Научная статья на тему 'Компетентностный подход при подготовке молодых специалистов стоматологов'

Компетентностный подход при подготовке молодых специалистов стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВРАЧА / СТОМАТОЛОГ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД. / TRAINING PHYSICIAN / STOMATOLOGIST / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вязьмин Аркадий Яковлевич, Подкорытов Юрий Михайлович, Клюшников Олег Владимирович

Главной целью стоматологического образования является обеспечение способности практикующих врачей к критическому мышлению и постоянному обучению. Только что получивший образование врач-стоматолог должен быть способен осуществлять независимую практическую работу, не причиняя вреда пациентам и применяя современные, адекватные, эффективные и общепринятые в настоящее время методы лечения. Как показывают зарубежный опыт и опыт развития отечественной стоматологии, важнейшим условием построения рациональной подготовки студентов-стоматологов является разработка единых критериев профессиональной компетенции специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competentce approach to preparation of young experts - stomatologists

Th e main purpose of stomatological education is the development of the ability of critical thinking and constant education of dentists. A stomatological graduate should be able to perform independent practical work without aff ecting patients health and using modern, adequate, eff ective, universally adopted methods of treatment. As the foreign experience and the experience of the development of home dentistry show, the most important condition of rational teaching dental students is working out the unique criteria of professional competence of a specialist.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при подготовке молодых специалистов стоматологов»

массовую, спортивно-оздоровительную и общественную работу. На воспитание должно работать все не только личность воспитателя, но и то, чем занимается студент. На всех этапах он должен чувствовать ненавязчивую заинтересованность в его жизни со стороны деканата, ВУЗа, своего коллектива. Не должна остаться без внимания проблема обеспеченности студентов жильем. Несмотря на все проблемы, деканат и его помощники должны уделять этому вопросу большое внимание. Помощник декана по общежитию обязан подходить к решению вопросов заселения не с бюрократических позиций, а в каждом конкретном случае индивидуально. Совместно с участием деканата и членов комиссии по заселению в общежитие в оптимальном варианте решать все насущные проблемы.

В работе по воспитанию студентов в некоторых ситуациях важным является связь деканата с родителями студента. Нельзя исключать воспитательную роль родителей и родственников в период обучения студента в ВУЗе. Это должно делаться аккуратно, декан должен помнить это для него студент есть студент, а для родителей дитя на всю жизнь. В письмах, телеграммах, личных беседах с родителями должны быть соблюдены все деонтологические аспекты. При этом должны быть объективно оценены способности и возможности студента и декан должен дать совет родителям, не унижая достоинство студента. Это может быть рекомендация академического отпуска, индивидуального графика учебы, дополнительная подготовка по трудноусвояемым предметам и т.д. Все это оценит будущий специалист. Контроль в период всех этапов производственной практики со стороны деканата за организацией практики, за первым профессиональным контактом в своей будущей профессии должны быть постоянным. Это один из самых важных этапов в воспитании будущего специалиста. Деканат должен правильно провести подбор ответственных за производственную практику, проконтролировать методическую обеспеченность данного этапа. При необходимости подключить ФМС и т.д.

Важным этапом в воспитании является участие деканата в подготовке и проведении ИГА. Должны быть организованы дополнительные консультации, созданы условия. После сдачи экзамена важным этапом является вручение диплома специалиста, бывшему студенту. Ежегодно деканат с участием ректората проводит большую работу в этом вопросе. Ведь важно не только как прошел свой студенческий путь выпускник, но и

как он его завершил. Должно быть учтено все: порядок вручения дипломов, поощрение отличников, принятие присяги врача России, поздравления, ответное слово, концертная часть и т.д. Самое важное, наверное, это принятие клятвы врача. В течение ряда лет каждый выпускник делает это в своей будущей «профессиональной», «рабочей» форме — врачебный халат, каждый оставляет подпись на тексте клятвы врача, которая остается в личном деле выпускника. Забота и личный пример воспитателя должны быть для молодого специалиста постоянной опорой. Он должен чувствовать это и при обучении в интернатуре, ординатуре и аспирантуре и до этого, когда деканат проводил распределение, когда деканат определял количество мест для постдипломного образования. Как правило, с выпускниками не прерывается связь и по окончании ВУЗа. Специфичность профессии врача требует у молодого специалиста постоянного контакта с коллегами, часто возникают ситуации требующие консультации у ведущих специалистов. В основном ведущими специалистами являются сотрудники ВУЗа, этим проявляется и последующее воспитание специалиста. Деканат и руководство ВУЗа продолжает свою работу по воспитанию специалистов, организуя встречи выпускников сокурсников. При этом можно оценить результаты воспитательной работы и направить силы воспитуемых на воспитание последующих поколений. Во всех профессиональных ассоциациях, опять же трудятся бывшие учителя, они контролируют как профессиональный, так и послужной рост молодых специалистов. Ассоциации помогают в получении профессиональной подготовки и переподготовки, аттестации на профессиональную категории. Бывшие учителя являются оппонентами и рецензентами в сложных и казуистических случаях при разбирательствах в судебноправовых инстанциях, на коллегиях и т.д.

