Научная статья на тему 'Компетентностный подход в условиях модернизации высшего профессионального образования и формирования инновационной экономики в России'

Компетентностный подход в условиях модернизации высшего профессионального образования и формирования инновационной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОМ-ПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / МЕТОД ПОРТФОЛИО / MODERNIZATION OF THE EDUCATION / INNOVATIVE ECONOMY COMPETENT THE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALIST / METHOD PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Н. А., Гончарова М. А., Гончарова H. A.

Статья посвящена проблемам системной реализации компетентностного подхода в условиях модернизации высшего профессионального образования и формирования инновационной экономики в России. Особое внимание авторы уделяют понятию профессиональная компетентность будущего специалиста, новым положениям ФГОС ВПО, а также ключевым изменениям процесса формирования новой модели подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Н. А., Гончарова М. А., Гончарова H. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENT OF THE APPROACH IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION AND FORMATIONS OF INNOVATIVE ECONOMY IN RUSSIA

The article is devoted to the problems of system realization competent the approach in conditions of modernization of the higher vocational education andformations of innovative economy in Russia. Authors give special attention to concept professional competence of the future specialist, new positions ФГОС ВПО and also to key changes of process of formation of new model of preparation of the future specialist (the bachelor, the master).

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в условиях модернизации высшего профессионального образования и формирования инновационной экономики в России»

Н.А. ИЛЬИНА, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общих математических дисциплин Орловского государственного университета М.А. ГОНЧАРОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общих математических дисциплин Орловского государственного университета Тел. 8-953-610-22-45; natalek-81@yandex.ru

H.A. ГОНЧАРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы»

Тел. 8-953-610-21-73

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ подход в условиях МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Статья посвящена проблемам системной реализации компетентностного подхода в условиях модернизации высшего профессионального образования и формирования инновационной экономики в России. Особое внимание авторы уделяют понятию «профессиональная компетентность будущего специалиста», новым положениям ФГОС ВПО, а также ключевым изменениям процесса формирования новой модели подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра).

Ключевые слова: модернизация образования, инновационная экономика, ком-петентностный подход, профессиональная компетентность будущего специалиста, метод портфолио.

В настоящее время в России начат процесс формирования рыночной модели инновационного развития экономики. Ее ключевыми задачами должны стать: технологическая модернизация, перестройка систем управления знаниями в компаниях и ведомствах, институциональные преобразования, реализация новых форм интеграции науки и производства, рост производительности труда, подготовка и переподготовка кадров, развитие инфраструктуры продвижения наукоемкой продукции на региональные рынки и др. Решение этих задач, на наш взгляд, должно быть в первую очередь связано с интенсификацией, углублением процессов модернизации профессионального образования как основы построения эффективной национальной инновационной системы.

В качестве фундаментальной методологии модернизации российской системы, как направление повышения качества образования выступает компетентностный подход. Именно компетентностный подход положен в основу разработки новых ФГОС ВПО. Реализация этих стандартов объективно требует построения новой модели подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра). Эта объективность обусловливается, в свою очередь, разнообразием и структурной сложностью общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров, содержащихся в ФГОС, формирование и развитие которых в рамках действующей объяснительно-иллюстративной модели обучения не представляется возможным.

© H.A. Ильина, М.А. Гончарова, H.A. Гончарова

Системная реализация компетентностного подхода в нашей стране предполагает трансформацию «ЗУНовской» образовательной парадигмы в компетентностную. Формирование новой модели подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра) будет сопровождаться рядом следующих ключевых изменений.

Во-первых, изменения коснутся целей, ценностей, результатов образовательного процесса, которые из плоскости «знания-умения-навыки» перейдут в плоскость совокупности различных компетенций.

В требованиях к основным качественным и функциональным характеристикам обучающегося согласно ФГОС ВПО уровень бакалавриата по различным направлениям подготовки, компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области... Выпускник по любому направлению подготовки с квалификацией (степенью) бакалавр должен обладать следующими компетенциями: общекультурными компетенциями (например, компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера), профессиональными компетенциями (исследовательская деятельность, организационно-управленческая деятельность, информационно-аналитическая деятельность)».

