Научная статья на тему 'Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании'

Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1045
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCY APPROACH / HIGHER MUSIC EDUCATION / COMPETENCES / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE / NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленкова Е. В.

В статье рассматривается проблема совершенствования процесса подготовки студентов в музыкальном вузе на основе компетентностного подхода. Анализируется специфика формирования универсальных и профессиональных компетенций музыканта-педагога. Представлена структура профессионально-педагогической компетентности музыканта. Предлагаются инновационные педагогические технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в высшем музыкально-профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based approach to higher music professional education

The actual problem of improving the process of training students at higher music educational institutions on the basic of competency approach is analyzed. The structure of the universal and professional competences of a musician as a teacher is given. Also the structure of the professional pedagogical competence of a musician is observed.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании»

Итак, художественная компетенция выполняет системообразующую роль в структуре компетентностной модели специалиста в сфере хореографического образования и обусловливает специфику художественно-образовательной деятельности.

Литература

1. Вопросы развития системы художественного образования: Стенограмма парламентских слушаний от 5.11.2009 г. URL:

http:/ / www.council.gov.r/ files/ parliament_attend/l36.doc

2. Федеральный государственный образова-

тельный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 «Хореографическое искусство». М.: ЛЕМА, 2010.

3. Bourdieau P. Distinction. Routlege, 1994.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.:

Политиздат, 1974.

5. Самохвалова В.И. О ценностной состав-

ляющей эстетической культуры // Современные подходы к теории эстетического воспитания. М.: ИХО РАО, 1999.

FILANOVSKAYA T. THE COMPETENCE MODEL STRUCTURE OF THE FUTURE TEACHER-CHOREOGRAPHER

The structure of competence model of the future teacher-choreographer is suggested. The author asserts that the art competence plays the key role among the range of the competences as it penetrates all the competence subgroups and constitutes the major basis of professional personal success. The author comes to a conclusion that the art competence determines the specific of content-organizational forms of choreographic education.

Keywords: competence model, art competence, choreographic education.

Е.В. ЗЕЛЕНКОВА, доцент КоМПетеНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Казанская государственная В высшем МуЗЫКаЛЬНО-

консерватория (академия) профессиональном

им. Н.Г. Жиганова К-

образовании

В статье рассматривается проблема совершенствования процесса подготовки студентов в музыкальном вузе на основе компетентностного подхода. Анализируется специфика формирования универсальных и профессиональных компетенций музыканта-педагога. Представлена структура профессионально-педагогической компетентности музыканта. Предлагаются инновационные педагогические технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в высшем музыкально-профессиональном образовании.

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее музыкальное образование, компетенции, профессионально-педагогическая компетентность, инновационные педагогические технологии.

В сфере музыкально-профессионального образования актуальность компетентностного подхода обусловлена современной социокультурной ситуацией, связанной со стремлением к переосмыслению и возрождению в новых социальных условиях исторически сложившихся традиций музыкальной культуры.

Модернизация системы непрерывного музыкально-профессионального образования призвана способствовать воспитанию современного музыканта, обладающего необходимыми качествами для полноценной профессиональной деятельности во всех сферах музыкального творчества. Выпускники консерватории в подавляющем боль-

шинстве находят приложение своим профессиональным возможностям не только в области исполнительского искусства, но и в музыкально-педагогической деятельности. Тенденции модернизации высшего музыкально-профессионального образования связаны с сохранением преемственности в системе подготовки музыканта и обогащением музыкальной педагогики инновационными идеями, внедрением в практику преподавания различных музыкальных дисциплин современных педагогических технологий.

Особенности музыкальной педагогики связаны с художественно-творческим процессом профессиональной подготовки, обусловливающим развитие художественно-образного мышления, раскрытие творческого потенциала. Идея непрерывности заложена в самой специфике музыкально-профессиональной деятельности,требую-щей самосовершенствования, которое начинается для будущего музыканта в раннем детском возрасте и не прекращается на протяжении всей жизни. Как в исполнительской, так и в педагогической деятельности музыкантунеобходимо постоянно развивать и совершенствовать все профессионально значимые качества и умения, что является одним из непременных условий формирования высокого уровня компетентности. Профессиональная деятельность музыкан -тов всех специальностей связана с большой самоотдачей и требует проявления творческой инициативы, постоянного художественного и педагогического поиска, готовности к принятию нестандартных решений в самых разнообразных ситуациях.

