Научная статья на тему 'Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа'

Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / «Я»-АДАПТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SELF-ADAPTABILITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Елена Владимировна, Минюрова Светлана Алигарьевна

Исследуется комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «Я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов-первокурсников колледжей. Обычно авторы, занимающиеся проблемой адаптации студентов-первокурсников, рассматривают адаптацию как процесс вхождения в образовательную среду колледжа. Однако «Я»-адаптивность студентов-первокурсников является основой для их социально-компетентностного развития в образовательной среде колледжа. Поэтому разработка комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «Я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов учреждений СПО представляется нам актуальной. Основой для исследования послужила концепция компетентностного подхода в образовании И. А Зимней. Приведены выдержки из авторской программы психолого-педагогического сопровождения «Я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX MEASURES FOR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SELF-ADAPTABILITY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

The paper contains a study of the complex measures for psychological and pedagogical support of self-adaptability as a basis for the formation of socio-psychological competence of first year college students. Usually the authors working on the problems of adaptation of freshmen primarily consider adaptation as a process of entry into the educational environment of the college. However, from our point of view, self-adaptability of first-year students is the basis for their social competence-development in the educational environment of the college. Therefore the development of a set of measures for psychological and pedagogical support of self-adaptability as a basis for the formation of socio-psychological competence of students of institutions of the ACT seems important to us. We have chosen the concept of competence-based approach in education of I. A. Zimnyaya as a basis for our research. The article is an excerpt from the author’s program of psycho-pedagogical support of self-adaptability as a basis for the formation of socio-psychological competence of college students.

Текст научной работы на тему «Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.015.324

ББК Ю940 ГСНТИ 15.21.51 Код ВАК 19.00.01; 19.00.05

Величко Елена Владимировна,

аспирант, специализация «Общая психология, психология личности и история психологии», Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ELENA1801.85@rambler.ru.

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ; заведующий кафедрой общей психологии, проректор по учебной работе; Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ «Я» А ДАПТИВНОСТИ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогическое сопровождение; «Я»-адаптивность; социальнопсихологическая компетентность; образовательная среда колледжа.

АННОТАЦИЯ. Исследуется комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «Я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студен-тов-первокурсников колледжей. Обычно авторы, занимающиеся проблемой адаптации студентов-первокурсников, рассматривают адаптацию как процесс вхождения в образовательную среду колледжа. Однако «Я»-адаптивность студентов-первокурсников является основой для их социально-компетентностного развития в образовательной среде колледжа. Поэтому разработка комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению «Я»-адаптивности как основы формирования социально-психологической компетентности студентов учреждений СПО представляется нам актуальной. Основой для исследования послужила концепция компетентностного подхода в образовании И. А Зимней. Приведены выдержки из авторской программы психологопедагогического сопровождения «Я»-адаптивности как основы формирования социальнопсихологической компетентности студентов колледжа.

Velichko Elena Vladimirovna,

Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Minurova Svetlana Aligarievna,

Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of General Psychology, Deputy Rector for Academic Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

COMPLEX MEASURES FOR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SELF-ADAPTABILITY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

KEY WORDS: psychological and pedagogical support; self-adaptability; socio-psychological competence; educational environment of college.

ABSTRACT. The paper contains a study of the complex measures for psychological and pedagogical support of self-adaptability as a basis for the formation of socio-psychological competence of first year college students. Usually the authors working on the problems of adaptation of freshmen primarily consider adaptation as a process of entry into the educational environment of the college. However, from our point of view, self-adaptability of first-year students is the basis for their social competence-development in the educational environment of the college. Therefore the development of a set of measures for psychological and pedagogical support of self-adaptability as a basis for the formation of socio-psychological competence of students of institutions of the ACT seems important to us. We have chosen the concept of competence-based approach in education of I. A. Zimnyaya as a basis for our research. The article is an excerpt from the author’s program of psycho-pedagogical support of self-adaptability as a basis for the formation of socio-psychological competence of college students.

