Научная статья на тему 'Компетенция и структура исполнительно-распорядительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга'

Компетенция и структура исполнительно-распорядительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
710
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИГОРОДСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ.. / INTRAURBAN MUNICIPAL ENTITIES / LOCAL SELF-GOVERNMENT ORGANIZATION / REGULATORY LEGAL BASE / QUALITY OF LIFE / INSTITUTIONS OF PUBLIC POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васецкий Андрей Анатольевич, Шубина Нина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы компетенции и структуры исполнительно-распорядительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Детально описываются особенности организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге как городе федерального значения. Отмечается, что система публичной власти, существующая в городе, нуждается в совершенствовании нормативной правовой базы, отработке механизмов взаимодействия между уже существующими институтами публичной власти в целях повышения качества жизни горожан, предоставления более качественных публичных услуг населению. Описываются методы и средства такого усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence and structure of Saint-Petersburg intraurban municipal entity executive-administrative agencies

The questions concerning competence and structure of Saint-Petersburg intraurban municipal executive administrative entities are considered. Detailed description of the specific features of organization of the local self-government in Saint-Petersburg as a city of federal significance is given. It is noted that the system of public power, existing in the city, needs improvement of regulatory legal background, and as well in the development of collaborative mechanisms between already existing institutions of public power, aimed to improve citizen's quality of life and to provide more qualitative public services to the population. The methods and tools of such improvement are described.

Текст научной работы на тему «Компетенция и структура исполнительно-распорядительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга»

А. А. Васецкий, Н. В. Шубина

КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

<

ifi *

>

и

ос <

JQ <

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ВНУТРИГОРОДСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ

В статье рассматриваются вопросы компетенции и структуры исполнительно-распорядительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Детально описываются особенности организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге как городе федерального значения. Отмечается, что система публичной власти, существующая в городе, нуждается в совершенствовании нормативной правовой базы, отработке механизмов взаимодействия между уже существующими институтами публичной власти в целях повышения качества жизни горожан, предоставления более качественных публичных услуг населению. Описываются методы и средства такого усовершенствования.

KEY WORDS

INTRAURBAN MUNICIPAL ENTITIES, LOCAL SELF-GOVERNMENT ORGANIZATION, REGULATORY LEGAL BASE, QUALITY OF LIFE, INSTITUTIONS OF PUBLIC POWER

The questions concerning competence and structure of Saint-Petersburg intraurban municipal executive — administrative entities are considered. Detailed description of the specific features of organization of the local self-government in Saint-Petersburg as a city of federal significance is given. It is noted that the system of public power, existing in the city, needs improvement of regulatory legal background, and as well in the development of collaborative mechanisms between already existing institutions of public power, aimed to improve citizen's quality of life and to provide more qualitative public services to the population. The methods and tools of such improvement are described.

U

Q.

<

m,

>

u

ВАСЕЦКИЙ

Андрей Анатольевич — доктор политических наук, проректор-директор Института дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих Северо-Западной академии государственной службы.

ШУБИНА

Нина Владимировна — кандидат политических наук, председатель комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург).

V

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № Ш-ФЗ (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) устанавливает особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге по ряду параметров. Эти особенности проявляются, прежде всего, в признании существования на территориях указанных субъектов Российской Федерации особого вида муници-

пальных образований — внутригородской территории города федерального значения. Так, ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ определяет внутригородскую территорию города федерального значения как часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом в отличие от других субъектов Российской Федерации выстраивание территориальной модели организации местного самоуправления в городах федерального значения основывается, прежде всего, на положениях ст. 79 Федерального закона № 131-ФЗ.

Части 1 и 2 указанной статьи Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Существующая в Санкт-Петербурге система публичной власти, безусловно, нуждается в совершенствовании нормативной правовой базы, отработке механизмов взаи-

модействия между уже существующими институтами публичной власти в целях повышения качества жизни горожан и предоставления более качественных публичных услуг населению.

Город Санкт-Петербург является целостной территориальной системой, обладающей единой транспортной и инженерной инфраструктурой, что предполагает наделение органов государственной власти города многими полномочиями, отнесенными федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Единством территории и комплекса городского хозяйства объясняется и тот факт, что внутригородские муниципальные округа в Санкт-Петербурге должны обладать меньшим объемом полномочий, чем муниципальные образования других субъектов Федерации. Эта специфика городов федерального значения пока еще не нашла необходимого отражения в Федеральном законе № 131-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местной администрацией является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделяемый уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

<

ш

>

и

ОС <

ио

и

й.

