Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовании как необходимое условие профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе'

Компетентностный подход в образовании как необходимое условие профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИДАКТИКА ЯЗЫКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / COMPETENCE-BASED APPROACH / LANGUAGE DIDACTICS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MODERNIZATION OF EDUCATION / ACADEMIC KNOWLEDGE / PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING / PARADIGM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна

Статья посвящена одному из приоритетных направлений модернизации российского образования: переходу от знаниевой парадигмы к компетентностной. Авторы анализируют эволюцию понятия компетентности в образовании, подробно рассматривают методологическую основу компетентностного подхода, разработанную в рамках европейского проекта Tuning. На примере реализованного авторами образовательного проекта Business English + Knowledge Management доказывается практическое значение использования единого обучающего комплекса, объединяющего методологию компетентностного подхода с применением цифровых технологий в процессе приобретения студентами профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION AS A NECESSARY CONDITION FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS WITHIN HIGHER SCHOOL

The article is devoted to one of the priority areas in the Russian education modernisation: transition from the knowledge paradigm to the competence-based one. The authors analyse the evolution of the competence notion in education and consider in detail the methodological basis for the competence-based approach developed in the framework of the European project ‘Tuning’. By the example of the ‘Business English + Knowledge Management’ educational project implemented by the authors, practical importance of using a single training complex that combines the methodology of the competence-based approach and digital technology in the process of acquiring professional competences by students is proved.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовании как необходимое условие профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.6.56

Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена одному из приоритетных направлений модернизации российского образования: переходу от знаниевой парадигмы к компетентностной. Авторы анализируют эволюцию понятия компетентности в образовании, подробно рассматривают методологическую основу компетентностного подхода, разработанную в рамках европейского проекта Tuning. На примере реализованного авторами образовательного проекта Business English + Knowledge Management доказывается практическое значение использования единого обучающего комплекса, объединяющего методологию компетентностного подхода с применением цифровых технологий в процессе приобретения студентами профессиональных компетенций. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/6/56.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. C. 256-261. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Методика преподавания языка

Language Teaching Techniques

УДК 378.147 Дата поступления рукописи: 02.04.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.6.56

Статья посвящена одному из приоритетных направлений модернизации российского образования: переходу от знаниевой парадигмы к компетентностной. Авторы анализируют эволюцию понятия компетентности в образовании, подробно рассматривают методологическую основу компетентностного подхода, разработанную в рамках европейского проекта Tuning. На примере реализованного авторами образовательного проекта Business English + Knowledge Management доказывается практическое значение использования единого обучающего комплекса, объединяющего методологию компетентностного подхода с применением цифровых технологий в процессе приобретения студентами профессиональных компетенций.

Ключевые слова и фразы: компетентностный подход; дидактика языка; коммуникативная компетенция; модернизация образования; академические знания; профессионально-ориентированное обучение; образовательная парадигма.

Гулая Татьяна Михайловна

Романова Светлана Анатольевна, к. соц. н., доцент

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва tg87rs@rambler.ru; sromanova1@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Модернизация российской экономики, ее преобразование в цифровую, кардинальные изменения, происходящие на рынке труда, дефицит квалифицированных кадров, несоответствие качества подготовки выпускника, полученной в рамках традиционного образовательного процесса, требованиям рынка труда, появление новых компетенций, проблема развития и сохранения человеческого капитала привели к возникновению вызовов, на которые прежде всего должно ответить отечественное профессиональное образование. Информационный взрыв выявил проблемы и недостатки традиционной системы российского образования, ориентированной на передачу знаний, привел к пониманию необходимости пересмотра целевых рамок высшего образовательного учреждения и замены концепции знаниевого подхода концепцией компетентностного подхода. Цифровой контент профессиональной сферы, развитие информационных технологий выдвигают повышенные требования к компетентности выпускника вуза и создают условия для обновления отечественного образования.

