Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке будущего специалиста библиотечного дела'

Компетентностный подход в подготовке будущего специалиста библиотечного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуржанова Г. И.

Рассмотрены вопросы развития и формирования профессиональных компетенции будущих специалистов библиотечного дела. Приводится определение понятия «компетенция», и отмечается, что в процессе обучения необходимо проводить ориентацию не понимание компетенции в контексте современной теории самоорганизации. Показаны современные педагогические технологии обучения – как проблемное, развивающее, модульное, знаково-контекстное, интегрированное, личностно-ориентированное. Подчеркивается, что развития профессиональных компетенции у будущих специалистов библиотечного дела являются актуальными и востребованными стратегиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке будущего специалиста библиотечного дела»

НРК образования в условиях его стандартизации: сб.материалов. - Бирск, 1998. - С. 22-27.

6. Туний А.Н. Реализация принципа региональности в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 1999. - 184 с.

7. Щербакова В.И. Использование принципа региональности при изучении химии с целью активизации познавательной деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Тамбов, 1996. - 155 с.

КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА © Нуржанова Г.И.*

Казахский государственный женский педагогический университет, Республика Казахстан, г. Алматы

Рассмотрены вопросы развития и формирования профессиональных компетенции будущих специалистов библиотечного дела. Приводится определение понятия «компетенция», и отмечается, что в процессе обучения необходимо проводить ориентацию не понимание компетенции в контексте современной теории самоорганизации. Показаны современные педагогические технологии обучения - как проблемное, развивающее, модульное, знаково-контекстное, интегрированное, личностно-ориентированное. Подчеркивается, что развития профессиональных компетенции у будущих специалистов библиотечного дела являются актуальными и востребованными стратегиями

Сама роль образования на современном этапе развития в Республики Казахстан определяется процессами перехода к демократическому правовому развитому государству.

Происходящие социально-экономические изменения ставят и предъявляют все более возрастающие требования к подготовке профессионала. Будущий специалист библиотечного дела должен обладать глубокими и гибкими профессиональными знаниями и умениями, и вместе с тем развитыми профессиональными и социальными качествами и характеристиками, а также быть ориентированным на необходимость овладения профессиональными умениями на уровне профессиональных компетенции.

Компетенции - это способность на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений осуществлять как привычную, так и

* Старший преподаватель кафедры Библиотековедения и библиографии

новую профессиональную деятельность. Профессиональные компетенции дают возможность специалисту-профессионалу быть адаптивным к изменяющимся условиям на рынке труда и предоставляют возможность раскрыть способности к самореализации в разнообразных сферах профессиональной деятельности.

Для становления, развития и формирования профессиональных компетенции у будущих профессионалов, в процессе профессионального обучения необходимо создать все организационно-педагогические условия. Формировать новые жизненные установки личности [1], развивать самостоятельную, творчески мыслящую личность, способную к принятию самостоятельных профессиональных решений. Использование и внедрение развивающих педагогических технологии. Эти педагогические технологии позволяют в достаточно короткие сроки (период обучения в образовательном учреждении) подготовить современного специалиста профессионала, способного быть конкурентно способным на рынке труда, то есть обладать необходимыми профессиональными компетенциями.

Компетенция-это интеллектуальный ресурс библиотечного работника, выраженный в его способности применять свои знания, умения и навыки в соответствии с необходимостью решения производственных проблем в изменяющихся условиях [2].

В настоящее время в современной педагогике формируется новая концепция - competence - based - education. Цель концепции преодоление разрыва между результатами обучения и современными требованиями практики. Для достижения поставленный цели необходимо пошаговая пооперационная деятельность педагога, то есть само понятие «педагогическая технология» предполагает решения по достижению поставленной дидактической задачи, и это приводит к достижению проектируемого образовательного результата.

Педагогическая технология - это упорядоченная система процедур, обновляющих профессиональную деятельность педагога и гарантирующих конечный планируемый результат. По определению ЮНЕСКО, педагогическая технология - это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования

Будущему специалисту библиотечного дела, нужно владеть исследовательскими компетенциями, обязательно уметь общаться с читателями (потребителями информации) и естественно иметь речевые компетенции, создавая библиографические указатели, составляя научно-аналитические обзоры, дайджесты, путеводители и другие продукты, иметь аналитические способности, и владеть мыслительными компетенциями.