Аспекты деятельности музыканта, как отмечалось выше, включают и исполнительство, и организаторские функции, и, конечно, педагогику, в которой находят приложение своих сил большинство музыкантов разного ранга. Высшее музыкальное образование призвано формировать потребность в самообразовании и предоставлять возможность овладевать способами и средствами саморазвития и самореализа-

ции, поэтому именно в музыкальном вузе осуществляется достижение необходимого уровня профессиональной компетентности, позволяющего музыканту-педагогу в дальнейшем совершенствоваться и достигать вершин мастерства в разных областях педагогической деятельности.

Компетентностный подход в целом определяет задачи проектирования содержания образования и требования «к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные)» [1, с. 4]. Мы рассматриваем профессионально-педагогическую компетентность музыканта как интегральную характеристику его личностных и профессиональных качеств, актуализирующую владение соответствующими компетенциями. Она обусловлена опытом деятельности в сфере музыкальной педагогики и включает ценностно-смысловой, духовно-нравственный аспекты творческой самореализации музыканта в профессионально-педагогической деятельности. Становление профессионально-педагогической компетентности музыканта имеет свои особенности, которые определяются художественно-творческой спецификой и выявляются на всех этапах профессиональной подготовки.

В настоящее время в педагогической науке не существует единого подхода к определению сущности профессиональной компетентности. Однако большинство исследователей подчеркивают прежде всего ее творческую составляющую [2, с. 3]. Основываясь на утверждении, что «профессиональная компетентность педагога представляет собой присвоенную, отрефлек-сированную индивидом (специалистом) в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и личностно значимых компетенций»[3, с. 270], рассмотрим набор компетенций, необходимый музыканту для успешного осуществления профессионально-педагогической

деятельности. Задачи формирования профессиональных компетенций музыканта-педагога нами решаются в соответствии с проектом ФГОС ВПО, разработанным на основе компетентностного подхода. В проекте по направлениям подготовки «Музыкальное искусство » и «Теория и история искусства» (в области музыковедения) определен необходимый для каждой специальности комплекс универсальных и профессиональных компетенций. Рассматриваются инструментальные, общенаучные, социально-личностные и общекультурные компетенции.

Компетенции в сфере познавательной деятельности и саморазвития (инструментальные) выражаются в способности и готовности музыканта овладевать новыми знаниями и творческим опытом, самостоятельно выстраивать путь самосовершенствования, развивать критическое мышление. Социально-личностные компетенции обусловливают социально-профессиональную мобильность специалиста и предполагают формирование таких качеств, как ответственность, толерантность, владение современными технологиями общения и получения информации, потребность в самореализации личностного творческого потенциала. Овладевая социально-личностными компетенциями, музыкант должен осваивать культуру социальных отношений, быть готовым к активному участию в культурном процессе, созидании культурных ценностей.

Осваивая компетенции в области теории и истории мирового и отечественного музыкального искусства (общенаучные), музыкант должен быть способным к использованию профессионального тезауруса при осуществлении музыкально-теоретического и исполнительского анализа музыкальных произведений. Особенно важно осмысление и анализ культурно-исторической эволюции художественных стилей, готовность применять на практике музыкально-профессиональные знания.

Общекультурные компетенции заклю-

чаются в способности анализировать явления музыкального искусства в их сопряжении с широким кругом художественных явлений в различных сферах культуры и искусства в соответствии с контекстом эпохи.

Компетенции в сфере профессиональной деятельности заключаются в способности и готовности музыканта к творческой исполнительской, музыкально-педагогической, научно-методической деятельности. В качестве профессиональных компетенций мы выделяем: способность к осуществлению художественно-творческого анализа явлений музыкального искус-ствав историко-культурномконтексте эпохи и стиля; готовность к созданию собственной концепции и к интерпретации музыкальных произведений различных стилей и жанров; поисковую активность в овладении способами музыкально-исполнительской выразительности; готовность к общению со слушательской аудиторией разной степени подготовленности посредством музыкального языка как универсального средства коммуникации.

Мы предлагаем следующее определение профессионально-педагогической компетентности музыканта: это многоуровневая, интегральная характеристика личностных и музыкально-профессиональных качеств, выражающая совокупность общекультурных, психолого-педагогических и музыкально-теоретических знаний, умений как результат образовательного процесса и социально- профессионального опыта в сфере музыкального образования, характеризующая степень владения специалистом способами музыкально-педагогической деятельности, а также представляющая духовно-нравственную позицию и ценностно-смысловые отношения музыканта-педагога к своей жизни и профессии.