Одним из системных приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования является обеспечение потребности в кадрах высокой квалификации, соответствующих интересам инновационного социально-ориентированного развития страны [1, с. 4-5].

Достижение поставленной цели требует решения таких задач, как создание системы оценки качества образования, сочетание различных образовательных программ или гибкий переход от одной образовательной программы к другой, участие работодателей в разработке стандартов оценки качества профессионального образования, обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг, обеспечение инновационного характера развития образовательной сферы. Новую парадигму высшего профессионального образования, предусмотренную введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, представляет компетентностный подход, приобретающий значение приоритетного направления модернизации российского образования.

Цель и задачи представленного исследования - проанализировать проблемы и противоречия, возникшие на пути превращения компетентностного подхода из педагогической идеи в социально значимое явление. Необходимо по-новому оценить достоинства и недостатки использования компетентностного подхода в условиях электронной образовательной среды с ориентацией на международные требования, полипредметный характер образовательных программ, высокий уровень информационной компетентности обучающихся.

Научная новизна исследования, проведенного авторами статьи в рамках образовательного проекта Business English + Knowledge Management, который будет рассмотрен позднее, заключается в доказательстве

эффективности объединения методологии компетентностного подхода в обучении с использованием цифровых технологий в образовательном пространстве в единый обучающий комплекс, предназначенный для формирования ключевых профессиональных, коммуникативных и языковых умений и навыков, необходимых выпускникам вузов в их будущей профессиональной деятельности.

Концепция «компетентностный подход» первоначально использовалась в тренингах персонала компаний, но позднее была заимствована и получила дальнейшее развитие в области образования. Этот процесс начался в 90-е годы XX века, охватил все уровни образования, все учебные дисциплины, стал не просто модным явлением, но характерной особенностью как профессионально-ориентированного обучения, так и академического образования.

В социальном и профессиональном плане речь идет о соответствии образования потребностям общества, способах интеграции обучения с общественными и экономическими реалиями повседневной жизни, что способствует эффективному внедрению выпускников в социально-профессиональную среду после завершения обучения в образовательном учреждении.

Эволюция понятия «компетентность» в образовании, в частности в области дидактики языка, нашла свое отражение в работах лингвистов и социолингвистов конца ХХ века. А. Н. Хомский [6], например, считал способность владения языком особенностью человеческого мозга, частью врожденной генетической программы. В этом смысле компетенция представляет собой то, что субъект может идеально воплотить благодаря своему биологическому потенциалу. Компетенция уникальна и независима. Языковая компетентность означает врожденную универсальную языковую предрасположенность, идеальную внутреннюю способность, которая объясняет в конечном счете любое языковое явление, претворенное в действие. Позже данное положение было пересмотрено Д. Хаймсом [7; 8]. Вопреки тому, что ранее утверждал Хомский, для Хаймса грамматическая компетенция не уникальна (теория «генеративной грамматики» Хомского) и не достаточна для функционального владения языком. Хаймс считал, что функциональное владение языком подразумевает умение адаптироваться к решению коммуникативных задач и производственному контексту; эти навыки не биологические (врожденные), а навыки, которым обучаются (приобретенные). Таким образом, мы переходим от универсальной языковой компетенции Хомского к коммуникативной компетенции Хаймса. Эта коммуникативная компетенция не просто лингвистическая; она проявляется в виде нарративной, риторической, продуктивной, рецептивной компетенций и т.д., для реализации которых требуются навыки, приобретаемые в процессе формального или неформального обучения.

В 80-е годы XX века понятие «компетенция» начинает использоваться на рынке труда, конкурируя с понятием «квалификация» (уровни образования, дипломы), которое применялось для оценки эффективности труда работника. Речь шла о выявлении когнитивных ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач в конкретной ситуации. Таким образом оценивалась эффективность работника без учета врожденных или приобретенных навыков.

