Научная статья на тему 'Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога'

Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / THE COMPETENCE / THE COMPETENT APPROACH / KEY COMPETENCE / THE EDUCATIONAL COMPETENCE / RESEARCH ACTIVITY / THE RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апазаова Зарема Назировна

В статье раскрывается суть компетентностного подхода как современной образовательной парадигмы, который обосновывается в качестве условия формирования исследовательской компетентности будущего педагога и характеризуются этапы формирования исследовательской деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence approach in the formation of the future of research competence of the teacher

In article the essence the competent approach as modern educational paradigm reveals; the given approach is proved as a condition of formation of research competence of the future teacher and stages of formation of research activity of the teacher are characterised.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога»

Апазаова З. Н. Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Март 2012, ART 1227. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1227.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

Апазаова Зарема Назировна,

преподаватель ГОУ СПО «Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж», соискатель по кафедре педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Майкоп pedagog-84@mail.ru

Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога

Аннотация. В статье раскрывается суть компетентностного подхода как современной образовательной парадигмы, который обосновывается в качестве условия формирования исследовательской компетентности будущего педагога и характеризуются этапы формирования исследовательской деятельности учителя. Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, ключевые компетентности, образовательная компетенция, исследовательская деятельность, исследовательская компетенция.

Согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования до 2020 года» и «Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы» [1] сейчас происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, которые являются компонентом личностно-ориентированной парадигмы образования. Способность практически решать жизненные и профессиональные проблемы во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, для обозначения которых употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в практику суза требует изменения содержания и методов среднего профессионального образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся к окончанию образовательного учреждения при изучении отдельных учебных предметов.

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы профессионального образования, основным результатом деятельности среднего образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

На смену знаниевой парадигме должен прийти компетентностный подход, который является одним из методологических оснований обновления содержания среднего профессионального образования. Переориентация образовательной парадигмы не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный подход к его целям и содержанию. Владение выпускником суза компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, называют компе-тентностным подходом [2].

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний на формирование навыков по созданию условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника суза к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникационного насыщенного про-

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 1227 УДК 371.388.6

КОНЦЕПТ

Апазаова З. Н. Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Март 2012, ART 1227. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^b/n- 0C77h46214WW|WSNOV225kir6J18OnCePt/2O12/1227 htm. ~

ART 1227 УДК 371.388.6 рег. л - - . - .

странства. Формирование умений использовать приобретенные учебные знания в условиях конкретных жизненных или приближенных к ним учебных ситуаций, развитие позитивной мотивации у школьников к практико-ориентированному использованию знаний, навыков, умений, составляет сущность компетентностного подхода к обучению и определению критериев качества образования.

Компетентностный подход в образовании позволяет успешно решать проблему «конечного результата» в обучении - задачу формирования надпредметных общеучебных умений и навыков, знаний о способах деятельности. Создаются условия для реализации интегративного характера обучения, способствующего формированию целостного видения мира. Это позволяет не только преодолеть господствующий в современной школе «предметоцентризм» и связанный с ним «знаниецентризм», но также в полной мере раскрыть потенциал личностно-ориентированного обучения.

Необходимость рассмотрения компетентностного подхода, внедряемого в российское образование, вызвана следующими причинами:

- общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики, созданием единого образовательного пространства;

- происходящей в последнее время сменой образовательной парадигмы как совокупности убеждений, ценностей, технических средств, которая характерна для членов данного общества;

- предписаниями внедрения компетенции и компетентностного подхода Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы.

В теории выделяются четыре направления реализации компетентностного подхода в образовании:

- формирование ключевых компетентностей надпредметного характера: педагогические техники и технологии формирования умений понимать тексты, обработки информации различного характера, действий в группе и др.;

- формирование обобщенных умений предметного характера;

- усиление прикладного, практического (прагматического) характера всего школьного образования; в данном направлении содержатся две идеи: 1) идея деятельностного характера содержания образования (необходимо овладеть различными способами, а не знаниями о способах) и 2) идея адекватности содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни;

- обновление содержания для решения задачи овладения «жизненными навыками», то есть разнообразным спектром умений, которые необходимы для использования в жизненных ситуациях.

Исследовательская компетенция педагога является составной частью профессиональной компетентности и обеспечивает ее эффективность.