Основой создания системы психо-лого-педагогических условий для активизации базовой социально-психологической компетентности и формирования готовности и потребности к приобретению профессионально ориентированной соци-

ально-психологической компетентности является «Я»-адаптивность к социальнопсихологической среде колледжа в период обучения.

В широком смысле «адаптивность» -это способность организма адаптироваться

© Величко Е. В., Минюрова С. А., 2014

(приспосабливаться) к изменившимся условиям внешней и внутренней среды либо самостоятельно, либо с помощью различных приспособлений и механизмов [3].

В различных областях науки понятие «адаптивность» трактуется по-разному. Так, в психологии адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. С точки зрения психофизиологии адаптивность -это способность человека осуществлять адаптационные перестройки, приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности; выносливость, высокая работоспособность и устойчивость к различным факторам внешней среды [5].

В педагогической литературе термином «адаптивность» обозначается способность преподавателя и образовательного учреждения в целом приспосабливать свою деятельность к особенностям обучающихся [4].

Некоторые исследователи определяют данное понятие как средство достижения поставленных целей, как качественную характеристику системы и как свойство, присущее студентам в образовательном учреждении [5].

В колледже на начальных курсах обучения создание системной среды образовательного воздействия на личность студен-тов-первокурсников возможно лишь при полном и ясном представлении проблем «Я»-адаптивности студентов.

Результатом социально-педагогической адаптации студентов является высокий уровень их профессиональной готовности к работе, означающий желание и способность заниматься выбранным видом профессиональной деятельности, а также способность к саморазвитию, в том числе и к профессиональному развитию [1].

Это обстоятельство обусловливает потребность в изучении индивидуальных личностных характеристик каждого студента, которые должны служить основой для построения эффективной системы работы со студенческим коллективом [3] в образовательной среде колледжа. При решении поставленной задачи неизбежно возникает ряд проблем объективного характера: это и отсутствие приемлемого методического обеспечения, опыта подобной работы, времени, а порой и заинтересованности кураторов и т. д. [5]. Одной из основных является проблема, связанная с тем, что в колледж приходит не «сырой материал», а сформированная личность с уже устоявшейся системой жизненных ориентаций [6]. Задача формирования «Я»-адаптивности первокурсника при этом сводится не столько к формированию личности студента, сколько к коррекции (насколько это возможно в

юношеском возрасте) его негативных личностных проявлений.

Для достижения «Я»-адаптивности как условия формирования социально-психологической компетентности первокурсников в образовательной среде колледжа, с нашей точки зрения, должны проводиться следующие мероприятия: во-первых, в межсессионный период - диагностика первокурсников с целью выявления показателя «Я»-адаптивности; во-вторых, по результатам диагностики педагоги колледжей должны составлять программы работы по коррекции «Я»-адаптивности в образовательной среде колледжа, по стимулированию «Я»-мотивированности (т. е. потребности и готовности) к получению профессиональных знаний, по образованию и изменению с повышением адекватности усвоения учебного материала всеми учащимися, а также помогать дезадаптированным студентам. Родители неадаптированных студентов должны консультироваться по выявленным проблемам.

Мы изучили эффективность применяемых программ адаптации студентов-первокурсников в 10 колледжах Свердловской области и их влияние на формирование социально-психологической компетентности.

Был проведен опрос 15 педагогов, преподающих студентам-первокурсникам дисциплины гуманитарной (8 человек) и технической (7 человек) направленности.

Согласно полученным результатам, в 6 колледжах из 10 программы адаптации для первокурсников существуют, но полностью не реализуются, потому что, с точки зрения педагогов, на «Я»-адаптивность студентов - первокурсников колледжа влияют, во-первых, низкая «Я»-мотивированность к обучению в колледже (так считает 7 чел., т. е. 46,67% опрошенных), во-вторых, не-сформированность «Я»-потребности и «Я»-готовности к получению профессиональных знаний (9 чел. - 60% опрошенных), в-третьих, непонимание изменения социальнопрофессионального статуса и, как результат, возникновение социально-психологических проблем с «Я»-адаптивностью (8 чел., 53,33%) и, наконец, то, что программы адаптации первокурсников в принципе неэффективны (6 чел. - 40% опрошенных).

