Научная статья на тему 'Компетентостный подход в подготовке будущих учителей английского языка'

Компетентостный подход в подготовке будущих учителей английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / коммуникативность / речевая направлен-ность / функциональность / ситуативность / новизна / личностная ориентация / моделиро-вание / Competence / communicative / focus on speech / functionality / situational / newness / orientation on person / modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизходжаев Санжар Фархадович

В статье рассмотрены некоторые аспекты реализации компетентностного под-хода в подготовке будущих учителей английского языка. Обозначены основные компоненты в преподавании английского языка: воспитательный, развивающий, образовательный и практический. Раскрыты основные принципы технологии коммуникативного метода обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with some aspects for competency-based approach to the training of future English teachers. Main components in the English teaching were indicated. These are educative, developmental, educational and practical. It also reveals main principles of technologies in English language study communicative methods.

Текст научной работы на тему «Компетентостный подход в подготовке будущих учителей английского языка»

КОМПЕТЕНТОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

C. Ф. Азизходжаев

В статье рассмотрены некоторые аспекты реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей английского языка. Обозначены основные компоненты в преподавании английского языка: воспитательный, развивающий,

образовательный и практический. Раскрыты основные принципы технологии коммуникативного метода обучения английскому языку.

The article deals with some aspects for competency-based approach to the training of future English teachers. Main components in the English teaching were indicated. These are educative, developmental, educational and practical. It also reveals main principles of technologies in English language study communicative methods.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативность, речевая направленность, функциональность, ситуативность, новизна, личностная ориентация, моделирование.

Key words: Competence, communicative, focus on speech, functionality, situational, newness, orientation on person, modeling.

Главной задачей современного образования в республике является создание условий, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Важными целями образования должны стать развитие у будущих учителей способности действовать и быть успешными. Учитель сегодня должен быть мобильным, решительным, ответственным, способным усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способным выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Компетентностный подход является объективным явлением в образовании. Реализация компетентностного подхода в подготовке будущих учителей иностранного языка обуславливается ускоряющимися мировыми процессами глобализации и информатизации. Понятие «профессиональная компетентность учителя» выражает единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. В структуре профессиональной компетентности учителя выделяются профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты. Профессионально-содержательный, или базовый, компонент предполагает наличие у учителя теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении учителем содержания его профессиональной деятельности. Профессионально-деятельностный, или практический, компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные. Профессионально-личностный компонент включает профессиональноличностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности.

Основными требованиями компетентностного подхода являются развитие духовной сферы учащихся, повышение гуманитарного содержания обучения, реализация воспитательно-образовательного потенциала учебного

473

предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Английский язык, как и любой другой учебный предмет, должен стать существенным, формирующим личность фактором. Ведущая цель обучения английскому языку в школе - воспитание, развитие и образование учащихся средствами данного предмета.

Особое значение в преподавании английского языка имеет единство его четырех компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Воспитательный компонент цели заключается в формировании средствами английского языка социальной активности личности. Характерными в этой ситуации являются идейная убежденность, чувство патриотизма и интернационализма, активность, самостоятельность, трудолюбие и уважение. Развивающийся компонент цели предусматривает развитие языковых, общенаучных умений культуры речевого общения, устойчивого интереса к изучению английского языка. Образовательный компонент цели выражается в приобщении учащихся к культуре страны изучаемого языка, в расширении лингвистической и филологической компетенции учащихся, их эрудиции и кругозора. Практический компонент цели заключается в формировании речевых навыков и умений устной и письменной речи на английском языке, которые обеспечивают основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.

Основное назначение английского языка как учебного предмета находит воплощение в коммуникативной цели обучения общению на английском языке в единстве всех его функций: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и этикетной. В подготовке будущих учителей английского языка, формировании их профессиональной компетенции особое значение имеет деятельностно-личностно-коммуникативный метод.

Теория и практика коммуникативного интенсивного обучения иностранному языку в высшей школе разработана А. Г. Китайгородской. Е. И. Пассов, рассматривая концептуальные положения коммуникативного метода, относит к ним следующие: (а) иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью и средством обучения; (б) язык -средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям страны изучаемого языка; (в) овладение иностранным языком отличается от владения родным способами овладения; плотностью информации в общении; включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность; совокупностью реализуемых функций; соотнесенностью с сен-зитивным периодом речевого развития ребенка.

Коммуникативное обучение английскому языку должно носить деятельностный характер. Использование коммуникативного метода обучения при подготовке будущих учителей английского языка должно основываться на следующих основных принципах: (1) речевая направленность. Обучение английскому языку должно осуществляться через общение. Особое значение в подготовке будущих учителей английского языка имеет формирование у них коммуникативной компетенции. Основой коммуникативной компетенции служит лингвистическая компетенция; (2) функциональная направленность. Функциональность обучения обеспечивается коммуникативным, функционально-адекватным поведением учителя и учащихся. Данный принцип пред-

474

полагает осознание учащимися функциональности всех аспектов изучаемого языка; (3) ситуативность. Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций. Ситуации рассматриваются как система взаимоотношений. Это интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения; (4) новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это новизна речевых ситуаций; новизна использования материала (его информированность). Новизна обеспечивает отказ от произвольного заучивания высказываний, диалогов, текстов и др., развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к учебной, познавательной деятельности; (5) личностная ориентация общения. Личностная ориентация позволяет учитывать индивидуальные параметры, присущие личности. Вызывает у учащихся истинную мотивацию. Это как общая коммуникативная мотивация, основанная на потребности, так и ситуативная; (6) моделирование. Содержательность учебного аспекта обеспечивается моделированием содержательной стороны общения в различных видах деятельности. Содержательную сторону общения составляют проблемы, отобранные с учетом возрастных и индивидуальных интересов учащихся, а также выполняемых ими видов деятельности и межпредметных связей. В основе моделирования лежат упражнения.

Таким образом, при подготовке компетентного учителя английского языка необходимо реализовать подлинно коммуникативное обучение общению на данном языке и исходить из основных принципов данного метода.

Список литературы

1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1986. - 213 с.

2. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. - Минск: Тетра Си-стемс, 2007. - 452 с.

3. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. -Минск: Лексис, 2003. - 184 с.

475

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.