<

т,

>

и

^^ Как предусмотрено ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, наименование местной администрации устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Законом Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 7 июня 2005 г. № 237-30 (ст. 28) такое наименование определено — местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.

Как уже было отмечено, местная администрация является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления. Опираясь на положения Федерального закона № 131-ФЗ, можно выделить три модели организации работы и распределения руководящих функций в исполнительно-распорядительном и представительном органах местного самоуправления:

1. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа организует председатель представительного органа муниципального образования, избираемый из числа депутатов.

2. Руководство местной администрацией возлагается на лицо, нанимаемое по контракту на конкурсной основе. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган муниципального образования.

3. Местную администрацию возглавляет лицо, нанимаемое по контракту на конкурсной основе. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя.

В Санкт-Петербурге в соответствии с уставами муниципальных образований в большинстве случаев глава муниципального образования избирается из состава представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя. Только в четырех муниципальных образованиях города глава муниципального образования был избран населением непосредственно на муниципальных выборах (г. Петергоф, г. Зеленогорск, пос. Левашово, муниципальный округ № 78). При этом в первых трех из четырех вышеназванных случаев главы муниципальных образований возглавили местную администрацию. Глава муниципального округа № 78 исполняет полномочия председателя муниципального совета указанного муниципального образования.

Рассматривая данный вопрос, трудно выявить какие-либо тенденции, поскольку избрание той или иной формы замещения должности главы муниципального образования на нынешнем этапе зависит, как правило, от влияния субъективных факторов.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ порядок формирования, полномо-

чия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность местной администрации как органа местного самоуправления, а также вопросы ее организации и деятельности определяются уставом муниципального образования.

Поскольку комплексно описать задачи местной администрации в рамках основного документа муниципального образования весьма затруднительно, на практике порядок деятельности местной администрации обычно определяется специальным актом (например, положением или регламентом), утверждаемым представительным органом муниципального образования. Хотя формально, с юридической точки зрения, именно устав муниципального образования является тем актом, где должен быть в полном объеме решен вопрос разграничения обязанностей между органами местного самоуправления одного муниципального образования.

В соответствии с ч. 7 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица. Согласно п. 2 ст. 41 указанного Федерального закона местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ применительно к учреждениям.

Основанием для государственной регистрации местной админи-

страции в качестве юридического лица является устав муниципального образования и решение о создании соответствующей местной администрации с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации местной администрации в качестве юридического лица является решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующей местной администрации с правами юридического лица (ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ).

Структура местной администрации разрабатывается главой местной администрации, который и представляет ее на утверждение представительному органу муниципального образования (ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ). В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы (ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ). Количество органов местной администрации и их должностных лиц, а также состав данных органов, их правовой статус и функции зависят от вида муниципального образования, его социально-экономического развития, численности жителей и ряда других факторов.

На практике системы управления отличаются большим разнообразием организационных структур местной администрации. Вместе с тем оптимальность структуры местной администрации может

<

ш *

> и

ОС <

ио

и

й.

<

и

быть оценена на конкретный пе-1 риод времени, поскольку появление новых направлений либо исключение ранее выполнявшихся задач в деятельности местной администрации вследствие изменения законодательства требуют адекватных изменений в структуре местной администрации муниципального образования.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3 деятельностью местной администрации руководит ее глава. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3). Вопросы, связанные с назначением лица на должность главы местной администрации по контракту, регламентируются ч. 3-6 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ.

В ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ подчеркивается, что глава местной администрации осуществляет свою деятельность по руководству местной администрацией на принципах единоначалия. Однако непроработанность данного понятия предопределяет различные проявления данного принципа осуществления руководящих функций с точки зрения свободы руководителя в принятии управленческих решений, в том

числе в назначении руководителей и работников структурных подразделений местной администрации муниципального образования.

Как следует из ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия местной администрации делятся на полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения представлены в ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, но применительно к поселениям, муниципальным районам и городским округам.

В силу установленных статьями 2, 10 и 79 Федерального закона № 131-ФЗ особенностей организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, нормы ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ непосредственно на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга не распространяются.

