнутри;

— установка общедомовых приборов учета расхода холодной и горячей воды, тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление и квартирных приборов учета холодной и горячей воды;

— настойчивое внедрение ресурсосберегающих технологий, новых материалов, приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии и т.д.

Основными типами объектов, на которых выполняются энергосберегающие мероприятия, являются муниципальные учреждения (больницы, школы, детские сады) и жилые дома. Рассмотрим основные мероприятия по энергосбережению, являющиеся общими для указанных типов объектов, а также эффективность, которой можно достичь от их внедрения.

1. Общеобъектный учет энергоносителей

Общеобъектный учет энергоносителей (вода, тепло, электроэнергия) является первым шагом на пути энергосбережения.

Без него не имеют смысла все другие мероприятия, т.к. полученное снижение потребления энергоносителей должно быть фактически зарегистрировано средствами учета. Кроме того, сам по себе учет дает возможность зафиксировать реально потребленное количество энергоносителей, которое, как правило, значительно ниже расчетного. Опыт установки средств учета на объектах муниципальной сферы показал, что разница между расчетным потреблением и фактическим может достигать следующих размеров (табл.1).

Таблица 1

Потери ресурсов в государственных учреждения и жилых домах

Вид ресурса Учреждения Жилые дома

Холодная вода до 25 % до 30 %

Горячая вода до 20 % до 10 %

Тепловая энергия до 30 % до 15 %

Электроэнергия * нет данных до 30 %

Примечание: * — 2-х тарифный учет электроэнергии.

2. Поквартирный учет энергоносителей в жилых домах

Добиться в полной мере проведения жильцами энергосберегающих мероприятий в собственных квартирах можно только при наличии у них заинтересованности в их проведении. Это возможно только при наличии квартирных средств учета. Сегодня технически возможна установка в квартирах средств учета холодной и горячей воды, тепловой энергии, электроэнергии. Однако в области поквартирного учета энергоносителей существует ряд проблем, главной из которых является высокая стоимость организации поквартирного учета тепловой энергии.

При выполнении учета тепловой энергии в квартирах современных домов с горизонтальной разводкой труб, где каждая квартира имеет отдельный ввод, вопрос решается стандартным образом путем установки компактн ых теплосчетчиков. Однако, сегодня большинство домов имеют квартиры с вертикальной разводкой труб, что усложняет построение системы учета тепла. В этом случае вопрос может быть решен путем установки в квартирах радиаторных теплосчетчиков испарительного или электронного типов и общедомового теплосчетчика. Эффективность этого мероприятия напрямую зависит от заинтересованности жильцов в энергосбережении и может достигать 25%.

3. Автоматическое регулирование потребления энергоносителей

К реальному снижению потребления энергоносителей приводит внедрение систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии (САРТ) и электроэнергии (САРЭ). САРТ позволяет: поддерживать температуру теплоносителя в контуре системы отопления в зависимости от температуры наружного воздуха по заданному отопительному графику; корректировать отопительный график по желанию потребителя; осуществлять ночное снижение температурного графика; производить отопление помещения после ночного снижения температур; осуществлять защиту от завышения температуры обратной воды. Кроме того, для более точного поддержания заданной температуры в помещениях возможна установка на отопительных приборах радиаторных термостатов. САРЭ задает режимы освещения мест общего пользования и наружного освещения в зависимости от естественной освещенности и других параметров. Реальная экономия энергоносителей может достигать следующих размеров (табл.2).

Таблица 2

Экономия энергоносителей в государственных

учреждения и жилых домах

Вид энергии Учреждения Жилые дома

Тепловая энергия до 40 % до 25 %

Электроэнергия * до 15 % до 10 %

Примечание: * — 2-х тарифный учет электроэнергии.

4. Устранение потерь энергии

Одним из видов энергосберегающих мероприятий является устранение сверхнормативных потерь энергий. На основании расчетов и обследований жилых домов, выполненных институтом «УралНИИАС» были получены следующие данные о тепло-потерях и возможном их снижении (Рис. 1).

Распределение по элементам теплопотерь

Канализация

22%

9% двери

15%

Прогноз экономии в °Ь

40 40

Возможная экономия (^Снижение обсцих потерь

Рис. 1. Структура теплопотерь в жилых домах и прогноз их возможного снижения

На основании полученных данных можно сделать вывод о путях снижения теплопотерь и определить приоритетные мероприятия с учетом реальной возможности их проведения:

- устранение вентиляционных потерь за счет исключения избыточной инфильтрации (9,8%);

- снижение потерь тепла через заполнение окон и дверей (4,5%);

- утепление подвала (3,6%);

- утепление чердака (2,4%);

Для сокращения потребления электроэнергии могут применяться экономичные светильники и устройства ограничения потребления энергии на нужды освещения. Возможная суммарная эффективность приведена в таблице 3.

