Научная статья на тему 'Комплекс мер по совершенствованию экономического управления строительством в Арктической зоне'

Комплекс мер по совершенствованию экономического управления строительством в Арктической зоне Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / КАЧЕСТВО / КОНТРОЛЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕДОСТАТКИ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Варфоломеев Ю. А.

На основе результатов строительно-технических экспертиз за период более 30 лет проанализирован опыта строительства в Архангельской области и Ненецком автономном округе. Выявлены недостатки проектирования, системы ценообразования и сметного дела, контроля качества строительства. Основные причины несовершенство действующего законодательства. В рамках государственно-частного партнерства разработаны рекомендации по устранению недостатков. Внедрение их в федеральные, региональные, муниципальные нормативно-законодательные акты повысит качество экономического управления строительством в Арктической зоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс мер по совершенствованию экономического управления строительством в Арктической зоне»

КОМПЛЕКС МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

© Варфоломеев Ю.А.*

ООО «Научно-исследовательская лаборатория строительной экспертизы Баренц-региона», г. Архангельск

На основе результатов строительно-технических экспертиз за период более 30 лет проанализирован опыта строительства в Архангельской области и Ненецком автономном округе. Выявлены недостатки проектирования, системы ценообразования и сметного дела, контроля качества строительства. Основные причины - несовершенство действующего законодательства. В рамках государственно-частного партнерства разработаны рекомендации по устранению недостатков. Внедрение их в федеральные, региональные, муниципальные нормативно-законодательные акты повысит качество экономического управления строительством в Арктической зоне.

Ключевые слова проектирование, строительство, качество, контроль, законодательство, недостатки, Арктическая зона.

Строительство по сути является наиболее патриотичной отраслью промышленности, поскольку созданная продукция навсегда остается на прежнем месте, служит и приносит пользу там, где проводились работы. По завершении строительства объекта на новое место перемещаются только техника и люди; другой побочной продукции, не предусмотренной проектом, не остается. Но строительство - это затратная отрасль промышленности, которая может существовать только при наличии инвестиций и первой реагирует на любые изменения объемов финансирования. Строительство является индикатором, характеризующим уровень благополучия страны и уровень жизни ее населения. Ни о каком развитии страны не может быть и речи, если строительство не ведется в соответствующих объемах.

В новостройках одновременно находится большое количество людей и следует обеспечить их безопасность. Поэтому строительство является сертифицированным видом деятельности. Однако, должностные лица (обычно приемку ведут муниципалитеты) обязаны знать, что при сдаче-приемке новостройки подписывается акт не о том, что объект построен по проекту, а что он соответствует требованиям безопасности. В случае чрезвычайной ситуации лица, подписавшие акт, могут понести наказание.

По указанным причинам категорически нельзя путать функции инвесторов и строителей. Возглавлять строительство должны только специали-

* Научный руководитель, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук.

8

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

сты, имеющие соответствующее базовое высшее образование не ниже уровня специалиста или магистра, а также соответствующий стаж успешной работы по своей специальности. Анализ опыта строительства в Арктической зоне свидетельствует о том, что если это условие нарушается, то наибольшую опасность представляют не ошибочные решения, принятые непрофессионалами, а те решения, которые они не смогли своевременно принять, чтобы не последовало тяжких последствий.

По состоянию на 01.01.2012 г. в Архангельской области был признан аварийным жилищный фонд площадью 272 тыс. м2 (13-е место по стране), который необходимо расселить к 01.01.2012 г. [1]. В 2012-2013 годах в Архангельской области за счёт реализации адресных программ капитального ремонта с привлечением средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (Фонд) было отремонтировано 114 многоквартирных зданий общей площадью 221 тыс. м2 на сумму 460 млн. руб. для обеспечения жильем 8684 человек. В 2015 году запланировано капитально отремонтировать 79 многоквартирных зданий общей площадью 228 тыс. м2 на сумму 170 млн. руб. для обеспечения жильем 9109 человек [2]. Кроме того, с 2015 года на территории 32-х муниципальных образований Архангельской области началось финансирование мероприятий региональной программы за счёт уплачиваемых собственниками взносов на капитальный ремонт. Благодаря этому запланировано отремонтировать 125 жилых зданий общей площадью 203,7 тыс. м2 для 8160 человек на сумму 422,1 млн. руб. [2].