Ряд исследователей и специалистов-практиков полагают, что поскольку в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные образования в своем уставе вправе определить полномочия органов местного самоуправления, фактически представительный орган муниципального образования может

самостоятельно определить в уставе перечень полномочий местной администрации по решению вопросов местного значения. Но в условиях городов федерального значения деятельность представительного органа муниципального образования ограничена отсутствием законодательно установленных полномочий собственно органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

На основе анализа требований ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, которые закрепляют вопросы исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, можно определить спектр задач по решению вопросов местного значения, которыми может наделяться уставом муниципального образования местная администрация.

Так, п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что представительный орган муниципального образования утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении. Следовательно, местная администрация будет обладать обязанностью по разработке проекта местного бюджета, обязанностью по исполнению местного бюджета и обязанностью по подготовке отчета о его исполнении.

В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 35 Федерального закона представительный орган муниципального образования принимает планы и программы развития муниципального образования, утверждает

отчеты об их исполнении. Соответственно, на местную администрацию возлагается задача по разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования (согласно п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ) определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Следовательно, в компетенцию исполнительно-распорядительного органа (местной администрации) может входить владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом (ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ). Таким образом, местная администрация обладает организационно-распорядительными обязанностями, которые она реализует при решении вопросов местного значения.

В компетенции органов местного самоуправления, в том числе и местной администрации муниципального образования, кроме вопросов местного значения, могут находиться также и отдельные государственные полномочия

<

ш

>

и

ОС <

ио

и

й.

<

т,

>

и

^^ Российской Федерации и субъек-1 тов Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления могут наделяться на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий (ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ). Реализация данных полномочий возлагается, как правило, на местную администрацию муниципального образования.

Стоит также отметить, что при принятии закона Санкт-Петербурга о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органы государственной власти субъекта Российской Федерации не обладают правом однозначно устанавливать, кто из муниципальных служащих или должностных лиц местного самоуправления будет осуществлять отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга. По общему правилу, установленному в ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий наделяются местные администрации муниципальных образований.

Анализ уставов муниципальных образований показывает, что муниципалитеты Санкт-Петербурга практически дублируют указанную норму федерального законодательства. Таким образом, основное бремя ответственности за содержательную реализацию передаваемых полномочий ляжет на местные администрации муници-

пальных образований, что, впрочем, не исключает участие представительных органов муниципальных образований в этом процессе, к примеру, на стадии утверждения местного бюджета или отчета о его исполнении и при осуществлении общего контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в муниципальном образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль местных администраций проявляется также в выдвижении различных инициатив. Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования и глава местной администрации муниципального образования могут выдвинуть совместную инициативу о проведении местного референдума, которая оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации соответственно.

Законодательство Санкт-Петербурга фактически не развивает, а дублирует положения Федерального закона № 131-ФЗ в части регламентации правового статуса местной администрации, что обусловлено разрешительным характером законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации в регулировании сферы местного самоуправления, о которой упоминалось выше.

Уставы большинства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга устанав-

ливают, что полномочия и порядок деятельности местной администрации определяются положением о местной администрации, принимаемым муниципальным советом по представлению главы местной администрации. При этом местная администрация:

1) разрабатывает проекты местного бюджета, планов, программ, решений, представляемых главой местной администрации на рассмотрение муниципального совета;

2) исполняет местный бюджет и представляет на утверждение муниципального совета отчет о его исполнении;

3) исполняет решения муниципального совета, принятые в пределах его компетенции;

4) обеспечивает содержание и использование находящихся в муниципальной собственности жилищного фонда и нежилых помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, других муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством;

5) управляет муниципальной и иной переданной в управление муниципальному образованию собственностью в соответствии с действующим законодательством;

6) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные местной администрации федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;

7) осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения, не отнесенные к компетенции муниципального совета, иных органов местного самоуправления муниципального образования. Ряд муниципальных образований (например, муниципальные округа Гражданка, Пискаревка, округ Морской, г. Красное Село) в своих уставах существенно расширяет перечень полномочий местной администрации по решению вопросов местного значения. Так, уставом муниципального округа «округ Морской» закреплены следующие полномочия местной администрации:

1) разработка и составление планов и программ округа;

2) разработка и составление проектов бюджета округа;

3) подготовка проектов правовых актов и нормативных правовых актов округа;

4) подготовка и представление отчетов округа;

5) обеспечение и организация исполнения бюджета округа по доходам и расходам, исключая исполнение расходной части бюджета, связанной с обеспечением деятельности совета округа и главы округа;

6) установление порядка ведения и осуществление ведения реестра расходных обязательств округа;

7) исполнение функций органа опеки и попечительства в округе;

8)обеспечение сохранности и использования имущества округа;

<

ш

>

и

ОС <

ио

и

й.