Таким образом, профессионально-педагогическая компетентность музыканта имеет сложносоставную структуру, которая включает в себя разные уровни и компо-

ненты (табл. 1). Нами рассматриваются художественно-эстетический и методологический, общепрофессиональный, специальный уровни как соотношение общего, особенного и единичного. В структуру профессионально-педагогической компетентности мы включаем следующие компоненты: потребностно-мотивационный, социально-профессиональный, личностно-смысловой, духовно-нравственный, ценно-

Структура профессионально-пед

стно-содержательный, индивидуально-творческий, коммуникативный, когнитивный, информационный, операционально-деятельностный.

Становление личности музыканта-педагога как субъекта культуры и профессионально-педагогической деятельности невозможно без осознания студентом ценностно-смысловой значимости педагогической направленности профессиональной

Таблица 1 гической компетентности музыканта

КОМПОНЕНТЫ УРОВНИ

Художественно-эстетический, методологический Общепрофессиональный Специальный

Потребностно-мо-тивационный Художественно-эстетические потребности Интерес к профессии музыканта-педагога, педагогическая направленность профессиональной подготовки музыканта Мотивация к профессионально-педагогической деятельности

Социально-профессиональный Социальная ориентированность личности Профессиональный опыт педагогической деятельности Социально-профессиональная компетентность в сфере музыкальной педагогики

Личностно-смы-словой Профессионально-педагогическая и методологическая культура музыканта-педагога Осознание личностно-смы-словой значимости педагогической деятельности Включение специальных знаний, умений, качеств музыканта-педагога в образ профессии

Духовно-нравственный Моральные нормы и эталоны профессионально-педагогической деятельности музыканта Отношение к музыкальной педагогике как фактору нравственного самосовершенствования Понимание музыки как высшая сфера духовности и нравственности личности

Ценностно-содержательный Отношение к профессионально-педагогической деятельности как терминальной ценности Осознание ценности творческого общения с учеником Отношение к музыке, к личности ученика как к высшей ценности

Индивидуально-творческий Творческий стиль профессионально-педагогической деятельности Владение способами творческой музыкально-профессиональной деятельности музыканта-педагога Раскрытие творческих и музыкально-профессиональных способностей в педагогической деятельности

Коммуникативный Владение метакультур-ными способами коммуникации Культура профессионально-педагогического общения Понимание музыки как универсального языка коммуникации

Когнитивный Понимание искусства как способ художественно-образного познания действительности Усвоение общепрофессиональных основ педагогической деятельности музыканта Применение специальных музыкально-профессиональных знаний

Информационный Культурологическая и музыкально-профессиональная информированность Отбор и применение про-фессионально-педагогиче-ской информации. Освоение музыкально-компьютерных технологий Культура применения современных информационных технологий в музыкально-педагогической деятельности

Операционально-деятельностный Знание форм, методов и средств художественно-педагогической деятельности Применение личностно-ори-ентированных педагогических технологий Учебно-методическое обеспечение процесса подготовки музыканта-педагога

подготовки. Поэтому формирование профессионально-педагогической компетентности музыканта рассматривается нами как сложный, многоуровневый, динамичный процесс, обусловленный спецификой индивидуально-творческой подготовки в соответствии с современными требованиями к уровню профессиональной компетентности и мастерства.

Становление профессионально компетентной личности музыканта-педагога возможно лишь при условии организации процесса профессиональной подготовки как творческого взаимодействия преподавателя и студента. Это взаимодействие должно быть нацелено на становление субъектнос-ти студента, на овладение им опытом и способами профессионально-педагогической деятельности. Поэтому в качестве главной задачи на пути приобщения музыканта к преподаванию музыки можно рассматривать создание атмосферы увлеченности педагогикой как процессом сотворчества с учеником.