Исследовательская компетенция педагога - это характеристика личности педагога, означающая владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса в соответствии с ценностями-целями современного образования, миссией образовательного учреждения, желаемого образовательного результата. В отечественной системе образования принят перечень ключевых компонентов исследовательской компетенции, исходя из модели деятельности.

Владея исследовательскими знаниями, умениями и навыками, активно и независимо мысля, умея творчески решать различные задачи, педагог сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. Особенно, на наш взгляд, это относится к подготовке учителей технологии.

КОНЦЕПТ

Апазаова З. Н. Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Март 2012, ART 1227. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^b/n-ФC7:7h462^4WW|WSNOV225ki6U18OnCePt/2012/1227.htm. ~

ART 1227 УДК 371.388.6 ^ рег. л - - . - .

Именно специфика содержания занятий по этому профилю позволяет в полной мере решить проблему подготовки творческих учителей-исследователей.

В связи с этим, будущий специалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской деятельности. В свою очередь, готовность к ней позволит в дальнейшем в профессионально-педагогической работе на научном уровне решать воспитательно-образовательные задачи.

Именно поэтому при подготовке студента к профессиональной исследовательской деятельности в школе, необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы выпускник, придя в школу, мог не только передать полученные в ссузе знания, умения и навыки школьникам, но и направить их, предоставляя тем самым больше самостоятельности, инициативы, свободы школьнику.

Несмотря на разработанные рекомендации по формированию исследовательских знаний и умений у учащихся, учителя технологии не всегда используют их в школьной практике. Одна из причин кроется в недостаточной подготовленности учителей к использованию имеющихся методик. Для того чтобы организовать и провести исследовательскую работу с учащимися, необходимо готовить будущих педагогов к этой деятельности еще при обучении в колледже. Возникновение исследовательского интереса является прямым результатом учебной деятельности, но может оказаться и неустойчивым, быть утраченным, если не создать условий для развития исследовательских знаний, умений и навыков в образовательном процессе и формирования социальной и познавательной мотивации к обучению.

Основными исследовательскими умениями, которыми должен обладать будущий учитель технологии, являются умения:

- планировать трудовую деятельность;

- формировать цель и задачи самостоятельной исследовательской деятельности;

- работать с первоисточниками, анализировать их;

- обобщать передовой опыт по интересующей проблеме;

- осуществлять перенос полученной информации в собственную практическую деятельность;

- определять пути решения исследовательских задач;

- подбирать необходимые средства для их решения;

- применять при решении подобных задач усвоенные знания, умения и навыки;

- выделять в значительном объеме информации главное, существенное;

- формулировать гипотезу;

- проводить эксперимент, ценить время и определять его затраты на выполнение работы;

- анализировать результаты труда;

- определять качество работы;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль деятельности и корректировать ее в соответствии с поставленной целью и задачами.

Основой организации исследовательской деятельности является выполнение учащимися исследовательских задач и заданий, которые на практике часто применяются в сочетании с обычными задачами и заданиями.

Исследование трудно представить без творчества, поэтому психологи зачастую отождествляют исследовательские и творческие способности, включая сюда когнитивные черты: наблюдательность, независимость в суждениях, высокий интеллект, хорошую память, стремление выразить свою собственную истину и так далее и лич-

КОНЦЕПТ

Апазаова З. Н. Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Март 2012, ART 1227. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^B/n-фC7'7h462^4WW|WSNO2225ki6U18OnCePt/2012/1227.htm. ~

ART 1227 УДК 371.388.6 ^ реГ л - . - .

ностные (богатство внутреннего мира, повышенная чувствительность к своим фантазиям, мотивам, импульсам и так далее).

В последние десятилетия в школе все чаще стали использовать методы обучения, свойственные научному поиску, т. е. так называемую «исследовательскую технологию». Здесь, как и в компетентностном подходе, суть педагогического действия, по мнению А. О. Карпова, - создание особой психической инструментарности образующегося человека, соответствующей наступающему обществу, которое основано на знаниях [3]. Смысл исследовательской технологии заключается в том, чтобы учебное действие приобрело свойство создавать новое знание, актуальное для настоящего и будущего познающего субъекта.