<

,

и

^^ 9) осуществление централизованного бухгалтерского, информационного, почтового и иного обслуживания органов местного самоуправления округа;

10) обеспечение ведения делопроизводства в округе, в том числе сохранности документов органов местного самоуправления округа, контроль за исполнением документов в органах местного самоуправления округа;

11) регистрация трудовых договоров, заключенных работниками с работодателями — физическими лицами;

12) обеспечение ведения личных дел муниципальных служащих округа и работников органов местного самоуправления округа;

13) осуществление ведения реестра муниципальных закупок округа;

14) обеспечение исполнения муниципальных социальных программ, планов и программ благоустройства, планов и программ комплексного социально-экономического развития округа;

15) обеспечение сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы округа;

16) обеспечение проведения мероприятий по охране окружающей среды в округе;

17) обеспечение сбора информации, обмена информацией, оповещения и информирования жителей округа;

18) обеспечение исполнения муниципальных программ по подготовке и обучению неработающих жителей округа способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

19) обеспечение исполнения муниципальных планов и программ по проведению местных и участию в городских праздничных и иных зрелищных мероприятиях;

20) обеспечение исполнения муниципальных планов и программ по сохранению и развитию местных традиций и обрядов в округе;

21) обеспечение исполнения муниципальных программ по развитию в округе массовой физической культуры и спорта;

22) обеспечение исполнения муниципальных программ военно-патриотического воспитания граждан РФ в округе;

2 3) обеспечение выполнения планов и программ по проведению досуговых мероприятий для детей и подростков в округе;

2 4) обеспечение исполнения контрактов (договоров) округа по содержанию детских и спортивных площадок в округе;

2 5) обеспечение исполнения контрактов (договоров) округа по оборудованию контейнерных площадок в округе;

2 6) обеспечение исполнения контрактов (договоров) по ликвидации несанкционированных свалок в округе и вывозу мусора;

27) ведение учета зеленых насаждений и обеспечение исполнения контрактов (договоров) по комплексному озеленению в округе;

28) осуществление контроля за регистрацией животных их владельцами — жителями округа;

2 9) обеспечение исполнения иных контрактов (договоров) по заказам округа. Местная администрация муниципального округа Пискаревка в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения:

1) разработка проекта бюджета муниципального образования и необходимых документов и материалов, а также проектов планов и программ развития муниципального образования для представления главой местной администрации на утверждение в муниципальный совет;

2) исполнение бюджета муниципального образования, подготовка отчета об исполнении бюджета муниципального образования для представления его главой местной администрации на утверждение в муниципальный совет;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и нормативными правовыми актами

муниципального совета, а также государственной собственностью, переданной в управление муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;

4) организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, подготовка отчетов о выполнении планов и программ развития муниципального образования для представления их главой местной администрации на утверждение в муниципальный совет, а также организация в пределах ведения сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

5) исполнение нормативных правовых актов муниципального совета, принятых в пределах его компетенции;

6) участие в мероприятиях по охране окружающей среды в границах муниципального образования;

7) организация в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об

<

ш

>

и

ОС <

ио

и

й.

<

,

и

угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, организация первичных мер в области пожарной безопасности;

8) проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9) контроль за обеспечением твердым топливом населения, проживающего на территории муниципального образования в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда по розничным ценам на твердое топливо, устанавливаемым правительством Санкт-Петербурга;

10) оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом;

11) содействие в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства, законодательства о розничной торговле, о применении контрольно-кассовых машин на территории муниципального образования;

12) согласование адресных программ размещения объектов розничной торговли;

13)

14)

15)

16)

разработка и реализация муниципальных социальных программ за счет средств местного бюджета;

организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий;

