Научная статья на тему 'Компетентностный подход в современном образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС НОО'

Компетентностный подход в современном образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1457
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОУ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФГОС НОО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марахова В.А.

Статья посвящена компетентностному подходу в современной школе: теоретическим аспектам подхода, его практическому применению в образовательном учреждении на всех уровнях (от управленческого до ученического), а также реализации компетентностного подхода в свете ФГОС НОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в современном образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС НОО»

Список литературы:

1. Заславская О.Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатике: дис. ... д.п.н.: 13.00.02 [Место защиты: ГОУ «Московский городской педагогический университет»] / О.Ю. Заславская. - М., 2008. - 443 с.

2. Павлова Л.Н. Управленческая компетенция педагога / Л.Н. Павлова // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 2.

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогическое Общество России, 1999.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

© Марахова В.А.*

Лицей № 17, г. Химки

Статья посвящена компетентностному подходу в современной школе: теоретическим аспектам подхода, его практическому применению в образовательном учреждении на всех уровнях (от управленческого до ученического), а также реализации компетентностного подхода в свете ФГОС НОО.

Ключевые слова: компетентностный подход в ОУ, компетентность и компетенция, компетентностный подход и ФГОС НОО.

В контексте современного образования кроме обязательного минимума по учебным программам второй важной составляющей выступают «требования к уровню подготовки выпускников», прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Введение в образовательный процесс понятия «компетенция» обязывает педагогическую действительность уйти от овладения обучающимися только теоретическими знаниями, которые не способствуют устранению затруднений в решении на практике конкретных ситуаций и задач.

«Компетенция» и «компетентность», получившие свое распространение в 60-70-е годы XX века - два основных понятия компетентностного подхода. Единой трактовки этих двух терминов в науке на данный момент нет. Одни авторы употребляют их как слова-синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие разводят эти понятия по разным основаниям.

На основании труда «Аспекты теории синтаксиса» американского лингвиста, публициста и теоретика Н. Хомского в 1965 году понятие «компе-

* Педагог-психолог.

тентность» входит в теорию языка, а в 70-е годы в Америке начинается переход к компетентностно-ориентированному образованию [2, с. 102-104].

В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются такие специалисты как А.В. Баранников,

B.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова. Все они представляют различные точки зрения в рамках этого подхода.

В словаре Ушакова «компетенция» - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. С последним определением схожа трактовка прямого перевода слова «competence» с английского языка, которое обозначает квалифицированность, способность, годность и компетентность.

В качестве характеристик, необходимых для реализации в профессиональной деятельности, существует следующее определение компетенции: это особенности, которые причинно связаны с эффективной работой. Это значит, что существует доказательство, что владение определенными характеристиками предопределяет и ведет к эффективности в работе [4, с. 308]. Должностная компетенция, в свою очередь, выступает качествами и умениями для достижения эффективности в должности, роли, задании.

«Компетентность» в научной литературе часто представляется в качестве владения, обладания человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Ряд авторов рассматривает компетенции как составляющие общей компетентности человека, специалиста. Данной позиции придерживается и

C.Ш. Чернова, которая под «компетентностью» понимает характеристику личности как обладание совокупностью определенных компетенций. Компетенция, в данном случае, будет выступать как единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида. Данная позиция представляет «компетентность» как совокупность различного рода компетенций.

Соотношение этих же двух понятий в понимании И.Л. Зимней выглядит так: «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире. Оно включает наряду с когнитивно--знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты» [1]. Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность. Анализируя данную позицию, можно сказать, что содержание понятия «компетентность» гораздо шире, чем знания, умения и навыки. Кроме когнитивной составляющей (что?) и операционной (как делать?), в компетентность включаются мотивационная (почему?), этическая (как отнесутся?) и социальная (с кем?) составляющие.

В нашей статье мы придерживаемся понимания компетентности как успешно реализованных в деятельности компетенций, где последние являют-

ся набором черт, способностей, качеств и т.п. Такую же позицию можно найти и у ряда исследователей психологической науки, которые в «компетентность» включают знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.Л. Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.).