Понятие «компетенции» находится на стыке гуманитарных и социальных наук. Хотя эксперты часто используют этот термин в научных трудах по дидактике, методике и психологии, при обмене научной информацией возникают его многочисленные интерпретации. Термин «компетенция» иногда используют в качестве синонима понятий «способность», «знание», «умение», «навык», «потенциал», «квалификация», то есть того, что связано с высшими психическими функциями. В других случаях особое внимание уделяется условиям объективизации, то есть осуществлению, реализации определенных действий, что приближает понятие «компетентность» к понятию «эффективность». Не существует четкого и общего определения компетентности. По мнению современного французского ученого Филиппа Перрену, никто не может претендовать на универсальное определение данного понятия. Тем не менее Перрену дает определение понятия компетентности «как способности эффективно действовать в определенном типе ситуации, способности, опирающейся на знания, но не сводящейся к ним» [10, p. 2]. Необходимо умение использовать в зависимости от ситуации имеющиеся знания и ресурсы. В качестве примера Перрену приводит типичную ситуацию, когда человек, годами изучавший иностранный язык в школе, ощущает разрыв между полученными знаниями и их применением в ситуации речевой и письменной коммуникации. Оказавшись в качестве туриста в стране изучаемого языка, он/она не в состоянии объясниться на элементарном уровне и получить необходимую информацию.

Формирование компетенций на основе приобретенных навыков, знаний и опыта представляет серьезную проблему в области профессиональной подготовки. Перрену считает, что система образования должна быть ориентирована на развитие компетенций, то есть на процесс, требующий значительных преобразований на уровнях:

- учебных программ;

- дидактики;

- методики обучения иностранным языкам;

- функционирования образовательных учреждений;

- профессиональной подготовки педагогических кадров.

По мнению Перрену, общеобразовательное учреждение - это именно то место, где формируются компетенции [Ibidem, p. 8], в частности языковые, и любое образование должно быть прикладным, иметь практическое применение в реальных жизненных ситуациях; в противном случае все накопленные за годы учебы знания и умения будут вскоре утрачены.

Повышение образовательной значимости иностранных языков, необходимость систематизации подходов к преподаванию, разработки учебных программ и стандартизации оценок уровней владения впоследствии привели к принятию документа Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка».

Переход университетов от парадигмы, основанной на передаче академических знаний, к парадигме, сосредоточенной на овладении этими знаниями и их применением в решении практических задач, по-видимому, является одним из самых заметных событий последних двух десятилетий, которое изменило сферу профессиональной подготовки и инициировало дискуссию, посвященную компетенциям, их формированию и развитию.

Тем не менее компетентностный подход имеет как приверженцев, так и противников. Противники ком-петентностного подхода видят в нем полное подчинение образования экономическим интересам и отведение знаниям второстепенной роли. С другой стороны, те, кто поддерживают компетентностный подход, выступают за изменение методов преподавания в высшей школе и применение новых педагогических практик, обоснованных теоретическими моделями.

Компетентностный подход, по-видимому, «оставляет открытым вопрос о необходимых для этой цели методиках» [9, p. 41]. Хотя интерес к работе студента, оказание всесторонней помощи и участие заинтересованных сторон в определении целей обучения, расширение сотрудничества между преподавателями являются общими элементами многочисленных дискуссий, эти элементы скорее осуществляют функцию разграничения новых форм обучения, чем способствуют их разработке. На самом деле работа по развитию компетенций предполагает моделирование компетенций, а проверка различных теоретических положений практикой - конкретизацию и обогащение этого процесса. Возможно, выполнение этих условий применения ком-петентностного подхода позволит создать новую парадигму в методике преподавания в вузе.