Таким образом, в результате проблем с реализацией программ адаптации у сту-дентов-первокурсников возникает так называемый системный дефицит социальнопсихологической компетентности, подразумевающий недостаток основных системных компонентов социально-психологической компетентности, а именно накопленных

знании, умении, опыта, полное отсутствие или частично сформированную готовность, потребность и способность к получению социально-профессиональных знаний, умений и опыта в образовательной среде колледжа.

Анализ выявленных проблем в формировании «Я»-адаптивности студентов колледжей с различной направленностью обучения и с разной специализацией и отношения педагогов к реализуемым программам по адаптации студентов-первокурс-ников привел нас к необходимости создания комплекса мероприятий по психологопедагогическому сопровождению «Я»-адаптивности студентов первого года обучения. Данная программа носит название «Адаптация студентов к обучению в колледже».

Целью программы «Адаптация студентов к обучению в колледже» является осуществление психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации студентов к социально-психологической среде колледжа в период обучения.

Программа, с одной стороны, направлена на создание для первокурсников таких психолого-педагогических условий, которые адекватны его возрасту, социальному статусу и базовой социально-психологической компетентности.

С другой стороны, программа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение «Я»-адаптивности студентов-первокурс-ников к образовательной среде колледжа.

Для оценки эффективности программы нами был выбран обобщенный показатель адаптации, состоящий из суммарных показателей его компонентов:

- способности и готовности студентов к поиску и формулированию связанных с «Я» социально-психологических проблем в условиях колледжа;

- активности как потребности поиска решений, выбора способов, достижения результатов уже на начальном этапе обучения в колледже;

- «Я»-мотивированности в образовательном процессе;

- потребности активных социокультурных коммуникаций в социально-психологической среде колледжа;

- готовности и потребности студентов к решению профессионально-жизненных ситуаций, как реальных, так и смоделированных в рамках программы «Адаптация»;

- удовлетворенности социальным статусом, приобретаемым в результате профессионального выбора колледжа.

Каждый из компонентов оценивается по уровню проявления (высокий, средний, базовый). Для возможности проведения мониторинга каждому из уровней может быть присвоено значение: высокому -

2 балла, среднему - 1, базовому - о.

При получении значения обобщенного показателя адаптации данные по каждому компоненту суммируются. Таким образом, максимальное значение обобщенного показателя может быть равно 10, а минимальное - 0.

Мы считаем, что студент полностью адаптирован к социально-психологической среде колледжа, если его обобщенный показатель «Я»-адаптивности составляет не менее 5.

Эффективная система адаптации сту-дентов-первокурсников должна быть формализованной, т. е. иметь единую, четкую структуру. Реализуется система адаптации через программы адаптации или введения в специальность.

Подобные программы могут быть разработаны для студентов-первокурсников, получающих в колледже различную профессиональную подготовку.

В таблице показан план мероприятий по активизации «Я»-адаптивности студентов колледжей в рамках программы «Адаптация».

Комплекс мероприятий «Адаптация студентов к обучению в колледже» реализован в колледже Новоуральского технологического института национального исследовательского ядерного университета (НТИ НИЯУ) МИФИ с сентября 2011 по сентябрь 2013 года и стал неотъемлемой частью образовательной среды колледжа.

Для студентов проводятся тренинги личностного роста, уверенности в себе, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение студенческих групп, классные часы, консультации студентов, педагогов, родителей. Для педагогов - семинары по проблемам социальнопсихологической адаптации, особенностям эффективного решения профессиональножизненных ситуаций.

