Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке магистров к профессионально-педагогической деятельности'

Компетентностный подход в подготовке магистров к профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASTER''S EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / MODULAR TRAINING / PRODUCTIVE LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакмаев А. Ш., Магомедов Ш. А.

В статье проанализирован компетентностный подход, выступающий в качестве методологической основы нового образовательного стандарта и представляющий собой совокупность общих принципов определения цели и задач образования, отбора содержания обучения, организации образовательного процесса и оценки результатов готовности магистров к профессионально-педагогической деятельности. Особое внимание уделено принципам модульного обучения, представляющего собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства её достижения-модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Выделяются и описываются характерные особенности результата профессиональной готовности магистранта в рамках компетентностного подхода, который рассматривается как «способность к деятельности», предполагающую умение ставить цель и достигать её.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакмаев А. Ш., Магомедов Ш. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN MASTER TRAINING FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article analyzes the competence approach as a methodological basis for a new educational standard and which represents a set of general principles for determining goals and objectives of education, selection of the contents of training, organization of the educational process and evaluation of readiness of master studentsto professional-pedagogical activity. Particular attention in the work is paid to the principles of modular training, presenting the concept of educational process, in which professional competence of trainees serves as a set of learning objectives, and modular design of the contents and structure of vocational training serves as a means to achieve it. The author marks out and describes characteristic features of the result of professional readiness of a student within the competence-based approach, which is considered as "the ability to activity", which means the ability to set goals and achieve them.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке магистров к профессионально-педагогической деятельности»

References

1. Arabyan K. K. Novaya obrazovatel'naya paradigma. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; 12.

2. Bajgusheva I.A. Professional'no napravlennaya matematicheskaya podgotovka 'ekonomistov v vuze. Astrahan', 2013.

3. FGOS podgotovki bakalavrov po napravleniyu «'Ekonomika» [oficial'nyj sajt pravovoj konsul'tacionnoj sluzhby]. Available at:: http://www. zakonprost.ru/content/base/part/670125.

4. Bajgusheva I. A. Princip professional'noj napravlennosti matematicheskoj podgotovki 'ekonomistov v vuze. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. 2013; 1(27).

5. Stefanova G.P, Bajgusheva I.A. Tipovye professional'nye zadachi kak pokazatel' sformirovannosti matematicheskoj kompetentnosti budus-chih 'ekonomistov. Nauka i shkola. 2013; 1.

6. Bajgusheva I.A. Model' uchebnogo processa professional'no napravlennoj matematicheskoj podgotovki 'ekonomistov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 5(42).

7. Man'kova O.V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya i sposoby ee uspeshnoj realizacii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. 2013; 7(135).

Статья поступила в редакцию 29.12.14

УДК.378.

Bakmaev A.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, IT Department, Dagestan State Pedagogical University Magomedov Sh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Department of Physical and Mathematical Education and Information and Communication Technologies, Dagestan Institute of Additional Education of Teachers (Mahachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru

COMPETENCE APPROACH IN MASTER TRAINING FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article analyzes the competence approach as a methodological basis for a new educational standard and which represents a set of general principles for determining goals and objectives of education, selection of the contents of training, organization of the educational process and evaluation of readiness of master studentsto professional-pedagogical activity. Particular attention in the work is paid to the principles of modular training, presenting the concept of educational process, in which professional competence of trainees serves as a set of learning objectives, and modular design of the contents and structure of vocational training serves as a means to achieve it. The author marks out and describes characteristic features of the result of professional readiness of a student within the competence-based approach, which is considered as "the ability to activity", which means the ability to set goals and achieve them.

Key words: education, professional education, Master's education, competence approach, modular training, productive learning technologies.

А.Ш. Бакмаев, канд.пед.наук, доц. каф.информационных технологий ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Ш.А. Магомедов, канд.пед.наук, доц. каф. физико-математического образования

и ИКТ ГБОУ ДПО «Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье проанализирован компетентностный подход, выступающий в качестве методологической основы нового образовательного стандарта и представляющий собой совокупность общих принципов определения цели и задач образования, отбора содержания обучения, организации образовательного процесса и оценки результатов готовности магистров к профессионально-педагогической деятельности. Особое внимание уделено принципам модульного обучения, представляющего собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства её достижения-модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Выделяются и описываются характерные особенности результата профессиональной готовности магистранта в рамках компетентностного подхода, который рассматривается как «способность к деятельности», предполагающую умение ставить цель и достигать её.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, магистратура, компетентностный подход, модульное обучение, продуктивные технологии обучения.