Следует отметить, что до сих пор не проводилось никакого систематического и сравнительного исследования по реализации компетентностного подхода в высшей школе. Различные оценки этого подхода свидетельствуют о разнообразии, уникальности и зачастую экспериментальном характере существующих механизмов его реализации. Предложенная в «Общеевропейских компетенциях» основа для четкого описания целей, содержания и методов обучения обеспечила признание квалификационных характеристик, полученных в различных учебных контекстах. Однако многие ученые проявили сдержанность и даже скептицизм в отношении компетентностного подхода, который, как они считали, ограничивал их исключительное право свободы выбора методов преподавания. Во многих случаях формирование и развитие компетенций в качестве целей обучения оставалось формальным. Первоначально компетентностный подход стал внедряться благодаря усилиям групп преподавателей-энтузиастов в рамках работы над конкретными проектами, не всегда поддерживаемыми их учебным заведением.

Для того чтобы иметь более полное представление о том, как приступить к использованию компетент-ностного подхода в высшей школе, мы можем обратиться к методологии, разработанной в рамках европейского образовательного проекта Tuning, направленного на сближение образовательных структур в странах-участницах Болонского процесса [11, p. 25]. В основе идеологии проекта Tuning лежит не стандартизация и единообразие образовательных программ и учебных планов, одинаковых для всех европейских университетов, а многообразие образования, согласование и сближение учебных программ без ограничения независимости национальных систем и университетских структур.

Проект Tuning отделяет полученные знания - то, что студент должен знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать по завершении процесса обучения - от компетенций, рассматриваемых как комбинация динамики роста знаний, понимания, умений и способностей. Определение полученных знаний по «профилю диплома» - это ответственность профессорско-преподавательского состава, основанная на мнении ученых, выпускников, работодателей и профессиональных организаций. Компетенции рассматриваются в качестве ориентиров при разработке и оценке учебных программ, которые должны быть нацелены на усовершенствование или актуализацию имеющихся знаний и компетенций, приобретение новых компетенций, необходимых для профессионального роста, переподготовки и развития личности в профессиональном ракурсе.

Проект предлагает следующий алгоритм разработки образовательной программы:

- описать профиль программы и определить её цель;

- описать результаты программы в терминах знаний, умений и компетенций;

- идентифицировать общие и профессионально-специфические компетенции;

- сформировать академическое содержание и структуру программы: модули и кредиты (кредит - универсальная единица измерения объема образовательной программы);

- разработать учебный план;

- определить методы и технологии обучения;

- создать учебно-методическое обеспечение, направленное на получение согласованных результатов;

- создать соответствующую систему оценки, обеспечивающую повышение качества образовательного процесса.

По результатам исследования, проведенного в ряде университетов, участвующих в проекте Tuning, к наиболее распространенным компетенциям относятся: аналитическая и обобщающая способность, способность учиться, способность решать проблемы, способность применять знания на практике, способность адаптироваться к новым ситуациям, забота о качестве, способность использовать информацию, способность работать самостоятельно, способность работать в команде, способность организации и планирования, владение устной и письменной коммуникацией и навыки общения.

Для формирования и развития компетенций необходим комплекс действий, который может быть сосредоточен на шести элементах:

- проблемные ситуации и задачи, предъявляемые студенту;

- предоставление студенту обратной связи (необходимо отметить, что задачи, которые решает студент, редко предусматривают возможность прямой обратной связи, поэтому эту проблему приходится решать преподавателю);

- материальные или символические артефакты, которые студент использует в качестве инструмента для выполнения поставленной задачи;

- организационные компоненты продуктивной деятельности студента;

- формы регулирования схемы обучения (короткие циклы, длинные циклы или изменение типа схемы), которые студент может применить в своей конструктивной деятельности для реализации активной продуктивной деятельности;

- объект обучения, то есть человек, обладающий социальными и эмоциональными характеристиками, которые необходимо принимать во внимание при поощрении и оценке.

В целом педагогическая палитра, доступная преподавателю, достаточно обширна и открыта для внедрения и систематизации инновационных теоретически обоснованных педагогических практик.