Системный анализ опыта строительства в Архангельской области и НАО за период более 30 лет с использованием результатов строительно-технических экспертиз, выполненных специалистами ООО «НИЛ Стройэкспертиза», позволил выявить в Арктической зоне значимые недостатки инженерных изысканий, проектирования, контроля качества строительства, существующей системы ценообразования и сметного дела, которые являлись следствием несовершенства действующего законодательства РФ. Особое внимание следует уделять качеству возведения фундаментов. В рамках государственно-частного партнерства с администрациями ряда муниципалитетов и указанных субъектов РФ с целью устранения выявленных недостатков были разработаны предложения и рекомендации (письма от 24.11.2014, №46/1124-СПр; 24.12.2014, №46/1124-СПр и др.) по совершенствованию действующих законодательных актов в сфере строительства [1, 4-7]. Внедрение их в федеральные, региональные, муниципальные нормативно-законодательные акты позволит повысить качество экономического управления строительством в стратегически важной Арктической зоне.

Перечисленные разработки [1, 4-7] прошли апробацию в научном экспертном сообществе Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Новосибирска, Волгограда, Курска, Воронежа, Пензы, Рубцовска, а также в средствах массовой информации, и получили поддержку в Российской ака-

Архитектура

9

демии архитектуры и строительных наук (РААСН). Администрация Архангельской области активно поддержала (письма от 27.08.2014, №201/1866; 17.12.2014, №301/1140; 10.02.2015, №201/271 и др.) инновационную деятельность частной научной организации ООО «НИЛ Стройэкспертиза». За активное участие в решении проблем контроля качества проектирования и строительства администрация Архангельской области наградила почетными грамотами (приказ от 30.12.2014 г., № 111-од) специалистов ООО «НИЛ Стройэкспертиза», ОАО «НИЦ «Строительство», РААСН, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Специалистов ООО «НИЛ Стройэкспертиза» наградили почетными грамотами администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (распоряжение от 23.01.2015, № 40) и Онежского муниципального района (распоряжение председателя Собрания депутатов - руководителя Онежского муниципального района от 21.05.2015, № 10).

На основании научно обоснованных предложений [1, 4-7 и др.] 10.07.2015 г. на заседании правительства Архангельской области был принят документ, обязывающий проводить экспертизу проектной документации и осуществлять государственный строительный контроль при возведении домов, строящихся по программе расселения аварийного жилищного фонда. В Порядок финансирования областной адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением администрации Архангельской области от 17.01.2008, № 6-па/1, абзац 1 пункта 4 были введены следующие дополнения: «Финансирование строительства (приобретения) жилья в рамках данных договоров осуществляется при наличии государственной экспертизы проектной документации, инженерных изысканий по данным объектам, а также обеспечении проведения государственного строительного контроля и надзора в ходе строительства».

Цель нововведений - повысить качество и безопасность эксплуатации новостроек, возводимых с использованием средств Фонда и регионального бюджета. Указанный документ содержит комплекс поручений органам государственной власти Архангельской области и рекомендации ее муниципальным образованиям [3].

Инспекции госстройнадзора Архангельской области было поручено осуществлять контроль качества проектно-сметной документации: соответствуют ли проектной документации выполняемые работы и применяемые строительные материалы; соответствуют ли построенные объекты требованиям технических регламентов по безопасности, энергетической эффективности. Согласно положениям принятого документа муниципальные образования не могут заключать контракты на покупку квартир или строительство жилых зданий, если у новостроек нет положительного заключения государственной экспертизы на проекты. Контролировать этот процесс поручено специалистам Минпромстроя Архангельской области [3].

