Научная статья на тему 'Компетентностный подход в системе профессионального образования: анализ понятий и соотношений'

Компетентностный подход в системе профессионального образования: анализ понятий и соотношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4056
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рекунов С. Г.

Статья посвящена рассмотрению понятий компетентностного подхода и классификации компетенций, внедряемых в систему высшего профессионального образования на современном этапе модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in the system of vocational education: analysis of notions and correlations

The article is devoted to definitions of the notion «competence approach» and classification of competences introduced to the system of higher vocational education at the modern stage of modernisation.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в системе профессионального образования: анализ понятий и соотношений»

С. Г. Рекунов

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

И СООТНОШЕНИЙ

Работа представлена кафедрой пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ю. Г. Баскин

Статья посвящена рассмотрению понятий компетентностного подхода и классификации компетенций, внедряемых в систему высшего профессионального образования на современном этапе модернизации.

The article is devoted to definitions of the notion «competence approach» and classification of competences introduced to the system of higher vocational education at the modern stage of modernisation.

В настоящее время в целях повышения качества и эффективности высшего профессионального образования активно внедряются современные образовательные тех -нологии, а именно: компетентностный под-

ход в образовании; модульное обучение; рейтинговая система в обучении; кредитная система оценки трудоемкости программ. Предметом внимания в данной статье является компетентностный подход.

В ряде западноевропейских систем профессионального образования принято выражение «обучение на основе компетенций». В США существует так называемая единица измерения устаревания знаний специалиста, которая называется периодом полураспада компетентности, когда компетентность специалиста снижается на 50%. Исследования свидетельствуют, что по многим профессиям этот порог наступает менее чем через 5 лет. Применительно к российской системе образования этот период наступает раньше, чем заканчивается обучение. Поэтому обучение на основе компетентностного подхода является в на -стоящее время наиболее актуальным, поскольку обучение на основе компетенций -это исходная точка модернизации российского образования, которая указывает на качество конечного продукта - знания, навыки и умения выпускника. В основе компетентностного подхода лежат понятия компетенции, компетентности.

В литературе существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Понятие «компетенция» включает не только когнитивную и операциональную -технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую функции обучаемого. Такое широкое определение понятийного содержания компетенции существенно затрудняет ее измерение и оценку в качестве резуль -тата обучения. Например, В. М. Шепель в определение компетентности включает зна-ния, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мне-

ния». Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. А. Л. Журавлев, Н. Ф. Талызина, P. X. Шакуров, А. И. Щербаков и другие в понятие «компетентность» включают знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности. Ю. И. Алюшина и Н. А. Дмитриевская считают, что компетенция - это единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации1.

Таким образом, анализируя вышесказанные определения, можно заключить, что «компетентность» - интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускни-ка для выполнения деятельности в определенных областях. Иными словами, компетенция - это знания, а компетентность - это умения (действия).

А. В. Хуторский использует термин «образовательная компетенция» как главное требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определен -ному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции, по мнению И. А. Зимней, - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека2.

В общеевропейском проекте TUNING «...понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способ-

ность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). По мысли В. И. Байденко компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать»3. Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда, что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду; что компетентность человека имеет вектор акмеоло-гического развития; что профессионализм включает компетентности4.

С этих позиций общие компетенции разделены на три группы: инструментальные, межличностные и системные. Инструментальные компетенции, которыми должен овладеть специалист, включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии принятия решений; умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; коммуникативные навыки.

Овладение межличностными компетенциями позволяет развивать способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике; социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением работать в группах.

Системные компетенции включают в себя способность воспринимать, как части

целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого компонента в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

Таким образом, формирование инструментальных, межличностных, системных компетенций и обучение на основе компетентностного подхода предполагает их формирование как конечный результат учебного процесса.

В российской образовательной системе термин «компетентностный подход» существует как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Сущность компетентностного подхода и проблемы формирования компетенций анализировались в работах Н. Хомского, В. Н. Кунициной, В. И. Байденко, А. В. Хуторского, Н. А. Гришановой, О. Б. Томилина, Ю. Г. Татур, Г. Р. Сергеевой, И. А. Зимней, А. К. Марковой и др. Однако идея компетентностного подхода в российской системе образования не нова. В ее становлении можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность .

Второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении.

Третий этап развития компетентностного подхода (1990 г. и до настоящего времени) характеризуется тем, что в методических материалах очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования5.

Изменения во взглядах на обучение на основе компетентностного подхода каса-ются прежде всего переноса акцента с про-

цесса обучения на результаты обучения, изменения роли преподавателей и связанных с этими изменениями организации обучения и методов оценки. Кроме того, компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования6. Не отрицая значения знаний, акцентируется внимание на способности использования полученных знаний. Из этого можно сделать заключение, что обучение компетенциям не сводится только к знаниям или только к умениям, компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием на практике; одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности.

Таким образом, понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. К числу характеристик компетентностного подхода относятся следующие положения:

• содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности с учетом использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся;

• смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

• оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней обра-

зованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения7.

Компетентностный подход акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе изменяются цели образования, которые отражают новые возможности обучаемых, рост их личностного потен-циала, например:

• Научить учиться, т. е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими обучающимися.

• Научить объяснять явления действи-

тельности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий науч-

ный аппарат, т. е. решать познавательные проблемы.

• Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т. е. решать аналитические проблемы.

• Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.).

• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. п.).

• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведени -ях системы профессионального образования.

Такое повышение уровня образованности и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников образовательных учреждений, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали.

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из та -ких способов.

Таким образом, компетентностный подход в образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем этот подход вступает в противоречие со многи-ми сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности обучающихся, педагогической деятельности преподавателей, работы администрации. Практика преподавания в высшей профессионально-технической школе показала, что кризис, давно уже существующий в области образования, не только не преодоле-

вается, но до сих пор в полной мере даже и не осознается большинством участников учебного процесса. Ведущим в учебном процессе по-прежнему остается объяснительно-иллюстративный дидактический подход, при котором образец деятельности (делай, как я) передается как единственно возможное содержание обучения. Безусловно, это не отвечает потребностям времени, более того, противоречит новым запросам практики. Сейчас возникла настоятельная потребность обучать курсантов настоящим способам мышления (теоретическому, диалектическому, логическому, анализу, синтезу, системному подходу). Развивать их творческие способности (умение применять усвоенные знания в любых ситуациях, включая и самостоятельную постановку задачи, а также поиск новых способов решения задач), повышать профессиональное мастерство преподавателей, когда они могут свободно осуществлять педагогическую деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях.

На данном этапе модернизации высшего профессионального образования компетентностный подход необходимо внедрять через опытно-экспериментальную работу и теоретическую и методическую переподготовку кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы II методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества специалистов, 2004.

2 Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

3 Баиденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие СПб., 2006. С. 5, 54-55.

4 Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория качества специалистов образования: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества специалистов, 2001; Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. .№ 5. С. 3-12; Зимняя И. А. Указ. соч.

5 Зимняя И. А. Указ. соч.

6 Леднев В. С., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002, С. 24.

7 Лебедев О. Е. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.