Научная статья на тему 'Компетентностный профиль направления подготовки'

Компетентностный профиль направления подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / ТАКСОНОМИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксаева Юлия Эдуардовна, Давидок Татьяна Александровна

Обучение студентов согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставит перед вузами задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксаева Юлия Эдуардовна, Давидок Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный профиль направления подготовки»

w

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Аксаева Юлия Эдуардовна, Давидок Татьяна Александровна, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир

E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru

Аннотация. Обучение студентов согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставит перед вузами задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, личные качества, интегративность, таксономия, качество подготовки.

Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, раскрывающие, что должен будет в состоянии делать обучающийся/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования. А основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетенции. Компетенции (поскольку единое понимание термина

«компетенция» отсутствует, в данном контексте используется определение, данное в Руководстве пользователя по ECTS (2005 г.) - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Компетенция с позиции содержательного аспекта - иерархическая сложноорганизованная структура составляющих её знаний, умений, навыков, личностных качеств, определяющих поведение человека по отношению к себе и к окружающему миру. Функциональный аспект компетенции определяется

21

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

применением ее структурных компонентов для получения качественного результата деятельности в вариативных социально-производственных условиях её осуществления.

Схематически компонентный состав компетенции можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1 Содержание компетенции (структурные компоненты) [3] о

На рисунке 1 сплошная линия означает включенность элемента, на который направлена «стрелка», в состав элемента, из которого она исходит. Стрелка на конце пунктирной линии указывает на элемент, влияющий тем или иным образом на формирование элемента, из которого эта стрелка исходит.

Структурно компетенция содержит два крупных блока: ЗУН - знания, умения, навыки и КЛ - качества личности. В свою очередь, компоненты ЗУН содержательно описываются следующим образом. Знания как совокупность сведений об изучаемом предмете подразделяются на мировоззренческие, мотивационные, понятийно-описательные, теоретические, ориентировочные. Умения понимаются как владение способами (действиями, приёмами) реализации усвоенных знаний на практике, навыки - доведённые до автоматизма умения.

Личностные качества, определяющие поведение по отношению к окружающей действительности и к себе, представляются в виде направленности, характера, темперамента, способностей личности.

Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством.

Приобретение требуемых компетенций обучающегося по каждой дисциплине основывается на правильном отборе содержания дисциплины

22

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

(модуля), выборе адекватных видов занятий (активных, интерактивных форм), технологий преподавания, форм организации самостоятельной работы обучающихся, средств и методов оценивания результатов.

Неотъемлемой и существенной частью реализации основной

образовательной программы является оценивание успешности ее освоения обучающимся. Основой для разработки вузом контрольно-оценочного инструментария (оценочных средств) служат заданные в диагностируемой форме компетенции выпускника, а также планируемые на их основе для каждой дисциплины (модуля) результаты обучения в формате знаний, умений и навыков.

Измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Требование измеримости - основное требование к организации системы оценивания и структуры оценочных средств. Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования сегодня отсутствуют, поэтому задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС ВО каждый вуз решает путем создания фондов оценочных ^ средств. Вузовский фонд оценочных средств может состоять из двух частей: о средств для текущей и промежуточной аттестации обучающихся и средств для итоговой аттестации выпускников.

Во многих европейских странах для описания результатов освоения образовательных программ используется классификация (таксономия) Блума, в которой он предложил классификацию мыслительного поведения от простого воспроизведения фактов до процесса анализа и оценки. Поскольку Таксономия Блума обеспечивает готовую структуру и список глаголов, можно утверждать, что ее использование - это ключ к успешному написанию результатов обучения.

Рис. 2 Описание результатов освоения образовательных программ -классификация (таксономия) Блума

23

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Она включает шесть категорий обучения, характеризующих уровень приобретаемых компетенций: знание, понимание, умение, анализ, синтез, оценивание. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности обучающихся работать на этом уровне или уровнях, ниже его.