Проводятся следующие контрольнокоррекционные психолого-педагогические мероприятия:

- в декабре - анализ первичных результатов применения комплекса мероприятий и коррекция психолого-педагогических условий для активизации «Я»-адаптивности первокурсников. Сравнение динамики успеваемости и «Я»-адаптивности студентов;

План мероприятий по активизации «Я»-адаптивности студентов колледжей

Таблица

Задачи работы Содержание деятельности Срок Ответственные

Выявление и коррекция уровня «Я»-адаптивности первокурсника к образовательному процессу Диагностика личностных характеристик первокурсников сентябрь психолог

Общеколледжные родительские собрания с темой «Адаптация первокурсников к обучению в нашем колледже» сентябрь кураторы,психолог

Консультирование по проблемам оказания психолого-педагогического сопровождения, помощи студентам в адаптационный период в течение года психолог

Оказание индивидуальной помощи студентам в период адаптации в течение года психолог, педагоги

Посещение занятий с целью организации коллектива, адаптации первокурсников к учебному процессу ежемесячно методист, психолог

Определение степени удовлетворенности учебными предметами и образовательной средой в целом ноябрь, апрель психолог

Диагностика и коррекция социального «Я»-статуса студента в новом коллективе Социально-психологический тренинг знакомства сентябрь психолог

Изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в группе первокурсников ноябрь, апрель психолог

Социально-психологический тренинг общения декабрь психолог

Консультирование преподавателей, родителей по проблемам общения, воспитания в течение года психолог, кураторы

Активизация способности, готовности и потребности в положительной динамике базовой социально-психологической компетентности Изучение уровня мотивации учебной деятельности ноябрь психолог

Психологический тренинг уверенности в себе декабрь, январь психолог

Профориентационные классные часы в группах нового набора октябрь кураторы

Психолого-педагогические консилиумы по выявленным проблемам октябрь, ноябрь

Психолого-педагогические консилиумы по коррекции программ развития январь, апрель

Бонус-игра «Банк колледжа» сентябрь - декабрь

Активизация способности, готовности к саморазвитию и самоактуализации и потребности в них Обучение психологической саморегуляции в течение года психолог

Индивидуальная работа со студентами, направленная на снятие состояния тревожности, агрессии и страхов в течение года психолог

Индивидуальная работа с дезадаптированными студентами и помощь социальному педагогу в работе со студентами «группы риска» в течение года психолог

- в апреле - заключительный анализ результатов применения программы и создания психолого-педагогических условий для активизации «Я»-адаптивности первокурсников, выявление групп студентов с нулевой «Я»-адаптивностью и разработка пси-холого-педагогических условий для учащихся этой группы в период их обучения на следующих курсах.

Такая комплексная работа в течение первого года обучения дает следующие результаты: количество студентов колледжа НТИ НИУ МИФИ, не адаптировавшихся к новой образовательной среде на начало года, составляет 20-25%; к концу года эти показатели снижаются до 5-6%. Мы считаем эти результаты очень обнадеживающими, так как «Я»-адаптивность - это прежде все-

го готовность и способность ориентироваться в образовательном социуме, «Я»-мотиви-рованность на профессиональное обучение, готовность, способность и потребность к саморазвитию и самообразованию, т. е. все то, что является основой для формирования социально-психологической компетентности студентов колледжа. А социальнопсихологическая компетентность студента

колледжа является индикатором его социально-профессиональной зрелости.

Не адаптируются к новой социальнопсихологической среде колледжа к концу года, как правило, только те студенты-первокурсники, которые имеют серьезные личностные проблемы и нуждаются в специализированной психотерапевтической помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бучкин А. В. Формирование и реализация модели социальной адаптации студентов колледжа // Профессионал : журн. 2012. № 12.

2. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. Т. 1. М. : АСТ, 2006.

3. Зимняя И. А. Формирование и оценка сформированности социальных компетентностей у студентов вузов при освоении нового поколения ООП ВПО. Образовательный модуль. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

4. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.

5. Михайлова Ю. Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности // Вопросы современной науки и практики / Ун-т им. В. И. Вернадского. 2010. № 7-9 (30). С. 131-137.

6. Организация психологической работы со студентами 1 курса : метод. разработка / Белорус. гос. с.-х. акад. ; сост. О. В. Сергейчук, Т. А. Цветкова. Горки, 2009.

7. Руденский Е. В. Дефицит социально-психологической компетентности как концепт социальнопсихологической виктимологии. М. : Прайм-Еврознак, 2012. (Университетская б-ка).

Статью рекомендует канд. техн. наук, доц. М. В. Лапенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.