Еще в 1998 году Dr V Dulewicz сформулировал примерный список компетенций: интеллектуальные, личностные, коммуникативные, межличностные, лидерские, ориентация на результат. Каждый блок включает в себя конкретные качества. Так, например, в личностном блоке описаны адаптивность, независимость, порядочность, стрессоустойчивость, внимание к деталям, организованность [5, с. 616-626].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, активно реализуемый школами уже несколько лет, в своей основе содержит как раз те самые компетенции, которыми должен обладать как ученик, так и учитель. Ключевые, общепредметные и предметные - для учащегося. Первые предполагают формирование способностей учащегося по поиску и применению нужной информации (уход от получения готового знания, собственная активность), умение работать в команде, готовность к постоянному процессу обучения и учения. Общепредметные -это круг вопросов из различных предметных областей, умение интегрировать информацию, работать с ней для получения тех или иных решений. А предметные представляют собой знания и умения в рамках какого-то учебного предмета или дисциплины.

Во ФГОС НОО ярко прослеживается классификация А.В. Хуторского и его перечень ключевых образовательных компетенций [3].

1. Ценностно-смысловые компетенции (ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения).

2. Общекультурные компетенции (быть осведомленным в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных и общественных явлений).

3. Учебно-познавательные компетенции (самостоятельная познавательная деятельность с элементами логической, методологической, общеучебной деятельности: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности).

4. Информационные компетенции (с помощью различных технических и информационных устройств самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).

5. Коммуникативные компетенции (способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

6. Социально-трудовые компетенции (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, семейных ролей и профессиональных).

7. Компетенции личностного самосовершенствования (физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура и т.п.).

Формирование компетенций обучающегося происходит средствами содержания образования и, реализуя компетентностный подход в рамках ФГОС НОО в образовательном учреждении, необходимо учитывать главный факт: их развитие и способствование вырабатыванию универсальных учебных действий нужно начинать уже с начальной школы, придерживаясь принципов преемственности и на дальнейших ступенях образования.

Современный педагог должен понимать, что обрести свою компетентность обучающийся может только через самостоятельную постановку проблем, а также поиск необходимых для решения знаний путем работы с различными источниками, систематизацией знаний из различных областей науки. По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными, любознательными, инициативными, открытыми внешнему миру, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде и навыки самоорганизации и здорового образа жизни. Таким образом, для реализации компетентностного подхода в образовательной среде ключевым способом развития требуемых компетенций обучающихся становится их специально организованная деятельность, для чего педагогам просто необходимо «включать» в процесс современные педагогические технологии.

В управленческой системе образовательного учреждения реализация компетентностного подхода должна быть осуществлена средствами создания таких ситуаций, которые бы позволяли осваивать обучающимся и педагогам разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую, проектную и др.) и приобретать социальный опыт; через обеспечение общественно-государственного управления с целью реализации запросов потребителей образовательных услуг; работой с социальными партнерами и привлечением общественной экспертизы для оценки качества работы всего образовательного учреждения, а также путем совершенствования структуры образовательного учреждения, выделение приоритетных направлений развития в образовательной политике.

В рамках ФГОС педагог также должен обладать компетентностями: предметно-методическая, психолого-педагогическая, коммуникативная, ИКТ-компетентность, исследовательская, компетентность в сфере трансляции собственного опыта и т.д.

В свете новых стандартов педагогические кадры - не просто источник передачи знаний, теперь они осуществляют личностно-деятельностный подход в образовании, выстраивают индивидуальные траектории для обучающихся, разрабатывают и эффективно применяют образовательные технологии, эффективно используют имеющиеся в школе условия и ресурсы, а также свой собственный методический потенциал. Помимо этого педагог систематически развивается в профессионально-личном плане, осуществляет своевременный контроль и коррекцию за достижением результатов обучающихся (с учетом их личностных особенностей).

Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что компетентно стный подход позволяет проектировать в современной школе формирование универсальных учебных действий обучающихся с ориентацией исключительно на практическую составляющую образования продуктивного характера на всех уровнях участников образовательного процесса.

Понимание компетенций, их структуры, способов формирования и развития, позволяет формировать универсальные учебные действия обучающихся - способности эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и умению переносить свои способности в отличные от учебных условия, а для педагогов - профессионально совершенствоваться и грамотно выстраивать образовательную действительность. Компетентностный подход в современной школе - это отражение требований общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания в различных жизненных ситуациях.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю.С. Кострова // Молодой ученый. - 2011. - № 12. - Т. 2. - С. 102-104.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002, 23 апреля. -http://eidos.ru/journal/2002/0423 .htm.

4. Boyatzis R.E. The competent manager: a model for effective performance. -John Wiley & Sons, 1982. - pp. 308.

5. Human Resource Development International. -2005, March.- Vol. 8. -№ 1, 27-46. - pp. 616-626.

6. Kevin W. and Bernthal, Paul, Job / role competency practices survey report // Development Dimensions International. - 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.