В качестве примера приведем таблицу, составленную из отечественных разработок, в которых уровневый системный подход описания достижений обучающихся позволил сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

Таблица 1

Уровневый системный подход описания достижений обучающихся в зависимости от уровней учебной деятельности

Уровни учебных целей Конкретные действия обучающихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. - воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. - объясняет факты, правила, принципы; - преобразует словесный материал в математические выражения; - предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. Предварительно требует: ЗНАНИЯ

3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. - применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; - использует понятия и принципы в новых ситуациях. Предварительно требует: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ

4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. - вычленяет части целого; - выявляет взаимосвязи между ними; - определяет принципы организации целого; - видит ошибки и упущения в логике рассуждения; - проводит различие между фактами и следствиями; - оценивает значимость данных. Предварительно требует: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ

5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. - пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; - предлагает план проведения эксперимента или других действий; - составляет схемы задачи. Предварительно требует: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, АНАЛИЗА

6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. - оценивает логику построения письменного текста; - оценивает соответствие выводов имеющимся данным; - оценивает значимость того или иного продукта деятельности. Предварительно требует: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, АНАЛИЗА, СИНТЕЗА

а

24

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

При реализации инновационных технологий контроля качества компетенций для каждого оценочного средства должен быть выбран определенный критерий оценивания, определяющий степень соответствия заданной норме. Таким образом, формулируются требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций, а именно:

- интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);

- проблемно-деятельностный характер;

- ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам);

- актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

- экспертиза в профессиональном сообществе

- связь критериев с планируемыми результатами.

Как известно, компетенцию нельзя наблюдать непосредственно: о ней можно сделать заключение только на основании осуществляемой деятельности,

^ поэтому при проектировании инновационных оценочных средств необходимо о предусматривать оценку способности к творческой деятельности, готовности к поиску решения новых задач. В этой связи при оценивании необходимо определить некий набор различных видов деятельности, который позволит сделать достоверные выводы или заключения о компетенции обучающегося.

Опыт показывает, что формирование и использование моделей компетенций обучающихся и выпускников не только повышает эффективность методов и технологий их развития, но также фокусирует на главных задачах той или иной деятельности. Поэтому для каждого этапа обучения нужно создавать соответствующую модель компетенций, в которой будут представлены их перечень и профили, значимость и достаточные для решения задач дальнейшего обучения уровни сформированности, благодаря чему растет эффективность всего образовательного процесса.

Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При таком подходе изменяется и функция оценивания компетентностно-ориентированной ООП, которая будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для развития. (Т.е. функция оценивания сводится не к выявлению недостатков в знаниях обучающегося как самоцели, а к более точному определению направлений улучшения результата). Для этого оценивание должно быть организовано как целенаправленный упорядоченный процесс определения необходимого набора и достигнутого уровня компетенций.

25

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Другими словами при компетентностном обучении важными становятся:

- компетенции как результат образования;

- образовательные технологии как способ их формирования;

- оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования (в терминах компетенций).

Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе же текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, как правило, проводится оценивание более локальных результатов обучения - компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям).

Однако и в течение всего периода обучения необходимо предусматривать, располагая равномерно и последовательно в ООП ВО, отдельные формы учебной работы направленные именно на формирование комплексов знаний, умений, навыков и моделей профессиональной деятельности, т.е. компетенций.

В сочетании с традиционными фундаментальными курсами, создающими необходимую теоретическую основу данного уровня образования, эти формы и ^ процедуры способствуют выработке стереотипов профессионального поведения о в различных ситуациях, с которыми выпускник в дальнейшем столкнется на практике.

Исходя из этого, оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций. При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства, в том числе пришедшие из зарубежной практики или иных образовательных систем адаптировать для широкого применения в вузовской практике.

Литература:

1. Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// umu.vspu.ac.ru/files/doc...

2. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: Учеб. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 216 с.

3. Пучков, Н.П. Методические аспекты формирования, интегрирования и оценки компетенций : метод. рекомендации / Н.П. Пучков, С.И. Тормасин. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 36 с.

26

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.