Применение компетентностного подхода в преподавании и обучении в вузе можно рассматривать как обновление содержания и методов обучения, которое отвечает современным вызовам, стоящим перед Российской Федерацией в связи с быстро меняющейся глобальной экономической и политической обстановкой, что нашло отражение в документе Министерства экономического развития Российской Федерации «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в разделе 4.3. Развитие экономики образования [4, с. 99].

Модернизация образования непосредственно связана с внедрением современных образовательных технологий, в том числе информационных, позволяющих развивать как общие компетенции, необходимые выпускникам вузов для успешной адаптации на рынке труда, так и специфические компетенции: языковые, коммуникативные, социолингвистические, цель которых - умение коммуницировать в социальной, культурной и профессиональной среде.

Среди интеллектуальных технологий обучения, применяемых в открытой информационно-образовательной среде, наибольшей популярностью у студентов пользуются открытые образовательные онлайн-курсы и интерактивные социальные сервисы. Первые предоставляют студентам возможность построения индивидуализированной «гибкой траектории освоения новых компетенций» [2, с. 73], отвечающих запросам государства, общества и бизнеса, возможность дистанционного обучения в системе открытого образования, доступного в любое время и в любом месте. Вторые, используя образовательный потенциал компетентностного подхода в обучении, способствуют приобретению в первую очередь коммуникативной и социолингвистической компетенций, выступают в качестве дополнительного инструмента формирования и развития этих компетенций, являются мощным стимулом, важнейшим мотивирующим фактором самообразования или самостоятельной подготовки к учебным занятиям в образовательном учреждении.

В качестве примера использования информационно-коммуникационных технологий в процессе приобретения профессиональных компетенций можно привести реализацию образовательного проекта Business English + Knowledge Management, направленного, во-первых, на ознакомление студентов со способами использования интеллектуального капитала для разработки стратегий, способствующих успеху организаций; во-вторых, на опыт транснациональных компаний, использующих Knowledge Management; в-третьих, на улучшение языковых навыков и коммуникативных умений посредством общения с носителем языка. Участниками проекта стали студенты бакалавриата направления подготовки «Экономика», лектор Вестминстерской бизнес-школы Джозефа Фасетт, которая читала курс Knowledge Management дистанционно, находясь в Лондоне, и авторы данной статьи, преподающие Business English. При помощи информационно-коммуникационных технологий была создана аутентичная языковая среда, которая способствовала развитию универсальных, профессиональных и языковых компетенций студентов. Подробнее с деталями реализации проекта можно ознакомиться в статье «Предметно-языковое интегрированное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий в неязыковом вузе» [3].

Проект интенсифицировал мотивацию и познавательную активность студентов, которые отметили прак-тико-ориентированный характер приобретенных компетенций.

Результаты, полученные в ходе осуществления образовательного проекта Business English + Knowledge Management, доказали практическую значимость созданного авторами учебного алгоритма формирования базовых общекультурных и профессиональных компетенций выпускника вуза при помощи информационно-коммуникационных технологий.

В нашей стране требуемые результаты образования определяются ФГОС, формулирующими квалификационные требования к подготовке специалистов разных направлений. Первоначально ФГОС определяли результаты образования в виде набора дидактических единиц, знание которых обязательно для завершившего образование школьника или студента.

В начале XXI века произошел переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. Цель образования стали трактовать как непрерывный процесс саморазвития в течение всей жизни, к которому

человека необходимо готовить. Кроме того, получение образования стало рассматриваться как средство достижения практического результата, увеличения своего потенциала и получения хорошо оплачиваемой работы. И наконец, вхождение России в Болонский процесс потребовало унификации требований к будущему специалисту, которые были бы понятны работодателям разных стран [5, с. 143]. Все вышесказанное привело к формированию понятия компетенции, используемого современной образовательной системой. Внедрение компетентностного подхода имело положительное значение, так как предоставило вузам возможность разработки уникальных образовательных программ. Но необходимо отметить, что компетентностный подход в значительной степени сфокусирован на развитии практических навыков, а не на получении знаний. Проблему представляет и оценка степени сформированности компетенций, так как она связана с личностными характеристиками человека, требует оценки качеств самого человека и может быть субъективна.