Будущий библиотекарь-библиограф в свой предстоящей профессиональной деятельности должны уметь анализировать, уметь обобщать, уметь систематизировать, уметь актуализировать информацию, и владеть информационными компетенциями.

Международная программа ЮНЕСКО «Образование для всех», подчеркивает, что нужно получать высококачественное образование и развивать свой потенциал. Феномен актуализации информации, то есть превращение информации в знания происходит только через акт понимания [3].

В процессе обучения нужно осуществлять ориентацию на смыслообразующий компонент компетентности и понимание компетенции в контексте современной теории самоорганизации. Понятие «компетентност-ный» подход и «ключевые компетенции» введены в педагогический дискурс и появились научно-теоретические и научно-методические работы В 60-х гг. ХХ в США возникает особое направление гуманистической психологии, основоположником и лидером которой был Карл Роджерс, выдающийся американский психолог (08.01.1902-04.02.1987)

Роджерс К. опирается на принцип самоактуализации и основные научные постулаты теории К. Роджерса широко известны: вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека; убеждение в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал в процессах межличностного общения, фасилити-рующие личностное развитие и обеспечивающих конструктивные личностные изменения («безусловное позитивное принятие другого человека», «активное эмпатическое слушание», «конгруэнтное самовыражение в общении» представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных социально'-личностных условиях [4].

Будущий специалист библиотекарь-библиограф в основе его профессии лежат общечеловеческие, гуманистические нормы, которые постоянно наполняются особенными профессиональными знаниями, умениями, навыками. Личность библиографа свободна и ответственна, целостна и гармонична и предполагает актуализацию и реализацию всех потенциальных возможностей человека педагогическим воздействием [5].

Способностью к творческой деятельности потенциально обладает каждый и обучения и все педагогические технологии необходимо будущего специалиста библиотечного дела. Компетенция-это интеллектуальный ресурс библиотечного специалиста и его способности применять свои знания, умения и навыки, а также высокая мотивация к труду.

В США постоянно изучают различные факторы, ведущие к изменениям знаний, умений и профессиональных навыков библиотечных специалистов, а также значительное внимание уделяется анализу структуры компетенции с использованием метода кластеризации [6]. Американский подход связывает компетенции с поведенческими характеристиками, такими

как самосознание, саморегуляция, социальные навыки и считают, что они могут быть сформированы через обучение и развитие личности.

В Казахском Государственном Женском педагогическом университете разработана и опробирована образовательная технология системного формирования базовых компетенции студентов с помощью информационно-компьютерных технологии (ИКТ). Проводится внедрение этой технологии в преподавании многих базовых и элективных дисциплин в подготовке специалиста библиотечного дела, то есть такие базовые компетенции как способность и готовность к самообучению, способность и готовность применять знания и навыки работы с предметными информационными системами для повышения эффективности процессов образования, самообразования и готовность применять знания об информации и.т.д. [7].

К личностно ориентированным образовательным технологиям, кото -рые содействуют эффективному процессу профессионального обучения, к этому нужно отнести: приоритеты современности педагогики парадигмы, как саморазвитие, самообразование, самопроектирование.

Современные технологии обучения это: проблемное, развивающие, модульное, программированное, знаково-контекстное, интегративное, личностно-ориентированное образование и информационные технологии.

Например, применение технологии проблемного обучения осуществляется во всех читаемых дисциплинах, а особенно теоретических как: «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Документоведение», «Книговедение, и история книги», «История библиотечного дела» и др.

Личностно-ориентированное обучение и его технологии и требования: диалог, диалогичность; деятельностно-творческий характер; поддержка индивидуального развития обучаемого; предоставление студенту должного пространства свободы для принятие самостоятельных решений, творчества, выбора способов обучения и поведения.