На современном этапе модернизации российского образования, в условиях формирования новой экономики речь идет о подготовке компетентного специалиста, свободно владеющего своей профессией и вместе с тем ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Уже сегодня работодатели, определяя требования к нанимаемому персоналу, в своем выборе руководствуются не перечнем дисциплин, которые были прочитаны «вчерашнему» студенту, а теми компетентностями, которыми он обладает в совокупности с его способностями и личными качествами. Иными словами, компетентность - это не просто обладание знаниями, умениями и навыками, но и возможность их гибкого применения в конкретной предметной области. Таким образом, компетентность есть реализованные на практике компетенции, а также является фундаментальной основой конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Мы разделяем точку зрения большинства исследователей, согласно которой компетентность -сложное, интегративное, многофакторное, многоаспектное качество личности, проявляющееся в общей способности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые были приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

При определении рассматриваемой категории ученые чаще всего исходят из значения латинского аналога «competentis», означающего «соответствующий», «способный», то есть пригодный к реализации тех или иных полномочий, исполнению определенных функций. Это позволяет определить значение компетентности как профессионально-гуманитарное. Вместе с тем многие исследователи отмечают, что профессиональная компетентность характеризует деятельность уже работающего специалиста. В свою очередь это предопределяет объективную необходимость исследования процесса формирования профессиональной компетентности как совокупности теоретических знаний, практического опыта, личностных качеств уже на этапе обучения в вузе.

На основе проведенных исследований мы пришли к выводу, что наряду с понятием «компетентность» следует рассматривать понятие «профессиональная компетентность будущего специалиста», которое определяется нами как динамическая интегративная профессионально-личностная характеристика обучающегося, выражающая единство его теоретической, практической и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, а также способности производить необходимые для этого действия с учетом тенденций изменения временного и пространственного аспектов.

Во-вторых, проявляющиеся уже сегодня тенденции, связанные с изменением роли преподавателя, содержания его деятельности. Так, представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина) выделяют следующие позиции преподавателя, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности студента.

- Преподаватель-консультант. Сущность этой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция реализуется через консультиро-

вание, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо владеет способами деятельности, указывающими путь к решению проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения - научить студента учиться.

- Преподаватель-модератор. Моделирование -деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей. В его основе лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, подводящих студентов к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Основными методами работы преподавателя-модератора являются такие, которые побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу товарищеского сотрудничества. Преподаватель-модератор выступает посредником, который способствует установлению отношений между студентами.

- Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучения студентов. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность преподавателя-тьютора, как и преподавателя-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, определяет направления проектной деятельности. Взаимодействие с тьюторами осуществляется через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции. Задачи преподавателя-тьютора - помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы, следить за ее ходом, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые тьюториалы, консультировать студентов, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего периода изучения дис-

циплины, обеспечивать возможность для использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).

- Преподаватель-фасилитатор оказывает педагогическую помощь и поддержку студентам, которые выражаются в повышении продуктивности деятельности отдельного студента или группы студентов. Эта поддержка мягкая, не направленная, не императивная, но все же она вызывает определенные изменения в личности студента. Оказывая такую поддержку, преподаватель побуждает студента реализовать свои замыслы в конкретных действиях как формах проявления активности субъекта, ответственность за которые несет сам субъект. Такого рода ненаправленные влияния преподавателя на студентов способствуют изменению мыслительной деятельности, повышают уровень креативности, перцепции, вызывают сдвиги в эмоциональных проявлениях. Преподаватель-фасилита-тор ставит студентов в позицию помощников, попутчиков на пути поиска совместных решений, дает студентам полную свободу в этом поиске и право выбора своего решения. При этом функция препо-давателя-фасилитатора реализуется как педагогическая поддержка самопознания студентов на основе установления ценностно значимых связей субъектов взаимодействия при сохранении их личностной уникальности и целостности.

- Преподаватель-тренер. Преподаватель-тренер выступает в качестве обучающего не просто специальности, а мастерству овладения студентом будущей профессиональной деятельностью через усвоение системы определенных знаний. Он помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в учении, подготовке к публичным выступлениям в ходе семинарских и практических занятий, выступлений с докладами и сообщениями на учебных, а затем и научных конференциях.

В-третьих, изменяется позиция обучаемого: из объекта педагогического воздействия, пассивно воспринимающего передачу знаний, умений, навыков, он превращается в активного субъекта образовательного процесса, взаимодействующего не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, проектирующего собственную образовательную траекторию. Последнее находит отражение в требованиях ФГОС ВПО, где подчеркивается, что вуз обязан обеспечить обучающимся

реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

В-четвертых, трансформация образовательного процесса от субъект-объектного к субъект-субъектному объективно потребует использования инновационных педагогических технологий, которые основаны на открытом характере партнерского взаимодействия педагога и обучающихся, созидательном развитии личности, формировании готовности будущего специалиста к принятию решений и взятию на себя ответственности, активном применении информационных и коммуникационных технологий и т.д. Реализация компетентно-стного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (в том числе семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В качестве инструмента сквозного управления процессом оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста мы предлагаем использовать электронный метод портфолио.