организация мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов; создание условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта; 17) проведение работ по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на территории муниципального образования; опека и попечительство; организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, проживающих на территории муниципального образования; выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством; текущий ремонт и озеленение придомовых территорий и территорий дворов, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки; проведение мер по расширению территорий дворов в целях организации дополнительных парковочных мест; содержание и ремонт ограждений газонов; установка и содержание малых архитек-

18) 19)

20)

21)

турных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования; создание зон отдыха; выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования; обустройство и содержание спортивных площадок; оборудование контейнерных площадок на территориях дворов; ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора; уборка территорий, акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;

22) организация учета зеленых насаждений внутрикварталь-ного озеленения на территории муниципального образования;

23) организация работ по комплексному озеленению внутри-квартальных территорий;

24) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории частного жилого сектора;

25) проведение в установленном порядке минимально необходимых мероприятий по обеспечению доступности городской среды для маломобильных групп населения на территориях дворов муниципального образования;

26) реализация мероприятий по повышению уровня защищенности жилищного фонда на

территории муниципального образования, в том числе замена входных дверей с привлечением средств населения муниципального образования;

27) участие в проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, деятельности комиссий по подготовке проектов правил землепользования и застройки в соответствии с законами Санкт-Петербурга;

28) внесение в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;

29) осуществление в порядке и формах, установленных законом Санкт-Петербурга, поддержки деятельности граждан, общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории муниципального образования;

30) определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга;

31) выдача религиозным группам подтверждений существования на территории муниципального образования;

32) организация информирования, консультирования и содействия жителям муниципального образования по

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

>

и

ОС <

ио

и

й.

<

т,

>

и

^ вопросам создания товари-1 ществ собственников жилья;

33) осуществление регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами;

34) контроль за регистрацией и перерегистрацией животных их владельцами на территории муниципального образования в установленном порядке;

35) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

36) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

37) осуществление защиты прав потребителей;

38) содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;

39) содержание муниципальной информационной службы;

40) учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации;

41) формирование архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;

42) осуществление отдельных государственных полномочий,

переданных местной администрации федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.

Устав муниципального образования г. Красное Село устанавливает, что местная администрация:

1) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина;

2) разрабатывает проект местного бюджета г. Красное Село, исполняет местный бюджет г. Красное Село, представляет отчет об исполнении местного бюджета;

3) разрабатывает планы и программы развития г. Красное Село, реализует эти планы и программы;

4) осуществляет содержание муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, переданных в муниципальную собственность законами Санкт-Петербурга;

5) управляет муниципальной собственностью и использует ее в соответствии с федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и настоящим Уставом;

6) осуществляет содержание муниципальных учреждений дошкольного, основного общего образования;

7) осуществляет содержание муниципальных учреждений социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения;

8) осуществляет функции опеки и попечительства, в том числе над детьми, оставшимися без попе-

Л\

чения родителей, в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;

9) обеспечивает санитарное благополучие населения г. Красное Село, осуществляет мероприятия по охране окружающей среды на территории г. Красное Село;

10) осуществляет благоустройство, текущий ремонт и озеленение придомовых и внут-ридворовых территорий;

11) осуществляет содержание муниципального архива;

12) осуществляет содержание муниципальной информационной службы;

13) организует снабжение топливом населения г. Красное Село и муниципальных учреждений;

14) обеспечивает предоставление социальных услуг населению г. Красное Село за счет средств местного бюджета;

15) содействует занятости населения г. Красное Село за счет средств местного бюджета;

16) организует работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на территории г. Красное Село;

17) осуществляет содержание и развитие муниципального транспорта;

18) осуществляет организацию и проведение мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) выдает разрешения на вступление в брак лицам, достиг-

шим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном законодательством; 20) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные местной администрации федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.

Приведенные выше данные наглядно подтверждают разную степень детализации основ деятельности местных администраций в уставах внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, что порождает возникновение определенных проблем в практической реализации соответствующих функций представительными органами муниципальных образований и местными администрациями муниципальных образований.

Закрепление в уставах муниципальных образований конкретизированного перечня функций местных администраций представляется целесообразным с точки зрения повышения стабильности внутренней структуры органов местного самоуправления, т. е. снижения зависимости номенклатуры подразделений, выполняемых функций, должностей и требований к квалификации муниципальных служащих от сменяемости депутатского корпуса.