10

ДОСТИЖЕНИЯ вузовской науки

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014, № 1521 [8] был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального законы «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Указанные в данном перечне нормативные документы (их части) подлежат применению на обязательной основе. Статьи 58 и 94 федерального закона от 05.04.2013, № 44-ФЗ [9] регламентируют возможность привлечения заказчиком экспертных организаций при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников дополнительным требованиям, а также для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом. Однако проведение указанных мероприятий экспертными организациями требует дополнительного финансирования и в условиях дефицита средств не может применяться в обязательном порядке.

Программой [10] предусматривается расселение жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Программа реализуется в 5 этапов: II квартал 2013 г. - IV кв. 2014 г.; I кв. 2014 г. - IV кв. 2015 г.; I кв. 2015 г. - IV кв. 2016 г.; I кв. 2016 г. - III кв. 2017 г.; I кв. 2017 г. - III кв. 2017 г.

Государственным заказчиком программы [10] является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, в ней участвуют 57 муниципальных образований. Программой планируется расселить 15303 чел. из 6343 жилых помещений общей расселяемой площадью 266412,23 м2. Объем финансирования - 9691103580,48 руб., в т.ч.: 5485880860,04 руб. - средства Фонда; 3904524548,44 руб. - бюджет Архангельской области; 300698172,00 руб. -бюджеты муниципалитетов. Последняя корректировка программы [10] введена от 15.09.2015, № 373-пп, что обусловлено следующим:

1. Изменилось количество граждан в зарегистрированном аварийном жилишцом фонде (умирают, рождаются). В надежде на улучшение условий проживания, на подлежащей расселению жилой площади прописывают много родственников, в том числе тех, которые там фактически не проживают. Однако программа не предусматривает улучшения условий проживания. Под переселение предоставляется жилплощадь в утвержденном количестве. Если у муниципального образования имеются средства, то возможно совместить одно право с другим и увеличить выделяемую площадь. Однако, муниципальное образование «Город Архангельск» таких возможностей сейчас не имеет.

2. В случаях, когда умирает единственный жилец, проживающий на учетной площади, то эта площадь исключается из учетного фонда.

Архитектура

11

3. Ошибки, допущенные муниципальными службами при подаче информации по площадям.

В жестком северном климате происходит интенсивный физический износ жилищного фонда. Возведение нового жилья - актуальнейшая задача для большинства северных территорий, но она усложняется из-за отсутствия на побережье Северного ледовитого океана железных дорог или круглогодичных автомобильных трасс (функционируют только «зимники»). Жизненно важными для населения Арктической зоны являются нормативы зимнего удорожания строительства [6, 7]. В отличие от НАО, Республики Коми и других субъектов РФ, расположенных на побережье Северного ледовитого океана, Мурманская область соединена с едиными континентальными сетями железных и автомобильных дорог РФ. Благодаря теплому течению Гольфстрим акватории крупнейших промышленных и военно-морских портов Мурманской области круглый год не замерзают. Кадровый и технический потенциал Кольского научного центра Российской академии наук и мурманских вузов позволяет реализовывать крупные инновационные проекты по развитию инфраструктуры Арктической зоны, рационально взаимодействуя с САФУ и другими научно-образовательными структурами [11].

