КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Федий А.А.*
Полтавский национальный педагогический университет им. В.Г. Короленко, Украина, г. Полтава
Население мира, государства, определённого региона является одним из главных объектов изучения в школьном курсе экономической и социальной географии. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется прикладным аспектам формирования знаний учеников, умению применять их на практике. В этом контексте универсальность демографических знаний проявляется в возможности их использования для объяснения школьниками экономической и социальной действительности.
Постановка проблемы в общем виде. На современном этапе развития общества географическое образование осуществляется на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода. География, как наука о территориальной организации общества, важна с точки зрения учёта проблем жизнедеятельности населения, его взаимодействия с окружающей средой. Изучая демографические особенности населения мира, страны, определенного региона, ученики на уроках экономической и социальной географии получают знания, которые необходимы для сохранения их морального, психологического, физически здорового состояния, осведомленности в экономической сфере.
Анализ последних исследований и публикаций. В учебниках и учебных пособиях по школьному курсу экономической и социальной географии демографические знания занимают значительное место. Важность формирования географических компетенций, в частности демографических, подчеркивают авторы пособий по методике обучения географии, а именно, И.В. Ду-шина, Г.А. Понурова [1], В.П. Максаковский [2], Л.М. Панчешникова [3, 5], Н.Н. Петрова [6], Г.А. Понурова [7], А.Н. Топузов, В.М. Самойленко, Л.П. Вишникина [8], Д.П. Финаров [9]. Методика обучения географии как учебная дисциплина формирует основу творческого подхода к организации учебного процесса, направляет теоретический материал на интегрированные умения и развитие интеллектуальных способностей учащихся. Демографическая характеристика населения мира раскрыта в зарубежных изданиях. Особенно интересными являются материалы Г. Нэгла, К. Спенсера [4], М. Брэдшоу [10], С. Бернарза, Н. Бетиса, Р. Боима, Р. Доунза [11].
* Старший преподаватель кафедры Географии и краеведения.
Цель статьи. Целью данной статьи является раскрытие роли демографических знаний учащихся как одного из видов ключевых географических компетенций.
Изложение основного материала. Термин «компетенция» (от лат. сот-рйо - достигать, соответствовать уровню) отождествляется с совокупностью знаний, умений, навыков и опыта их применения в практической деятельности [8, с. 11]. Выбор ключевых компетенций основывается на концептуальных основах географического образования и основных видах деятельности школьников, необходимых для формирования географической картины мира, овладение социальным опытом, получения навыков практической деятельности в современном обществе. Рассмотрение демографической составляющей в школьном курсе географии на глобальном, региональном и локальном уровнях является необходимым условием целостного подхода в обучении, воспитании и формировании сознания школьников. Среди направлений обучения географии важнейшим стало усиление внимания к социальным аспектам развития общества, которые раскрываются на основе углубления материала о населении. Одним из способов совершенствования школьного географического образования является подготовка учеников к решению общечеловеческих проблем через систему социально-географических знаний и умений. Социологизация содержания школьных курсов географии акцентировала внимание авторов школьных программ и учебников на раскрытие особенностей жизни социальных групп населения. В результате гуманизации географии В.П. Максаковский определяет ее как предмет «для человека», «от человека», «через человека» [2, с. 37].
На уроках экономической и социальной географии ученики должны выделять демографические аспекты общественной жизни и применять в различных сочетаниях к конкретным жизненным ситуациям.
Ключевым объектом в формировании демографических знаний у школьников является население, которое оценивается по численности, половозрастной и семейно-брачной структуре, социальному статусу и занятостью, качеством жизни и характеристикой виталистических событий (возраст женитьбы, порядковый номер брака, мертворожденные, количество детей в семье, возраст женщины при рождении ребенка и т.п.). На уроках экономической и социальной географии учащиеся впервые знакомятся с демографическим проблемами, важнейшими из которых являются демографический взрыв (для развивающихся стран), депопуляция и старение нации (для высоко- и среднеразвитых стран). Анализируя динамику численности населения мира и страны, его структуру, особенности качественных характеристик, школьники могут увереннее чувствовать себя в повседневной жизни, а также стремиться к внесению доли своих знаний в решение глобальных социально-экономических проблем.
Возраст является одной из важнейших характеристик населения, так как демографические события всегда анализируются на различных стадиях жиз-
ненного цикла человека. Зная особенности возрастной структуры населения, можно предположить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, создании семьи и т.д.
Знания учащихся о половозрастной, семейно-брачной структуре населения могут повлиять на их отношение к исполнению обязанностей в будущем супружеской жизни: мужа и жены, матери и отца. Подрастающее поколение должно осознавать, что рядом с правовой ответственностью, важнейшим при создании семьи является воспитание духовной чистоты, соблюдение в будущем моральных норм, что является гарантом здоровья, стабильности, прочности в отношениях между супругами. Именно от отношения молодежи к семье зависят позитивные показатели рождаемости и естественного прироста.