Еще раз подчеркнем, что основная цель применения компетентностного подхода в обучении - обеспечение получения студентами именно тех знаний и умений, которые будут востребованы по окончании обучения и приведут к успешному построению карьеры в будущей взрослой жизни. На практике обучение, основанное на применении компетентностного подхода, может принимать самые разнообразные формы, варьируясь от страны к стране, от одного учебного заведения к другому. Хотя образовательные учреждения часто создают свои собственные системы компетентностного обучения, они могут также использовать системы, модели или стратегии, созданные государственными образовательными агентствами или внешними образовательными организациями. Таким образом, некоторые системы компетентностного обучения могут оказаться более эффективными, чем другие. Существуют разные мнения относительно способов достижения цели основанного на компетентностном подходе обучения. Сторонники метода утверждают, что этот подход значительно повышает шансы студентов получить знания и умения, которые будут им необходимы на протяжении всей жизни и помогут компенсировать образовательные пробелы, неудачи и неиспользованные возможности в прошлом. Кроме того, такая практика обеспечивает более справедливый подход к образованию, так как предъявляет одинаково высокие требования к студентам, независимо от их расовой и этнической принадлежности, пола или социально-экономического статуса. Критики компетентностного подхода говорят о том, что переход к нему потребует от и так чрезмерно загруженных преподавателей и учителей дополнительных затрат времени на планирование и подготовку, а внедрение компетентностного подхода в обучение на общенациональном уровне чрезвычайно затруднительно и, возможно, неэффективно.

Однако нельзя отрицать актуальность и перспективность использования компетентностного подхода, а также необходимость его целенаправленного формирования и совершенствования на всех этапах обучения.

Применение компетентностного подхода в обучении является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Внедрение данного подхода позволит переконструировать и обогатить содержание образования, результатом которого должна стать практическая деятельность, обеспеченная знаниями. Совершенствование практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности усилит взаимодействие высшей школы с рынками труда и поможет решению экономических, политических и социальных задач, стоящих перед обществом в эпоху перехода к цифровой экономике. Неотъемлемой составляющей этого процесса станет использование новых методов, инновационных технологий, организационных форм, активизирующих познавательную деятельность обучающихся и способствующих ускорению их профессионального становления.

Авторы выражают надежду, что проведенный ими анализ эволюции понятия компетентности в образовании, осмысление его нового значения, а также практическое применение созданного оригинального алгоритма формирования профессиональных компетенций в современной цифровой и традиционной образовательных средах обогатят педагогическое знание и повысят качество подготовки студентов к активной профессиональной и социальной деятельности по окончании вуза.

Список источников

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642. Приложение 1. URL: http://static. government.ru/media/acts/files/0001201712290016.pdf (дата обращения: 26.04.2019).

2. Гулая Т. М. Инновационные технологии в преподавании и изучении английского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (43). Ч. 2. С. 72-74.

3. Гулая Т. М., Романова С. А. Предметно-языковое интегрированное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56). Ч. 2.C. 181-184.

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года

[Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. М., 2013. URL: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 27.03.2019).

5. Романова С. А. Обучение иностранным языкам в свете реализации общеевропейской концепции плюрилингвизма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 9 (39). Ч. 1. С. 142-144.

6. Chomsky A. N. Syntactk Structures. Second edition. Berlin - N. Y.: Mouton de Gruyter, 2002. 117 р.

7. Hymes D. Inequality in language: Taking for granted // Working Papers in Educational Linguistics. 1992. Vol. 8. № 1. P. 1-30.

8. Hymes D. Toward linguistic competence // AILA Review / Revue de l'AILA (Association Internationale de Linguistique Appliquée). 1985. № 2. P. 9-23.

9. Monchatre S. Normalisation des compétences et rationalisation pédagogique // Le cas de la formation technique au Québec. Recherches en éducation. 2009. № 7. P. 41-53.