Ошибочные нововведения. Согласно приложению к СНиП IV-7-82 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительномонтажных работ в зимнее время» (НДЗ-84 - нормы дополнительных затрат), разработанному ЦНИИЭУС Госстроя СССР, Архангельская область относилась к V и IV температурным зонам [12]. Затем Постановлением Госстроя СССР от 09.10.1991, № 82 СНиП IV-7-82 был заменен на СНиП 4.07-91 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-91)» [13], который действовал с 01.01.1991 по 01.09.2003 г. (отменен Постановлением Госстроя России от 08.04.2002 г., №16). Однако в редакции НДЗ-91 Архангельскую область уже была отнесена к VI и V зонам. В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 11.02.1998 г., № 18-15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» был разработан и введен в действие ГСН 81-05-02-2001 [14] (основан на старых редакциях СНиП). Согласно табл. 4-8 «Деление территории России по температурным зонам» [14] Архангельскую область и НАО территориально отнесли к наиболее холодной VI температурной зоне. Однако письмом Росстроя РФ от 28.03.2007, № СК-1221/02 предприятиям строительного комплекса при определении сметной стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий было рекомендовано применять 2-е издание ГСН 81-05-02-2007, в котором Архангельскую область и НАО опять перевели в IV и V зоны. В итоге для Архангельской области южнее Кушкушара коэффициент зимнего удорожания (Ку), например, для предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, производя-

12

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

щих местные стройматериалы для основных конструкций малоэтажного домостроения на Севере, сократился в 2,4 раза - с 7,2 до 3% (табл. 4, п. 1.19 [14]) и с тех пор Кзу не увеличился. Хронология изменения температурных зон в НАО отличается только тем, что часть территории за Полярным кругом восточнее реки Печоры всегда относилась к V температурной зоне. Больше всего от недостатков федеральных нормативно-правовых актов пострадали крупные организации, соблюдавшие законодательство по обеспечению социальной защищенности работников. Это обусловлено тем, что до экономических преобразований в нашей стране в Заполярье строили только за государственный счет. В распоряжении Министерства обороны СССР была практически бесплатная рабочая сила в виде военнослужащих (военных строителей), поэтому при возведении объектов инфраструктуры Заполярья не требовалось учитывать и оптимизировать расходы [6].

В состав Архангельской области входят острова архипелага Новая Земля, которые расположены на сотни километров севернее столицы Заполярья г. Нарьян-Мара. При этом острова архипелага Земля Франца Иосифа, входящие в состав Приморского района Архангельской области, расположены гораздо севернее Новой Земли. Северный ледовитый океан является «кухней холодной погоды» планеты Земля. Нормативы на зимнее удорожание строительных и ремонтных работ необходимо привести в соответствие с реальными климатическими условиями по аналогии с существующей системой зонирования сейсмоопасных территорий.

На качество строительства и долговечность объектов недвижимости очень большое влияние оказывает агрессивная реклама материалов и техники с приукрашиванием их эксплуатационных свойств. Привлечь к ответственности за это не просто. В свои тексты и договора рекламодатели изощренно вставляют множество недомолвок, двусмысленных толкований, вследствие чего их очень трудно привлечь к ответственности за недостоверность. При этом в рекламном бизнесе применяются самые современные технологии воздействия на подсознание людей. Россияне традиционно доверчиво относятся к средствам массовой информации, особенно старшее поколение. Поэтому необходимо оградить население от такого агрессивного информационного воздействия.

Опыт показывает, что в сфере строительства очень распространен способ уклонения от ответственности за некачественную работу путем создания посреднических фирм. Не имея собственных средств и при наличии уставного минимально допустимого капитала в сумме 10 тыс. руб., такие фирмы арендуют технику и работников для возведения объектов стоимостью десятки и сотни миллионов рублей. После спешной сдачи объектов при поступлении исков за некачественное строительство такая фирма проходит через суд процедуру банкротства. Получить от нее компенсацию ущерба нереально.

Цена ошибок. Из-за введения экономических санкций по политическим мотивам в нашей стране сейчас вынуждены переходить на одногодовой пе-

Архитектура

13

риод планирования. Всюду вводится режим экономии. Эго значительно усложняет замену аварийного и ветхого жилья. Затраты на зимнее удорожание ремонтно-строительных работ (которые были некорректно учтены в сметных расчетах из-за недостатков действующих нормативно-правовых актов РФ) в Архангельской области и НАО исчисляются сотнями миллионов рублей. 44-ФЗ [9] на первое место ставит готовность конкурентов выполнить работы по инженерным изысканиям, проектированию, экспертизе и строительству за минимальную цену. Бороться с недобросовестными подрядчиками непросто. Наличие позитивного опыта работы в специфических условиях Арктической зоны формально не учитывается, хотя любые ошибки здесь очень дорого обходятся для бюджетной системы РФ [1, 4-7].