Пол - это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Относительно человека пол рассматривают как комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих, социальных, психологических признаков, детерминирующих личностный биологический и социальный статус человека как мужчины или женщины. На основании этого признака строится важнейшая демографическая структура населения - половая. На половую структуру населения в стране влияет ряд факторов: вторичное соотношение полов (отношение численности мальчиков среди родившихся живыми), дифференциальная смертность (различия смертности мужчин и женщин в разном возрасте), половые различия в интенсивности миграции. Именно первые два фактора являются наиболее определяющими для общества. Так, вторичное соотношение полов является биологической константой и составляет около 105-106 рождений мальчиков на 100 рождённых девочек. Вторичное соотношение полов в большей мере определяет пропорции мужчин и женщин в репродуктивном возрасте (в третичном соотношении), которое колеблется в зависимости от дифференциальной смертности. Основную роль в ухудшении ситуации со смертностью сыграл рост возрастных вероятностей смерти у мужчин, начиная с 20 лет, а у женщин - с 40. Как следствие этих тенденций происходит снижение показателей средней продолжительности жизни. Такой факт объясняется как биологическими, так и социальными факторами. Среди последних следует отметить особенности труда мужчин, большой травматизм их деятельности, вредные привычки (алкоголизм, курение). Именно социальные факторы могут быть учтены при изучении и преодолении проблемы низкой продолжительности жизни населения.
Вторичное и третичное соотношение полов лежат в сфере интересов демографии, поскольку от них зависят характеристики воспроизводства населения и отдельных демографических процессов. Они влияют на уровень актуальной и будущей брачности, на показатели рождаемости и смертности. Акцентируя внимание на данных проблемах на уроках экономической и социальной географии, учитель должен направлять знания учащихся по пути преодоления демографического кризиса в большинстве стран.
Основы демографии необходимы учащимся для осведомленности в экономической жизни государства. Все чаще звучат с экранов телевидения и печатаются в прессе понятия «демографические группы населения», «демографический потенциал», «демографическая нагрузка» и другие. Используя понятие «демографические группы населения», средства массовой информации подчеркивают, что население страны не является однородным. От преобладания той или иной категории людей, например, детей, пенсионеров, зависят макроэкономические показатели в стране, коэффициент прожиточного минимума, индекс потребительских цен. В таких странах отмечается низкий демографический потенциал.
Угрожающим для многих европейских стран является увеличение в структуре населения доли пожилых людей, возраст которых превышает 60 лет. Этот критерий используется для оценки демографического старения, которое порождает новые требования к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию, приводит к демографической нагрузке на трудоспособное население. Признавая острую демографическую проблему настоящего и ухудшение ситуации в будущем, политики, ученые, общественные организации прогнозируют уменьшение численности населения, особенно в трудоспособном возрасте, в европейских странах. Такая ситуация может привести к снижению темпов национального производства, а следовательно, уменьшение экономического потенциала страны.
В экономике возникло направление, получившее название демогрефикс (demographics) - практическое применение демографических знаний в бизнесе, менеджменте, маркетинге. То есть, производители продукции должны ориентироваться на потребности определенной категории граждан, главными признаками которых являются: возраст, пол, образование, профессия, семейное положение, доходы. Демографическая характеристика населения, изучение которой происходит на уроках экономической и социальной географии, является актуальной для понимания учащимися всех аспектов общественной жизни.
Выводы. Демографические знания могут претендовать на свое место в процессе фундаментализации содержания образования, так как любые процессы социально-экономического характера прямо или косвенно зависят от демографических событий.
Список литературы:
1. Душина И.В. Методика преподавания географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям / И.В. Душина, Г. А. Понурова. - М.: Издательство «Московский лицей», 1996. - 192 с.
2. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе / Владимир Павлович Максаковский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с. - (Библиотека учителя географии).
3. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов пед. институтов по геогр. спец. / [под ред. Л.М. Панчешниковой]. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с.
4. Нэгл Г. География в диаграммах. Уч. пособие для старшеклассников и студентов/ Гаррет Нэгл, Крис Спенсер; пер. с англ. Э. Абушаевой, В. Колесова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 176 с. - (Оксфордские учебные пособия).
5. Панчешникова Л.М. Основы методики обучения экономической географии зарубежных стран / Л.М. Панчешникова. - М.: Педагогика, 1975. -200 с.
6. Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе / Н.Н. Петрова. - М.: «Блик и Ко», 2000. - 335 с.
7. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе / Г. А. Понурова. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
8. Топузов О.М. Загальна методика навчання географії: Підручник [з грифом МОНМС України] / О.М. Топузов, В.М. Самойленко, Л.П. Вішнікіна. -К.: Картографія, 2012. - 512 с.
9. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов / Д.П. Финаров. - М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 382 с.
10. Bradshaw Michael. World Regional Geography: The New Global Order / M. Bradshaw - Boston, USA: McGraw-Hill Higher Education, 2000. - 622 p.
11. Geography For Life. National Geography Standards 1994: Geography Education Standards Project / [S. Bednarz, N. Bettis, R. Boehm, R. Downs]. -Washington: Copyright, 1994. - 272 p.