Структура местной администрации внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, как правило, утверждается муниципальным советом муниципального образования по

<

ш *

>

^^ представлению главы местной " администрации, как того и требует Федеральный закон № 131-ФЭ.

Обусловленные отсутствием законодательного регулирования расхождения среди внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга наблюдаются в основном в порядке утверждения штатных расписаний местных администраций.

Внутренняя структура местных администраций муниципальных округов и городов Санкт-Петер-

<

<

и

й.

<

т,

>

и

бурга, как правило, содержит отделы по определенным направлениям работы. В поселках местные администрации представлены специалистами по соответствующим направлениям работы.

В качестве примеров организации исполнительно-распорядительных органов, представлены составы подразделений местных администраций ряда муниципальных округов Санкт-Петербурга (табл. 1).

В муниципальных округах Сосновая Поляна, Пороховые, № 42

Таблица 1

Состав подразделений местных администраций муниципальных округов

Санкт-Петербурга

и Я ^ § В ^ И I & У Я" о 3 я о Отделы (подразделения) местной администрации Секторы местной администрации

3 Р с ¿2 Е- о как

Гражданка - экономического развития и муниципального заказа; - опеки и попечительства; - торговли и защиты прав потребителей

Литейный округ (№ 79) - финансовый орган; - опеки и попечительства; - благоустройства и технического надзора; - культуры, молодежной политики и социальных услуг

Округ Петровский (№ 62) - по благоустройству; - по социальному обеспечению; - финансовый отдел; - по делам опеки и попечительства

Измайловское - по благоустройству и муниципальному хозяйству; - опеки и попечительства

Соснов-ское - планово-бюджетный; - муниципального заказа; - опеки и попечительства

Наименование муниципального округа Отделы (подразделения) местной администрации Секторы местной администрации

Муниципальный округ № 76 - финансовый; - опеки и попечительства - образование, военно-патриотическое воспитание молодежи, ГО и ЧС (1 специалист); - охрана общественного порядка, потребительский рынок (1 специалист); - благоустройство и ЖКХ (2 специалиста)

Гагаринское - планово-финансовый отдел; - отдел опеки и попечительства; - отдел благоустройства и защиты прав потребителей - сектор экономического планирования, муниципального заказа и кадров; - сектор по вопросам правопорядка, ГО и ЧС

Новоиз-майлов-ское - по социальным вопросам; - опеки и попечительства; -ЖКХ; - по торговле

Муниципальный округ №8 - потребительского рынка и защиты прав потребителей; - опеки и попечительства; - благоустройства и технического надзора; - по молодежной политике, физкультуре и спорту

Дворцовый округ - по бюджету, финансам и планированию; - по организационным вопросам, социальной политике, культуре и работе с молодежью; - по ЖКХ, благоустройству и экологии, по делам ГО и ЧС и административно-хозяйственным вопросам

Ульянка - бюджетно-финансовый; - благоустройства; - социальной политики

Малая Охта - муниципального заказа; - финансового планирования, бухгалтерского учета и отчетности; - опеки и попечительства

<

ш *

> и

ОС <

ио

и

й.

<

и

| структура местных администраций 1 представлена специалистами по различным направлениям. Наибольшее соответствие основным направлениям деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по решению вопросов местного значения наблюдается у состава специалистов местной администрации муниципального округа Сосновая Поляна, включающего 12 специалистов по направлениям:

- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

- охрана окружающей среды и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

- содержание детских и спортивных площадок;

- опека и попечительство;

- военно-патриотическая работа с молодежью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- охрана общественного порядка;

- предупреждение чрезвычайных ситуаций;

- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- защита прав потребителей;

- информирование населения о деятельности органов местного самоуправления;

- разработка и исполнение местного бюджета.

Установление в Федеральном законе № 131-Ф3 правила об обязательном наличии местной администрации в структуре органов местного самоуправления обусловило существование исполнитель-

но-распорядительных органов в большинстве муниципальных образований. Тем не менее правовое регулирование многих вопросов, связанных с формированием и деятельностью местной администрации, нельзя признать удовлетворительным. Например, Федеральный закон № 131-Ф3 не указывает, какие именно отраслевые, территориальные и иные органы должны создаваться в структуре местной администрации. Только один орган местной администрации поименован в законе — финансовый (ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 131-Ф3), в связи с чем можно сделать вывод о том, что его наличие в структуре местной администрации обязательно. Кроме того, в Федеральном законе № 131-Ф3 недостаточно регламентирован правовой статус местной администрации и ее органов как юридических лиц, возможность правового закрепления полномочий местной администрации представительным органом муниципального образования. Отдельно следует отметить пробел в правовом регулировании порядка назначения глав местных администраций по конкурсу в муниципальных образованиях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Очевидно и наличие проблем законодательного закрепления полномочий органов местного самоуправления, как в целом, так и в рамках их разграничения по отдельным органам местного самоуправления в соответствии с определенной структурой указанных органов.

СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА III созыва муниципального образования город Ломоносов

Председатель муниципального совета глава муниципального образования город Ломоносов

Председатель постоянной комиссии по социальной защите, здравоохранению, образованию и культуре, физической культуре и спорту муниципального совета (на постоянной основе)

Постоянные

муниципального совета

«Я I" ёав

И

8 81

Аппарат муниципального совета

Первый заместитель председателя муниципального совета —

главы муниципального образования город Ломоносов (на постоянной основе)

Главный специалист аппарата

Ведущий специалист (юрист)

Заместитель председателя муниципального совета — главы муниципального образования

(на не постоянной основе)

Временные

муниципального совета

Комиссия по законодательству

1 ПОДКОМИССИИ '

Технический персонал

СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ муниципального образования город Ломоносов

Сектор кадров и делопроизводства

муниципального образования город Ломоносов

Информационный сектор

Организационная служба

Сектор опеки и попечительства

Сектор потребительского рынка

Сектор ООП, ВПР, Пр. ЧС

Технический персонал по обеспечению автотранспорта

Заместитель главы администрации муниципального образования город Ломоносов

| Финансово-экономическая служба | Бюджетный отдел

[Отдел учёта

и отчетности

| Сектор муниципальных учреждений |-

Хозяйственная группа

Рис. 1. Структура органов местного самоуправления г. Ломоносова

СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА МО город Петергоф

<

Ш *

> и

ОС <

ио <

I1

Муниципальный совет МО г. Петергоф

ИКМО г. Петергоф

Председатель муницшшьного совета МО г. Петергоф Виктор Александрович ПЕТРОВ

Заместитель председателя муниципального совета _Николай Алексеевич САВИЦКИЙ_

КОМИТЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА МО ГОРОД ПЕТЕРГОФ

* 1

Планово-бюджетный Светлана Васильевна МАЛИК Административно-правовой Владимир Фадеевич ПАВЛОВСКИЙ

* *

По городскому хозяйству и муниципальной собственности Михаил Валентинович СИМСОН По торговле и бытовому обслуживанию населения, защите прав потребителей Рафик Шмавонович БАБАЯН

1 *

По образованию, культуре и науке, работе со СМИ Ольга Анатольевна ГЕРАСИМОВА По здравоохранению и охране окружающей среды Николай Иванович ДРОЗДОВ

* *

По молодежной политике и спорту Анна Александровна СМИРНОМ По социальным вопросам Надежда Георгиевна ХАДИКОВА

АППАРАТ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА МО ГОРОД ПЕТЕРГОФ

Главный специалист СМИРНОВА Наталья Алексеевна тел. 450-66-40

и

й.

<

и

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Глава МО г. Петергоф —

глава местной администрации

(Избирается населением)

Местная администр щия МО г. Петергоф

Структурные подразделения

Муниципальные учреждения и предприятия

Заместитель главы МО г. Петергоф —

главы местной администрации Дергачева Нина Анатольевна

Рис. 2. Структура органов местного самоуправления г. Петергофа

л\

В качестве типичных структур представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований — городов Санкт-Петербурга можно рассмотреть структуры органов местного самоуправления городов Ломоносова и Петергофа (рис. 1 на с. 85 и рис. 2 на с. 86). Состав местных администраций муниципальных образований — поселков Санкт-Петербурга по имеющимся данным представлен специалистами в количестве от 3 до 7 человек.

Приведенные данные свидетельствуют о большой степени раз-

личия в подходах муниципальных образований Санкт-Петербурга к формированию структур их местных администраций как по количеству решаемых вопросов местного значения, так и по их составу. Предварительный анализ существующих структур местных администраций внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга позволяет сделать выводы о том, что организационное обеспечение основных направлений деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге требует дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.