Перспективы развития российского образования, в том числе и системы высшего педагогического образования, определяется Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Сейчас единообразная система получения высшего профессионального образования, в том числе и педагогического, сменяется новой многоуровневой системой, существенно отличающейся от моноуровневой как по содержанию, так и по структуре организации [1].

По новой многоуровневой формуле обучения на получение общего высшего образования отводится четыре года (программа бакалавра), а на овладение специализированными знаниями и профессиональными навыками два года (программа магистра). Многоуровневая система высшего профессионального образования, предполагающая подготовку магистрантов к профессионально-педагогической деятельности, учитывает профессиональные и личностные качества, которыми они должны

обладать как квалифицированные работники: профессиональной компетентностью, самостоятельностью, ответственностью, мобильностью, аналитическим мышлением, информационной культурой, творческой активностью, готовностью к постоянному обновлению знаний и т.д.

Решение проблемы обеспечения выпускников высших учебных учреждений, а именно магистров актуальными знаниями, навыками и современными компетенциями возможно, на наш взгляд, лишь путём разработки и внедрения прогрессивных моделей образования, где будет решаться задача оптимизации образовательного пространства на основе новой образовательной парадигмы - компетентностного подхода.

Сегодня можно утверждать, что модель компетентност-ного подхода концептуально сформулирована и представляет методологическую основу профессионального образования.

Компетентностный подход в образовании предполагает не просто трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности. При этом компетентностный подход предполагает пересмотр на инновационной основе общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2].

Основные концептуальные положения компетентностного подхода относительно смысла образования и организации образовательного процесса формулируются так:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности решать профессиональные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт обучаемых;

- в образовательном процессе создаются условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Анализ многочисленных публикаций показывает, что компетентностный подход - это попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, т.к. компетентностный подход связан с выполнением особого заказа на компетентного специалиста со стороны работодателей.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности в современных условиях определяется не столько объёмом знаний, их энциклопедичностью, сколько способностью решать профессиональные проблемы и задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Сторонники компетентностного подхода провозгласили основой содержания образования не знания, а более сложную культурно-дидактическую структуру - целостную компетентность.

Базовыми принципами компетентностного подхода являют-

а) содержание образовательной программы подразумевает не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых, базовых, специальных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда;

б) непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека;

в) переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость профессионального образования.

Компетентностный подход как образовательная концепция и методологический подход в педагогике высшей школе представляет собой совокупность общих принципов определения цели и задач профессиональной подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки его результатов. В связи с этим он включает в себя:

- теоретическое обоснование цели профессиональной подготовки;

- теоретическое обоснование необходимости и объема изменений в содержании образования;

- определение образовательной стратегии, включающей соответствующие технологии, формы и методы обучения;

- выработку критериев и диагностического инструментария оценки результатов профессиональной подготовки.

Таким образом, компетентностный подход предусматривает системную трансформацию профессиональной подготовки, основу которой составляет идея направленности образовательного процесса вуза в единстве его целевого, содержательного и технологического компонентов на конечный результат - становление профессиональной компетентности будущего специалиста [3].

В качестве целей-результатов образовательного процесса, с позиций компетентностного подхода, выступают принципиально новые образовательные компоненты - компетенции.

Отличия компетенций от других продуктов-результатов образовательного процесса состоят в том, что они являются интегрированным результатом, позволяющим решать целый класс задач в отличие от функциональной грамотности и существующие в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности.

Компетенция является дидактической единицей усвоения, такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с поставленными задачами.

Профессиональная компетентность магистрантов представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной

компетентностей, каждая из которых состоит в свою очередь их ключевых, базовых и специальных компетенций.

Общекультурная компетентность является обязательной атрибутивной характеристикой личности магистранта любой профессиональной деятельности. Она проявляется в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ подведения личности в обществе. Она представлена социальными, межкультурными, коммуникативными, социально-информационными компетенциями широкого спектра использования, обладающими определённой универсальностью.

Общепрофессиональная компетентность отражает специфику конкретной профессии, является обязательной атрибутивной характеристикой личности магистранта конкретного профиля. Она включает в себя профессионально-этические, методологические, предметно-ориентированные компетенции, которые носят общепрофессиональный характер и являются инвариантными к деятельности по определённому-профилю.

Помимо этогона наш взгляд необходимо включить в перечень общепрофессиональных компетенций и такие как аналитические, диагностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские компетенции.

Согласно компетентностному подходу содержание образования призвано строиться на принципе модульного обучения. Модульный подход в высшем профессиональном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства её достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Модуль понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций [4].