В качестве факторов, обуславливающих развитие исследовательского подхода, научно-ориентированной педагогики А. О. Карпов выделяет три:

•ассимиляция научных знаний в обществе (вхождение результатов науки в повседневную жизнь);

•экспансия науки в профессии, что породило особые требования к тем качествам работника, которые закладываются у него в школьном возрасте;

•омоложение профессий, ассоциируемых с наукой.

К основным психическим факторам, предопределяющим проникновение исследовательских научных способов обучения в систему среднего образования, можно отнести развитие креативных способностей и формирование интеллекта. Ряд уче-ных-психологов утверждают, что именно в подростковом периоде (12-18 лет) закладывается способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, протекает процесс развития основных способностей интеллекта, формируются структуры абстрактного контроля.

А.С. Обухов считает, что в ходе исследовательской деятельности у обучающихся должны развиваться специальные способности, определяющие сущность данного вида деятельности: видение проблемы; постановка вопросов; выдвижение гипотезы; формулирование определений понятий; способность классифицировать; наблюдение; овладение навыками проведения экспериментов; умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей [4].

На наш взгляд, данный перечень специальных способностей можно дополнить таким элементом, как «умение анализировать литературные источники», без чего не может обойтись любое исследование и чем должен обладать любой компетентный человек.

Говоря о формировании знаний, умений и навыков исследовательской деятельности учителя можно классифицировать их на следующие этапы:

1) учитель осваивает традиционные формы методической работы, основывающиеся на концепции педагогического образования, повышения квалификации педагогических кадров;

2) работа учителя ориентирована на концепцию педагогического творчества, изучение и обобщение передового педагогического опыта (этап дидактического осмысления учителем своей деятельности). Учитель анализирует и обобщает свой опыт, опыт коллег, выявляет дидактические затруднения, ищет пути решения; формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового педагогического опыта, адресованных к практике, знакомится с технологиями обучения;

3) разработка учебно-методической литературы, учитель осознает необходимость собственной исследовательской деятельности, принимает участие в разра-

гм yj nj

КОНЦЕПТ

Апазаова З. Н. Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Март 2012, ART 1227. - Ки-

научно-методический электронный журнал ^B/n-фC7'7h462^4WW|WSNO2225kir6U18OnCePt/2012/1227.htm. ~

ART 1227 УДК 371.388.6 ^ реГ л - . - .

ботке учебных программ, изучает возможности технологии обучения и преподавания своего предмета;

4) реализация собственных идей, учитель изучает свой опыт, разрабатывает авторские программы и учебно-методические комплексы к ним, разрабатывает отдельные элементы технологии обучения;

5) разработка нового педагогического знания предполагает подготовку учителем научных статей, написание им научных работ, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения [5].

Таким образом, важнейшая цель современного профессионального образования - дать будущему специалисту определенный комплекс знаний и умений, создать у обучающегося установку на самообучение и самоорганизацию, на непрерывное расширение и углубление знаний и умений, что является ключевым для продолжения учебы в течение всей жизни.

Если студент, опираясь на собственный опыт и самостоятельно «добывает» знания в учебном процессе, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать в своей будущей профессиональной деятельности. Воспитание творчески думающих специалистов возможно через привлечение студентов к научноисследовательской работе. Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод: исследовательская компетентность учителя является интегративным качеством, характеристикой его личности, определяется совокупностью знаний, умений и навыков, личностных качеств, приобретаемых в процессе обучения и исследовательской деятельности, определяет готовность будущего учителя технологии к их использованию в профессиональной деятельности.

Ссылки на источники

1-2. О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2012 годы: распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р. - иРЬ: http://www.businesspravo.ru/ Docum/DocumShow_DocumID_176927.html

3. Карпов А. О. Принципы научного образования // Вопросы философии. - 2004. - № 11. - С. 89-102.

4. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. -

2008. - № 2. - С. 17-23.

5. Карпов А. О. Указ. соч.

Apazaova Zarema,

The teacher of Maikop state humanitarian-technical college, the competitor for chair of pedagogics and a

technique of elementary education of the Kuban state university, Maikop

pedaqoq-84@mail.ru

The competence approach in the formation of the future of research competence of the teacher Abstract. In article the essence the competent approach as modern educational paradigm reveals; the given approach is proved as a condition of formation of research competence of the future teacher and stages of formation of research activity of the teacher are characterised.

Keywords: the competence, the competent approach, key competence, the educational competence, research activity, the research competence.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.