В последние годы постоянно совершенствуется работа деканата, вводятся новые должности — заместителя декана по общежитиям, по учебно-воспитательной работе и т.д. С внедрением болонской структуры оценки знания студентов, появились тьютеры, а перед деканатом новые задачи по организации их работы. Новая система оценки знания студентов, накладывает свой отпечаток на работу деканата. Потому что в усвоении программы и плана обучения основную роль играют индивидуальные способности студента, а система оценки его знаний играет второстепенную роль.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселов Р.Д. Материалы учебно-методической кон- дисциплин в медицинских вузах. — Калинин., 1972. — 112 с. ференции по комплексному координированному препода- 2. Руднев В.А. Вузовская педагогика. Сборник научных ра-

ванию теоретических, медико-биологических и клинических бот. — Красноярск., 1993. — 152 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1 Кузнецов Сергей Миронович — декан лечебного факультета, доцент, к.м.н.,

Белых Александр Иванович — декан медико-профилактического факультета, доцент, к.м.н.

© ВЯЗЬМИН А.Я., ПОДКОРЫТОВ Ю.М., КЛЮШНИКОВ О.В. — 2010

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СТОМАТОЛОГОВ

А.Я. Вязьмин, Ю.М. Подкорытов, О.В. Клюшников (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Главной целью стоматологического образования является обеспечение способности практикующих врачей к критическому мышлению и постоянному обучению. Только что получивший образование врач-стоматолог должен быть способен осуществлять независимую практическую работу, не причиняя вреда пациентам и применяя современные, адекватные, эффективные и общепринятые в настоящее время методы лечения. Как показывают зарубежный опыт и опыт развития отечественной стоматологии, важнейшим условием построения рациональной подготовки студентов-стоматологов является разработка единых критериев профессиональной компетенции специалиста.

Ключевые слова: подготовка врача, стоматолог, компетентностный подход.

COMPETENTCE APPROACH TO PREPARATION OF YOUNG EXPERTS — STOMATOLOGISTS

A.J. Vjazmin, J.M. Podkorytov, O.V Kljushnikov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The main purpose of stomatological education is the development of the ability of critical thinking and constant education of dentists. A stomatological graduate should be able to perform independent practical work without affecting patient’s health and using modern, adequate, effective, universally adopted methods of treatment. As the foreign experience and the experience of the development of home dentistry show, the most important condition of rational teaching dental students is working out the unique criteria of professional competence of a specialist.

Key words: training physician, stomatologist, competence approach.

В современных условиях возникает необходимость подготовки специалистов нового типа, обладающих, помимо высокого профессионального уровня, такими качествами, как навыки менеджмента, способность к установлению, анализу и оценке деловых связей, а также компетентностью, гибкостью мышления, инновационной активностью и восприимчивостью, иметь прочные знания. Система образования должна быть такой, чтобы подготовленные ею специалисты легко адаптировались к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда, были ориентированы на совершенствование своей квалификации, на постоянное (практически в течении всей жизни) обучение и становление знаний.

Эти цели могут быть достигнуты путем приобретения набора компетентностей — профессиональных качеств, необходимых для начала самостоятельной практической деятельности. Основные и сопутствующие компетенции формируются на базе освоения семи областей знаний, которые по своей направленности являются междисциплинарными:

— профессионализм;

— коммуникативные навыки и умение профессионально общаться;

— база знаний, управление информацией и критическое мышление;

— сбор клинической информации;

— диагностика и планирование лечения;

— достижение и поддержание стоматологического здоровья;

— пропаганда здорового образа жизни.