Таблица 3

Экономия энергоносителей в государственных

учреждения и жилых домах

Вид энергии Учреждения Жилые дома

Тепловая энергия до 30 % до 25 %

Электроэнергия * до 15 % до 5 %

Примечание: * — 2-х тарифный учет электроэнергии

5. Тарифная политика

Важное место в деле энергосбережения занимает тарифная политика, как стимулирующий фактор проведения энергосберегающих мероприятий. Вариант построения тарифной политики при расчетах за потребление энергоносителей может быть следующим: норматив потребления (типовое значение потребления для данного типа потребителя); льготный порог потребления (значение потребления ниже нормативного на определенную величину, например на 30%); нормативный тариф (действует при потреблении в диапазоне от льготного порога до норматива); льготный тариф (действует при потреблении ниже льготного порога); увеличенный тариф (действует при потребление выше нормативного).

В активной пропаганде и разъяснении потребителям и, в первую очередь, населению нуждаются технические и экономические аспекты реализации энергосбережения. Для повышения энергетической грамотности населения необходимо использовать средства массовой информации, смотры-конкурсы, конференции, встречи. Пропаганда и информационное обеспечение энергосбережения должна являться неотъемлемой частью проведения энергосберегающих мероприятий. Необходимо не только создать предпосылки для энергосбережения за счет тарифной политики и др., но также показать потребителям возможности экономии различных видов энергий и конкретные пути ее достижения. Ориентировочный перечень мероприятий может быть следующий: информация в СМИ; наглядная агитация (на подъездах, во дворах, в ЖЭУ и т.д.); обучение энергетиков учреждений и старших по подъезду; создание инфраструктуры, помогающей реализации энергосберегающих мероприятий.

В качестве мероприятий, направленных на создание условий для эффективного внедрения энергоресурсо-сберегающих мероприятий в отрасли, как основы оптимизации затрат при оказании качественных жилищно-коммунальных услуг, назовем следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение схемы формирования лимитов потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы;

- разработка программ стимулирования внедрения ресурсосберегающих мероприятий (субсидирование части кредитов, процентной ставки за счет средств бюджетов, предоставление муниципальных гарантий);

- предоставление налоговых льгот на уровне регионов и муниципалитетов предприятиям, внедряющим и применяющим современные ресурсосберегающие технологии;

- информирование населения о современных энергосберегающих технологиях.

Рост размера платы за коммунальные услуги стимулирует население более экономно использовать энергоресурсы. Однако в настоящее время такое действие еще незначительно. Нехватка информации о возможных мерах по повышению энергоэффективности не дает домохозяйствам возможность получать выгоду от снижения потребления воды, тепла и электроэнергии. Требуется осознание населением потребности в реализации таких мер. Процесс вовлечения населения в ресурсосбережение должен сопровождаться формированием заинтересованности в результатах этой деятельности, что может проявляться, например, в поощрении жителей, реализующих энергосберегающие мероприятия в своих жилищах. Такое поощрение может выражаться либо в уменьшении размера платежей за коммунальные услуги, либо предоставлении дополнительных услуг и т.д. По результатам проведенных энергосберегающих мероприятий в квартире, один раз в год должен производиться перерасчет оплаты за коммунальные услуги в сторону уменьшения. Подобные мероприятия могут осуществляться как собственниками жилья (стимул — снижение оплаты), так и поставщиками ресурсов (стимул — снижение неэффективного потребления, что снимает необходимость строительства новых мощностей). Кроме использования материальных стимулов экономии энергии, можно также обеспечивать жителей информацией о том, какие результаты дают их усилия по экономии электроэнергии.

Очень важным представляется обмен опытом между регионами по вовлечению населения в работу по энергосбережению. Ведь население—самая консервативная категория потребителей, к которой труднее всего предъявлять санкции за нерациональное энерго- и водопотребление. Выполнение всего комплекса мер, предусмотренных программой энергосбережения, обеспечит достижение ее главной цели—надежного обеспечения потребителей энергоресурсами необходимого качества и их эффективного использования в условиях ограниченности финансовых средств.

Таким образом, возрастает актуальность совершенствование учета и экономного использования энергоресурсов в условиях проводимой реформы ЖКХ, которая предполагает переход на полную оплату потребленных ресурсов бытовыми потребителями.

6. Пропаганда и информационное обеспечение энергосбережения

Литература

1. Аболин А.А. О регулировании тарифов на услуги предприятий ЖКХ // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2008. — № 1. — С. 80-85.

2. Гордеев Д.П. Новые подходы к правовому регулированию предоставления коммунальных услуг // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008. — № 8. — С. 80—86.

3. Графов А.А.Управление качеством услуг ЖКХ мегаполиса на основе инноваций. — Автор. дис. на соиск. уч. степ канд. экон. наук. - СПб.: СПбГУСЭ. 2010.

4. Лелявина Т.А. Совершенствование управления ЖКХ. - СПб.: СПбГУСЭ. — 2010.

5. Дроздов Г.Д., Киреенко А.М. Информационные технологии ЖКХ мегаполиса. — СПб.: СПбГУСЭ. — 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.