Перестройка образовательного пространства на принципах модульности предполагает:

- предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;

- установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля;

- разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения;

- повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;

- ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:

1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;

3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учётом соответствующих принципов и механизмов.

Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения [5].

Важнейшее место в реализации цели и содержания развития профессиональной компетентности магистрантов принадле-

жит продуктивным технологиям обучения, которые совершенствуют функциональную подготовку магистранта:

- деятельностно-ориентированные технологии (метод проектов; игровые технологии; имитационно-игровое моделирование технологических процессов);

- когнитивно-ориентированные технологии (методы учебного диалога и учебной дискуссии; проблемное обучение, задач-ный метод, контекстное обучение; мозговой штурм);

- личностно-ориентированные технологии (технология субъектного развития; технология личностно-творческого развития; тренинг развития, тренинг личностного роста, смысло-поисковый диалог).

В компетентностно-ориентированном обучении целесообразно использование следующих форм и методов обучения: работа в парах; работа в малых группах; производственная практика; производственная экскурсия; изучение и анализ конкретного опыта; демонстрация трудового опыта; изучение и анализ конкретных случаев из практики; практические и лабораторные работы с элементами творческой деятельности; защита особого способа решения профессиональной задачи; проведение самостоятельного микроисследования; разработка рацпредложения и др. [5].

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, решать профессиональные задачи различной сложности.

Результат профессиональной готовности магистранта в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность к деятельности», которая предполагает способность ставить цель и достигать её в деятельности, решать проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.

Измерение уровня компетентности магистров требует совершенствования контрольно-измерительных материалов, где к основным методам оценки, используемым в модульном обучении, относятся:

- решение задач;

- сбор образцов деятельности магистрантов, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;

- экзамен в активной форме;

- свидетельства, демонстрируемые в процессе смоделированной или реальной трудовой ситуации;

- индивидуальные или групповые проекты;

- практические задания по демонстрации умений.

Оценка освоенных компетенций осуществляется по критерию «умеет/не умеет делать». Она может быть проведена с

Библиографический список

участием внешних экспертов или на рабочем месте. Методика позволяет выявить несоответствие (недостаточные умения) демонстрируемых компетенций задачам модуля в конкретной области [6].

Критерии для установления уровня профессиональной компетентности:

- владение базовым уровнем теоретических знаний и умением применять их в собственной практической деятельности;

- способность объяснять собственные достижения, видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения;

- способность решать инновационные проблемы; владение методами профессионального исследования;

- умение соотносить свой опыт с опытом коллег, а также анализировать достижения и недостатки в собственной работе и работе коллег;

- степень владения коммуникативной компетенцией;

- способность и стремление продолжать профессиональное образование.

Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания, организации учебного процесса и оценки его результатов. К числу основных положений компетентностного подхода мы относим:

- цели обучения заключаются в развитии у магистрантов способности самостоятельно решать стандартные и нетипичные задачи в различных сферах профессиональной деятельности;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный и учебно-профессиональный опыт решения познавательных, мировоззренческих, производственных ситуаций и задач;

- смысл организации учебного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления магистрантами опыта самостоятельного решения указанных задач;

- оценка учебных результатов основывается на анализе уровней сформированности общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Таким образом, готовность магистра к профессионально-педагогической деятельности характеризуется объединением содержательных, организационных, методических и технологических компонентов профессионального обучения, а также теоретических и прикладных аспектов, обеспечивающих структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещая в одной организационно-методической структуре дидактическую цель, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Москва, 2012.

2. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Москва, 2007.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва. 2005.

5. Галковская И. Возможности и сложности модульного обучения. Псков, 2007.

6. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы. Образовательная технология, 2008.

7. Бершадский М., Гузеев В. Новая реальность образования: ответы на угрозы и вызовы. Москва, 2008.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody. Moskva, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Hutorskoj A.V. Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovaniya. Moskva, 2007.

3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva. 2005.

4. Galkovskaya I. Vozmozhnostiislozhnostimodul'nogo obucheniya. Pskov, 2007.

5. Il'in G.L. Pedagogicheskaya tehnologiya novoj obrazovatel'noj paradigmy. Obrazovatel'naya tehnologiya, 2008.

6. Bershadskij M., Guzeev V. Novaya real'nost' obrazovaniya: otvety na ugrozy i vyzovy. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 24.12.14

УДК 378

Gamzaeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Professional Education, DSPU (Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, ChGU (Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN VOCATIONAL TRAINING. In the article the importance of interactive teaching methods in the formation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.