Для успешной практической работы студент, получающий стоматологическое образование, должен быть обеспечен качественной клинической практикой, основанной на гуманных, научных и доказательных принципах обучения.

В современной концепции высшего образования в России акцент с узкопрофильного подхода в подготовке специалистов переносится на становление личности профессионала, обладающего готовностью к непрерывному самообразованию, способного адаптироваться к изменяющимся социальным и трудовым условиям.

Исходя из этого, приоритетным направлением высшей школы сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач вузовского образования является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода.

Функции вуза в современной социокультурной ситуации не могут ограничиваться подготовкой студентов только к профессиональной деятельности. Вуз становится формой трансляции и воспроизводства культурных норм, ценностей, идей, и дисциплинам гуманитарного цикла в этом процессе принадлежит первостепенная роль.

Мы употребляем термины «компетенция» и «компетентность» не как синонимы, а как понятия неразрывно связанные друг с другом, а именно: формирование компетенции понимается — как формирование определенного круга знаний, умений, которыми следует владеть студенту при окончании Вуза, а компетентность выступает — как результат сформированности определенных

знаний и умений, то, чем человек уже достаточно хорошо владеет.

«Компетентный» в своем деле человек (от лат. сompetents — соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный».

Профессиональная врачебная компетентность — термин, применяемый к сочетанию знаний, навыков и суждений, которые обеспечивают способность врача решать определенные медицинские задачи. Необходимые знания включают соответствующие понимание основ:

— гуманитарных социально-экономических дисциплин;

— естественнонаучных и математических дисциплин;

— медико-биологических дисциплин;

— профессиональных дисциплин.

Врачебная компетентность может приобретаться при помощи программы дисциплин обучения и подготовки, которые в различных высших учебных заведениях стоматологического профиля могут оцениваться и рассматриваться по-разному.

В настоящее время для обретения студентом-стоматологом базовой врачебной компетентности существует основная образовательная программа подготовки врача-стоматолога, в соответствии с которой, все предметы должны являться частью единой концепции обучения студентов.

Во избежание преобладания одних предметов над другими необходимо следовать комплексному учебному плану, хотя образовательные акценты такого плана в различных учебных заведениях страны могут варьироваться.

Система стоматологического образования должна давать выпускника, обладающего признанной на государственном или международном уровне базовой врачебной компетентностью, охватывающей обследование пациента, постановку диагноза и лечение, общение с пациентом и его просвещение, вопросы этики и юриспруденции, лечение, экстренную медицинскую помощь и организацию работы.

Языковая компетентность — качество личности, характеризуемое комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих индивиду возможность воспринимать, понимать профессиональную информацию, выраженную средствами естественного языка, сохранять такую информацию в памяти и обрабатывать ее в ходе мыслительных процессов. При всем разнообразии своих функций язык — это, прежде всего основной носитель информации разного рода. В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится та или иная профессиональная информации, языковые средства ее выражения приобретают большую или меньшую специфичность, образуя подъязыки отраслей наук, профессий в нашем случае образуется подъязык стоматологии, как науки, так и профессии.

Следовательно, наряду с общей языковой компетентностью студент-стоматолог должен обладать и профессионально-языковой компетентностью, которую можно определить как профессионально значимое качество специалиста, характеризуемое комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих ему возможность воспринимать, понимать и порождать тексты,

содержащие выраженную специфическими средствами подъязыка профессии информацию, относящуюся к стоматологии, сохранять такую информацию в памяти и обрабатывать ее в ходе мыслительных процессов. В структуре профессионально-языковой компетентности выделяют два компонента.

Первый — владение специальной терминологией в объеме, необходимом и достаточном для полного и точного описания объекта стоматологии, поскольку именно термины выражают основные понятия той или иной области знаний и связи между ними, в которых заключена основная информация. Этот компонент отражает наличие у студента-стоматолога определенного объема теоретических знаний, как одного из результатов его обучения.

Таким образом, формирование этого компонента профессионально-языковой компетентности происходит целенаправленно, поскольку терминосистемы составляют часть содержания стоматологических учебных дисциплин.

Второй — это знание того, каким образом понятие в своих основных признаках и связях находит выражение в особой языковой единице — термине, и вытекающее из этого знания, умение определить основные признаки и связи соответствующего научного понятия.