Например дисциплина «Руководство чтением детей», «Библиотечное общение», «Информационная культура» при изучении студентами этих дисциплин педагог-тьютор должен иметь ценностное отношение к обучаемому, его культуре, творчеству; постоянно всемирно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную сферу; творчески работать с содержанием обучения, всемирно обогащая содержание определять его личностно-смысловую направленность;

Знаково-контекстный метод в обучении, в котором при руководстве всей системой дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Такие специальные дисциплины: «Библиографическая деятельность», «Аналитико-синтетическое обработка документа» (АСОД), «Научная обработка документов и создание Банков Данных», «Библиография научно-технического комплекса», «Библиография социально-

гуманитарного профиля», «Библиотечный фонд», в процессе изучения данных дисциплин постоянно осуществляется освоение обработки документов их анализ и синтез, индексирование, систематизация, структурирование и т.д. И самое важное, что здесь перед студентам выступает документ содержащий информацию, которую нужно усвоить, получить знание-понимание - умения и навыки. Главными свойствами знаково-контекстного обучения - выступает анализ информации (документов), их синтез, структурирование, систематизация, классификация, индексирование, создание вторичной информации и вместе с этим выделяются, определяются реальные контуры будущей профессиональной деятельности.

В процессе знаково-контекстного обучения определяются виды и формы деятельности как: учебная (лекции, самостоятельная работа студентов (СРС)); связи профессиональная деятельность; учебно-профессиональная деятельность (НИР, производственная практика). Особенно интересно используются возможности технологии знаково-контекстного обучения в дисциплине «Аналитико-синтетическая обработка документа» (АСОД).

В дисциплинах: «Информационная культура», «Компьютерная грамотность», «Библиотечная реклама» используется модульное обучение, методика которого довольно широко знакома в педагогических кругах и используется в учебном процессе [8].

В процессе применения этих педагогических технологий, которые направлены на изменение роли студентов в учебном процессе, и отсюда обучаемые студенты ориентируются на активную познавательную деятельность. Педагогу необходимо грамотное использование разнообразных педагогических технологий, и процесс обучения становится интересным и результативным. Увеличивается уровень познавательной активности, получаемые знания носят гибкий характер и формируется способность к принятию творческих нестандартных решений, Активная, самостоятельная познавательная деятельность студентов, позволяет констатировать, что развитие профессиональных компетенций у будущих специалистов библиотечного дела является особо актуальной и востребованной.

Список литературы:

1. Компетенции как элемент системы управления бизнесом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.aitsoft.ru/competence.php.

2. Елепов Б.С., Крючкова Е.М. Компетентность и компетенции библиотечного специалиста: как и зачем их оценивать // Библиотековедение. -2009. - № 3. - С. 117-124.

3. Васильков А.В. Актуализация информации как сущность управления знаниями // Библиотековедение. - 2009. - № 2. - С. 32-36.

4. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на исихотератино / Пер.с англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.

5. Джарылгасова С.К. Самоактуализация личности библиографа в межличностном общении // Кггапхана. - 2005. - № 4. - С. 35-37.

6. Cortez E.M., Du Ha S.K., Kaz Lauskas E. John.What the library and information professional can learn from the information technology and project management knowledge areas. Компетенция и профессиональные навыки специалистов по информации и библиотечному делу: что могут дать им знания по информационным технологиям и проектному менеджменту // Portal: Libraries and Academy. - 2004. - Vol. 4. - № 1. - P. 131-144.

7. Нуржанова Г.И. Инновационная технология формирования информационной культуры будущих бакалавров библиотекарей-библиографов // Достояние нации. - 2009. - № 4. - С. 157-162.

8. Нуржанова Г.И. Современные информационные технологии обучения будущих бакалавров библиотекарей библиографов // Поиск. - 2009. -№ 4 (1). - С. 308-313.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ -ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ © Попова О.Н.*, Брехова А.В/

Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж

Данная статья посвящена на наш взгляд очень актуальной проблеме современного человека, общества и образования - проблеме духовнонравственного воспитания наших детей, нашего будущего. В статье отражены наблюдения ведущих организаций за данной проблемой и наши собственные взгляды.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подго-

* Аспирант кафедры Педагогики

♦ Доцент кафедры Технической механики и технологического образования, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.