Рекомендации по учету погодно-климатических условий при строительстве на отдаленных и труднодоступных территориях Арктической зоны [6, 7] были реализованы за счет разработки в Архангельской области и НАО сборников территориальных единичных расценок (ТЕР). Например, в Архангельской области разработаны следующие 74 сборника ТЕРов:

Строительные и специальные строительные работы (ТЕР - 37 шт.): Земляные работы; Скважины; Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов; Бетонные и железобетонные конструкции монолитные; Бетонные и железобетонные конструкции сборные; Конструкции из кирпича и блоков; Строительные металлические конструкции; Деревянные конструкции; Полы; Кровли; Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии; Конструкции в сельском строительстве; Отделочные работы; Трубопроводы внутренние; Водопровод и канализация - внутренние устройства; Отопление -внутренние устройства; Газоснабжение - внутренние устройства; Вентиляция и кондиционирование воздуха; Временные сборно'-разборные здания и сооружения; Водопровод - наружные сети; Канализация - наружные сети; Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети; Теплоизоляционные работы; Автомобильные дороги; Железные дороги; Мосты и трубы; Аэродромы; Линии электропередачи; Сооружения связи, радиовещания и телевидения; Берегоукрепительные работы; Подводно-строительные (водолазные) работы; Промышленные печи и трубы; Работы при реконструкции зданий и сооружений; Общие положения; Приложения (Книга 1); Приложения (Книга 2).

Ремонтно-строительные работы (ТЕРр - 1 шт.): Территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы.

Монтаж оборудования (ТЕРм - 16 шт.): Подъемно-транспортное оборудование; Теплосиловое оборудование; Компрессорные установки, насосы и вентиляторы; Электротехнические установки; Оборудование связи; Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники; Технологические трубопроводы; Оборудование предприятий пищевой промышленности; Оборудование театрально'-зрелищных предприятий; Оборудование учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности; Оборудо-

14

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

вание общего назначения; Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз; Контроль монтажных сварных соединений; Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов сверх предусмотренного территориальными единичными расценками на монтаж оборудования; Общие положения; Приложения.

Капитальный ремонт оборудования (ТЕРмр - 3 шт): Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов; Ревизия трубопроводной арматуры; Общие положения. Приложения. Пусконаладочные работы (ТЕРп - 9 шт.): Электротехнические устройства; Автоматизированные системы управления; Системы вентиляции и кондиционирования; Подъемно-транспортное оборудование; Холодильные и компрессорные установки; Теплоэнергетическое оборудование; Сооружения водоснабжения и канализации; Общие положения; Приложения. Территориальные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ТССЦ - 6 шт.): Общие положения. Приложения; Материалы для общестроительных работ; Строительные конструкции и изделия; Материалы и изделия для санитарно-технических работ; Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы; Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ. Территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ТСЭМ - 1 шт.): Территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. Территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства (ТССТТпг - 1 шт.): Территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства.

Приведенный перечень сборников будет полезен для субъектов РФ, где ТЕРы не разработаны. Надо системно разработать ТЕРы для всех северных территорий. Переход к более современным методам ценообразования позволит формировать объективную стартовую стоимость строительных проектов с учетом реальных условий застраиваемой территории. В начале октября 2015 г. Правительством РФ принят ряд жизненно важных решений по строительству объектов инфраструктуры Арктики. Минстрой России под руководством Михаила Меня очень оперативно провел межведомственную реорганизацию, сформировал основные задачи и составил планы их реализации. Новым руководителем «Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» назначен Сергей Фокин. На инновации в этой сфере нашли средства даже в тяжкий период санкционной войны. Появление государственного задания на разработку новой концепции ценообразования позволит создать федеральный реестр нормативов и запустить ежеквартальный мониторинг стоимости стройматериалов по территориям всех субъектов РФ.