Определяющим компонентом профессиональноязыковой компетентности является — владение термином как особой языковой единицей, обусловленной как системой понятий в стоматологии, так и системой профессионального языка.

Нам представляется, что знания и умения, составляющие второй компонент профессионально-языковой компетентности, могут оказать существенное положительное влияние на усвоение и языковое оформление студентом информации. Важное значение имеет наличие таких знаний и умений у студента-стоматолога, поскольку усвоение знаний представляет собой «центральное звено учебной деятельности обучающегося».

Знание языковых средств построения терминоси-стем способствует глубокому пониманию и прочному усвоению учебной информации и тем самым повышает эффективность учебной деятельности студента.

Профессионально-языковая компетентность студента характеризуется также уровнем ее сформирован-ности. Выделяют три таких уровня.

Первый, низший — знание значений отдельных тер-миноэлементов.

Второй уровень — умение определить основные признаки понятия по составу и расположению терми-ноэлементов в соответствующем термине, иными словами, умение получить целостное представление, о понятии исходя из знания значений каждого отдельного терминоэлемента.

Третий, высший уровень профессиональноязыковой компетентности — умение, исходя из термина, на основе знания значений каждого терминоэле-мента в нем, и основных признаков соответствующего понятия, определить положение этого термина в терми-носистеме, его связи с другими терминами, а значит, и связи данного понятия с другими.

Таким образом, третий уровень, синтезируя, обобщая знания и умения первых двух, позволяет по термину установить место понятия в понятийной системе в области стоматологии. Под идеальной профессиональной речью следует понимать речь на профессиональную стоматологическую тематику при общении врача-стоматолога с врачом-стоматологом, а при общении на профессиональную тему врача-стоматолога и пациента, он должен обладать своеобразным «сниженным» вариантом профессиональной речи, Этим качеством дол-

жен овладеть студент стоматолог в процессе обучения.

Решая проблему более эффективного обучения учебно-научному и профессиональному общению, преподаватели должны делать упор на необходимость для студентов-стоматологов овладевать знаниями теории коммуникации, умениями и навыками установления и поддержания контактов в различных сферах и ситуациях взаимодействия друг с другом и пациентами. Умение общаться, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма.

Коммуникативная компетентность предполагает владение профессиональной языковой компетенцией, знание сведений в терминах, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между людьми, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.

Понятие «профессиональная коммуникативная компетентность», является интегральным понятием, включающим такие умения, как умение свободно владеть репертуаром профессиональных речевых жанров, умение правильно использовать профессиональную стоматологическую терминологию, этикетные речевые средства общения, умение четко знать и выполнять свою «социальную роль» в профессиональном общении, умение использовать основные риторические правила и приемы при создании текста стоматологического востребованного жанра и умение правильно использовать язык как систему.

Кроме того, профессиональная коммуникативная компетентность должна опираться на базу, которую составляют коммуникативная компетентность общения, включающая знание о языке, речи, стилях, сформированные умения построения определенного речевого высказывания.

Под исследовательской компетентностью студентов мы понимаем интегральное личностное образование, отличающееся устойчивой мотивацией. Оно формируется в процессе учебной и научной исследовательской деятельности студентов и выражается в наличии у них знаний об организации исследовательской деятельности, владении специальными умениями и навыками, опытом творческой деятельности, обогащении субъективного опыта личности в целом, что является необходимым условием для их личностно-профессионального развития. Многие студенты затем поступают в аспирантуру, поэтому они должны быть подготовлены к научной деятельности. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательской компетентности студентов, способствующей высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании.

Уровень исследовательской компетентности студентов зависит от организации специально ориентированного образовательного процесса вуза, эффективность которого обеспечивается при моделировании и реализации следующих условий:

— педагогическая поддержка в овладении студентами исследовательскими знаниями, умениями и навыками;

— насыщение практических занятий исследовательскими и творческими формами работы;

— реализация и обогащение личностного потенциала студентов средствами личностно развивающих технологий обучения.

Как показывает зарубежный опыт и опыт развития отечественной стоматологии, важнейшим условием построения рациональной подготовки студентов-стоматологов является разработка единых критериев профессиональной компетенции специалиста.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1 Вязьмин Аркадий Яковлевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., Клюшников Олег Владимирович — ассистент, к.м.н., Подкорытов Юрий Михайлович — доцент, к.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.