10. Perrenoud P. L'approche par compétences: une réponse à l'échec scolaire? [Электронный ресурс] // Réussir au collégial / Association québécoise de pédagogie collégiale. Actes du 20e colloque de l'AQPC (2000. Laval, Québec). URL: https://cdc.qc. ca/actes_aqpc/2000/7E03-Perrenoud.pdf (дата обращения: 27.03.2019).

11. Universities' contribution to the Bologna Process. An introduction. 2nd edition [Электронный ресурс] // Competences in the teaching and learning process. URL: http://www.unideusto.org/tuningeu/publications/278-universitiesacontribution-to-the-bologna-process-an-introduction-english-version.html (дата обращения: 27.03.2019).

COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION AS A NECESSARY CONDITION FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS WITHIN HIGHER SCHOOL

Gulaya Tat'yana Mikhailovna Romanova Svetlana Anatol'evna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics, Moscow tg8 7rs@rambler. ru; sromanova1 @mail. ru

The article is devoted to one of the priority areas in the Russian education modernisation: transition from the knowledge paradigm to the competence-based one. The authors analyse the evolution of the competence notion in education and consider in detail the methodological basis for the competence-based approach developed in the framework of the European project 'Tuning'. By the example of the 'Business English + Knowledge Management' educational project implemented by the authors, practical importance of using a single training complex that combines the methodology of the competence-based approach and digital technology in the process of acquiring professional competences by students is proved.

Key words and phrases: competence-based approach; language didactics; communicative competence; modernization of education; academic knowledge; professionally-oriented teaching; paradigm of education.

УДК 37.016:811.111:378.1(470+345) Дата поступления рукописи: 20.03.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.6.57

В статье описываются возможности реализации курсов ESP (английского языка для специальных целей) в зарубежных и российских высших учебных заведениях, опыт преподавания ESP в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва, а также рассматриваются наиболее типичные проблемы, возникающие в реальных условиях образовательного процесса. Автор акцентирует внимание на таких аспектах, как рациональный подбор образовательных материалов учебного курса, проблема разноуровневых групп, проектирование курса ESP, а также предлагает возможные пути решения возникающих сложностей.

Ключевые слова и фразы: методика преподавания ESP; английский язык для специальных целей; образовательные ресурсы; разноуровневые группы; проектирование курса ESP.

Рожков Михаил Анатольевич, к. культурологии

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск mikha-rozhkov@yandex. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА ESP

НА ПРИМЕРЕ ВУЗА

Вследствие растущих тенденций глобализации, развития научного сотрудничества и модернизации российской системы образования преподавание ESP (английского языка для специальных целей) становится важной и сложной задачей для многих специалистов, занятых в данной области. В соответствии с положениями современных образовательных стандартов, от выпускников неязыковых специальностей требуется овладение всеми видами речевой деятельности, устного и письменного перевода, аудированием, а также лексико-граммати-ческими навыками для успешного осуществления профессиональной и научной деятельности.

Научная новизна исследования заключается в систематизации опыта преподавания ESP и методик, применяемых в высших учебных заведениях; выявлении наиболее актуальных аспектов преподавания ESP в Мордовском государственном университете (образовательные ресурсы, разноуровневые группы); в акцентировании проблемы проектирования курса ESP.

Целью работы является рассмотрение практики преподавания ESP, а также некоторых наиболее типичных проблем и задач, с которыми сталкиваются преподаватели во время образовательного процесса как в зарубежных, так и в российских высших учебных заведениях. Логика нашей работы заключается в определении особенностей задач, стоящих перед преподавателями, и путей их решения.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время уровень языковых компетенций учащихся неязыковых специальностей и направлений подготовки не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Данное явление вызывает необходимость в определенной реорганизации занятий, отказе от традиционного метода обучения (последовательное изучение лексико-грамматических схем, заучивание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.