Для улучшения ситуации рекомендуется ввести в практику хозяйствования в Арктической зоне ряд нововведений:

Архитектура

15

- при составлении технических заданий на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу и строительство следует включать требование для претендентов - наличие у них позитивного опыта такой работы на объектах Арктической зоны в течение не менее 5-7 лет;

- обязательно предусматривать финансирование для проведения достоверной экспертной оценки [9] соответствия разрешительной документации претендентов с их фактическими возможностями;

- посредническим фирмам, не имеющим собственных ресурсов для выполнения полного комплекса работ, запретить наем субподрядчиков;

- ввести новые требования по квалификации: руководители строительных организаций и подразделений должны иметь базовое строительное образование не ниже уровня специалиста и магистра с опытом практической работы по своей специальности не менее 5-7 лет;

- законодательно усилить ответственность (при возникновении негативных последствий) должностных лиц, подписывающих акты приемки-сдачи новостроек (опыт показывает, что ликвидация последствий, как правило, осуществляют за счет средств федерального бюджета);

- проводить в средствах массовой информации системную просветительскую работу о принципах экспертной оценки строительства и ремонта, раскрывать практикуемые методы обмана в этой сфере. Следует законодательно усилить ответственность за недостоверную рекламу.

Список литературы:

1. Варфоломеев Ю.А. Совершенствование законодательства с учетом специфики замены на Севере аварийного и ветхого жилья [Электронный ресурс] // Материалы VIII МНПК. - СПб., 2015. - С. 51-54. - Режим доступа: http ://otkritieinfo.m/d/669057/d/sbomikshag8 .pdf.

2. http://gazeta-marfino.ru/19.06.2015. 17:55

3. http://dom.ria.com.

4. Варфоломеев Ю.А. О внесении изменений в действующее законодательство для контроля качества проектирования и строительства малоэтажных многоквартирных домов // Жилищное строительство. - 2014. - № 9. -С. 56-63.

5. Варфоломеев Ю.А. Особенности проектирования и строительства малоэтажных домов в Арктической зоне [Электронный ресурс] // Арктика и Север. - САФУ, 2014. - № 17. - С. 28-43. - Режим доступа: www.narfu.ru/up-load/iblock/867/02-_-varfolomeev.pdf.

6. Варфоломеев Ю.А. О совершенствовании законодательства по строительству малоэтажных зданий на Севере [Электронный ресурс] // Строи-

16

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

тельство и реконструкция. - 2015. - № 3 (59). - С. 12-17. - Режим доступа: http://gu-unpk.ru/file/science/journal/sir/Stroitelstvo_i_rekonstruktsiya_3_59.pdf.

7. Варфоломеев Ю.А. О совершенствовании нормативно-правовых актов Российской Федерации, учитывающих зимнее удорожание при строительстве в Заполярье [Электронный ресурс] // Новые информационные технологии в науке // Сб. статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2 (01.11.2015 г., г. уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 201-206. -Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK96-2.pdf.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Дата опубликования - 31.12.2014.

9. Федеральный закон от 05.04.2013, № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10. Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 года от 23.04.2013, № 173-пп.

11. Агарков С.А., Маслобоев В.А., Козлов Н.Е. Интеграция инженерного образования и академической науки северных регионов - приоритетное направление подготовки кадров для инновационного освоения Арктической зоны Российской Федерации [Электронный ресурс] // Комплексные научные исследования и сотрудничество в Арктике: взаимодействие вузов с академическими и отраслевыми организациями. - Архангельск: ИД САФУ, 2015. -С. 11-16. - Режим доступа: http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/conf_ febr_15.pdf.

12. http://docs.cntd.ru/document/1200005691.

13. http://snipov.net/c_4641_snip_96031.html.

14. ГСН 81-05-02-2001. Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.