В учебной работе с музыкантами разных специальностей, обучающимися в Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова, мы применяли ряд педагогических технологий. На наш взгляд, значительную роль играют разрабатываемые в настоящее время интегральные технологии, а также технологии проблемного обучения, контекстного обучения, технологии сотрудничества, диалоговые технологии, индивидуально-творческие технологии, технологии модульно-компетентностного обучения. В сфере музыкального образования одним из наиболее перспективных направлений является разработка диалоговых технологий. Диалогичность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности музыканта. В процессе диалога осуществляется поиск глубинного смысла изучаемого музыкального произведения, происходит всестороннее познание музыки какфеномена культуры, раскрывается творческий потенциал личности музыканта. Именно в диалоге учебный процесс воспри-

нимается как форма творческой деятельности. Обучающая и развивающая функции диалоговой технологии проявляются в виде особой ролевой установки на самостоятельное творческое взаимодействие с учебным материалом. Диалоговые технологии предполагают изучение культурного многообразия в ракурсе диалога культур. В рамках музыкально-профессионального образования эти идеи служат фундаментом для разработки учебных программ разных специальных курсов, включающих изучение музыкальных произведений мировой и отечественной классики, а также национально-региональный компонент современного музыкального репертуара. Тем самым решается важная задача формирования целостного и масштабного мышления. Опора на учебный репертуар, в который, наряду с мировой классикой, включаются произведения отечественных композиторов, а также современных авторов, представляющих различные национальные школы, дает возможность формировать компетентного музыканта - педагога, обладающего большим культурным диапазоном и воспринимающего историко-культурный процесс во всем его стилистическом и жанровом многообразии.

В процессе профессиональной подготовки музыканта эффективным может быть применение технологии модульно-компе-тентностного обучения [4], способствующей созданию организационно-педагогических условий для осознанного, заинтересованного и глубокого погружения в изучение явлений музыкального искусства. В процессе профессиональной подготовки студентов консерватории применение мо-дульно-компетентностной технологии обучения может осуществляться по индивидуальному плану, в котором определен набор необходимых в данный период компетенций. Модули могут гибко перестраиваться в соответствии с заданным темпом подготовки. Это позволяет самостоятельно и независимо выстраивать собственную траекторию развития компетентностей. Освоение основных образовательных программ,

построенныхкак последовательное распределение учебных модулей, то есть индивидуальных творческих программ, способствует целенаправленному формированию определенных компетенций. Для достижения запланированных результатов педагогу необходимо ясное представление о профессионально значимых действиях. То есть должны быть сформированы умения моделировать учебные ситуации и проектировать операциональную систему овладения специализированными компетенциями музыканта. Применение модульно-компе-тентностной технологии основывается на принципе динамичности, что позволяет свободно изменять содержание модуля и обновлять учебный репертуар. Важную роль для своевременной коррекции деятельности по формированию познавательных и практических умений играет системный контроль, осуществляемый в течение каждого семестра в процессе индивидуальной работы с каждым студентом. Следует отметить также принцип гибкости, позволяющий адаптировать требования к уровню базовой подготовленности учащегося и наметить перспективу его профессионального развития. Для этого необходимо точно формулировать, какими способами возможно достижение искомого результата.

Процесс занятий строится на основе субъектных отношений между преподавателем и студентом и опирается на сотрудничество, совместную деятельность. Педагог отслеживает реакцию студента и вносит необходимые коррективы в темп работы, выбирает соответствующие методы обучения, виды и способы занятий. Важный момент в деятельности педагога - со-

переживание, эмоциональная вовлеченность в процесс работы с учеником. Полагаем, что это одно из важных свойств педагогического таланта, позволяющее мастерски «лепить» будущего музыканта- педагога.

Таким образом, в содержание музыкально-профессионального образования должны органично включаться педагогические знания, современные технологии, которые будут способствовать формированию гармоничной личности профессионального музыканта. Интеграция общепедагогических идей с современными концепциями музыкальной педагогики и традиционными исполнительскими методиками преподавания различных специальных музыкальных курсов может составить основу для разработки педагогических технологий профессиональной подготовки творчески мыслящего педагога, работающего в системе музыкального образования.

Литература

1. Байденко В.И. Новые стандарты высшего

образования: методологические аспекты // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. С. 4-9.

2. Селезнева Н.А. Проблема реализации ком-

петентностного подхода к результатам образования // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 3-9.

3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное

образование: системный взгляд на проблему. Казань: Идея-Пресс, 2008. 608 с.

4. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентно-

стный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

ZELENKOVA E. COMPETENCE-BASED APPROACH TO HIGHER MUSIC PROFESSIONAL EDUCATION

The actual problem of improving the process of training students at higher music educational institutions on the basic of competency approach is analyzed. The structure of the universal and professional competences of a musician as a teacher is given. Also the structure of the professional pedagogical competence of a musician is observed.

Keywords: competency approach, higher music education, competences, professional pedagogical competence, new pedagogical technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.