Метод портфолио по своему содержанию и технологии позволяет:

- перейти к личностно ориентированному взаимодействию преподавателя и студента;

- способствовать подготовке креативной, саморазвивающейся личности, легко адаптирующейся к условиям постоянных социально-экономических изменений, сопровождающих весь цикл ее профессиональной деятельности (т.н. концепция непрерывного образования);

- обогатить содержание образования новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением профессиональных проблем, ситуаций в условиях рынка, при этом особое внимание уделяется индивидуализации образовательных программ;

- более широко и результативно внедрять и использовать компьютерные средства обучения, телекоммуникационные технологии.

При этом портфолио является, с одной стороны, основанием для оценки работы преподавателем, с другой - материалом для самооценки, что способствует рефлексии знаний. Хорошо спроектированная система оценки методом портфолио отражает не только динамику развития обучаемых, но и вклад преподавателя в процесс формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

Практическая реализация метода портфолио в системе высшего профессионального образования вносит элемент инновационности в организацию образовательного процесса, который приобретает проблемно-исследовательский, практико ориентированный характер.

В-пятых, изменения коснутся организации и содержания образования. Наблюдающаяся в настоящее время излишне «теоретизированная» подготовка молодого специалиста в будущем будет преодолеваться нормативно. Так, в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата прямо подчеркивается, что занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40-50% аудиторных занятий. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Эти организационные мероприятия должны усилить степень соответствия структуры и содержания реализуемых образовательных программ актуальным потребностям общества и национальной экономики. В результате центр тяжести смещается с умения запоминать на умение размышлять и действовать, а используемые современные образовательные технологии должны способствовать формированию и развитию общекультурных и профессиональных компетенций.

Особо следует отметить, что каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Таким образом, учет рассмотренных выше изменений в образовательном процессе вуза будет способствовать системной реализации компетент-ностного подхода в условиях модернизации выс-

шего профессионального образования в нашей стране, что найдет отражение в формировании ком-петентностной модели подготовки специалиста (бакалавра, магистра).

Библиографический список

1. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [Текст] / Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. - М.: Дрофа, 2007. - С. 43.

2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

3. См.: Гончарова М.А., Гончарова Н.А. Роль информационных технологий в процессе вузовской подготовки специалистов [Текст] / М.А. Гончарова, Н.А. Гончарова // Непрерывное профессиональное образование в социокультурной сфере: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, 29-30 марта 2006 г. - Орел: Изд-во ОГИИК, 2006. - С. 373-376; Гончарова М.А., Гончарова Н.А. Реализация компетентностного подхода в подготовке конкурентоспособного специалиста в новых экономических условиях [Текст] / М.А. Гончарова, Н.А. Гончарова // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры: материалы Всероссийской Интернет-конференции, региональной научно-практической конференции. - Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2008. - С. 70-73; Гончарова М.А., Гончарова Н.А. Компетен-тностный подход в подготовке специалиста в условиях становления новой экономической системы [Текст] / М.А. Гончарова, Н.А. Гончарова // Инновационные методы обучения студентов: материалы внутривузовского методического семинара. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. - С. 63-64.

4. Гончарова Н.А. Информационные технологии в формировании профессиональной компетентности будущего учителя: Учебное пособие [Текст] / Н.А. Гончарова // Под ред. А.И. Умана. - Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2007. - 60 с.

ИЛЬИНА N.A., GONCHAROVA M.A., GONCHAROVA N.A.

THE COMPETENT OF THE APPROACH IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION AND FORMATIONS OF INNOVATIVE ECONOMY IN RUSSIA

The article is devoted to the problems of system realization competent the approach in conditions of modernization of the higher vocational education andformations of innovative economy in Russia. Authors give special attention to concept «professional competence of the future specialist», new positions 0rOC BnO and also to key changes of process of formation of new model of preparation of the future specialist (the bachelor, the master).

Key words: modernization of the education, innovative economy competent the approach, professional competence of the future specialist, method portfolio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.